Учимся паять smd


Появились желание и необходимость перейти на более компактные схемы, нежели собранные на обычной макетке. Перед тем, как основательно закупаться текстолитом, элементами и микросхемами для поверхностного монтажа, решил попробовать, а смогу ли я собрать такую мелочь. На просторах Алиэкспресс нашелся отличный «тренажер» за очень разумные деньги. Если у вас есть опыт пайки, большого смысла читать обзор нет

Набор представляет из себя светоэффект бегущие огни, скорость регулируется переменным резистором.
Приехало все в стандартном пупырчатом конверте, в зиппакете
Внешний вид набора


Помимо набора я пользовался припоем ПОС-61, флюсом RMA-223, пинцетом, паяльником.
Расходники




Если по припою никаких особых впечатлений быть не может, то по поводу флюса у меня есть что сказать.
Мне он показался излишне жирным, что ли. В общем, его достаточно сложно отмыть спиртом в компании с зубной щеткой, и я не вполне уверен, что под микросхемами не остались его остатки. Однако флюс рабочий и от пайки им у меня хорошие впечатления, особенно пока я не взялся за отмывку платы ))). К плюсам добавлю, что флюс нейтральный и, в отличии от той же паяльной кислоты, его незначительные остатки не способны нанести вред компонентам. Так что флюсу зачет, а мои претензии к отмывке носят больше субъективный характер, до этого я пользовался водосмываемым флюсом ФТС и мне он казался проще в обращении.
К тому же у любого флюсгеля, по сравнению с жидким, есть очень удобный плюс, после его нанесения деталь можно «прилепить» к плате на гель и выровнять. Не ахти какое крепление, но случайно задеть плату или наклонить уже не страшно. Далее прижимаем элемент пинцетом и паяем. Пробовал несколько способов паять smd рассыпуху (резисторы, конденсаторы), самым удобным оказалось залудить одну контактную площадку, припаять ряд элементов с одной стороны, а уже потом пройтись по второй части. Причем форма жала оказалась не особенно и важна, подойдет практически любое, даже самое толстое.
Паяльник


Вот эти здоровым жалом я в итоге и пользовался… Им оказалось очень удобно поправлять криво вставшие элементы, поскольку его величины хватает, чтобы разогреть обе точки пайки, а потом мне было лень его сменить.


У микросхем похожая схема, сначала фиксируем одну ножку, затем паяем все остальное, фен не понравился категорически, часто сдувает компоненты, мне им сложно пользоваться. Отпаивать микросхемы феном — да, припаивать — нет.
Более крупные элементы, такие как ножки питания (как на этой плате) или радиаторы, толстые провода советую паять паяльной кислотой, она творит чудеса. Если же на проводах лак (например аудио, ради интереса можете разобрать старые наушники и попробовать припаять) его проще всего обжигать горелкой-зажигалкой, залудить кислотой и спокойно паять. Есть более удобный способ — использовать таблетку аспирина как флюс, на подобии канифоли — лак снимается на ура и провод имеет более аккуратный внешний вид. Здесь я проводами не пользовался, собрал «как есть».

Возможно кому-то будет удобнее паять не на столе, а зафиксировать плату в держателях
Держатели
третья рука, на крокодилах надета термоусадка, чтобы не царапать текстолит, и плата при этом держится в разы лучше

PCB Holder



Кому интересно, я добавил видео работы платы. Постарался как можно крупнее сфотографировать итог и название микросхем. Кстати, все заработало с первого раза, за пол бакса попробовать свои силы, флюсы, припои или обновить навык — самое то.
Еще пара фото





Целью обзора было поделиться скромными знаниями с теми, у кого знания еще скромнее ))) Надеюсь мой опыт окажется полезным начинающим деятелям паяльника и канифоли и они не будут мучиться и пороть фигню, как это успешно раньше делал я… Всем удачи.

котэ
Планирую купить +62 Добавить в избранное +62 +128
+
avatar
  • A-Gugu
  • 05 марта 2016, 12:02
+7
Ничего вы в пайке не понимаете (шутка)

Учитесь:

www77.zippyshare.com/v/K2rng9lP/file.html
+
avatar
+3
знакомая дама))
+
avatar
  • A-Gugu
  • 05 марта 2016, 16:14
+2
На подходе видео работы телеграфом в контесте на 20 метрах :)
+
avatar
+1
учитесь? злая шутка?
с детства запрещали тащить в рот всякую гадость
а тут кусок свинцового припоя и дымить этим под носом
нормально, чо
+
avatar
  • t0xy
  • 05 марта 2016, 16:07
+5
хочется пошло пошутить про в рот всякую гадость, но праздники же на носу, низзя
+
avatar
  • geldiev
  • 05 марта 2016, 17:47
+1
Таки премия Дарвина по ней плачет. Рак губы неприятная штука. Хотя, может помада немного защитит.
+
avatar
  • geldiev
  • 05 марта 2016, 18:43
0
Прочитал еще раз то, что написал — выходит очень жестко и грубо. Не хотел… Наилучшие пожелания здоровья и не держать свинец на слизистой.

Сам как три года после операции по онкологии, насмотрелся в больничке.
+
avatar
  • Ajax
  • 11 марта 2016, 09:15
0
От одного раза страшного ничего не случится, и да, если кто-то не понял, то это видео — стеб.
+
avatar
  • Fover
  • 05 марта 2016, 15:09
+21
Или так:
+
avatar
  • Nkk
  • 05 марта 2016, 15:49
+3
Красавица! Только детям это фото не показывайте, чтобы так паяльник ненароком не схватили!
+
avatar
  • yushkin
  • 05 марта 2016, 15:59
+23
Больше одного раза не схватят
+
avatar
  • yushkin
  • 14 марта 2016, 12:13
0
«Непутевые отцы» отметились :-)
+
avatar
  • t0xy
  • 05 марта 2016, 16:07
0
чот она по-моему там не с того конца конденсатор припаивает
+
avatar
  • Prays
  • 05 марта 2016, 18:27
+1
Теперь я видел все.
+
avatar
  • spc
  • 05 марта 2016, 20:32
+5
Nyet

+
avatar
0
Ну а чем не метод? Результат ж есть! Просто неоправданный расход припоя :)
+
avatar
  • spc
  • 05 марта 2016, 21:11
0
Ну метод, конечно, кто спорит. Хотя по-моему там и сам оператор веселится.
+
avatar
0
ейбы жало на микроволну поменять, а оператору вместо смеха показать и научить как правильно.
+
avatar
  • Prays
  • 06 марта 2016, 00:32
0
Это я давно видел
+
avatar
  • Johnpol
  • 12 марта 2016, 04:17
0
материнкой тяжело будет стучать
+
avatar
0
— не всё,
— в Челябинске паяльник ваще за жало держат!
— и не только барышни!
+
avatar
  • userpc
  • 06 марта 2016, 13:07
+1
теперь понятно, где у вас девушки зарабатывают по 100$ за час! :)
+
avatar
+3
Подобные флюсы не плохо отмываются бензином калоша.

И не плохо бы в описании, в тексте, да хоть где, написать что это такое, а то получается, что набор для пайки то понятно, а что это такое неизвестно. Даже после просмотра видео не каждый поймёт.

Себе прикуплю парочку, на мопед стоп сигнал за дублировать такими бегущими огоньками
+
avatar
0
Бензином дома особо не поотмываешь, вонь будет знатная, но за наводку спасибо. В крайнем случае на работе есть ацетон. В любом случае без открытого балкона и окон этого лучше не делать.
+
avatar
+7
Вонь знатная если простым бензином мыть. Для таких целей есть специальный — «Калоша»
+
avatar
  • dia
  • 05 марта 2016, 13:10
+2
Которая, в смеси со спиртом, отмывает большинство флюсов и практически не воняет.
+
avatar
  • reedcat
  • 05 марта 2016, 14:07
0
Есть еще уайт-спирит, который по сути близок к бензну, и не особо воняет
+
avatar
  • dia
  • 05 марта 2016, 16:00
+3
Есть. Но «калоша» со спиртом воняет меньше.
+
avatar
  • reedcat
  • 05 марта 2016, 17:21
+1
«на вкус и цвет...»
+
avatar
  • bahek29
  • 05 марта 2016, 17:47
+2
пробовал калошу с этанолом — не понравилось… купил изопропанол — весчь! не воняет и отмывает на ура
+
avatar
0
99.7 изопропанол воняет жестко
+
avatar
  • bahek29
  • 05 марта 2016, 23:11
0
99,7, безводный, от соллинса — прекрасное средство
запах чуть отличается от этанола
+
avatar
  • dia
  • 06 марта 2016, 05:47
0
Согласен. Вот его с калошей и мешаю.
+
avatar
  • ksiman
  • 06 марта 2016, 08:30
+1
Есть еще уайт-спирит, который по сути близок к бензну, и не особо воняет
Уайт-спирит не подходит, т.к. после него остаётся маслянистая плёнка. Разбавлять изопропиловый спирт можно обезжиривателем или бензином Нефрас С2-80/120 (калоша). Смесь воняет меньше, растворяет немного лучше.
+
avatar
  • bulyga
  • 05 марта 2016, 12:28
+3
Цена $0.55 + доставка $2.72 (Беларусь) итого $3.27
За генератор, 10 светодиодов и счётчик Джонсона как-то дороговато.
По мне так лучше чуть доплатить и полезную вещь спаять, ну часы например
+
avatar
+3
В Москву доставка бесплатная
+
avatar
+3
В Украину доставка бесплатная.
+
avatar
  • bulyga
  • 05 марта 2016, 12:42
+2
Я до Минска смотрел. Видать Китай с Россией и Украиной бОльшие друзья, чем с РБ
+
avatar
  • Viha
  • 05 марта 2016, 13:23
0
До вас везти дальше :-)
+
avatar
  • toyoda
  • 06 марта 2016, 16:46
0
В Казахстан тоже 3.27
Хотя, мы ближе всех )
+
avatar
  • earehon
  • 05 марта 2016, 12:48
0
В комментариях пишут, что часы уже собраны.
+
avatar
  • bulyga
  • 05 марта 2016, 12:54
+2
Есть и киты, я тут покупал. Просто в «моём» наборе светодиоды выводные, а обзор про пайку SMD. Попытался на Али найти такой же, но с SMD, недоглядел.
+
avatar
0
интересная штука, посмотрим, может тоже закажу, как неучтенный доход появится
+
avatar
  • bulyga
  • 05 марта 2016, 13:06
0
Без корпуса дешевле на 4$
+
avatar
0
Это не та модификация часов — другой контроллер, термодатчик, 2 кнопки управления
+
avatar
  • Nkk
  • 05 марта 2016, 15:53
+1
У продавца из моего обзора и дешевле, и посылка бесплатная:
mySKU.me/blog/aliexpress/36262.html
+
avatar
  • Hegy
  • 06 марта 2016, 13:07
0
те часы уже спаяны до нас :)

сорян! Пропустил подобный комментарий.
+
avatar
  • Saloed
  • 05 марта 2016, 12:30
0
А варианта режима заполнения светодиодов нет?
+
avatar
0
Специально посмотрел, доставка бесплатная. Скорость бега регулируется переменным резистором, на видео самая медленная скорость, если я правильно разобрался можно ее еще больше замедлить заменив резистор 2,2к на более большой.
+
avatar
  • Staf
  • 05 марта 2016, 12:46
0
Какой хороший источник питания, цену озвучьте пожалуйста.
Касаемо обзора-некоторую инфу приметил.
+
avatar
0
это на работе, так что я пользуюсь им нахаляву, такой дешевле 5 тысяч найти будет трудно
+
avatar
0
sidex.ru/view.php?_openstat=bWFya2V0LnlhbmRleC5ydTvQkdC70L7QuiDQv9C40YLQsNC90LjRjyBZYXh1biBQUy0zMDNEICgxNjIzMykgLSDQktGB0L_QvtC80L7Qs9Cw0YLQtdC70YzQvdC-0LUg0L7QsdC-0YDRg9C00L7QstCw0L3QuNC1O014RlhZVUM2YnRBRFA4eS1hVzg2LXc7&id=663178&ymclid=57171509949160474985007
причем это на один канал
Советую посмотреть не трансформаторные, а импульсные, они намного дешевле и для простых задач отлично подходят
+
avatar
  • Staf
  • 05 марта 2016, 13:47
0
Да присматривался к таким. Как же печально, что не получилось купить его до подорожания
+
avatar
  • alex116
  • 05 марта 2016, 12:55
0
Кому влом паять aliexpress.com/item/Consumer-Electronics-Shop-Free-shipping-1PC-New-NE555-CD4017-Light-Water-Flowing-Light-LED-Module-DIY/32602358491.html,searchweb201644_5_505_506_503_504_10032_10020_502_10001_10002_10017_10005_10006_10003_10012_10021_10004_10022_10007_10018_10019,searchweb201560_1,searchweb1451318400_-1,searchweb1451318411_-1&btsid=ef446401-1116-48c4-84e7-0fd688ead287
+
avatar
+2
каждому свое, но мне кажется тогда теряется вся прелесть конструктора
+
avatar
  • kopa
  • 06 марта 2016, 01:05
+2
в 2001-2002 году помню паял тоже самое на 176ие8, только генератор был на 176ла7. тоже учился схемотехнике. называлась схема типа ошейника для собаки ночью… тогда еще в школу ходил и фенов, кислот и станций не было. а у ие8 выход дохлый и к каждому выходу пришлось паять 315. И как помню… резистор был один общий на ограничение тока светодиодов, а тут на каждый светодиод… да уж время идёт а ума не прибавляется
+
avatar
+4
Спасибо за обзор! У вас на фото видна паяльная кислота, не рекомендую пользоваться агресивными флюсами/кислотами. Темболее что необходимости в этом нет, готовые платы уже имеют залуженные полигоны/площадки.
По поводу жал, тут скорей индивидуально. Smd паяю жалом типа «скошеный цилиндр» шириной 2мм. Еще есть жала для «микро волны», для пайки микросхем.
Ну и после работы, плату хорошо отмывать в спирте, так гораздо эстетичней.
+
avatar
  • InSAn
  • 05 марта 2016, 16:29
0
Еще есть жала для «микро волны», для пайки микросхем
Что за «микроволна»?
+
avatar
+2
Почитайте тут geektimes.ru/post/253928/
Это жало типа скошеного цилиндра, только с лункой в центре среза.
+
avatar
  • InSAn
  • 05 марта 2016, 19:51
0
Не знал, что оно микроволной называется :)
+
avatar
  • vadik
  • 05 марта 2016, 20:08
+1
У меня когда жало так «выгорает» паять сложно — приходилось ровнять. А оказывается это фишка такая…
+
avatar
0
микроволна хороша для многовыводных, у нее своя зона применения.
+
avatar
+1
Вот тут процесс
www.youtube.com/watch?v=gt1N9RjOrQU
+
avatar
0
Вот тут еще :)
www.youtube.com/watch?v=tg8ZcwrGrEU
+
avatar
+4
На дворе шел 21 век, а платы так и продолжали паять паяльной кислотой :)
+
avatar
0
Ее свойство паять все подряд трудно не признать. Минусов у нее хватает, но если сразу после пайки и нормально отмыть плату ни коррозии ни окисления я еще ни разу не замечал. К тому же ей паяют не микросхемы и smd, а более проблемные вещи.
+
avatar
+1
Ничего не собираюсь навязывать, но от себя бы еще добавил, что флюс для SMD нужен не абы какой, а некипящий, чтобы не смещало корпуса. Для микросхем использую или микроволну или фен.
+
avatar
  • heruSS
  • 13 марта 2016, 00:50
0
Пример не кипящего можно?
+
avatar
0
мне советовали AMTECH NC-559-ASM, я покупал RMA-223. Зная китайцев, могу предположить, что это одно и тоже, но отличное по цвету и этикетке. RMA-223 вполне сносно паяет, дешево стоит и кипит только при высоких температурах более 300 градусов, smd при такой жаре не рекомендуют тыкать паяльником, микросхемы могут вообще перегреться и умереть смертью храбрых. Так что я остановился на RMA.
+
avatar
0
Ну да, RMA. Я брал 218-ую. Но в общем случае флюс для реболлинга, там с этим строго, чуть булькнуло и чип уплыл.
В этом магазине брал, еще в 13 году ru.aliexpress.com/store/620340
+
avatar
+3
Я на такой учился. Из плюсов — разные размеры, сразу понятно какой размер больше нравится
+
avatar
  • Fover
  • 05 марта 2016, 15:10
0
Есть ссылка?
+
avatar
  • ACE
  • 05 марта 2016, 15:21
+5
Хм, проще взять любую ненужную плату с смд, от какой-нибудь старой сломанной техники или старыых комп запчастей, распаять (хоть над газовой плитой), потом снова напаивать… Ещё глядишь и заработает :)
+
avatar
  • notemp
  • 05 марта 2016, 17:20
+5
aliexpress.com/item/SMT-SMD-Component-Welding-Practice-PCB-Board-Soldering-DIY-Kits-Wholesale/32497455501.html

Паять 0603 — это, конечно, опыт еще тот. Начиная с попытки извлечения их из ленты, которая наровит их катапультировать куда подальше ))
+
avatar
  • woddy
  • 05 марта 2016, 19:28
+2
0402 интереснее)
+
avatar
0
Здесь и вправду набор покруче будет, зато у меня еще и лампочки мигают == бонус проверки правильности сборки + понятно, что микросхемы не перегрелись.
+
avatar
  • notemp
  • 05 марта 2016, 21:30
0
у этого тоже загорается диод, если подать питание
+
avatar
  • notemp
  • 05 марта 2016, 22:55
+1
а вот и светодиодик). паялось феном и пастой
+
avatar
0
Просто пленочку надо отрывать над плашкой и стороной вниз. А в целом smd пофигу какого размера паять. Просто паять надо пастой и феном. Детали сами встанут на свои места поверхностным натяжением. Пока для меня самое сложное остается совмещение слоев pcb по дырками и дальнейшее сверление.
+
avatar
  • InSAn
  • 05 марта 2016, 22:13
0
Пока для меня самое сложное остается совмещение слоев pcb по дырками и дальнейшее сверление
Я эту проблему решил кардинально — заказываю на производстве. :)
+
avatar
0
Я лутом бумажку на просвет совмещаю, потом утюгом сразу с бумажкой грею, без преднагрева платы, получается довольно точно, получалось даже совместить отверстие 0,3мм
+
avatar
+1
Я заказал набор как у автора и уже который месяц смотрю на него и боюсь прикоснуться. Раньше SMD в глаза не видел, что они из себя представляют понятия не имел. Получил и понял, что боюсь я такие мелкие детали паять паяльником с рынка за 100 рублей.

Вот расскажите — как вы это делаете так спокойно и относительно ровно? Там же детали миллиметровые…
+
avatar
  • bahek29
  • 05 марта 2016, 17:49
0
глазной пинцет в помощь…
+
avatar
  • geldiev
  • 05 марта 2016, 17:55
0
Паста и фен с насадкой. Если паяльником — то с паяльной станцией — на муське много обзоров конструкторов на T12 — жало микроволна для многоножек, или игла для одиночных элементов. Сверху деталь прижимаем чем либо, я обычно использую «третью руку» с зубочисткой, которая держит элемент, одной рукой подаю припой с флюсом — предпочитаю 0,5...0,3, другой рукой паяю иглой T12.
Вот приятный конструктор, но без БП и корпуса aliexpress.com/item/Digital-Soldering-Iron-Station-Temperature-Controller-Kits-T12-Handle/32463596384.html:&cpt=1456900696960&afref=https://mysku.me/blog/china-stores/38628.html&af=137788&cv=47843&dp=1a0b8fee4b10de913dac41a3b8c00155&aff_trace_key=81d3d97e2b05430db342ea689eef8a05-1456900696960-06423-VnYZvQVf
Кстати, плату тоже неплохо было бы зафиксировать.
+
avatar
  • dia
  • 05 марта 2016, 18:15
+1
Странно, почему никто не использует паяльную пасту?
Это же во много раз практичнее. Флюс не надо, деталь прилипает к пасте, не свалится нечаянно. Хочешь в печке паяй, хочешь феном. Есть желание, придерживай одной рукой зубочисткой и тычь паяльником… 33 удовольствия…
+
avatar
  • geldiev
  • 05 марта 2016, 18:34
0
Паяльная паста — это гуд. Но можно и паяльником :) с соответствующими удовольствиями.

В паре случаев паста меня подвела — сам виноват — паял тактовые кнопки с обратной стороны платы. Флюс попал в кнопки, пришлось их менять. И гребенка под дисплей тоже залилась флюсом из пасты… С тех пор — паста только для SMD деталей на этой же стороне.
+
avatar
  • dia
  • 05 марта 2016, 18:42
0
В паре случаев паста меня подвела — сам виноват
Ну, при должной сноровке, можно любым флюсом, даже простой канифолью, угваздать все что не нужно…
Все же предпочитаю паяльнику и припою пасту, и в печь…
+
avatar
0
Так крупные детали, разъемы, кнопки, потенциометры запаивают как правило в последнюю очередь после отмывки
+
avatar
  • dia
  • 05 марта 2016, 18:53
0
Само собой. То, что не в печке… паяльник+флюс+припой.
+
avatar
  • bdfy63
  • 05 марта 2016, 21:13
0
Можете посоветовать, из не дорогого?
+
avatar
  • dia
  • 06 марта 2016, 05:51
0
Извиняюсь. Что посоветовать?
Печку, пасту, паяльник, флюс, припой или зубочистки?
+
avatar
  • bdfy63
  • 06 марта 2016, 20:38
+1
Пасту
+
avatar
  • heruSS
  • 13 марта 2016, 00:55
0
И зубочистки)
+
avatar
0
Без паяльной станции с феном паять такое затруднительно.
+
avatar
  • woddy
  • 05 марта 2016, 19:29
0
фен для монтажа не нужен. он нужен если сгорело и надо менять микросхему
+
avatar
  • DDimann
  • 05 марта 2016, 19:58
+1
Точно не нужен?
Ладно, выброшу…
Когда печку сделаю, а пока все таки я лучше феном…
+
avatar
  • woddy
  • 05 марта 2016, 20:06
0
если паяете бга то нужен. в остальных случаях нет :)
+
avatar
  • DDimann
  • 05 марта 2016, 20:18
+1
То есть нанести пасту через трафарет, расставить детали (не BGA) и прогреть феном — это очень неправильно?
Я знаю, что по хорошему надо в печку, но вот нету у меня печки…
+
avatar
  • woddy
  • 05 марта 2016, 20:34
0
если ваши объемы производства позволяют заказывать трафарет — то правильно. а для дома смысла нет.
+
avatar
  • DDimann
  • 05 марта 2016, 21:25
0
Если у меня единичный экземпляр — я нанесу пасту зубочисткой в конце концов.
Даже при ремонте я часто монтирую заменяемые детали пастой и феном.
Потому что так получается аккуратнее.
+
avatar
  • dia
  • 06 марта 2016, 06:01
0
Странная категоричность. Паяйте как хотите. Только не напрягайте так уверенно других. Иначе малоопытные товарищи могут нечаянно подумать, что вы правы…
Паяю для себя в штучных экземплярах, в печке, феном, паяльником и нисколько меня совесть не мучает как правильно, а как неправильно…
+
avatar
-1
Я конеш понимаю, что паяльник наиболее универсалья вещь, хоть в жопу суй. Но как вы представляете паять qfp? А если qnf???
И как вы решили что бга нельзя паяльником паять, поди пробовали?
+
avatar
  • woddy
  • 05 марта 2016, 21:18
0
qfp паять нужно паяльником. qnf феном.
+
avatar
  • Daredee
  • 12 марта 2016, 12:31
0
qfpпаяльник
qnfфен
+
avatar
+4
Все просто. Флюса погуще и отношение попроще. Если не получилось — начал сначала. Запаял криво — еще флюса и аккуратно поправить. Одним словом бояться и дергаться нет смысла, это не ответственная деталь, которую жаль испортить — это тренажер, и все ошибки, которые вы на нем насадите, не появятся на каком-то чистовом варианте. Еще советую обратиться к гуглу и ютубу, я черпал большинство сведений там. Для меня чем проще — тем лучше, печи и фены не мое
+
avatar
  • kirich
  • 05 марта 2016, 21:34
+2
Вот расскажите — как вы это делаете так спокойно и относительно ровно? Там же детали миллиметровые
В некоторых обзорах я показывал попутно как собирать платы.
Блок питания
Осциллограф
Генератор
Мультитестер
Преобразователь

Есть еще, но там я и платы сам делал.

А в этом обзоре я так и не понял, что автор показать то хотел, паяльник, держатели или спаянную плату?

По названию обзора я сначала подумал, что будет показано как паять СМД и будут какие нибудь подсказки и инструкции, а в итоге только спаянная плата. :(

Например при пайке плат-конструкторов я ни разу не использовал флюс, только тот что в припое, все! Вообще не советую использовать дополнительный флюс, если можно обойтись без него.
+
avatar
+4
Да вас я вообще считаю своим идейным вдохновителем.

После очередного обзора вашего авторства (хотя спасибо и другим радиоэлектронщикам муськи тоже) подумал: «Вот же люди делают, а у меня в дальнем ящике стола паяльник и нераспаяная схема (тоже какая-то игрушка за $2 с ebay) с 2012 лежат, все собрать ее не могу». В этом году все же решился, понял, что нельзя больше откладывать. Купил первый попавшийся припой, взял паяльник в руки, попробовал, понял, что не так уж это и сложно, а в какой-то мере очень даже интересно. Схемку я, конечно, по неопытности походу угробил, это потом уже залез на ютуб, посмотрел как делают другие и понял свои ошибки.

Сейчас заказал самую дешевую паяльную станцию, отзывы на нее, конечно, 50/50, но аналогов за свою стоимость не нашел. Буду надеяться, что втянусь потихоньку в тусовку. Радиоэлектронщиков, к сожалению, у меня ни в семье, ни в кругу ближайших родственников не нашлось — сплошные юристы, так что приходится надеяться на самостоятельное обучение и мануалы в интернете.
+
avatar
  • tcat
  • 05 марта 2016, 13:52
0
Мне кажется, собственно, smd тут маловато…
Вот тут, конечно, не за полбакса, но в разы полезнее.
aliexpress.com/item/32344385019.html
+
avatar
+3
Чудо, а не коте. ) За обзор +. Штуковина, конечно, не нужная, но по практиковаться супер.
+
avatar
  • mike888
  • 05 марта 2016, 14:22
0
Флюс ТТ очень удобен, подороже канифольного конечно, но отмывать легко и паяет лучше окисленые поверхности
+
avatar
  • ACE
  • 05 марта 2016, 15:29
0
Насчёт ТТ, надо быть осторожнее. Много нареканий на него, то ли подделки, то ли что. Мне он нравился, может мне хороший попался. Но надо быть осторожным — его обязательно надо догревать до потери цвета, иначе у него проводимость остаётся. На небольших температурах жала и мелких смд так бывает. Вот старая тема обсуждения.
+
avatar
0
Нормальный ТТ не проводит ни в каком состоянии.
+
avatar
  • ACE
  • 05 марта 2016, 18:59
+2
Может быть. Моё дело предупредить, что бывает и «ненормальный». Дабы потом не было неприятных сюрпризов, тем более у начинающих паяльщиков.
+
avatar
  • DDimann
  • 05 марта 2016, 19:59
+1
Подделок очень много.
Я как то гуглил по этому вопросу — такое впечатление, что RMA-223 реже подделывают.
+
avatar
  • sls
  • 05 марта 2016, 14:18
+2
наличие паяльной кислоты на фотографии и в комплексе со словами «smd» и «учимся паять» заставило призадуматься
+
avatar
  • valius
  • 05 марта 2016, 16:07
+3
Согласен. Паяльной кислотой паяют ведра, а не радиодетали. Даже хорошо отмыв кислоту, через некоторое время начнет все окислятся. Нельзя кислотой платы паять.
+
avatar
+1
паяльной кислотой паял только ножки под питание. Пины 2,54 флюсом rma-223 берутся плохо. А вот микросхемы после пайки паяльной кислотой, по слухам умирают за пол года из-за окислов и ржавчины.
+
avatar
  • DDimann
  • 05 марта 2016, 21:30
+1
Жалко, что выбросил.
Был у меня обычный светодиодный индикатор на 220 В, типа на панель ставить.
И было к нему припаяно два провода, припаяны с кислотой — немного были окисленные лепестки.
Через полгода один отвалился вместе с проводом…
Так что никаких слухов — умирают. В радиотехнике кислота практически не применима, в тех редких случаях, когда ее все таки приходится использовать — тщательно промывать после облуживания — причем если это был многожильный провод, то и промывка не поможет…
+
avatar
  • bigvlad
  • 05 марта 2016, 14:36
+4
Чем больше читаю такие обзоры — тем больше понимаю что хочу фен.
Автору плюс за проделанную работу, за пайку твердая четверка с огромным плюсом.
+
avatar
+1
а я печку хочу :)
+
avatar
  • bigvlad
  • 05 марта 2016, 15:48
0
печек в магазе валом, термометр сделать легко.
хотя и с феном примерно так же :)
чувствую пора заказывать…

Или вы об ИК печке?
+
avatar
0
Купите станцию с хорошим паяльником и феном до 450 градусов, радости будет столько, что не пожалеете точно. А печкой кроме смд паять то особо и нечего. Да и если нужно будет локально заменить smdшки, не будете ж всю деталь отогревать печкой.
+
avatar
0
в печке еще можно маску сушить и дубить, еще можно полимеризовать детали из эпоксидки
пирожки печь
так что вещь полезная
+
avatar
  • dia
  • 06 марта 2016, 06:23
0
А еще можно массивные детали спаивать.
Понадобилось мне как-то спаять две пластины 20*10 сантиметров и 4 мм. толщиной. Зачистил, в печку. Вдоль места спайки промазал флюсом, проложил припой в несколько прутков. Включил, 9 минут и идеальный шов.
+
avatar
  • dia
  • 06 марта 2016, 06:24
+1
Фен и печка не взаимоисключают друг друга, а дополняют.
+
avatar
  • Nkk
  • 05 марта 2016, 15:46
+1
Какая качественная пайка! Не то, что у меня — mySKU.me/blog/aliexpress/36262.html
Весь секрет в держателях?

Ну и тем, кто будет паять не для того, чтобы попаять SMD, а для изготовления мигалки, напомню, что не обязательно все 10 резисторов припаивать возле светодиодов, а достаточно одного с другой стороны.
+
avatar
  • yurok
  • 05 марта 2016, 17:58
+1
это все из-за отбеливателя ©

неправильно ставить ограничительный резистор один на все светики, из-за их разных характеристик будет перекос по току и они долго не прослужат…
+
avatar
0
Про держатель я вспомнил во время написания обзора… А аккуратно потому, что я мучил эту плату почти час. Сначала спаял, потом проверил, потом рассматривал, потом поправлял, смотрел, поправлял… И главное не жалеть флюс, но и не перебарщивать
+
avatar
  • kirich
  • 05 марта 2016, 21:40
+1
Весь секрет в держателях?
Никогда не использовал держатель, даже дома его не имею, весь секрет в практике, правильно подобранном припое и температуре пайки.
+
avatar
  • dia
  • 06 марта 2016, 06:26
0
А такие держатели, лишний повод несчетное количество раз выругаться матом.
+
avatar
  • heruSS
  • 13 марта 2016, 01:05
0
Дадите совет как правильно выбрать температуру?
+
avatar
0
элементы, типо резисторов-транзисторов и микросхем паяй на 270-300 градусах, не ошибешься. А проверить температуру жала можно термопарой и тестером, самая дешевая термопара рублей 60 с небольшим, либо паяльная станция, там вообще нет таких проблем. Ну и для опытных пользователей можно ориентироваться как раз-таки по кипению флюса и скорости плавления припоя, но это не мой вариант.
+
avatar
  • kirich
  • 14 марта 2016, 17:36
0
Экспериментально, только так.
Припой должен плавиться легко, но не перегреваться, пайка должна получаться зеркальной.
Термодатчик в паяльнике может привирать, припой бывает разным, но чувства не обманешь, потому только экспериментально.
+
avatar
  • InSAn
  • 05 марта 2016, 16:24
+2
К плюсам добавлю, что флюс нейтральный и, в отличии от той же паяльной кислоты, его незначительные остатки не способны нанести вред компонентам.
Вы этот китайский RMA-223 тестировали? Или поверили надписи на упаковке?
Я тестировал 559-й. Через неделю медь стала зеленого цвета. Как-то соберусь с силами и выложу отчет :)
+
avatar
0
Фоюсы разные существуют. Если флюс безотмывачный, то он не нагадит, но он и стоит дороже 223 раза в 3-5…
+
avatar
  • InSAn
  • 05 марта 2016, 20:07
+1
RMA-223 тоже безотмывочным считается. Но отличия между оригиналом и «made in China» — как расстояние между небом и землей.
+
avatar
0
Нет, не тестировал, если что-то подобное произойдет — напишу отдельный обзор на флюс, до тех пор не вижу причин не доверять надписям. Буду благодарен, если скажете оптимальный выбор цена/качество.
+
avatar
  • InSAn
  • 05 марта 2016, 22:07
0
Буду благодарен, если скажете оптимальный выбор цена/качество
Либо качество, либо цена.
Я сравнивал NT-559 из Али (с голограммами, самый настоящий «оригинал», и т.д.) с купленным на tme.eu — по запаху и цвету разницы нет. Но «оригинал» из Китая через несколько дней окислил медь, а настоящий — и через месяц медь под ним девственна.
+
avatar
  • Shaman2
  • 05 марта 2016, 16:27
0
А ссылочку на флюс и на жала для этого паяльника можно?
+
avatar
0
паяльник j.mp/1QAZOil
жала j.mp/1QAZPmq
причем жала скорее всего гумно. Магнитятся только так. Но это ладно, еще у них разная глубина посадочного места под нагревательный элемент, из-за чего какие-то садятся нормально, какие-то висят на керамическом нагревателе, а у некоторых солидная воздушная подушка.
флюс j.mp/1QB0eWb
+
avatar
0
такие жала дополнительно уплотняют фольгой или графитом, тогда они более-менее работают
но приятнее использовать паяльники с картриджами Т12 если хотите получать удовольствие от пайки

и, кстати, за сокращатели ссылок и забанить могут
+
avatar
0
админ сайта накажет за сокращатели ссылок.
+
avatar
0
хотел исправить — не получается, хз почему, но с админом ссориться очень не хочется, но на будущее учту
комментарий скрыт

+
avatar
+1
+
avatar
0
+
avatar
  • DDimann
  • 05 марта 2016, 21:34
0
Если у кого то что все таки получается не смотря ни на что, то стоит задуматься.
1. Он просто показывает, что это можно сделать, обладая достаточным опытом.
2. Он не знает о других, более удобных способах.
3. По какой то причине он не может пользоваться другими способами.
4. Он просто мазохист.
Выбирайте…
+
avatar
  • Kontus
  • 05 марта 2016, 17:02
0
скорость регулируется переменным резистором
Все же не переменным, а подстроечным.
+
avatar
0
Это одно и то же.
+
avatar
  • Kontus
  • 05 марта 2016, 19:45
+1
Резистивное покрытие подстроечника гораздо менее устойчиво к износу.
+
avatar
  • GorBest
  • 05 марта 2016, 17:20
0
Киньте ссылку на жала для этого паяльника.
+
avatar
0
жала j.mp/1QAZPmq
причем жала скорее всего гумно. Магнитятся только так. Но это ладно, еще у них разная глубина посадочного места под нагревательный элемент, из-за чего какие-то садятся нормально, какие-то висят на керамическом нагревателе, а у некоторых солидная воздушная подушка.
+
avatar
  • geldiev
  • 05 марта 2016, 18:13
0
Жалко, что светодиоды не smd. Очень интересно, а то резисторы и кондерсаторы к перегреву устойчивы, а вот светодиоды — не особо. Хорошо бы размерный ряд.
+
avatar
  • ksiman
  • 05 марта 2016, 18:21
0
фен не понравился категорически, часто сдувает компоненты, мне им сложно пользоваться.
Дополнительно пользуйтесь паяльной пастой. У фена есть большой плюс — автоматическое позиционирование элемента
+
avatar
  • spc
  • 05 марта 2016, 20:36
0
А вот у меня возникло ощущение, что пару прекрасных жал я аспирином и убил. Первое — по незнанию, второе — потому что забыл про первое.
+
avatar
0
есть еще один вариант, берете мелкую наждачку, растапливаете на не кусочек канифоли, на жало шарик припоя. Далее кладете провод в канифоль, прижимаете паяльником, несколько раз протягиваете по наждачке часть, которую хотите залудить. Под действием температуры и образива все получается вполне пристойно.
+
avatar
  • spc
  • 05 марта 2016, 21:31
0
Так получается не лучше — абразив точно так же, как и кислота уничтожит покрытие жала. Опять же, возможно я дилетант, и что-то не понял, но говорил о жалах типа Hakko 900M, с которых от аспирина, по моим впечатлениям, полностью сошел тот самый хитрый слой «облуживания», который теоретически не надо (и не получится) возобновлять, как на «советских» медных жалах.

Потом аспирин я использовал больше не по эмали, а на всяких там разъемах, которые те же китайцы делают из непонятно чего, что не лудится даже на 300 градусах.
+
avatar
0
Есть более удобный способ — использовать таблетку аспирина как флюс, на подобии канифоли
Таблетка аспирина воняет — мама не горюй. Канифоль — вот это да… Приятненько.
+
avatar
  • hogans
  • 06 марта 2016, 07:46
0
+ за обзор!
брал такой же, один светодиод оказался нерабочим, поэтому помимо навыков пайки получил еще и скилл выпайки :)
+
avatar
  • sepulka
  • 07 марта 2016, 20:14
0
axelman89 ссылку на держатель с «крокодилами» дайте пожалуйста. На вид, вроде жесткий, хорошо должен фиксировать. Не попадались такие.
+
avatar
0
Покупал в Москве лет 5-7 назад, а то и больше. Зато сохранилась коробка, а значит и модель.

вот вес, примерно 400 грамм

Фиксирует отлично
+
avatar
  • sepulka
  • 07 марта 2016, 21:14
0
Спасибо, ясно.
Я думал, что это на «Али».
Значит придется искать где то на рынке.
+
avatar
+1
В леруа по 260р продают
+
avatar
0
да ладно!?
+
avatar
0
нашел, вроде это точно такая же третья рука
+
avatar
0
Вот более наглядное фото, видны все сочлениения
вот и вот эта модель, но с линзой
+
avatar
  • sepulka
  • 08 марта 2016, 18:29
0
Отлично!
Спасибо. Будем брать.
+
avatar
0
Не верю, что в леруа дешевле, чем у китайцев.
+
avatar
  • MaykS
  • 09 марта 2016, 13:15
0
И даже еще дешевле…
leroymerlin.ru/catalogue/instrumenty/oborudovanie_dlya_masterskoy/payalniki_i_aksessuary/15551569/
Срочно нужно купить, пока есть еще ))