Давно что-то не было обзоров на ручечно-перьевую тематику, не так ли? =) Надо восполнять этот пробел.
Захотелось мне попробовать курсивное (именно под таким названием данное перо продаётся на рынке США) перо от Lamy, а раз попробовал — надо изложить свои мысли на бумагу.
Что вас ждёт, если вы нажмёте кнопку «Читать дальше»? Немного фотографий, немного про перья, немного мыслей автора. Так чего же ждём? Жмём!
Минутка саморекламы
о которой никто не предупреждал. У меня всё ещё есть
ютуб-канал, на котором я
нудно как умею рассказываю (и показываю) про перьевые ручки. И ещё у меня есть
телеграм-канал, в котором я делаю анонсы роликов, но помимо этого рассказываю про новинки в мире пера, показываю красивое и поясняю загадочное.
В 2022 году тогда ещё немецкая компания Lamy
(по факту компания и сейчас находится в Германии, но вот принадлежит она японскому гиганту Uni) выпустила новое стальное перо Z59 с чёрным PVD покрытием.
Некоторые американские компании продают (и позиционируют) это перо как курсивное перо, но на самом деле это перо было разработано для соответствия требованиям ханзи, кандзи, кана, хейти, минти, санскрита, хангыля и даже арабского письма. Соответственно, основной рынок сбыта — Азия. Даже иероглиф, выгравированный на пере, переводится с китайского как «китайский».
Надо очень постараться, чтобы купить ручку с таким пером (насколько я понимаю, это какие-то лимитированные издания), но перо можно купить отдельно, именно так сделал я.
Приходит перо в прочной пластиковой коробке
размером чуть больше обычного спичечного коробка, внутри бумажный ложемент на пять перьев, в который, собственно, вставлены перья. Чтобы предотвратить выпадение перьев из их пазов, вся эта конструкция прижимается поролоновой прокладкой. На коробке можно увидеть наклейку со штрихкодом и обозначением пера (Z59 PVD).
Перо я решил установить в чёрную Lamy Safari
Но, если что, то это перо подходит для ручек Lamy Safari, AL-Star, Studio, CP1, Dialog 3, Accent, Joy, Logo, LX, Nexx, Pur, Scala и Vista.
Замена пера делается очень просто, как у большинства ручек Lamy — перо на фидере держится на салазках, и всё перо находится снаружи ручки. Итак, перо легко вытаскивается либо скотчем (но надо быть аккуратным — скотч может оставить следы клея), либо колпачком ручки (тут всё просто — ручка кладётся пером вниз, шарик пера зажимается колпачком, ручка тянется в сторону от колпачка и вуаля, всё готово). Но лично я предпочитаю снять перо через резиновую/силиконовую прокладку — так риск повредить перо сводится к нулю.
У пера одновременно и привычный для Lamy треугольный профиль (анфас?), и непривычная ступенька, заужающая перо в середине. Понравилось, что это заужение отлично совпадает с размерами фидера — с обратной стороны на перо тоже приятно посмотреть.
Вот как смотрится перо по сравнению с привычным «треугольником» от Lamy.
Надо, наверное, рассказать, чем же всё-таки перо необычно
Сначала попробую показать на своих фотографиях. Вот обычное перо с привычным шариком-напайкой на конце.
Если же посмотреть на профиль напайки «курсивного» пера, то тут всё иначе.
Не очень ещё понятно, да? Пробую сфотографировать через увеличительное стекло.
Всё ещё непонятно =). Прибегну к помощи интернета и покажу хорошие фотографии оттуда (credits to
ukfountainpens.com/).
Вооооот. Надеюсь, стало чуть понятнее. У пера появилась площадка, и шарик сильно сточен по бокам. Если кто-то уже давно «варится» в теме перьев, то может догадаться, что это т.н. перо-архитект, перо, которое даёт широкую горизонтальную линию и узкую вертикальную. И правильные продавцы указывают, что для западных алфавитов и шрифтов это перо действует аналогично архитектурному перу: вертикальная линия шириной 0,25 мм, горизонтальная — шириной 0,35 мм.
Пришло время протестировать перо на бумаге
И первое, что «бросается» в глаза — это фидбэк пера (но обратная связь в принципе характерна для подобных перьев, тяжело сделать их безупречно гладкими, если возможно вообще): перо шумит и шероховато-но-не-царапуче ощущается на бумаге. Второе, что бросается в глаза (тут уже без кавычек): не увидел я никакой сильной разницы в написанном тексте, особенно написанном курсивом. Не появилось изюминки, не произошло магии.
Есть у меня другое перо в стиле архитект (даже больше: перо с двойным архитектом — одна сторона пера имеет более широкую горизонтальную линию), и вот там магия появляется. В тесте это текст, написанный синим.
Если же «печатать», то тут ситуация немного улучшается — у букв появляется лёгкий флёр, выражающийся именно что в ширине горизонтальных штрихов. Но опять-таки, моё другое перо гораздо выразительнее.
И всё меняется, если начать рисовать, и рисовать с большим количеством линий — тут перо отрабатывает на все 100%.
В итоге
перо так и осталось для меня загадкой. Да, я не проверял перо на иероглифах (не умею, но вполне допускаю, что там всё будет лучше даже, чем в печатном тексте), но я и не покупал перо как иероглифическое, я покупал его как перо-архитект. И по каким-то причинам в моём пере разница между вертикальными и горизонтальными линиями оказалось незаметной/незначительной для моих глаз. Всё-таки перья доводятся вручную, и, думаю, тут действительно каждое перо будет уникальным. Вполне допускаю, что я пишу с небольшим доворотом пера, что приводит к ещё большей минимизации ширины горизонтальной линии, но при тестах я максимально следил за положением пера на бумаге. Так что рекомендовать перо не буду, но если кому-то захочется удовлетворить своё любопытство, то скажу лишь «дерзайте».
И пишите
пишите как можно больше, пробуйте как можно больше нового — жизнь чудесна, что бы ни окружало нас вокруг!
P.S. В комментариях попросили показать, как вытаскивать перо колпачком
100 usd за перо это уже немного другая целевая аудитория…
Ага, фотография добавлена =) Теоретически можно попробовать в какого-нибудь китайца засунуть, надо вспомнить, у кого были похожие перья, но практически это смысла уже не имеет, как мне кажется, только если у пера не какие-то чудо-характеристики.
Вещщь хорошая? Хорошая! 23$ не дорого? Не дорого!
))
www.gouletpens.com/pages/nib-nook
На попробовать можете не париться и взять какую-нибудь дешевую Jinhao или с любым из F/EF. F будет с большей вероятностью писать мягче. EF — соответственно тоньше.
EF — Extra Fine — супертонкое
F — Fine — тонкое
M — Medium — среднее
B — Broad — толстое
Брать надо то, каким хочется писать. Но стоит держать в голове, что чем тоньше перо, тем скупее может быть подача чернил и тем более сильной обратной связью будет обладать перо. Условно B будет писать как по маслу, а EF — ощущения будут как от карандаша.
Китайцы ещё не сильно научились в супертонкие, поэтому EF можно смело брать — не будут они прямо сильно отличаться от F, и с обратной связью там как правило всё в порядке (если брать именитых производителей — Asvine, Hong Dian, Jinhao, Majohn).
Далее, иридий — это материал, из которого делают наконечник пера (шарик-напайку). Вернее даже не из иридия, а из сплава с добавлением иридия — перья из такого материала более «устойчиво» к износу.
Титана на дешёвых перьях/ручках нет, но вообще титановые перья существуют в природе — один из моих прошлых обзоров был как раз про ручку с титановым пером Maiora Ti22.
Так вот эта дешевая позолота — это и есть обычно нитрид титана. Может о нем речь.
Спасибо, не знал.
web.archive.org/web/20150316003416/https://nibs.com/article4.html
Но внезапно нашел интересное на FPN — какой-то китаец тестирует разные напайки, в процентах не пишет, но почти везде используются вольфрамовый сплав с небольшой добавкой рутения. Но почему-то в Pilot Elite до сих пор иридий с осмием.
www.fountainpennetwork.com/forum/topic/362398-results-of-the-first-metal-composition-test/
www.fountainpennetwork.com/forum/topic/363574-results-of-the-second-metal-composition-test/
Спасибо!
web.archive.org/web/20150316035939/http://www.nibs.com/article5.html
Я вот пишу раза 2-3 в год, когда надо какие-то странные бумаги заполнить. Даже все анкеты на визы, налоговые декларации — всё электронное.
Писать разучился совершенно, кстати. Никогда красиво не писал, но теперь, после стольких лет компьютера, могу только печатными буквами
Но если отбросить шутки в сторону, то я визуал, и именно через письмо я воспринимаю информацию, фиксирую в голове. Поэтому я пером на бумаге пишу в основном рабочие заметки, заметки по ходу совещаний, алгоритмы и всякое такое — порой листов по 10 уходит за рабочий день, но в среднем листа три точно. Ещё дневник веду, но там немного совсем пишу, полстраницы как правило. Как-то так.
Я ещё в институте готовился к экзаменам, пиша бомбы (т.е. шпаргалки обычного, не уменьшенного, размера, по листу на вопрос), но (ладно, почти) никогда не использовал их — написал и уже запомнил, на экзамене и (ладно, почти) не надо доставать.
Но с тех пор как-то прошло 25 лет и надобность ушла.
Алгоритмы я скорее схемами разрисовываю, это бывает, но это не письмо текста по сути… Карандаша хватает. А всё остальное — вики, багтрекер, слака (будь она проклята), всё в цифре, всё в цифре.
Так и у меня всё в цифре на работе — но вот удобнее мне заметки делать, просто удобнее, никуда от этого не деться. Пробовал карандашом (да и писал карандашом около года), пока не нашёл в кладовке перьевой Пилот, тут-то всё и началось…
Пластмассовый мир победил!
Надо будет сделать обзор хорошего и правильного архитекта, тогда разница будет понятна.
Вот, стрелочками обозначил разницу толщин.
Только сейчас смог прочитать. Так что только сегодня поставил + )
У меня к автору другой вопрос, да и не только к нему. недавно пришла ручка Yong sheng 601, которая является копией Parker 51, про который Вы упоминали что есть в коллекции. Столкнулся с таким вопросом, а как её обслуживать при смене чернил? Ведь система заправки рассчитана только на забор чернил и как её промывать понять не могу.
Кроме того получил MAJOHN A2, тоже не без недостатка. Перо сильно повернуто относительно клипа, практически на максимально возможный угол. Насколько понимаю, при сборке пишущего узла не заморачивались и не фиксировали перо в правильном положении. Из-за чего долго писать не очень удобно, но для заметок ручка понравилась, плюс хороший для меня вес и баланс.
601, хоть и является «клоном» Паркера 51, сильно от него отличается именно что системой заправки — он поршневой, а этого никогда не было у Паркеров. Обслуживать поршневые ручки довольно просто, но времезатратно: для её промывки надо набрать воды вместо чернил, слить воду, снова набрать воды вместо чернил и тд. Повторять до достижения приемлемого результата, иногда можно чуть потрясти ручку с водой внутри. Далее, когда в последний раз чернила будут слиты, обернуть перьевую секцию в бумажное полотенце и поставить вертикально пером вниз — бумажное полотенце вытянет все остатки воды из ручки.
Что же касается А2 — это, к сожалению, брак, перо неровно установили внутри перьевого блока. Я бы поменял или попросил возврата.
Про А2 не думал что это брак. Хотя, насколько я понимаю, для исправления ситуации требуется трубчатый ключ. Чтобы отпустить гайку держащую перьевой блок внутри пишущего узла и поставить его на место.
Но даже в случае «вакуумной» порядок действия такой же — набрать воды вместо чернил, «побулькать», слить чернила. И повторять до необходимости.
Про А2 верно — надо ключ, чтобы разобрать. Но можно и тонким пинцетом с плоскими губками.
Вопрос как раз как можно слить чернила? Ведь при «вакуумной», при нажатии поршня вроде выливать чернила не должны. Или ошибаюсь?
В статье упоминают о поставляемой с ручкой емкостью с силиконовой смазкой. Но с моей ничего не было. Хотя в примечании к товару было указано и наличие емкости и ключа, но продавец отправил только ручку в пакете и досылать, даже если приобрету еще одну ручку, коробку и инструменты отказался.
P.s. Посмотрел у Вас на канале полный обзор Asvine V126, действительно интересная ручка, не зря ранее советовали к приобретению, как удачную ручку с вакуумной системой. Оставлю пока её в желаемых.