Это финал серии обзоров на мультиметры для любительской мастерской, опоздавший на полтора года. Сравним мультиметры из разных ценовых категорий, постараемся разобраться чем мультиметр за 20$ лучше мультиметра за 200.
Много букв, очень много картинок.
Зачем он написан? Несколько лет назад я довольно много информации почерпнул с mysku и подобных ресурсов, и эта серия обзоров своего рода «возврат добавленной пользы».
Этот обзор — результат моих личных изысканий для поиска оптимального мультиметра для домашней мастерской.
История болезни.
Использовал я ZT301 и в ус не дул, после UniT UT33C это был явный шаг вперед и все меня устраивало. Пока из-за высокого падения напряжения, при измерении тока, я не просчитался с выбором БП, оказалось, что на шунте падало около двух вольт!
Конечно, после этого случая, был приобретён специальный шунт, и отдельно Owon B41t+, после обзора на него joe smith болезнь начала развиваться лавинообразно, сейчас я владею доброй дюжиной мультиметров, но все еще продолжаю их приобретать.
Постановка задачи
Сразу определимся, что мы ищем домашний, «настольный», мультиметр, который не предназначен для суровых условий, агрессивных сред или других рабочих дней недели.
С моей точки зрения, важно упомянуть, что не имеет особого смысла рассматривать мультиметры в отрыве от общего оснащения домашней мастерской, как-то: осциллограф(ы), функциональные генераторы, блоки питания, паяльные станции, системы дымоудаления и т.п. Покупка любого инструмента — это в первую очередь, «инвестиция» призванная расширить возможности домашней мастерской. И с этой же точки зрения имеет смысл сравнивать между собой приборы разных классов.
К сожалению протестировать все приборы невозможно, поэтому я сделал попытку взять «каждой твари по паре», то есть по мультиметру из каждой экологической ниши.
Участники и важные параметры
Так как планируются сравнения, то чтобы не растягивать сравнительные таблицы будет удобно разделить приборы на группы.
Бюджетные приборы
Zotek ZT102 — 20USD
Компактный мультиметр, один из многих представителей мультиметров построенных на DTM0660.
Приобретен в незапамятные времена, мне достался в обмен на ZT219, сейчас живет в машине, почти никогда не используется.
Bside ZT301 — 20USD
Также мультиметр построенный на DTM0660.
Выступает, в том числе, и за ZT101, ZT109, RM10(1|2|9), ANENG AN800(1|2|9)
Мой первый приличный полностью автоматический мультиметр, куплен 5 лет назад на ebay, по наводке с mysku
Zotek ZT219 — 30USD
Более продвинутая версия, видимо построен на DM1106EN — разновидности DTM0660.
Его так же можно обнаружить под именами RM219, AN870. Куплен ради этого обзора, пользовался я им всего пару дней.
Uni-T UT-61E — 45 USD
«Народный» мультиметр. Сегодня «защищает честь» семейства мультиметров построенных на Cyrustek ES519*2, например
Owon b41T+, обновленная версия
Uni-T UT-61E+ , также
VICTOR 86E, MASTECH MS8240D.
Куплен для этого обзора больше года назад. Сейчас работает массогабаритным макетом мультиметра в обзорах на мультиметры.
Owon B41t+
Кроме того, до него у меня был Owon B41t+, который был заменен на Brymen BM869s.
Мультиметры электрика\инженера по обслуживанию промышленных систем
Uni-T UT210E — 40 USD
Токовые клещи, в обзор добавлены просто ради интереса.
Куплены 6 лет назад на amazon, как самые маленькие клещи с DC, нужны редко, но когда нужны — незаменимы.
Fluke 107 — 90 USD
Самый маленький Fluke.
Куплен больше года назад на распродаже, как мультиметр в авто. Я обнаружил смещение при измерении DC и больше его не использую.
Brymen BM235 — 90USD
Просто средний мультиметр для промышленного использования.
Был подарен мне больше года назад, сейчас живет на стройке, отличный мультиметр.
Fluke 17b+ — 110 USD
Бюджетная серия Fluke.
Куплен для этого обзора больше года назад, как самый доступный Fluke, с надписью, собственно, Fluke.
Сейчас не используется.
Приборы немного получше.
CEM DT-9939 — 100USD
Неплохо защищенный мультиметр от ОЕМ производителя CEM.
Был куплен в подарок, как прибор более высокого класса, я им пользовался всего несколько недель.
EEVBlog/UEI 121Gw — 210USD
Прибор для гиков, с максимальным количеством функций, результат коллаборации EEVBlog и UEI. Открытый исходный код, открытые схемы. Интересно, что HoldPeak HP-770D построен на том же измерительном чипе.
Прибор из первых партий на kickstarter, куплен на барахолке, за хорошие параметры на бумаге. Часто используется как второй, при записи, или при измерениях тока.
Brymen BM869s — 200/300 USD
Топовый прибор от ОЕМ производителя Brymen. Единственный в этом обзоре UL Listed CAT IV 1000V.
Куплен два года назад по наводке с mysku, мой основной прибор, быстрый и точный.
Fluke 287 — 500 USD
Топовый мультиметр от компании Fluke, бывают еще версии с встроенным тепловизором. В версии 289 добавлен LPF, LowZ и специальный режим для измерения сопротивлений до 50 Ом.
Куплен в прошлом году на барахолке для обзора и проверки идеи, что можно легко купить «вечный» флюк задешево. Самая проблемная покупка, подробнее есть в обзоре на него.
В качестве арбитра будет выступать
HP 34401a.
Представленная в 1991 году модель почти на три десятилетия стала стандартным оборудованием лабораторий, мастерских и автоматических тест-систем.
Несмотря на то, что в ноябре 2016 года Agilent объявил об окончании продаж, поддержка
не прекращена в конце 2021 года, но многие приборы в работе до сих пор.
К сожалению в обзор не попали
китайское переосмысление Fluke 287 от Uni-T и новенький Brymen BM789.
Количество отсчетов. Описывает разрядность дисплея, во избежание путаницы буду указывать в единицах. Brymen BM869s в DCV режиме позволяет добавить еще один знак, то есть получить число отсчетов равное 530000.
Базовая точность. Практически все измеряемые параметры, зависят от точности измерения напряжения.
TrueRMS Довольная полезная штука позволяющая измерять сигналы несинусоидальной формы, особенно актуальна в современных силовых системах построенных на полупроводниках и высокочастотных конвертерах.
TrueRMS.
Среднеквадратичное значение переменного тока определенной формы сигнала напряжения или силы тока соответствует значению параметра постоянного тока, вызывающего эквивалентный нагрев. Номинальные параметры таких электрических компонентов, как предохранители, шины, провода и термоэлементы автоматических выключателей, указывают в среднеквадратичных значениях тока, поскольку их главный ограничивающий фактор связан с рассеиванием тепла.
© Fluke.
Исходя из такого определения, наиболее правильным методом измерения было бы сравнение двух нагревательных элементов, один из которых нагревается от исследуемого сигнала, а другой от высокоточного источника постоянного напряжения значение которого нам известно.
Однако подобный подход в современных цифровых мультиметрах применяется редко.
Как правило, в современных DMM, используются специальные TrueRMS конвертеры, которые имеют ограниченный динамический диапазон (обычно для его оценки применяют т.н. Crest-Factor, т.е. соотношение пиковых значений к среднеквадратическим) и ограниченную полосу пропускания. Для недорогих мультиметров выделенный чип применяется редко, вместо него пользуются встроенными конвертерами, которые имеют более узкий ДД и полосу пропускания.
В нашем случае, все сложно, ни у одного прибора с TrueRMS, дешевле 100 долларов, кроме UT61E, нет выделенного TrueRMS конвертера, а обработка происходит программно и полоса ограничена примерно 1кГц. Практическая польза от такого диапазона немного сомнительна, но возможно это пригодится для измерения выходного напряжения каких-нибудь дешманских инверторов?
ΔREL — режим относительных измерений. Полезная вещь. К сожалению, у всех участников кроме HP/Agilent, CEM и Brymen вызывает блокировку автопереключения диапазона.
Барграф Эрзац-стрелочка в цифровом приборе, как правило, имеет частоту обновления на порядок выше, чем основное измерение, позволяет оценить динамику изменений. На CEM обновляется вместе с остальным дисплеем, то есть, в этом качестве, бесполезен. Второй бонус — в режиме Hold барграф будет продолжать обновлятся отдельно от основного измерения.
AC+DC Прибор умеет рассчитывать суммарное значение постоянной и переменной компоненты (это можно сделать и самому, взяв корень из суммы квадратов AC и DC). BM869s, Fluke 287 в дополнение к значению еще умеют показывать одну из компонент по выбору.
MIN/MAX запись минимального и максимального значения. Fluke 287 показывает не только значения, но еще и время их захвата, и делает это одновременно, на многострочном экране.
AVG В дополнение к предыдущей функции рассчитывает среднее значение. Так как в подавляющем большинстве ручных мультиметров нет возможности влиять на время интеграции может использоваться для борьбы с шумами.
Peak Режим захвата пиковых значений (как правило длительностью до 1мс), бывает полезен для оценки переходных процессов без осциллографа.
LPF Фильтр нижних частот. Позволяет ограничить пропускной диапазон. Полезен для работы с частотными преобразователями и различными инверторами.
Измерение температуры Видя мультиметр без функции измерения температуры можно задаться вопросом «ну что вам стоило-то, ведь режим измерения милливольт уже есть?». Однако, все не так просто. Дело в том, что нам нужно знать температуру «холодного спая», а для этого нам нужен термодатчик, не во всех измерительных чипах он есть. Само напряжение очень низкое, для термопар типа K принято считать, что в среднем каждый градус разницы дает 41 микровольт на клеммах термопары, и обычно приходится этот сигнал усиливать. Например, в
Fluke 17b+ этим занимается отдельный внешний ОУ.
Кроме того, большинство термопар весьма нелинейны и требуют некого математического аппарата для компенсации или таблицы в памяти.
Характеристика и поправочные коэффициенты.
CAT рейтинг.
Мы уже условились, что мультиметр домашний, поэтому как таковой уровень CAT нам не так важен, а вот выбор производителя соврать или вложиться в безопасность может служить общим индикатором качества исполнения прибора.
Например, HP, а позже Agilent не стесняется заявлять CAT II 300 V, Fluke сообщает 600V CAT III, имеющий сертификат от Intertek (не UL, но тоже ничего) Uni-T UT210E честно пишет CAT III 300V, но ушлый дядюшка Ляо не брезгует 600V CAT IV.
Правда, существует способ проверки без покупки прибора, так сказать, документальный. Если прибор не тестировался одной из независимых лабораторий (например UL, ETL, TUV, Intertek) и не имеет сертификата, то рейтинг, скорее всего, поддельный.
Эргономика и комплект поставки.
Щупы
С моей точки зрения, для работы с электроникой лучше использовать позолоченные щупы, они практически не окисляются.
Про окисление
Большинство производителей не считают это проблемой, но вот история из моей, так сказать, практики.
Как и у многих пользователей робота-пылесоса Roborock S5 у меня сдох самовосстанавливающийся предохранитель, что не давало батарее нормально заряжаться, а роботу работать. Такие предохранители не всегда уходят в обрыв, часто у них повышается сопротивление, соответственно метод диагностики — проверить сопротивление элемента, в норме до 0,15 Ом. Старый предохранитель был явно неисправен, однако новый тоже, и следующий за ним. Я уж было подумал, что продавец прислал десять мертвых предохранителей, оказалось нет.
Вот мои щупы от Fluke 115.
Выглядят хорошо, а вот работают не очень, для сравнения несвежий ProbeMaster 8017.
Мне стало интересно насколько нестабильны измерения, тут еще нужно учесть, что у 287 выше тестовое напряжение, что может помочь с пробитием оксидной пленки.
Про износостойкость позолоты.
Это мой щуп от BM235, этот пару десятков раз побывал в пружинных клемниках типа Wago 773, пережил уже пару КЗ и, в целом, выглядит неплохо.
Хорошие щупы стоят от 10$ (Например Brymen BL21S2-T4SC), отличные от 25$, поэтому не стоит ждать от мультиметра стоимостью менее 100$ чуда.
Щупы от
ZT301, ZT102 фактически близнецы-братья, провод коротковат, в меру мягкий как для ПВХ, сами ручки тоже не длинные, сделаны из жесткого пластика, серая часть гнется, но на штекере нет никаких разгрузочных пружинок, пластик жесткий.
У
ZT219 очень неплохие щупы в комплекте, не силикон, без позолоты, но мягче, длиннее и пластик уже немного похож на резину.
UT61E был куплен на распродаже в позапрошлом году и продавец положил пару щупов «под позолоту», это не силикон, но как подарок — неплохо.
Родные щупы тоже ничего, пластик текстурный, есть разгрузка возле штекера.
UT210E это в первую очередь клещи, щупы тут скромные, пластик текстурный, ручка неплохо гнется, есть небольшие разгрузки на ручке и на штекере, провод жестковат.
С недорогими
Fluke 107, 17b+ поставляются Fluke TL75, по качеству чуть лучше комплектных щупов от ZT301, провод жесткий, ручка из резиноподобного пластика, в руке почти не скользит, та сторона, где выходит провод не особо гибкая, возле разъёма «пружинка» призванная разгрузить сгиб немного гнется.Колпачок для CAT III сидит хуже, чем на нонейме за пару баксов.
Весьма прискорбно для щупов за 30 долларов, мало того, такие щупы вам положат также и к Fluke 117(210$), 179(350$), и даже к 87V(470$) (если только вы не в европе, тогда дадут нормальные силиконовые TL175 TwistGuard).
В зависимости от комплектации Brymen к
BM235, BM869s может положить ПВХ-щупы без резьбы или силиконовые с резьбой.
И те, и другие с позолотой, ручки очень хорошо гнутся, с обеих сторон развитые разгрузки, даже ПВХ провод мягкий. Раньше были так же в комплекте с
121GW, сейчас Дэйв больше не комплектует 121GW щупами от Brymen заменив их на щупы UEI.
У
CEM DT9939 обычные щупы для электрика, звезд с неба не хватают, позолоты нет, не силикон, гнутся средне. Зато у них есть два резиновых валика на штекере, для IP-рейтинга.
У меня к
Fluke 287 шли Fluke TL175, красный пластик жесткий, пальцы на нем скользят, черная часть резиновая, разгрузки и у ручки и у штекера хорошие, интересная идея с выдвигающимся колпачком, но это щупы скорее для электрика, именно такие щупы я бы ожидал у серий 110 и выше.
Размер
Подставка
В этой группе ZT219 единственный имеет внешний башмак и скользит меньше всех, все приборы приходится придерживать второй рукой при переключениях, UT61E и ZT219 можно не придерживать при нажатии на кнопки. Место под щупы сзади есть только у ZT219.
У сотой серии fluke используется очень интересное решение (которое правда, не удобно переносить с собой) — отдельная полоска из кожзама с магнитом, на фото показано только одно из возможных положений. За счет такой широкой базы и очень легкого переключателя 107 не скользит, не норовит упасть, при переключениях, но нажимать на кнопки приходится двумя пальцами — одним придерживаем прибор, вторым нажимаем. У 17b+ и BM235 более жесткие переключатели, они не падают, но усилие приходиться придавать большее, кнопки нажимаются одним пальцем\рукой.
У этой группы никаких вопросов, приборы массивные, подставки довольно широкие, их резина хорошо цепляется за поверхность.
Экран
Все фото дисплеев сделаны под разным ракурсом, с разным освещения и не могут напрямую сравниваться между собой.
Дисплеи ZT102 и ZT301 отличаются только дисплеем, на обоих задействованы не все значки, оба немного выцветают при взгляде сверху, подсветка отключается через 2 минуты, экраны обновляются примерно 3 раза в секунду.
Фото экрана zt219 было утеряно армейским способом, поэтому прийдется взять фото из интернета (спасибо автору lygte-info.dk). Дисплей побольше, контраст немного получше, при взгляде сверху почти не выцветает, подсветка так же горит 2 минуты, скорость обновления те же ~3 раза в секунду.
У ut61e относительно маленькие цифры, нет подсветки, чуть ниже скорость обновления экрана, но зато есть барграф, который обновляется 30 раз в секунду.
У ut210 экран под стать прибору — небольшой, подсветка горит издевательские 14 секунд, часто проще ее не включать, а воспользоваться фонариком. Обновляется все те же 3 раза в секунду.
Fluke 107 обновляется 3 раза в секунду, подсветка горит 2 минуты, авто отключение можно отключить.
Экран BM235 имеет молочно-белую подсветку, которая горит 10 минут, в режиме прозвонки, кроме бипера, прибор еще будет мигать подсветкой. Показания обновляются 3 раза в секунду.
Fluke 17b+ имеет крупный дисплей, подсветка не очень яркая, горит две минуты, автоотключение можно отключить. Обновляется те же 3 раза в секунду.
CEM DT-9939 имеет аж три строки, к сожалению, в большинстве режимов они никак не задействованы, барграф бесполезен, длительность подсветки можно настроить в меню. Показания обновляются 2 раза в секунду.
У EEVblog 121Gw есть вторичный дисплей, который в большинстве режимов, используется для вывода внутреннего термометра и меню. Авто отключения подстветки нет. Экран обновляется 5 раз в секунду, bargraph, по-видимому, 40.
Brymen BM869s использует второй дисплей намного разумнее, он доступен в большинстве режимов, однако в некоторых прийдется выбирать между дополнительной функцией и барграфом. Подсветка горит 255 секунд. Основное измерение обновляется 5 раз в секунду, барграф — 60 раз в секунду. Для измерения постоянного напряжения можно активировать режим 500 000 отсчетов.
В связи с наличием графического режима у Fluke 287 используется собственно графический дисплей, на котором можно отобразить столько значений, сколько нужно. Обратная сторона такого дисплея — низкий контраст, при быстрых изменениях на экране еще видны следы предыдущего измерения, основное измерение обновляется 4 раза в секунду. Барграф «двусторонний» и обновляется 30 раз в секунду, в отличие от предыдущих приборов Hold блокирует так же и барграф, однако текущее значение будет выводиться мелким шрифтом в самой верхней строке. Подсветка двухуровневая, таймер настраивается в меню.
Управление
Интерфейсы
ZT102 и ZT301 в целом похожи, но у ZT102 нет кнопок REL, MIN/MAX, HZ/%, и ручного переключения диапазонов.
Переключатель
ZT219 довольно логичный, не перегружен, лично мне выделенный режим DCV более удобен, чем переключение кнопкой, это же относится ко всем прибор без разделения на DCV/ACV.
UT61E использует похожую схему, но кнопка выбора функции просто переключает AC/DC и измерение емкости вынесено на отдельную позицию.
Fluke 107 имеет очень хороший переключатель, управление максимально простое, режим измерения емкостей вынесен на отдельную позицию
Uni-T UT210E специализирован под управление одной рукой и достаточно удобен.
Fluke 17b+ обладает очень хорошим переключателем, интерфейс так же интуитивный. Есть специальная лампочка предупреждающая про повышенное напряжение, но она может гореть и во время измерения частоты.
Переключатель
Brymen BM235 имеет дополнительный выступ для переключения его большим пальцем одной руки, набор режимов хорошо сбалансирован кроме того прибор запоминает последний выбранный режим
У
CEM DT9939 интересный переключатель с OFF посередине, это позволило добавить дополнительный режим 4-20мА (довольно бесполезный, учитывая что у него есть два дополнительных дисплея и можно было бы задействовать один из них для отображения %), так как у мультиметра есть память то есть и дополнительные кнопки для управления. Проблема в том, что без чтения инструкции этими функциями пользоваться невозможно.
121Gw был создан при участии Dave «eevblog» Jones, который любит пожаловаться на не интуитивные интерфейсы, тем удивительнее то, что функции 1kHz и включения Bluetooth включаются не теми кнопками, над которыми присутствует надпись, выяснить это можно только читая инструкцию. Дополнительное положение OFF удобно, я часто им пользуюсь. Прибор запоминает последний выбранный режим.
У Brymen
BM869s аж 5 режимов для измерения напряжения и каждый из них имеет подрежим, прибор запоминает последний выбранный режим. Интерфейс интуитивно понятный, чтения инструкции не требует.
Селектор
Fluke 287 выглядит не перегруженным, но на самом деле у каждого положения селектора куча подрежимов, которые нельзя включить напрямую(кроме режима прозвонки, в этом режиме задействована обычно пустующая клавиша F3), а только через меню, прибор не запоминает последний включенным режим. С моей точки зрения, клавиши перемещения по меню можно было бы использовать более практично, так же как и обычно пустующую F3 и бесполезную Info. Зато у него есть отдельная клавиша включения. Интерфейс интуитивно понятный, инструкции не требует, но при использовании «непрямых» функций неудобный.
Гнезда
У zt102, лично мне, не нравится использование V так же и для режима мА.
У всех мультиметров в этой группе гнезда сделаны просто из гнутой полосы и удерживаются как бы на консоли из контакта идущего к плате.
Разъемы zt102 и zt302 плохо удерживают штекер в гнезде, применение «родных» щупов с коротким штекером вроде бы уменьшает длину рычага, но за счет крайней дубовости общую ситуацию никак не улучшает. У zt219 ситуация немного получше, прибор еще новый, однако, при регулярном использовании можно ожидать этой проблемы и у него. У ut61e такой проблемы похоже нет, несмотря на похожую конструкцию, штекер сидит чуть лучше и не норовит выскочить.
Несмотря на «не полную» посадку у ut210 и обоих Fluke проблем с фиксацией нет, в bm235 штекеры заходят на полную глубину и сидят как влитые. У всех приборов, кроме Fluke 107, здесь используются отдельные, цельные, блоки разьемов.
У «продвинутой» группы, как и можно было бы ожидать, никаких проблем с гнездами нет, сидят крепко, никуда не выскальзывают, у Fluke 287 вставляется немного не до конца, но работе это не мешает.
Практические измерения
Внутри UT210E как-то раз потекли батарейки, он не особо пострадал, но каким-то способом электролитом залило входной резистор, который находится с другой стороны от щелей в батарейном отсеке, остальная плата не пострадала. Плата была отмыта ацетоном и специальной смывкой, однако это могло повлиять на точность, поэтому во всех таблицах UT210E будет со звездочкой.
OFF - мультиметр выключен
Казалось бы, ну какой же это режим? Я так тоже думал, пока не поймал на блоке питания ограничение по току во время проверки линейного стабилизатора; дело в том, что исследуя неизвестный компонент я завел привычку ограничивать максимальный ток, чтобы уменьшить случаи выпускания белого дыма. Итак, нагрузки не было, а ЛБП показывал превышение по току, однако буквально за полчаса до этого все было ОК, я уж было подумал, что стабилизатор сгорел. Позже, я решил измерить что-то еще, убрал подключенный к схеме мультиметр и все вернулось на круги своя. Я никогда раньше не слышал, чтобы подключенный к схеме выключенный мультиметр давал хоть какой-то эффект и решил проверить все мультиметры на наличие такого эффекта.
Для этого я использовал ЛБП настроенный на 30В, и Fluke 287, как мультиметр с самым высоким проверочным напряжением.
Любопытно, что выключенный Fluke 287, в режиме измерения mV, тоже ведет себя не самым приличным образом.
Напряжение переменное
Сразу определим, где у нас -3dB точка. Интересно, что UT61E завышает амплитуду, а не занижает.
Как уже было упомянуто, в недорогих мультиметрах режим TrueRMS имеет весьма ограниченную полосу, с этой точки зрения дешевый Fluke не хуже. CEM разочаровал, внутри у него стоит AD636, который мог бы выдать полосу до 1МГц.
В качестве источника будем использовать
генератор из прошлого обзора, помогать ему будет трансформатор 12-220В, это накладывает определенные ограничения как на частоты, так и на форму сигнала.
Добавим еще дешевый автомобильный инвертор 12-220 с «шикарной» синусоидой.
Строго говоря, ограничений по полосе для дешевых мультиметров в инструкциях не указано, кроме UT61E для которого она определена в 10кГц. Несмотря на это он уверенно себя чувствует даже на 100кГц.
Эта группа предназначена для работы с переменным напряжением сетевой частоты, обычно до 440Гц.
Тут все неплохо, но спецификация с трудом помещается в таблицу.
Напряжение постоянное
ZT219 не может измерить больше 200мВ в режиме милливольт, однако, обладает дополнительным знаком в подрежиме 2В. Несмотря на то, что для ZT219 заявлена чувствительность до 1мкв, до 10мкВ он ничего не показывает.
У Fluke 107 нет режима измерения милливольт постоянного напряжения.
В этой группе слегка «заносит» CEM.
Прозвонка
Если исходить из некоторых комментариев — фактически самый важный режим.
Мне не хотелось сравнивать приборы «на слух», да и «быстро-медленно» у каждого свое.
Соберем простенький стенд из N-канального MOSFETа BS170, генератора и осциллографа.
Выставив частоту 0.5Гц будем уменьшать ширину импульса до тех пор, пока исследуемый прибор не начнет их пропускать.
Оба недорогих Fluke могли иногда регистрировать импульсы короче 20мс, но нестабильно, с «окнами» до десятка секунд. Частота опроса явно недостаточна.
У UT61E на щупах обратная полярность.
Bm869s перестал выдавать четкий «бип» при ширине меньше 6мс, но при этом продолжал без пропусков щелкать бипером вплоть до 120мкс.
У 34401А частота опроса 1000 раз в секунду, не удивительно, что надежно он работает при ширине импульса более 2мс.
Сопротивление
Все измерения проводились «за один заход», перед началом все переключатели сделали 5 полных циклов, по окончанию всех измерений магазин МСР-63 был перепроверен тем же 34401а и не показал никаких существенных отклонений.
У zt102 нет режима относительных измерений.
Проверка диодов
Фото ZT219 я, к сожалению, потерял. Большинство мультиметров без проблем зажигают белый LED, 121GW может выдать больше 15В проверочного напряжения. Fluke 287 выдает больше 5В, но покажет только до 3.1В.
Частотомер
К сожалению для частот выше 20МГц мой генератор ограничен амплитудой в 5В, или 1.8В RMS, для многих приборов увеличение амплитуды позволило бы отобразить большую максимальную частоту. Для обоих Brymen переключение на mVAC сказалось положительно.
Ток постоянный
BSide ZT301 не будет учавствовать в этом измерении, так как мне показалось, что шунт плохо пропаян, я туда залез и конечно же испортил калибровку.
Для Zoetek zt102 мне пришлось повторить измерения, так как я сначала не догадался как включить режим мА, повторные измерений проводились при той же температуре, что и оригинальные. В инструкции к нему запрещено подавать напряжение более 36В в режиме измерения тока.
ZT219 не может измерить ток больше 200мА в режим мА, пришлось переключить его в режим А.
У Fluke 107 присутствует только режим А.
У 121Gw диапазон 500мА присутствует только на разъеме А, что улучшает ситуацию с падением напряжения.
DC+AC
Данный режим есть только у четырех мультиметров. Так как эталона у нас нет, просто приведем результаты измерений.
Несмотря на то, что Fluke 107 укладывается в заявленную точность, его небольшое отклонение мозолит глаза, и, я видел минимум два обзора с такой же проблемой.
Fluke 287 практически во всех измерения демонстрирует хоть немного, но превосходящую точность.
Другие особенности.
Режим записи.
Память есть только у трех приборов, при этом 121GW не позволяет скачивать через bluetooth записанное на SD карту, а DT9939 имеет странный способ передачи.
Подключение к ПК.
Единственный прибор с комплектным подключением к USB — CEM DT9939. В комплекте к Uni-T UT61E формально тоже есть кабель, но в современный компьютер его подключать некуда, нужен отдельный переходник. В EEVBlog 121Gw установлен BLE-модуль, у некоторых компьютеров он уже есть на борту.
Время работы.
Не особо важная, как мне кажется, характеристика, ведь мы используем прибор для хобби, а не для ежедневной работы по 8 часов в день. Ожидаемое время работы получено простым делением средней емкости усредненных элементов питания на ток потребления, и может оказаться ниже, чем в табличке.
Для всех приборов с 9В батареей я без проблем использую без бустерные
Soshine 650mAh.
Разборка.
В отличие от обзоров на конкретные приборы, я не буду детально описывать компоненты, за этим лучше обратиться в обзоры по ссылкам в начале статьи.
Защита
Несмотря на то, что мы договорились, что защита нам не очень интересна, мне кажется, что этот вопрос нужно прояснить для широкой аудитории и понять что (или кого) и от чего (или кого) мы защищаем.
Про защиты
Внимание! Автор не разработчик мультиметров и рассуждает о них используя неспециализированные знания общей схемотехники.
В мультиметрах можно выделить следующие четыре вида защит.
Предупреждение пользователя.
Например про неправильно вставленные, для выбранного режима, щупы; о потенциально высоком напряжении; о севшей батарее и т.п.
Индикатор севшей батарейки есть у всех приборов, а вот проверка положения щупов только у нескольких. Кроме того некоторые приборы показывают индикатор наличия высокого напряжения, который, с моей точки зрения, бесполезен. А вот предупреждение о неправильно подключенных щупах могло бы уберечь несколько схем, да и предохранителей в мультиметрах.
Физическая защита.
Судя входят IP-рейтинг, способность переживать падения, вибрации, температуру, влажность и другие параметры окружающей среды.
CEM имеет рейтинг IP67, приборы подороже специальный бортик между половинками, всякие прокладки и чуть более толстый пластик, но для дома это все не имеет значения.
Электрические защиты в обычных режимах измерения.
Так как все измерения выполняются с помощью АЦП, то основная задача здесь — ограничить напряжение и ток на входе АЦП, это и будет основная электрическая защита.
Для примера рассмотрим входные цепи 121GW. PTC1 и PTC2 нам не интересны, они отвечают за LowZ режим.
Видно, что вне зависимости от выбранного режима, у нас на входе будет термистор, резистор и пара варисторов, наборы PTC3 + R16 + MOV1 + MOV3 и PTC4 + R17 + MOV2 + MOV3 дублируют друг друга, их и рассмотрим.
Пара варисторов MOV2 + MOV3 отвечают за ограничение входного напряжения на уровне 2 х 575 VAC ~ 1500 вольт пикового напряжения. Ограничивать ток через них помогают пара из резистора и термистора. Термистор нагреваясь будет увеличивать свое сопротивление снижая таким образом проходящий ток. Резистор, как правило, используется приличной мощности, surge rated. Вот они на фото, на нем же, справа, виден керамический резистор на 10МОм.
Далее по схеме виден супрессор D13 с напряжением пробоя 21В, вместо которого можно было бы поставить транзисторный ограничитель напряжения Q1+Q2 с напряжением пробоя порядка 8 + 0,7 = 9 вольт.
Кроме того, в некоторых режимах мультиметра сам выступает источником, и было бы хорошо его защищать отдельно, поэтому в приличных мультиметрах часто есть еще минимум один ограничитель, в 121GW тоже есть второй — пара Q3+Q5.
Конечно варисторы это не единственный вариант, некоторые производители применяют разрядники, вместо транзисторов можно использовать специальные диоды, вместо термисторов можно использовать самовосстанавливающиеся предохранители и т.п.
Рассмотрим несколько сценариев.
1. Неправильно выбран режим измерений.
Например мы ошиблись и решили «измерить сопротивление в розетке» (это примерно 310В пикового напряжения). Что произойдет? Произойдет пробой супрессора (ну или транзисторного стабилитрона), через PTC+резистор потечет ток, PTC нагреется увеличивая сопротивление и в итоге установится на неком безопасном уровне, до тех пор, пока оператор не переключит режим. АЦП при этом будет показывать перегрузку.
2. Высоковольтные импульсы.
Допустим мы измеряли напряжение на довольно крупном электромоторе (или даже реле, любая индуктивная нагрузка подойдет) и решили его отключить, не отключая мультиметр. В таком случае у нас есть отличная возможность получить резкий всплеск напряжения вызванный ЭДС самоиндукции, примерно так же работают катушки зажигания в автомобиле. Здесь нам пригодятся варисторы. При превышении их порогового напряжения они открываются, ограничивая максимальное напряжение. Как правило, их ставят несколько, чтобы увеличить их способность к рассеиванию тепла.
Кроме того, если импульс ниже порога срабатывания MOV, и достаточно короткий, чтобы термистор не успел нагреться, то транзисторам рассеять импульс на себе, в худшем случае что-то порядка 1500В / 2200 Ом ~ 0.7А.
Хотя бывает и так
Это защита выигранного на аукционе Fluke 187, видимо он находился в режиме измерения сопротивления, емкости, диодных переходов или прозвонки, судя по тому, что оба варистора разорвало, сгорел специально обученный резистор на 100к, PTC, обуглилась плата и оплавилась специальная пластиковая стеночка. Тут surge-rated резистор как крайняя мера, пожертвовав собой разорвал цепь.
Электрические защиты в режимах измерения с использованием шунтов.
Как правило в ручных мультиметрах для контактного измерения тока цепи используются внутренние шунты, в целом задача тут похожа — нам нужно ограничить максимальное напряжение на входе АЦП, но не только. Так как, в этом режиме мультиметр от кончика одного щупа, до кончика другого представляет из себя очень низкоомную нагрузку, и может послужить неплохим нагревателем.
Так же рассмотрим несколько примеров.
1. Неправильно выбран диапазон при измерении тока.
Представим, что у нас включен режим мкА (то есть мы используем шунт 1 кОм) и измеряем мы им ток 500мА, от идеального источника тока, это даст нам напряжение на шунте в 500В, АЦП конечно такой подлости не ожидает, и может выпустить белый дым, да и шунт будет не рад, ведь на нем будет рассеиваться 250Вт.
Чтобы такого не произошло нужно ограничить напряжение на шунте, и, соответственно, на входе АЦП.
Есть различные схемы, одна из самых популярных выглядит вот так.
Что тут происходит? Диодный мост позволяет реагировать на любую полярность, выстраивая цепь из двух диодов плюс сколько там еще добавил производитель. Это ограничит максимальное напряжение на входе АЦП и на шунте до 0,6В х (2+1) = 1,8В. Это самые обычные диоды, и они без проблем «переварят» 0.5А, предохранитель не сгорит, а прибор просто покажет перегрузку. Подобная диодная защита есть во всех представленных в обзоре мультиметрах.
2. Измерения тока существенно превышающее разрешенный номинал мультиметра.
Например мы решили измерить межфазное напряжение в ГРЩ многоэтажного дома, оператор ошибся и в итоге попытался измерить ток КЗ между фазами. Вообще говоря, это довольно плохая идея, не делайте так. В итоге удалось получить 4кА. Конечно, измерить прибор такое не в состоянии, предохранитель ГРЩ сгорит не сразу, а оператора нам жалко. Поэтому в большинстве нормальных приборов установлены скоростные предохранители с высокой размыкающей способностью (обычно 20кА) в керамическом либо композитном корпусе заполненным песком. Это позволяет погасить дугу и поглотить ее энергию без разрушения предохранителя, корпуса прибора или расплавления изоляции щупов. Предохранители zt102 выглядят как шутка, на них написано 250VAC, но в инструкции указано напряжение не более 36В и это больше похоже на правду.
На mysku уже есть
хороший обзор подобных предохранителей, и я уже «разбирал» предохранитель поменьше в
обзоре на BM235.
Однако, так как в Fluke 17b+ нет предупреждения оператора о неправильно подключенных щупах, я попытался измерить напряжение трехвольтовой CR2032 батарейки с щупом включенным в 400мА гнездо. Батарейка оказалась на удивление живой, а вот предохранитель больше нет.
Не откажем себе в удовольствии разломать еще один оригинальный Bussman. На удивление дома отсутсвовали одновременно 3 болгарки, дремель, сабельная и торцовочная пилы, и даже ручная пила по металлу куда-то делась, нашлась только наждачная бумага и маленький шуруповерт, но кого это останавливало? Внутри видно тонкий волосок предохранителя, песок и пластиковую рамку, на которой смонтирован сам элемент.
Мы договорились, что лазить будем не дальше розетки, ток КЗ там пониже, порядка сотен ампер, и, теоретически, у нас на каждой линии стоит автоматический выключатель с размыкающей способностью от 4.5 кА и скоростью срабатывания до 0.01с, так что и предохранители можно попроще. Довольно адекватная схема, как мне кажется.
Однако, в старом жилом фонде до сих пор встречаются автоматические выключатели без электромагнитного расцепителя, или по-простому, «пробки». Применение таких защитных устройств не лезет ни в какие ворота и их нужно заменить в приоритетном порядке.
Платы zt102 и zt301 похожи как братья-близнецы, размер элементов у zt102 немного меньше, предохранители вызывают нервный смешок. Монтаж односторонний, плата пустая как барабан, одинокий транзисторный стабилитрон и PTC видимо необходимы для автовыбора диапазона, иначе обошлись бы и без них.
В zt219 к жизненно необходимому минимуму добавили внешний ИОН, часть резисторов в делителе заменили на более термостабильные MELF резисторы, поставили предохранители пожирнее, но на 250В.
У Uni-T Ut61e уже все почти «как у взрослых», монтаж двусторонний, установлен отдельный TrueRMS конвертер AD737J, отдельная же резисторная сборка делителя и даже присутствует экранирование, используются «брендовые» AsianFuse правда почему-то британского стандарта BS1362 и все еще на 250В. Есть 3 PTC, и даже 4 места под MOV/SG (SG значит Spark Gap — искровой разрядник)
У Uni-T Ut201E все еще лучше, 3 MOV, 2 PTC, пара транзисторов в конфигурации стабилитрона, входной резистор уже состоит из 4 по 2.5МОм, монтаж так же двусторонний, но на обратной стороне всего пару элементов под дисплеем.
Fluke 107 — компактный прибор, однако производитель использовал все необходимое для CATIII 600V, входной резистор набран из 7 SMD, но присутствует и 2 MOV, PTC, «ограничительные стабилитроны», керамический высоковольтный резистор и высоковольтный же конденсатор для режима AC. Так же в корпусе предусмотрены «стеночки» для более надежного разделения высоковольтных секций.
Элементов у BM235 много, но вместо двустороннего монтажа (на обратной стороне только два выводных резистора, которые все равно не могут быть установлены SMD Pick-n-Place машиной) производитель прибегнул к использованию второй платы, на которую вынес первичную защиту — керамические резисторы рассчитанные на 1000В, 3 MOV, 2 PTC, пара 5М резисторов для определения того включено ли что-то в гнезда измерения тока. На основной плате остался большой керамический резистора на 10МОм и транзисторные ограничители, очень большое количество пазов в плате, для отделения потенциально высоковольтных цепей.
Для Fluke 17b+ производитель применяет односторонний монтаж, с обратной стороны платы только 7 SMD последовательно соединенных резисторов заменяющих один высоковольтный и одинокий светодиод предупреждения о потенциально опасном напряжении. В остальном вход похож на модель 107 — 3 MOV, PTC, высоковольтный керамический резистор и высоковольтный конденсатор. Видны все те же изоляционные «переборки» выполненные как часть основного корпуса. Прибор бюджетный и платформа немного устаревшая, режим измерения температуры требует отдельного усилителя, для считывания кнопок и режимов нужно применять внешние декодеры.
У CEM DT9939 радиомодуль и модуль экрана выполнены на отдельных платах подключенных к основной. В целом элементы распаяны только с одной стороны, исключая несколько элементов под платой экрана и 3 пары MOV и PTC с обратной стороны от щупов. На входе все неплохо, 6 MOV, 3 PTC, 3 пары транзисторов в режиме ограничителя, 3 высоковольтных керамических резистора.
Это мультиметр на устаревшей платформе — используется большое количество элементов для калибровки. Есть экранирование, делитель напряжения выполнен отдельным модулем, есть хороший выделенный TrueRMS конвертер, мультиплексоры, усилители, отдельный ИОН и т.п. Качество пайки вызывает нервный тик.
У 121Gw все основные элементы размещены на одной стороне, на обратной стороне плат только ARM-чип, пара мелких резисторов и все. Есть все необходимые пазы в платах, отливки на корпусе для дополнительной изоляции, задняя часть корпуса так же экранирована. Входные цепи содержат 2 PTC, 3 MOV немного уменьшенного размера, два больших керамических резистора, отдельно расположен 10МОМ резистор на керамической подложке, вместо второй пары транзисторов в режиме ограничителя напряжения, в моей версии платы, применен супрессор. Еще пара PTC используется для LowZ-режима. Несмотря на то, что это мультиметр «свежего» дизайна, на плате много мультиплексоров, переключателей, конечно есть отдельный TrueRMS конвертер и ИОН, BLE модуль применен готовый.
Brymen BM869s выполнен на двух отдельных платах, это единственный CATIV 1000V мультиметр в этом обзоре, видимо поэтому так развита система перегородок возле гнезд. Переключатель режимов производитель реализовал на каждой плате отдельно. Вся задняя стенка представляет из себя большой экран, дорожки для измерения тока дополнительно пропаяны. Монтаж односторонний, верхняя плата крепится винтиками с метрической резьбой и шайбами, винтики закручиваются в специальные металлически втулки. На этой плате только основной контроллер и EEPROM для хранения калибровок и последнего использованного режима. Нижняя плата имеет дополнительный экран измерительной части, там находится делитель напряжения, измерительный чип и На входе используются два по два последовательно соединенных керамических высоковольтных резистора, 2 PTC, 3MOV. Отдельно для обнаружения подключения к токовым гнездам стоит высоковольтный керамический резистор. Большой коричневый высоковольтный конденсатор нужен для режима AC. TrueRMS-конвертер в металлическом корпусе — AD636JHZ. Как и у других приборов этого класса много внешних компонентов — ИОН, мультиплексоры\переключатели, усилители и т.п.
Fluke 287 достаточно крупный прибор и производителю удалось разместить все на одной плате. Плата накрыта съемным экраном их токопроводящего пластика, обратная сторона платы закрыта таким же экраном, который заодно удерживает дисплей. Переключатель режима так же двусторонний. Так же применяется разделение цепей между собой при помощи пластика корпуса, на входе 3 MOV, 2 PTC, 2 высоковольтных керамических резистора. Так же видно большое количество вспомогательных элементов, делитель напряжения на керамической подложке, ИОН, усилители, конвертеры, мультиплексоры и т.п. На обратной стороне «цифровая часть» — основной МК, чипы памяти, одинокий аналоговый переключатель, светодиод и два фототранзистора для определения подключений к гнездам оптическим методом, там же привычный уже составной из 6 SMD компонентов резистор и диодный мост для защиты в режиме измерения тока.
Итого.
Я надеюсь мне удалось немного осветить вопросы качества и внутренней схемотехники, которые влияют и на ценообразование.
Как уже было сказано в начале обзора, всегда есть смысл рассматривать приобретение мультиметра исходя из текущего оснащения и задач мастерской.
Часто бывает что нужно измерять два параметра одновременно, поэтому комбинация «средний прибор + бюджетный прибор» мне кажется более предпочтительной чем «один топовый прибор».
Почему дорогие Fluke такие дорогие?
Очевидно потому, что их покупают. :)
С моей точки зрения можно выделить следующие особенности.
- «Пожизненная» гарантия на некоторые модели. (7 лет после снятия модели с производства, но не менее 10 лет).
- Ремонтопригодность, любую запчасть можно заказать.
- У флюка свои метрологические лаборатории, кроме того, они производят калибраторы и другие приборы для метрологии. Видели калибраторы или эталоны от ANENG или Uni-T? Кроме того любая метрологическая лаборатория может откалибровать ваш прибор, процедуры доступны и автоматизированны.
- Fluke был на рынке ручных цифровых мультиметров… всегда. Поэтому, любой менеджер знает, мультиметры какого бренда покупать.
- Многие модели производятся не один десяток лет. Посмотрите на EX27 — в приборе за 600 баксов даже нет TrueRMS, несмотря на то, что внутри есть приличный TrueRMS конвертер, и он до сих пор продается. Для потребителя это означает, что инструкции и таблицы составленные во времена, когда еще не было TrueRMS в ручных мультиметрах можно не обновлять еще пару десятилетий.
- Из того же следует, что по этим моделям есть метрологические данные за десятки лет.
Все это очень важно для некоторых организаций и позволяет сэкономить огромные деньги, на фоне которых тройная цена на мультиметры — копейки.
Однако, ничего из вышеперечисленного нам, как бытовым пользователям, не интересно. Кроме, разве что, мистического флёра «особого» качества, но как его измерить — вопрос.
Про самый лучший мультиметр
Как ни парадоксально, но последние полгода, я чаще всего использую Fluke 287. Дело в том, что у меня все еще нет отдельной мастерской, так что для приборов выделен уголок на рабочем столе и половина полки в подсобке, там как раз происходят долгосрочные измерения. Так получилось, что все удобные щупы и часть приборов (например 121Gw, чехол от которого на фото, на самом деле, внутри пустой) переехали туда.
У 287 хуже щупы, он довольно долго включается и жрет батарейку, так что он постоянно лежит на осциллографе. Парадокс заключается в том, что именно из-за этого он оказался единственным мультиметром на столе со щупами поэтому пригоден для «быстрых» измерений. Я выяснил, что пока я разматываю щупы и переключаю режим он как раз успевает загрузиться.
Эта часть была написана за несколько месяцев до публикации. Последние же несколько месяцев у меня на столе «живет» Fluke 17B+, звезд с неба он не хватает, но для проверки батареек в термометрах сойдет.
Так что, видимо. лучший мультиметр это тот который у вас есть под рукой.
HP-770D интересный, думал там все как hp-700hd ерундовый, а он вон какой оказался.
1) главное самое это правильная крутилка которая служит долгие годы и не вносит погрешности, у дешевых китайцев это не выполнимо
2) мгновенная прозвонка менее 100ms задержка
3) средняя точность измерения сопротивлений
итог0: больше от мультиметра ничерта не надо, на остальное есть ослик
В новых b41t тоже косяк вроде исправили (прям молодцы, поддержка со мной переписывалась, когда я им предъявил косяк по гулянию показаний). Но сама крутилка в b41 весьма ненадёжная, к сожалению.
PS: Открыл сейчас схему, не совсем верно написал, тестовый сигнал тоже проходит через крутилку, но точка измерения подведена к гнезду отдельно, за счет чего сопротивление контактов крутилки не влияет на результат. Судя по схеме, и сигнальная земля соединяется с землей у гнезда.
А вот как у референса — это у b41t+ было. Причем два контакта крутилки входили в измеряемое сопротивление. Одно сопротивление контактов легко фиксилось, а вот переключение земли не обойти.
Схема ut61e
Тот же B41t+ лежал на столе и через пару месяцев вдруг не контачит одна пара в крутилке, не измеряет сопротивления. Вообще самый надежный пока PeakMeter, жаль спалил что-то в нем, подключив неразряженный кондер. Измерение больших емкостей больше не работает, а методом тыка менять защитные транзисторы по одному лениво (первое на замену, что приходит в голову).
Вообще, если бы у нового ut61e+ был бы аналогичный ноль при замерах сопротивления, как у старого, я бы свой набор из b41t+ и ut61e+ считал бы 100% достаточным для себя. Быстрые, есть и max/min, и peak, есть регистратор с блютус, если что, можно два значения регистрировать и/или передавать на комп (с учетом peakmeter с USB даже три).
всему, как обычно, свое место.
Платы (защита) у Ut61e/ Ut61e+ различаются от рынка предназначения.
Вообще у Uni-T есть совсем «недорогие Fluke» — это модели UT15B PRO и UT17B PRO. На распродаже 11.11, пара продавцов, их продавали очень недорого. Там платы с защитами.
Есть модели с IP65 — это UT191T и UT191E.
Для домашних ремонтов крутые мультиметры совсем не нужны. Там больше нужна хорошая прозвонка и удобные щупы. Для дома силикон и пара щупов с тонкими иглами.
Но мультиметры это иногда очень заразно. У самого несколько штук.
Из массового применения такие тонометры уже ушли, но из-за исключительной точности и стабильности применяются в особо ответственных целях типа клинических исследований.
Точность в пределах нормы, если сравнивать со взрослыми. При этом не нужно три руки иметь, чтобы на весу что-либо проверить.
Очень удобный, меньше пачки сигарет. Карман не тянет. Наличие 220, 24, 12 V показывает, пищалка почти не тормозная, сопротивления 4.7, 2.4, 47… тоже мерит вполне безошибочно. Настолько полюбил, что даже магнит внутрь приклеил, чтоб на металлические шкафы вешать для удобства.
Офигенная штука. Минус только один — очень быстро изнашивается переключатель, и после этого неремонтопригоден.
Случайно поставил плюс, но я не согласен с вами.
Все три лежат перед глазами и мучаюсь какой выбрать.
Что из них взять себе?
— Дорогой Дедушка Мороз…
P.S. там же стоит немного другой чип, ES232 от Cyrustek, который на 30к отсчётов. Он хоть вроде из кагорты, да не очень.
Это так получилось случайно или это осознанный выбор и личная неприязнь к ручным мультиметрам?
Я 11.11 заказал, в домашнюю коллекцию, ручной мультиметр UT39E+.
За обзор спасибо, работа большая, прочитал с удовольствием.
а в щитовой ни тот ни другой не нужны. там не пригодится то за что мы любим 61е, а значит нечего его туда и нести. туда нужно брать что-то простое и защищенное
Запасаемся попкорном…
барграф — далеко не игрушка, и те кому нужно видеть быстрые изменения параметров это оценили уже очень давно. я лично пользуюсь им постоянно и действительно готов за него переплачивать. по точности — ок, согласен. хотя мне почему-то казалось что у 61е тоже 0.05% базовая
61е я покупал в своё время за 45 баксов. 219 никогда не стоил 15 баксов насколько я помню ;) впрочем, даже если стоил — появился он сильно позже чем 61е, так что да, всё течёт, всё меняется, и если барграф не нужен — это отличная альтернатива. а вот с быстрым барграфом альтернатив нет.
были у меня оба и 61Е и 71С, продал. не помню уже как оно было. единственный косяк который напрягал в 71с — тормозная прозвонка. в остальном оба вроде устраивали.
ради интереса качнул мануал на 219. чет там совсем скудно по инфе. не нашел сколько на щупах при проверке диодов, также нет инфы по частотному диапазону при замерах на переменке.
вот только посмотрел мануал на 61Е. на щупах при проверке диодов 2.8В.
оба эти мульта были у меня но я не помню каких либо проблем в этом плане.
по частотному диапазону 61-й ну точно до 1КГц без проблем брал. с прозвонкой наверняка 219 и рядом не валялся с 61Е. интерфейсы для подключения к компу у обоих.
61Е отличный, быстрый, недорогой мультиметр.
наверно за цену 61Е и можно купить три 219-х. А стоит ли 219 покупать? ИМХО он совсем не ровня 61-му. поэтому и стоит дешевле.
Вообще-то 10 кГц (только 61E(E+), если быть точным. Но что 100 Гц, что 10 кГц — всё одно. Даже в импульсном БП не измерить — там частоты сильно выше. Для измерения переменки высокой частоты, цены мультиметров будут сильно выше цены средней руки осциллографа (который они всё равно не заменят).
С прозвонкой у 219-го всё в порядке. Но при этом, они оба и рядом не валялись со стрелочными цэшками.
Конечно не ровня — и точнее, и стоит дешевле.
насчет прозвонки у стрелочных цешек чот я не совсем понял. там разве была звуковая прозвонка? но даже если и так — 61е всё равно быстрее чем 219 (хоть и у того тоже всё в целом норм), и еще более быстрая прозвонка как-бы не сильно-то и нужна в принципе
61-й измеряет до 40 мОм, 219-й легко берёт 200 мОм. По поводу прозвонки — да, в цэшках нет зуммера, но «теплая ламповая» стрелка уделывает все барграфы.
насчет диодов — в любом тестере заявлена проверка диодов, а не СВЕТОдиодов. с учетом того что светодиоды лучше бы проверять бОльшим током и часто на них падает сильно больше 3 вольт — я лично вначале собрал пинцет для проверки именно светодиодов, любых, до 30В, а потом и измерительный пинцет-мультиметр купил.
40 и 200мОм (наверно всё же МОм?) — ну такое себе. для этого опять же есть мегаомметры, которые наверно будут более корректны при измерении таких сопротивлений. равно как для сопротивлений порядка 1 Ом и ниже — миллиомметры актуальнее
Да, мегаом.
Осциллограф средней руки это R&S RTB2004 или Agilent DSOX2004A. Оба стоят больше 2000 долларов.
Например «народный» Rigol DS1054z — это аналог Uni-t UT61E, тоже похож на настоящий прибор, тоже полезный, но по-сути низкобюджетный аналог.
я для проверки светодиодов, точнее гирлянд светодиодов сделал простейшую схемку на токоограничивающем конденсаторе и диодном мосту. выдрал платку из сдохшей светодиодной лампочки, запаял кондер меньшей емкости и запаковал в корпус от бывшего БП, на корпусе разместил 4 гнезда под банан. любую гирлянду до ~200 вольт проверить не проблема. ток короткого замыкания 3мА хватает зажечь любую гирлянду. в параллель щупам светодиодного пробника подключается мультиметр, заодно и падение смотрю.
но это не особо часто нужно…
вот так выглядит вся конструкция. мульт подключать не обязательно.
Да, они вполне проверялись и обычным «тестером», но неудобно же, когда проверять нужно так много светодиодов! :))
Собрал на макетке «тестер светодиодов» из двух стабилизаторов — тока, на «мелкой» LM317, и напряжения, на КР142ЕН12. Стабилизаторы — регулируемые, разумеется.
Замыкая выход «установки» мультиметром в режиме измерения тока, устанавливал предельный ток в нагрузке, регулировкой стабилизатора напряжения — максимальное напряжение на выходе.
«Удовольствие» от ручной проверки такого количества светодиодов всё равно было сильно так себе, но проверку эта нехитрая «приспособа» облегчила значительно, дав на выходе тысячи заведомо исправных светодиодов, пригодных для монтажа, и горстку «трупиков» и «полутрупов», отправленных в мусор.
В итоге было сэкономлено значительное время на монтаже и куча нервов вследствие исключения из «техпроцесса» неизбежной ранее процедуры ремонта изготавливаемого устройства после первого его включения.
Но это были светодиоды, легко проверяемые любым мультиметром. А сейчас ведь и не каждый единичный экземпляр мультиметром проверишь, по не раз упомянутым здесь причинам…
Так что прибор подбираем под задачу и не обижаемся на мультиметр за то, что он «не выполняет», якобы, несвойственную ему функцию — проверку светодиодов… :)
на щупах высокое напряжение, это опасно для жизни. я включаю эту штуку через разделительный трансформатор. включать напрямую в розетку очень не безопасно, т.к. на щупах присутствует фаза. да и разделительный трансформатор не гарантирует вашей безопасности.
вдруг какой нибудь школьник вдохновится…
А разделительный трансформатор — да, он, как и всё остальное, «не гарантирует», но таки повышает. Шансы на выживание. :))
Так что я рекомендовал бы его использовать.
А ещё стоит не делать напряжение питания устройства выше минимально необходимого. Целее будете… :)
И живее…
Нет, конечно, не стоил. Брал в августе прошлого года, примерно за $21. А вообще, конструктив нынешних мультиков вызывает уныние. У меня есть старый (20 лет) Victor VC10C+. Вот где образец монументальности. И гильзы гнёзд по фэншую, и кнопки на микриках, и переключатель к плате прикручен на 4 самореза:
«Вот умели же раньше делать!..» © :))
Но, справедливости ради, надо отметить, что и стоили эти приборы «тогда» совсем другие, куда более весомые деньги…
Это читать надо пару дней. Вдумчиво. А не под пиво в пятницу вечером.
P.S. И эти люди ругаются, что у меня много ножей?
(и да! лучший нож — тот что оказался под рукой в нужное время)
Таблицы анализировать — да, но тут уже лучше по конкретному прибору, а не по всем сразу, ибо смысла нет. Ну к примеру, если не рассматриваете флюк из-за цены, то можно фотки глянуть, вздохнуть, и смотреть, то, что подходит. Аналогично и с зотеком (только тут вместо вздоха можно улыбнуться).
Как то в 1999 году, по работе разбирали одно японское бытовое устройство предназначенное для внутреннего рынка — это был космос. Такого качества и количества оригинальных решений я до сих пор не вижу, а прошло 22 года. Бош, индезит и все остальные просто нервно курят в сторонке.
Сам пользуюсь Zotek ZT102, покупал еще когда он стоил $10. Как его приобрел, отправил свой Vichy VC99 на полку. Там где Zotek ZT102 не справляется пасчехляю осциллограф.
Ещё есть такая полезная фича как CREST (моментальное значение напряжения/тока) иногда только этот режим помогает найти проблемные места.
В этом обзоре упомянут в первой табличке, но не тестировался, однако в тех приборах, в которых он есть, рассмотрен в индивидуальных обзорах.
но в целом порядок такой, да.
кстати, практика показывает, что в ответственных случаях, особенно при ловле одиночных событий, все равно надо перепроверять осциллографом (с использованием шунта, если измеряется сила тока). а в большинстве случаев вполне подходит режим min/max/avg.
В любом случае — очень достойный прибор, уверен не жалеете.
(выше написали)
UT71C — самый тормозной и неудобный мультиметр в моем пользовании после 830го, купил после «вкусного» обзора одного известного в узких кругах электронщика. несколько лет мучался с этим «лучшим на свете мультиметром», продал за пол цены и был счастлив, потому что купил аненг 8001 и прошил его под себя, с тех пор он у меня всегда под рукой лежит, а в ящике стола еще пяток других и брендовые там тоже есть. аналогично, собралась коллекция — продать жалко, пока лежат.
Ну то есть макс/мин на них разве не удобно? И ещё куча функций.
Да, недостатков у него полно, но не так уж чтобы совсем никудышний.
хотя, не знаю, приличные это или не очень.
вот такой в закладках лежит, это самое не дорогое из приличного, но и он дороже.
причем тут нужна не точность как таковая, а повторяемость измерений и разрешающая способность.
потом, нормальный мультиметр — это не только точность и способность измерять микроамперы, две температуры сразу и так далее. это еще и безопасность, когда ты можешь быть уверен, что он не взорвется тебе в лицо и не пробьет через изоляцию, когда вставишь в розетку щупы не только в режиме вольтметра, но и в режиме амперметра, от чего не застрахован никто.
наконец, это тупо удобство: скорость обновления показаний, быстрая прозвонка, хороший экран, двойной экран, быстрый барграф и т.д. и т.п.
хорошим инструментом и пользоваться приятно, что для хобби, пожалуй, даже важнее, чем в профессиональном использовании, т.к. служит дополнительной мотивацией.
в конце концов, экономить на инструменте для хобби, мотивируя это тем, что «да зачем мне такое» — это значит обесценивать самого себя, свое время и свои удовольствия.
сейчас, слава богу, не советский союз, когда кроме убогого стрелочного показометра, подшивки журналов «радио» и купленных из-под полы горстки транзисторов и диодов неизвестного происхождения ничего невозможно было достать (да и ради тех надо было сильно постараться), а фантастика вроде осциллографа была доступна только тем, кто имел связи, чтобы вынести ее мимо проходной какого-нибудь завода, или заплатить цену, сравнимую с ценой «запорожца» тому, кто имел такие связи.
сейчас же без всяких проблем доступны и достойный инструмент, и целый мир информации, и какие угодно материалы. зачем опускаться до того, чтобы пользоваться убогим трешом вроде dt890 в любимом деле?
Вот только в этом вот месте:
— не стоит надувать щёчки. :)
Ваш оппонент прав: большинству радиолюбителей, и не только, в большинстве случаев этого вполне хватает. «Так зачем платить больше?» ;) :))
Это прибор «для повседневных нужд», и для проверки, к примеру, величины сетевого напряжения я никогда не стану «расчехлять», включать, прогревать, и т.д., прибор с шестью отображаемыми разрядами и лабораторной точностью, включенный в Госреестр средств измерений и поверенный надлежащим образом. Ибо «забивать гвозди микроскопом» — не мой жизненный стиль… :))
Приборы и инструменты выбираются под задачу, а не для решения подростковых проблем удовлетворения собственного эго. :)
Приборы и инструменты достаточно выбирать по задаче, и только не сумевшим повзрослеть мальчикам всех возрастов допустимо для удовлетворения своего эго выбирать «покруче»… «чтобы все видели»… :))
Имеет право. :))
И разговоры про «нужно — не нужно» тут совершенно неуместны: это каждый для себя решает сам.
Для вас — наверняка так, раз уж вы так пишете. :)
Для других — у каждого своё отношение к этому. И, к слову: покупают такие не «дорогие» — более «крутые» приборы… :))
Добавлю только, что и собственно «радиолюбительство» — это тоже «из области психологии», в общем-то: им не «хлеб свой насущный» добывают, а удовлетворяют свои душевные потребности — к творчеству, и т.п.
Так что если, например, мне вдруг захочется измерять напряжение на солевой батарейке каким-нибудь суперточным лабораторным прибором —
вызывайте мне скорую психиатрическуюэто надо «понять и принять» как мою «хотелку, которая никак не связана с реальной необходимостью… :))А в реальности мне для подобных „задач“ всегда хватало ругаемого здесь DT-830 или его „одноклассников“.
У каждого свой «личный порог». У людей достаточно обеспеченных это может быть и не цена вовсе, а целесообразность приобретения данного конкретного прибора…
когда повелся и тоже полез на ибей за куском гуана'ко под именем ut71c.
Хотя кажется по всей 71-серии у него тоже что-то было.
Я про этот обзор, от 29 ноября 2008 года (божемой, уж минуло без малого четверть века))
Да, у него UT71B, она слегка урезана там в чем-то, не помню.
Я же брал на все деньги)
максимальную комплектацию мульта, с индексом C.
Ваш обзор тоже нашел сейчас (респект!), его не читал, сори) Пойду гляну.
upd. Ан нет, и ваш труд, однако, читал, и он внес свою лепту в будущую покупку)
Да, вспомнил его
Если глобально — точность ниже. 0.05% против 0.025% у C и D
Картинки протухли :(
уф, отлегло)
UNI-T не были б собой, если бы и тут не на
емутили)Такая точность у него только на диапазоне 400мВ
Сначала идет референсная табличка:
А потом, на другой странице, «уточнение» («Detailed Accuracy Specifications»)
любят большой экран с дополнительными подэкранами? нате! нужно дофига отсчетов? получите! барграф как у топов? ну у нас тоже будет! так что там еще надо для полного фарша? рс232? логирование? брутальный вид? насапаем, подставляйте.
какова реализация всего этого? да плевать.
Купил как-то давно себе клещи RM901D в надежде юзать и как мультиметр и в качестве клещей. Но ожидания не оправдались. Громоздкие. И главный минус — показания на экране постоянно меняются. Так надо или баг моего конкретного прибора — так и не понял. Кстати мож кто подскажет.
Теперь ищу юзабельную замену DT-830D на батарейках АА желательно. И желательно без крутилки, с автоматом, но и возможностью ручного выбора режима.
Полагаю, что такая хотелка у 90% среднестатистических домашних рукоделов. С проф. приборами не поспоришь, но и рациональность покупки мультиметра за 200+ баксов для домашних нужд сводится к нулю.
830 не может измерять переменный ток. Да, и ток, и напряжение могут изменяться. Может быть всё правильно показывают RM901D.
https://aliexpress.ru/item/item/1005002655819686.html
У меня это пятый отзыв сразу на странице товара. И фото к отзыву есть. Цитирую.
«По внешнему виду прибора, могу сказать что качество не плохое. Продавцу большое спасибо за быструю отправку. Прибор пришел до Новосибирска очень быстро, но есть с ним проблеммы!.. 1) при установки переключателя на измерение температуры, без подключенного термосопротивления прибор показывает 15~20 градусов, 2) при выборе режима измирения DC mV или AC mV, без подключения к источнику, показания так же плавают. 3) при замере сопротивления на щупах должен показать „0“, но показания так же плавают.»
Вот и у меня на клещах так же плавают. Хотел сегодня взять 102, но этот отзыв отбил охотку.
Без крутилки, с кнопками на майску был обзор на какой-то такой мультиметр
Может я погорячился насчет крутилки. Как миниму как у RM102 вполне юзабельна.
По вашей ссылке какой-то уж очень гламурный. Экран раздавить на раз два.
Большой экран при небольших габаритах корпуса, весьма удобный в руках, нормальные батарейки внутре и это всё по вполне приемлемой цене (на распродаже кажется менее 15$ был).
Я конечно глубоко в электронику не лезу, но для былового использования, плюс какие нибудь блоки питания прозвонить или ардуины собрать проверить — доступного функционала и точности заглаза!
Мой скромный набор: UT10A + UT181a
Жаль что не тот и не другой не попали в обзор.
Имею встречный вопрос: какой самый дешевый из мультиметров имеет вывод показаний на компьютер?
а если серьезно — надо смотреть на dtm0660. в «антикапле» то-ли был, то-ли прикручивали, в еще каких-то аналогично на казусе кажется табличка была в теме «апгрейд антикапли», ну и спросить там всегда можно.
Но, одно маленькое НО.
Как обладатель Uni-t UT61E ответственно заявляю:
что звание народного с ним рядом написано совершенно ошибочно! XD
За годы пользования разными моделями не раз в этом убедился.
Всё перечеркивают два, на мой взгляд важных минуса:
— отсутствие автоотключения;
— отсутствие подсветки дисплея, хотя всё необходимое на плате есть и инете есть видео по устранению этого косяка.
Но допаивать мультик за 4000Р?
Серьёзно?
Так же к минусам я бы еще отнёс отсутствие кнопки вкл-выкл.
Если активно мультиком пользоваться, то я предпочитаю тот у которого есть этак кнопка.
А этот именитый парнишка, с позором удаляется с рабочего стола, где его место занимает простенькая «рабочая лошадка».
У которой есть заветная кнопка и крутить
барабанпереключатель на ней не надо без лишней надобности.С моим Юнитом в комплекте тоже были щупы.
Это ни какой не подарок, вы за них заплатили, они входят в стоимость товара.
Да, это не Флюковый классненький силикончик… а щупы средней, так скажем, руки.
Не откровенное копеечное говно, но и не хорошие силиконовые щупы за ~300Р, которые я докупил отдельно.
300Р за щупы при цене мультика на тот момент 3700-4500Р — велики ли деньги за качество?
Я считаю не на том Юниты экономят.
Хотя раз они так лажанули с подсветкой…
Как по мне, он удобнее 61E, они оба у меня в использовании.
Мне сложно сказать почему он такой дорогой. Иногда бу проскакивают или распродажи по 30$
У нее на плате же есть дорожки и места для элементов, реализующих указанные мною функции.
Но самих элементов нет.
Они стоят — копейки.
Тут то всё это могло бы быть.
Про селекторы — не надо их боятся, просто надо понимать, что в дешевом приборе они никогда хорошими не будут, потому что на продажи это не влияет. Например, тот же Fluke 17b+ без проблем переживает 50 тысяч циклов (то есть весь диапазон туда-обратно) без каких либо следов износа, так же как и большинство приборов категории 100$+
ну а необходимости в подсветке, особенно при работе на столе — я никогда не понимал. ведь если на рабочем месте так темно что аж дисплей не видно — так работать просто опасно, можно не туда тыкнуть в темноте и наделать дел. ну а при типичной реализации подсветки в стиле «горим 30с» — даже наличие её в большинстве случаев совершенно бесполезно.
ну и выход плюсовой версии решил вопрос и с автоотключением и с подсветкой…
ну и фишка 61е — в другом. это скорость и точность. да, хоталось бы видеть там еще пару-тройку приятных мелочей, и тогда он стал бы идеальным. а так — он просто народный, и с этим спорить точно глупо, потому что он чертовски хорош за свою цену.
а кнопка питания… ну крайне редко есть в ней реальная необходимость. а износа там бояться не нужно, если об этом речь
Но это таки мобильное устройство с автономным питанием.
И вполне логично его применение в дали от каких-либо источников света или при их недостаточной яркости.
Мне не мало приходилось работать с электричеством и в тёмное время суток и в местах его нехватки(подвалы, чердаки и просто помещения без света).
И как раз были мультиметры с подсветкой и без.
Думаю понятно какой из них удобнее.
Так что это не моя блажь и заоблачная хотелка.
Допиливать мультик за 300Р это одно, а аппарат стоящий в 10-15 раз дороже…
Это капец просто.
А как это влияет на тех, кто опрометчиво купил версию без плюса?
Правильно, ни как. 8-(
Но это подтверждает, что они осознали этот косяк и сделали работу над ошибками.
Вот тут не соглашусь.
Опять же, всё познаётся в сравнении.
Если мультиком активно пользоваться это осознание придет достаточно быстро.
При очередной замене батарейки, которая садится по закону подлости XD в самый неподходящий момент.
А при неработающем автоотключении набёжность прибора(по моему мнению) не велика.
И в качестве аварийного прибора(в случае острой необходимости схватил и побежал работать) служит Mastech, который даже в магазине с неадекватными ценами(скрытая ссылка на ЧИП) стоит 2200Р.
Что же касается доработок, у приятеля лет 20 тому назад был ДОРАБОТАН старичок 830, который по тем временам был вполне себе прибором. И стоял не дорого.
Кнопка питания у него была на месте разъема для проверки транзисторов, а подсветки дисплея переключатель располагался с торца прибора.
Так вот допиливать
китайскую погремушкустарый, добрый 830 это одно,а аппарат с претензией изготовителей на качество это совсем другое.
Вы правы, допилить можно, но отделаться от чёткого осознания что изготовитель накосячил в дорогом приборе и произошел настоящий наEBAY — не получается.
Куплено это чудо ещё в 1990-х, почти 30 лет тому назад, но и по сей день работает, как… как китайский мультиметр — недорогой, более чем надёжный, для своей цены, и «неприхотливый в быту». :)))
А завтра пойду в DNS и куплю себе новое «чудо» — того же класса, но с термопарой. Пусть будет в кармане… мало ли… :)
А в реальной жизни бывает всё. Не со всеми и не у всех, правда, но это не даёт этим самым «не всем» распространять свой негативны опыт на всех остальных. :)
Я за свою жизнь не «спалил» ни одного прибора, что бы вам там не думалось. Уронить и разбить — да, довелось один раз. А вот вывести из строя вследствие «неаккуратности» эксплуатации — нет, ни разу.
И я знаю других людей, за многие десятилетия тоже не «пролюбивших» ни одного прибора вследствие «неаккуратности».
Так бывает, да… :)
значит слабость у вас в чем-то другом.
Ну, то есть, по существу дискуссии вам сказать нечего… :))
Вопрос риторический, ответа я не жду.
в принципе если работать тестером только на столе и только проверять им батарейки, ну иногда провод прозвонить — то да, можно его никогда не спалить. хотя 830 наверно можно спалить проверив батарейку на омах, не помню. а если работать прибором активно и подолгу…
Я говорю о себе, хорошо изучив себя и основываясь на почти полувековом личном опыте. Прожив бо́льшую часть жизни, имею уже все основания делать такие выводы. :)
А вы попробуйте работать прибором ещё и аккуратно и грамотно… ;) :))
Я помню далеко не одного «носителя мудрости», подобной высказанной вами, за прошедшие годы уже не раз «пролюбившего» тот или иной прибор или устройство, в силу своей неаккуратности, невнимательности, непрофессионализма или банальной безграмотности.
А вот мне они уже больше ничего не советуют: видимо, поняли, что их советы «не работают» даже и для них самих, а у меня и им самим есть чему поучиться… :)
Померить напряжение постоянку/переменку, прозвонить цепь и проверить диод.
Всё!
Вполне себе функциональный прибор при цене менее тысячи.
А то и 500Р.
А начинающему электрику еще и в случае ошибки не станет трагедией потеря дорогого прибора))
Что же касается его точности…
То знать 190 — 220 или 240В в настоящее время в розетке, для бытовых нужд этого вполне достаточно.
я пользуюсь прибором весьма активно. не чувствую никакого неудобства от отсутствия кнопки выключения. и в упор не вижу разницы между необходимостью нажать на кнопку и прутануть селектор. благо тестеры сейчас в большинстве автоматы, и там не нужно крутить пол-оборота переключателя чтобы дойти до нужного режима. в ручниках — там да, там это было актуально.
ut61e это ДЕШЕВЫЙ прибор. не самый дешевый, да. но и не к дорогому сегменту он относится. а любим мы его как раз за то что при своей дешевизне у него весьма неплохие характеристики, и аналогов за эту цену у него почти нет.
А при наличии… Вот у меня на столе Fluke-179, уже не первый год. Всё с ним хорошо, но…
Оставишь его включенным, скажем, на режиме прозвонки, сверх положенного времени. Он по прошествии оного выключится. И чтобы включить заново, надо крутилку вернуть в крайнее левое положение и затем — на нужное место. Мало того, что это износ переключателя, так и источник раздражения. Кнопка была бы куда разумнее: ткнул — и порядок.
Так что «на вкус и цвет», как говорится… :)
«Самоуспокаиваются» они одинаково, вопрос лишь удобства выведения из сна. Поэтому ваш вкус кажется мне несколько извращённым :)
vc97 собран на fs9922 или чем-то таком, на нем же собран и ms2108a, и он просыпается по кнопке sel, что наводит меня на мысли что вы не в курсе как работают ваши приборы.
А мне просто не нравится, когда какая-то пластмассово-электронная сволочь диктует мне, как жить. :))
В норме прибор должен бы отслеживать активность пользователя и наличие входного сигнала, и отрабатывать выдержку времени с последующим отключении только при отсутствии как одного, так и другого…
Кнопкой или кручением (причём, не произвольным). А про норму согласен, но мы не об этом.
А ресурс… Ну, я не знаю, каков он. Возможно, вы куда опытнее меня по этой части, раз можете резюмировать: «как правило»… Но, в любом случае, это основному органу управления не на пользу.
Такая аналогия понятна?
Учитывая его потребление, я бы просто включал его с отключенным «auto power off» — зажатием желтой клавиши при включении.
На самом деле, на некоторых машинах, чтобы она не глохла при остановке(тоже экономя топливо) можно немного повернуть руль :)
И я таки предпочитаю воспользоваться кнопкой, чем крутить руль. А вы?
А вы уверены, что это так работает на всех приборах?
Как можно было такое сделать в измерительном приборе вообще непонятно.
«1. Мультиметр автоматически переходит в «спящий» режим если в течение 15 минут не происходит переключение поворотного переключателя или нажатие кнопок прибора.
2. За минуту до выключения прибор пять раз издаст короткие звуковые сигналы.
3. Нажатие кнопки «SELECT» выводит прибор из «спящего» режима в рабочий.
4. При нажатии кнопки «SELECT» и кнопки включения прибора режим автоматического выключения деактивируется. „
проверил, включил (повернул флажок выбора режима) с нажатой кнопкой «SELECT», зумер многократно просигналил, через 14 минут предупредительный сигнал, еще через минуту сигнал про отключение и он не отключился. Как-то вот так.
И на моем нету кнопки вкл, чтоб деактивировать сон, он вкл с переключателя.
Также отсрочить спящий режим можно переключением мультиметра на другой режим.
Может и ZT302 так может.
Но китайцы шустры, постоянно что-то новое делают:
Я на распродаже заказал Aneng AN870, 20000 отсчётов, за 1377р.
Для школьного кабинета физики, а то сын ради всяких школьных проектов из дома постоянно технику туда-сюда носит.
Для многих будет новостью, но в Москве школы перетянули на себя функционал техникумов в части профориентации, и во многих школах есть «профильные» классы типа «кадетский», «педагогический», «предпринимательский» и «инженерный». Стандарт обучения общегородской, а вот стандарта оснащения пока ещё нет. Пока их тупо 3Д принтерами завалили, а дальше типа сами.
Пример расписания вторника:
1 Информатика
2 Информатика
3 Индивидуальный проект
4 Микроэлектроника и микроконтроллеры
5 Алгоритмизация и программирование
6 Технологии современного производства
Ещё раз: это просто 10й класс вполне обычной школы.
Цена наличия этих предметов — отсутствие биологии и сокращение химии до 1 урока в неделю.
Кстати 1 урок в неделю астрономии в программе есть, но только в 11 классе.
Вот, на 3 месяце обучения в таком классе ребёнка понял, что лучше поучаствовать в дооснащении класса. Кроме пары мультиметров ещё заказал паяльник нормальный, а то у них там вроде новый, но СССР-стайл, коврик, подставку, проводочки. Припои и флюсы — наши.
Было б интересно сравнить мультиметры Appa
Байка из давних времен.
В одном новом аэропорту пассажиры стали массово жаловаться на долгое ожидание багажа.
Решение было красивым. Багаж перенесли от гейта в соседнее здание и пока пассажиры шли в него по переходам, багаж как раз успевали подвести.
Серьёзная и подробная.
Аплодирую.
На работе хомяка придавил покупкой В7-78/1 ( сижу на месте, мобильность не требуется). Дома хватает HoldPeak HP-890CN.
Это нужно быть достаточно сильно повернутым на всем этом, что бы, во первых, собрать такую коллекцию, во вторых — написать такую статью.
Аплодирую стоя.
А насчет идеального мультиметра…
Вот сижу я в кресле, в одной руке — снифтер с не очень молодым коньячком, в другой — сигара, и тут захотелось мне узнать: а сколько вольт в розетке?
Я смотрю на розетку, и понимаю, что в ней сейчас 221,78 В действующего напряжения, частота 49,51 Гц, коэф. гармоник 2,4%, спектр… спектр мне сейчас не нужен, поэтому я его не вижу.
Хороший прибор?
Ну, почти идеальный… :)
Палата выпивающих X-Man'ов дальше)
У вас свой генератор? В сети такая частота считается «на границе» и очень скоро начнет приводить к аварийным отключениям.
Я описал обычное идеальное устройство по ТРИЗу Альтшуллера: функции выполняются, а устройства нет.
Уже и помечтать не дадут под коньячок, что бы глянул на плату — и видишь не просто форму сигнала в определенной точке, а форму сигнала в момент сбоя.
Правда, вопрос с коньяком решить легче, чем с подобными идеальными устройствами…
А потом, работая на местной ГРЭС, довелось писать программу мониторинга показателей работы станции в реальном времени — с веб-интерфейсом, красивыми графиками, «домино и девушками». :))
Вот тогда и начитался нормативной литературы… :)
а в дополнительных пробую всякий китайский шлачок но долго они не задерживаются обычно, сейчас заказал настольный owon с цветным экраном и тестер в виде ручки который голосом говорит
Все представленные — карманные. На выезде, где нужно найти неисправность и залатать дыру носимые вне конкуренции, на рабочем столе — однозначно настольные.
2. Ничего не сказано о внутреннем сопротивлении. Увидел только фразу о падении на токовом шунте. А для нежных цепей сопротивление нагрузки дело очень важное.
3. Как человек в возрасте могу добавить, что светодиодный дисплей гораздо предпочтительней остальных. Газонаполненный тоже ничего, но срок службы и нить накала проигрывают.
4. Щупы — для мастерской тема ни о чем. У каждого должно быть пяток наборов, как минимум с разными наконечниками.
Например — позолоченные, банан, микрозажим, иголка твердая. Это необходимый минимум.
5. Одним мультиметром в мастерской все равно обойтись трудно. Минимум два, а лучше три. И когда они стоят в стойке, а не болтаются под руками — очень удобно.
Fluke 287 не в каждый карман влезет.
там еще много чего не сказано, увы, сделать обзор бесконечного размера нельзя. У большинства приборов 10/11 MОм, некоторые «грешат» 1МОм в режиме мВ, но какие я уже не помню. Если нужно — могу измерить и добавить отдельной табличкой.
Именно об этом и написано в конце.
2. у типичного прибора оно порядка 10МОм, чего достаточно для большинства случаев, а тем кому этого мало — всегда можно обратиться к более подробным обзорам на конкретный прибор.
3. светодиодные дисплеи много жрут, и по-моему уже не применяются в мультиметрах вообще. электролюминисцентные применяются в стационарных, но и то их часто вытесняют цветные ЖКИ, которые, впрочем, для большинства применений не дают преимуществ, и при этом, опять же, много жрут.
4. при регулярной необходимости в разных наконечниках гораздо удобнее иметь модульные щупы со сменными наконечниками, а не набор щупов.
5. не каждый может себе позволить купить несколько настольных мультиметров ради эпизодического использования. тут и на один настольник еще далеко не все созрели…
У меня HP-890CN. Пользуюсь редко (раз в два-три месяца). Возникла проблема — чтобы нормально заработал необходимо несколько раз крутануть переключатель. Потом все ОК. Через месяц та же проблема. Не очень мешает, но хотелось бы узнать как ее решить. Просто почистить контакта и чем? Или смазать и чем?
Спасибо за советы.
Контакты -спиртом-. Смазка при редком использовании не нужна.
Этиловым я уже давно ничего не чищу. Возьмите ИПС — он же изопропиловый спирт, лучше — где написано абсолютированный. Если нет в ближайшем хозмаге/аптеке — на любом маркетплейсе его «как грязи». Литр обойдется по цене чекушки водки. Вам его хватит мультиметр «утопить». Кстати, в хозмагах в советские времена он продавался как «для чистки стекол, зеркал и хрусталя», т.е. налета точно не будет (ракеты и снаряды кончились).
Ну и заранее предупреждаю, что (некоторые сразу подумают, что это тот самый «бомбовый» налет) руки (пальцы) от него становятся белесыми. Ну уж тут надо в физиологию человека залезать… На поверхности кожи всегда содержится влага, спирт ее удаляет. От ацетона, бензина и растворителя тот же эффект.
Ну и еще «в тему» — на основе ИПС практически почти все (в т.ч. и дорогостоящие) незамерзайки для бачков авто. Так что если вы «за рулем», — то вы его уже «нанюхались»… Никакие отдушки не помогают, поэтому пить его мало кто захочет.
Ей время требуется на растворение, мгновенно не удаляется. Вам, соответственно, потребуется терпение… :)
с бензином тоже не идеально, но лучше. но бензин затрудняет утилизацию отработанной смеси и повышает ее вонючесть и токсичность.
SP-18 находится только в украинских интернет-магазинах… ни даташитов, ни указаний по смывке, ни адреса производителя… Для домашних работ можно поэкпериментировать…
Я надеюсь вы клиентские аппараты с этим флюсом не ремонтируете?
ремонт клиентских аппаратов мне, слава богу, делать не приходится. электроника для меня это хобби.
Смазка у большинства «приличных» приборов не используется, но если изначально было смазано — можно поискать что-то не проводящее.
UNI-T UT61E+
Напряжение измерения конденсаторов — (0,60 В АС)
Напряжение измерения диодов — (+2,91 В DC)
Напряжение прозвонки — (-3,18 В DC)
Напряжение измерения сопротивления:
поддиапазоны (*) через кнопку RANGE
-3,18 В DC — Ом (1)
-1,22 В DC — кОм (1), (2), (3)
-1,12 В DC — МОм (1)
-0,64 В DC — МОм (2), (3)
MUSTOOL MT109
Напряжение измерения конденсаторов — (0,7 В АС)
Напряжение измерения диодов — (+3,23 В DC)
Напряжение прозвонки — (+1,00 В DC)
Напряжение измерения сопротивления:
поддиапазоны (*) через кнопку RANGE
+1,00 В DC — Ом (1)
+1,00 В DC — кОм (1), (2)
+0,93 В DC — кОм (3)
+0,53 В DC — МОм (1), (2)
У самого в пользовании кроме прочих, VC99 после небольшой доработки с заменой кварца и других… В последнее время начал подглючивать переключатель. Разобрать, промыть, смазать не сложно, но это происходит в самое неподходящее время.
«Глаз залип» на ANENG AN113D за 1197р. Что посоветуете?
zt102 — чет совсем барахло, не так давно купил ради поглядеть на него. внутри уже нет 24с0x, т.е. уже под себя его не прошить. да и по ощущениям какой-то он говенненький. не понравился в общем.
ANENG AN113D думаю особо не отличается от zt102. из той же серии…
лучше посмотреть в сторону uni-t. благо у этой конторы есть из чего выбрать и пользоваться ими приятно. нет такого отвращения как от zt102.
на роль основных лучше выбрать хотя бы что-нибудь из верхних моделей uni-t, если прибор используется чаще пары раз в год и/или для измерения разных параметров. они лучше по комплексу свойств.
UNI-T выпустила UT60S и UT60EU, думаю будут интересными приборами за цена/качество (жаль только с подсветкой вопросы). UT60S нравится больше, так как крутилки уйдут в прошлое.
Цифровые мультиметры «нищебродов в_прыжке»
we.easyelectronics.ru/well-man2000/cifrovye-multimetry-nischebrodov-v_pryzhke.html
Даю ссылку для полноты информации.
родное название.
Современных моделей Mastech не выпускают? или они делают приборы только для чайников — вроде меня?
и да, на обоих — есть кнопка ON/OFF.
Статья очень хорошая, спасибо за проделанную работу!
Даже не сомневаюсь, что Fluke будет лучшим прибором. У самого есть 179й.
Для полноты тестов нужен еще один стресс-тест: в режиме измерения сопротивления включить прибор в розетку 220в. Не все приборы выживут после это, а это не маловажный фактор. Fluke выживает, UNI-T выживает. (проверено лично). Большинство других нет.
Видео как-то попадалось на английском, но смысл понятен. Мужик испытывал приборы именно таким образом. Приборы аж подскакивали от взрывов внутри.
Вообще не понимаю Flukoфилов. Че вы ведетесь на эту надпись? Дорогущие мультиметры со скудным функционалом.
Тем более хвастать 179-м — ну как-то совсем не то. Ничем не выдающийся прибор. Среднячок за неадекватную функционалу стоимость (в принципе у флюка со всеми мультами так).
только вот как это делает их лучше для рядового радиолюбителя или сотрудника или владельца ремонтной мастерской, это большой вопрос. этой категории нужны не бумажки, а функциональность (включая удобство), практическая надежность и защищенность прибора при достаточной точности, подтвержденной практикой и опытом, пусть даже без бумажных сертификатов. а вот тут уже с флюками есть кому посоревноваться.
когда был связистом (служба средств связи диспетчерского и технологического управления) были у нас стрелочные Ц-шки (точную модель не назову), сейчас на наших связистов смотрю ходят с мастеками. в службах релейной защиты никогда не видел ни одного флюка. видел релейщиков с DT9205a ковыряющихся в стойках на подстанциях. и перед работами все как положено проходят инструктажи, подготовку рабочих мест и прочее… с ТБ в энергетике очень строго, но блин не видел я флюков вот так чтоб у всех поголовно и обязательно.
и ведь контора крупная и далеко не бедная…
то есть, конечно, ну всякое возможно, но, типа, блин, алё, в самом деле.
хотя если всем норм, то какие вопросы. у меня самого тоже есть пара подобных мультиметров, лежат в основном в шкафу, используются совсем изредка, когда надо делать несколько измерений одновременно, когда основные приборы заняты. тормозные, мало разрядов, убогие экраны и так далее, и так далее. пользоваться таким как основным инструментом — себя не уважать.
Автор комментария, на который вы отвечали. привёл пример правильного выбора приборов «под задачу»: приборы «покруче» там просто не нужны.
Более точные приборы я, помнится, видел в лаборатории СДТУ, не припомню и не смогу назвать ни одной задачи для них вне её стен. Таких просто не было и нет.
Хочу спросить: почему именно? Вроде из вашего обзора не следует, что это — лучший выбор.
Просто иллюстрация?
А мне интересно, что автор хотел этим сказать.
Да, в принципе можно было бы дать ссылку на главную страницу или что-то такое.
Иногда синяя занавеска это просто синяя занавеска.
Ссылки на внешние ресурсы этот сайт очень не любит…
Мне кажется основная причина это все-таки инерция.
Представьте себя на месте суперинтенданта, например, вот вам на пароход надо купить дохрена всякого оборудования на много миллионов денег, у вас «жопа в мыле», вы доходите до позиции «мультиметры ручные» и вы всегда покупали Fluke 179, и до вас его покупали, и в инструкциях к пароходу его рекомендуют, и на других пароходах будет такой же 179, то есть персоналу с ним привычно.
И вы такой «ну сэкономлю-ка я 200 баксов, затратив десятки тысяч на бумажную работу и приняв риск, что безумный филлипинец не разберется и корыто встанет унося по 20+к в день».
для индивидуального юзера все преимущества флюков, как правило, абсолютно нерелевантны.
Brymen BL21S2-T4SC отличные, не дешевые, правда, но и не дорогие.
на втором тестере провода потоньше-подлиннее, еще пара комплектов в соединителями лежат в столе рядом с другими насадками и применяются когда нужны длинные провода.
идеалом в данном случае является сама система модульных щупов. комплект насадок каждый собирает под себя, я их покупаю в том числе и из интереса / для коллекции / для того чтобы другим рассказать
для настольного тестера провода сделал сам и тоже ими пользуюсь, хотя и жестковаты немного. собственно, при наличии ассортимента как проводов в силиконовой изоляции так и разъемов «бананов» — каждый может под себя собрать даже провода — нужной длины и сечения.
а скупать и проверять щупы и наконечники в более дорогом ценовом сегменте у меня нет ни бюджета, ни честно говоря желания. ибо я в данном случае не вижу чем меня можно удивить. и ввалить пару сотен баксов чтобы в этом убедиться — ну такое…
надо вот попробовать сколхозить что-нибудь на основе швейных игл себе. или, как я писал в каком-то соседнем обсуждении, из твердосплавных стоматологических фрез (у которых свой недостаток: упал щуп на пол — меняй поломанную насадку).
вообще надо сказать, что это уже вопросы поиска идеала. даже то, что есть готовое и дешевое на рынке, уже вполне себе ок. но развитие человека останавливается в тот момент, когда он удовлетворяется достигнутым, поэтому продолжаем поиски.
на основе швейных игл делал — покупал дешевые в фикспрайсе, сверлил в щупе отверстие и запаивал. получается самое то — они не настолько перекаленые чтобы ломаться от падения и достаточно острые и твердые чтобы особо не тупиться
ну, приедут, посмотрим.
Есть чтото подобное более качественное?
Еще интересно бы найти простые токовые клещи с DC…
А старый ut61e, так вообще отличный аппарат.
хотя, конечно, некоторые вещи в нем откровенно просят обновления. платформа не самая новая. но альтернатив особо все так же не вижу. хорошей альтернативой мог бы стать он же, только обновленный.
из тех вещей, которые вызывали бы легкое неудовольствие, могу назвать, пожалуй, разве что малую частоту обновления (где-то 1/с) в режиме AC+DC вольтметра.
ну и предохранители дорогие, конечно. по возможности следует избегать замеров напряжения в режиме амперметра.
Раньше там прозвонка была громкая. Ну и щупы можно сделать самодельные, их силикона. Или взять готовые хорошие щупы.
В этом году приобрёл второй.
Первый был благополучно кем-то уведён на двенадцатом году владения.
Как мне показалось, спроектирован в девяностых годах, опередил своё предназначение на 15 лет.
Дата выпуска моего экземпляра, последнего, 2011 год.
Самое интересное из его плюшек — это невозможность другого выбора предела если не переставил щупы.
Единственное, чем вижу его можно заменить, это — Gőssen Metrawatt или Yokogava 720
Если интересно, то могу живые фотки с инструкцией скинуть.
Цена наверное тоже космическая…
Это последний, новый, так сказать.
На старом за 12 лет не оторвалась ни одна дедалька на резине или др. месте!
А что по Мин Макс, то на дисплее есть три цифротабло. Один(большой) реальное, левое внизу мин, правое внизу макс.
www.vseinstrumenti.ru/instrument/izmeritelnyj/parametry-setej/multimetry/crown/ct44051/
Регулярно использую Fluke 107, 111, 179, 289, 87V и Siglent SDM3055. Так вот, мой любимый — Fluke 87V. В точности не уступает 289му, но быстрее, легче управляется, и, что самое важное, намного лучше экран.
Однако, чаще всего использую полочный Сиглент, а в полях — Fluke 107 или 111, ибо маленькие и в карман помещаются (а также магнитное крепление имеют).
А щупы — Probe master без вариантов. Несколько разных, от иголок/погопинов до толстых (но острых). Из щупов Fluke разве что TL910 использую.
Очень жаль, что флюк убил 187\189 (вполне может быть, чтобы освободить нишу для 87-5 и 287\289) — это был бы практически идеальный вариант.
107 меня расстроил, он как бы укладывается в 0.5%, но хотелось бы большего, а как ему калибровку поправить — непонятно, инструкции нету.
может обзор запилите?
концепт-мульт?