Собственно, здравствуйте.
На повестке дня — обзор нового поколения видеосвета Godox FL150S и FL150R с комплектами аксессуаров FL-SF30120 и FL-SF6060.
Коротко — идея и реализация прекрасные. Подробности — письмом.
***
Стандартный дисклеймер. Основное оборудование для обзора предоставлено производителем. Все попутные железяки, принимавшие участие в сьемках, принадлежат автору обзора и куплены за его деньги. По заведенной традиции, никакой обьективности от нижеследующего текста ждать не нужно. Верьте только своим глазам и цифрам.
***
Итак, в череде новинок, которыми за этот год порадовали (говорю без иронии — ибо продукты действительно радуют) нас китайцы из Godox, есть линейка света, которая является не просто обновлением старых, а занимает новую нишу, ибо раньше подобного в доступном сегменте рынка просто не производили. Как понятно из заголовка — дело нам предстоит иметь с гибким видеосветом на основе led-лент. В целом саму идею сложно назвать революцией, светодиоды вообще и ленты на их основе в частности появились уже давно, их минимальный размер и возможность запихнуть подсветку в любую щель давно не удивляют абсолютно никого. Как следствие — появление источников света на основе лент, которые можно использовать в профессиональных целях, было скорее вопросом времени.
Godox тут кстати не стали первопроходцами, с начала этого года мне попадалось уже несколько обзоров подобных фонарей.
Гибкий свет — предмет с точки зрения потребителя довольно простой, поэтому не будем растекаться мыслью по древу, и перейдем к практике.
Вся линейка Godox на момент написания обзора состоит из 4 моделей, FL60/FL100/FL150S/FL150R. Основное отличие, что логично, в размерах и мощности, подробности в таблице.
Мы рассмотрим две самые интересные модели, это старшие FL150S и FL150R, заменяющие соответственно обычный софт 60 на 60 и стрип 30 на 120. Сразу уточню возможный нюанс — младшие модели я в руках не держал, их конструкция возможно отличается от рассмотренных.
Коротко — мы имеем два осветителя мощностью 150 ватт каждый, с регулируемой цветовой температурой света. Бонус — дистанционное управление как с прилагаемого пульта, так и через блютус-соединение со смартфона.
В чем же преимущества гибкой конструкции?
На самом деле плюсы тут можно перечислять, пока хватит воображения. Свет на основе led-лент плоский, его можно постелить на пол, повесить на стену, свернуть в трубочку и использовать вместо настольной лампы. Его можно использовать без дополнительных модификаторов, которые обычно служат для увеличения площади освещения от одного точечного источника(лампы). Здесь вся поверхность является осветителем, и применение дополнительных диффузоров не всегда обязательно. Размер можно менять как угодно — чтобы например уменьшить площадь источника, его можно просто сложить вдвое. Или вчетверо. Или как угодно еще. Возможности сьемки в тесных помещениях/коридорах/туалетах/салонах автомобилей расширяются просто неимоверно.
Для расширения возможностей я например уже заказал в ближайшем швейном салоне несколько примитивных масок из черной ткани, позволяющих еще проще и быстрее модифицировать форму источников. Эскиз неудержимого полета мысли приложен, штрихованная часть по периметру — велкро для крепления к осветителям, материал — любая плотная черная ткань. Используя маски с эскиза я могу получить круглый источник диаметром около 55-60 см когда нужен ровный блик в глазах, либо источник размером 10 на 120 см для локальной подсветки, фуд-сьемок, подсветки фона итд…
Как можно догадаться — форма масок может быть любая, и нарезать их можно в любых количествах, учитывая копеечную цену.
Невыносимо прекрасное зрелище
Вообще, при сравнении двух типов устойств, имеющих разную конструкцию, но выполняющих одну функцию, обычно перечисляют плюсы и минусы каждого варианта. Здесь же, сравнивая гибкие осветители со стандартными головами, при очень большом количестве достоинств, недостаток я вижу ровно один — невозможность сфокусировать пятно света в небольшое пятно. Но при наличии таких задач покупка подобных осветителей думаю просто не будет рассматриваться. В общем-то это даже не недостаток, а просто особенность конструкции.
Альтернативы
Оставлю пару ссылок на обзоры продукции конкурентов. Ссылки прикладываю, не боясь расстроить Godox — в роликах хорошо показаны практические плюсы форм-фактора, при этом думаю разница в нюансах реализации продукции Godox и конкурентов из роликов вполне наглядна. Удобство и качество изготовления управляющего блока, разнообразие способов управления, реализация раскладной рамы — все это у Godox лучше. А после констатации простого факта, что при всем этом Godox еще и дешевле… В общем — смотрите:)
www.youtube.com/watch?v=jTXYmI7gLkI
www.youtube.com/watch?v=4yVzuxGh_Bg
КОМПЛЕКТ
Вопреки современной тенденции класть в комплект оборудования только самое-самое необходимое Godox продолжает нас радовать. Заплатив один раз за их товар, мы часто избавлены от необходимости докупать каждую необходимую мелочь отдельно. Например — купив почти любую из их современных вспышек на литиевом питании мы сразу получаем и саму вспышку, и зарядку, и аккумулятор. Учитывая то, что аккумулятор обычно заряжен на 50-70 процентов — мы сразу из магазина можем ехать на сьемку.
В данном же случае нам нужно добавить разве что стойку. Все остальное — ВСЕ остальное — в комплекте есть.
Сам свет, раскладная рама, на которую он при необходимости натягивается, переходник для крепления этой инсталляции на стандартную стойку, блок управления, он же — адаптер для питания от v-mount, блок питания и питающий кабель — все есть. Не забыли так же пульт ду, и даже велкро-ленточку, с помощью которой блок управления можно повесить на ту же стандартную стойку. Ну и — опять же в хороших традициях Godox — все упаковано в простую, но вполне удобную сумку-чехол. Честно — я не знаю, что можно было бы сюда добавить.
Основной блок — собственно осветитель — сшит из плотной черной ткани. Ткань несколько бархатистая на ощупь, что безусловно приятно, но быстро собирает пыль. В кадре приборы находятся редко — но я бы предпочел что-то брезентоподобное, погрубее и менее маркое.
На двух моделях — квадратной и стрипе — натяжная рама и метод ее крепления к ткани реализован по-разному. То, как сделано в квадратном варианте мне нравится больше. Рама из тонких прутков, крепление — через люверсы, пробитые в ткани. На стрипе рама сделана из полос металла, и крепятся они примерно как спицы в стандартных софтбоксах — просто в карманы из ткани. Второй вариант одновременно и менее удобен, и по любому — менее долговечен. Мне форм-фактор стрипа нравится больше, пользуюсь я им чаще, и потому ситуация вдвойне неприятна.
Блок управления устроен максимально просто. Две кнопки и два колеса. Кнопки — вкл/выкл и выбор канала/группы, колеса — выбор мощности и цветовой температуры. Напоминаю — цветовая температура тут переменная, 3300-5600К.
Управление в общем крайне удобное. С пульта дублируется полностью.
Так же сверху предусмотрена петля для подвешивания.
Велкро-адаптер для подвешивания на стойках крайне прост, к блоку управления крепится через стандартное гнездо v-mount. Тут кстати не совсем понятно — а как крепить на стойку все хозяйство, если гнездо v-mount занято собственно v-mount аккумулятором… Но если вы не знаете как подвесить неподвешиваемое и закрепить незакрепляемое — то вы просто не очень опытный постановщик света. И наверняка не служили в армии.
Адаптер для крепления рамы с осветителем на стойку — стандартный, тяжелый, металлический. Сломать не получится даже при сильном желании.
Блок питания — обычный пластиковый кирпич а-ля бп ноутбука, только размерами посолидней.
Пульт — обычный, поставляется со многим постоянным светом от Godox. 16 каналов, 6 групп вспышек. Позволяет регулировать и цвет, и мощность.
ФУНКЦИОНАЛ
Тут в общем-то много не расскажешь. Управление простое и удобное одновременно. Хочешь просто светить — включил, выставил мощность и температуру цвета и радуйся жизни. Хочешь управлять дистанционно — выставь нужную группу и канал и нажимай кнопочки на пульте из комплекта. Потерял пульт — соединяйся по блютузу и управляй через приложение в телефоне.
Немного о приложении под iOS
Приложение довольно простое, но вполне симпатичное. Функций немного, все довольно удобно и особых вопросов не вызывает. Язык — только английский, свет подключается через само приложение — в настройки телефона ходить не нужно. Выбрали канал и группу и все — поехали.
Экраны приложения на iOS, слева направо — подключение к девайсу, основное меню — тут мы выбираем LED и заодно понимаем что приложение работает со многими железяками от Godox, третий и четвертый экраны — общий вид подключения и управление выбранной группой. Все довольно понятно, запутаться негде.
На экране управления свайпы влево-вправо меняют мощность грубо, на 10 процентов сразу, кнопки плюс-минус позволяют регулировать с точностью до одного процента. Внизу — пресеты для быстрого выбора крайних значений цветовой температуры.
Основное впечатление от приложения — оно просто работает, и работает довольно стабильно.
АКСЕССУАРЫ FL-SF30120 и FL-SF6060
Продаются как отдельно, так и “китом”, вместе с основным светом.
Поставляются в чехлах.
Включают в себя разборную рамку, обычный тканевый рассеиватель и грид. На фото — два комплекта, в собранном и разобранном виде.
Собираются-разбираются минуты за три, крепление — велкро.
В рабочем положении собранный осветитель выглядит примерно так
О цифрах, или некоторые инструментальные замеры
Результаты измерений.
Вес:
— ткань квадрата — 820г, стрипа 930г
— рамка квадрата 350г, стрипа 700г
— блок управления 820г
— блок питания 730г
Максимальная температура компонентов при работе:
— ткань осветителя — 47-42 градусов со стороны диодов и подложки соответственно
— блок управления — 38 градусов
— блок питания — 42 градуса.
Температура в помещении — 24.5, замеры производились после минимум получаса работы на максимальной мощности.
Перегрева даже в максимально нагруженном режиме нет, но есть надежда, что мощность рассчитана с запасом.
Мощность, потребляемая от сети:
— 100 процентов мощности, 3300К — 173 Вт
— 100 процентов мощности, 4200К — 153 Вт
— 100 процентов мощности, 5600К — 170 Вт
При снижении мощности до 10 процентов(это минимальное значение) потребление так же плавно снижается до 40(при 5600К) и 50(при 3300К) Вт соответственно.
Индекс CRI — не менее 97 во всех режимах на обеих моделях света.
Пояснение по поводу замеров яркости, цветовой температуры и индекса CRI.
Измерения проводились в неподготовленном помещении без дополнительных источников света. Проще говоря — проводились они дома в ванной комнате. Поэтому измерения цветовой температуры и яркости я не печатаю в текстовом виде, так как они могут оказаться как близкими к истине, так и весьма от нее далекими. Вместе с тем — измеренное значение индекса CRI не может оказаться выше действительного по определению. Ниже — может, выше — нет. Предполагая, конечно, что используем мы исправный прибор. А прибор у нас исправный. Поэтому фактическое значение CRI в рассматриваемых источниках света можно определить как CRI ≥ 97.
Скриншоты из программы измерений я прикладываю в ознакомительных целях, значения из них можно сравнивать только между собой. Измерение проводилось на расстоянии 80 см от рассеивающей поверхности осветителей без дополнительных рассеивателей.
Меньшая яркость стрипа по сравнению с квадратным осветителем обусловлена исключительно его формой. От сети оба прибора потребляют абсолютно одинаковую мощность, что означает что светят они тоже с одинаковой яркостью. Учитывая, конечно, одинаковую led-ленту в них.
Список использованного оборудования
Очень, очень большой плюс форм-фактора в том, что площадью освещения можно играть как угодно. Чтобы уменьшить — складываем или накидываем маску. Увеличить — ставим рядом два-три-четыре девайса… Небольшой вес позволяет крепить несколько источников на одну стойку.
Два FL150R, один с рассеивателем, установлено 3300K, второй — без, 5600К.
Кстати, равномерность освещения — еще один плюс гибкого света, для многих — основной.
Сравните рассеивающую поверхность FL150R и обычной led-головы со стрипом. Мощность обоих источников одинакова, 150 ватт. В нижнем стрипе два рассеивателя.
Собственно, если сжать все разговоры о преимуществах гибкого света до одного фото — то вот оно.
Снова напомню о цене — на фото выше для сравнения использована голова Godox SL-150W, цена — 250 долларов. Цена обычного студийного стрипбокса — ну пусть 50-70 долларов. В сумме — 300 с хвостиком. Godox FL150R стоит примерно на сто баксов дороже — но возможностей дает гораздо больше. Повторюсь — там, где не нужен узкий сфокусированный пучок.
В целом — любой из представленных осветителей можно купить примерно за 30 тысяч рублей, что в целом мне кажется вполне адекватной ценой.
В собственном нано-продакшене я чаще всего использую использую два стрипа FL-150R и одну обычную голову Godox SL-150W. Стрипы удобны тем, что их одинаково удобно использовать как раздельно, так и в качестве одного источника размером 60 на 120 см. Голова же чаще используется как контровик и вообще во всех случаях, когда нужен точечный сфокусированный источник.
Игого.
Снимать как обычное видео, так и что-то, очень похожее на всамделишное кино в наше время до невозможности просто. Рынок завален оборудованием, которое недавно было доступно не каждому профессионалу. Это касается как собственно камер, так и всего сопутствующего стаффа в виде света, звука и прочих нужных и ненужных приблуд.
С появлением доступного гибкого света возможностей у всех энтузиастов стало еще больше. И это не может не радовать.
Засим позволю себе откланяться. Китайцам — спасибо, остальным — просто хорошего дня)
пысы — ссылка в описании найдена случайным образом, любой из описанных продуктов вы можете при желании купить в любом удобном магазине:)
Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
Главный момент, который смущает в подобном свете, это, что светодиоды никак не охлаждаются. Конечно, продавцы говорят, что они не греются. Но на этот счет есть сомнения.
И основной недостаток это то, что он биколор. Т.е. при своем немаленьком размере, максимума — 150 ватт он достигнет при работе е желтых и белых ламп, т.е. получается смешанная температура — 4200-4400, что никуда не годится. Т.е. в результате — 75 ватт ненаправленного света на большой панели. Это не очень много.
Странно, зачем они все так делают?
а делают так потому, что это удобно.
про температуру надеюсь найдете сами
Не совсем понятно, почему так. Получается, что при работе обоих типов светодиодов, он каждые приглушает?
Еще странный момент. Очень странный. Китайцы и написали мощность не обоих типов вместе, а одного?
Т.е. занизили то, что могли бы завысить? Почему не написали 300 ватт светодиодов (формально-то правда)?
Не встречался с таким.
Получается, что 150 ватт — это каждого света. Это очень хорошая новость, давно смотрю на эти фонари.
Сравнить бы поток света с похожим по мощности обычным прибором. Т.к. 75 ватт для такого размера это мало, а 150 — ничего себе — надо брать.
почему не написали 300 — странный вопрос. потому что написали фактическую мощность, даже чуть заниженную. в общем-то приличные люди делают именно так. а китайцы очень быстро приближаются к лидерам рынка. и тут уже важны любые мелочи, включая доверие к бренду и всякое сопутствующее.
— рамка квадрата 350г, стрипа 700г
— блок управления 820г
— блок питания 730г
Получается 4.3кг. не сказать, что легкий — тяжелый.
150 ватт света не могут быть невесомыми.
плюс — вес тут делится между 4 блоками, не всегда они используются все, и вес распределен в пространстве, что обычно удобнее традиционного, когда весь вес сосредоточен в одной точке.
Ну, 75 ватт точно есть.
Есть BOLING BL-2280P — он 3.5 кг. весит. И это в алюминиевом корпусе, который работает, как радиатор.
С 150 ватт на канал вы меня озадачили. Надо ехать сравнивать световой поток. Если он сравним с тем же Болингом 120 ватт, то свет достойный интереса.
Если это, как я думал, мощность на оба канала, а один канал 75 ваатт (фиг знает, как они считают), то свет слишком большой и тяжелый.
Или, например, Aputure Light Storm LS C120d — очень хороший фонарь. Если на него одеть софтбокс, то будет ровный мощный свет.
Еще есть классические кино-фло. Они довольно легкие.
на сравнительном фото с обычным стрипом горит обычная голова на 150 ватт — тоже можно прикинуть что и как.
Т.к. белый и желтый отдельно получается по 150ватт, то вместе должны давать триста.
не надо ничего выдумывать. в начале — просто читайте написанное.
а то так и будете писать ерунду про белые и красные диоды.
Просто можете объяснить мне, непонятливому.
Потому, что это очень важный параметр. Архиважный.
В режиме 5600к — холодный свет и только. Сколько он потребляет?
В режиме 3200к — только теплый свет. Сколько он потребляет?
В режиме, когда горят все светодиоды — смешанном, сколько он потребляет?
Вы напрасно думаете, что я интересуюсь просто так. Опыта работы со светом, в том числе с кинофло и с дедолайтом, у меня достаточно.
Только недавно отдал зарадибога двухцветный светильник, который, вроде бы 30 ватт. А на деле 30 ватт только в смешанном, а если нужен холодный, то берет 15 ватт и светится холодная часть светодиодов, в теплом тоже самое.
Т.е. свет неприемлемо слабый — 15ватт ни о чем.
И что-то мне подсказывает, что здесь та же фигня, т.е. холодным (а зачем мне смешанный?) он мне будет давать не 150, а 75 ватт., что недостаточно.
Впрочем, если у вас нет возможности проверить, скоро найду время, заеду в магазин оборудования с ваттметром, сам проверю.
эннадцатый раз — мсье, Просто-Прочитайте-Обзор.
там есть все ответы. давно. они там были уже тогда, когда вы писали первый коммент.
я вам ответил дополнительно. после того, как вы написали. хотите — отвечу еще раз?
сто пятьдесят. сто пятьдесят ватт. любой из обозреваемых источников потребляет от сети примерно 150 ватт при любой температуре света на максимальной яркости. сто пятьдесят. при 3300, при 4200, при 5500. вашу математику из первых классов оставьте при себе. правильный ответ — сто пятьдесят. понятно ли вам это? сможете ли вы найти в обзоре эти данные хотя бы сейчас? надо ли повторить это еще?
Если посмотреть, как подобные фонари устроены, то получается, что там два типа светодидодов — желтые и белые.
При 3200 светят только желтые, при 5600 только белые, при 4200 и те и другие.
На всех профессиональных биколорных фонарях, что я видел, а опыт у меня большой, максимальная мощность только при 4200, когда светят оба типа диодов.
Если везде одинаковая, значит он снижает мощность, когда светит оба типа светодиодов. Зачем так сделано непонятно, но все может быть.
чтобы добить вашу логику, я могу сказать что в режиме 3300 тоже светят все диоды. видимо, теплая их часть имеет температуру ниже 3300.
в общем с точки зрения технаря вроде вас — тут много любопытных решений.
с точки зрения потребителя же такая схема выглядит наиболее правильной. я не хочу знать о двух типах диодов, их мощностях и прочей ерунде. я хочу купить фонарь чтобы им светить. и с этой задачей данное решение справляется прекрасно.
Дело в том, что я давно смотрю на подобный гибкий свет.
Важна для меня одна вещь. Потребляет ли он 150 ватт в режиме чисто белого (или чисто желтого).
Потому, что 150 ватт для такого размера я его куплю.
Но 75 ватт для такой площади маловато и я обойдусь в три раза меньшим болингом такой же ваттности.
В этом и был вопрос.
но тем не менее вы спорите. не имея ничего, кроме собственного упорства принять что-то, что расходится с вашей картиной мира.
я вам ответил уже примерно раз пятьсот. кроме того, ответ на ваш вопрос есть в обзоре, который вы не читали.
источник потребляет более 150 ватт в любом режиме.
и вы можете обходиться тем, чем вам будет угодно.
Обзор я прочитал, причем внимательно.
И у меня есть некоторые основания полагать, что о свете для видео и кинопроизводства я знаю заметно больше, чем вы.
Спорить мне вообще с вами не интересно. Я просто задал вопрос и высказал сомнение. Так же вполне обоснованное, т.к. в любом другом профессиональном видеосвете биколор, который стоит на порядок дороже чем этот, мощность распределяется между светодиодами двух цветов. Т.е. максимум в режиме 4200, а в остальных — белом и желтом, всего половина.
Учитывая, что я работал с более, чем десятком различных фонарей, и прекрасно понимаю физику этого процесса, у меня есть основания думать, что и этот работает точно так же.
не интересно — не спорьте. раз спорите — значит где-то вы врете.
сомнения ваши не основаны ни на чем.
у вас нет оснований так думать.
пятьсот первый раз. у меня есть сам прибор и данные измерений по его потреблению. у вас нет ничего.
давайте сделаем так.
я прилюдно предлагаю вам пари. я делаю прямую видеотрансляцию использования света в разных режимах и замеряю потребление при разных цветовых температурах на полной мощности.
если хоть в одном из них потребление упадет до менее чем 140 ватт — я отдам вам десять тысяч рублей. если во всех режимах потребление будет не менее 140 — десять тысяч отдадите вы мне.
если вы не согласитесь — то я диалог с вами заканчиваю, просто потому что у меня не так много свободного времени на общение с каждым пи###болом в сети.
если согласитесь — то общение мы продолжим.
так что давайте к делу. учитывая ваш колоссальный опыт работы с на порядки более дорогим светом, фундаментальное знание физики и прочее — готовы вы влегкую срубить десять косарей и поставить на место никчемного неуча, дерзнувшего возразить вам?
я привык говорить вслух только то, за что я смогу ответить. а насколько хорошо родители воспитали вас?
Фонари галогеновые.
А простая вспышка в импульсе дает до сравнимого киловатта света. В таком объеме современный постоянный свет даже близко к таким параметрам не подобрался.
А потом пришла эпоха мыльниц, и «фото на документы» стало на каждом углу и в каждом ларьке, а классические (как в фильме Зигзаг удачи) — вымерли как динозавры. Там действительно света не было, даже вспышка — как редкое исключение. И фото стали такие же, как в известном рассказе Зощенко. После нескольких неудачных попыток сфотографироваться на паспорт, купил фотопринтер и стал фотографироваться на документы и печатать исключительно сам.
равномерность света на модели — это отражение равномерности источника. в традиционных схемах рассеиватель так или иначе вносит неравномерность, здесь же это исключено конструктивно.
часть рассматриваемых фонарей я покупал на ебэй, они же есть на алиэкспресс. полагаю проще всего купить на удобной вам площадке.