Однокомпонентная паяльная маска - 2, по следам комментариев


В комментариях к обзору uncle_sem про паяльную маску товарищ CuMr аргументированно и взвешенно решил поспорить со мной о способах ровно нанести её на печатную плату:



Ну ладно. Лезем в ящик и достаём оттуда отрезок сетки для шелкографии, купленной на Али за два бакса. Она обычно продаётся кусками по пять или десять погонных метров, мне же повезло найти лот, в котором продавался метр. Она очень скользкая по ощущениям, с очень мелкой и идеально ровной сеткой:



В описании лота значилось: material: Solyester, mesh: 120 mesh 48T, size: 1 x 1.27m. Сетка приехала сложенной в конверт и была сильно помята :(

В магазине рукоделия за 16 рублей покупаем пяльцы для вышивки, натягиваем на них отрезок сетки. Также я взял резиновый шпатель для штукатурки за, кажется, 12 рублей. Как вы можете видеть, шпатель у меня побитый жизнью, отчего на маске потом остались полосы — надо было найти специальный ракель или пользоваться старой пластиковой картой)



Пожертвуем куском текстолита. Выдавливаем на него через сетку немного маски:



Размазываем в одно движение:



Сетку можно отмыть изопропиловым спиртом, но проще выкинуть и вырезать на замену ещё квадратик.

Заготовку сушим паяльным феном при температуре 100С минуты так три. Я не засекал время — можно просто ориентироваться на подтёки по бокам — если высохли, значит и краска на текстолите тем более сухая.

Капаем на текстолит машинного масла «для швейных машинок» и наляпываем первый попавшийся под руку фотошаблон. (Прошу прощения за качество — фотошаблон отпечатан на позорном самом дешёвом в линейке принтере Xerox 3010 с китайским «совместимым» картриджем. Его спасает только то, что при контакте с маслом он становится чернее). Суём «бутерброд» под маникюрную УФ-лампу на 9 Вт секунд на тридцать (не засекал).



Благодаря маслу фотошаблон легко снимается. Незасвеченную паяльную маску удаляем изопропиловым спиртом.

Маска отлично держится (как синяя, так и красная одинаково) и не сдирается металлической губкой:



Пробуем снять отвердевшую маску растворителями — немного поддаётся ацетону, а «646», уайт-спирит и керосин ничего маске сделать не могут. Возможно, надо было ещё дать заготовке полежать под УФ-лампой после отмывки маски для полного задубения, но мне было лень.



Я спилил излишки платы и ради интереса решил её протравить. Используется ванна из оргстекла (описание in English тут), аквариумный компрессор и протравочный раствор из перекиси и лимонной кислоты:



Посмотрим на результаты поближе:



сдерём маску шкуркой и посмотрим на открывшуюся медь:



Не знаю, как вам, но мне такое качество после процедуры, исполненной тяп-ляп, без засекания времени — вполне нравится.

P.S. Моя ссылка на лот «протухла», но вы без труда найдёте аналогичную сетку по запросу «120 mesh 48T»:



P.P.S. Интересующимся вопросами изготовления печатных плат с применением фоторезиста и масок, горячо рекомендую этот YouTube-канал — почерпнул оттуда много годных идей. Идеальный серьёзный автор, отличное качество видео — малолетним «обзорщикам за еду» до такого — как до Луны пешком. Снимаю шляпу:

YouTube



Планирую купить +77 Добавить в избранное +194 +275
+
avatar
  • Harwest
  • 16 февраля 2019, 18:20
+27
Кратко, четко, по делу.
+
avatar
+2
С телефона лайк обзору никак не поставить?
+
avatar
  • dens17
  • 16 февраля 2019, 18:35
+3
На полную версию сайта перейдите (внизу).
+
avatar
  • dealwith
  • 16 февраля 2019, 18:44
+6
… или поверните телефон боком.
+
avatar
0
В мобильном хроме не работает
+
avatar
+1
Слева вверху три точки- полная версия сайта
+
avatar
  • Sanja
  • 16 февраля 2019, 19:48
0
в мобильном Хроме в меню есть галочка «Request desktop version of site».
+
avatar
  • cofein
  • 16 февраля 2019, 21:37
0
в опере работает.
Ну и тоже есть опция «полная версия».
+
avatar
0
Спасибо
+
avatar
  • CuMr
  • 16 февраля 2019, 18:35
+25
Уел. Респект.
+
avatar
  • rexen
  • 16 февраля 2019, 22:30
+2
А вам — респект за признание. Я как увидел «скриншот», подумал — ну ща в каментах начнётся…
Мир, дружба, жвачка :)
+
avatar
+15
не, ну так адекватные ответы адекватных людей. я тоже подкалывал в комментах и сомневался. но поставил плюс обзору наверно одним из первых, и даже не читая. потому что — ну фигли тут говорить-то? мужик сказал — мужик сделал. вот она технология, не иите мозги.
+
avatar
  • antidote
  • 16 февраля 2019, 18:41
0
Значит у нее таки есть процедура дубления? У двухкомпонентных точно есть, а вот у однокомпонентных… Я делал без дубления, получалось фиг знает с какого раза. После отмывки незасвеченных участков я засвечивал ещё часок-другой. После этого держится отлично. Надо попробовать ещё раз с дублением.
+
avatar
0
ну так всё правильно — изначально светим коротко, потом снимаем то что не засветилось каким-то растворителем, и дальше уже конкретно засвечиваем максимально долго.
+
avatar
0
А в чём смысл нанесения маски именно через сетку?
+
avatar
+9
получение 100% однородного по толщине слоя.
+
avatar
0
Спасибо!
+
avatar
+2
Вообще-то на сетке уже должен быть трафарет по канону. Но изготавливать трафарет ради одной платы людям лень.
+
avatar
  • GermanM
  • 16 февраля 2019, 18:50
+6
Ай, да «диванный комментатор»!!!
Красавец!!!
Жалко плюс больше одного раза не жмякается…
+
avatar
  • Sanja
  • 16 февраля 2019, 19:19
+24
я потом ещё как-нибудь распишу как лудить не покрытые маской пятачки жидким оловом и как засвечивать фоторезист 405нм-лазером в 3D-принтере, но руки пока не доходят.
+
avatar
+5
а быстро получается лазером? на радиокоте есть тема с установкой на базе струйника, обещают бешеное разрешение и немаленькую скорость… а вообще как по мне — интереснее всего засветка через ЖКИ, как у фотополимерных 3д-принтеров.
+
avatar
  • rexen
  • 16 февраля 2019, 22:35
0
А ЖКИ откуда брать? Потрошить 4к-телевизоры? Нам же разрешение хорошее нужно.
+
avatar
+1
от смартфонов их полно. 5" большинству хватит, а даже 720р будет достаточно, мне кажется.
+
avatar
  • Vairon
  • 16 февраля 2019, 21:21
+3
.
как лудить не покрытые маской пятачки жидким оловом
Не надо их лудить жидким оловом ). Если плату после этого оставил на месяцок (возможно и меньше — не скажу, ибо месяц она у меня и провалялась), то её потом паять только с использованием агрессивных флюсов. Отказался от этой затеи, лужу паяльником, а если паяю сразу и медь свежая, то и вообще не лужу.
+
avatar
+1
кратко, чётко, понятно. надо пробовать.
+
avatar
  • ACE
  • 16 февраля 2019, 19:20
0
При нанесении на уже вытравленную плату результат не ухудшается? Всё-таки дорожки некоторую толщину имеют.
Есть возможность сфоткать какую-нибудь плату, сделанную по такой технологии?
Способ понравился, проще чем я делал, надо будет опробовать его, только сетку закажу. Спасибо.
Ещё интересно, как с маслом себя поведёт шаблон, напечатанный на струйнике. У меня на нём контрастность лучше получается.
+
avatar
  • Sanja
  • 16 февраля 2019, 19:28
+6
не ухудшается. Посмотрите видеоролик в конце поста. Смысл в том, что вы натягиваете сетку и размещаете её над платой на небольшом отдалении. Когда вы проводите ракелем по сетке, достигается 2 цели:

— на текстолите остаётся ровно столько краски, сколько поместилось в ячейки сетки
— натянутая сетка сразу отпрыгивает от поверхности текстолита из-за натяга, обеспечивая чистую поверхность.

Толщина дорожек скрадётся за счёт мягкости ракеля.

Есть возможность сфоткать какую-нибудь плату, сделанную по такой технологии?
Я когда-нибудь допишу обзор, который описывает мой toolchain полностью — от засветки фоторезиста лазером до финального лужения жидким оловом
+
avatar
+3
плюс! ждем с нетерпением!
+
avatar
  • Sanja
  • 16 февраля 2019, 19:36
+8
Забыл написать:



вымазанную краской сетку можно так же как текстолит засветить через фотошаблон, затем выполоскать изопропилом незасвеченное.

Засвеченные ячейки сетки останутся прочно забитыми. Эту сетку можно использовать для нанесения краски на текстиль.

На YouTube полно видео, где находчивые подростки используют эту технологию для изготовления надписей на футболки. Лично не проверял, но желающие могут попробовать.
+
avatar
+6
фиг с ними с футболками, а вот на те же платы надписи наносить, или панели — сам бог велел. ну то есть это по сути шелкография, только вместо специального фотополимера используется маска.
+
avatar
+5
прошу прощения, а минус за что? в чем я не прав?
+
avatar
0
Так таким образом в типографиях в цехах шелкографии и делают. Только незасвеченные места выбивают кёрхером) И натяжение сетки на рамки идёт под неплохим давлением
+
avatar
0
да оно и водой из-под крана выбивается, и натяжение там как у барабана, не больше. ну то есть не rocket science
+
avatar
+1
Вообще-то такое изготовление трафарета и есть правильная технология А у вас в обзоре неправильная.
+
avatar
+1
так в обзоре сетка для нанесения фоторезиста используется. можно и трафапрет изготовить, но есть разные варианты…
+
avatar
  • Sanja
  • 17 февраля 2019, 11:22
+2
ну это аргумент из серии «стоматологическими борами положено зубы сверлить, чего вы их в дремель суёте» ;)
+
avatar
0
А если нету пленки для лазерный принтер, на чем еще можно напечатать?
+
avatar
+3
теоретически на тонкой бумаге и маслом потом пропитать, только я не помню каким. но плёнка ИМХО лучше.
+
avatar
0
опять же — за что минус? не, меня волнует не минус, волнует реакция. я неправ? в чем именно?
+
avatar
  • Rime
  • 17 февраля 2019, 15:20
+1
Я на обычной кальке печатаю, только для этого надо кальку приклеить к листу А4 с отступом, и потом завернув этот отступ на листе А4 закрыть передний край кальки — иначе принтер не может взять лист — калька скользкая.
После этого, чтоб зачернить рисунок, можно кальку пропечь утюгом или паяльным феном, рисунок станет контрастнее.
И финал — на кальку капнуть масла, можно растительного, и растереть — калька станет прозрачная.
Вот ссылка, я делаю примерно так же: bsvi.ru/kak-ya-delayu-platy-s-pomoshhyu-fotorezista/
+
avatar
0
Спасибо, осталось кальку найти)))
+
avatar
  • u3712
  • 16 февраля 2019, 20:40
0
120 mesh 48T
Не могли бы вы пояснить, что значат сие цифры? В лотах встречаются разные вариации, от 40Т до 80Т с произвольным mesh.
+
avatar
  • Sanja
  • 16 февраля 2019, 21:07
+4
120 нитей на сантиметр, диаметр нити 48 микрон. Если нить толще, а сетка плотнее, в сетку помещается меньше краски:

+
avatar
+3
точно? или это всё же 120 нитей на дюйм и/или 48 на сантиметр?
+
avatar
+1
не знаю чего минусят, но верно, mesh это количество ячеек на линейный дюйм
+
avatar
0
На 55й сетке краска чуть ли не со свистом проникает, ракелем практически не нужно нажимать. Особенно, если печатаешь не пластизолью, а «водой»
+
avatar
0
а по маркировке-то что?
+
avatar
0
Подробнее уже сложно сказать. Давно в другом месте работаю
+
avatar
  • u3712
  • 16 февраля 2019, 23:23
0
спасибо. Добавьте в обзор, полезный нюанс.
+
avatar
  • goblen
  • 16 февраля 2019, 23:06
0
А где народ берёт изопропиловый спирт?
+
avatar
  • Ruaz
  • 16 февраля 2019, 23:20
+1
В каких количествах? Если в России, то магазины Профи (Siriust.ru), «1000 радиодетеалей», интернет магазины «Русский химик», оффлайн «Улисс».
+
avatar
+1
его найти проще, чем обычный. Не знаю, кто где- я либо в интернете, либо в конторах, которые торгуют расходкой для печатной техники/попутно занимаются ремонтом
+
avatar
-1
В автомагазинах можешь поискать всякие «очистители» и почитать состав.
+
avatar
  • Sanja
  • 17 февраля 2019, 11:18
0
rushim.ru/product_info.php?products_id=438

обалденный магазин, как зайдёшь, так в ж… пе начинает играть деццтво. Я вот на месте сообразил, что нынешнему поколению детей неизвестно о таких явлениях, как «ракета на сахаре и селитре» и «карбид в пруд», затарился, будем на даче навёрстывать (с соблюдением ТБ, есессно)
+
avatar
  • zaleks
  • 17 февраля 2019, 15:27
0
Для тех кто в Красноярске — можно по 135 за литр найти в объеме от 5 литров. Цена от поставщика химреактивов и посуды. Сам у них неоднократно персульфатом закупался. Что-то только юриками продают, на что-то требуется разрешение.
+
avatar
  • AdreyM
  • 18 февраля 2019, 09:01
0
В Химреактивах в Питере брал. 1 литр 200 руб.
ХЧ 99,95%
ООО «Экспит»
+
avatar
0
Советую вот это видео глянуть www.youtube.com/watch?v=kE186CybcPI
и у него же по фоторезисту лучшая методика что я видел на ютубе www.youtube.com/watch?v=wNEUxLOx6CU
+
avatar
  • sav13
  • 17 февраля 2019, 10:08
0
Осталось раскрыть тему лужения и металлизации отверстий для реализации полного цикла
+
avatar
  • CuMr
  • 17 февраля 2019, 10:49
0
так уже раскрыто все radiokot.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=2647
и по гипофосфиту тут неплохо расписано
+
avatar
  • Sanja
  • 17 февраля 2019, 11:19
+1
я для себя мысленно провёл черту по односторонним платам. Если понадобится двусторонняя — закажу за $2 у китайцев
+
avatar
  • Lvenok
  • 17 февраля 2019, 12:50
+1
Ну вообще смысл шелкографии немного не в этом…
Трафарет должен зафиксироваться на самой ткани (фотополимер), и краска наносится через не закрытую фотополимером сетку.
Просто катать краску через пустую сетку нет особого смысла. Когда у вас есть трафарет на сетке, вы через этот трафарет наносите любое изображение, насколько позволяет разрешение сетки в одну краску. Хотите маску на плату небольшим тиражом, а потом засвечиваете плату… Хотите свой логотип на кружку или инструмент…
upd: ну в комментах выше уже тоже об этом написали
+
avatar
  • DDimann
  • 17 февраля 2019, 13:42
0
Просто катать краску через пустую сетку нет особого смысла
Попробуйте нанести другим способом, но что бы слой был достаточно равномерным и достаточно тонким.
Они есть, только как более геморройные, как мне кажется…
+
avatar
  • Sanja
  • 17 февраля 2019, 13:50
+2
смысл шелкографии всем известен. К сожалению, именно для изготовления печатных плат классический способ (сетка = маска) плохо применим — тяжело совместить сетку и текстолит с точностью в полмиллиметра и не сдвинуть ничего в момент нанесения. Проще накатать ровный слой с помощью сетки, потом просушить и уже с помощью плёночного трафарета засвечивать. Там уже можно под лупой всё делать, ничего не смажешь.
+
avatar
+1
на фабрике ровно так же накатывают маску через сетку
Дополнительная информация

а через трафарет будет разрешение ниже — сабж 120dpi даст, а шаблон — не меньше 600
+
avatar
+2
интересно, какой придурок минусит?
+
avatar
  • deBocsh
  • 17 февраля 2019, 14:31
0
Несвеченая маска просто водой смывается. Ну такая как у меня, по крайней мере.
А вот сушить — это тема. Как то я до этого не допер. Нужно в печке попробовать. На этом месте жирное спасибо.
+
avatar
  • Sanja
  • 17 февраля 2019, 20:30
+1
только не переусердствуйте с температурой и не дышите испарениями — воняет оно отнюдь не розами

у меня фен ниже 100С не умеет, так бы я градусах на 70 грел даже
+
avatar
  • deBocsh
  • 17 февраля 2019, 22:05
0
Я для всякой фигни купил вот такой примитивный фен: aliexpress.com/item/2014-new-electric-Hot-Air-Gun-Heat-Gun-with-supporting-seat-DIY-tool-heat-gun-free/2039618075.html Он занимает мало места на столе, дуть очень горячим не умеет, но сушить ПП от смывки им милое дело. Ну или термоусадку обдуть. Паяльный фен сильно меньше воздуха через себя пропускает и дольше греется.
А всякие вот такие, не знаю как назвать, продолжительные процессы, что ли, печка — самое то. Бросил и потом забрал. Так что не буду нюхать. Спасибо за предостережение.
+
avatar
  • Sanja
  • 17 февраля 2019, 22:32
0
термоусадка скукоживается на 125С, так что ваш всяко горячее, значит
+
avatar
  • deBocsh
  • 17 февраля 2019, 22:40
0
Наверное. Не задумывался никогда сколько ей нужно. Хотя, стоп! Я помню дул на мокрую термоусадку, она съеживаться начала еще до того, как воду всю с нее сдуло. Возможно 125 для полной усадки?
Ну этот недофен не измерял. Если не забуду, то завтра на термометр подую — оно все на работе.
Этот недофен большой объем гонит, и наличие нормального фена на столе и строительного в тумбочке никак не отменяет эту фигню. Ни разу не пожалел, что купил.
+
avatar
  • omegaby
  • 17 февраля 2019, 23:43
0
Какие сложные, нудные и долгие методы…
Для таких простых плат лучше желтой китайской бумаги под ЛУТ ничего нет. Даже не знаю во сколько раз проще и быстрей.
+
avatar
0
а как китайская бумага поможет с паяльной маской?

она позволяет упростить ЛУТ, но я настолько привык к фоторезисту, что на ЛУТ возвращаться мне только в страшном сне может присниться.
+
avatar
  • omegaby
  • 17 февраля 2019, 23:59
0
Однозначно никак не поможет. Но если платы без маски, то ЛУТ быстрее.
+
avatar
+1
ох, не сказал бы я что прям сильно быстрее… зато у фоторезиста 100% повторяемость и гарантия качества.
+
avatar
  • Sanja
  • 18 февраля 2019, 09:55
+1
что значит «для таких простых плат»? чёрным по белому написал — схватил первый попавшийся бракованный фотошаблон. Был бы под рукой шаблончик под TSOP48, вы бы тоже жёлтой бумагой прибежали махать?
+
avatar
  • olifa
  • 18 февраля 2019, 00:32
0
Ну не знаю, чего то моя маска после нанесения совсем не хочет сохнуть. Ни при 100 градусах, ни при 200, минут по пять сушил. Все равно остается липкая и легко стирается. А уж обрадовался, что можно шаблон не пачкать.
+
avatar
  • Sanja
  • 18 февраля 2019, 09:56
0
попробуйте каплю машинного масла с вашей маской. Возможно, оно не будет её растворять — вы обеспечите лёгкое снятие шаблона и заодно идеальное прилегание без воздушного зазора.