Кто не в курсе — паяльная маска это то чем покрыта печатная плата для защиты тех мест где не нужно паять и облегчения пайки в тех местах где нужно — за счет того что что получаются как-бы «островки» на дорожке для припоя. Но применение по прямому назначению — это скучно. Поэтому мы попробуем наносить данной маской надписи. Например, на передние панели всякой аппаратуры. К сожалению, получилось не всё, а подробнее — под катом.
Много больших фото!
Собственно, как и в большинстве моих обзоров в последнее время — говорить непосредственно о товаре особо и нечего. 10-кубовые шприцы с резьбовыми пробочками на выходе и заглушками там куда должен вставляться толкатель. Пасты консистенции сметаны, укрывистость на темных поверхностях не особо хорошая. В целом — маска как маска. Ничем принципиально не отличается от той зеленой что была у меня раньше и которой я пользуюсь в последнее время регулярно. Желтой чутка недоложили :( Ну и фоточки. Общий план:
Зеленый не брал — его есть у меня, большая банка.
Ну и парочка шприцов крупнее. Отличаются они в надписях ИМХО только предпоследним иероглифом в названии. Думаю, он обозначает цвет.
В целом, повторюсь, обычная маска — ничем не отличается от предыдущей зеленой. Нормально наносится на платы, нормально держится и всё такое. То есть как маску можно брать и успешно использовать.
Теперь — эксперименты. У каждого радиолюбителя и реставратора старой техники стоит вопрос о нанесении качественных и выносливых надписей на панели аппаратуры. А почему бы и нет? — подумал я, покупая сей комплект.
Для начала я попробовал на алюминии. Точнее, для начала я попробовал на платах — и там всё ок, а потом уже на алюминии. Нашел в углу кусок алюминиевого уголка, и начал экспериментировать. Сразу предупрежу: основной целью было проверить работу маски на пластике, так что алюминий — прошел вне конкурса, то есть я просто попробовал как оно работает, не особо заморачиваясь качеством результата. Для качества нужно подбирать режимы, в частности — время засветки и расстояние до
лампы. В частности, в моем случае для белого и желтого нужно снижать время засветки (где-то секунд до 35-40, наверно), а для черного — увеличивать (до полутора минут примерно), ну и для синего и красного тоже подбирать. Также прошу учесть, что в реальной жизни результат смотрится лучше чем на макро-фото, я, честно говоря, сам удивился, насколько оно плохо выглядит на макро, оказывается. ;)
Итак, технология. наносим каплю маски на поверхность, накрываем пленкой (я использовал рукав для запекания — прямо ОЧЕНЬ понравилось) и разглаживаем максимально тонко и равномерно. Далее накладываем шаблон, который нужно распечатать на лазерном принтере на пленке для лазерных принтеров, и минут 15-20 подержать в парах растворителя (я использую 50/50 646+647) для увеличения контрастности.
Шаблоны выглядят примерно так:
Шаблон прижимаем например стеклом толщиной примерно 3мм. Через стекло УФ нормально проходит, не волнуйтесь. Далее засвечиваем
лампой для ногтей около минуты. Время нужно подбирать индивидуально — оно зависит от мощности лампы, расстояния, качества шаблона, толщины стекла, толщины слоя маски и фиг знает чего еще. После засветки аккуратно отделяем пленку, на которой должна остаться незасвеченная маска. Частично она останется и на поверхности куда наносится рисунок, откуда её нужно смыть любым не сильно активным растворителем. Я использую очиститель тормозов от вюрта, просто потому что его есть у меня. Это по сути изопропил. Тряпочку нужно смачивать обильно, чтобы смыть за один раз, но не аж так чтобы текло. Протираем, ну и засвечиваем лампой для окончательного «высыхания», еще минуты 3-5.
Самое сложное — нанести тонкий и равномерный слой маски. «Классический» вариант — капнуть каплю, накрыть плёнкой, и прижать стеклом для растекания. Важно не допустить образования пузырей воздуха. Поэтому плёнку нельзя отклеивать.
Результаты на алюминии:
Крупнее под спойлером
Дополнительная информация
Кусок окрашенного металлического отлива
Для понимания размеров:
На надписи uni-t приклеился кусочек каки, только заметил.
Теперь — пластик. И вот тут всё неоднозначно. Адгезия маски к пластику зависит от цвета и типа пластика. В частности, на черном получается обычно вот так:
На детали остается НЕезасвеченная маска, а засвеченная — прилипает к плёнке и успешно отклеивается от детали вместе с ней.
У меня сложилось впечатление, что «в норме» ультрафиолет проходит через маску и частично отражается от детали (платы, алюминиевой пластины), засвечивая маску «в объеме». в случае черной детали и/или определенных видов пластика — засвечивается в основном только верхний слой, контачащий с плёнкой, соответственно к ней он сразу и прилипает успешно, и с ней же потом и отдирается. Но могу и ошибаться, и радостно почитаю в комментах советы.
В пользу моей теории говорит тот факт, что если на кусок пластика наклеить алюминиевый скотч и заклеить всё скотчем прозрачным, а потом попробовать нанести изображение над алюминием и над черной платой — то над алюминием получается прям всё и сразу, а над черной деталью — как-то нестабильно и по качеству и по детализации, и вообще.
Одним словом, с пластиком нужно экспериментировать. Нанести изображение МОЖНО, но ГОРАЗДО сложнее чем на медь/алюминий.
Старая телефонная карточка:
Кусок заглушки подоконника:
Тут по факту наилучшие результаты, которые на карточке достигаются подбором времени засветки, а вот на подоконнике — есть похоже что-то еще, ибо я долго шел к этому, а результат-то не особо, как видим.
С пластиком есть еще один нюанс: маска его вроде как чутка разъедает, то есть смывать лишнее нужно за одно движение, иначе останутся цветные разводы, как на подоконнике на фото выше.
Для 100% повторяемости результата на любых поверхностях, похоже, придётся применять шелкографию… :(
Если честно, я сейчас слегка приболел, так что экспериментировать особо не хочется, и так вчера почти полдня провозился без особого результата, а зная себя могу с уверенностью сказать что если сразу не пошло — то продолжение будет отложено надолго ;)
Подытоживая. Рисунок получается качественный и крепкий. Отскоблить от алюминьки — ну нужно приложиться ножиком, с характерным таким дррррр. Технология, несомненно, требует отработки, при этом крайне сильно зависит от «внешних факторов». Но по-моему для нанесения надписей на алюминиевые передние панели самопальной аппаратуры или при реставрации старой — незаменимая штука. При этом именно по алюминию — требуется минимальная «подстройка» под свою лампу, стекло и т.п., то есть базовая минута +- 30с (с такой лампой как у меня расстояние и толщина стекла в разумных пределах не особо сказываются на времени). Оптимум ищется довольно быстро. Пластик — тут сложности, увы. Как минимум я вижу зависимость от вида и цвета пластика (на карточке результат был получен проще и лучше чем на подоконнике). Но возможно это просто я чего-то не понимаю, и в комментах предложат готовый рецепт. В любом случае, пара баксов за тюбик для экспериментов — вполне адекватная цена. Тем более что можно 100% по прямому назначению использовать — для изготовления своих плат или восстановления фирменных. Так что если вам в принципе нужно наносить качественные надписи на металл, платы, возможно пластик — стоимость попытки вписывается в 10 баксов, включая УФ лампу, которую может использовать и жена, например. Так что рекомендую, в том числе и лампу.
Кроме того, я себе представляю время, которое понадобится
но по времени — да
для контрастности можно пройтись пастой корректора.
но он не УФ отверждается, а температурой же?
А не пробовали совместить технологии? Изготовление печатей + маска? Может лучше получится, равномернее?
В детстве когда не был обилия материалов из ластика штампы вырезали.
Все может зависеть от параметров краски, подложки, «переносчика»…
Я вот тут из китая заказал женский лак для ногтей под Хром… Экспериментирую… не все нравится… аэрограф надо…
не то? или просто технологию нужно отрабатывать?
1. Ну совсем как на видео не получится. База должна давать хорошую глянцевую поверхность. А ее похоже надо потом полировать, либо аккуратно со слоями.
2. Жидкость с хромом похоже на ацетоне. Сильнокипящая жидкость. При покрытии кисточкой оставляет белесый цвет. В любом случае, поверхность под хром должна быть хорошо полированная. На стеклянной банке без базы после 3-5 слоев можно разглядывать себя. Больше — поверхность мутнеет, покрывается белесым налетом. А еще надо сверху базой покрывать, т.к. сам хром неводостойкий. В идеале наносить аэрографом, но я еще не купил.
Но зерно позволяет делать зеркальные поверхности. Надо только научиться с этим работать. Да и по цене сильно дешевле чем немецкий карандаш…
а тут так, вы же ничего не купили ещё)
Вот когда даёшь поиск, сортируешь по цене, заходишь в какой-нибудь товар где в названии (!) Free Shipping, а шиппинг в два раза дороже товара, вот это неприятно :(
И ведь была на Али несколько лет назад сортировка с учётом цены + доставки, так убрали.
На ebay есть, и это очень удобно.
Вот тут пишут что https://www.aliseeks.com позволяет так сортировать, но у меня не сработало, хотя я выставил страну.
Если выставить галочку Free Shipping в поиске, то да, действительно отсеиваются товары где он не фри. Для многих товаров это означает «найдены только рожки да ножки» (аксессуары для).
Речь шла о случаях когда продавец прямо в название добавляет «Free Shipping».
Я недавно искал фен / паяльную станцию просил помочь с выбором на форуме, желающих правда не нашлось, но зато меня спросили где же это я живу что самая дешёвая доставка — UPS, и станция выходит в 72 доллара, тут же дав ссылку на другую, с бесплатной доставкой по РФ.
Ну и вот как выглядит её доставка для меня (это типичная картина для доставки чего-то потяжелее / пообъёмнее до наших мест) —
Тогда же, шерстя Али в ручном режиме (т.е. заходя на страницы товаров) я и встретился со станциями с «Free Shipping»-ом. Примеры канули в историю браузера, если сильно нужно я найду.
А заказал я в итоге KSGER-ы — отдельно паяльник на T12 / stm32, отдельно фен.
Они подороже, но почему-то доставка дешёвая (2-5 долларов).
У меня даже в мобильном приложении так.
И да, я сообщал об этом баге в службу поддержки их мобильного приложения. Пока ничего не поменялось.
Регулярно наблюдаю как внизу описалова — там, где рекомендуют «похожие товары» нет-нет, да и выскакивает предложение которого поиск НЕ НАШЁЛ, хотя должен был. Более того — я так даже нахожу товары ДЕШЕВЛЕ, чем если бы просто тупо полагался на отсортированный по цене результат поиска — достаточно пошариться по вот этим «похожим», которые всплывают, например, после добавления чего-то в корзину.
Приходится идти в корзину, товар удалять, идти опять на его страницу, добавлять — только чтобы ещё раз увидеть те рекомендации :S
В «оффлайн» магазинах можно купить тоже все, что угодно (и да, дороже), надо проверять. Я вон в чип-дип купил поддельный 7815.
При 12 В бывает и 100 А :)
то есть — я прекрасно понимаю суть, но в моём случае оно будет гоняться НЕ в линейном режиме, НЕ на высоких напряжениях и НЕ на высоких токах, потому что ну скажем форсунка ДОПУСТИМ минимум 2 Ом (реально как правило от 4 и выше), итого 13В 6А и 1минута постоянной работы в худшем случае — смех в зале. с материнок транзисторы осилят ;)
1. «Честно скижжено» или «честно» затоваренные остатки офигенной по количеству партии получено «за самовывоз».
2. «Честно» перемаркирован брак производителя. Ну или опять «честно скижжен» этот брак и нанесена маркировка какая душе желается (и шоб побольше юаней душе этой перепало).
в тему — на польском аллегро продаются ЛБП korad и паялки с отсосом не помню названия ДЕШЕВЛЕ чем в китае. я понимаю, что это как-бы не у нас, но тем не менее. там же на аллегро я смотрел какие-то мотоциклетные сигналки — и выбор больше и цены ниже чем в китае. невероятно — но факт.
Нет, «классический способ» — это шелкография:
100500 раз уже говорилось — эта краска не для сетки.
Как только начинается обсуждение такой однокомпонентной маски/краски — неизбежно с дивана выкрикнут «можно через сетку, она вполне себе жиденькая!»
бесит уже
шо называется «а что, так можно было?!»
=====
Лезем в ящик и достаём оттуда отрезок сетки для шелкографии, купленной на Али за два бакса. Она обычно продаётся кусками по пять или десять погонных метров, мне же повезло найти лот, в котором продавался метр. Она очень скользкая по ощущениям, с очень мелкой и идеально ровной сеткой:
В описании лота значилось: material: Solyester, mesh: 120 mesh 48T, size: 1 x 1.27m. Сетка приехала сложенной в конверт и была сильно помята :(
В магазине рукоделия за 16 рублей покупаем пяльцы для вышивки, натягиваем на них отрезок сетки. Также я взял резиновый шпатель для штукатурки за, кажется, 12 рублей. Как вы можете видеть, шпатель у меня побитый жизнью, отчего на маске потом остались полосы — надо было найти специальный ракель или пользоваться старой пластиковой картой)
Пожертвуем куском текстолита. Выдавливаем на него через сетку немного маски:
Размазываем в одно движение:
Сетку можно отмыть изопропиловым спиртом, но проще выкинуть и вырезать на замену ещё квадратик.
Заготовку сушим паяльным феном при температуре 100С минуты так три. Я не засекал время — можно просто ориентироваться на подтёки по бокам — если высохли, значит и краска на текстолите тем более сухая.
Капаем на текстолит машинного масла «для швейных машинок» и наляпываем первый попавшийся под руку фотошаблон. (Прошу прощения за качество — фотошаблон отпечатан на позорном самом дешёвом в линейке принтере Xerox 3010 с китайским «совместимым» картриджем. Его спасает только то, что при контакте с маслом он становится чернее). Суём «бутерброд» под маникюрную УФ-лампу на 9 Вт секунд на тридцать (не засекал).
Благодаря маслу фотошаблон легко снимается. Незасвеченную паяльную маску удаляем изопропиловым спиртом.
Маска отлично держится (как синяя, так и красная одинаково) и не сдирается металлической губкой:
Пробуем снять отвердевшую маску растворителями — немного поддаётся ацетону, а «646», уайт-спирит и керосин ничего маске сделать не могут. Возможно, надо было ещё дать заготовке полежать под УФ-лампой после отмывки маски для полного задубения, но мне было лень.
Я спилил излишки платы и ради интереса решил её протравить. Используется ванна из оргстекла (описание in English тут), аквариумный компрессор и протравочный раствор из перекиси и лимонной кислоты:
Посмотрим на результаты поближе:
сдерём маску шкуркой и посмотрим на открывшуюся медь:
Ну и шоб понятнее было, процитирую давнишнее: «когда в онлайне переходят на ВЫ, в оффлайне уже морды бьют». Это так, для справки особо знающим этикет Интернета…
(у меня маска в банке, но, подозреваю состав тот же)
а наношу ракелем от лазерного принтера, по краям платы клею две полоски скотча, капаю в начало платы и размазываю одним-двумя проходами
щелочью смывается без трения, просто замочить в ванночке и поболтать немного
в Египте можно загорать под зонтиком, хотя казалось бы…
Эхх, детство с рыночной клубникой по пути в детсад (и «сладкая вата» тоже была, но — фуфло. Разок лизнул — половины нет)… А вот кукурузка «взорванная» — ничего себе была…
Лазер синий и засвечивает маску и дубит.
Сам делал проще, выжигал акриловую краску с меди. Но с паяльной маской должна быть «позитивная» технология, проходить лазером там где нужно оставить материал, а не где убрать. И быстрее наверное можно обрабатывать. Надо пробовать.
Никакой магии. Обычная технология.