Здравствуйте, уважаемые!
Ниже небольшой рассказ с картинками как я из готовой печатной платы для сборки двухтактного лампового усилителя по схеме Dynaco A-410 сделал усилитель по более «классической» схеме на отечественных лампах 6Н9С и 6П6С.
Кому интересно, — прошу под кат.
МНОГО КАРТИНОК! Трафик!
Итак, досталась мне эта плата просто так, бесплатно (по ссылке точно такая же).
Порывшись в Интернете, обнаружил, что у многих эта схема и плата вызывают живой интерес и активное обсуждение. К примеру,
здесь
Плата
И схема
Схема у многих вызывает вопросы. И сам производитель, в следующих своих моделях, от нее отказался.
В хозяйстве нашлись лампы 6П6С и их «военный» аналог 1515, выходные трансформаторы (мотались под другие лампы и пришлось немного адаптировать под эти), силовой трансформатор (тоже слегка «допиленный») и прочие детальки.
Я собрал, наигрался вдоволь с настройками и, не получив заявленных и ожидаемых параметров, решил переделать все кардинально.
Было решено реализовать усилитель по проверенной-перепроверенной схеме.
Но как эту схему посадить на плату, «заточенную» под другую?
Внимательно посмотрев, задача оказалась совсем несложной. Достаточно сделать 11 разрывов существующих дорожек и просверлить 8 дополнительных отверстий.
Размещение деталей и перемычек на картинке ниже
Макет показал весьма неплохие результаты.
и было принято решение довести проект до логического завершения.
Результат на фото
В цифрах параметры следующие:
Абсолютно честные и чистые 8 Вт на 8 Омах при КНИ около 0,8...0,9%.
Интермодуляционные на «стандартных» парах частот из СпектраПлюса около 0,45%
Обратная связь совсем небольшая, только что бы подровнять каналы по чуйке, около 1,5...1.8 дБ.
При 10 Вт на выходе, — КНИ около 3,5%
При 10% КНИ, — на выходе около 13 Вт.
Фон от сети и его гармоники — не выше -85 дБ, т.е., его нету даже при крутилке до упора.
Звучит чистенько, разборчиво-внятно и «бархатно». Понравился звук и мне и семейной «аудитории».
СпрОсите про головки индикаторов?
Они
отсюда
Есть подобные, перевернутые.
https://aliexpress.ru/item/-/4001142663883.html?spm=a2g0s.8937460.0.0.41282e0eEJxHU7&_ga=2.205379472.1630494118.1609262952-985983766.1601124750&_gac=1.124211704.1608363097.Cj0KCQiAw_H-BRD-ARIsALQE_2OQtqHdkDyXidr8Oq2p0SnMVFg7jra3TL8-TPq4T_gSOOM1sPV3YcgaAvrxEALw_wcB
На вопросы отвечу с удовольствием.
Всем успехов и добра! Свершений и впечатлений! Здоровья и желаний!
Первая в жизни конструкция — универсальный блок питания для ламповых устройств, вторая — двухкаскадный ламповый УНЧ.
Все делалось с нуля — из листа алюминия гнулось шасси, в нем вырезались на станках все отверстия, монтировалась схема, а потом все устанавливалось в самодельный корпус.
Транзисторные приемники кто хотел — делал дома )
Зато сейчас пятилетние могут пользоваться любым приложением на смартфоне. И что?
Какие времена, такие нравы.
И второй вопрос. Целесообразность установки ламп? Смущает лишь факт их короткого срока службы.
МОСФИЛЬМОВСКИЕ работают до сих пор. лет по 70 ужо.
… с КИНАПовскими колоночками… по наследству достались…
Убедить всех, что усилители в классе-D это самое оно?
Вступать в полемику про лампы/«камни» можно, но не здесь.
Просто поверьте, трансформаторы, лампы, бумажные динамики и прочие штуки из пропущенного Вами «эпизода» все еще актуальны и востребованы…
Срок службы 6п6с не менее 500 часов. качество китайских аналогов мне неизвестно.
так же по лампам — старые запасы вполне могут терять свои характеристики. Вакуум не вечен.
Срок службы Вы берете из даташита. А Вы видели ламповые телевизоры и радиолы 60...70-х годов, спокойно работающие и сейчас по гаражам и дачам?
Кроме того, Вы, видимо, ничего сами не собирали? Иначе, знали бы, что в таких усилителях выходные лампы подбираются в пары по параметрам. Т.е., из ящика ламп на стенде выбирается квартет. И, поверьте, у каждого, кто своими руками паяет усилители, таких лам, подобранных в пары или квартеты, хватит не на один десяток лет.
По поводу даташита — пусть будет х2 форы, значится 1000 часов. И да, я видел и радиолы и телевизоры, которые долго работают. Но зачем говорить про то, что вот она лампа, она светит уже 100 лет. Но выдает ли она свои заданные параметры?
зы: если заявлено 500 часов — ну от этого и надо отталкиваться. то, что потом оно работает по факту дольше — удача, не более. цепь не прочнее самого слабого звена. а уж если делаешь на заказ…
и да. понимаю, что нахватаю минусов. Платон мне друг, но истина дороже)
В лампах же наиболее слабое место — катод. Он от работы при высокой температуре теряет эмиссию. Также скорость потери эмиссии зависит и от тока через лампу. Допустим, 500 часов указано для предельных режимов. Если смотреть по току, это, видимо, 57 мА (из документации). Тут у нас 36 мА, то есть, в полтора раза меньше. Но если смотреть по мощности, то тут порядка 11 Вт, а в документации максимум — 13.2 Вт, то есть, почти то же самое. Сколько сможет проработать лампа в таком режиме? Ну, наверное, 1000 часов без заметного ухудшения параметров. Это немного, ведь если включать усилок (слушать не обязательно, ток через лампы идет всегда) в день по три часа — это всего год работы.
Конечно, затем лампа из строя моментально не выйдет, просто начнет падать ток и уплывать режим. Какое-то время усилитель еще можно будет слушать.
Если обращаться с лампами нежно и правильно — они проработают долго и счастливо.
Из моего скромного реального опыта — несколько собранных комбиков на Г-807 (то же по сути, что и 6П3С) работают без замены ламп уже 6-8 лет (точно наработку, конечно, посчитать трудно, т.к. комбики не у меня, но играют регулярно). Там режим, конечно, чуть легче, т.к. класс AB. Плюс есть однотактный усилитель с довольно жестким режимом — 400В@60мА триодом, т.е. 24 Вт на аноде, фикс. смещение, собранный лет 10 назад, работает пусть не каждый день, но по прикидкам наработка точно больше 2000 часов. Параметры только начали немного снижаться, пришлось чуть смещение подкрутить. Хотя эмиссию из интереса надо бы померить.
Так что все более-менее оптимистично.
Но разница по звуку между транзисторным усилителем и ламповым заметна сразу.
аха, счас…
А те, кому нужна экономия, конечно же пусть слушают класс D.
вы же не спрашиваете владельцев джипов с 3л движком, мол, бензина много ест…
А, динамика, напор, полоска? Да и ТТХ тоже, куда девать в классе D? Зарыть и забыть? Не…
Разве что успеет продать переложив расходы на следующего счастливца.
Я понимаю когда «студент», 5 лет копивший деньги, покупает машину не по карману ради «понтов, статуса» и после начинает кроить на топливе, обслуживании и тд.
Нормальный человек, по идее, имея деньги на покупку авто определенной категории несколько иначе относится к тем суммам что уходят на топливо.
Неужели зарабатывая овер 100-200К кто-то предпочтет доширак на обед по причине того что стэйк по цене некомфортен?
С другой стороны может это я дурак а они умные поэтому богатые.
судя по фоткам, стоял МС41, но не факт, мог быть и такой
Достаточно подавать анодное напряжение с задержкой, что уже заметно продлит ресурс лам.
В довесок к сказанному, есть лампы, аналоги «бытовых», которые разрабатывались и изготавливались именно для «тяжелой и яркой жизни».
На макете стояли аналоги 6П6С для особых условий эксплуатации. Называются 1515. На фото именно они.
Ток догонял до покраснения анода. И ничего. Все работает.
А мне вот нравились 6С19П. Одна беда, не соберёшь на триодах ультралинейную схему. Зато с выходным трансформатором проще.
Другое дело загазованность. Как там, голубенькие «эльфийские огоньки» ещё не проскакивают? (а, уже увидел — горят они синим пламенем)
Ну а если нужна круглосуточная работа, то для этого есть лампы серии «Е», «ПДРУ». Но это разработки для профессионального оборудования связи, того времени, когда использовалось ламповое оборудование. Мне все эти квартальные профилактики с заменой ламп до сих пор снятся. Измеряешь каждую лампу на ИЛ, составляешь на нее паспорт, утверждаешь его. Потом — ночь в переездах по НУП_ам. Та ещё была эксплуатация. Но ничего, молод был, вынослив.
Делать развернутый обзор, думаю, здесь не совсем корректно.
А на вопросы отвечу. Никаких тайн.
Корпус был куплен в одесском интернет-магазине давным-давно под другой проект. Оказался избыточен (тот проект был реализован в меньшем по размеру аналогичном корпусе)
Трансформаторы мотались давно, под другие лампы. Пришлось пересчитать под Raa для 6П6С и модифицировать немного.
Ручки тоже давно были прикуплены на Али. За давностью ссылки потерялись или не актуальны.
Переменники самые обычные, без понтов никаких ALPS…
Понимаю, раньше полупроводниковые элементы стоили дороже меди. Но сегодня несколько иная ситуация.
У меня блок питания на ультрафаст-диодах, которые, Вы правы, сейчас дешевле махорки…
(и не забыть серебряные провода в монтаже)
Щиты (групповые излучатели) на 5ГДШ-4 и 2ГД-36.
И маленькие ящики (пара 4ГД-35 и 2ГД-36) тоже звучат достойно.
Есть еще «стенка» Тэда Джордана на автомобильном широкополоснике Кикс 8. Завтра припру с гаража и послушаю…
Хотя, если честно, гаража у меня два.
И хотя Ригонда (в оригинале название вымышленного острова) не имеет никакого отношения к Honda, тем не менее кое-что общее нашлось. Какой советский ребёнок или подросток не мечтал о мини мопеде Рига-26, дедушкой которого по праву можно считать Honda Monkey
Культурно.
Но подсветку на индикаторы надо было делать тоже «тёплую», ламповую.
На фото получились слишком ярко. Вживую не так ярко и преобладает зеленый цвет шкалы.
Извиняюсь :)
А, что за корпус использовали?
Корпус был куплен в одесском интернет-магазине давным-давно под другой проект. Оказался избыточен (тот проект был реализован в меньшем по размеру аналогичном корпусе)
У китайцев тоже есть. Но цена и стоимость доставки убивают. Проще по месту купить у тех, кто завозит их контейнерами.
Головки от другого продавца.
Там на фото видны все нюансы…
Могу понять это у международного производителя, задача которого тиражировать свою продукцию по всему миру, но на единичном изделии не англоязычного хоум-юзера к чему?
Разочарую.
Я не русскоязычный. Русский знаю весьма неплохо. Впрочем, не только русский.
Мне без разницы язык надписей.
А латиница в надписях объясняется просто — не было в наличии букоФ кириллического шрифта.
: Р
Но имхо при своей схеме лучше было бы свою плату развести и заказать, благо стоит это сейчас дёшево, и делают относительно быстро. Да и обычно китайцы в своих платах хреновенький текстолит с тонкой фольгой используют — а если мы про эстетику, то тут лучше погуще да потолще всё-таки.
А ещё можно сделать а-ля фетишистские McIntosh — чтоб лампы сверху из корпуса торчали. У гостей будет уважение вызывать.
Не люблю я такие конструкции делать на РСВ.
А в этом конкретном случае, было интересно повозиться с платой.
Кстати, плата, на редкость, ОЧЕНЬ качественная, текстолит 1,6, металлизация отверстий, маска…
А где Вы увидели АЧХ на моих картинках? Я не выкладывал.
К слову, АЧХ у этого усилителя очень даже неплохая. Завалы по краям диапазона измерений (20...22000 Гц, больше измериловка не позволяет) не больше 1,5 дБ.
Если плата качественная — это хорошо, мне у китайцев такого практически никогда не попадалось. А про платы и навесной монтаж — я вот как раз навесной терпеть не могу. Ну и лампы просто ненавижу. Но опять же — это всё исключительно дело вкуса.
нарзаномслуха.Обратная связь совсем небольшая, только что бы подровнять каналы по чуйке, около 1,5...1.8 дБ.
И меандром гонял. Фронты нарастания/спада весьма неплохие. Правды-ради, есть совсем небольшие выбросы по краям фронтов.
А по поводу искажений, — отдельная тема. В моем случае, при малых и средних мощностях, гребенка имени дедушки Фурье около -70дБ и ниже. Т.е., за пределами слышимости.
Плюс, некоторые любители «бархата» в звуке специально приподнимают третью гармонику.
Так что, это дело вкуса через ухо…
Ламповая техника — это про принадлежность к элитарному клубу эстетов и про ненависть к ООС.
Да, места занимает много, от стен надо отодвигать, вес немалый…
Но, все это компенсируется звучанием.
У моих друзей есть дорогущие многополосные колонки на компрессионных динамиках.
Да, звучат, на мой ух, очень даже достойно. Но, друзья (а они профессиональные музыканты, скрипачка и виолончелист), послушали щиты и попросили сделать им такие же. Теперь собираю бумажные 5ГДШ-4 по всем просторам Интернета.
20ГДШ-101 )))
Мелкая местная последовательная ООС есть, и ладно. А тут еще и чутка общей.
Но у аудиофилов же это и на транзисторную технику распространяется. И слегка понятно почему они операционники не любят.
Такие вещи обязательно должны быть под крышкой.
Весь этот идиотизм с выставленными наружу раскалёнными колбами ламп и рожками анодов под опасным напряжением в условиях квартиры — совсем не шутки. Свой первый ламповый, просто в 1961-м году других не было, усилитель я собрал в двенадцать лет. А лазя под шасси, иногда забываешь разрядить электролиты фильтра. Ну, далее понятно — ты летишь в одну сторону, конструкция в другую. Благо, что ламп тогда было валом. Вымел веником остатки, поставил новый комплект. Не проблема. Главное самому отойти от шока.
Кстати, у Вас предусмотрена автоматическая разрядка ёмкостей фильтра при снятии корпуса? В заводских профессиональных конструкциях это было обязательным условием. А при раскрытом корпусе устройство включить было невозможно.
Я этот узел слепил сам.
И там не одна плата, а две, в два этажа.
На первом — выпрямитель и фильтры анодного (дроссель, конденсаторы).
На втором — смещение, стабилизаторы +5 и +12 и плата VU-метра на чипе ВА6138.
Жаль, что с платой китайцы не продают набор деталей.
Спасибо за разъяснения!
Сейчас поищу…
Нашел…
https://aliexpress.ru/item/item/32811618375.html
https://aliexpress.ru/item/item/32802791593.html
https://aliexpress.ru/item/item/4000736416665.html
Ну, и т.д…
Вот сделал бы кто обзор на трансформаторы с алиэкспресса- цены б не было такому обзору!