Зарядное устройство ToolkitRC М7 Компактный комбайн для моделистов


Нередко зарядные устройства для аккумуляторов наделены еще и сопутствующими функциями вроде балансировки, замера сопротивления ячеек и подобными. А иногда к стандартным и сопутствующим добавляют еще много разного, собственно к зарядным функциям отношения не имеющего. Под cut — обзор такого компактного зарядного устройства-комбайна с множеством дополнительных функций. И еще чуточку «DIY» в конце.

Зачем

В авиамоделировании сейчас широко применяются литий-полимерные аккумуляторы и их нужно чем-то заряжать.
Несколько лет назад у меня появилась возможность впасть в детство вернуться в хобби — авиамоделизм. Я узнал, что в качестве источника энергии для современных авиамоделей, широко используются высоко-токовые литий-полимерные аккумуляторы. Я был очень удивлен способностью этих аккумуляторов отдавать энергию с большой мощностью (большим током). Считаю, что использование таких аккумуляторов для авиамоделизма качественно повысило энерговооруженность моделей. В быту же, такие аккумуляторы применяются не часто. Бытует мнение, что они пожароопасны, много роликов на YouTube, как доказывающих это, так и опровергающих. В любом случае что попало для их зарядки использовать не стоит, лучше для этого купить соответствующее зарядное устройство.

Мною был куплен один из самых распространенных тогда SkyRC imax B6 mini — универсальное ЗУ поддерживающее заряд с балансировкой, разряд и проверку аккумуляторов почти всех известных типов.
Все эти годы он служит мне верой и правдой — отличное зарядное, простое и практически исключающее ошибки пользователя, но при этом очень функциональное. И я не собираюсь от него отказываться.

Мой парк моделей постепенно расширялся. Вместе с ассортиментом моделей росло и количество аккумуляторов для их питания. Однажды на полетушки я взял с собой 4 модели. Это не так уж и мало :)

Для одной модели обычно с собой беру пару аккумуляторов (одного, в среднем, хватает минут на 10 полета). Т.е. это — 8 аккумуляторов, которые надо успеть зарядить до выезда на поле. На зарядку всех ушло почти четыре часа. Так как модельные литий-полимерные аккумуляторы все же довольно пожароопасны, то, в процессе зарядки стараюсь находиться рядом. После полетов аккумуляторы требуется перевести в режим хранения. Так продляется срок их службы. А это тоже немало времени. Конечно, необходимость зарядки такого количества аккумуляторов возникает все же нечасто (как хотелось бы), но мысли о том, как ускорить этот процесс в голове появились.

С ростом количества аккумуляторов, заряжаемых перед очередными полетами, одного ЗУ мне стало не хватать. И не помешало бы второе ЗУ, желательно компактное, которое можно еще и брать с собой в поле для зарядки от автомобильной бортовой сети.
Поэтому, увидев на муське обзор на очень компактное SkyRC B6neo отнесся к нему с интересом. Спасибо автору :) Узнал о таком вот компактном классе современных ЗУ.
Посмотрел разные обзоры, но решил купить все же другое компактное устройство — ToolkitRC M7. Причина такого выбора — наличие интересных для меня дополнительных функций.
Скрин заказа

Это ЗУ — далеко не новинка и на него немало видеообзоров. И я некоторое время думал, стоит ли писать обзор на него. Но обзоров на него в текстовом виде я нашел совсем немного, а на муське и вовсе ничего не нашел, решил исправить это в меру своих возможностей. Остановлюсь на основных особенностях и некоторых интересных, а иногда и странных решениях (в основном, в сравнении с опытом эксплуатации imax B6 т.к. ничего другого у меня ранее не было :).

Внешний вид и характеристики

Коробка, в которой поставляется устройство была в пупырке и в обычном конверте. По коробке видно, что это не самая лучшая защита, коробка слегка пострадала, выполнив функцию защиты самого устройства, но все обошлось.
На коробке приведены ключевые особенности устройства:
  • Многофункциональность
  • Мощность 200 Вт (10А)
  • Цветной 2'' IPS дисплей
  • Поддержка различных языков

На дне коробки приведены основные характеристики:
  • Вход: 7 — 28 В (макс. 12A)
  • Мощность зарядного устройства: 200 Вт (макс. 10A)
  • Типы аккумуляторов:
    • LiPo (в т.ч. LiHV), LiIon, LiFe, LTO. 1-6 ячеек;
    • NiMh. 1 — 16 ячеек;. 1-6 ячеек;
    • Pb. 1 — 10 ячеек;
  • Может разряжать аккумуляторы на внутреннюю нагрузку током до 3А (до 10Вт), на другой аккумулятор или на внешнюю нагрузку током до 10А (до 200 Вт)
  • Может измерять напряжение до 6 ячеек, балансировать их и измерять внутреннее сопротивление до 6 ячеек
  • Есть выход usb type-a 5 В и 2.1 А (Он же и вход для прошивки)
  • Выход блок питания 1-28 в с возможностью установки напряжения и ограничения тока до 10А (До 200 Вт)
  • Измерение и формирование сигналов PWM, PPM, SBUS
  • Проверка ESC (регулятор оборотов двигателя) с замером напряжения и тока

Комплектация ну очень бедненькая (в сравнении с imax B6). В коробке помимо самого зарядного устройства положили кабель usb-a — usb-a для прошивки и защитную пленку на экран. Ну и мини-инструкцию.
На донышке устройства раскладные ножки и решетка вентилятора. Он кстати относительно тихий в основных режимах, на разрядке пошумнее. На старте очень шумный, первую секунду, потом тихо. В целом чуть более тихий, чем на imax B6 хоть и приблизительно такой же по габаритам.
Многое во внешнем виде этого устройства говорит о его прежде всего модельном предназначении. Например, разъёмы, широко распространенные в моделизме.
Слева входной разъем XT-60, 2 сигнальных JST 3p разъемы для PWM/PPM/SBUS сигналов. Сигнальные разъемы были закрыты пластиковой заглушкой, выковырять которую довольно проблематично. Но я справился.
Так же тут есть usb type-a разъем для прошивки устройства. И он же может работать на выход: 5В, 2.1А.

Справа выходной разъем XT-60, балансировочный 6S разъем JST(XH)7p.
В какой-то степени такой набор разъемов и объясняет бедность комплектации — силовые разъемы XT-60 сейчас, наверное, наиболее распространены в моделизме. Так же как и JST для сигналов и балансировки. И моделист после покупки этого ЗУ может сразу включать его и использовать. Конечно, если у него есть блок питания AC 220/DC 7-28 В с выходным разъемом XT-60 ;)
Еще слева — энкодер и кнопка.
Управление таким вот энкодером и одной кнопкой тоже довольно популярно в моделистской среде. Я, например уже успел привыкнуть к такому стилю управления — такие же энкодеры на FPV-шлеме. На пультах управления такие тоже нередко ставят.
И, конечно, набор функций, делающий из данного устройства «комбайн» для моделистов: функциональное многобаночное ЗУ, продвинутый серво-тестер, тестер ESC (регуляторов оборотов электродвигателя) с вольтметром и амперметром.

Ну а функции тестера аккумуляторов с возможностью разряда на внешнюю нагрузку (или аккумулятор) мощностью до 200 Вт и блока питания с функциями CC и CV до 200 Вт могут пригодиться не только моделистам.

Собственно таким обширным набором функций и своей компактностью он меня и подкупил. У меня есть отдельно и сервотестер и модельный ваттметр. Но такой компактный комбайн тоже не помешает, его легко можно взять с собой в поле на полетушки. А некоторые функции сервотестера (PPM и SBUS) настолько продвинуты, что будут полезны при настройке полетных контроллеров и дома.

И еще отмечу — устройство очень компактное и легкое. Вес — 90 грамм, а габариты 73х51х27мм. От B6neo габариты практически не отличаются, а вес всего на 10 грамм больше. И мне трудно пока привыкнуть, что несмотря на то, что эта зарядка почти в четыре раза меньше, чем imax B6, она при этом и функциональнее и мощнее.

В отличие от B6neo, функцию питания от USB тут «не завезли». Отчасти, я думаю из-за того, что это устройство пораньше вышло и телефоны с 65 ваттной зарядкой были распространены несколько меньше чем сейчас. Вопрос решается с помощью штатного кабеля SC100 USB-C — XT-60. Но этот кабель стоит треть самого ЗУ, а в комплект его не положили.

Есть возможность калибровки измерений напряжения как по входу, так и по выходу, включая отдельно по каждой из ячеек. Если верить моему мультиметру, отклонения у зарядника были на -0,2 В на входе и -0,1 на выходе. Откалибровал.

Общие функции, меню

Меню организовано несколько иначе, чем у imax B6. Но это и понятно, учитывая такой дисплей, а так же управление энкодером и одной единственной кнопкой. После небольшого периода привыкания — кажется довольно логичным и удобным. Нажатие энкодера — выбор, кнопки — отмена, для перемещения крутим энкодер — очень удобно и быстро получается.

У устройства есть основной и главный экран — зарядка. Собственно после включения мы всегда в него и попадаем. Логично.
И есть еще два меню — это различные настройки и дополнительные функции.

Если длительно нажать энкодер, то попадаем в общие настройки.
Тут есть возможность задать поведение устройства после завершения зарядки — выключиться или поддерживать полный заряд.
Ну и возможность непрерывной работы: отключаем один заряженный аккумулятор, цепляем новый разряженный и устройство сразу начинает его зарядку.
Я пожалуй обойдусь без такого конвейера :)

Есть возможность настроить профили источника питания. Тут их три: P1, P2, P3. Для каждого профиля указывается что именно у нас на входе — батарея или блок питания и задаются ограничения по входу — диапазон напряжений, максимальный ток и максимальная мощность. Очень удобно — можно просто переключать, например дома профиль от адаптера, а в поле от бортовой сети авто или от аккумулятора. Есть и автовыбор профиля при подключении, как понимаю, по напряжению, но я предпочитаю выбрать сам. Довольно продуманно и удобно.

Еще есть общие настройки безопасности — можно указать лимиты по количеству времени заряда и по максимальному количеству отданной энергии. Все это полезно, учитывая повышенную опасность литий-полимерных батарей.
В меню есть настройка отключения по температуре внешнего датчика, но что это за датчик и куда его тут подключать я пока нигде найти не смог. Жаль, полезная была бы функция для контроля температуры заряжаемых аккумуляторов. У imax B6 есть.

Т.к. у нас тут роскошный экран (IPS, 320х240, 650К цветов), то в настройках есть возможность выбрать тему: темную или светлую и уровень подсветки экрана. Можно выбрать на каком языке общаемся (русского нет) и как будет пищать устройство или вовсе отключить пищалку :)

Если длительно нажать кнопку, то попадаем в дополнительные функции.
Они тут собраны в одном разделе. Название, на мой взгляд, неподходящее. Есть: измерение внутреннего сопротивления ячеек, измерение и генерация сигналов, тестирование регулятора оборотов двигателя и блок питания.

Заряд и разряд аккумуляторов

С точки зрения заряда, особенностей и отличий от того же imax B6 не так уж и мало.

Сначала о том, что похоже:

Как и в imax B6 тут есть повышающий преобразователь. В поле это дает возможность зарядки аккумуляторов например с 4 ячейками, от условных автомобильных 12 вольт. Без такой возможности, зарядка батарей 4S в поле была бы невозможна.

Есть возможность перевода аккумуляторов в режим хранения. Тут все обычно. Разряд или заряд до определенного уровня. Есть возможность установить ток и для заряда и для разряда.

Балансировка тут выполняется током до 400 мА, у imax B6 до 500 мА. Иногда, для емких аккумуляторов этого немного маловато, из-за этого увеличивается время зарядки.
Разницу напряжения включения балансира можно настроить от 100 до 400 мВ или задать автоматическую балансировку.

Защита от небезопасных действий пользователя тут также имеется. И я например, проверил, что если аккумулятор «плохой» (средняя банка совсем «устала»), то заряжать его устройство отказалось и вывело сообщение о проблеме с соответствием напряжения на балансировочном разъеме.
Защиту от переполюсовки я пока не проверял, и как-то пока не очень хочется. Думаю она тут есть, как и на imax B6. Но мне как-то удалось за пять лет и там её не проверить. Учитывая установленные тут разъемы, переполюсовку можно сделать только неверно припаяв разъем к аккумулятору.
В ходе тестов таки воткнул на выход LiFePo4 обратной полярностью. Получил сообщение об обратной полярности. Ничего не сгорело :)

Теперь об отличиях:

Есть зарядные профили, до 32 штук. Их можно создать под основные, часто используемые схемы заряда и потом просто переключать, не устанавливая все параметры заново. Это удобно, мне такого в imax B6 не хватало. Впрочем, и тут профили можно отключить, не понимаю зачем, но возможность такая есть.
Для каждого профиля выставляются задача и все основные параметры заряда (и разряда) в зависимости от типа аккумулятора. Например, для всех литиевых аккумуляторов доступен перевод в хранение, а для NiMh доступен циклический заряд/разряд и другие настройки.

В прошивке моего устройства добавлена возможность зарядки LTO (литий-титанатных) аккумуляторов. Мне пока такое не требовалось. Но пусть будет. Есть зарядные профили при выборе типа батарей популярных дронов, Мавика, Фантома и ещё. У меня их нет, но идея хорошая.
Зато «выкинули» NiCd (никель-кадмиевые) батареи. Мне не требовалось до сих пор, но вот у B6neo есть. Не считаю это большим недостатком, но так уж есть.

Нашел забавный глюк — требование наличия и подключения балансного разъема для аккумуляторов из одной ячейки. Да-да — не просто "+" и "-" а еще тот же "+" и "-" будьте добры подать на балансный разъем. На мой взгляд это странно и, как минимум, неудобно.
Думаю, что, отчасти это связано с приоритетной ориентацией устройства на многобаночные аккумуляторы. Ну или просто так и не допилили прошивку.
У imax B6 с этим все в порядке.
В комментариях подсказали, что глюк уходит после калибровки, если делается сохранение значений. У меня глюк после калибровки пропал, теперь все удобно, как и у imax B6.

Есть возможность постоянно дозаряжать аккумулятор. Мне такого никогда не требовалось. Возможно это функция для соревнований может потребоваться, когда каждый милливаттчас на счету :)

Как упомянул уже выше, для NiMH есть циклирование аккумуляторов — заряд/разряд, можно установить количество циклов (до 12) и период времени между циклами. Я как-то привык этим сам управлять. Но тут есть, пусть будет. И для них же есть настройка «Nixx Peak» в мВ (5-15). Я не специалист в этом вопросе, наверное это что-то нужное :)

Собственно заряд:

Тут все интуитивно понятно: в верхней строке отображается напряжение входного источника, количество потребленных ватт часов. Температура внутри устройства и работа вентилятора.
В середине отображается режим CC или CV, общее напряжение заряжаемого аккумулятора и ток заряда.
Посредине — прошедшее время зарядки, количество «залитых» миллиампер часов и подобие прогресс-бара.
Ниже «экранчик» с информацией по каждой из ячеек: уровень напряжения и статус балансировки в виде цветного прямоугольника с порядковым номером ячейки.
Энкодером можно перелистнуть этот «ячеечный» экранчик, будет отображаться внутреннее сопротивление ячеек вместо напряжения. Внутреннее сопротивление измеряется и отображается в процессе зарядки.
В процессе заряда отображается балансировка, квадратик у каждой ячейки весело подсвечивается, когда туда «заливается» энергия.
Прямо «на лету» доступно изменение тока зарядки. Мне и раньше такое не требовалось, и сейчас вроде не особо нужно, но тут такая возможность имеется.

После завершения процесса отображается сообщение о завершении и звуковой сигнал. После нажатия энкодера, доступно все то же самое, перелистывание экранчиков доступно, можно посмотреть сколько «залилось» энергии в аккумулятор.

Разряд. Тестируем аккумуляторы.

Сразу нужно отметить — это не электронная нагрузка, хотя в чем-то похожа. Внутренняя нагрузка тут не превышает 3А. И для обычного разряда, например, для замера емкости, или для перевода в режим хранения аккумулятора этого вполне достаточно. А вот для тестирования
поведения аккумулятора на существенной нагрузке этого маловато. Что бы посмотреть, как «проседает» напряжение под нагрузкой нужно побольше :).
И тут есть возможность разряда на внешнюю нагрузку до 10А. Функция очень интересна для моделистов, но и не только для них.

Есть возможность указать ток разряда, в том числе и на внешнюю нагрузку. Ограничение 10А (но не более 200 Вт). Для этой внешней нагрузки есть возможность указания мощности. Т.е. можно подцепить внешний резистор, или мощную лампу накаливания. Для разряжаемого аккумулятора есть возможность указать напряжение, когда следует остановиться. И ток, которым будет выполняться разряд. Я сделал что-то вроде тестового стенда: взял нагрузочный резистор сопротивлением 0.62 Ом и мощностью 100 Вт.

Нажимаю старт и зарядка постепенно за ~15 секунд доводит ток разряда до 7А. Резистор греется и спустя минуту к нему прикоснутся нельзя. Остановил тест, нужно будет установить резистор на хороший радиатор. Но в тесте видно, что напряжение существенно просело на ~ 1 В. А на нагрузке при этом ещё на ~ 1 В меньше. Это немало, но вполне допустимо для моих случаев. После снятия нагрузки напряжение вновь вернулось к 8.2 вольтам.
Для долгих FPV полетов использую сборку из двух 18650 лиитокал, емкостью 3000 мАч (ну так на них написано :). На взлете, на 100% газа, двигатель обычно потребляет около 7А. После взлета прибираю газ до ~40% и ток потребления получается около 1.5 — 2 А. Пролетать можно около часа с небольшим. Вот сейчас тест показал приблизительно те же результаты с начальным падением напряжения на токе взлета и последующий возврат к нормальному в полетном режиме.

Измерение внутреннего сопротивления ячеек

Помимо измерения в процессе заряда, можно измерить внутреннее сопротивление отдельно, без инициации процесса заряда. Для измерения требуется подключение питания и на вход и тестируемого аккумулятора на выход.
Я не нашёл информации, по какой методике тут это делается. Гадать не хочу. Надо понимать, что измерение хоть и отображается в миллиомах, но эти миллиомы на самом деле попугаи и полезны исключительно в сравнительных целях. И тем не менее это полезная функция, позволяет отслеживать сравнительное состояние своих аккумуляторов, сравнивать состояние ячеек внутри аккумулятора, сравнивать и оценивать разные аккумуляторы.
Кстати я заметил, что у трехбаночных аккумуляторов, раньше «устает» средняя банка. Подозреваю, что это из-за того, что она находится в худших температурных условиях.

Вот тут замер «высокотоковой» лиитокалы :) Сравнительно видно, что у неё внутреннее сопротивление повыше, и я её ставлю на маломощную модель — долголёт. Зато емкость позволяет «тошнить» целый час по FPV :)

Блок питания.

Как и в imax B6 тут есть повышающий преобразователь, в поле это дает возможность получить от условных автомобильных 12 вольт более высокое напряжение, вплоть до 28 вольт. Может пригодится в поле, для питания, например, паяльника.

Для режима блока питания есть возможность указания уровня напряжения на выходе от 1 до 28 В и ограничения по току до 10А (Всего до 200 Вт). Есть режим CC и CV. Мощность для источника, указанная в настройках не превышается.
Я подключил мощный 100-ватный резистор 6.2 Ома. Установил его на радиатор и запустил режим блока питания. Ограничение тока 3А и срабатывает режим ограничения тока — напряжение снижается до 18.5 В.

Измерения и генератор сигналов

Функция сервотестера — PWM, PPM, SBUS. PWM — это ШИМ сигнал. В моделизме такой сигнал выдает приемник или полетный контроллер для управления, например, сервомашинками (но не только для них).

А есть и его генерация для проверки тех же сервомашинок. Обычно для проверки работы сервомашинок, дома используется специальное устройство — сервотестер (многие реализуют его на МК, например на Arduino). Подключил серву на выход (2-ой JST разъем). Как и на обычном сервотестере можно включить ручной режим и поуправлять сервой вручную. Кстати доступен расширенный диапазон ширины импульса. И есть авторежим с тремя «скоростями». Все четко работает.

А вот для измерения, потребуется осциллограф или логический анализатор. Так что наличие такой функции и дома неплохо. А в поле вообще отлично. Сколько раз в поле возникал вопрос — все ли в порядке вот с этой сервой или точно ли есть сигнал с полетника.
Подключил на вход (первый JST-разъем) обычный сервотестер и получил, то, что у него на выходе. Измеряет и отображает шустро — успевает отобразить изменения включенного в автомат сервотестера.

PPM и SBUS — это уже цифровые протоколы передачи управляющего сигнала, например, с радиоприемника на контроллер. Иногда такое бывает очень полезно и дома. Да и в поле может пригодиться.

У меня есть и сервотестер и примитивный осциллограф. Но считаю наличие таких функций в этом устройстве очень полезным.

Тестирование ESC

ESC — это регулятор оборотов двигателя. Сейчас это в большинстве случаев регулятор оборотов бесколлекторного двигателя, хотя и коллекторные очень даже встречаются. Обычно управляется ESC тем самым PWM-сигналом. И по сути это та же функция сервотестера описанная выше. У регулятора оборотов практически такой же управляющий сигнал как и у сервомашинки.
Тестирование связки аккумулятор — регулятор оборотов — двигатель с установленным пропеллером нередко требуется для понимания, какой ток будет потребляться в максимальном режиме с тем или иным пропеллером. А заодно, применив весы можно выяснить и статическую тягу, которую выдает винтомоторная группа.Обычно для такого тестирования бывает нужен собственно сервотестер и ваттметр. А тут все совмещено. Это довольно удобно.

Но в этом устройстве ESC еще и подключается по питанию, и отображает, какой ток потребляет ESC.

Выводы

Для моделистов, на мой взгляд, устройство из обзора очень полезное. Я ни разу не жалею, что купил именно его. Именно этот набор функций мне понравился. Жалею, что раньше такого не было :)
За исключением незначительных странностей, все функции реализованы довольно качественно и для комбайна вполне удобно.
Отличный экран, довольно продуманное меню и удобное управление энкодером с одной кнопкой.
Можно посетовать на скудость комплектации, лично я бы предпочел в комплекте кабель type-c на XT-60 вместо пленки и type-a кабеля.

И все же, в качестве только универсального зарядного, ToolkitRC M7, по моему, уступает SkyRC B6neo: он чуть посложнее из-за функционала, возможно чуть меньше защищен от ошибок пользователя. И у него нет возможности питания через type-c «из коробки».
Зато у него есть возможность протестировать аккумулятор на внешнюю нагрузку. Это может быть интересно не только моделистам.

Уверен, что чего-то упустил или в чем-то ошибся. Буду благодарен комментаторам и их полезным комментариям, из них я узнаю много нового ;)

P.S. Немного «DIY»

Решил чуть поправить вселенскую несправедливость с отсутствием питания этой зарядки по type-c.
Для этого взял PD триггер с Али, со странным корпусом и припаял перемычку на 20 В. На разъеме XT-60, провернул плоскогубцами контакты на 180 градусов и приблизительно половину сточил. Припаял выходные площадки триггера к развернутым контактам XT-60. Внимательно, плюс с минусом путать не нужно! Немного изоляции каптоновым скотчем (важно не переусердствовать, иначе корпус не наденется). Корпус пришлось сточить по длине ~4 мм, иначе разъем type-c «мама» слишком глубоко и «папа» не достает :) Эту операцию я сделал не очень аккуратно, добавил коцки на корпусе…
Добавил чуть термоклея и поставил корпус на место. Получилось в целом неплохо и надежно, но чуточку криво. Ну и ладно, и так сойдет. Зато работает!
Настроил первый профиль источника питания на 20 В, 60 Вт и 3.1 А максимум для зарядки Asometech 65 Вт GAN. Удобно :)
Планирую купить +21 Добавить в избранное +83 +98
+
avatar
+1
Давно смотрю на эту зарядку. Отличный обзор.
для NiMh доступен циклический заряд/разряд и другие настройки.

Зато «выкинули» NiCd (никель-кадмиевые) батареи
Не понятно, он может заряжать никель или нет? Сколько можно сделать циклов, показывает ли промежуточные результаты или только результаты последнего цикла?
Литий нельзя прогонять по циклам? Есть ли разряд лития в ноль для утилизации?
Насчет DIY есть PD триггеры на кабель с type-c разъемом, может такие будет проще использовать.
Фотка триггера
+
avatar
  • avihome
  • 20 апреля 2024, 23:10
+1
Спасибо!
Не понятно, он может заряжать никель или нет?
Может NiMH. Не может NiCd. С NiCd никогда не сталкивался, не знаю, сильно ли отличается от NiMH. Но выбрать NiCd нигде не дает.
Сколько можно сделать циклов, показывает ли промежуточные результаты или только результаты последнего цикла?
Циклов дает до 12. Промежуточные скорее всего НЕ показывает, разве, что только в промежутке :) Но не будешь же следить за ним. Я попробую позаряжать NiMH у меня есть их парочка. Напишу потом тут в ответ на комментарий.
Литий нельзя прогонять по циклам? Есть ли разряд лития в ноль для утилизации?
По циклам нет выбора специально такой задачи для лития, как для никеля.
Разряд можно выставить для литийионок до 2.6В, для литийполимерок — 2.7В. Как понимаю это не прям совсем в ноль. А есть такие зарядки, которые позволяют готовить банки для утилизации? Тоже было бы интересно.
Насчет DIY есть PD триггеры на кабель с type-c разъемом, может такие будет проще использовать.
Спасибо, надо будет прикупить по случаю, куда нибудь да пригодятся. Сначала хотел вообще внутрь затолкать, но для разборки нужно стекло отодрать, а оно на двустроннем скочте и как-то не пошло.
+
avatar
  • Latte
  • 20 апреля 2024, 23:30
+4
По поводу NiCd. Насколько я знаю, они по способу зарядки не сильно отличаются, тот же dV, но! весь вопрос в том, какой диапазон токов предлагает зарядное. Типичные требования к медленной зарядке NiCd — ~0.1-0.2C, типичная емкость — 600мАч для АА элемента, следовательно если есть возможность выставить 50мА для зарядки, и выставить отсечку по времени (т.к. на медленной зарядке dV тяжело ловится), то для зарядки NiCd вполне подходит. По току разрядки то же самое.

Нашел забавный глюк — требование наличия и подключения балансного разъема для аккумуляторов из одной ячейки. Да-да — не просто "+" и "-" а еще тот же "+" и "-" будьте добры подать на балансный разъем. На мой взгляд это странно и, как минимум, неудобно.
Это сделано специально чтобы зарядка учитывала потери на контактах.
+
avatar
  • avihome
  • 20 апреля 2024, 23:51
+1
Для NiMH минимальный ток заряда тут 0.1 А.
+
avatar
+3
Это сделано из-за косорукости производителя. В последней прошивке этот косяк убрали. По крайней мере у меня он не просит порт подключать ни к одной банке ни к паре.
+
avatar
+2
Ni-Cd и Ni-Mh заряжаются одинаково, по температуре или по дельта пику. По этому обычно на них один и тот же режим, нет разницы.
Вроде в SkyRC B6neo или в ISDT Q6 в какой то похожей был режим разрядки в ноль, то есть до 0,0в чтоб потом выкинуть в специальную мусорку и они там не замкнули и не бахнули.
Про триггеры я писал обзор, стоят копейки работают неплохо.
mySKU.me/blog/aliexpress/97519.html
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 00:01
0
Вроде в SkyRC B6neo или в ISDT Q6 в какой то похожей был режим разрядки в ноль, то есть до 0,0в чтоб потом выкинуть в специальную мусорку и они там не замкнули и не бахнули.
Интересно. Просмотрел еще раз по B6neo обзор, не нашел такого. Надо будет по ISDT поискать. Тема нужная. А то в солевом растворе разряжать в ноль как-то уже не интересно :)
+
avatar
  • Sharoff
  • 22 апреля 2024, 12:35
+1
SkyRC B6neo такого нет
+
avatar
  • vmv7
  • 21 апреля 2024, 00:32
0
Нашел забавный глюк — требование наличия и подключения балансного разъема для аккумуляторов из одной ячейки. Да-да — не просто "+" и "-" а еще тот же "+" и "-" будьте добры подать на балансный разъем. На мой взгляд это странно и, как минимум, неудобно.
авторежим попробуй
+
avatar
  • GoshaPi
  • 21 апреля 2024, 01:13
+1
Заглушка))) вот оно что. Спасибо! А я то думал как туда всунуть))))
+
avatar
+3
не просто "+" и "-" а еще тот же "+" и "-" будьте добры подать на балансный разъем.
Насколько помню это решается обновлением прошивки. Главное ревизию не перепутать, их вроде две.
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 10:08
0
Ага, посмотрел сейчас — есть V2.xх и V3.xx. У меня V3.03 на устройстве, на сайте тоже 3.03. А глюк этот все равно есть. Мне, в принципе он не особо и мешает, для заряда отдельных аккумуляторов есть Lii-M4.
+
avatar
  • GoshaPi
  • 22 апреля 2024, 20:20
0
Да на сайте 3,03. Сейчас залез посмотрел, на моем 3,04))) Продожаю искать как насоздавать пресеты для всех своих акков…
Всего 8 вариантов, а как свой добавить не понимаю(
+
avatar
  • avihome
  • 22 апреля 2024, 21:02
+3
В меню настроек есть пункт Battery Selection. Должен быть = ON. Если он = OFF, то не дает профили выбирать.
После этого однократное нажатие энкодера в основном экране переводит к списку профилей (Battery Selection).
Выбираете New и в созданном профиле выставляете все параметры. Для удаления профиля нужно его выбрать и подержать энкодер нажатым больше двух секунд.
+
avatar
+1
А для свинца есть такое?)
+
avatar
+2
Pb — это не свинец? )
+
avatar
  • userx21
  • 21 апреля 2024, 08:09
+2
А чем этот не устраивает?
Pb. 1 — 10 ячеек;
+
avatar
  • mmasco
  • 21 апреля 2024, 03:46
+1
Зато «выкинули» NiCd (никель-кадмиевые) батареи.
Да не выкидывали их никуда, с экологией борятся… На M6 это был один режим NIxx, и на M7 один, просто его переименовали в NiMH, и то не везде…

И стоило ли экономить 10 баксов на M7AC и заниматься колхозом с кабелями и тригерами?..
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 09:16
0
Я не экономил :) В данном случае, мне больше нравится именно так. У меня есть еще много разных БП на разный ток и напряжение. Но с такой зарядкой удобнее, от нее же паяльник питается. Ну и просто интересно было :)
+
avatar
  • mmasco
  • 21 апреля 2024, 14:51
0
Экономили, экономили. :) Потому что М7АС ничем кроме встроенного качественного 100W GaN блока питания от М7 не отличается. И этот блок независимый и каши не просит. можно использовать а можно не использовать, все остальные разьемы и режимы на тех же местах. И ее точно также можно питать через ваш кабель от вашей зарядки, которая «нравится», а можно и от встроенного блока, да и ваш паяльник можно питать от него же. :)
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 15:18
+2
Так-то я всегда экономлю :) Я просто размеры оставлю тут, для сравнения:
M7: 51 х 73 х 27, 90 гр.
M7AC: 112 x 73 x 38, 245 гр.
А так разницы никакой :)
+
avatar
  • GoshaPi
  • 21 апреля 2024, 16:44
+1
Хорошо сьэкономили, разница в два раза по цене) а не в 10ку. Правда там звуки, сдкарта, два разьема на выходе и от внешнего 300, а не 200 Вт…

А как заглушку вынуть правильно? В чем там прикол?
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 16:53
+2
Хорошо сьэкономили, разница в два раза по цене)
На мой взгляд это уже совсем другое устройство. Скорее всего, своих денег, стоящее. Но другое.
А как заглушку вынуть правильно? В чем там прикол?
Заглушку проще всего вынуть, наверное, с помощью шурупа. Там и отверстие есть. А я пытался подковырнуть ножом, немного попортил внешний вид. Но не страшно, все работает :)
+
avatar
+1
Слева входной разъем XT-60
Справа выходной разъем XT-60
По ходу у них все время меняется функция входной-выходной. Может такое общее определение разъемов не нужно?
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 10:13
+1
Да, тут есть некоторая путаница, нужно «постичь» этот момент :)
На выходе всегда заряжаемый или разряжаемый. А на входе — или питание или нагрузка.
+
avatar
0
Да, при привычке к imax, когда слева всегда питание, это немного путает.
+
avatar
+1
По поводу измерения внутреннего сопротивления. По сравнению с другим балансными ЗУ (например, в обзоре PULSE Multimedia, где ToolkitRC M7 к сожалению не тестировался) обозреваемое ЗУ показало можно сказать выдающиеся результаты.
В связи с этим было бы интересно узнать, может ли ToolkitRC M7 измерять внутренне сопротивление одиночного аккума (1S)? Хорошо бы сравнить результат с 1035, или хотя бы измерить сопротивление 1S+шунт и оценить разницу с просто 1S.
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 11:57
0
Думаю, что сравнивать с 1035 бессмыслено. Тут с 1035 то, сплошные холивары. У обозреваемого «свои попугаи». Абсолютные их значения можно сказать, что ничего не значат, применять их для оценок и сравнений с попугаями, измеренными на других устройствах слишком оптимистично. Я об этом и написал.
Но, эти попугаи интересны в сравнительном контексте, если сравнивать между собой только сопротивления, измеренные именно на этом устройстве. И тогда это полезно :)
+
avatar
0
Но, эти попугаи интересны в сравнительном контексте, если сравнивать между собой только сопротивления, измеренные именно на этом устройстве.
Это безусловно. Но может быть удастся сделать измерения более универсальными, если измерять одиночный аккум, подключая его к балансному и XT-60 разъемам, как бы четырехпроводным методом, и введя коэффициент или поправку для увязки результатов с 1035. Пока никто не заявлял каким методом AC или DC, 2-проводным или 4 измеряет M7. Хотя, конечно, шансы на AC иллюзорны. Но уж очень привлекательно выглядят результаты у М7 ~17 мОм.
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 12:43
0
Но уж очень привлекательно выглядят результаты у М7 ~17 мОм.
Не стоит обольщаться :) Думаю, что 17 мОм это потому-что липошка. Хоть это и в состоянии хранения, но должно быть где-то 10-12 мОм.
+
avatar
0
Мне кажется авиамоделями сейчас опасно заниматься.Можно он тёмных товарищей полицейских случайно по голове получить.
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 11:48
+4
Жить вообще очень вредно :(
+
avatar
  • gLong
  • 21 апреля 2024, 12:22
0
А можно чуть подробнее про PD-триггеры? Может, обзор есть какой?
+
avatar
+2
А что именно интересует про PD-триггеры? Я себе сделал так же как и автор: купил платку на алишке, на ней замкнул пару контактов, чтобы она на выход давала 20 вольт, ну и к XT60 припаялся. Единственное требование нужен зарядник с type-c выходом способный выдавать 20 вольт (обычно это зарядники от 65 Ватт)
+
avatar
  • gLong
  • 21 апреля 2024, 12:51
0
Я правильно понимаю, что данный триггер эмулирует запрос 20 вольт от заярдника, изображая из себя устройство, поддерживающее соотв. протокол зарядки? При этом можно получать не дефолтные 5 вольт, а 9, 12 и 20?
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 12:54
+2
Да, именно так это и работает. Некоторые зарядки умудряются «не договориться» с триггером, но в основном все хорошо получается. Триггер из обзора
+
avatar
  • gLong
  • 21 апреля 2024, 12:59
0
Огромное спасибо. То, что надо! Как раз думал о СОЗДАНИИ подобного устрйоства, а оказалось — всё уже придумано, как обычно :)

Заказал. Надоело уже колхозиться с 12Вольтовыми БП, когда под рукой куча зарядок.
+
avatar
+2
Да, все верно. Тут платка где каплей припоя задаётся нужное напряжение, а есть более продвинутые триггеры где модно на ходу менять, но они ощутимо дороже
+
avatar
  • gLong
  • 21 апреля 2024, 13:07
0
Да, капля припоя самое то что надо :)

Кстати, странный вопрос. Эти триггеры есть только для type-C?
Выходы зарядников с USB-A такое не умеют? Не могу найти…
+
avatar
0
Я не нашел для typeA. Да и выход 20 вольт на type A — редкость большая
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 13:27
+1
Пишут, что умеют :) Например
+
avatar
  • gLong
  • 21 апреля 2024, 13:32
0
О. Видел этот лот, но пролистнул. Ага. Тут «предустановленное» напряжение. Еще раз спасибо!
+
avatar
+2
Беру свои слова назад! Оказывается все работает и от Type-A! Просто надо было подождать секунд 5...7 и он тогда запускается!
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 12:45
0
Тут, относительно недавно, несколько обзоров было, на разные. Выбирайте :)
+
avatar
  • gLong
  • 21 апреля 2024, 12:58
0
Спасибо.
+
avatar
  • BOPOHOB
  • 21 апреля 2024, 20:17
0
Если именно для M7 (или даже для M7AC, если его не напрямую в розетку) то, например вот: https://aliexpress.com/item/1005004323129041.html
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 20:23
0
Ну это он и есть, который в обзоре упомянул. Как и сказал — стоит треть устройства :)
Но он еще и на выход вроде работать может, так-что там что-то получше, чем мой колхоз.
+
avatar
  • O_limp
  • 21 апреля 2024, 13:49
+5
Нашел забавный глюк — требование наличия и подключения балансного разъема для аккумуляторов из одной ячейки. Да-да — не просто "+" и "-" а еще тот же "+" и "-" будьте добры подать на балансный разъем. На мой взгляд это странно и, как минимум, неудобно.
— этот глюк решаем: нужно зайти в меню калибровки и нажать save или откалибровать по желанию. Сам сегодня столкнулся с этой проблемой и нашёл решение на просторам интернета. У меня уже правда toolkitrc m9,m7 уже продал, но глюк и на ней есть
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 20:21
+2
Похоже действительно, видимо после калибровки глюк ушел. Спасибо!
Добавил в обзор.
+
avatar
0
У меня тоже такой глюк, прошивка 3.03
Зашёл в меню, откалибровал вход и выход, балансный не подключал. Все сохранил, но глюк остался.
Можно подробнее, может я какой-то шаг пропустил
+
avatar
  • avihome
  • 23 апреля 2024, 11:47
0
Я не по шагам делал, поэтому картина не совсем последовательна. Калибровку входа и выхода я делал в ходе обзора, и возможно этого недостаточно и нужно еще и балансные входы откалибровать. Я их три калибровал, нажимал save. Потом прочитал про связь калибровки, save и устранением глюка. Проверил — глюка больше нет. Попробуйте еще балансировочные входы откалибровать. Я уже не могу проверить, но предполагаю, что хотя бы для первой ячейки — надо откалибровать. Должно помочь. Если не трудно, дайте знать получилось или нет, я если что, в обзоре дополню, похоже проблема массовая.
+
avatar
0
Ок, накину 1 ячейку на балансировочный разъем, проверю, отпишу
+
avatar
0
Проверил.
Подключил 1 банку на выход и на 1 контакт балансира, откалибровал. Нажал save, перезагрузил и то же самое. Не измеряет сопротивление, если откинуть разъем балансира
+
avatar
  • avihome
  • 24 апреля 2024, 09:03
0
Нажал save, перезагрузил и то же самое.
Не заряжает 1S без балансира?
Не измеряет сопротивление, если откинуть разъем балансира
Сопротивление и не будет измерять, потому что, он его именно с балансировочного разъема замеряет, а с XT-60 не может.
+
avatar
-1
А, заряжать то заряжает. И из коробки заряжал вроде как сразу без калибровок.
Я чего-то протупил и подумал нашли способ измерения сопротивления для 1 ячейки через хт60 без балансира. Тогда все ясно, но было бы удобно изменять сопротивление для 1 банки без этого балансира
+
avatar
  • avihome
  • 24 апреля 2024, 10:25
+1
Я так-то слабо верю в его способности измерения сопротивления. Но функция полезная все-же и замеры банок чем-то на правду похожи.
Поэтому собираюсь сделать к нему «кроватку» для одной 18650 — 21700 из какого-нибудь вот такого дешевого зарядника
+
avatar
0
На контактах такой «кроватки» много мОм будет набегать. Возможно десятки. Балансировочный разъем нужно подключать непосредственно к аккумулятору по аналогии с 4-проводным держателям. Много простых вариантов предложено в этом обзоре и комментариях к нему. Можно совсем примитивно:

Вполне работоспособно.
+
avatar
  • avihome
  • 24 апреля 2024, 16:31
0
Про потерю мОм на контактах, я, конечно, понимаю. Но думаю, они там будут одинаково теряться для всех аккумуляторов, и для сравнения между собой, в целях отбора, вполне подойдут.
Обзор я этот читал, но там речь именно про четырех проводную схему. Где вторая пара проводов используется для компенсации сопротивления проводов и контактов при замере. Поэтому, если честно, то не понимаю, как в нашем случае можно заставить ЗУ «учесть» четырехпроводную схему. Свою прошивку я точно не осилю. Может я чего-то не так понял…
+
avatar
0
Возможно и не получится 4-проводный метод. Но ЕСЛИ ЗУ измеряет ток на силовых контактах, напряжение на балансировочных, а потом из этих измерений вычисляет внутреннее сопротивление, то это и будет самый настоящий четырехпроводной метод. Во всяком случае на кроватке с двумя проводами однозначно будем получать завышенные и нестабильные показания, непригодные даже для сравнения и отбора высокотоковых ячеек.
+
avatar
  • avihome
  • 24 апреля 2024, 18:00
+1
Да, ЕСЛИ. Дойдут руки — проверю. И обзор запилю тогда :)
+
avatar
  • SteveS
  • 21 апреля 2024, 17:19
0
Сейчас тоже перед выбором второй зарядки, в дополнение к turnigy 200w, задачи примерно те же. Из тестирования не до конца понятно, можно ли править профили зарядки? например заряжать литий не до 4.2в а до 4.1, или взбодрить автомобильный аккумулятор кратковременной (на час) подачей 16-17в?
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 17:41
0
например заряжать литий не до 4.2в а до 4.1
Конечно есть такая возможность — LiPo и LiIon только диапазоном напряжений различаются. Для каждого типа свои диапазоны: LiIon 3.95 — 4.15, LiPo 4.05 — 4.25, LiHV 4.20 — 4.40.
По поводу свинца не скажу точно: напряжения можно выбрать на ячейку от 2.31 до 2.51.
Подать на час 16-17в можно с блока питания, есть такой режим, до 10А.
+
avatar
  • MrJey
  • 21 апреля 2024, 19:37
+6
На родном сайте есть новые прошивки V2.01 и V3.03 для обладателей старой ревизии плат (где смотреть хз) эти прошивки не подходят, устройство тупо кирпичится, но лечится накатом нужной. Для таких последняя версия V1.01. Если такие обладатели есть, дайте знать, скину прошивку, есть V1.00 и V1.01
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 19:45
0
В настройках, в самом низу есть ID устройства и версия V3.03. Это не оно?
+
avatar
  • MrJey
  • 21 апреля 2024, 19:55
+2
Это да, но на если под одним названием выходят устройства для которых есть не совместимые прошивки, это нужно как то указывать. Моё приехало с версией 1.00, думаю, дай обновлюсь на V2, и получил кирпич. Зачем так делать, не ясно. Благо 1.01 вернула все в рабочее состояние. А где искать прошивки ниже V2 ума не приложу
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 20:01
+1
У них на странице загрузки сказано, что есть только для V2.xx а есть только для V3.хх
Для V1.xx видимо где-то в архивах искать.
+
avatar
  • MrJey
  • 21 апреля 2024, 20:18
+5
У этой железяки кулер двухпроводной и управляется ШИМ-ом, после достижения температуры в 45 градусов, запускается на первом режиме (со скважностью в 50%) и довольно мерзко пищит, при длительной работе начинает раздражать, лечится RC фильтром в разрыв провода вентилятора. резистор на 2-3 ома и после конденсатор на 100мкФ, обороты немного падают, но и пропадает свист.
+
avatar
0
О! Спасибо! Это реально единственное что подбешивает в нём. Правда ради этого разбирать с отклеиванием экрана ну совсем не хочеттся…
+
avatar
  • avihome
  • 21 апреля 2024, 20:25
0
Вот странно, по мне, после imax B6 он гораздо приятнее звучит. Видимо все познается в сравнении :)
+
avatar
0
Ок звучит приятно, но на платной мощности идёт противный писк. После моего icharger 208 прям очень неприятно
+
avatar
  • Sharoff
  • 22 апреля 2024, 12:31
0
Вот нормального дисчарджера в моем SKYRC B6ACneo очень не хватает. АКБ без балансировочного порта разряжает максимум 5w (что очень мееееедленно).
Теперь вот буду думать о переходе на ToolkitRC.

Или есть нормальные и недорогие дисчарджеры? (мне для авто АКБ и для АКБшек от Макитовских шуриков).
+
avatar
  • avihome
  • 22 апреля 2024, 13:17
0
Если честно, не очень понятно, будет ли работать разряд для Авто АКБ без подключения балансировочного разъема (у меня нет свинца, что бы проверить). А вот с АКБ от шуриков точно не выйдет — у них нет выхода на балансировочный разъем.
Вам проще и полезнее тогда электронную нагрузку для этих целей использовать.
+
avatar
+2
Будет. Я для таких же задач и брал. Ни 1 акума с балансиром нет, зато кучу всяких разных тестирую.
Авто АКБ отлично разряжается на внешнюю нагрузку, например лампочку
+
avatar
  • avihome
  • 23 апреля 2024, 11:51
0
Хм. И с литием 3S / 6S без балансного работает? У меня только 1S так работает. Вечером еще попробую.
А то я китайский Bosch GBA 12V мучительно разобрал, специально, что бы проверить, чего там китайцы напихали за 600 р.
+
avatar
  • xinpl
  • 22 апреля 2024, 14:32
+3
Спасибо за статью. Купил, точнее, получил такой зарядник две недели назад (на Озоне оказался дешевле всего), Да, оказался удобнее, чем ISDT Q6 Nano (функционал там примерно такой же): крутилка с четким щелчком кнопки в 100500 раз удобнее, чем невнятная кнопка у ISDT, а кроме того, ISDT сдох через неделю использования из-за ошибки переполюсовки питания (и замена DC-DC-преобразователя не помогла).
Спасибо автору статьи — стало понятно, как залезть в более глубокие настройки и заменить стиль экрана на темный, убрать предел работы по времени и т.п. Возможно, подкоплю и задумаюсь о М7АС, чтобы нынешний можно было носить с собой в походы, а тем — будущим, домашним и стационарным — заряжать все, что душе угодно, без внешнего источника питания, сразу от розетки
+
avatar
  • avihome
  • 22 апреля 2024, 18:50
+3
Тут, как минимум на выходе, защита есть от переполюсовки. Я случайно проверил :)
+
avatar
+1
Подтверждаю, первый раз подключил с обратной полярностью от блока питания ноутбука 20V. Никакой реакции, думал мертвый пришел. Потом все понял и уже думал хоронить, но поменял полярность и он радостно заверещал вентилятором и включился…
+
avatar
  • avihome
  • 24 апреля 2024, 09:04
0
Отлично, значит и на входе защита есть, это радует :)