Обучаемые радиореле: русский кот передает привет сиамскому


Недавно наши журналисты, измученные Навальным нарзаном ЧСВ… ну, ок, просто бедные измученные зайчики, родили информационный повод. То есть, ИТАР-ТАСС больше не о чем писать, кроме как о том, что “Двое студентов Технического университета Таиланда придумали управляемый через Интернет аппарат для кормления домашних животных”.

Возможно, некоторым выдающимся писателям это действительно кажется чудесным и удивительным, но нет. Потому что проблема, героически побежденная тайскими студентами в 21 веке, на самом деле элементарно решается древними автоматическими кормушками, простейшим контроллером и примитивным радиореле.

Это я к тому, что просто о реле рассказывать скучно, а вот что с ними можно сделать дома — уже кое что. Поэтому дальше — про моды железки, радиоуправляемую кормушку и музыку в ванной.



АПДЕЙТ: касательно малого радиуса действия без «модернизации». В комментариях ув. darsh2004 пишет, что наблюдал аналогичное поведение — практически нулевую дальность при комбинации 433 МГц пульт -> 315 МГц реле. Я лично готов поверить в том, что китайцы отправили мне именно 315 МГц версию реле, и в итоге я имею то, что имею.

И все-таки сначала о реле. Изначально у меня была идея до конца автоматизировать свет, не оснащенный даже подобием дистанционных выключателей. Небольшое радиореле, управляемое домашним контроллером казалось неплохим выходом из ситуации. Тем более, что освещение рабочего стола — галогеновое, 12 В, так что даже источник тока, пусть и переменного, под руками есть, и не надо городить огород с внешними блоками питания.

Потом я подумал, что мне и так не сложно рабочий свет включить, когда надо. Тем более, что фоновое освещение уже включается дистанционно. Тогда я решил, что эти же реле можно использовать для управления кранами с электроприводом, чтобы автоматически перекрывать воду в случае протечки. При условии, разумеется, что протечка случилась после этих самых кранов.

Но и эта идея до реализации не дожила. Потому что, во-первых, краны сами по себе еще одно потенциально слабое звено. А, во-вторых, в сантехническом коробе электричества в доступной форме нет, и форма люка не позволяет даже приблизительно изобразить что-то похожее. Разве что аккумулятор, но это все усложняет.

Было жаль, потому что я нашел, как мне казалось, великолепный вариант — не побоюсь этого определения, — очень дешевые обучаемые радиореле у DinoDirect. Устоять перед реле я не смог, поэтому заказал их с надеждой, что когда-нибудь пригодятся. Со всякими скидками, в том числе и за количество (а я купил сразу 5 штук) получилось $3,51 за штуку. Даже не очень верилось.

Характеристики реле вполне подходят для моих задач:

Частота: 433 МГц
Модуляция: ASK
Напряжение питания электроники: 12 В
Коммутируемое напряжение:
— По характеристикам магазина: 7А/250В, 10А/120В переменного тока, 10А/24В постоянного тока
— По характеристикам реле на плате: 10А/30В постоянного тока, 10А/250В и 12А/125В переменного тока

Еще на сайте упоминаются потребление на уровне 8 мА и чувствительность радиотракта -103 dBm.

Как видите, частота и модуляция подразумевают простое управление. По факту — то же самое, что во всех простейших системах автоматики (гаражных, например, или радиорозеточных) с фиксированным кодом, адаптация для Arduino элементарна — этими реле умеет управлять нежно мной любимая библиотека RCSwitch и самый простой ASK-передатчик. А напряжение и ток коммутации вполне достаточны для освещения (и многих других штук), хотя не подразумевают мощную нагрузку вроде обогревателей.

Все казалось очень радужным, пока реле не приехали. Нет, с организационной точки зреняи все отлично: каждое реле в индивидуальном пакетике, ко всему этому ворох скидочных купонов и два инвойса — один мой, другой — на FM-модулятор для какого-то американца.



Сборка, на мой взгляд, довольно аккуратная. Обучаемая часть, очевидно, выполнена на микроконтроллере, но его название по непонятной причине затерто.









Джампер, правда, был только у одного из пяти экземпляров, но главная проблема в том, что реле совершенно глухие. То есть, на пульт они реагируют с расстояния не более 5 см. Но смешно то, что если подносить пульт к проводу блока питания, то управлять реле можно на расстоянии в несколько десятков сантиметров. Сначала я подумал, что одно реле бракованное. Достал второе — та же история. Поменял антенну на свою спиральную — то же самое.

Уже огорчился, но вспомнил, что есть пара запасных приемников, купленных к Arduino. Выпаял штатный, подключил свой. И ровно с этого момента реле заработало так, как нужно, то есть — по всей квартире. В общем, печаль: получается, что для каждого экземпляра придется покупать еще и другой приемник.

Поскольку инструкцию к реле не прилагают, а на сайте, мягко говоря, неточно, рассказываю о том, что узнал на своем опыте.

Назначение лампочек опознается элементарно: красный светодиод — питание, желтый — обучение, зеленый — срабатывание реле.

У реле три режима работы, которые переключаются джампером на плате:

1) Включено, пока нажата кнопка пульта (без перемычки)
2) Переключение состояний одной кнопкой пульта (одно нажатие — вкл, второе — выкл — и по кругу) (перемычка слева)
3) Переключение состояний двумя кнопками (одна кнопка включает, другая — выключает) (перемычка справа)

Переключение режима необходимо выполнять при выключенном реле, иначе его перестает понимать, что происходит.

Привязка к пульту простая:

1) Нажимаем и удерживаем единственную кнопку, пока не погаснет желтый светодиод.
2) Кратковременно нажимаем кнопку
3) Нажимаем на пульте ДУ кнопку, к которой нужно привязать реле.

Во всех режимах нажимается только одна кнопка пульта ДУ. Даже в третьем, потому что у контроллера реле жесткая логика: он “железно” вычисляет вторую управляющую комбинацию на основании великого китайского алгоритма.

Суть в том, что управляющая команда представляет собой некое число (например, 380242). При этом команда выключения на единицу меньше, чем команда включения (380241). В результате контроллер реле считает полученный код кодом включения, вычитает из него единицу для кода выключения.

Из изучения реле можно вынести еще одну полезную вещь. Собственно само реле — одно из армии аналогичных, выполняемых различными производителями в одном и том же конструктиве, с аналогичными характеристиками.

На фото магазина, например, — HLS8L-DC12V-S-C с катушкой постоянного тока, управляющим напряжением 12 В и перекидным контактом (нормально замкнутый и нормально разомкнутый). По виду реле было очень похоже на те, что стояли на релейной плате для Arduino, и я надеялся, что по приезду смогу модифицировать конструкцию и для других, более интересных напряжений.

Всего — 5 контактов, размеры — 19 (Д) х 15,8 (В) х 15,5 (Ш) мм. Для интересующихся — даташит.

В жизни же оказалось, что реле другой марки. Но поскольку характеристики, размеры и расположение контактной группы идентичны — никаких существенных отличий.

Вот, к примеру реле из радиореле и из Чип и Дипа:





КОРМ ПО РАСПИСАНИЮ...
В целом, одно применение было очевидно. Дома лежит несколько автоматических кормушек, рассчитанных на 4 кормления по строго заданному графику. Мне же показалось, что будет удобно превратить такую кормушку в дистанционно управляемую. Например, чтобы не ходить ночью с котом на кухню. Или покормить зверей, когда никого нет дома. Причем — в произвольное время, а не когда установлен таймер.

То есть, щелкнул пультом, или отправил в браузере команду — и кормушка открылась. И я спокоен, и коты довольны.

Конструкция этой кормушки простая: под крышкой располагается разделенная на 4 сегмента миска, каждый сегмент перемещается под соответствующий открытый сегмент крышки в строго заданное время. При этом, разумеется, возможны ситуации, когда “уедет” еще не совсем пустой сегмент миски. Ну а до первого открытия доступ к корму закрывает специальная сдвижная шторка.

Лирическое отступление. С моей точки зрения любая автоматическая кормушка выглядит как емкость с кормом и электромеханический дозатор с переключателем (микроконтроллером, таймером — что угодно), который в нужное время обеспечивает подачу корма. Так вот, дозатору нет никакой разницы, что им управляет — микроконтроллер или обычное реле.

Взяв за основу это предположение, я раскрутил кормушку и посмотрел, что там к чему. Логически все просто: батарейный блок, контроллер, мотор, датчики поворота. Схема подключений прозрачна — видно, где питание, а где управление мотором.

Очевидная проблема — напряжение питания 6 В, вместо требуемых радиореле 12 В (и даже вместо минимальных для срабатывания самого реле 9 В). Разумеется, еще следовало учитывать неизбежную просадку напряжения во время эксплуатации кормушки. Конечно, всегда можно использовать внешнее питание, но мне хотелось, чтобы кормушки сохраняли свою автономность, относительную электрическую безопасность и, что не менее важно — не занимали розеток, которых, как известно, всегда не хватает.

Так что после первого мода — замены приемника — настало время второго: адаптация реле для пониженного напряжения питания. Мне показалось, что оптимально рассчитывать на 5 В, так как второе устройство, с которым я планировал использовать реле (об этом дальше), работает примерно от такого напряжения (и даже ниже).

Почитал даташит, посмотрел каталог Чип и Дип, и нашел требуемое: реле 833H-1C-C 05VDC, по сути близнец исходного, только, очевидно, конкурирущей фирмы и с рабочим напряжением 5 В. Неудивительно, что на плату оно встало, как родное.

Снимаем старое…



… и ставим новое. А заодно — заменяем приемник (монтаж на проводах по корыстной причине: чтобы быстро снять, если понадобится):



Я честно очень надеялся, что, по сути универсальная плата радиореле включает автоматическую адаптацию к разным питающим напряжениям, но это оказались девичьи мечты. На практике к реле приехало около 3 В, что заметно ниже порогового 3.75 В для переключения, несмотря на то, что остальная электроника худо-бедно работала и от 5 В. Разве что светодиод питания светился тусклее, чем раньше.

Снова посмотрел на плату (уже без особой надежды) и зацепился взглядом за какой-то несоразмерных с остальными компонентами размеров “диод”, сидящий точно на плюсовом входе питания. Вариантов было два: это или стабилитрон для питания электроники, или диод, защищающий от переполюсовки. Когда выпаял и посмотрел название — 1N4007 — сомнения пропали: это защита от переполюсовки. Которая, между прочим, кушает до 1.1 В, если верить описанию.

Так что я торжественно обещал реле, что не буду путать плюс с минусом и перемкнул контактные площадки диода. А потом снова проверил работу и, на удивление, теперь схема стала корректно работать от 5 В. Т.е. команды принимаются, обучение работает, реле весело щелкает контактами.

Перемычка вместо диода (здесь фото уже второго модифицированного реле, не пугайтесь):



Заключительный этап — интеграция в кормушку. Места для дополнительной платы внутри достаточно. Подключения простые: плюс и минус от батареек — на плюс и минус радиореле, плюс питания дополнительно подключаем к перекидному контакту реле, а нормально разомкнутый контакт — к мотору. Таким образом, при срабатывании реле произойдет замыкание цепи питания мотора (земля к нему подключена постоянно), и кормушка придет в движение.

Вот так выглядит кормушка:



В разобранном виде:



Датчики:



Мотор:



Последний штрих — извлеченный из радиореле диод 1N4007 подключаем в разрыв плюсового провода, идущего от платы родного контроллера кормушки к мотору. Мне показалось, что будет разумным таким образом избавить выход контроллера от прямого попадания на него 5 В при срабатывании радиореле. Таким образом сохраняется оригинальный функционал кормушки (кормление по таймеру) при возможности дистанционного управления.

И вот так оно выглядит в готовом виде:



Мотор с двумя линиями питания и диодом для защиты контроллера:



Разводка на реле:



Антенна (16,4 мм провода 1х1.5 на оправке около 5 мм) — думал, будет хуже, а она работает лучше простого куска провода и гораздо лучше той, что изначально была с радиореле:



Для экономии кода программы домашнего контроллера на Arduino и/или кнопок пульта я планировал использовать второй режим работы реле, когда для включения и выключения нужна всего одна команда. Но испытания конструкции показали, что при стандартной длине посылки с помощью библиотеки RCSwitch для Arduino реле успевает включиться и выключиться несколько раз за время передачи одной команды.

Поэтому пришлось перейти на третий режим: включение одной командой, выключение — другой.

На всякий случай о командах. Если есть пульт — понятно, как обучать, так? С Arduino не сложнее, просто нужно придумать код, который будет использоваться для управления реле и, соответственно, использовать его в RCSwitch. Лично я для упрощения жизни пользуюсь десятичными кодами, ограничение на размер числа — 24 бита, т.е. не больше 16777216. Вот и все.

Не очень информативное, но все-таки видео о том, как радиореле в кормушке управляется с обычного пульта ДУ от радиорозеток:



Плюсы: управлять кормушкой можно дома с радиопульта, а также — через интернет с помощью домашнего контроллера на Arduino. Комбинация домашнего контроллера, интернета и смартфона с Tasker также позволяет задавать совершенно произвольный график кормления, и менять его откуда угодно и когда угодно.

Теперь минусы. Так как в кормушке стоит “глупое” реле и нет обратной связи, то обеспечивать совпадение сектора миски и прорези в крышке можно только по времени. Т.е. сначала засекаем время, которое требуется для поворота на один сектор, и потом используем его для программирования домашнего контроллера. Проблема в том, что в зависимости от степени заряда батарей это время может изменяться (мне так кажется), поэтому необходимо внимательно следить за батарейками.

Оригинальная схема этого недостатка лишена, так как контролирует вращение миски и, соответственно, точное попадание секторов кормушки в прорезь крышки с помощью оптических и механических датчиков. Поэтому скорость вращения ей как-то до лампочки.

… И С МУЗЫКОЙ ПО ВАННОЙ
Вторая гениальная идея (на самом деле она была первая, но кто считает?) принадлежит жене. Она как-то посетила «дамскую комнату» в модернизированном ЦПКиО и очень впечатлилась ненавязчивой классической музыкой, сопровождающей процесс.

А у меня под руками как раз была маленькая и не очень активно используемая MP3-колонка. Причем особенность этой колонки в том, что при включении она сразу начинает воспроизводить музыку с карты памяти или флешки, если они присутствуют. В общем, вы понимаете.

Колонка питается от 5В по USB или от аккумулятора 3.7 В (в заряженном состоянии, полагаю, 4.2 В, как у всех). Поэтому вполне логичным выглядит решение питать всю конструкцию от 5 В, причем от сети, чтобы музыка не прерывалась на самом интересном месте.

Так что здесь очень пригодился тот самый мод с заменой реле и адаптацией схемы к пониженному напряжению питания.

Разбираем (нужно снять накладку резонатора на дне и выкрутить четыре шурупа):



Схема подключений также элементарна. Нормально разомкнутые контакты реле подключил параллельно выключателю колонки, питание — на контакты, к которым был подключен аккумулятор колонки. Аккумулятор отключил, так как мне показалось плохой идеей подавать 5 В прямо на него.

Подключаем (коричневый и белый — питание, желтый и зеленый — реле):



Укладка плотная, поэтому для избежания неприятностей — изолента:



Разумеется, можно было бы использовать подключение аналогично кормушке, то есть, подавать 5 В прямо через контакты реле, и таким образом сократить количество проводов. Но при текущей схеме есть возможность включать и выключать колонку вне зависимости от внешнего управления (при условии, конечно, что реле выключено), а это показалось полезным.

Удобно, что реле помещается в корпус телефонной розетки, которая нашлась там же, в Чип и Дипе. Надо только аккуратно выломать внутреннее наполнение, и готов небольшой и довольно аккуратный корпус, причем с готовыми отверстиями для проводов:







Сразу разочарую: управление музыкой через сеть не предусмотрено (хотя ничего не мешает). Здесь работает жесткая логика: когда домашний контроллер получает сигнал об открытии двери в ванной, то включает (выключает) свет и одновременно включает (выключает) музыку.

Аналогично кормушке, для управления выбран третий режим реле, когда одна команда включает музыку, а другая — выключает. В противном случае получалось так, что колонка успевала включиться и выключиться во время передачи одной кодовой посылки на включение.

Резюме. Реле я частично доволен: сделаны они неплохо, и обучение работает без проблем. Но вот приемники — самый большой минус. Если такая беда у всех реле этого типа, то не могу их рекомендовать тем, кто не готов решать проблему огнем и железном, то есть — паяльником.

На сайте Dino проблему описал и они, что удивительно, отзыв о товаре опубликовали в неизменном виде. И даже 20 баллов за текст начислили. Наверное, не читали. Или “письмо получили, но не дошло”.

И, в заключение, бонусы тем, кто дочитал до этого места. Вместе с реле DinoDirect прислал ворох купонов на скидки. Публикую их as is с надеждой, что кому-то это поможет.



Планирую купить +61 Добавить в избранное +68 +126
+
avatar
  • Link
  • 02 августа 2013, 11:16
0
т.е любой пульт с 433мгц подойдет, я правильно понял?
+
avatar
  • spc
  • 02 августа 2013, 11:17
+1
Нет, не любой. Только с фиксированным кодом
+
avatar
+1
шикуете, розетки по 60 рублей…
+
avatar
  • spc
  • 02 августа 2013, 11:21
+3
Это плата за «здесь и сейчас». В Чип и Дипе буквально все стоит в 2 — 3 — 4 раза дороже, чем если побегать, посуетиться и подождать.
+
avatar
  • uyka60
  • 02 августа 2013, 11:47
+3
Обзор порадовал… сам когда то чудил цветомузыками, автоподнятиями штор и тд. Да не оскуднеет Россия от самоучек и самоделкиных! Вы молодец!
+
avatar
0
здесь тоже не дешево но дешевле чем Чипе
+
avatar
  • Romans
  • 02 августа 2013, 11:40
+7
Возможно, пенсионерам из уважаемого ТА Советского союза это действительно кажется чудесным и удивительным
Вы может не в теме, но там давно не работают «пенсионеры» советской закалки… Но плюнуть в сторону «совка» нужно — это норма, даже модно.
+
avatar
  • spc
  • 02 августа 2013, 11:43
+6
Я, может, и не в теме, но современная журналистика меня поражает. Плевок именно в ее сторону, а также в сторону тех, кто сидит на попе ровно и никак не может понять, что все меняется.

Что касается совка — я этот термин не люблю, а Союз во многом вызывает у меня глубокое уважение.
+
avatar
  • uyka60
  • 02 августа 2013, 11:58
+1
работают поверьте (к вашим услугам)и справляются не хуже коекакеров современости, хотя чувствуются «настроения» типа шел бы ты уже бабке под бочок… но ум, сноровка и руки не из… помогают выживать в этих условиях
+
avatar
  • spc
  • 02 августа 2013, 12:11
+3
я, кстати, за профессионализм, каким он был. Но против вырождения, как бы это сказать, активного осмысления, что ли.

Просто, к сожалению, практика показывает, что настоящие журналисты старой школы прекрасно владеют структурированием материала, грамотной письменной речью, но часто проигрывают в том, что касается технологий.

Но когда остается опыт и живой ум — это замечательно.

Знаете, я, пожалуй изменю текст. Шутка получилась неудачная. Приношу свои извинения.
+
avatar
  • uyka60
  • 02 августа 2013, 12:26
+1
на счет технологий согласен проигрываем немного… знаний нехватает… Я тоже пожалуй извинюсь и заберу своих «менагеров» обратно… а автор все равно молодец, кулибин наших дней.
+
avatar
  • alex116
  • 02 августа 2013, 11:59
+1
Здесь работает жесткая логика: когда домашний контроллер получает сигнал об открытии двери в ванной, то включает (выключает) свет и одновременно включает (выключает) музыку.
Ночью музыка не мешает?
+
avatar
+2
Чуть задержки (чтобы занять нужное положение) и Рамштайн… Даже поможет, спросонок-то! :)
+
avatar
  • uyka60
  • 02 августа 2013, 12:08
0
у меня так работает вентилятор(выветриватель табачного дыма) в туалете
+
avatar
  • alex116
  • 02 августа 2013, 14:36
0
У меня тоже на лампу освещения заведён. Так вот, домочадцы очень возмущаются когда ночью water-closet юзаешь. Кажется, что вентилятор гудит так, что весь подъезд на ушах.
+
avatar
  • spc
  • 02 августа 2013, 12:13
0
Или «Полет валькирий», например :)
+
avatar
  • spc
  • 02 августа 2013, 12:12
0
Музыка автоматически выключается на ночной интервал :) Т.е. днем автоматически включается свет+музыка, ночью — только свет.
+
avatar
  • mans
  • 02 августа 2013, 12:43
0
Можно еще сделать так, чтобы на ночной интервал свет «приглушался» или включались маломощные светильники, а в исходное состояние свет возвращался утром.
+
avatar
  • spc
  • 02 августа 2013, 12:58
0
В целом, да, можно. Но меня текущее положение вещей вполне устраивает, тем более, что есть еще одна идея, которую я никак не доведу до реализации, хотя осталось всего ничего.
+
avatar
  • 777
  • 02 августа 2013, 12:22
0
я тоже себе на ДД накрутил пару подобных устройств в рулетку.
хотел дистанционку на даче сделать, чтоб насос включать, и выявил ваш 1 вариант
1) Включено, пока нажата кнопка пульта
больше применения не придумал
+
avatar
  • spc
  • 02 августа 2013, 12:59
+1
если реле такие же, там должен быть джампер, которым можно переключать режимы. Обычно эти штуки все повально трехрежимные.
+
avatar
  • 777
  • 02 августа 2013, 14:36
0
вот у меня какая-то такая, а там ничего подобного вроде нет
www.dinodirect.com/266-433MHz-Wireless-Remote-Control-Switch-Board-KL-K103.html
+
avatar
  • sav13
  • 02 августа 2013, 14:15
+1
У меня реле переключается между режимами кнопкой запоминания:
Удерживаете кнопку, через какое то время светодиод начинает моргать, типа ждет код (если двух или трехканальное реле, то ждет два или три кода) от пульта.
Продолжаем удерживать кнопку.
Далее — одно мигание диода: режим нажал вкл/отпустил выкл
два мигания: режим нажал вкл/снова нажал выкл
три мигания: нажал вкл, нажал любую другую кнопку — выкл
+
avatar
0
Так как готовое устройство оно неработоспособно? 5см дальность так то… Очень блин это странно…
+
avatar
  • spc
  • 02 августа 2013, 22:33
0
Если судить по двум из пяти моих экземпляров — да. Или у меня какие-то неправильные передатчики, что тоже может быть.
+
avatar
0
Сегодня пришло 2 таких же реле тоже с дино. Давно с али заказал пульт на частоту 433 — пришло но в нем написано 433,92. Вот с него действительно реле срабатывает с расстояния 5 см, если проводок реле растянуть то 10 см :). А есть еще выключатели тачевые, тоже обзор был на муське, с ними шел пульт на 315. Вот от этого пульта реле срабатывает даже с соседних комнат, метров 15 точно через бетонные стены.
+
avatar
  • spc
  • 05 августа 2013, 13:31
0
Обычно для простоты устройства с частотой 433.92 МГц называют просто «433 МГц». На самом деле, действительно, все имеют в виду 433.92 МГц.

А в то, что китайцы мне отсыпали реле на 315 МГц, как раз поверить готов. И это действительно может объяснять их поведение. Хотя я и представить не мог, что при таком разнесении по частоте возможен прием сигналов, пусть и с небольшого расстояния.

Видимо, там контуры как-то хитро в резонанс входят.

В любом случае, спасибо за намек! Я был настолько уверен в том, что разброс в 100+ МГц вообще изолирует устройства, что даже и не думал о таком варианте.
+
avatar
  • spc
  • 05 августа 2013, 13:32
0
На всякий случай: мне ниже написали, что китайцы могли отправить мне реле на 315 МГц вместо заказанных 433 МГц. Проверить я это не могу, поскольку приемники для меня просто неотличимы.
+
avatar
0
Я писал обзор о подобной штуке здесь, дистанция работы не очень, всего 5 метров в подьезде, через время езще хуще, надо подняться вслепую на первый этаж, пока сработает. Вопрос, как улучшить чувствительность антены? П.С.: Батарейки не причем, у меня три пульта, со всеми так работает.
+
avatar
  • spc
  • 02 августа 2013, 22:33
+1
вариантов, как следует по крайней мере из моих экспериментов, два:

1) Принять как данность, что родная антенна плохая, и сделать свою. Если говорить о спиральных, то для 433 МГц рекомендуют навить 16,4 см провода сечением 0.5 мм на оправке диаметром 5 мм и затем растянуть витки на 2-5 мм.

Как вариант — проверить, что родная антенна сделана именно так. И если так, то остается вариант N2.

2) Заменить приемник на другой
+
avatar
0
Была там спиральная, и я ее растянул. А если прямую сделать, думал прибить кусок провода на верхний наличник двери и подпаять к ней. Или так не покатит, лучше намотать спиральную?
+
avatar
  • spc
  • 05 августа 2013, 16:49
0
я не специалист в антеннах, поэтому из обсуждений вынес только вот что:

1) длина антенны должна быть кратна длине волны. Обычно используются 1/2 длина волны или, для компактности, 1/4 длины.

2) штыревая антенна заметно лучше спиральной, но только если размещается на заземленной пластине.

3) спиральная антенна довольно эффективна как антенна, но сильно зависит от расположения по отношению к препятствиям в непосредственной близости.

Чаще всего в компактных китайских устройствах встречается именно спиральная антенна (или нанесенная сразу на печатную плату), а не штыревая.

Резюме. Если хочется экспериментировать со штыревой антенной (т.е. с отрезком провода), то он должен быть кратен длине волны. Для 433,92 МГц это будет:

1/2 длины волны: 34,6 см
1/4 длины волны: 17,3 см

Если делать из этого отрезка спиральную антенну, то длину нужно умножить на 0.95.

В любом случае «считается» вся длина отрезка, т.е. если оставляете место для пайки — это тоже длина антенны.

ps. расстояние между витками спиральной антенны влияет на ширину захватываемой полосы частот.
+
avatar
  • fundorin
  • 07 августа 2013, 15:58
0
Статья отличная. Правда, скорее, для Хабра, нежели mysku.

P.S. Надеюсь, ваша жена, все-таки, посещала в парке отхожее, а не причинное место. ;)
+
avatar
  • spc
  • 07 августа 2013, 23:13
0
спасибо! Мне все кажется, что на Хабре меня съедят с потрохами, а здесь читатели вполне благосклонны.

ps. да, с местами я погорячился ) переименую, пожалуй, в «дамскую комнату»
+
avatar
  • bazis13
  • 29 января 2014, 13:06
0
только что прочитал статью на хабре… хотелось плакать )
Насчет освещения: прочитал когда-то, как нужно пользоваться светом в доме: приходишь вечером, включаешь свет везде и выключаешь только перед сном. Это идеальная ситуация и кто-то даже так делал.
Так и не понял, зачем в ванне датчик освещения?
У меня в прихожке, в ванне и на кухне на потолке стоят дешевые датчики движения по 300р. Таймер выставлен на максимальное время — 8 минут. Даже если бы стояли мощные лампы, мое удобство дороже экономии 5ти минут включенного света.
В ванной стоят 2 датчика. Один над ванной. В вашем случае второй надо было вмонтировать в крышу душевой кабинки. Еще ни разу свет не выключился по ошибке, потому что 8 минут сидеть неподвижно очень сложно.
Единственная проблема — с ночным светом. Не подумал об этом заранее, и теперь уже сложно что-то изменить. Дом оказался умнее меня )
На кухне свет можно выключить с пульта от телевизора, обычные выключатели совсем не делал в этих помещениях.

Зачем нужна кнопка присутствия? Когда я ухожу, почти везде свет выключится по таймауту. Камера включается и выключается через ivideon. Что еще нужно выключать кроме света?

Спасибо за идею с уведомлением для дверного звонка!
Музыка в ванной — колонки с блютус-приемником, играется контент с телефона по желанию. Тоже думал включать музыку при входе, но потом отказался от этой затеи.
+
avatar
  • spc
  • 29 января 2014, 13:40
0
Я не люблю, чтобы свет горел просто так )

Датчик света в ванной нужен по двум причинам.

1) Идеология музыки в том, что она работает одновременно со светом. А если свет включил (выключил) не контроллер, а, например гости выключателем у двери, то откуда же музыке знать — работать ей, или нет?

2) У радиовыключателей света одна команда и на включение, и на выключение. Т.е. тот же триггер — один раз выдаем команду — свет включается, второй раз даем ту же команду — выключается. Обратной связи нет, поэтому контроллер не знает, что со светом.

Теперь ситуация. Кто-то включил свет кнопкой выключателя и зашел в ванную. Сработал датчик движения, контроллер выдал команду на «включение» света, но в текущей ситуации свет будет выключен. Так вот, датчик света здесь выполняет роль обратной связи — сообщает контроллеру, что свет уже включен и делать ничего не надо.

Простые датчики движения меня не устраивают именно потому, что у них жесткая логика. Я, например, могу 8 минут просидеть неподвижно (с точки зрения датчика) — на кухне или в комнате. Если свет будет гаснуть, это будет не слишком комфортно.

Кнопка присутствия удобна тем, что она выключает вообще все, что управляется контроллером (весь свет + 4 розетки), и включает свет по заданному сценарию, а не только когда вошедшего увидит датчик движения.

Что касается камеры, то она выключается и включается просто физически (реле на питании), что для меня гораздо более комфортно, чем облачное управление.

О Bluetooth-колонке я тоже думал, но это как-то муторно. Это и подключать нужно (у меня обычно гарнитура к телефону подключена, а не колонка), и следить за зарядом батареи телефона, и еще жену учить этим пользоваться (ведь если она дома, а я на работе -какая там музыка?). А тут вошел — работает, вышел — выключилась.

Кстати, про звонки. Я тут выяснил, что у нас продаются и 433 МГц и 315 МГц — обращайте внимание, когда будете покупать. И, кстати, бывает довольно смешно: выяснилось, что у соседей звонок тоже 433 МГц, так что я потенциально могу знать, когда к ним кто-то приходит )
+
avatar
  • bazis13
  • 29 января 2014, 14:05
0
он горит просто так не больше 8ми минут. Это очень малая плата за комфорт.
В жилых комнатах конечно датчики движения не подходят, а вот на кухне вполне. Достаточно выкрутить чувствительность на максимум. Раз в 8 минут хотя бы рукой шевельнуть — это не сложно и выходит само собой.

Вот плакать мне хотелось как раз, когда читал, как вы усложняете простые вещи.
Вот зачем в ванной выключать свет выключателем? В смысле создавать такую ситуацию, когда ты зайдешь в полную темноту? У меня такая ситуация очень редкая и ради такого случая не лень открыть квартирный электрощиток и дернуть там автомат, который за освещение ванны отвечает.
Первые эксперименты с ДД у меня тоже были с кнопочными выключателями, приходилось вешать на них бумажку, чтобы больше их никто не трогал.
весь свет + 4 розетки
А что в розетках? Выключать свет в жилых комнатах, согласен, удобно.
и включает свет по заданному сценарию, а не только когда вошедшего увидит датчик движения.
А что это за сценарий? Когда нужно включать свет без присутствия человека? Для кота? )

Со звонком, я думаю, тоже слишком сложно у вас. Я скорей всего расковыряю родной приемник этого звонка и найду, что там замыкается — туда уже и подпаяю аналоговый вход ардуины. И не надо анализировать протоколы.

С музыкой надо будет подумать… Заодно и на вытяжку в ванну какую-н логику повесить — сейчас она круглосуточно работает.
+
avatar
  • spc
  • 29 января 2014, 14:54
0
ну как сказать, выключатель света в ванной снаружи, так что в темноту войти по-любому не получится. А бумажки… вот видите, у нас изначально разный взгляд на вещи. Бумажки мне совсем не нравятся.

В в розетках лампы фонового освещения, увлажнитель и планшет с акустикой. Сценарий подразумевает комфортные условия при входе: подсветку у дверей, выключение камеры и режима охраны.

Со звонком наоборот все очень просто. Для него мне не надо было ничего анализировать — подошла уже давным-давно готовая библиотека RC-Switch. И для меня, если честно, проще дописать пару строчек кода для звонка, чем разогревать паяльник и цеплять к контроллеру лишнюю громоздкую коробку, да еще проводами.
+
avatar
  • bazis13
  • 29 января 2014, 15:01
0
бумажки были, чтобы выключателем случайно не отключили электричество для ДД.
Я вот спрашивал, зачем это нужно делать — отключать электричество в ванной выключателем снаружи?
В следующей версии я уже избавился и от бумажек и от самих кнопочных выключателей, оставив только ДД и автомат в щитке.

С кнопкой присутствия понятно — в основном она для охраны. Зачем включать подсветку у двери вместо основного света в прихожке через ДД — все равно для меня загадка.

Звонок у меня не такой дальнобойный :( Еле пробивает стену и достает до своей родной коробки.
+
avatar
  • spc
  • 29 января 2014, 15:08
0
свет в прихожей тоже включается. А фон — чтобы и выходящих котов, ну и вообще обстановку в комнате было сразу видно. Субъективно, в общем — показалось, что удобно и приятно — так и сделал.

Я на звонок тоже особо не закладывался, но просто так получилось, что звонок с одной стороны стены, а контроллер — с другой. Разве что на метр выше.

Хотя, если задуматься, соседский звонок я «видел» буквально с кухонного стола, а это еще метра три. Правда, преграда всего одна — металлическая входная дверь.
+
avatar
  • bazis13
  • 29 января 2014, 14:27
0
Вдогонку еще пару вопросов: где лучше ставить сервер для обработки post-запросов от клиентов?
Я сейчас выбираю либо домашний сервер, либо обычный хостинг.
С домашним сервером придется помучатся, чтобы он научился получать запросы из интернета, а хостинг может оказаться не достаточно надежным и быстрым решением.

И второе: как дела с бесперебойным питанием? Есть что-то?
Мне сервер на хостинге нравится тем, что ардуина может с ним связаться через резервный канал интернета, даже если отключить электричество. А ардуине одной 18650 батарейки хватит, чтобы слать уведомления довольно долго.
+
avatar
  • spc
  • 29 января 2014, 15:04
0
На оба вопроса, к сожалению, ответов у меня нет. Мой контроллер сам обрабатывает POST-запросы (т.е. выделенного сервера нет, все в Arduino).

Бесперебойного питания тоже нет, я не закладывался на такую надежность. Контроллер не управляет ничем критичным, все управляется и локально. Текущие настройки (чем я пока не заморачивался) можно хранить или в энергонезависимой памяти контроллера, или на карте памяти в его Ethernet-шилде (у меня такой гибрид), чтобы не терять их при перезагрузке.
+
avatar
  • bazis13
  • 29 января 2014, 15:14
0
бесперебойное питание критично только для охранных функций.
Ибо если соберутся вас обчистить — скорей всего отключат электричество через щиток в подъезде. А после этого уже ни камера, ни уведомления об открытых дверях по email не дойдут.

Хотелось бы, чтобы ардуинка на батарейке сама умела подключаться к запасной wifi-сети и слать тревожные письма.
+
avatar
  • spc
  • 29 января 2014, 15:57
0
ну так как для отправки писем Arduino ничего, кроме сети и питания не нужно, то очевидных решений два: самодельный ИБП или простой охранный бесперебойник (они, по-моему, не запредельно дорогие).

А обчистить… соседка вот рассказала. В нашем доме обокрали квартиру. Ночью. Ничего не отключали, просто заклеили глазки квартир соседей. Тут если только того робота-страуса из Робокопа ставить. И своих не пожалеет, но и чужих не пустит.
+
avatar
  • bazis13
  • 29 января 2014, 16:18
0
С ИПБ у меня пока не складывается — продаван аж 2 таких экземпляра прислал, а они никак не заводятся aliexpress.com/snapshot/281734472.html

Все же хочется, чтобы уведомления слал большой сервер. И чтобы push на андроид, а не просто письма.
А для домашнего сервера ИПБ на сутки не купишь, поэтому думаю, где его размещать.

А глазки соседей — это какой-то не очень надежный охранный метод. К датчикам открывания дверей и ДД как-то больше доверия. Работают круглосуточно, только электричество им подавай да канал для передачи данных.
+
avatar
  • spc
  • 29 января 2014, 20:16
0
хм, я понимаю, как это обычно неуместно звучит, но примерно столько денег здесь стоит заводской бесперебойник ББП-20, которого вполне хватит Arduino на довольно долгую и счастливую жизнь.

А что до большого сервера, то если требование надежности — сутки без хлеба, тогда только внешний. Самому такое резервирование делать очень дорого будет. По крайней мере, мне так кажется.
+
avatar
  • bazis13
  • 29 января 2014, 21:18
0
к местной цене мне надо всегда еще добавлять 300р за доставку, потому что у самого нет времени и большого желания ездить по городу и искать.
И ИБП я искал для низковольтной проводки на 12В. Для ардуины вполне можно обойтись ML-102.