Представляю вниманию обзор интегрального усилителя, состоящего из лампового предусилителя, регулятора тембра, усилителя мощности класса D на микросхеме TPA 3116D2 и приёмника Bluetooth.
Предисловие
Отношение к ламповому звуку у меня неоднозначное. С одной стороны, моё детство пришлось к закату ламповой техники. Она ещё оставалась в ходу, но уже сдавала позиции транзисторной. Была радиола «Ригонда» с проигрывателем пластинок и чёрно-белый телевизор «Горизонт». Так что глухо бубнящего пыльными бумажными динамиками звука и опыта стучания по корпусу кулаком мне хватило всласть.
С другой стороны, когда несколько лет назад выбирал в пафосном салоне хорошие серьёзные наушники, их подключили к какому-то ламповому усилителю стоимостью в половину квартиры. И тут стало ясно, что в плане качества звука между «Ригондой» из детства и современной техникой пролегает настоящая пропасть.
В последующие годы, используя наушники с купленным вместе с ними интегральным ЦАП-ом/усилителем Musical Fidelity V90-HPA, я периодически вспоминал тот подход в салон и ламповый усилитель. Порой даже порывался что-то такое собрать, но запала хватало только на прототипы в таком вот неприглядном виде:
Недавно, просматривая видео с канала GreatScott!, дошёл до
выпуска «Building a Tube Amp! Does it produce better audio quality though?». И увидел там весьма интересный интегральный ламповый усилитель. Дальнейшие поиски показали, что компания Fosi Audio достаточно известна и популярна в Европе и США. Однако русскоязычных обзоров буквально по пальцам сосчитать, а на данный усилитель их нет вообще (по крайней мере на Муське — точно нет).
Что ж, это нужно исправить!
Характеристики
Производитель:
Fosi Audio;
Модель: T20;
Тип: интегральный — ламповый предусилитель + темброблок + усилитель мощности на TPA 3116D2 (класс D) + приёмник Bluetooth;
Импеданс колонок: от 2 до 8 Ом;
Импеданс наушников: от 16 до 64 Ом;
Темброблок: высокие и низкие частоты, точные параметры производителем не указаны;
Мощность выхода на колонки: до 50 Вт (RMS) из расчёта на импеданс 4 Ома (из описания производителя не ясно, на каждый канал такая мощность или на оба в сумме);
Частотный диапазон: от 20 Гц до 20 кГц ± 1 дБ;
Отношение сигнал/шум (SNR): ≥ 99 дБ;
Коэффициент нелинейных искажений (THD): ≤ 0.04 %;
Стандарт Bluetooth: 4.2, поддержка apt-X и apt-X LL;
Входы: один линейный вход (разъёмы RCA) и приёмник Bluetooth;
Выходы: один выход на наушники (⌀ 3.5 мм.) и один выход на колонки (разъёмы с гайкой, под «банан»);
Питание: от 12 до 24 В постоянного тока, ток потребления до 4.5 А (при напряжении 24 В);
Размеры: 129 мм. (длина) х 98 мм. (ширина) х 33 мм. (высота) без ламп / 78 мм. (с лампами);
Вес: ~400 г.;
Лампы: две 6J4, рекомендуемые производителем аналоги — 6K4, 6J1, GE5654, 6AK5, 6Ж1П, 6BC5, 403A/B, EF40, EF95;
Комплектация
Усилитель предлагается в двух вариантах — с блоком питания и без оного. Заказывал без блока питания, с доставкой из локального склада. Приезжает аккуратная коробка:
Содержимое: усилитель, антенна Bluetooth, две лампы, пара брошюрок. В поставке с блоком питания в правом углублении коробки будет, соответственно, блок питания.
Виды с разных сторон:
Корпус и ручки из алюминия. Покраска качественная, порошковая.
Внутренности
Фото доступны в максимальном разрешении (по клику на них):
Сборка аккуратная. Неотмытый флюс присутствует, но в следовых количествах. Детали вполне стандартные, никаких изысканных конденсаторов Elna и прочего. Панельки ламп пластиковые, с обычными (не цанговыми) контактами. Внутри каждой из них обитает главное страшилище современной ламповой техники — яркие синие светодиоды:
Которые были выпаяны незамедлительно и с особым цинизмом.
На своём рабочем месте усилитель выглядит так:
Белая коробка внизу — ЦАП
CM6631A.
Особенности
Все три потенциометра (темброблок и громкость) —
наборные из постоянных резисторов, переключаются по шагам, с явно ощутимыми щелчками.
UPD: В
комментариях подсказали, что потенциометры не наборные, а самые обычные, просто с имитацией щелчков.
Разъём питания довольно нестандартный: 5.5 х 2.5, вместо обычного 5.5 х 2.1 мм. Имейте это ввиду, если будете покупать данный усилитель в варианте без блока питания.
Разъёмы для подключения колонок тоже не совсем обычные: «бананы» с качественной пружиной (например
такие) в них не влазят вообще никак, подходят только хилые примитивные (например
такие). К счастью, гайки на этих разъёмах есть, и колонки можно подключить не только «бананами».
Измерения
При первом включении и после прогрева ламп некоторое время было ощущение, что левый канал звучит тише, чем правый. Чтобы в этом убедиться, на вход подал сигнал 1 кГц, нагрузил выход резисторами по 250 Ом и подключил осциллограф. Получил такую картину:
Жёлтый график — левый канал, зелёный — правый. Пробовал менять лампы местами, форма сигналов остаётся прежней. Как можно видеть, сигнал в правом канале более «шумный», с мелкими «иголками». Если кто-то в комментариях подскажет, что это значит — буду очень признателен, мне не хватает понимания матчасти.
UPD: В
комментариях высказали предположение, что шумы вызваны плохой разводкой платы, линии RF проходят близко ко входу. От себя добавлю, что это косвенно подтверждается тем, что шум имеет плавающую частоту в несколько сотен килогерц. Таким образом, влияния на звук он не оказывает, услышать эти частоты невозможно.
Отмечу также важный факт: без установленных ламп усилитель никакого звука не производит. Ни в наушниках, ни в колонках. При установке одной лампы из двух работает только соответствующий ей канал.
На усилитель мощности на TPA 3116D2 уже есть множество тестов, например:
раз,
два,
три,
четыре,
пять.
Тестирование, снятие АЧХ и прочих графиков проводились с помощью звуковой карты ASUS Xonar SE.
Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer
Общие результаты
Частотная характеристика
Уровень шума
Динамический диапазон
Гармонические искажения + шум (-3 дБ)
Интермодуляционные искажения
Взаимопроникновение стереоканалов
Интермодуляционные искажения (переменная частота)
Звук
К усилителю подключены наушники Beyerdynamic DT 990 Pro (импеданс 250 Ом) и колонки Yamaha NS-6490 (импеданс 8 Ом). Питание обеспечивает MeanWell GST60A24-P1J. В качестве источника сигнала используются ЦАП
CM6631A (подключенный к ПК) и iPad 2019 (через Bluetooth).
Что в наушниках, что в колонках, звук отличный с любого источника. Никаких посторонних шумов и хрипов, в том числе на максимальной громкости при отсутствии сигнала. Колонки при включении/выключении усилителя не щёлкают. На сигналы сотовой сети реакции нет. Bluetooth не отваливается и не заикается. Темброблок работает, наиболее оптимальным оказалось положение ровно в середине доступного диапазона регулировки.
К сожалению, я совершенно не верю ни в какие мистические сущности, которые нельзя увидеть на дисплее осциллографа. Поэтому аудиофильского
бреда мёда о «воздушной микродинамике, позволяющей услышать левую руку музыканта» и о том, как «я словно заново открывал свою коллекцию музыки», ждать не стоит.
Звук усилителя имеет типично «ламповый тембр». Сложно описать его одним словом, наилучшее прилагательное, какое смог подобрать — он глуховато-бубнящий. Кому-то это нравится, кому-то — нет. Я лично нахожу его просто приятным, но не каким-то совсем уж фантастическим или отвратительным.
Заключение
За доступную цену вы получаете устройство «всё-в-одном»: характерный «ламповый звук», возможность подключить наушники и достаточно мощные колонки, а также транслировать звук по Bluetooth. Единственное замечание — переключение между Bluetooth и аналоговым входом находится на задней панели, что не совсем удобно, если используется часто. По итогу можно сказать, что усилитель если не отличный, то однозначно достоин внимания.
На этом всё, благодарю за внимание! Вопросы и конструктивная критика — приветствуются.
Отправил в ЛС ссылку с доп. материалами.
интересно что( нашёл в тексте ) — 3116D2. 2 оп-усилителя — NE5532, а лампы, как всегда в таких штуках, только как буфер/тембро-блок.Тем не менее, как поиграться — почему бы и нет? :)
Хотите с Bluetooth
Хотите без
Можно дешевле
Есть от XDuoo
дальше лень искать
И схемы усилителя у китайцев нет?
Интересно понять что именно, там делают лампы, а то очень часто на муське читал что в качестве имитации.
А если паять то есть, старые схемы когда ещё ламповая техника была жива.
А без схемы — разговор впустую.
mySKU.me/blog/aliexpress/84276.html#comment3748780
96 В там.
Ну и самое главное — поднапрячь литературные способности и рассказать в краочных фразах то, как это замечательно. Можно добавить графики с измерениями, заострив внимание на том, что поймут их лишь подготовленные читатели. И вот готов ламповый усилитель. Зачем тут нужны наши китайские партнёры?
Есть ещё вариант. Поискать ламповый проигрыватель пластинок, например, «Концертный». Там модуль усилителя вместе с блоком питания. Его можно вытащить и получить замечательный «высокий конец усилитель» класса «А» мощностью полтора ватта.
Просто на ось трещотку поставили для форсу ;))
Только учтите что эти переменные резисторы есть двух видов: у которых обе подвижные ламели ориентированы к штоку и у которых они смотрят в разные стороны. Соответственно крайние выводы одного из каналов надо будет менять местами.
Нарвался на эту фишку когда менял в усилке китайский Alps 50кОм на оригинал 10кОм (уменьшал шумы).
и да, пентоды в аудио не котируются :)
вот 6j4
frank.pocnet.net/sheets/049/6/6J4.pdf
Более-менее соответствует )
Специально сделали немного пониженное напряжение или случайно получилось — это известно только разработчикам )
Если перенести это в звук, то параметры тестового оборудования должны быть заметно выше, чем тестируемого.
Ну только если вам уже и этого мало… :-)))
Слушаю на камне.
Друг тоже чаще включает камневый, потом вытирает мастеровой ламповый под музыку.
И поставить лампу именно в предусилителе тоже вполне логичное решение — прямо «с места в карьер» обработали сигнал и дальше уже загоняем его в темброблок, в наушники, в усилитель мощности, и куда угодно ещё.
Первая попавшаяся ссылка.
Запрос в Гугле — tube emulation vst бесплатно, или — лучшие бесплатные плагины для лампового звука, или подобное.
А, где я написал про «ежедневное использование» да ещё и с Яблоками? Зачем же…
Смысл в том, чтобы попробовать без финансовых вложений и с возможностью бесплатно забыть про «ламповый звук». Бесплатно.
А, ну в этом плане — да, согласен. Чисто попробовать — как оно — действительно можно придумать варинты. На крайняк триальную версию какого-то там Тортошлёпа поставить.
«ТОП-15 Лучших бесплатных аудиоредакторов на русском и английском языках: скачивай и редактируй !»
Таблица вся не влезла, по ссылке подробнее.
Надо бы в обзоре сей важный факт указать.
В общем, вау-эффекта не испытал. Ради подобного опыта стоит поискать владельцев и на недельку взять у них послушать. У меня самого Little Dot MK II теперь в той же коробке, в которой приехал, живёт на полке в шкафу.
А вон сопротивление на 4-х больших кондесаторах разное, два с правой стороны — сильно занижено
Аналогично :)
Вместо снижения уровня искажений до приемлемого уровня, их присутствие преподносится, как достоинство. Вот такт надо продавать технику!
И особенности восприятия звука слуховой системой человека, считающей вторую гармонику обертоном основного звука — тогда как третью уже самостоятельным звуком (который надо попытаться расслышать, вдруг это звук опасности).
Если Кг ниже порога восприятия, то какая разница, какой номер гармоники там появился? Если обнаружена гармоника — независимо какая — значит, усилитель нелинеен. Если нелинеен, то там получите ещё и комбинационные. Задача одна — устранить нелинейность ниже предела восприятия. Если нелинейность (любая) выше порога восприятия, значит, устройство несовершенно.
Например, внося в звучание искажения, приятные слуху.
Благодаря которым ощущается «мягкая ламповость» вместо стерильно-идеального звучания твердотельных усилителей с низким КНИ/КИИ.
А мониторные электроакустические преобразователи (наушники или динамики) и предельно линеаризованные малошумящие тракты оставим звукорежиссерам.
Тем самым, стараниями которых запись «голубого огонька» 1969 года имеет динамический диапазон 29 дБ, а альбом Мадонны 2018 года — всего 16 дБ.
Именно в этом и состоит искусство звукорежиссера — создать такую фонограмму, звучание которой каждый сможет настроить под себя.
То есть — да, при записи и мастеринге критично максимально точно передать звучание инструмента и вокала.
А насчет «недюжинного профессионального труда» я в этой теме уже отписал, но для вас повторю:
1969 год, «Голубой огонёк» на ТВ — динамический диапазон 29 дБ при возможностях звукозаписывающей аппаратуры тех времен порядка 35 дБ.
2018 год. альбом Мадонны в loseless — динамический диапазон 16 дБ при реальном динамическом диапазоне звуковоспроизводящей аппаратуры не менее 96 дБ (и технически достижимом более 112 дБ).
P.S.
Впрочем, звукорежиссеры 80-х работать еще умели. Сборник классики на CD 1989 года показал полный диапазон более 62 дБ…
Я порылся сейчас, и нашел на тытрубе запись на телефон одной из песен альбом на живом концерте, причем удалось найти небольшой (секунд 20) кусочек, где была тишина в зале.
Так вот, динамический диапазон в этом кусочке — 31.8 дБ. Офигеть, запись случайным человеком из зала на телефон — обладает вдвое более точной передачей звука, нежели студийная запись после «недюжинного профессионального труда» звукорежисссера.
P.S.
Yello — это тема. Хотя мне Modern Tolking и ZZ Top лучше заходят.
Ну а мадонна — это уже издержки. Просто однажды прочитал про испохабленный звукариками альбом (на самом деле не то чтобы испохабленный — задачу-то свою, формулируемую как «хорошо звучать в MP3 на дешевых блютус-колонках», он наверняка выполняет), скачал, офигел… Но это, к моему большому сожалению, не отменяет того факта, что звукозаписи последних лет по всем статьям уступают записям, сделанным 20-30 лет назад — невзирая на далеко продвинувшиеся возможности звукозаписывающей аппаратуры… :(
пойду выкину свой диплом радиоинженера…
у класса D главные достоинства — мощность и КПД, а вот с искажениями не так уж и здорово
но в принципе, если правильно спроектировано, — может звучать даже неплохо (в первую очередь — если у оконечника большой запас мощности, хороший интегратор и низкий Кг).
подробнее — нужно смотреть схемную реализацию и проводить измерения. но я не вижу смысла, в любом случае получится хуже чем чисто транзисторное или чисто ламповое решение. (я могу быть и неправ, конечно. но убедить меня смогут только цифры)
«характерных искажений» в идеале не должно быть вообще. и ачх тут почти не при чем.
Полагаю, всё зависит от того, какую именно цель преследуют создатели усилителя — получить максимально «чистый» звук без искажений, приводящий в восторг RMAA, или максимально «красивый» звук, с приятными на слух человеков «ламповыми» искажениями. А дальше покупатель усилителя уже может выбирать, какой из этих вариантов ему нравится больше.
И гармоники сами по себе — не так и страшны, если их не проценты. В звуке, в ушах, в АС их как раз проценты и пока не умираем.
а причем здесь " ?
если так хочется — поставьте банальный компрессор, или слушайте запись dolby b (или a, для «чистоты» эффекта) без экспандера…
дополнительные искажения.[/quote]
Ошибаетесь, он наоборот устраняет их.
[quote]если так хочется — поставьте банальный компрессор[/quote]
Мне не хочется, я лишь обратил внимание на одну фичу.
«фича» проста — ламповые усилители позволяют (за счет меньшей чувствительности мозга к четным гармоникам) обойтись меньшим запасом мощности и большим Кг
транзисторные — более эффективны по энергопотреблению, надежности, отчасти шумам и тп.
транзисторный пред и ламповый оконечный каскад позволяют кое-как совместить эти плюсы,
если делать наоборот — остаются только минусы. зато дешево и радует «аудиофилов»
если Вы хотите «покрасить» звук — Вы делаете не усилитель.
Вы не поняли — звено с мягким ограничением перед УМ будет полезно при работе на больших уровнях.
в усилителе, посчитанном двоечником… ну или очень экономным «инженером»… или берущим сигнал «откуда не положено»
Сами же писали — как улучшайзер вполне целесообразная концепция.
я их проектировал :)
[quote]я их проектировал :)[/quote]
Для звука именно? Странно… против своей воли, Вас заставляли?)
Итак, что внутри:
1) Входной буфер на неопознанных микросхемах. Надо заметить, достаточно нешумных.
2) темброблок на операционных усилителях NE5532. Средней шумности, но за такие деньги пойдет. Менять на OPA2132 точно смысла нет.
3) ламповый каскад предусилителя. Он выполняет сразу две цели.
Во-первых, нарастание искажений по мере подхода к «насыщению» растет плавно, и даже когда лампа уходит в перегруз — нарастает пропорционально пику сигнала (в отличие от кремниевых схем, где рост искажений практически скачкообразный), что на слух воспринимается своеобразной «зычностью», а не раздражающим «дребезгом» (ссылки в конце поста).
Во-вторых, на лампах достаточно малы третья и более гармоники при достаточно сильной второй — а человеческий слух устроен так, что третью и более гармонику он воспринимает как самостоятельный звук (а здесь мощная вторая гармоника, воспринимаемая как обертон основной, делает невоспринимаемой сравнительно слабую третью — тогда как в полупроводниковых усилителях доминирует как раз таки третья гармоника).
4) полупроводниковый «мощник» с заведомо избыточной мощностью. То есть схема построена так, что лампа предусилителя, даже оказавшись сильно перегружена сама — не сможет перегрузить полупроводниковую микросхему оконечного усилителя. То есть, оконечный усилитель эффективно раскачивает динамики, сам при этом не привнося искажений (с определенной степенью допущения, конечно).
В общем, мы имеем усилитель с «ламповым» звуком (т.к. искажения при пиках сигнала целиком определят лампа), но при этом с легкостью работающий на мощную акустику (ибо усилитель мощности в нем эффективный полупроводниковый)
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Как «зычно» звучит перегруженная лампа (примерно с 0:43):
youtu.be/_FQ3JQq-EME?t=40
И как хрипит перегруженный полупроводник (небольшой фрагмент после примерно 5:21):
youtu.be/9DjsPZctKow?t=318
.
И, по ходу, причина «шума» в правом канале — RF-модуль, мимо которого длинной такой антенной фигачат проводники от входного не то делителя, не то фильтра.(они хорошо читаются на обороте платы)
Короче, переделать по-человечески можно, но если «в ушах не шумит» — я бы не заморачивался
А вообще, абсолютно бессмысленная поделка, лампы тут как корове седло. Да и выглядит оно так же.
2) Лампы здесь нужны для того, чтоб замаскировать третью гармонику (малоактуально для современных усилителей) и, что более важно, обеспечить «плавное» нарастание искажений при перегрузке на пиках вместо скачкообразного из-за среза пиков синусоиды у транзисторных схем (но, опять-таки, если не использовать современный усилитель «на всю катушку» — это неактуально).
P.S.
И все-таки записи, сделанные с небольшим перегрузом «на лампах», имеют своеобразный шарм, напрочь отсутствующий у «идеального» звука полупроводниковых усилителей… :)
radiopages.ru/plavno.html — только ограничение пиков «как у лампового»
P.S.
radiopages.ru/hybrid_m.html — гибридный усилитель, на примере описания которого можно понять логику схемотехники рассматриваемого в этом обзоре
Обычный истоковый повторитель, который можно собрать на кп303.
Помнится, я собирал что-то подобное.
Но вот спектр на выходе был «обогащён» не 2-й, а обычной 3-й гармоникой. )))
по мере повышения входного напряжения сначала растёт 2я гармоника
далее её начинает «догонять» 3я
далее получаем обычную доминирующую 3ю
словом, для любого каскада (ОУ, ПТ, БТ) соотношение 2й и 3й гармоники определяется
— схемой
— уровнем вх. сигнала
и т.д.
я не ставил целью специально «выдавить» из какого-то каскада именно 2-ю )
у мну всё обычно: желание получить Кг пониже
естественно, использовать «лампизатор» я не буду ))))
1) активный аттенюатор на входе, обеспечивающий «запас» по перегрузке следующих каскадов.
2) транзисторный каскад, вносящий «увеличенную» вторую гармонику в обрабатываемом сигнале.
3) трехканальная схема в конце, формирующая плавно возрастающие предыскажения пропорционально амплитуде сигнала.
Впрочем, гулкости нет и в современных ламповых усилителях (полагаю, для неё еще нужны ламповый тракт и отсутствие СДП на магнитофоне).
Ни и настраивать «лампизатор» придется чуть не под каждую композицию (граница между «вау» и «фу» слишком тонка и зависит от темпа и наполненности композиции). Я бы подумал заменить регуляторы на электронные потенциометры и контроллер с пресетами.
Тут пишут:
На youtube тестов ещё больше, наглядно и с пояснениями.
B&O — далеко не китайская фирма.
Китайцы просто смогли упростить схему, сделав её доступной кошельку простого смертного
Сдаётся мне, это самовнушение. У слабых ламповиков такое бывает — но за счёт лажового трансформатора (плохое демпфирование, спад на ВЧ), но здесь-то что?
Я сколько усилителей не слушал — всё прекрасно, но через полчаса хочется выключить. Случайно наткнулся на лампу — звук «живой, родной» какой-то, слушается часами… хотите — смейтесь, хотите — сами попробуйте)