Светодиодная COB LED линейка на 10 Вт и DIY мега-лампа

  • Цена: $3.40 (брал 3 по $3.99)

Тема всего светящегося — одна из самых популярных на этом сайте. Тем не менее и я влезу с обзором светодиодной полосы. Как ни искал (наверняка плохо и мне сообщат об этом в комментариях, но…) тут про неё ничего не нашёл и решил поделиться.

Моё мнение — весьма интересный светодиод, стоит рассмотреть для приобретения любителям помастерить собственные светильники. Я себе сделал настольную лампу, которой похвастаюсь после ката.




Итак, продавец обещает следующие характеристики:
  • Бренд: HZLED;
  • Тип: COB;
  • Мощность: 10 ватт;
  • Напряжение: 12-14 вольт;
  • Рабочий ток: 720 мА;
  • Цветовая температура: 3000К (тёплый белый) либо 6000K (назван просто белым);
  • Реальная яркость: 950-1050 люмен (одинаково для обеих цветов);
  • Размеры: 12 х 1 х 0,3 см.

Купил три штуки по $3.99 (сейчас пять можно взять по $3.00, с “оптовым” купоном BULKRATE, который стоит $1.70 и добавляет трекинг, либо по $3.40 в розницу). Брал ещё весной, в составе сборного заказа. Отправляли его частями, пачку с диодами отослали через неделю. Сейчас модно ругать ДилЭкстрим, но у меня с ними особых проблем не было, а набрать не срочной мелочевки в одном месте, чтобы по сто раз не ходить на почту, для меня удобно и стоит возможной копеечной переплаты по сравнению с самыми низкими ценами Китая. А эти светики я дешевле и не видел нигде. Кстати, есть и 18Вт версия, 20 см длиной, сейчас всего по $4.99 (весной взял одну штуку на пробу за $9.84). Бренд там, правда, не указан, но на вид то же самое.

Возвращаясь к товару. Что это за бренд — я не знаю. Поиск выдал только сайт на китайском hzled.com, информация на котором не обновлялась, судя по новостям, с 2011 года. Ну ещё пару обзоров лампочек.

Тип COB означает Chips on Board, то есть отдельные светодиоды установлены на общей плате и покрыты толстым-толстым слоем люминофора. Это даёт немного более равномерное свечение, чем отдельные мощные диоды, если используются в светильниках без рассеивателя. Размер люминофора тут 10 сантиметров. По краям отверстия 3 мм для крепления и контакты для пайки. Основание — алюминий.

По фотке магазина не понятно, на самом деле логотип — всего лишь наклейка на упаковке. Упаковка — запечатанный антистатический пакетик.



Ну ладно, нам ведь не шашечки нужны, а светить. Подрубаем к лабораторному блоку и потихоньку увеличиваем напряжение. На 9.0-9.2 вольтах полоса начинает еле-еле светиться отдельными точками. На 10В точки уже хорошо видны. Можно их сосчитатать:



У меня 48 насчиталось.

Светодиод не на радиаторе, надолго его включать на большую мощность не стоит, но кратковременно — можно, нагревается не сразу. Построим вольт-амперную характеристику. Ток замерял самим блоком питания, так что дискретность 0,01 ампер, точность ещё хуже, но сойдёт для общей картины. Напряжение снимал с точек пайки, так что провода не повлияли. Между замерами давал время остыть. Вот что получилось:



Мощность соответствует заявленной при номинальном токе.

Ради интереса проверил, насколько увеличивается ток при нагреве. Выставил напряжение в 13 вольт, прогрел полосу до примерно 80 градусов, без радиатора это заняло чуть больше минуты. Ток вырос с 0,49А до 0,61А. В принципе, можно подключать на 12-12,5 вольт напрямую, при достаточном охлаждении ток не превысит допустимого. К бортовой сети авто напрямую уже не подключить. На полную мощность, конечно, потребуется стабилизатор тока.

Что касается света. Светит ярко. Цвет желтоватый, но, не сильно, на мой вкус вполне приятный. Температуру измерить, увы, нечем. Спектр замерить тоже. Можно только CD-тест провести. Вот только заснять его не удаётся ни в какую, фотоаппарат показывает только 3 цвета, на глаз же почти ровный спектр, провал разве что в районе голубого цвета. Обычные энергосберегайки дают гораздо более ступенчатый спектр. Мне кажется, неплохо, цветопередача должна быть хорошей.

Светит широким углом, почти 180 градусов. Если прислонить к листу бумаги, перпендикулярно:



Прежде чем перейти к DIY-колхоз части, резюме.
Плюсы:
Большая мощность (по сравнению с типовыми 1-3Вт диодами);
Простота сборки светильника (по сравнению с теми же диодами, которых нужно больше), есть отверстия для винтиков;
Форма в виде линейки лучше рассеивает тепло (по сравнению с мощными сборками кругло-квадратной формы), теплоотвод через 10-12 квадратных сантиметров подложки;
Форма в виде линейки даёт более равномерный, не «точечный” свет. Особенно если ставить две линейки параллельно на некотором расстоянии. Или собрать квадратом;
Цена. Может я ошибаюсь, но мне кажется вполне неплохо.
Минусы:
Нет нейтрально белого. Тёплый или холодный.
Ну и как все „полуфабрикаты“ требуют пайки, установки на радиатор, подключения блока питания и прочей работы руками и головой. Хотя какой же это минус?

Резюме: я доволен! Две линейки уже заюзал в настольной лампе. Результат радует, свет нравится. Думаю, не взять ли ещё про запас, но вроде уже осветил всё, что планировал.

Ну а теперь секция «сделано руками из жопы», кому интересно.

Колхоз тут
Началось всё с того, что подвернулся мне под руку пыточное орудие стоматолога, в виде бормашины советских времён, выброшенной на металлолом.



Поснимал с неё всё, что может пригодиться. В том числе и подвижную руку прожектора. Стали там не пожалели, эта конструкция весила килограмм под 10. Ну да ладно, это не фонарик, не с собой таскать. В общем, на фига на века. Зато такая конструёвина удачно подходит под мой угловой стол, стоя в углу, при необходимости может освещать почти любое место, да ещё и по высоте регулируется. Короче, настольная лампа-переросток.

Перво-наперво была выброшена голова. Размер у неё был примерно 20х20 см, вес соответствующий, внутри конус отражателя с лампой накаливания и толстенное рифлёное стекло. Не пригодилась.



Вместо неё добавил ещё одно колено, длиной 43 см из квадратного алюминиевого профиля 25х25 мм. Благодаря конструкции диагональной части, устроенной внутри как подпружиненный параллелограмм, это колено всегда остаётся горизонтальным, не зависимо от высоты подъёма светильника. Это колено позволяет не только крутить лампу вокруг опоры, как в исходнике, но и придвигать свет к опоре.



В максимально вытянутом состоянии получается более 120 см от оси до края.



Но и этого мне показалось мало, и я сделал эту секцию телескопической, на двух мебельных роликовых направляющих для ящиков. Что увеличивает вылет ещё на 26 см. Итого почти полтора метра. Нормально так :)



А теперь главная-головная часть. Основа — радиатор. За его обзор и тестирование большое спасибо sav13. Прикупил пару. По размерам на него отлично встали две линейки. И по рассеиваемой мощности, судя по тому же обзору, его достаточно. Установлены на термопасту и прикручены винтиками, резьбу нарезал прямо в радиаторе.





Оставлять его в открытом виде не хотелось, не эстетично (хотя учитывая вечный рабочий бардак на моём столе, открытый радиатор был бы меньшей из эстетических проблем, но всё ж). И тут мне удачно подвернулся обрезок алюминиевого профиля 40х60 мм, выброшенный соседями после остекления балкона. Мимо такого я пройти не мог, прихватил его. Из него с помощью дремеля и какой-то матери вышел вполне нормальный кожух. Повозиться с ним, конечно, пришлось изрядно. Извёл полпачки отрезных дисков, часть сломал, часть потерял сточил. И то идеально не вышло, швы видны, в паре мест шоркнул там, где не надо. Знал бы заранее, плюнул на эстетику и не делал бы.



(Стиль — старый троллейбус :) )



По конструкции, хоть оно и выглядит закрытым со всех сторон, там достаточно по бокам места, чтобы тёплый воздух уходил вверх, подтягивая холодный снизу. Тестов не проводил, но думаю на эффективность красота не повлияла и жертв не потребовала.

Все детали были подчищены, где надо, от старой краски и наметившейся ржавчины, после чего покрашены из баллончика. Не знаю, наверное на алюминии держится она не очень, но я царапать не буду, а само по себе пока не отвалилось. Да и цвет у меня близкий к природному алюминиевому, если что, сразу заметно не будет.

Провод питания идёт внутри. Использовал старый, который был. Довольно толстый, да и медь тогда была медью. А вот линейки я подключил параллельно. Это, конечно, неправильно. В своё оправдание могу сказать, что параметры модулей довольно близки, а установлены они на один радиатор, так что температура будет примерно одинаковой. Да и не догружены они у меня, так что проблем пока не предвидится. По хорошему надо либо соединить последовательно (но нужен другой блок питания, вольт эдак на 28), либо запитать раздельно (но провод в лампе у меня двужильный и из-за телескопической секции заменить не выйдет). В общем, для себя сойдёт и так. Всю ответственность за судьбу светиков принимаю на себя.

Проще всего было взять импульсные AC-DC драйверы для светодиодов, как обычно и делают все нормальные люди. Я же решил использовать обычный блок питания на напряжение чуть выше, чем надо, а дальше линейным регулятором стабилизировать ток. Нафига? Резонный вопрос. Во-первых, подходящего драйвера у меня не нашлось бы, заказывать — значит ждать. Во-вторых — по такой схеме можно легко диммировать свет. 20 ватт на рабочем столе — слегка многовато, если нужно только подсвечивать клавиатуру. Но и иметь максимальную яркость, когда что-то паяешь, тоже хочется. Искать LED-драйвер с диммером? Дорабатывать обычный? Сложно. Я не настоящий сварщик, я только учусь. Мне проще сделать линейную стабилизацию на последнем этапе. А что КПД? Конечно снижается. Но сильно ли? Если подобрать блок питания на напряжение, близкое к нужному при максимальной яркости, 13,8-14В, то нет. При слабом свете ток небольшой, потери (14В-11В)*0,09А*2=0,54 ватта. При максимальном — ток большой, а разница напряжений близка к нулю, что опять же даёт небольшую потерю на регуляторе. Наибольшие потери при средне-ярком свете, но и тогда не превышают 1-2 ватта. Опять же, меня устраивает.

Блок питания нашёлся в закромах. Пока я думал, взять 12-вольтовый и чуть разогнать или купить 15-вольтовый и слегка понизить, наткнулся у себя в барахле давно валявшийся блок питания фирмы Motorola.





Это трансформаторный (!) блок питания. Длиной больше 10 см и весом больше кило. Как раз для моей лампочки :) А самое главное, выходное напряжение у него очень удачное, 13,8В и ток 1,5А. Впритык, но достаточно. В процессе колхозинга я его коротнул и спалил предохранитель. Пришлось вскрывать. Внутри, понятное дело, ничего интересного. Трансформатор на почти весь объём, диодный мост, предохранитель, да конденсатор (уже не помню, то ли один то ли два в параллель). Под предохранитель поставил держатель, доступный извне, типа такого:



Магия подействовала и больше менять предохранитель не пришлось. Правда, в процессе вскрытия корпус блока немного пострадал (и кто додумался блок закручивать болтиками с шестигранной головкой миллиметра на 4, утопленными узкие пазы на пару сантиметров? У меня всякие отвертки есть дома, под кучу хитрых винтиков, но накидной головки такого размера не нашлось, а больше туда ничем не подлезешь, пинцетом и то с трудом. Пытался высверлить, но не особо получилось, тогда я разозлился и дремелем распилил всё нафиг по периметру. Ну ничего, обратно собрал, шов по кругу залепил термоклеем. Нормально, жить будет. Но фоток не покажу, блок стесняется.

Ну и последняя часть, контроллер. Сделал сразу на два канала. Один канал — лампа, второй — задняя подсветка монитора. Про подсветку сказать особо нечего, две полоски, схожие с обозреваемой, но на 4 ватта холодного света, прилеплены на полочку над монитором, дабы в темной комнате слегка подсвечивать фон за монитором и клавиатуру. Холодный свет не очень, но как фон — вполне нормально, учитывая желтоватые обои. На фотках выглядит хуже, чем есть на самом деле. Честное слово!



Итак, контроллер состоит из двух блоков стабилизации тока:



Ток замеряется токоизмерительным сопротивлением, собранным из 4 одноомных 0805 (потом на основной канал поверх допаял ещё 4, чтобы снизить падение напряжения на них) и ограничивается полевым транзистором. Транзистором управляет операционный усилитель, нужный ток ему сообщается от контроллера. Вторая половина операционника усиливает сигнал с токового шунта для целей мониторинга. Также измеряется, сколько вольт было отнято у светодиода, чтобы знать, на сколько он светится.

Ну а управляется всё это микроконтроллером. STM32F100C4. Да-да, 16 Кбайт флеша, 4 Кбайта памяти, 32 мегагерца и всё только чтобы управлять светодиодиками. Но я вообще-то программист, мне можно :) На самом деле ценность этого контроллера в двух ЦАПах, цифро-аналоговых преобразователях, которыми удобно задавать ток. 12-бит точности тут, конечно, не нужны, можно было бы и без них обойтись, но на готовом проще. Ну и ещё контроллер замеряет напряжение с БП. А ещё всё становится лучше, когда есть bluetooth. Но нет, блютуз я не добавил, а добавил RS-485. Такой лампе — подобающий интерфейс! :)

Вот как-то так это должно было выглядеть:



А вот так получилось:



и с обратной стороны:



Сразу видно что реальность внесла коррективы. Где-то забыл дорожку, где-то ещё что. К примеру выяснилось, что через делитель напряжения в 84КОм идёт достаточно тока, чтобы светодиоды еле заметно, но светились. 100 КОм резисторы в параллель к светодиодам решили проблему. Но главный epic fail был с полевыми транзисторами. До сих пор не пойму, чем я думал, когда поставил irlml2502 в корпусе SOT-23. По даташиту у него до 1,25 ватта рассеиваемой мощности при комнатной температуре. Оно работает, но он может и перегреться. Особенно, учитывая трансформаторный БП, если напряжение в сети чуть повысится (обычно оно у меня в районе 210 вольт днём). Временно заменил на IRLR7843 в D-Pak (TO-252). Потом, надеюсь, руки дойдут переделать плату в нормальном виде, под TO-220, заодно сделать цивильно, с паяльной маской и под какой-нибудь корпус. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Пусть это опять останется на моей совести.

Ах, да. Осталось ещё одно. Выключатель! Точнее не так. Выключатель — это у обычной лампочки. Пульт управления! Раз уж свет может меняться плавно, значит нам нужна крутилка. Тут отлично подойдёт энкодер. Типа такого:



Энкодер поселяется на ПМЖ в небольшой корпус, сверху нахлобучивается подходящая ручка-крутилка и подключается кабелем от старой мышки к контроллеру.



Всё, контроллер можно убрать подальше, чтобы он своим видом не давил на совесть. А пульт обучен работать так:
  • Простое нажатие — включить / выключить лампу.
  • Длинное нажатие — включить / выключить фон.
  • Кручение — регулировка яркости того света, который горит. Если горят оба или не горит не один — регулируется яркость лампы. Если ничего не светит, то перед включением лампы можно заранее выкрутить её на минимум, затем включить, актуально ночью.
  • Кручение в нажатом состоянии — регулирует фон. Можно длительным нажатием включить фон и, не отпуская, сразу отрегулировать его яркость, даже если включена лампа.
Яркость обоих источников запоминается и включаются они с того же уровня.

Уф, вроде всё. Можно наслаждаться результатами. Что я и делаю, уже примерно с месяц. Результат отличный (ну не надо мне припоминать мои косяки! Светит же!). Очень удобно. Свет можно выставить такой, какой надо. Уменьшается он до нуля, очень плавно. Ну а на максимальной яркости и минимальном расстоянии от стола даёт освещенность более 3000 люкс, если верить самодельному люксметру на MAX44009. А этот датчик освещенности довольно точный, так что особого повода ему не верить нету.



Это при том, что напряжение блока питания с 15,5В на холостом ходу проседает под нагрузкой почти до 13В и максимальный ток получается около 1,15А, что чуть меньше номинальных 1,44А. Но это и хорошо, даже в случае дисбаланса, вряд ли ток превысит норму. Ещё осталось дописать софт на контроллер, управление и сбор логов с лампы (смешно звучит, ага) по modbus'у и интегрировать в общую домашнюю сеть умных кофеварок. Привет, skynet домашнего масштаба.

Фотки результата. Пытался снимать с зафиксированными настройками. Фотки темнее, чем на самом деле, иначе не видно ничего будет.

Обычный комнатный свет. Три энергосберегайки. Выглядит темно, на самом деле нормально так, для обычной жизни:



Немного света от лампы:



Полный свет лампы:



Фоновая подсветка, слегка:



Фон на максимум:



Полный свет:



Жаль фотоаппарат не передаёт реальную яркость. Если настроить его на правдоподобную яркость при выключенной лампе, при включенной получается белое пятно.


Удачных покупок и низких цен!
Планирую купить +144 Добавить в избранное +149 +321
+
avatar
  • wormster
  • 03 декабря 2014, 05:04
0
т.к. затронуто сравнение с отдельными бульбачками, то появляется вопрос надёжности и ремонтопригодности. По части удобства этот тип на высоте.
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 05:30
+1
Про надежность таких линеек сложно что-то сказать, я пока их не использовал в длительных режимах на максимальной яркости. Думаю при нормальном охлаждении прослужит долго. А ремонтопригодность нулевая, если деградирует, то на выброс. Отвинтил, отпаял провода да поставил новую.
+
avatar
0
Про надежность таких линеек сложно что-то сказать,
А теперь, по прошествии 1 года, как себя чувствуют COB диоды?
Не вмерли?
+
avatar
  • ACE
  • 15 декабря 2015, 15:05
+1
Пашут отлично! Каждый раз пользуюсь и радуюсь. Ну на максимальной яркости не так часто использую (сфоткать что-то в макро, рассмотреть в лупу, попаять), обычно на небольшой яркости как дежурный и фоновый свет, но на глаз яркость меньше не стала. Замерил только что тем же самым люксметром, что в обзоре, получил с минимального расстояния даже больше 4000 люкс (в обзоре 3000), видимо лампа чуть провисла, последнее колено, так что стала ближе к столу. Но 3000 с прежнего расстояния (приподнял на глаз) выдаёт. Так что главное — хорошее охлаждение, у меня радиатор больше 40 градусов не нагревается, а за счёт большой площади линеек тепло отводится вполне эффективно.

За лето сделал две потолочные лампы в дачном сарае. Кусок толстого алюминиевого уголка, такая же линейка и драйвер на 9-10 ватт от сети. Светят хорошо.

Так что по прежнему рекомендую.
+
avatar
  • SotM
  • 03 января 2017, 18:47
+1
Вот и ещё один год прошёл. Как себя чувствует светильник? Эти линейки всё такую же яркость выдают?
+
avatar
  • ACE
  • 03 января 2017, 19:35
0
:) Всё также. Не нарадуюсь. С месяц назад ради интереса замерил яркость тем же самым люксметром, на минимальном расстоянии, как в обзоре. Яркость вышла даже чуть больше (4200 люкс), видимо светильник немного ниже стал, чуть провис, алюминий всё-таки, чуть в сочленении протёрся от поворотов. Так что абсолютно точно не скажу, но яркость диодов если и упала, то на проценты. Да и чего им будет, на полную яркость лампу я использую крайне редко, что-то сфотографировать или рассмотреть в лупу. Всё остальное время от 10% (дежурный свет, за компом сижу) до где-то 50% (когда паяю и т.д.). С таким радиатором нагрев при этом практически отсутствует, думаю линейки проживут сотню лет.
Ну и приделал лампе мониторинг и управление с компа (и пульта ДУ через него) по rs-485. В самопальной проге, режим «комфортный полумрак для работы за компом»:

Лампа 1 — основная, 2 — подсветка за монитором.
Ой, прочитал свой коммент годовалой давности, почти тоже самое. Ну собственно ничего и не изменилось.
+
avatar
  • Skarl
  • 04 декабря 2014, 02:35
0
Достаточно надежно и неремонтопригодно :-)
Чтобы «погасить» светодиод нужно по нему очень сильно и точно бить. У меня похожая линейка попалась с одним битым светодиодом, после издевательств погас сектор, но она продолжает работать. Фото ниже привел.
+
avatar
  • Daemonn
  • 07 декабря 2014, 01:22
+1
давным давно, чуть ли не год назад, тут проскочил обзор первых cob лампочек (вернее не совсем первых, а первых полноценно-рабочих-нормальных). купил тогда по (!) ~15$ \ шт. Работают до сих пор, каждый день жгу как минимум по часу-другому, обычно даже больше, 4-5 часов или сколько за вечер нагорит. Проблем нет. Свои деньги отрабатывают полностью — особенно это радует, когда на муське появляется очередной слезливый обзор в духе «купил кукурузу, а она сгорела через неделю». Так что доверию к cob-у — быть! На фото ниже — они.
+
avatar
  • Tanushka
  • 03 декабря 2014, 06:01
+4
Интересное исполнение!
Бренд: HZLED — китайцы не сильно утруждались в названии ;)
Скажите, что за лампы тёмного цвета типа сберегайки (3 шт.) стоят над принтером samsung?
+
avatar
  • sshiva
  • 03 декабря 2014, 06:19
+1
Рискну предположить, что это для фоторезиста. Или маски. Или и того и другого. :)
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 11:14
0
В точку! И то и другое :)
+
avatar
  • Kartus
  • 03 декабря 2014, 07:40
+4
Да уж. ХЗлед, для конторы производящей светодиоды, просто пипец как самокритично)))
+
avatar
  • 5077070
  • 03 декабря 2014, 15:25
0
Да им пофик на это, как и нашим «креативным» носителям неизвестных иероглифов в виде тату)))
+
avatar
  • qrbg121
  • 03 декабря 2014, 21:40
+1
А вот кстати да, до сих пор жду, когда же какая-нибудь дурочка набьёт в районе копчика кандзи 痔 — геморрой.
+
avatar
  • 5077070
  • 03 декабря 2014, 22:08
+2
Лучше тогда — 消防員投入。
+
avatar
  • qrbg121
  • 03 декабря 2014, 23:31
0
Ржал в голос.
Простите.
+
avatar
  • MrBender
  • 04 декабря 2014, 17:24
+1
«Пожарные на месте»? Это «зад горит»?
+
avatar
+1
это, видимо, должно было означать пожарный выход, но правильнее было бы в таком случае написать 安全通道
+
avatar
+5
Хороший обзор.Отлично сделано + за прямые руки.P. S. а что там за три лампочки типа сберегаек с черными спиралями на одной из фотографий? Поставить плюс не вышло, «Карма» не позволяет в минусе.
+
avatar
  • sav13
  • 03 декабря 2014, 06:22
+1
Фоторезистом автор балует
Ультрафиолетовые энергосберенайки
+
avatar
  • Kartus
  • 03 декабря 2014, 08:00
+1
Ну, автор балует не только фоторезистом. Это ж надо, так навернуть управление лампой. Сказывается программистское прошлое))) Порадовал. Ну и в карму тоже, шоб було!
+
avatar
  • R1o
  • 03 декабря 2014, 06:24
+2
+ за прямые руки и чувство юмора)
+
avatar
  • SKB
  • 03 декабря 2014, 07:39
0
Разрешите поинтересоваться, в какой программе 3D рисунок платы делали?
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 11:30
+1
Схема рисовалась и плата разводилась в DipTrace'е, там же и 3D вид показывается.
+
avatar
+1
Тоже очень нравится эта программа. Легкая в освоении, есть русский язык, русская документация, справочник корпусов, бесплатная версия для некоммерческого использования. Разрабатывают ребята из Днепропетровска.
+
avatar
  • kirich
  • 04 декабря 2014, 01:26
0
А я с ней так и не сдружился, пользуюсь спринтом
+
avatar
  • somerek
  • 03 декабря 2014, 08:04
0
А что такое CD-тест?
+
avatar
  • ksiman
  • 03 декабря 2014, 08:14
+1
Просмотр спектра излучения в отражённом свете
+
avatar
  • klirik
  • 03 декабря 2014, 09:48
+4
Смотришь с улицы вечером, прищурившись на любой жилой дом. У кого-то светящиеся окна просто расплываются в бесформенные равномерные пятна. У них — обычные лампы накаливания. У кого-то в этих пятнах проглядывают цветные очертания. У них — энергосберегайки. А где-то пятна белые, с чётким ярким сине-фиолетовым ореолом. Это ртутные дуговые, как в уличных фонарях.
CD делает то же самое, только прищуриваться не нужно :). Равномерный спектр от линейчатого отличает запросто.
+
avatar
  • dk800
  • 03 декабря 2014, 08:28
0
Сильно нагревается при работе от 12 вольт без радиатора? Можно в таком режиме постоянно использовать? Радиатор — то у меня будет, тонкая стенка светильника, ил алюминия, но сильного отвода тепла не выйдет.
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 11:47
+1
Запитал на 12 вольт. На открытом воздухе догрелось до 70 градусов за 10 минут. В целом, может и пойдёт. Но могут и начать терять яркость со временем. Я бы рискнул, но взял +1 модуль на замену, если что.
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 15:10
+1
Хотя ниже вот написали, что попались линейки на меньшее напряжение. Там 12 вольт без радиатора точно не прокатит.
+
avatar
  • DYoga
  • 03 декабря 2014, 09:04
0
За обзор и творчество плюс, хотя по мне для настольной лампы и одной такой линейки более чем достаточно.
Сам покупал такие светодиодные модули, и тоже с Дилэкстрима, но мне две штуки пришли погнутые. Про них есть в моём обзоре mySKU.me/blog/aliexpress/27833.html. Вам повезло, что ничего не погнули. В моём случае упаковка была слишком хилая.
Может отстал от жизни, но всегда считал, что люминофор находится внутри светодиода, а снаружи всего лишь защитный компаунд. Неужели стали люминофор в компаунд замешивать?

Но у меня какие-то другие панели с другими характеристиками. У вас ток 0,72А при напряжении 13,87в, а у моих панелей ток 0,72А был уже при напряжении 11,87в. Так что если мои панели логично были 12-вольтовые, то Ваши скорее 14-вольтовые. Интересно, это можно как-то понять при заказе? Вроде и там и там 10Вт
+
avatar
  • dinoeL
  • 03 декабря 2014, 09:29
0
Поправьте ссылку, точка лишняя в конце.
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 11:43
0
Да, одной линейки хватило бы, по яркости. Но две дают более равномерный свет. Меньше бликует. Для плат, где много глянцевых поверхностей припоя весьма актуально. Хотя ещё лучше было бы поставить матовый рассеиватель.

Про люминофор с компаундом не знаю. Светится вся линейка, причем центр, где точки, белее, а края желтее. Так что может и объемно замешано.

Видимо разные партии. Хотя на вид одинаковые.
+
avatar
  • federman
  • 03 декабря 2014, 09:48
+1
Жирный плюс-за обзор, за творческий подход, за творческий беспорядок на столе, за то, что используете то, что другие уже выбросили. Молодец. А что ещё пользительного из стоматустановки выковырнули?
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 12:02
+3
Снял два двигателя, один основной, довольно большой, второй от водяной помпы. Хз, пригодятся или нет, скорее всего нет, но хотя бы медь сдать в цвет-мет, а не как железо. И вообще меди внутри хватало, трубочки, крепеж.

Интересная рука самого бора. Там привод тросиком, от двигателя в основании через набор блоков. Конструкция прикольная. Блоки с подшипничками. И сама рука прикольная, вращается вокруг вертикальной оси и подпружинено так, ммм, как удочка у рыбака. Вниз тянешь за верхний край, а оно обратно поднимается. Куда применить — не могу придумать. Но она такая прикольная :) Забрал. Самой бормашинки не было, да и толку от такой.

Кнопки и разъемы проводов поснимал. Всё кондовое, но может пригодится. Разъёмы крутые, такие могли бы быть на какой-нибудь военной технике. Плотно защелкиваются, а потом ещё сверху скобой закрепляются. Нафиг не нужны, но внутри медные пружинящие контакты, куда-то может сгодятся. Оставил немножко.

Ещё была в комплекте тумба, на которой стояло кресло. В тумбу встроен гидравлический домкрат, поднимающий пациента. Работал подъём идеально. Можно было ногой встать на тумбу, а второй, качая педальку, поднять себя на полметра вверх :) Но сдал в чермет, ибо весила это конструёвина более 80 кг и её использование представлялось сомнительным.
+
avatar
  • federman
  • 03 декабря 2014, 19:19
+1
«второй от водяной помпы» Это была не водяная помпа, а воздушный компрессор
сдал в чермет, ибо весила это конструёвина более 80 кг и её использование представлялось сомнительным можно было парикмахерам предложить…
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 19:51
0
Ммм, возможно. Там было 2 пистолета на шлангах. А что там подавалось, вода или воздух, я не разбирался. Вроде бы в стоматологических бормашинах бывает и то и другое. Но вообще логично, воду можно и от водопровода подводить.

Вариант. Не подумал. Ну да ладно, в чермете ей заинтересовались, думаю отложат отдельно, пристроят кому-нибудь. Не пропадёт. А у меня на тот момент была более важная задача «расчистить сарай от старого барахла».
+
avatar
  • sem232
  • 03 декабря 2014, 09:56
+1
смотрю на вашу комнату(мастерскую) и понимаю, что если кто изобретет машину времени то я знаю кто это будет)))
+
avatar
0
Если не секрет, зачем вам 3 три УФ лампы? Дискотека в мастерской?
+
avatar
  • vanenzo
  • 03 декабря 2014, 10:52
+1
Выше ответили, УФ для фоторезиста или маски
+
avatar
  • vanenzo
  • 03 декабря 2014, 10:52
+1
Как же брутально-то все, епта, супер-обзор!
+
avatar
+2
пока ещё не знаю, куда я воткну эти линейки, но уже хочу их, штук пять)
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 12:11
+1
Правильно, надо брать, пока есть. А то ведь разберут. Лучше пусть полежат, чем потом жалеть :)
+
avatar
+1
Это очень правильно, когда холодильник стоит возле рабочего стола. Только руку протяни :). У меня так же. Беда маленьких квартир.
+
avatar
+1
Как я тебя понимаю, к сорока годам одышка и «кость широкая» над брюками свисает, в 45 лет начинаешь в очередной раз думать, что что-то надо делать, в 47 вешаешь турник дома, потому что стыдно, не можешь и одного раза подтянуться, усиленно занимаешься, в 48 лет вытираешь с него пыль и снова начинаешь и даже получается находить те самые 10 минут в день…
+
avatar
+1

Мечтаю о пузике лет с 5-6. Все никак. Всю жизнь хорошо кушал и вел спортивный образ жизни и много (иногда чрезмерно много) двигался. Холодильник люблю как свою маму :)). Но квартира маленькая, поэтому холодильник сзади рабочего (обеденного стола).
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 20:09
+1
Источник бесперебойного питания нужен не только технике ;)
+
avatar
  • San9l
  • 03 декабря 2014, 11:28
+4
Админы, почему я могу нажать кнопку- обзор понравился- только 1 раз? ну хотя бы парочку=)
Автор, спасибо, приятно было прочитать!
+
avatar
  • qwerty2
  • 03 декабря 2014, 15:31
+1
Полную схему, исходники и плату не планируете публиковать?
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 15:41
0
Мне не жалко, но вряд ли оно кому-то нужно. Повторять один-в-один нет смысла, а если переделывать, то там и так ничего сложного. У кого есть чем запрограммировать STM32, хотя бы STM32-Discovery, сам сделает не хуже. Другим проще будет на Ардуине сколхозить.
+
avatar
  • qwerty2
  • 03 декабря 2014, 16:40
+1
Я как раз сейчас изучаю STMки, вот мне и интересно.
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 17:57
+1
Тогда позволю себе порекомендовать we.easyelectronics.ru/blog/STM32/ и easyelectronics.ru/category/arm-uchebnyj-kurs, читать с конца, от более старых заметок. Там и авторы пограмотнее меня и примеры более подходящие для обучения.
+
avatar
  • qwerty2
  • 03 декабря 2014, 18:05
+1
Спасибо, там я уже все перелопатил…
+
avatar
  • emoe
  • 03 декабря 2014, 17:21
0
Спасибо за обзор. Народ, а присоветуйте корпуса (может со встроенным радиатором) для кухонной подсветки, вдруг кто натыкался или делал подобное. Заранее спасибо.
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 17:53
0
Кухонную подсветку удобно делать лентой, наклеив снизу шкафов. В качестве радиатора тогда достаточно алюминиевого профиля, полосу или Г-уголок (чтоб в глаза не светил). Если важна эстетика, можно взять такие или такие. Аналогичные видел в леруа мерлене. Если лень собирать это всё, то в той же Икеи есть неплохие светильники в виде линейки, длиной сантиметров в 50. Те вообще просто в розетку втыкаются и никаких проблем. Были и тут обзоры похожих из китая.
+
avatar
  • emoe
  • 03 декабря 2014, 18:21
0
Спасибо за информацию. Нюанс в том что в составе моей кухни модули 40, 60 и 80 см шириной, соответственно 50-ти сантиметровое решение не совсем подходит. А данная линейка привлекает своей универсальностью (размером) и тёплым светом.
+
avatar
+2
Обзор супер! Спасибо! можно код поглядеть под stm? я сам хочу сделать подобное — управление от энкодера освещением но хочу регулировать не только яркость но и температуру — зажигая одни или другие диоды. Modbus как протокол для освещения и прочих вкусняшек дома.
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 20:07
+1
Ок, мне не жалко. Только заранее прошу прощения. Код там тестовый. Надёрган кое-как из других проектов. Кривой. Модбас не реализован, только начат. Пока что тупо по RS-485 как в ком-порт кидаются текстовые строки с текущим состоянием.
Там же схема и разводка в DipTrace. Перед повторением, как минимум, исправить баг с недостающей дорожкой и заменить полевики на то-220.
Архив закинул сюда.
+
avatar
0
спасибо большое. Я только перехожу с avr На stm — поизучаю. Обычно яркость диодов рулят шимом через драйвер — а чего вы решили аналогом через опера регулировать?
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 20:25
0
Да даже и не знаю. Как-то само так получилось :) Во-первых, пульсаций нет (хотя при высокой частоте ШИМа они тоже незначительны и не влияют на зрение), во-вторых так проще контролировать ток (как при ШИМе выставить макс яркость? Если светодиод с резистором или лента, там просто выбирается максимальное допустимое напряжение, далее шимируем. Тут не катит, так-как от температуры меняется ток при том же напряжении.), а значит яркость не будет зависеть от прогрева диодов, в-третьих, если всё равно замеряем ток на шунте, то нужен усилитель, а тут уже и стабилизатор тока получается, только транзистор добавить.
+
avatar
+1
я не пользовался такой лентой как у Вас — но принцип такой — микруха стабилизатор тока -драйвер диода mbi6651 у нее вход есть интересный 0-2.5 вольта на входе аналоговая регулировка или шим на нее подавать. Работает очень хорошо эта микрушка. Ток диода задается резистором. я Цеплял 3-х ватных пяток диодов на нее последовательно ток 500-600 ма. Так делал rgb подсветочку барной стойки
+
avatar
  • ACE
  • 03 декабря 2014, 21:53
+1
Ух ты! Какая волшебная микруха! Мне раньше такой не попадалось. Да, такую использовать — отличный вариант. И диммирование без проблем. Обязательно прикуплю на пробу. Благодарю за наводку!

Для этой линейки разве что ток задать будет сложно. Для полной яркости нужен резистор в 0.140 Ом. Но можно подобрать из параллельных или просто использовать 0.2 ома для тока в пол ампера.
+
avatar
0
у нас на радиорынке появились резики меньше ома. Они стали появляться в продаже как раз под драйвера диодов. У меня идея в квартире все освещение на диодах сделать и центральное питание 12 вольт. для управления кинуть витую пару под потолком во всей квартире. Она будет шиной модбас и питанием 12 вольт для электроники. Вместо выключателей энкодеры с контроллерами — пока вот такое в голове рисую себе.
+
avatar
  • ACE
  • 04 декабря 2014, 00:11
+1
12В плохо тем, что нужны толстые провода, иначе потери большие. Медь нынче дорогая. Я хотя бы 24 вольта делал, либо все-таки AC-DC на местах.

В остальном реально. Главное не забывать, любая электроника может глючит, а самопальная — особенно. Всегда нужно предусматривать возможный выход из строя. Либо отдельный тупой выключатель, дублирующий электронику, либо все модули делать с запасом, если что — хоть заменить быстро можно. А не ждать потом какой-нить сгоревшей деталюшки, которой в запасе нет, из китая. Меня такая предусмотрительность уже пару раз спасала.
+
avatar
0
вот как раз об этом и думаю — на случай слета части что бы без освещения не остаться. Но могу сказать что светильник на аквариуме с rgb уже года полтора 24\7 работает. Я еще подумаю насчет напряжения. электронике 3.3 надо а диоды я еще подумаю как включать. Мне нравятся сборки на 5630 (5730) диодах. Можно по толстому питанию 24 дать а по витой паре (модбас и питание электроники 12 а то и вообще 5).
+
avatar
  • ACE
  • 04 декабря 2014, 00:37
+1
У меня так выключатель комнатного света сделан. Туда витую пару затянул, 12 вольт (контроллеру не так много надо, даже с линейным стабилизатором потери копеечные) и модбас. Сделал туда сенсорный выключатель. И управление с ИК-пульта (это через комп и модбас, пульт уже был для музыки с компа). Всё было отлично. Пока осень не наступила. Сенсор у меня не ёмкостный, а ИК (ик-диод и приемник отраженного света). Утренний солнечный свет стал попадать точно на выключатель и тот срабатывал. Хотя по даташиту и назван «солнце-защищенным». В итоге утром меня будил полный свет всех ламп. Пока дошли руки допилить выключатель, помогло то что предусмотрел полное отключение автоматики штатным выключателем. Иначе каждое солнечное утро проклинал бы свою глупость.
+
avatar
0
ну я энкодер поставлю. Есть в некоторых системах световой арматуры чисто панельки без самих мозгов димера. Хочу что бы енкодер мог управлять не только светом но и еще какими-то фишками (музыкой например). Центральным мозгом планирую cubieboard (аналог распбери). Вот пока думаю как сделать красиво регулировку теплый-холодный свет. Жене такая штука очень понравилась в лампе Типа такой — maxus.com.ua/ru/svetil-nik-svetodiodnyj-s-distancionnym-upravleniem-d600-63w-3000-6000k-220v-dds.html
+
avatar
  • ACE
  • 04 декабря 2014, 01:00
0
Регулировка цветовой температуры энкодером — было бы прикольно. Холоднее, теплее. Надо пробовать, в процессе, я думаю, оптимальное решение и всплывёт.
+
avatar
0
задача еще стоит как красиво сделать сам истоник света: переделать лампу стандартную или делать на пластинах что-то типа такого aliexpress.com/item/Free-shipping-High-quality-aluminum-40000-hours-18w-AC-85-265v-SMD-5630-surface-mounted-Magnetic/1246351323.html заменив часть диодов и распаралелив схему сделав три вывода — общий — холодные-теплые
+
avatar
  • grabber
  • 03 декабря 2014, 19:58
+1
Отличный такой обзор.
+
avatar
  • Jeka57
  • 04 декабря 2014, 00:16
+1
Клавиатура — зачет! :)
+
avatar
  • ACE
  • 04 декабря 2014, 00:29
+6
Ей 18 лет недавно исполнилось. Постарела, конечно, одна клавиша уже выпала. Хотя это я её неудачно выковырял, когда отмывал клаву от пыли прошлого тысячелетия. А сколько вселенных на ней спасено было! А сколько врагов повержено! Как говорится, сейчас таких уже не делают :)
+
avatar
  • Jeka57
  • 04 декабря 2014, 00:39
+1
Да уж, были времена… Эх.
+
avatar
  • Skarl
  • 04 декабря 2014, 02:23
+1
Плюсую за отличный обзор.
Я себе для экспериментов таких взял: aliexpress.com/item/-/1943130337.html
5 баксов за пару. Они не 9Вт, а 6. Светодиоды в 2 ряда На алюминиевой пластине-подложке. Свет яркий температуры примерно 6000к. Греются до 50 градусов при 12В. Отверстий под крепление нет.
Бывают с браком :-(
+
avatar
  • backlyn
  • 04 декабря 2014, 19:21
+1
А ещё его можно гнуть. если руки из того места, то можно и кольцо замострячить.
+
avatar
0
Приветствую.
Дошли руки поразбираться с кодом для чудо-лампы. Я на ней так сказать изучаю свою дев платку. Получилось собрать проект залить его и увидеть в терминалке посылки. Хотелось бы схемку глянуть что бы понятнее было что на каких портах висит.
Спасибо-)
+
avatar
  • ACE
  • 21 января 2015, 22:32
+1
В архиве с прошивкой есть схема и плата. Формат DipTrace. Прога бесплатная для домашнего использования, так что стоит поставить её, в ней и смотреть. А код для изучения все-таки весьма неудачный, лучше бы покачественнее найти :)
+
avatar
0
да нормальный вроде — учитывая что хочу подобное устройство сделать-) В прошивке модбас протоклок реализован?
+
avatar
  • ACE
  • 22 января 2015, 01:50
0
неа, я начал, но, как обычно, переключился на другой проект и этот пока отложил.
+
avatar
0
знакомое чуство-0))) в коде просто видел кусочки слов о модбассе
+
avatar
0
что-то не получается открыть схемку в DipTrace. Пишет файл в архиве поврежден. Можно еще раз кинуть файлик? ra8 собака rr.com.ua
+
avatar
0
спасибо открыл. енкодер как кнопки на схеме подключен? что-то не увидел как он подключается
+
avatar
  • ACE
  • 24 января 2015, 15:17
+1
А, да. Идея подключить энкодер пришла уже после того, как схему отрисовал. Подключил его к Btn1 и Btn2 (вращение) и Btn3 (нажатие).
+
avatar
  • Qim
  • 02 июня 2015, 17:14
0
Эти COB лампы светят не хуже люминисцентки? По цветовому охвату, по ощущениям, не раздражает ли свет? Сам купил линейку для настольного освещения на 5730 — долго смотреть не могу(
+
avatar
  • ACE
  • 02 июня 2015, 17:37
+1
По прошедшему времени и постоянному использованию этой лампы могу сказать, что я весьма доволен. По яркости на единицу мощности сказать сложно, а по цветовому охвату и ощущениям — всё великолепно. Коэффициент цветопередачи, конечно, замерить нечем, но на субъективно — освещает также хорошо, как и светит. В отличии от некоторых диодных ламп и лент, которые вроде и светят, а видно фигово. Паять мелкие детали — вполне комфортно, разве что ещё бы светорассеиватель добавить, чтобы ещё сильнее снизить блики в припое, но даже так неплохо, лучше чем с лампой накаливания в настольной лампе.
+
avatar
  • Qim
  • 02 июня 2015, 18:39
0
Благодарю за ответ. А без фирмы (наклейки) не страшно брать? Всмысле по приятности свечения тоже самое?
www.buyincoins.ru/item/38676.html
Хочу сделать такую же настольную лампу как в отзыве.
+
avatar
  • ACE
  • 02 июня 2015, 19:07
0
Сложно сказать. Скорее всего не сильно отличаться будeт, но и гарантий нет. Только советую брать именно тёплый белый. Холодный, как по мне, не очень. Даже если пишут просто «белый», в живую несколько синят. И ещё нюанс, по ссылке более длинные, 20см. Это и лучше, но и радиатор нужно подлиннее (хотя бы алюминиевый профиль).
А чего не с ДХ? По цене вроде тоже самое почти. ДХ хоть и ругают, но вот месяц назад заказал у них ещё 5 таких линеек, отправили быстро, дошло нормально.
+
avatar
  • Qim
  • 02 июня 2015, 19:37
0
на ДХ я нашел только 18W длинные
да и придется продавцам писать перед покупкой, тк раньше приходили согнутые палки, с банггуд заказывал, дважды. вот и думаю где безопаснее заказать, может на ebay?
+
avatar
  • ACE
  • 02 июня 2015, 19:57
0
Да, 18Вт длинную с ДХ я тоже брал, одну штуку на пробу, но пока не пригодилась.
Мне пока везло, хватало обычной упаковки, ни одна полоса не пострадала. Думаю что от продавца не зависит, только от почты.
+
avatar
  • Qim
  • 02 июня 2015, 20:13
0
я просто хочу попросить чтобы скотчем примотали к любой крепкой палке)
+
avatar
  • Qim
  • 03 июня 2015, 03:51
0
еще может подскажите, диммер какой можно поставить с плавной регулировкой, чтобы потребление линейки регулировать?
+
avatar
  • ACE
  • 03 июня 2015, 13:41
0
Тут не подскажу, я сам делал, готовые даже не искал.