Пытаюсь улучшать качество иллюстративных материалов для своих обзоров. Стало не хватать возможностей фотоаппарата с китовым объективом, решил попробовать макрокольца для увеличения деталей. Поскольку только учусь, решил взять эти, максимально бюджетные. Если интересно, что из этого вышло — прошу под cut.
Зачем
Около полугода назад написал первый обзор на mysku. При написании обзора использовал камеру смартфона, и уже тогда заметил, что не так-то просто сделать приемлемые фото. Когда через пару месяцев сделал первый обзор на механический карандаш, то понял, что фото мне категорически не нравятся. Через некоторое время понял, что дальше с этим жить не смогу :) И позаимствовал у супруги старенький уже фотоаппарат. Она занималась украшениями из бисера и натуральных камней, и камера использовалась для предметной съемки этих самых изделий.
С таким инструментом дело у меня пошло чуть лучше, но все равно, фото не нравились. Оказалось, что просто так щелкать на автомате — не самый лучший вариант для предметного фото. Пришлось разбираться и со съемкой и с минимальной обработкой, а заодно позаимствовать ещё и штатив с фотобоксом, который раннее сам же и делал по её просьбе.
Со временем, качество фото удалось немного улучшить, но в некоторых ситуациях, для обзоров карандашей, возможностей аппарата для съемки довольно мелких деталей стало не хватать. Объектив в наличии только китовый 16-50 и у него есть ограничение на минимальную дистанцию до объекта. Дальше фокус поймать не удается даже в ручном режиме.
Тема механических карандашей мне интересна и мне и дальше хотелось бы их не только коллекционировать и использовать, но и писать на них обзоры. Поэтому почти решился уже на покупку макрообъектива. Но почитав разные материалы, понял, что начать можно с относительно простых вещей, а именно с макроколец, позволяющих уменьшить минимальное фокусное расстояние до объекта. Поскольку особо ничего в них не понимаю, просто выбрал практически самые недорогие с наличием контактов для сохранения управления объективом. Брал их в Озоне локальной доставкой, а потом нашел значительно (> 40%) дешевле на Али. Там их много, а в Озоне они закончились, видимо я забрал последний :)
Кольца, наверное одни из самых недорогих и они пластиковые. Не знаю, насколько это большой недостаток, но для обучения решил начать с таких.
Внешний вид и характеристики
Упаковано в две картонных коробки, все доехало в целости. В коробке кольца в мягком пакете с силикагелем.
Поскольку кольца с полным комплектом контактов, то должны, видимо, сохраниться все функции объектива. Размер — 10 и 16 мм.
Можно вставлять одно в другое.
Качество изготовления на четверку. Байонетные полки подпружинены и довольно хорошо фикируются, сильного осевого люфта тут нет. Контакты визуально довольно качественные и ничем не отличаются от тех, что в камере и китовом объективе. Внутренние радиусы покрыты мелким фетром, вероятно для снижения бликов и улучшения характеристик.
А вот у фиксирующих выступов радиальный люфт довольно приличный — около 1.5 мм. Для стационарной съемки большой разницы нет, а вот в динамике думаю такой люфт не всем понравится.
Впечатления от использования
Без колец на фокусном 50 мм минимальная дистанция до объекта — около 20 см.
Ближе фокус выставить уже не удается.
Кольца надеваются довольно легко, фиксируются довольно надежно. Кольцо 16 мм на камере выглядит так.
С ним минимальная дистанция сокращается ~ до 12 см.
С обоими кольцами дистанция еще меньше — около 8-9 см.
С двумя установленными кольцами поворотный люфт объектива уже ощущается. Для предметной съемки это не создает существенных неудобств на моих сценариях. Обычно устанавливаю фокусное 50 мм (максимальное приближение) и дальше его почти никогда не меняю.
Фокус устанавливаю вручную, для моих целей так намного точнее и ошибок почти не бывает.
Ну и немного примеров применения. Супруге стало интересно, попросила сфоткать. Бисероплетение, видна леска, размер бисера — 1.5-2 мм.
Фрагмент вот этого браслета.
А вот для таких примерно задач это нужно мне. Кончик специального грифеля карандаша 0.5 мм
Uni Kuru Toga Metal, видно, что спец.грифель таки работает и самозатачивается. Такого фото мне в обзоре не хватало :)
А это кончик обычного грифеля карандаша
Uni Kuru Toga Advance, видно, что в Advance серии прекрасно работает и обычный грифель.
Выводы
Макрокольца — хоть и максимально
дешёвые бюджетные, но они работают. В отзывах сомневаются в долговечности, посмотрим, при такой стоимости и я от них чудес не ожидаю.
Для сценариев нечастой стационарной съемки считаю такие вполне оправданными. Со своими задачами они справляются адекватно, у меня теперь арсенал расширился и можно делать фото, которые раньше сделать не получалось.
Для более динамичных задач, вроде фото пестиков и тычинок мне кажется хоть и можно, наверное, использовать, но мне, работа автофокуса в макро не нравится, а вручную подвижные объекты в макро ловить, думаю, будет непросто :)
P.S.
Проверил: автофокус с этими кольцами работает в штатном режиме.
Мне сегодня пришел дешевый переходничок на М39 — так я его еле с фотоаппарата снял, он прокручивался в креплении и вылезать не хотел.
Проблемы иногда вылезают совершенно не оттуда, откуда ждёшь.
Переходник же простейшая штука, где там можно ошибиться?
С одной стороны стандартный байонет, с другой — стандартная же резьба (или другой байонет).
Ну вот выяснил, что ошибиться таки можно.
Впрочем, на М39 мне переходник без надобности, брал просто чтоб було, потому даже не буду обратно эти 300 рублей требовать.
У нормального байонета они короткие и «толстые» — проходят в пазы с большим запасом и не прокручиваются, упираясь в стопоры.
А тут чтобы вынуть, надо было точно совместить зацепы с первоначальными отверстиями, через другие оно отказывалось выниматься.
Камера — мануальный режим.
F8 и выше, но может быть дифракция на совсем закрытой
SS 1/250 + синхронизация со вспышкой 1/250 (зависит от камеры конечно)
ISO минимальное нативное, обычно 200.
Вспышка в мануальный режим.
И дальше мощностью вспышки регулируем экспозицию, начиная с 1/64 и двигаем вверх вниз.
При необходимости штатив и фокус брекетинг и потом склейка в софте, ну или сразу стакинг в камере если она умеет.
Пока не нашел в камере фокус брекетинг, но еще поищу, экспозицию в сериями она точно умеет. Вот стакинг в камере это уже вряд ли, старовата она.
АФ работает?? Или только вручную?
Вечером буду еще фоткать, проверю АФ, отпишусь. В отзывах пишут, что работает.
Как вариант дешёвого макро — купить переходник для установки стекла вверх ногами ))) автоматики не будет, но можно фоткать без колец.
P.S. даже коробочка осталась )))
Но надо понимать, что зона дистанции фокусировки с этими кольцами очень короткая — пару см. всего.
Тем более после установки колец сфокусироваться на чем-то дальше пары десятков сантиметров уже не получится
Но потом вспомнил, что разрешение падает пропорционально получаемому увеличению.
Меня быстро попустило.
А кольца я так и не купил.
Еще пишут, что у них (у объективов с макрокольцами) светосила теряется, но и тут я не до конца понимаю пока, т.к. для макро обычно использую диафрагму 9-10.
разрешающая способность объктива (т.е. сколько линий на мм он укладывает на матрицу) — константа (т.е. постоянная величина)
добавляя кольца мы лишь меняем МДФ (минимальную дистанцию фокусировки)
а получаемое разрешение на матрице при этом снижается
в случае кропа разрешение ограничивается матрицей и объективом;
с макрокольцами разрешение на 99% определяется объективом.
Т.е. при прочих равных с макрокольцами картинка будет на воробьиный шаг лучше. ))
С другой стороны, если это просто хобби и денег не приносит, то кольца — отличный дешёвый вариант. У меня есть насадки и переходники даже под микроскоп )) хоть объектив от микроскопа один накручивай )))) Другое дело, что в нём одном крупнее х10 ничего не видно )))
Brightin Star 60mm F2.8 Macro 2X (вторая версия)
за 17 тыщ.
ссылка
ссылка
ссылка
фотки тоже из телеги.
Поправка.
Для сони — другая ссылка
ссылка
тут он вообще меньше 15 тыщ.
По вашей ссылке этот объектив есть еще дешевле — нашел за ~14 т.р. и закинул в избранное :)