Контроллер IOCREST IO-PCE3242-1C USB 3.2 Gen2x2 (20 Гбит/с) на чипе ASMedia ASM3242


Обзор платы расширения USB 3.2 Gen2x2, добавляющей в компьютер один порт USB Type-C со скоростью 20 Гбит/с

Контроллер был куплен, чтобы мне было к чему подключать мой новый внешний корпус для SSD. Выбор на этот лот пал исключительно потому, что дешевле него на АлиЭкспресс я ничего не нашёл.
Пруф покупки
Сразу после покупки, видимо в связи с окончанием ноябрьских распродаж и послераспродажных акций, цена на него упала на $1, что меня немного огорчило, но сейчас он стал стоить дороже на ~4 бакса, а аналоги от более-менее известных производителей так вообще раза в полтора.

Продавец обещал, что контроллер основан на чипе ASMedia ASM3242. На данный момент это единственный дискретный контроллер USB 3.2 Gen2x2. Он был представлен компанией ещё в середине 2019 года, но сколько-нибудь заметного распространения так и не получил, т.к. у пользователей нет периферии, требующей таких высоких скоростей. Получился замкнутый круг — пользователи не покупают периферию, т.к. её всё равно не к чему подключать, и не покупают контроллеры USB с такой скоростью, т.к. к ним всё равно нечего подключать. Возможно, что дело сдвинется с мёртвой точки, в связи с интеграцией Интелом контроллера USB 3.2 Gen2x2 в 11 поколении своих процессоров.

ASMedia ASM3242
Основные характеристики:
— Мост PCI Express to USB 3.2 Gen2x2
— Совместим с eXtensible Host Controller Interface specification Revision 1.1
— Поддерживается Windows 7, Windows 8, Windows 8.1 и Windows 10
— Поддерживается Linux 2.6.31 и более поздними
— Использует 4 линии PCI Express Gen3
— Поддерживает 1 порт USB 3.2
— Скорость до 20 Гбит/с
— Совместим с USB 3.1 Specification Revision 1.0
— Совместим с USB Specification Revision 2.0
— Совместим с USB Attached SCSI Protocol Revision 1.0

Пропускная способность используемого интерфейса PCIe 3.0x4 ~31,5 Гбит/с, чего с избытком хватит для USB 3.2 Gen2x2 — 20 Гбит/с.

USB 3.2 Gen2x2
Перед тем, как перейти к собственно плате, хочется сказать пару слов о протоколе USB 3.2 Gen2x2. Способ, которым достигнуто увеличение скорости с 10 до 20 Гбит/с, отличается от всех предыдущих обновлений протокола USB. Давайте посмотрим на разъём USB Type-C:

На данной схеме среди всего многообразия нас интересуют 8 контактов синего цвета — Tx и Rx. Они образуют две пары высокоскоростных каналов, служащих для передачи данных USB 3.x. При появлении разъёма USB Type-C, одновременно мог использоваться только один канал, а второй был нужен для случаев, если в силу своей симметричности разъём вставлялся повёрнутым на 180°.
Таким образом, использовалась только половина из доступных проводов. Но вскоре после публикации стандарта Type-C, стали появляться так называемые «альтернативные режимы работы», при которых второй канал использовался, как среда передачи сигналов для протоколов, не имеющих к USB отношения. В данный момент определены 4 таких протокола — Display Port, Thunderbolt, MHL и HDMI.
В версии USB 3.1 Gen2 (=3.2 Gen2), один канал обеспечивает пропускную способность в 10 Гбит/с, а два, соответственно, 20 Гбит/с. Но вот задействовать их оба для передачи данных протокола USB было невозможно, хотя для «альтернативных режимов» такая возможность вполне существовала, при этом для самого USB оставались доступными лишь контакты D+ и D- и режим работы USB 2.0.
Эту «вопиющую несправедливость» и исправили в USB 3.2 Gen2x2. Таким образом, всё отличие от предыдущей версии стандарта сводится только к введению нового режима работы, когда оба канала используются параллельно для передачи данных протокола USB, а общая пропускная способность, скорость на физическом уровне и методы кодирования сохранены в неизменном виде.
Естественно, что для использования обоих каналов необходимы поддерживающие новый режим как хост-устройства, так и клиентские устройства. А вот кабели, сертифицированные для работы со скоростью 10 Гбит/с, автоматически становятся совместимыми и с 20 Гбит/с.
Ну и совершенно очевидно, что в отличие от всех предыдущих стандартов USB, этот уже не может быть реализован в виде разъёма USB Type-A, на котором всё ещё была доступна скорость 10 Гбит/с, хотя и без альтернативных режимов работы, без возможности передачи питания до 100 Вт и других плюшек.

USB4
Кстати, режим работы USB4 в 40 Гбит/с обозначается, как USB4 Gen3x2, что по аналогии даёт понять, что скорость каждого канала возрастёт в 2 раза, а 40 получаются по формуле 20+20
Совсем оффтоп
Не пора ли Универсальную Последовательную Шину переименовывать в Параллельно-Последовательную ;)

Итак, вооружённые теоретическими знаниями, переходим собственно к плате.
Она приезжает в коробке из некрашеного картона.

На обратной стороне

есть некоторая полезная информация: производитель — IOCREST, модель — IO-PCE3242-1C, и даже веб-сайт — iocrest.com/
Никогда раньше о такой компании не слышал. Из любопытства зашёл по указанному адресу. Из виденных мною сайтов китайских производителей этот ДАЛЕКО не самый плохой. При браузинге не тормозит, сразу открывается на английском языке, продукция более-менее логично сгруппирована по разделам, есть ссылки для скачивания драйверов. Не могу сказать, что это прям большой плюс купленной платы, но всё же я думал, что покупаю полный ноунейм, а так оказалось, что хоть какой-то производитель.
Ссылка на данную модель на сайте компании.
Ничего нового я там не почерпнул, почти полная копипаста с сайта ASMedia, только особенности реализации питания:
— 5V/3000mA power output for Type C port
— A type c female, an external USB3.2 interface and internal SATA power
— Power Input: 15-pin SATA CD-ROM Type Power Connector

Внешний вид
Открываем коробку:

Кроме самой платы в поставку входят низкопрофильная планка, CD с драйверами и макулатура.
На плате единственный порт Type-C, расположенный очень близко к краю

и может частично перекрываться прорезями в корпусе компьютера. Закручивая крепящий плату винтик, приходится максимально возможно наклонять плату к соседнему слоту.
Забегая вперёд скажу, что на плате рядом с USB портом распаян светодиод, но для него в планке «забыли» сделать окошко:

Вряд ли это заметный минус, т.к. индикатор за задней стенке компьютера всё равно очень мало кому нужен.
Плата:

Обратная сторона:

Плата красивая, исполнена аккуратно. Несмытого флюса нет. К пайке лично у меня претензий нет, возможно, что более опытные товарищи найдут, к чему придраться.

Скорость работы
Тестировал плату в компьютере под управлением Windows 10 x64 с процессором Core i3-4160 в слоте PCI Express 3.0 в паре с вышеупомянутым SSD box на чипе ASMedia ASM2364 и качественным кабелем Baseus. Windows самостоятельно нашла новое оборудование и установила необходимый драйвер.

Поскольку используется то же самое оборудование, что и в предыдущем обзоре, то нет смысла проводить тесты заново, скопирую результаты оттуда.
Результаты диагностических программ CrystalDisklnfo:

и ChipGenius:

подтверждают, что всё в порядке.
Проверка работы TRIM:

Поддерживается.
Скорость работы в CrystalDiskMark:
Максимальная скорость чтения больше 2000 MBps — в 2 раза быстрее, чем у обычного внешнего SSD c USB Type-C 3.2 Gen2 10 Gbps.
Update
I.

По просьбе в комментариях проверил работу контроллера с шиной PCIe Gen2, которая в 2 раза медленнее, а теоретическая пропускная способность 4-х линий PCIe Gen2 будет ~15,6 Гбит/с, что уже меньше требуемых 20. Тест проводил на компьютере с Windows 10, процессором i5-2500 и чипсетом H77.
Скорость ожидаемо упала ~21%, что всё ещё заметно быстрее USB 3.2 Gen2. Так что использовать такой контроллер со второй версией PCIe вполне имеет смысл.
II.
Второй вопрос был про нагрев. Для начала создал максимальную нагрузку. Чтобы не повторяться с уже проведёнными ранее тестами, выбор пал на линейное чтение в AIDA, чтобы заодно дополнить пункт скоростей работы:

Сразу же после теста вынул плату из компьютера.Тепловизора у меня нет, так что планировал на ощупь найти самый горячий элемент, приклеить к нему термопару и повторить тест, но ни одного сколько нибудь горячего элемента на ней не было, только слегка тёплые, так что повторять тест не стал.

Windows 7
На сайте ASMedia было упоминание, что для Windows 8 и 10 используется встроенный в операционную систему драйвер, а для Windows 7 существует некий проприетарный драйвер, но на самом сайте ASMedia я его не нашёл (это вам не Realtek, раздающий референсные версии драйверов подо всю свою продукцию для любых версий ОС). На сайтах производителей конечного железа, выпустивших свои версии платы, либо написано, что она совместима с Windows8+, либо как у обозреваемого IOCREST, драйвер есть, но он не подходит. Поковырявшись в inf-файле, я понял, что он для ASM1143. Видимо первоначальные планы ASMedia выпустить нужный драйвер, так планами и остались. Возможно, что можно извлечь файлы драйвера из Windows 10 и подправить нужным образом inf, как уже бывало с новым оборудованием, но гарантировать это я не могу. Так что если найдутся люди, которые вдруг захотят купить данный контроллер, то имейте это в виду.


Выводы
— Что ж так дорого то за такую простую плату. Может стоит эту сумму положить в копилку с надписью «Для апгрейда компа» и получить данный USB порт сразу на материнской плате и не только его?
— Нет драйверов для Windows 7 и более древних версий

+ Работает корректно, обещанные скорости развивает
+ Исполнена аккуратно
+ Подключать дополнительное питание не обязательно
Планирую купить +10 Добавить в избранное +51 +74
+
avatar
  • 2gusia
  • 10 февраля 2021, 13:56
+12
За обзор я плюсану (первый :) тк он ответил на мой вопрос — работает ли

А сам товар очень странный. Если снизу — то где те задачи, которым 10 гигабит не хватает? Если сверху — то что уж там — тандерболт надо брать. Тем более тандерболт портов натыкано в ноутбуки — совместимость выше.

Плюс к тому во времени — если не вот прям щас, кровь из носу — то ждем USB 4 — там скоростей добавят.

так что единственный вариант — полюбопытствовать. Но мое любопытство удовлетворено и обзором :)
+
avatar
+4
где те задачи, которым 10 гигабит не хватает?
Например док-станция с кучей портов или DAS с рейдом из SSD, на который требуется скидывать кучу инфы (обработка видео?). Но тут лучше сразу брать Thunderbolt, если деньги есть.
P.S. Спасибо за отзыв
+
avatar
-1
Ради одного USB-порта занимать единственный (на некоторых платах) PCI Express?
+
avatar
0
Оно конечно верно, только и устройств, могущих в 20 Гбит/с у народа тоже не горы, чтобы переживать, что портов не хватит. На моём предыдущем контроллере на 10 Гбит/с портов было 2, но оба их одновременно я занял лишь однажды — для теста, когда обзор писал.
+
avatar
  • playnet
  • 10 февраля 2021, 15:14
0
Если плата такой хлам что только 1 «лишний» слот, и там нет usb3, может пора её просто поменять?
+
avatar
  • c00ler90
  • 10 февраля 2021, 15:26
0
А у вас есть возможность проверить работу этого контроллера на материнке с PCIe 2.0? Там 4 линии должны давать скорость до 16 Гб/с, чего должно ± хватать для вашего SSD. Такой тест будет актуальным для владельцев старых, но вполне ещё нормальных материнок с дополнительными слотами в режиме 2.0
+
avatar
0
Поискал по сусекам, но в наличии слоты PCIe 2.0 только x1. Если найду x4, то проверю, как работает, и дополню обзор.
+
avatar
0
Переключил в BIOS режим работы PCIe принудительно в Gen2, и в результате а намерил это:
PCIe Gen2x4

Результаты хоть и ниже, но я бы сказал, что в пределах погрешности. У меня есть сомнения, что режим переключился. Чем можно посмотреть? GPU-Z показывает только для видюх и контроллер в упор не видит.
+
avatar
  • ABATAPA
  • 10 февраля 2021, 16:26
0
Ну, в 16 Gbps результат как раз впритык и укладывается.
+
avatar
0
В том то и дело, что впритык. А я привык, что если получили 80% от максимальной теоретической скорости на любом интерфейсе, то это хорошо, а если 90% — то это нереально круто. А тут их 102. Импосибл.
+
avatar
  • ABATAPA
  • 10 февраля 2021, 19:59
-1
если 90% — то это нереально круто
Ну давайте представим, что у Вашего ISP каналы загружены на 90%…

Там путаница GiB/GB.
В общем, имеющийся диск с этим контроллером «раскроется» на 100% даже на PCIe 2.0 x4.
+
avatar
0
Ну провайдер — это всё же не интерфейс. Кто ж знает, как у него шейпинг настроен.
А работу с PCIe 2.0 x4 я вскоре проверю на практике. Нашёл комп с i5-2500 на H77 у программёра, но не получается его выгнать из-за компа на полчасика, да ещё и с двумя перезагрузками.
+
avatar
  • vlo
  • 11 февраля 2021, 05:06
+1
не-а. 99% что режим остался 3.0.
с 2.0x4 будет ~1600-1800, не более.
+
avatar
  • vlo
  • 10 февраля 2021, 18:45
0
hwinfo
+
avatar
  • woddy
  • 10 февраля 2021, 17:04
0
в 2.0 16х тоже можно вставить…
+
avatar
0

Добавил в обзор.
+
avatar
  • vlo
  • 12 февраля 2021, 00:04
0
«Так что использовать такой контроллер со второй версией PCIe вполне имеет смысл.»
смысл может быть даже с первой версией — это вроде бы единственный x4 usb контроллер, и получить почти полную скорость gen2 (700-800 мег) с таким pcie никто больше не позволит.
скажем 3142 в таких условиях, из-за pcie x2, даст всего ~400.
+
avatar
0
Тоже верно.
P.S. В понедельник проверю, если найду подходящий комп с PCIe Gen1
+
avatar
  • Anathema
  • 10 февраля 2021, 16:20
0
Как нет претензий к пайке, если разъем сата почти не припаян?)
+
avatar
  • Ramiro
  • 10 февраля 2021, 16:53
0
Вы моногово хотите за самый дешёвый лот на али. Как обычно хочешь круто плати. Хотя этот вполне себе нормально работает, если верить обзору.
+
avatar
  • combrig
  • 10 февраля 2021, 19:04
-1
мда, доверять алексастеру- себя не уважать.
+
avatar
+4
И тебе не кашлять, болезный
+
avatar
  • cl3
  • 10 февраля 2021, 21:39
0
Термоклей — друг человека.)
+
avatar
0
Пайка пусть и не образцово-показательная, но и не плохая. То, что на фотке выглядит, как дырки, на самом деле тень от ножек.
+
avatar
  • fedottt
  • 10 февраля 2021, 17:24
0
а загрузку с флешки поддерживает?
а то ищу контроллер который с usb3 на борту и может позволить загружаться с флешки воткнутой в него
+
avatar
  • 2gusia
  • 10 февраля 2021, 17:34
+3
Для этого карта должна перехватывать управление на старте. То есть у нее должен быть BIOS. И если карты SATA c BIOS на борту распространены, то USB 3.x я и не видел. Не уверен, что есть в природе. Подумайте над вариантом заменить либо комп на поновее, либо USB 3 на 2, либо загрузочный носитель на SATA
+
avatar
  • igrblkv
  • 27 февраля 2021, 12:52
0
Не обязательно свой BIOS иметь — достаточно прикинуться USB2.0, но и скорости до загрузки драйверов и переключения на USB3.0 будут соответствующие.
Лично не пробовал именно с внешними контроллёрами — мне такое на материнках и в ноутбуках попадалось. Ставишь семёрку без дров — и скорость копирования низкая, ставишь десятку — и сперва скорость низкая, но потом десятка распознаёт контроллёр и всё убыстряется (а если семёрку ставить без дров и контроллёр не умеет прикидываться USB2.0 — то после загрузки установщик перестаёт видеть дистрибутив откуда только что загрузился)…
+
avatar
0
а загрузку с флешки поддерживает?
Она, скорее всего, вообще «жить начинает» только после полной загрузки Windows.
У меня есть подобная. Хотел USB звучку попробовать через неё запустить, а вот фигушки. После загрузки компа звучка через неё не работает. Видимо инициализация звучки вовремя не проходит по вышеописанной причине.
+
avatar
  • Nuke142
  • 10 февраля 2021, 20:01
+1
офигеть цена) корпуса сток стоят неплохие, а тут платка которая добаляет один жалкий разъем в такой корпус
+
avatar
0
Почему сразу жалкий, обычный Type-C. Thunderbolt стоит в разы дороже. Кому надо — заплатят, большинству же и обычного USB 3.0 достаточно.
+
avatar
  • cl3
  • 10 февраля 2021, 21:35
0
Универсальный драйвер USB3 для семерки есть на MDL (mydigitallife), еще можно взять в апдейт паках для 7 от simplix.
Но еще не ставил 7, с него на ПК с usb 3.2 и не проверял.
+
avatar
0
Как у неё насчет нагрева?
Есть сильно греющиеся компоненты?
+
avatar
0
Тепловизора у меня нет, могу на ощупь проверить.
+
avatar
0
Ничего сильно греющегося нет. Добавил это в обзор.
+
avatar
0
Я скажу так… Пытался тут файло переносить с харда на хард и что USB 3.0 помог думаете? Хренушки там, чуть больше 40 мегабит.Карманы новые от Орико Uasp поддерживают. 750 гигов за 8 часов были перенесены.
+
avatar
  • Ramiro
  • 11 февраля 2021, 13:46
0
slavchan_t
40 мегабит. какраз красивый потолок usb 2.0. Походу шнурочек
не был USB 3.0
+
avatar
  • NCITY
  • 14 мая 2021, 12:10
0
где на эту дрянь драйвера найти???????
АААААААААААА… уже третий день шерстим интернет негде нет подскажите пожалуйста
+
avatar
+1
Для Windows 10 драйвера встроены в ОС, или автоматически загружаются с сайта MS. Для предыдущих версий, не смотря на уверения ASMedia, драйверов нет и, видимо, уже не будет. Я тоже потратил на поиски кучу времени.
+
avatar
+1
А какой ток выдаёт порт type-c у этого контроллера? Как-то можно определить что там именно 3 ампера?
+
avatar
  • NCITY
  • 14 мая 2021, 18:02
0
Ток выдает 0 mA тестим программой USBDeview на все порты которые есть он пишет напряжение но на этот дьявольский контроллер пишет 0 mA (((((
Мы подключали телефон вроде как что то идет заряжает но вновь при тесте 0 mA

Уже не знаем что делать…
Задача стоит такая что бы к этому разъему подключить шлем виртуальной реальности и чтоб он заряжался и не садился во время игры. Казалось хоп поставил подключил но нет это дьявольская плашка уже все нервы вытрепала

Подскажи пожалуйста если есть варианты какие как с нее взять питание при любых тестах пишет 0 mA
Материнка у нас Gigabyit ga-z270-hd3

На картинках представлены скрины с программы USBDeview и там видны характеристики и срез именно по этой плашке