Почти никаких выводов не в этом обзоре не будет. Мои мысли, мои ощущения, немного исторических фактов. Спасибо что зашли.
Осторожно, англицизмы!
История
Паркер… Можно, пожалуй, бесконечно писать про эту компанию, про изобилие моделей ручек, про разницу в ручках внутри одного модельного ряда, но я не буду этого делать. Расскажу про Вакуматики, чем они принципиально отличаются от других ручек, и после этого перейдём к обзору ручки.
Итак, Паркер. Крупнейший и инновационный (когда-то) производитель перьевых ручек. Флагман компании — Parker Duofold — выпускается уже много лет, но глава компании прекрасно осознаёт, что без нововведений никак нельзя, и постоянно находится в поиске новых решений.
А ещё Паркер прекрасно отдаёт себе отчёт, что самая распространённая (на начало двадцатого века) леверная/рычажная система заправки ну никак не добавляет эстетики к ручке, плюс может быть случайно активирована, что приведёт к изливанию чернил из ручки. Именно поэтому на ручки Parker из топового сегмента не ставился рычаг, вместо него была кнопка, которая была скрыта за blind cap (навершие на торце ручки) — случайно не нажмёшь. Далее буду писать как английское blind cap, так и русское блайнд кап.
Минутка просвещения. Леверная (рычажная) система заправки работает примерно так: внутри ручки есть пипетка как резервуар для чернил. Внутри корпуса ручки есть пластина, расположенная вдоль корпуса. Пластина нажимает всей своей плоскостью на пипетку, воздух выходит из пипетки, и замещается чернилами. А ещё на корпусе есть рычаг, который нажимает на эту самую пластину. Довольно простое решение, но до него тоже не сразу догадались.
Наглядно: ручка с рычажной системой заправки в разрезе.
Заправка чернил.
На живой ручке, если кому интересно, это всё выглядит как-то так.
Пипетка для чернил (сак) и рычаг (левер)
Видно пластину внутри.
Рычаг активирован, пластина изменила своё положение.
Если же вернуться обратно к премиальным паркерам с кнопочной системой заправки, то тут тоже всё просто: та же самая пипетка внутри, та же самая пластина. Но вот приводится в движение эта самая пластина уже не рычагом на корпусе ручки, а кнопкой, которая сжимает пластину внутри ручки. Чтобы добраться до кнопки, нужно открутить миниколпачок на корпусе ручки — так называемый blind cap. Вот как ручка с такой заправкой выглядит разобранной. Думаю, всё понятно, никаких картинок в разрезе уже не нужно.
Интересно, правда. Как с исторической, так и с инженерной точки зрения. Как я уже говорил, «можно, пожалуй, бесконечно писать» ©, но попытаемся ограничить обзор в рамках приличия. Возвращаемся к вакуматикам. В середине тридцатых годов прошлого века профессор Далберг из Университета Висконсина разработал и получил патент на новую систему заправки, но в силу жизненных обстоятельств выйти на массовое производство ему не получилось, и он пришёл к Паркеру. После пяти лет (и 125 тысяч долларов) улучшения этого механизма и появились ручки серии Vacumatic, ручки, у которых не было пипетки, заправка ручки производилась напрямую в корпус с использованием своеобразной диафрагмы. Точно также, как и у Дуофолда, надо было открутить blind cap, нажать на кнопку, только теперь кнопка нажимала не на пластину, а на диафрагму, сжатие которой и приводило к засасыванию чернил внутрь ручки.
Вот так выглядит патент профессора Далберга.
А на этой картинке более-менее понятно, как работает диафрагма.
Интересный факт: изначально эти паркеры вышли под кодовым названием «Golden Arrow», но по какой-то причине название было изменено, и в каталоги попало название «Parker Vacuum Filler», но позже из-за возможных ассоциаций с бытовой техникой было предложено новое название «Parker Vacumatic».
Ещё факт: серия Major появилась в 1939 году и стала бестселлером.
И это, если что, лишь малая толика из того, что можно рассказать. Кому интересно — добро пожаловать на вот этот
сайт. Самая крупная веб-энциклопедия по паркерам.
Внешний вид и ощущения в руке
Небольшая ручка (несмотря на название Major), чёрное изящество как оно есть. Закруглённый корпус, на колпачке сверху — треугольное навершие (иногда — с камнем). Красивое кольцо на нижней части колпачка в стиле арт-деко, узнаваемый
благодаря Jinhao клип в виде стрелы. На клипе есть надпись Parker и маленький красивый камень тёмно-синего цвета. Более никаких украшений на ручке нет.
Из отличительных особенностей той эпохи — импринт на корпусе ручки и сквозные отверстия на колпачке (нужны для выравнивания давления, когда откручивается колпачок, позволяет чернилам остаться в ручке). Если знать на что смотреть, то видно границу между корпусом и блайнд капом.
Импринт и граница.
Отверстия в колпачке. На второй фотографии не блик, а совмещённые отверстия с двух сторон, через которые видно подставвку.
Колпачок во всей его красе.
Внимание, далее будет сплошной объективизм.
Ручка действительно небольшая, длина около 13 см, без колпачка — 12 см. Длины ручки более чем хватает, чтобы писать даже без надетого колпачка (с которым длина достигает 15 см). Проблемы для меня лично начинаются, когда я держу эту ручку в руках: размеры грип секции настолько малы, что держать писать некомфортно. Посудите сами: длина грипа около 1 см, диаметр в самой узкой части (где, собственно, пальцы и держат ручку) — 8 мм. Не спасает даже ступенька внизу грипа, моим пальцам хочется чего-то более массивного. Можно держать ручку за резьбу, она не острая совершенно, или даже выше, но, к сожалению, ручка мне не легла в руку совершенно.
Колпачок откручивается за полтора оборота, и наконец-то можно увидеть то, что было скрыто до этого — перо (и эбонитовый фидер).
На пере классический для тех самых паркеров и опять-таки узнаваемый логотип в виде стрелы и два слова: Parker USA. Если честно, мне очень нравится такой дизайн, перо выглядит изумительно. Эксклюзивности (как будто бы её не хватает этой ручке, ага) добавляет эбонитовый фидер.
Перо по размерам — нечто среднее между современным пятым и шестым размером, но очень близко к пилотовскому перу #5, если это вам о чём-то говорит. Если это вам ни о чём не говорит, то вот визуальное сравнение (слева направо: Jinhao 82 #5, герой обзора, Pilot Custom 74 #5, Jinhao 100 #6).
Ощущения от пера
Почему-то захотелось заправить эту ручку не классическим синим Waterman Serenity Blue, но коричневым Pilot Iroshizuku yama-guri.
Заправлять, как я уже говорил, очень просто — откручиваем блайнд кап, опускаем ручку в чернила и нажимаем кнопку до тех пор, пока не исчезнут пузырьки воздуха в чернилах.
Приступаем к письму. В меру обильная подача, гладкое скольжение с едва ощутимым фидбеком. Перо не назвать при этом бесшумным — шуршание пера по бумаге прекрасно слышно, но, тем не менее, перо скользит очень хорошо. По тактильным ощущениям перо — чистый гвоздик, пружинить перо не хочет ни в какую, но при этом позволяет на него поднажать. Не то чтобы сильно хотелось это делать, но такая возможность 100% есть. Но, замечу, это не та самая притча во языцех — винтажный флекс золотого пера. Это скорее бонус, а не фича. Толщина линии — F (маркировки на пере нет никакой совершенно), пропусков при письме не наблюдается совершенно. Более чем приятное перо!
Сравнил флекс с пером SFM (Pilot Custom 74) — вот это перо точно пружинистое и так и просит поднажать на него, никаких усилий прилагать для этого не надо.
Сравнение размеров
Чтобы точно было понятно, что ручка маленькая =). Сверху вниз: Lamy 2000, Pilot Metropolitan, Parker Vacumatic Major, Montblanc 144, Pilot Custom 74. Хотел сравнить с Jinhao 82 из предыдущего обзора, но та ручка слишком яркая для этого набора =).
Итого
Да какие тут могут быть выводы. Классика как она есть. Рад, что появилась возможность прикоснуться к кусочку истории, красивому и изящному.
Всем спасибо!
И пишите, пишите как можно больше!
В обзоре ещё одна ручка мелькнула — вот ту интересно будет протестить. Ей около ста лет.
Как называется система заправки советских ручек, где для набора чернил надо было вращать колпачок на конце ручки? Такие ручки массово появились в продаже в 90х по копеечным ценам как неликвид.