Рефрактометр - спиртометр в объёмных долях % V/V (со шкалой от 0 до 80%)


Во время дистилляции спиртосодержащего сырья, для недопущения в отбор высококипящих фракций (в народе «хвостов»), требуется прекращать отбор при определенной спиртуозности продукта на выходе. Для этих целей и был заказан Рефрактометр-спиртомер.

Обычно, для определения спиртуозности выходящего продукта, применяется ареометр-спиртометр и некая емкость, в которую предварительно требуется отобрать готовый продукт для проведения замера. Обычно этот объем зависит от размеров используемого ареометра-спиртомера (для АСП-3 потребуется не менее 75 мл). И тут как раз возникает интересный момент, в конце отбора спиртуозность продукта может довольно стремительно уменьшаться. Таким образом, при заполнении мерной емкости, изначальная спиртуозность жидкости будет больше, чем при окончании заполнения и в итоге мы уже будем замерять среднее значение, в то время как в отбор уже идет жидкость значительно меньшей спиртуозности и в себе уже содержит фракции, которые мы не хотели бы допустить в отбор. Конечно, для подстраховки, винокур при использовании ареометра-спиртометра будет стремиться прекратить отбор значительно раньше, перестраховываясь. Основываясь на том, что мерная емкость составляет 100 мл (в моем случае), получается, что это как раз и составят потери. Подождите, это что получается, около 100 мл недополученного продукта? Базируясь на том, что отбор я завершаю на 50-40% спиртуозности, этож целые две рюмки!!! Как быть? В этом случае нам на выручку приходит рефрактометрия, способ замера, основанный на определении коэффициента преломления (рефракции) и некоторых его функций для определения содержания спирта в жидкости (в нашем случае). Для проведения измерения достаточно одной капли!!!
Для достижения требуемого результата отправляемся на Алиэкспресс и обнаруживаем искомый прибор. Но прежде, хочу предостеречь вас, в продаже на площадке имеются рефрактометры с разными шкалами, нас интересует прибор для определения количества объемных долей спирта в жидкости (в народе «градус»), шкала оного обозначается как %V/V.
Так как времени ждать не было, прибор нужен был как можно скорее, ибо «трубы горят», был найден самый выгодный лот на тот момент с доставкой из России. К сожалению, в лот не был включен футляр для хранения прибора, но это то допущение на которое я был готов пойти.

Итак, заказ был сделан 7го ноября, получен 14го из рук курьера. Доставка составила ровно 7 дней до порога квартиры.
Трекинг



Заказ был упакован в обычный почтовый пакет, внутри же прибор обернули защитным смягчающим вспененным полиэтиленом.

Упаковка




В комплекте были сам прибор, пипетка, отвертка салфетка и инструкция на английском. Как я уже писал, в комплект не входил чехол для хранения.

Комплект






Гордая надпись АТС (Automatic Temperature Compensation) на приборе означает, что рефрактометр автоматически корректирует показания в зависимости от температуры. Однако, для более точно результата рекомендуется проводить замер при 20С.


Для проведения измерения достаточно нанести на стекло одной капли спиртосодержащей жидкости, закрыть крышкой и плотно прижать до полного заполнения стекла. Требуется избегать возникновения пузырьков воздуха между стеклом и крышкой, иначе разделяющая линия на шкале будет размытой и считать показания не представится возможным.


Проверка прибора проводится с помощью дистиллированной воды. В случае расхождения показаний, прибор можно откалибровать с помощью калибровочного винта и комплектной отвертки. В моем случае рефрактометр пришел откалиброванным.


В тот же день все спиртосодержащие жидкости были измерены.
Грузинская чача – 49%
Джин – 38%
Виски – 38%
Водка – 37%
Ром – 35%
Коньяк – 45%
Самогон – 60%

Чача



Джин



Виски



Водка



Ром



Коньяк



Самогон



В заключение хочу сказать, приобретенный прибор свою функцию выполнят быстро и хорошо. Единственное о чем бы я хотел упомянуть, что рефрактометр имеет большую погрешности при высокой спиртуозности, а также не способен показать количество спирта в жидкостях, в которых кроме спирта и воды присутствуют другие вещества (пиво, вино, брага и т.д.).

Куплено за свои





UPDATE: На основании комментариев ниже провел сравнение показаний ареометра и рефрактометра. С моей точки зрения показания довольно близки.

Сравнение ареометра и рефрактометра на примере виски
На этикетке заявлено 40% спиртуозности

Ареометр показывает 41% спиртуозности

При температуре 25С

Используя таблицу определения крепости с учетом температуры получаем 39% спиртуозности

Рефрактометр показывает примерно 38,5С спиртуозности


Сравнение ареометра и рефрактометра на примере коньяка
На этикетке заявлено 42% спиртуозности

Ареометр показывает 40% спиртуозности

При температуре 24С


Используя таблицу определения крепости с учетом температуры получаем 38,4% спиртуозности

Рефрактометр показывает примерно 37,5С спиртуозности



С уважением, Андрей.
Планирую купить +29 Добавить в избранное +45 +72
+
avatar
+5
Отличный подарок для тестя! Сам далек от этого, как он далек от интернета.
Спасибо за наВОДКУ. :)

ЗЫ: А бутылки винные он открывать умеет? Нонче это в моде ))
+
avatar
  • lexx2
  • 18 апреля 2019, 15:34
+3
у меня тесть без проблем сам определит с точностью до градуса
+
avatar
  • SEM
  • 18 апреля 2019, 16:53
+5
По одной капле? Или минимальный расход 100 мл, и для повышения точности нужно несколько проб?
+
avatar
  • kotik1
  • 18 апреля 2019, 14:36
-1
А через вайфай на смартфоне можно смотреть?
+
avatar
  • vovan33
  • 18 апреля 2019, 14:38
0
пиво, вино, брага может. mySKU.me/blog/china-stores/55352.html
+
avatar
+2
То, на что Вы ссылаетесь, имеет шкалу Brix и предназначен для измерения сахаристости. Вторая же шкала алкогольная, исключительно носить информационный характер.
+
avatar
  • geralex
  • 18 апреля 2019, 15:11
-1
Все они измеряют лишь одно — плотность раствора, а какая шкала нанесена — это лишь вопрос удобства. Всегда можно пересчитать в нужные единицы. Так что одним и тем же оптическим рефрактометром можно измерить и сахаристость сиропа и плотность электролита в аккумуляторе.
+
avatar
  • navyg
  • 18 апреля 2019, 15:18
0
Плотность раствора сахара выше плотности чистой воды. Плотность раствора спирта — наоборот. Поэтому измерить одним специализированным рефрактометром и сахаристость, и содержание спирта, мягко говоря, затруднительно.
+
avatar
  • Olkan
  • 18 апреля 2019, 15:43
+1
Рефрактометр измеряет коэффициент преломления. И спирт, и сахар его увеличивают в области небольших концентраций.
Для сахаросодержащих спиртовых растворов существуют экспресс способы определения концентраций. Требуются рефрактометр и ареометр.
+
avatar
  • Otard
  • 18 апреля 2019, 15:55
+2
У меня как раз шкала в Брикс для сахара.
Но я так же его использую для оценки содержания спирта в перегоне пересчитывая по этой таблице:
+
avatar
  • Olkan
  • 18 апреля 2019, 15:39
0
Коэффициент преломления он измеряет.
+
avatar
0
Не плохо бы сделать фото продукта который испытывался (если он заводской) или это все свое?
Хотя когда на работе угостил коллег своим дистиллятом 40%, все тоже посчитали что там значительно больше, в сравнении с казенным.
«Так чтаааа....» © ЕБН
+
avatar
+2
Товар был магазинный, кроме чачи и самогона. К сожалению бутылок, как собственно и содержимого не сохранилось. Фото делались в ноябре и только сейчас у меня появилась возможность написать обзор.
+
avatar
0
Просто дистиллят жёсткий, и на то есть две причины. 1 — спирт не полностью растворился в воде. Вы небось разбавили водой и сразу бухать, а так нельзя, надо подождать минимум месяц, а лучше два. 2 — неправильно отобрали головы.
+
avatar
0
Провел повторное измерение-сравнение показаний ареометра и рефрактометра на примере виски и коньяка. Информацию добавил в конец обзора.
+
avatar
  • LAIKA
  • 18 апреля 2019, 14:42
0
Водка – 37%, а что на бутылке написано??? Ибо по ходу пора писать жалобу, либо на АЛИ либо на спирт-завод.
+
avatar
0
Тут надо учитывать, что спирт испаряется из бутылки, рефрактометр имеет погрешность плюс/минус. Да и в ГОСТе 12712-2013 «Водки и водки особые» прописано, что крепость может быть 37,5-56,0, а также допускаются отклонения от установленной нормы по крепости ±0,2% — для отдельной бутылки.
Что-то мне подсказывает, что на производстве гонят по минимальному значению.
+
avatar
  • gavrik
  • 18 апреля 2019, 20:25
+1
спирт испаряется из бутылки
А уж как он быстро испарялся из трехлитровые банки на работе лет 20 назад…
+
avatar
0
Скорость испарения имеет пропорциональную зависимость от количества наблюдателей и закуси на столе. ;)
+
avatar
  • alex-sh
  • 18 апреля 2019, 14:44
0
Я так понимаю для точного показания, измерения нужно проводить при 20°C тестируемой жидкости?
+
avatar
+1
Хоть прибор и имеет автокоррекцию, для точных результатов лучше измерять при 20С.
+
avatar
0
Какая автокоррекция. Капнули каплю ( действительно хватает одной капли ) она мгновенно приняла температуру стекла.
+
avatar
  • Aostspb
  • 19 апреля 2019, 15:46
0
она мгновенно приняла температуру стекла.
Не мгновенно, а рекомендуют подождать некоторое время.
+
avatar
  • elec3c
  • 18 апреля 2019, 14:45
+5
Контролируй температуру в баке и не возникнут вопросы когда хвосты потекут.
+
avatar
  • Booz
  • 18 апреля 2019, 14:46
+3
Обычно, для определения спиртуозности выходящего продукта, применяется ареометр-спиртометр и некая емкость, в которую предварительно требуется отобрать готовый продукт для проведения замера.
Используйте устройство, называемое «попугай». Оно контролирует содержание спирта «в онлайне»
Можно и самому сделать.


А обозреваемое устройство больше подходит для приготовления браги или вина.
+
avatar
  • elec3c
  • 18 апреля 2019, 14:50
0
Главное хату не спалить)
+
avatar
  • Otard
  • 18 апреля 2019, 14:54
+4
Не совсем в «онлайне». «Попугай» это тоже емкость, поэтом результат отображается с задержкой.
+
avatar
  • Booz
  • 18 апреля 2019, 15:06
0
Ну так сделайте поправку на задержку, всего один раз требуется.
Потом просто из показаний спиртометра вычитаете поправку.
+
avatar
+2
Я боюсь, что процессы не линейны и зависят от множества факторов.

Тем не менее, каждый выбирает себе тот вариант, который приемлем для конкретного индивидуума. В моем случае мне удобнее измерять рефрактометром, в Вашем «попугаем». Оба варианта имеют право на жизнь.
+
avatar
  • Olkan
  • 18 апреля 2019, 15:47
+1
На задержку, на температуру, на скорость отбора. Что-то забыл?
+
avatar
  • Booz
  • 18 апреля 2019, 16:55
+1
у вас каждый раз эти параметры разные???
Как сильно у вас гуляет температура в квартире? Каждый раз скорость отбора разная?
Кто делает это не раз в год, уже всё выверено :)
обьем браги, обьем куба, количество подводимого тепла не меняется от перегонки к перегонке.
Даже хвосты отбирают не по содержанию спирта а по обьёму или запаху. Хвосты и предхвостья имеют свой запах.
+
avatar
  • Olkan
  • 18 апреля 2019, 18:22
0
Температура раствора в попугае имелась ввиду.
Попугай с АСП-3 — классная и полезная вещь. Взгляда достаточно. Но инерционность и температурная зависимость неприемлемы при перегонке малых объёмов, получении ароматных спиртов и т.п.
+
avatar
  • Um-ka
  • 19 апреля 2019, 11:08
+1
+
avatar
+1
Более того, температура раствора этанола в попугае.:)
Попугай пьян в дрова:)
+
avatar
+2
Так и здесь ведь получается среднее значение ибо у «попугая» также имеется объем в котором смешение происходит.
+
avatar
  • Booz
  • 18 апреля 2019, 15:08
0
на таком обьеме среднее значение от выходного из холодильника не сильно и отличается. Спиртуозность не так стремительно падает, что бы на таком объёме изменяться.
+
avatar
0
Не плохо этот попугай подвирает в «меньшую» сторону.
Догадайтесь почему.
+
avatar
  • Booz
  • 18 апреля 2019, 15:09
0
С чего бы?
+
avatar
  • navyg
  • 18 апреля 2019, 15:11
0
Для определения окончания перегонки его показаний вполне достаточно, его функция этим и ограничена.
+
avatar
  • Hootch
  • 18 апреля 2019, 15:26
0
Таких приборов на Али 3 варианта. Спирт, Сахар, и для автомилиста на 3 шкалы: температура замерзания тосола, омывайки и плотность электролита акумулятора.
+
avatar
+1
Там только для спирта два варианта, объемная доля спирта (%V/V) и массовая (%W/W). Не говоря уже про перечисленные вами.
+
avatar
  • Hootch
  • 18 апреля 2019, 15:21
+2
Я таким прибором много чего проверял, водку, виски и всегда было = 40%
Но! даже закапанная проба под стекло давольно быстро испаряется, что видно в окуляр своими глазами. Скорость испарения ~примерно 1-2% в минуту.
Так что при замерах нужно проявлять сноровку.
+
avatar
  • anno3
  • 18 апреля 2019, 16:09
+1
А на… уя козе баян? Какие попугаи? Для хвостов термометр в баке и калькулятор самогонщика на смартфоне,-все!
+
avatar
  • Olkan
  • 18 апреля 2019, 16:55
-2
Некоторым навоз вкусно пахнет. Вы из таких?
+
avatar
  • anno3
  • 19 апреля 2019, 10:48
+1
Если это написали мне,-то в винокурении Вы полный профан, или же диванный эксперт, коих много развелось ныне в тырнетах.
+
avatar
0
Можно и без калькулятора ( смартфона ). Одного термометра в середине царги хватит.
+
avatar
  • MACTEP
  • 18 апреля 2019, 16:13
0
А разве доля спирта не зависит от интенсивности кипения и не будет разной для каждой партии перегонки или даже разного объема исходной жидкости в баке?
Я в плане технологий отстал от новинок в данном процессе, но по-моему тут должно учитываться что-то еще. Или процесс отбора фракций сложнее, чем описал автор.
+
avatar
  • Serj_I
  • 18 апреля 2019, 20:41
+2
Не на всех аппаратах. У меня например колонна. При правильной настройке колонны хвосты не смогут попасть в готовый продукт. У меня просто останавливается прегонка(тяжелые сивушные пары не могут подняться и процесс перегонки останавливается. На выходе 94.6).
+
avatar
  • MACTEP
  • 18 апреля 2019, 20:46
0
Вот именно это я считаю единственно правильным. Иначе все эти измерения и отсечки «на глазок» дают и метиловый, и пропиловый спирты, и фиг знает еще какую гадость.
+
avatar
  • Pesec
  • 19 апреля 2019, 10:31
+1
Тут приведён колонный аппарат, а дистиллятор нужен для фруктовых и зерновых браг, так как не всегда хвосты вредны, они вкус и запах дают.
+
avatar
0
Прочитал. Все хорошо, слова умные рефрактометр, самогон, ром. Картинки ещё лучше. Но вот попробовать и сравнить, никак не получится. Печаль.
+
avatar
0
Вы имеете ввиду провести сравнение показаний ареометра и рефрактометра?
Коли так, то постараюсь сделать на днях. Верное замечание, спасибо!
+
avatar
0
Я имел в виду органолептический метод контроля (в исполнении себя любимого). А вообще надо купить попробовать. У меня электрическая плита. И при снижении концентрации менее ~40° тоненькая струйка превращается в капель. Я считаю хватит. Самогон перегоняю три раза. Первую и последнюю фракцию отбрасываю. И да, запах конечно меняется. Особенно отличается запах 1 фракции (метиловый спирт и пр.) Кстати первая фракция горит с копотью.
+
avatar
+4
Хоть десять раз перегоняй через дистиллятор самогон, на выходе получается самогон спирт сырец с головами и хвостами, и прочими вредными примесями. Никакой сухопарник не спасет, все это маркетинговый ход. Только БК, или ректификационная колона может отделить сивушные масла, изоамиловый, изобутиловый и пропиловый, этиловый, метиловый спирты, и прочие примеси. Первый раз перегоняю, брагу обычным самогонным аппаратом, гоню до 5% остатка спирта в браге. На выходе получаем спирт сырец. СС перегоняю через РК. Расчет такой, замеряю содержимое алкоголя в СС с учетом температуры, делю объем на 100, и умножаю на полученную спиртуозность, получаю сумму абсолютного спирта. Далее АС разбиваю на проценты, 10-15% головы, 10% хвосты. Остальное тело. Отбор голов отбираю малыми долями, так как количество голов может разнится, все зависит от дрожжей, и сырья. Иногда бывает, головы заканчиваются после 8% Чтобы получить побольше ароматики, отжимаю не мертвый спирт 96,6 %, а увеличиваю скорость отбора, и отбираю спирт 94,5 — 95,5 %. Через недельку, проявляется аромат в спирте. От пшеницы, приятный запах ириски, у кукурузы свой. Вот закончил перегон с яблочного сидра. Выварил дуб, закарамелизовал в духовке, довел спирт до 64% и поставил на созревание на дубе. РК автоматизировал ардуиной, датчики температуры, и эл. кран отбора. Блютуз на комп.
+
avatar
0
Провел повторное измерение-сравнение показаний ареометра и рефрактометра на примере виски и коньяка. Информацию добавил в конец обзора.
+
avatar
  • popov_
  • 18 апреля 2019, 17:46
0
В заключение хочу сказать, приобретенный прибор свою функцию выполнят быстро и хорошо.
Водка 37%??? Это называется хорошо? Или это водка такая, 37-процентная?
+
avatar
+1
Тут надо учитывать, что спирт испаряется из бутылки, рефрактометр имеет погрешность плюс/минус. Да и в ГОСТе 12712-2013 «Водки и водки особые» прописано, что крепость может быть 37,5-56,0, а также допускаются отклонения от установленной нормы по крепости ±0,2% — для отдельной бутылки.
Что-то мне подсказывает, что на производстве гонят по минимальному значению.
+
avatar
  • popov_
  • 18 апреля 2019, 18:12
-1
Не знаю что написано в госте, а крепость написана на бутылке. Куда там у Вас что испаряется, я тоже не в курсе. Или у Вас она в стакане налитая неделю стояла? Показал бы речрактометр 39-41, то и ладно, а так… шляпа.
+
avatar
  • MACTEP
  • 18 апреля 2019, 20:43
+2
Крепость написана. А допуск указан?
На розетке тоже написано 220 В, а там уже 230 В и еще и допуск 10%
+
avatar
  • bird
  • 21 апреля 2019, 01:43
0
А допуск указан?
да.
допускаются отклонения от установленной нормы по крепости ±0,2% — для отдельной бутылки.
+
avatar
0
Может 40% = 38* ?? 96х40/100=38
+
avatar
  • bird
  • 21 апреля 2019, 01:42
0
Хотите сказать, что производитель может указать на этикетке бутылки что угодно в рамках данного госта? Внимательнее нужно вчитываться :) Данный № ГОСТа определяет общие ттх разновидностей водок, но в бутыле жидкость должна быть такой крепости как указано на этикетке, но
допускаются отклонения от установленной нормы по крепости ±0,2% — для отдельной бутылки.
. Но никак что указать 45%, а налито 37,5%. Это либо неправильное измерение по причине приборов, добавок в водке (типа глюкозы), ну или производитель действительно лукавит с крепостью. А это уже причина не брать такой товар, ибо если с оборотами нахимичили, то что там с подробным составом…
+
avatar
  • Serj_I
  • 18 апреля 2019, 20:51
+3
Вся магазинная водка не больше 37%(мерил АСП-3 с корректировкой по температуре). И объем бутылок очень часто попадается 450 мл хотя на бутылке написано 0.5 л. Обнаружил когда стал гнать и переливая из мерной емкости в бутылки обычно стало оставаться 50 мл.
+
avatar
0
Вся прелесть самогоноварения- себя не обманываешь. И разведешь до нужной себе крепости и нальешь сколько себе надо.
+
avatar
  • Serj_I
  • 22 апреля 2019, 11:30
0
Вся прелесть в качестве. После своего самогона магазинную водку пить желания нет. Ну и в себестоимости, у меня 76 руб. за литр. Самогонный аппарат отбился за первую перегонку.
+
avatar
+1
Это же ареометр, т.е. он измеряет плотность, а шкала проградуирована для смеси спирта с водой. Во всех напитках, в которых вы пробовали измерять долю спирта, есть примеси, даже в водке, но в малых количествах. Так вот эти примеси изменяют плотность, соответственно вносят погрешность в измерения. Может я ошибаюсь, может погрешность, вносимая примесями, крайне мала? Поправьте, если я не прав.
+
avatar
  • Olkan
  • 18 апреля 2019, 18:31
+1
В заголовке на ареометр, а рефрактометр.
И да, примеси изменяют и плотность и коэффициент преломления. Но 37% об. — это слишком уж для водки. Обычные добавки, например, сахар, глицерин повышают плотность и коэффициент преломления. По ареометру гадусность должна уменьшаться, по рефрактометру — увеличиваться.

Через ЕГАИС не только разбавленная водка проходит, но и водка на синтетическом спирте.
+
avatar
  • Pesec
  • 18 апреля 2019, 18:10
+4
Огромная благодарность за обзор, думал тут совсем нет любителей самогоноварения, одни наушники и зарядники в ленте :)
+
avatar
+2
Спасибо за Ваш комментарий. У меня началось все с покупки автоклава, а к нему в нагрузку сухопарник с холодильником шел. Вот тут то все и завертелось, в целом я равнодушен к алкоголю, но вот процесс изготовления меня очень увлек. На данный момент имеется материала примерно на 17 обзоров. :) Буду стараться по мере возможности публиковать.
+
avatar
  • Olkan
  • 18 апреля 2019, 18:34
0
Конечно, для подстраховки, винокур при использовании ареометра-спиртометра будет стремиться прекратить отбор значительно раньше, перестраховываясь.
Баночки меняйте перед окончанием.
+
avatar
  • Maxs789
  • 18 апреля 2019, 18:49
0
Друзиа, а есть ли прибор, который может изменить содержание спирта в вине, настойке, ликёре?
+
avatar
  • denM
  • 18 апреля 2019, 19:03
0
ГЖХ, ВЭЖХ ;):

+
avatar
  • Olkan
  • 18 апреля 2019, 19:12
0
Газовый хроматограф.))))
+
avatar
0
Раньше измеряли перегонкой, как сейчас не знаю. Были какие то специальные маленькие перегонные аппараты.
+
avatar
  • VGA
  • 18 апреля 2019, 19:45
0
Да, самогонный аппарат + рефрактометр или ареометр.
+
avatar
+1
Имеется капиллярный способ измерения содержания спирта в вине. Более того уже заказал себе капиллярный винометр, как придет, напишу обзор.

Заказанный лот
+
avatar
0
Интересно. А я не слышал. Попробовать брагу измерять.
+
avatar
  • denM
  • 18 апреля 2019, 19:05
+1
Всё таки лучше для этой цели применять калиброванный стеклянный пикнометр и аналитические весы с 4-5 знака после запятой и погрешностью взвешивания не более ±0,0001г

рефактометр даёт погрешность.
+
avatar
  • saiph
  • 18 апреля 2019, 20:33
+1
Последнее фото с котом интересно вышло
+
avatar
0
Какой кот? Не было никакого кота! :) Ветчина вот вкусная, но тоже была. ;)
+
avatar
0
Сделайте отгон ( по принципу выпаривания самогона из браги ) и будет вам щастье.
+
avatar
0
Огромный минус- это кольцо за которое крепится откидное стекло. Оно рассохлось и развалилось на несколько частей, да так, что надежно склеить было не за что. А еще надо выставить так, чтобы стекло ложилось без перекосов. Сделал конечно, но намучелся.
+
avatar
+1
Покупал аналогичный, только в пластиковом кейсе. Если откалиброван по дистиллированной воде, то врет безбожно. Если откалибровать по 40% спиртовому раствору, то более-менее терпимо. Коллеги на хомдистиллире сошлись во мнении, что практически все дешевые китайские рефрактометры даже для бытового использования можно считать лишь условно пригодными.
Впрочем, подозреваю, что вы и сами уже это поняли.
+
avatar
  • rx3apf
  • 19 апреля 2019, 20:18
+1
Хм… Несколько лет назад такой купил. По дистиллированной воде изначально точно. Разведенка медицинского спирта (расчет на 40%) — тютелька-в-тютельку. Что я делаю не так?
+
avatar
+1
Без всестороннего анализа затрудняюсь ответить на ваш вопрос. Могу предположить, что вам попался очень удачный экземпляр рефрактометра.
+
avatar
+2
Пользуюсь таким. Измерения более или менее точные около точки калибровки. У меня откалиброван на 40 % — работает удовлетворительно. Главное — это удобство. Лабораторные ареометры уже пол года не доставал.