3-х ваттные светодиоды Epistar или замена лампы GX70

  • Цена: Около $5 + доставка

Модернизация светильника GX70 с использованием 3-х ваттных светодиодов Epistar.

Светодиоды $0.27 * 6шт = $1.62
Драйвер на 4-6 диодов 650ма $2.24
PCB на 6 диодов $0.1
Радиатор $1.05
Итого: $5.01 не считая доставки


Год назад в подвесной потолок были установлены светильники GX70 компании Экола. Проработав год, одна лампа на 20ВТ перегорела, а вторая стала мигать.
Поход в магазины показал, что лампы GX70 большая редкость, цена сберегайки около 300руб, а цена 10-вт светодиодной около 800руб. Более того, о ужас, китайцы в таком форм-факторе лампы не делают. GX53 сколько угодно, GX70 нет.

К счастью, оставались еще 3-х ваттные светодиоды Epistar о которых писал в предыдущем обзоре

Итак у меня оказался светильник GX70




Перегоревшая лампа GX70 размещается в пластмассовом корпусе с отражателем.



Электронная начинка, ориентировочно дохлая


Ну и ладно. У нас имеются светодиоды Epistar


Тест с ними я опубликовал в комментариях к предыдущему обзору — это честные 3-хваттные светодиоды.
Фото «расчлененки» 3вт и 1вт из перегоревшей китайской лампочки



В последней посылки пришел радиатор на 9-12 вт
диаметром 85мм высотой 40мм

и PCB для 6-ти светодиодов


Распаиваем светодиоды с использованием термопасты (в прошлый раз мне говорили, что тепловой контакт так себе, но за наименее лучшего используем ее)


У лампы спиливаем заднюю выступающую заднюю крышку и на это место крепим радиатор на два самореза. Так как корпус лампы металлический, улучшаем контакт с радиатором при помощи термопасты — будет дополнительный теплоотвод.
К радиатору на два самореза меньшего размера крепим PCB с светодиодами, улучшая термоконтакт при помощи все той же термопасты.


Припаиваем драйвер, драйвер засовываем в подходящую коробочку.


Светильник готов.


Так как драйвер выдает всего 650ма, диоды рассеивают по 2.4Вт что дает суммарно 14.4 вт

Час работы лампы — корпус нагрелся до 50С — приемлемо.
Правда, плата нагревается немного сильнее — всему виной неудачная конструкция радиатора и плохой контакт с PCB платой. Уж лучше бы был квадратный с плоской поверхностью.

Высота всего светильника получилась 70мм и в потолок встала без проблем.

Ну что сказать — света от данного светильника больше чем от 20вт сберегайки. Цвет белее, но без голубизны и зелени.
Надежность конструкции покажет эксплуатация.
Светодиоды кончились, и пока едут такие же с Али эксперименты придется оставить :(

Госприемка выполнена котом, хотя ему то свет меньше всего нужен. Он и в темноте пожрать может :)


Все статьи мои статьи можно найти в моем блоге samopal.pro
Планирую купить +71 Добавить в избранное +71 +144
+
avatar
  • Der_Graf
  • 27 октября 2013, 19:23
0
Хороший обзор, автору большой + Попробуйте поставить радиатор с процессора там как раз квадрат приличный для прижима. сам использую их для 10 ваттных диодов. даже обрезаю половину и нагрев минимальный.
+
avatar
  • Last_One
  • 28 октября 2013, 14:24
0
«Светодиоды кончились, и пока едут такие же с Али эксперименты придется оставить :(»

Очень интересно!!! Заказывал в этом магазине, не смог доказать себе что купил зх ватные. Не увидел разницы с 1ватными. Поглядим как у Вас получится.
+
avatar
  • sav13
  • 28 октября 2013, 15:37
0
+
avatar
  • Last_One
  • 28 октября 2013, 17:49
0
Люксометра нет, но анализ освещенности в Lab пространства фотографий сделанных при одинаковых настройках и разных токопотреблениях разницы существенной не выявили. Хуже того на токах около 600ма «3х» ватные начали даже проигрывать.
+
avatar
  • trex
  • 27 октября 2013, 19:25
0
Посмотрите в сторону радиаторов от Пентиумов, есть круглые в том числе и медной пяткой.

Пысы. Респект котяре — рядом со слонами слон.
+
avatar
  • sav13
  • 27 октября 2013, 19:35
0
У пентиумов же вроде маленький был радиатор?
Да и где их сейчас пентиумы взять.
Хорошие вентиляторы с мощных видеокарточек :)
Но кончились уже.
+
avatar
  • shpokel
  • 27 октября 2013, 19:41
0
круглые вот такие, сокет 775
+
avatar
  • trex
  • 27 октября 2013, 19:42
0
от LGA 775 круглые радиаторы раза в два больше вашего и плоская пятка, есть и в магазинах и в разборе их дофига.
Компы тихо дохнут, кулеры тоже, «люминь» оседает.
Ну это связано со спецификой моей работы " Все что желаете для и от компа".
+
avatar
  • sav13
  • 27 октября 2013, 19:51
+1
Народ у них лишние ребра выламывает, так как они под вентилятор рассчитаны. А так самое то. Осталось их найти где покупать задешево.
+
avatar
  • cofein
  • 27 октября 2013, 19:51
0
вот вот, а так же есть и полностью квадратные без всяких выступаюих частей ( типа той медной пятки, кстати, насколько я помню после того как на 775 вышел 45 тех процесс, то в большенстве случаем от медной пятки отказались и так же понизили высоту радиаторы — по крайней мере 2 одинаковых по честоте камня разного тех процеса были с разными радиторами ) и на всяких там барахолках их можно взять за копейки ( я в магазине то их видел по 250р )
+
avatar
  • MeRealty
  • 27 октября 2013, 19:25
0
sav13, полученные 14.4В по яркости свечения с какой лампой накаливания можно сравнить?
+
avatar
  • sav13
  • 27 октября 2013, 19:33
0
Больше 100вт точно. Правда у лампы накаливание цветовая температура другая и направленность 360гр. Я бы сравнил ее с 80-100вт лампочкой с отражателем.
Люксометр могу принести с работы, но, к сожалению, лам накаливания уже не осталось.
+
avatar
  • trex
  • 27 октября 2013, 19:44
0
Я на радиатор от 478 процессора повесил 8 диодов, ярко, но для хорошего освещения надо разносить диоды дальше и под разный угол. В центре очень яркое пятно, по краям сумрак.
+
avatar
0
скажите а как радиатор на 9-12 вт крепиться к плате с диодами?
+
avatar
  • sav13
  • 27 октября 2013, 20:47
+1


В радиаторе есть специальные бороздки, в которые нормально залазит саморез.
Нужно только дырки в нужных местах в плате проделать
+
avatar
0
судя по картинке, средина PCB будет висеть в воздухе, не касаясь радиатора?
+
avatar
  • sav13
  • 30 октября 2013, 04:14
0
Да. Контакт не самый лучший. Китайская задумка — еще круглая алюминиевая пластина, а на нее уже PCB с диодами
+
avatar
0
НУ это вариант тоже имеет свои достонства и недостатки.
Будь пластина немного толще, и если отполировать PCB и эту пластину, да с тоненьким слоем хорошей термопасты.
Эх… мечты. :)
+
avatar
  • sav13
  • 30 октября 2013, 07:31
0
И эта мечта всего за 6.5 юаней без доставки :)
+
avatar
  • logan72
  • 30 октября 2013, 08:49
0
А корпуса светильников в ассортименте где то можно заказать?
+
avatar
  • sav13
  • 30 октября 2013, 09:40
+1
+
avatar
  • Barsik
  • 27 октября 2013, 22:24
0
Чем паяли светодиоды? Я как то ради интереса попробовал выпаять, чтобы убедится в наличии термопасты под ним, тепло от паяльника греет плату и толку ноль. Или паяльник кужно ватт 80?
+
avatar
0
Китайцы ещё любят бессвинцовый припой использовать, у которого температура плавления гораздо выше.
+
avatar
  • sav13
  • 28 октября 2013, 04:25
0
Купил себе китайский клон отличного паяльника CT-2092 60вт с термостабилизацией жала
Вот такой же на али. Только желательно жало нормальное в ближайшем радиомагазине прикупить. Паяю тонкой «проволокой с канифолью»
+
avatar
  • vadya
  • 27 октября 2013, 23:56
+5
Я думаю, зря вы заворачиваетесь с такими радиаторами. Тем более когда плата висит в «воздухе».
Толку от него никакого.
Я делаю так:
покупаю эту штуку и приклеиваю ею диоды прямо на пластину.
И получается так:

Светодиоды отлично себя чувствуют.
Конкретно в этом примере пластина, конечно, большая, и проблем с охлаждением нет, но у меня есть лампа где алюминиевая пластина размером, примерно, 15х20 см и на ней 18 диодов, через минут 20 она горячая, но её можно держать в руками, т.е. не более 50-55 градусов.
Умные люди говорят, что на каждый светодиод надо, примерно, 20 см2 площади охлаждения. И я с ними согласен.
Кстати, этого тюбика, а он маленький, хватает на то чтобы приклеить, примерно, 40-50 светодиодов.
+
avatar
  • sav13
  • 28 октября 2013, 04:14
0
Согласен, плоская пластина — самый простой радиатор.
У меня парочка светильников — П-образный профиль алюминиевый 2см примерно 10 см на 1 диод. Только вот без PCB площадки все-таки как-то некрасиво. А стоят они сущие копейки.
Но если хотите компактный светильник — плоский радиатор не вариант, слишком большие размеры при маленькой площади
+
avatar
  • vadya
  • 28 октября 2013, 12:49
0
Дело не в деньгах, и тем более, не в красоте. Дело в трудозатратах и в эффективности охлаждения. Используя РСВ у нас получаются 2 перехода между различными поверхностями, что сильно повышает термосопротивление. Приклеивая диоды сразу к охлаждающей поверхности убиваем двух зайцев. Не надо сверлить два крепежных отверстия под каждый диод (человек ленивое животное), и сильно уменьшаем термосопротивление.
+
avatar
+1
не факт, что у термоклея термосопротивление ниже чем у термопасты… ИМХО в итоге выйдет одно на одно, только что сверлить не нужно. зато нужно паяться и клеить, а в случае родной платы — намазал пастой, положил светодиод и на утюг. 5 сек — готово. при этом, не забываем, что не каждый светодиод можно вот так вот приклеить — в другом корпусе на попе может быть соединение с одним из выводов, да и выводов может вообще не быть…
+
avatar
  • ban99
  • 28 октября 2013, 07:55
0
покупаю эту штуку и приклеиваю ею диоды прямо на пластину.
Это теплопроводный клей или просто термопаста типа КТП?
+
avatar
  • vadya
  • 28 октября 2013, 12:50
0
Это термопроводящий клея.
+
avatar
  • Serg32
  • 28 октября 2013, 00:32
0
тоже купил себе епистаров, но был в недоумении как светодиод на 3,3В и 700мА может считаться трехватным? Тут у вас вобще 650мА, получается ведь два ватта?

И мощность которая греет радиатор неправильно считаете, всетаки основная часть мощности уходит в свет.
+
avatar
  • Serg32
  • 28 октября 2013, 00:35
0
Хочу сделать прямоуголный светильник, но вот что использовать в качестве рассеивателя? Матового стекла или оргстекла нету.
+
avatar
  • sav13
  • 28 октября 2013, 04:28
+2
Все зависит от бюджета
Можно купить оргстекло. Можно заказать обычное стекло матовое с дырочками в нужных местах в магазине, где делают зеркала.
Я стараюсь пока переделывать готовые светильники, убирая в них патроны E14/E27
+
avatar
  • sav13
  • 28 октября 2013, 04:09
0
Проблема не светодиоде, а в драйвере. В прошлом обзоре я проводил испытания — при нормальном охлаждении светодиод нормально работает при токе 900мА.
Если у вас есть ссылки, где достать нормальные драйверы на 900мА и желательно с диммированием, с удовольствием их поставлю.
+
avatar
  • vadya
  • 28 октября 2013, 12:55
0
900мА — многовато, но подтверждаю, что диоды при таком токе работают нормально.
Я покупаю драйверы на 650-700мА и настраиваю их на ток примерно 850мА. При этом токе напряжение на диоде поднимается до, примерно, 3.5В, что дает нам, опять же примерно, 3Вт.
+
avatar
  • sav13
  • 28 октября 2013, 13:02
0
Подскажите, как вы регулируете ток драйвера?
Наверное и диммирование можете сделать?
+
avatar
  • Last_One
  • 28 октября 2013, 14:30
0
Да и где вы берете драйверы на 650-700 ма. Как то пока мои покупки были неудачными.
+
avatar
  • vadya
  • 28 октября 2013, 15:23
+2
Я покупаю вот эти.
Возле микросхемы есть три резистора соединенных параллельно и еще один запаян сверху на одном из резисторов. Их общее сопротивление 0.6 ом. Я запаиваю другие чтоб их общее сопротивление было 0.5 ом для тока ~780mA, или ~0.43-0.45 ом для тока 900mA
+
avatar
  • sav13
  • 28 октября 2013, 15:32
-1
Не подскажите, там что за регулятор тока используется?
У SN3350, например, есть вывод, по которому можно регулировать ток диммировать.
+
avatar
  • vadya
  • 28 октября 2013, 20:27
+1
Там используется какой-то китайский контролер. Я смог найти data sheet только на китайском. Так, что не могу вам ничем помочь. сорри.

Кстати, у этого продавца есть и LED Driver — Dimmalbe
+
avatar
  • trex
  • 28 октября 2013, 19:29
0
Покупал точно такие же на таобао, обошлись почти в те же деньги 3.5 доллара.
+
avatar
  • sav13
  • 28 октября 2013, 20:03
0
Помех не дают на аппаратуру. А то некоторые китайские импульсные БП «свистят» в радиоаппаратуру.
+
avatar
0
это вопрос, или утверждение?
+
avatar
  • sav13
  • 29 октября 2013, 04:19
0
Это вопрос :)
+
avatar
0
Serg32
«И мощность которая греет радиатор неправильно считаете, всетаки основная часть мощности уходит в свет.»

основная? да вы что? при заявленных 200-220 Лм с 3-х Вт, это лишь 10% мощности «улетает» в виде света. ru.wikipedia.org/wiki/Искусственные_источники_света
+
avatar
0
Для справки кпд современного светодиода около 20% (имеются в виду леды 140лм/вт). Так что в тепло уходит 80%
+
avatar
  • mooni73
  • 28 октября 2013, 15:03
0
А где можно купить эти диоды на англ через пайпал?
+
avatar
  • sav13
  • 28 октября 2013, 15:41
0
+
avatar
  • sav13
  • 31 октября 2013, 19:32
0
Ура. Свершилось
Приехали 50 светодиодов с али
Наскоро провел тест. 900ма светодиоды выдержали. Разборка показала кристалл меньше чем у тех с тао и круглой формы. Собрал еще один светильник GX70.
Разницы в яркости не увидел.
Теперь есть светодиоды, значит продолжение следует!
+
avatar
0
Доброго времени суток! Уважаемый, подскажите пожалуйста на фото видно кристаллы диодов. Так вот а скажите до вскрытия к кристаллу шло по четыре «проводка», по два с каждой стороны или там где меньше кристалл по одному со стороны. Я на Ebay брал диоды 1W так у них у всех по 4-е провода, а как и Вы писали на готовой лампе стояли с двумя «проводками», к сожалению кристалл не видно практически и размеры трудно сказать точно, но в в тех что штуками брал кристалл толи как у Вас толи чуть меньше (есть донар), но явно не такой как на светодиоде с лампы.
Я к чему это… может у меня 3w ;)

Вот такое заманчивое предложение, смущает малое кол-во Люмен и совсем не видно кол-во «проводков».
А этот продавец обещает больше, но разница в бакс (хотя если не путаю брал у него 1w-лень смотреть историю и они мне понравились, очень качественно установлена линза) да и дешевле если брать 50 штук.
ПЛанирую взять себе штучек 10 поиграться…
+
avatar
  • Ziggi
  • 08 ноября 2013, 16:26
0
Зарисовка по поводу процессорных кулеров:
Штатный радиатор от Intel Dual-Core


От какого-то Athlon'а одноядерного:


Светодиоды COD 10Вт, летом после 2х часов температура доходит до 70-80, терпимо. Причем по эффективности Атлоновкский (квадратный) радиатор даже чуть хуже чем пеньковый круглый, т.к. расчитан больше на принудительный обдув.

Так же вешал 20Вт на круглый радиатор, через 15 минут температура уже уходила за отметку 100. При установке 40х40 пропеллера на минимальных оборотах (1500) температура выше 50ти не поднималась не зависимо от времени работы.
+
avatar
+2
Забабахал свой вариант.16 диодов,2 драйвера на 6-9 диодов, профиль 4х4 см алюминий (комната 10 квадратов), света достаточно, светят примерно как 2 энергосберегайки до этого, на 45 и 30 вт.