Utorch UV 365 nm. Ультрафиолетовый фонарь на 3W светодиоде

  • Цена: 15,99(флэшсейл)

Раньше фонари на мощных ультрафиолетовых светодиодах стоили просто невменяемых денег. Теперь они всего лишь несколько дороже обычных, но уже вполне доступны по цене.
Обзор, разбор, тесты одного из таких фонарей и дефектоскопия огурцов — под катом.

Фонарь поставляется в точно такой же белой картонной коробочке размерами 147х36х36 миллиметров, как и его собрат на светодиоде Cree XP-L.

Внутри всё так же находятся фонарь в пупырчатом пакетике, ремешок на запястье (уже прикреплён) и инструкция на одном листе бумаги. Фонарь рассчитан на питание от одного аккумулятора 18650, который в комплект не входит.

Разворот инструкции:

Самое заметное отличие от версии на XP-L — одинарная проточка на головной части, позволяющая не перепутать фонари даже на ощупь в полной темноте.

Ещё логотип сделан шрифтом чуть поменьше, чтобы уместить обозначение длины волны 365 нм, но это в глаза не бросается.
Рефлекторы одинаковые мятые, как и прочие детали корпуса, поэтому подробно останавливаться на разборке смысла не вижу — с прошлого раза ничего, кроме светодиода и драйвера, не поменялось.

И вот здесь, собственно, самое интересное и начинается.
Слева направо — 450 нм, 395 нм, 365 нм.

Видимым диапазоном считается интервал от 400 до 700 нм:

Светодиод с длиной волны излучения 395 нм считается ультрафиолетовым по сути формально — это на самом краю видимого диапазона, и многие вещи при таком освещении попросту не видны, что будет показано ниже.
Источником света в рассматриваемом фонаре является светодиод типа NCSU276A производства фирмы Nichia:

Спектральный максимум излучения согласно документации приходится на длину волны 365 нм:

В зависимости от температуры он может несколько смещаться.
Перегрева светодиод не любит:

Драйвер однорежимный, ограничение тока выполняется двумя микросхемами типа 7135.

Защиты от переразряда аккумулятора нет, но в этом фонаре она и не нужна по двум причинам: во-первых, едва ли Вам понадобится светить ультрафиолетом часами, а во-вторых — рабочее напряжение ультрафиолетового светодиода больше, чем у белого, и светить он перестанет намного раньше, чем разрядится аккумулятор.
Между MCPCB со светодиодом и латунной пилюлей находится теплопроводящий клей.

Рекомендую сразу же менять на термопасту.
Так как конструкция корпуса светодиода не предусматривает наличия выделенного thermal pad-а, то замена стоковой алюминиевой подложки на медную с DTP смысла не имеет. Если кому-то придёт в голову переделать фонарь под TIR оптику — имейте в виду, что обыная ширпотребная в УФ практически непрозрачна.
Потребляемый ток при напряжении питания 4,2В:

На этом фонарь можно скрутить обратно и перейти к экспериментам.
Фотографию свечения масляных брызг на кухне тут уже постили не раз — это далеко не первый обзор ультрафиолетового фонаря на Муське. Но всегда можно повторить:)

Вот эти маринованные огурцы доброкачественные — светятся красно-оранжевым светом.

А вот тут всё уже не так однозначно. Те, которые сверху, перестали светиться и стали мягкими.

Потому что в банке завелась плесень:

Сверху — леденец и кусочек сыра с плесенью, снизу — два кусочка сыра без плесени.

Обратите внимание на то, что правильная плесень на сыре в отличие от плесени на огурцах не светится:)
А в сыр без плесени, похоже, подмешивают пальмовое масло…
Светится в ультрафиолете известь:

Думаю, что диггеры тоже оценят фонарь по достоинству, потому как извести на стенах подземных сооружений встречается немерено.
Светятся в ультрафиолете шлейфы SATA.

На волне 365 нанометров начинают играть новыми красками железнодорожные билеты:

Ну и денежные купюры, естественно.


Вывод: на мой взгляд, изделие соответствует заявленным параметрам. Мне фонарь понравился, можно брать.
Планирую купить +19 Добавить в избранное +30 +46
+
avatar
0
о Боже, снова эта ужасная печь

а где анти-пригарные накладки?
+
avatar
  • oleg235
  • 14 декабря 2018, 23:12
+3
а где анти-пригарные накладки?
Я использую их при работе с эпоксидкой как разделительный слой.
комментарий скрыт

+
avatar
  • oleg235
  • 14 декабря 2018, 23:12
+9
Коробок — эталон сравнения размеров с момента своего появления.
+
avatar
  • TheZar
  • 15 декабря 2018, 00:19
0
и там и там кемел ;), за обзор — спасибо.
+
avatar
  • Taza777
  • 14 декабря 2018, 23:23
+3
convoy s2+ то же самое по начинке?
+
avatar
  • oleg235
  • 14 декабря 2018, 23:28
+1
Примерно да. Драйвер может некритично отличаться.
+
avatar
  • Flashkin
  • 14 декабря 2018, 23:53
+14
На этот фонарь ещё крайне желательно такой фильтр поставить, он окончательно обрезает остатки видимого спектра и фонарь становится настоящим 365 nm, говорю как владелец Convoy S2 365 nm с таким фильтром.
+
avatar
  • oleg235
  • 14 декабря 2018, 23:58
+3
Заказано, едет:)
+
avatar
0
А у обозреваемого фонарика какой диаметр стекла? 20мм?
+
avatar
  • oleg235
  • 15 декабря 2018, 12:08
+1
20,5
+
avatar
  • vittex
  • 15 декабря 2018, 11:51
+7
Нет в наличии((
Тут нашел кому интересно: aliexpress.com/item/ZWB2-UV-20/32864626484.html
+
avatar
  • Jesaul
  • 15 декабря 2018, 16:19
0
Купил спасибо.
+
avatar
  • GreyAlex
  • 15 декабря 2018, 21:00
+2
Изучал вопрос, на фонаревке написано что нича и так отсекает почти все что не нужно, улучшение от стекла Вуда не значительное. На всякие хреновые ставить стоит, а тут и на конвой, не сильно изменит эффект.
Но я не пробовал, настаивать не буду) Это лишь результат изучения.
+
avatar
  • loole
  • 15 декабря 2018, 00:27
+4
фонарь понравился, можно брать
Т.е. есть люди, которые видят плесень и загаженную плиту только в ультрафиолете?
+
avatar
  • oleg235
  • 15 декабря 2018, 00:47
+8
Есть уйма разной химии, для работы с которой требуется ультрафиолет. Спецчернила, фотополимеризуемые клеи, литьевые смолы, индикаторы протечек…
А плита из обзора, кстати, в видимом свете выглядит чистой.
+
avatar
  • loole
  • 15 декабря 2018, 13:24
+1
Действительно уйма. Странно, что в обзоре Вы светили на всякую бесполезную хрень…
Работа со спецчернилами- как я не подумал… Да, и ниже про цедру, это практически EDC — надо брать…
+
avatar
  • VlaoMao
  • 15 декабря 2018, 12:08
+2
Ну например сок из цедры мандаринов слабо видно на поверхности или на руках, зато в ультрафиолете он светится как новогодняя ёлка
+
avatar
  • u3712
  • 15 декабря 2018, 00:46
+9
К автору — спасибо, было приятно почитать. И дело даже не в старательно выполненной работе, а в отсутствии столь любимого здешними авторами жаргона. Как на другой сайт зашел.
(я редко кого хвалю ))
+
avatar
  • Marble
  • 15 декабря 2018, 02:05
+2
Это те, которые пишут «сегодня у меня на обзоре»? ))
+
avatar
-3
Это те, которые пишут «сегодня у меня на обзоре»?
Еще хуже писатели есть: пишут, что покупают за свои, а потом пишут "данный".
И попробуйте понять, где такой писатель правду написал?
Мозг не помогает! Англы вот в свой язык даже артикли «э» и «ве» придумали — а врут, как дышат.
+
avatar
  • Eeyore
  • 15 декабря 2018, 06:01
0
Мой УФ Ковбой похоже сделан теми же китайцами в той же хижине. Различий не заметил.
+
avatar
0
Странно, что 2х7135 выдают только 0,464А. Что то здесь не так.
Может быть один из стабилизаторов нерабочий и все, что больше 0,35А идет на нагрев. Нужен замер тока на выходе драйвера.
+
avatar
  • oleg235
  • 15 декабря 2018, 10:49
0
Странно, что 2х7135 выдают только 0,464А. Что то здесь не так.
Ничего странного. Это ультрафиолетовый диод, у которого максимальное Vf 4,4В.
+
avatar
0
Ничего странного. Это ультрафиолетовый диод, у которого максимальное Vf 4,4В.
Я в недоумении.
При чем здесь Vf?
Пройди по собственной ссылке на даташит и взгляни на вольт-амперную характеристику СИДа. Какой там ток при напряжении 4V? А какой ток выдают 2 АМС7135? И почему здесь только 0,464А?
+
avatar
  • oleg235
  • 15 декабря 2018, 12:14
-2
Пройди по собственной ссылке на даташит и взгляни на вольт-амперную характеристику СИДа.
Это над которой написано «All characteristics shown are for refrence only and not guaranteed»? Вам нужно смотреть не туда, а в таблицу ранков на 2 странице документа. У диода с ранком H2 0,7А прямого тока вполне может быть при 4,2-4,4В.
И почему здесь только 0,464А?
Потому что сопротивление проводов.
Потому что переходное сопротивление контактов.
Потому что диод холодный.
+
avatar
0
Потому что сопротивление проводов.
Потому что переходное сопротивление контактов.
Потому что диод холодный.
Шутка на пять!!!
Особенно про холодный UV-диод.
+
avatar
  • oleg235
  • 15 декабря 2018, 12:41
0
Шутка на пять!!!
Особенно про холодный UV-диод.
При нагреве неважно какого светодиода ток через него растёт.
А Вы не знали? Именно поэтому правильно питать светодиоды через стабилизатор тока — чтобы не было саморазгона по току.
+
avatar
+1
Откуда взята эта ахинея?
При нагреве неважно какого светодиода ток через него растёт.
Это все равно, что сказать, что ветер дует от того, что листья на деревьях шевелятся.

Кстати, почему UV-диод с бОльшим падением напряжения, а следовательно и бОльшей потребляемой мощностью, назван «холодным»?
Хотя да, он холоден по сравнению 12-вольтным ХНР70.
+
avatar
  • oleg235
  • 15 декабря 2018, 14:47
0
Это все равно, что сказать, что ветер дует от того, что листья на деревьях шевелятся.
Нет. При нагреве металлической спирали в лампе накаливания ток будет падать. Учите матчасть.
диод с бОльшим падением напряжения, а следовательно и бОльшей потребляемой мощностью
Откуда взята эта ахинея?
Специально для не умеющих читать — в третьей строчке на дисплее источника питания показана мощность, потребляемая нагрузкой. Меньше 2 ватт в данном случае. XM-L с падением напряжения 3,2-3,3В будет потреблять порядка 9-10.
Кстати, почему UV-диод… назван «холодным»?
Потому что его только что включили и он не успел нагреться.
+
avatar
-1
Специально для не умеющих читать — в третьей строчке на дисплее источника питания показана мощность, потребляемая нагрузкой. Меньше 2 ватт в данном случае. XM-L с падением напряжения 3,2-3,3В будет потреблять порядка 9-10.
С драйвером на двух АМС7135?
+
avatar
  • oleg235
  • 15 декабря 2018, 20:19
0
С драйвером на двух АМС7135?
Вы же через этот драйвер хотели XHP70 запитывать.
+
avatar
0
Вы же через этот драйвер хотели XHP70 запитывать
Увы, не всем так повезло и за неимением такого роскошного драйвера, для этого я вынужден использовать обычный FX-30.
+
avatar
  • SergeFSW
  • 15 декабря 2018, 17:00
0
Спрошу 2й раз: Зачем такой фонарь нужен?
+
avatar
0
В тяжелых жизненных ситуациях нужен — и не только в около-криминальных.
Например, если не удалить как следует масло перед сваркой ремонтируемых деталей, то шов получится негерметичный.
+
avatar
  • SergeFSW
  • 15 декабря 2018, 20:26
0
Понятно. Игрушка. Или никто этого секрета не знает. Только минусят.
+
avatar
  • oleg235
  • 15 декабря 2018, 20:34
+1
Да хотя бы для проверки денег.
+
avatar
  • SergeFSW
  • 15 декабря 2018, 20:50
0
Цена и мощность излишни
+
avatar
  • oleg235
  • 15 декабря 2018, 21:23
0
Допустим. Про игру Encounter слышать доводилось?
+
avatar
  • SergeFSW
  • 15 декабря 2018, 21:30
0
Нет
+
avatar
  • oleg235
  • 15 декабря 2018, 21:32
0
Ну вот там, если бюджет игры побольше пары сисек пива, без такого фонаря никуда. Потому как код пишут на стене спецкраской, которая видна только в ультрафиолете.
+
avatar
  • SergeFSW
  • 15 декабря 2018, 22:04
0
Это радует! Значит это мне точно не надо.
+
avatar
  • Ivan374
  • 16 декабря 2018, 05:11
0
Спецкраска видна только в свете 365 нм или при 395 нм тоже видна?
+
avatar
  • oleg235
  • 16 декабря 2018, 10:52
0
Смотря какую краску организаторы сумеют найти/достать. Железнодорожные билеты, к примеру, печатаются сразу обоими.
+
avatar
  • Ivan374
  • 16 декабря 2018, 05:15
+1
Да. Для проверки денег можно взять за $5 фонарь на люминесцентной трубке. Светит не ярко, но справляется.
+
avatar
  • SergeFSW
  • 16 декабря 2018, 10:11
0
Да, спасибо Есть такой.
+
avatar
  • timeon
  • 16 декабря 2018, 18:56
0
Проверка качества покрытия печатных плат лаком plastik 71
+
avatar
+1
для полимеризации акрилового клея использую
+
avatar
  • denM
  • 15 декабря 2018, 17:47
0
вряд ли известковый налёт светится вернее флуоресцирует, тут скорее такой же или похожий эффект как с белыми футболками, листом бумаги и т.п. белыми предметами в УФ свете, не зря же применяют для дискотек.
у известкового налёта т.е по сути неорганического соедиенения нет хромофорных групп как у например органических красителей которые придают окраску в обычном свете или возбуждаясь в УФ-спектре испускают свет определенной длины волны который человеческим глазом воспринимается как свечение того или иного цвета.
+
avatar
0
Про органику — она может присутствовать, как примесь.
Надо попробовать обычную стиральную синьку пронаблюдать — вдруг светится именно она? — ее часто в побелку добавляют.
+
avatar
  • denM
  • 15 декабря 2018, 20:28
+1
возможно, но скорее в составе органики которую продуцируют бактерии и грибы, плесень которые могут там быть в незначительных кол-вах, но опять же кол-во органики тоже минимальное, вряд ли она так заметно будет светиться.

а синька причём тут?, да и многие хозяйки особенно молодые и знать не знаю что это такое и про это слово.
+
avatar
  • oleg235
  • 15 декабря 2018, 20:31
+1
тут скорее такой же или похожий эффект как с белыми футболками, листом бумаги и т.п. белыми предметами в УФ свете
А ничего, что бумагу и футболки специально пропитывают для свечения в ультрафиолете, чтобы под солнечным светом белее выглядели?
у известкового налёта т.е по сути неорганического соедиенения нет хромофорных групп как у например органических красителей которые придают окраску в обычном свете или возбуждаясь в УФ-спектре испускают свет определенной длины волны который человеческим глазом воспринимается как свечение того или иного цвета
Ему и не надо. Неорганика и без них может прекрасно люминесцировать в ультрафиолете:
+
avatar
  • denM
  • 15 декабря 2018, 20:40
0
А ничего, что бумагу и футболки специально пропитывают для свечения в ультрафиолете, чтобы под солнечным светом белее выглядели?
а вот тут подробнее пож-та, вы про обычные футболки которые продаются в обычных магазинах?

фото шаров сделано с тем же фонариком?

да, и вы сравнили минералы с известковым налётом.
+
avatar
  • oleg235
  • 15 декабря 2018, 21:22
+1
вы про обычные футболки которые продаются в обычных магазинах?
Да. Есть такая штука под названием «оптический отбеливатель» — светится синим в УФ, используется при производстве волокна, иногда и в стиральные порошки добавляется.
Вот сейчас зашёл в ванную — хозяйственное мыло лежит спокойно, а туалетное в УФ светится, как лампочка.
фото шаров сделано с тем же фонариком?
Это картинка из интернета по запросу «флуоресценция минералов в ультрафиолете».
да, и вы сравнили минералы с известковым налётом
А почему бы и нет?
Кальци́т, известковый шпат — минерал CaCO3 из группы карбонатов. Образует сплошные массы, зернистые агрегаты, корки, налёты.
+
avatar
  • denM
  • 15 декабря 2018, 21:32
0
офф.
всё-таки природа известкового налёта несколько сложнее чем банальный карбонат кальция.
ну опять же — какие минералы, длина волны и мощность излучения.
+
avatar
  • oleg235
  • 15 декабря 2018, 21:36
0
всё-таки природа известкового налёта несколько сложнее чем банальный карбонат кальция
В чистом виде кальцит белый или бесцветный, прозрачный (исландский шпат) или просвечивающий, — в зависимости от степени совершенства кристаллической структуры. Примеси окрашивают его в разные цвета. Ni окрашивает в зелёный; кобальтовые, марганцевые кальциты — розовые. Тонкодисперсный пирит окрашивает в синеватый и зеленоватый цвет. Кальцит с примесью железа — желтоватый, буроватый, красно-коричневый; с примесью хлорита — зелёный. Углистое вещество часто придает кальциту неравномерную чёрную окраску.
+
avatar
  • Ivan374
  • 16 декабря 2018, 05:56
0
Я чуть выше дал ссылку. Там большой список минералов. Большинство неплохо светится даже в длинноволновой ультрафиолете (395 нм и в свете лазера 405нм). С известью и налетом — ну возьмите сами самый дешёвый УФ диод из брелока за 50р и убедитесь, что известь и налет светятся (цветом, отсутствующем в излучении УФ-диода).
+
avatar
+2
фото шаров сделано с тем же фонариком?
Вот пример фото сделанного в счете именно такого фонарика.

В естественном свете


В УФ
+
avatar
  • Ivan374
  • 16 декабря 2018, 05:49
0
вряд ли известковый налёт светится вернее флуоресцирует, тут скорее такой же или похожий эффект как с белыми футболками, листом бумаги и т.п. белыми предметами в УФ свете
Вы бы хоть в Википедии почитали про фотолюминесценцию и её разновидность — флюоресценцию. «Похожий эффект» — это флуоресценция оптической синьки в ультрафиолете (иначе откуда там синие лучи, которых нет в освещении?). Само явление получило название от неорганического минерала флюорит. Вот почитайте, сколько разных минералов флюоресцирует: mineralog.livejournal.com/84016.html Среди них полно соединений кальция.