Обзор-предупреждение. Блок питания TENSTAR ROBOT TSP-05 5в 0,6а


Ссылка в заголовке на АНАЛОГИЧНЫЙ БП (первый попавшийся в поиске) т.к обозреваемого уже много лет нет в продаже.

Увидев как-то в обзорах этот миниатюрный БП сразу заказал пяток. А что – вещь не дорогая, но нужная. Тем более что есть куда применить. Собственно – было собрано пара таких часов-метеостанций на этих БП. Одни из них проработали почти 5 лет до вчерашнего события. Они были отправлены с ребенком в другой город. И вот вчера (вернее уже позавчера) приезжаем к ребенку – а он сидит без света. Говорю «чо не сказал?» А что, говорит, вы же все равно уже едете…
В общем после стандартных манипуляций с автоматами в щитке и отключением всего включенного – выяснилось, что виновны часы!
Разбираться что там не так некогда и нечем – забрали их домой. Дома вскрываем…
Вот он виновник торжества + инструмент для вскрытия (кроме шила ничего не понадобилось!)

В районе установки БП видны черные следы побега белого дыма из БП.

Вынимаем БП. Крышка его на вид слегка отошла.

Поддеваем шилом – она легко снимается. Внутри следы копоти не заметны

Извлекаем внутренности (без каких либо усилий). Тут уж просто всё в нагаре!

Пытаемся всковырнуть герметик. А он очень легко крошится и отходит. Никаких затруднений с «разборкой» нет. Можно добраться до всех узлов.

Я, конечно, не kirich, но его обзоры БП (спасибо ему огромное) научили меня, на что обращать внимание… в схемотехнику не полезу, а вот что внешне есть:
Шим контроллер AP8012H

Горячая и холодная части разделены на плате. Хорошо.Соединяются только оптроном обратной связи и разделительным Y (честным) конденсатором.

Входной конденсатор на 400В и 105градусов. Тоже хорошо. Емкость 4,7мкФ – не знаю, достаточно ли для 3Вт.

Выходные два конденсатора на 470мкФ 10В (вроде бы 10В – не очень видно). Вроде тоже хорошо. Но у меня большие сомнения – в таком размере по моим прикидкам должно быть 10мкФ а не 470.
На выходе фильтр из дросселя и тех самых электролитов.

Приподняв входной конденсатор, видим вероятную причину – диодный мост.

Судя по количеству копоти – именно он пожертвовал собой. Надписи на нем не читаются (если и есть/были).


Ну и вывод. На смену этим БП пришли другие «усовершенствованные». А все мы знаем – в чем обычно заключается «модернизация» у китайцев. Поэтому! Не забывайте ставить предохранители в свои поделки!

Upd1 ЧИТАЕМ КОММЕНТАРИИ!!! Там много полезного! Спасибо комментаторам!

Всех женщин – с Международным женским днем! Чтобы все ваши мечты исполнились поскорее! Особенно те, о которых все мы мечтаем последние дни.
Планирую купить +9 Добавить в избранное +82 +120
+
avatar
  • Ivan374
  • 08 марта 2022, 17:03
+5
Почему в заголовке обзора нет названия товара? Добавьте, пожалуйста!
+
avatar
  • Naevus
  • 08 марта 2022, 17:07
+4
Спасибо. Добавил. Сам не люблю неинформативные заголовки (и без того поиск тут не ахти, чтобы еще хаос добавлять)
+
avatar
+13
1. Между входным конденсатором 4.7х400 и сетью обязательно должен быть токоограничительный резистор 10..50 Ом, иначе выход из строя моста неизбежен через небольшое число включений. Непонятно по фоткам, есть ли он.
2. По ссылке совершенно другой преобразователь от приличных китайцев. И в шите на него указано, что на входе дожен стоять предохранитель, варистор, X кондер и синфазный фильтр(кстати с приличным активным сопротивлением). А на выходе еще кондер 220мкф. Были ли в вашей схеме эти элементы и читался ли шит на ac/dc перед его использованием?
3. БП на фотках выглядит совершенно по другому, чем по ссылке и аналогичен он только по параметрам. Изучался ли шит именно на него перед использованием?
+
avatar
  • Naevus
  • 08 марта 2022, 17:19
+2
1. Мелкий монтаж не дает мне шанса разглядеть, даже с использованием очков :(
2. Вы неправильно поняли. Я не собирал этот БП — я его купил уже собранный.
3. Так же — вы не прочитали первое предложение в обзоре об аналогичном (по внешнему виду) блоке.

ps прочел камент ниже от Dust112. Понял о чем вы. К сожалению — я «не настоящий сварщик» (забыл об этом упомянуть). Спасибо за комментарий.
+
avatar
+14
1. Токоограничивающий резистор обязательно выводной, любой чипрезистор горит от броска пускового тока. Но в качестве токоограничителя может быть и маломощный синфазный дроссель, который похоже вы неставили.
2. Т.е вы не устанавливали снаружи эти компоненты, как указано в даташите на HLK-PM01. И возможно даже шит не читали. Тогда неудивительно, что он сгорел.
+
avatar
  • Naevus
  • 08 марта 2022, 17:26
+6
2. Да, я все понял (картинка от Dust112 сразу разъяснила мне ваши слова!). Спасибо! Буду знать (и исполнять).
+
avatar
+6
Помимо картинки очень советую почитать шит, там указан и ток синфазного дросселя 70..200ма. На такой ток он будет иметь сопротивление 5..10 Ом на одно плечо и 10..20 на оба. Этого достаточно, но меньшее сопротивление опять приведет к недопустимому броску тока при включении на максимуме напряжения и ароматным эффектам. Или на вход выводной резистор 1Вт 10..20 Ом добавить.
+
avatar
  • Naevus
  • 08 марта 2022, 17:38
+1
Спасибо огромное за советы!!!
Я еще вспомнил — первые пару лет часы там работали на заряднике от телефона. А потом он сгорел (без спецэффектов) и был заменен на этот… Вторые часы до сих пор на нем работают (пошел отключил пока от греха подальше), но и они раньше были запитаны от зарядника (в обзоре часов видно).
+
avatar
  • kovax
  • 08 марта 2022, 19:43
+5
раз на раз не приходится, но такой блок питания без дополнительного обвеса работает лет 6 уже 24/7 — ЕСПку питает.
один такой тоже полыхнул — процент брака не предсказуем у китайцев.
+
avatar
  • Naevus
  • 08 марта 2022, 19:49
+2
выше сказано что зависит от количества включений. Там же ток заряда конденсатора в момент включения запредельный
+
avatar
  • kovax
  • 09 марта 2022, 08:19
+1
раз 100 точно включался…
скорее зависит от удачи.
и схемка, касательно для ЕСП, дополнена конденсатором по выходу 1500мкФ, иначе сбоила.
+
avatar
  • Naevus
  • 09 марта 2022, 08:23
+1
по выходу у меня еще и блокировочный висит кроме электролитов (на фото видно) хотя сама ЕСПшка у меня не сбоила, но вот датчик BME280 периодически просто с ума сходил
+
avatar
  • kovax
  • 09 марта 2022, 10:15
+3
ну вот что бы не сходил пришлось кондер вешать — у меня «не заводился» при старте датчик темп+влажности.
другие девайсы я уже делал на открытой плате, как в комментах фотку кидали — они лучше.
+
avatar
  • alex323
  • 08 марта 2022, 19:47
+5
1. Между входным конденсатором 4.7х400 и сетью обязательно должен быть токоограничительный резистор 10..50 Ом, иначе выход из строя моста неизбежен через небольшое число включений.
Практически никогда не ставят в этом месте резисторы для ограничения тока. Тем более при такой малой емкости конденсатора. За исключением устройств большой мощности (сварочные инверторы, частотные преобразователи), где резистор используется только на время заряда емкости, затем шунтируется контактами реле.
+
avatar
+7
Все правильно человек написал, именно бросок тока зарядки очень важен. И не ставят резистор разве что в подвалах всяких.
В маломощных устройствах таки очень часто резистор в качестве ограничители предохранителя. В более мощных ставили NTC, в совсем мощные устройства плавного пуска. Но теперь есть ККМ, он должен быть во всех более менее мощных блоках. А маломощным по прежнему подходят резисторы, дроссели и тп
+
avatar
  • u3712
  • 08 марта 2022, 21:28
0
NTC не позистор. ))
+
avatar
0
Спасибо, ошибся) конечно же ntc, позисторы для прогрева нитей ламп ставили в ширпотреб
+
avatar
  • u3712
  • 08 марта 2022, 22:08
0
Вообще, ставят и NTC и (P)PTC. Первые защищают от стартового тока (но только один раз, пока холодные). Вторые — собственно «предохранитель». К слову, очень полезная вещь для маломощных БП, попробуйте как нибудь. «Гарантию» они не дают, но сгорают гораздо реже обычных резисторов-предохранителей.
+
avatar
+2
NTC в отличие от резисторов полезнее для КПД.
+
avatar
  • ksiman
  • 09 марта 2022, 10:57
0
Вторые — собственно «предохранитель»
Которые спасают от перегрузки, но не от КЗ
+
avatar
  • u3712
  • 09 марта 2022, 11:30
0
нет
+
avatar
+1
Что такое ККМ?
+
avatar
  • AlexA42
  • 09 марта 2022, 19:19
+2
корректор коэффициента мощности
+
avatar
  • ksiman
  • 09 марта 2022, 21:53
+1
Что такое ККМ?
ККМ — это APFC — всё просто :)
+
avatar
  • POV
  • 08 марта 2022, 17:18
+14
В DS этих ac-dc указано, что надо фильтр на базе дросселя common mode с кондюком и варистором. Это то, чего вних не доложили в сравнении, например, с IRM от минвела (потому они мельче и дешевле). Кто поставил такой ac-dc в одиночку — сам себе злой буратино.
+
avatar
+2
MW тоже не идеал. В одном новеньком в жестяном кожухе (12В ампер на 8-10, уже не помню) при первом включении тоже мост бахнул. Поменяли мост и предохранитель — до сих пор БП работает.
+
avatar
  • POV
  • 09 марта 2022, 13:12
+1
На них тоже всегда варистор и предохранитель ставлю. Пара сотен изделий, полёт нормальный.
На китайцев статистика мелкая, пока всего пара десятков изделий.
+
avatar
  • Johnny
  • 09 марта 2022, 18:45
0
где бы посмотреть на application circuit для irm серии от meanwell. например тут ничего подобного нет.
+
avatar
  • Dust112
  • 08 марта 2022, 17:20
+35
Так вроде в datasheet есть схема правильного включения таких модулей.
+
avatar
  • Naevus
  • 08 марта 2022, 17:21
0
Вот спасибочки! Это многое проясняет.
+
avatar
  • bdfy63
  • 09 марта 2022, 10:40
+3
Спасибо за схему! Правда у меня три штуки таких питают ардуино-самоделки, а одна на 3,3В — газовую колонку, вместо батареек, все без обвязки, работают года три-четыре уже. Теперь придётся на колонке переделать)
+
avatar
  • Vadim2S
  • 09 марта 2022, 14:53
0
Дроссель синей изолентой примотать :-) Или :-( Не знаю, что уж лучше…
+
avatar
  • dens17
  • 08 марта 2022, 17:24
+8
По фото, нормальный БП для такой цены и мощности. Даже есть фильтрующий дроссель на выходе. Диод Шоттки вроде SS26 (60V/2A).
Конденсаторы хлам дешёвый. Можно проверить реальную ёмкость высоковольтного конденсатора — он может высох и это причина неисправности.
ЗДЕСЬ есть фото похожего БП.
+
avatar
+2
Повангую, что причина выхода — отсутствие резюка на входе. При этом мост душевно и стабильно пыхает через некоторое число включений.
+
avatar
  • Naevus
  • 08 марта 2022, 17:28
+1
Ну тут не ванговать -тут на основе фактов можно это смело утверждать! На втором фото видно же что сеть припаяна прямо на него :(
Спасибо вам за пояснения!
+
avatar
  • nsn
  • 08 марта 2022, 20:46
+4
А что, часы сколько-нибудь часто включались/выключались? Сгорели-то они, наверное, не при включении, иначе бы вряд ли пришлось искать перебором виновника отключения света.
+
avatar
  • Naevus
  • 09 марта 2022, 06:16
+1
Ну переезды итп — довольно часто (чаще чем те что дома стоят и пока работают).
Момент когда сгорели не знаю. Думаю что наверное вы правы — не в момент включения.
+
avatar
+1
Юзаю такого же формфактора от MeanWell. Года три, пока что, но всё ок. Питают ESP32.
+
avatar
+2
Брал такие же про запас в 2016 году. Пока не понадобились. Мои были на 12 В. По ссылке открывается магазин «TENSTAR ROBOT GREAT WALL Store». То есть фирма сохранилась, но торгуют теперь Hi-Link-ами. Видать свои плохо шли. Hi-Link-и никто не вскрывал? Но вообще ставить китайские блоки без усовершенствований в ответственные узлы ???.. Я пожара боюсь.
+
avatar
  • Naevus
  • 08 марта 2022, 18:48
+1
в обзоре на который я ссылку давал как раз сравнивают оба. Только без вскрытия (на вскрытии там вроде чужие фото)
+
avatar
+2
Тогда уж лучше ставить те, что справа, на фото.

Правда по габаритам побольше, но зато есть входной фильтр. Правда надежность скорее всего как и у всех китайских…
После советских деталей, привык к импорту, который работает и не отказывает, а сейчас отрезали от всего. Опять придется переходить на КТ315 (хотя у них по моему надежность больше чем у транзисторов с Алиэкспресс).
+
avatar
  • tirarex
  • 08 марта 2022, 21:01
+4
Правда по габаритам побольше, но зато есть входной фильтр. Правда надежность скорее всего как и у всех китайских…
Такой как справа в версии на 12в, работает уже года 2 на вытяжке в ванной комнате, питает вентилятор ноктуа на несколько ватт. поверх сделан корпус на 3д принтере, нагрев минимальный, проблем за 2 года не обнаружено.
+
avatar
  • Boing
  • 09 марта 2022, 16:26
+8
Ноктуа на вытяжке в ванной… Я прям уважаю! :)
+
avatar
+1
Сверху неплохо смотрится, а снизу с зазорами первичка-вторичка как? И ссылкой не поделитесь на такой?
+
avatar
  • u3712
  • 08 марта 2022, 18:36
+5
Гм.
Цитирование учебника/DS вещь полезная, но не в решении конкретной задачи конкретного пользователя.
//
Процитирую сообщение автора топика
Я еще вспомнил — первые пару лет часы там работали на заряднике от телефона. А потом он сгорел (без спецэффектов) и был заменен на этот… Вторые часы до сих пор на нем работают (пошел отключил пока от греха подальше), но и они раньше были запитаны от зарядника (в обзоре часов видно).
Т.е. сгорел не-нагруженный БП. Понятное дело, что существует огромное множество причин, почему он может сгореть и без нагорузки (т.е БЕЗ: нагрева, большого тока, высокого напряжения выброса на транзисторе/диоде). Это возможно. Возможно всё. В конкретном случае это наверняка не при чём. Скорее всего, у ТС проблемы с высоковольтными всплесками от коммутации сильнотоковой нагрузки.
Варисторы по входу никак не помогут, как и «синфазный дроссель», который в данном приложении вообще не нужен, в-принципе (малообъемная схема без внешних подключений).
В обсуждении выше всказывалось предложение поставить последовательно по воду сети мощный резистор, и это правильная мысль. Её стоит дополнить варистором прямо на выводы преобразователя. Причем, номинал резистора надо выбрать таким, чтобы на нем рассеивалось вольт 50 переменного напряжения при работе БП на номинальную нагрузку. Достаточно включить БП и тестером померить ток, из этого легко считается номинал резистора, но в 1.5 раза меньше. Мощность резистора не менее 1 Вт (советских) или 2 Вт импортных.
Варистор тоже лучше выбрать специальный, а не первый попавшийся. Я бы взял модель на 200Vac — с учетом естественного запаса и падения напряжения на резисторе, этот варистор никогда не откроется в нормальном режиме и ограничит напряжение на силовой части где-то на уровне 400В. Обычно, обратноходовой выдерживает это напряжение без эксцессов.
Итак, для subj (питания часов) нужен БП такого типа и следующие элементы:
— на входе резистор 1-2 Вт и, после него, варистор 200-230Vac
— на выходе электр. конденсатор (что-то типа 100-470uF 16V).
+
avatar
  • Naevus
  • 08 марта 2022, 18:45
0
Часы в другом городе на сьемной квартире. Первый сгоревший БП был от сименса35го (причем не оригинал) и работал он в сталинке с газовыми плитами. Со светом там было почти нормально (стиралка как подключена мне не нравилось — но на нее отдельная линия шла).
Этот работал с сентября на другой квартире — новой многоэтажке панельной. НО с электроплитой! Причем половина квартиры (и плита) не вырубились, а с часами там включен был только комп и свет. Но вот проводка там мне не нравится совсем. Да еще счетчик меняли недавно. Так что вариант с проводкой я тоже рассматривал.

Резисторы МЛТ найду в запасах. Спасибо!
+
avatar
  • Vadim2S
  • 08 марта 2022, 20:28
+5
Я, наверное, что-то не понял, но постоянно греть воздух на 1Вт при похожей нагрузке — это как-то не хорошо.
+
avatar
  • rexen
  • 08 марта 2022, 21:19
+8
Совершенно согласен с версией сгорания от мощного всплеска перенапряжения. У меня на глазах бахнул классический дешёвый комплектный китайский БП-зарядка для смартфона — когда я в этот же удлинитель небрежно воткнул старый советский ЛДС-светильник — это который с ЭМПРА — там мощная индуктивность на входе, при втыкании вилки был слабый контакт — т.е. при искрении в розетке пошла накачка дросселя и обратка в виде ЭДС самоиндукции — воткнутый рядом флайбэк, честно отслуживший до того 4 года — уверенно бахнул со всеми спецэффектами. Чудесным образом смартфон не пострадал. Причём, жили они — лампа и зарядка — рядом полгода. Просто в этот раз как-то так «звёзды сошлись» — что искрануло в достаточной мере.
+
avatar
+1
малообъемная схема без внешних подключений
можно подробнее расшифровать что это? В первый раз встречаю такой критерий.
+
avatar
  • u3712
  • 09 марта 2022, 10:00
+2
Любой объект имеет емкость, относительно Земли. Синфазный дроссель работает для синфазной помехи,(относительно Земли). Если нарисуете схему включения из индуктивности и емкости (на gnd), то станет понятно, что «полезность» дросселя (синфазного фильтра) прямо пропорциональна величине емкости. Если емкость мала, то и эффект от дросселя 'чисто эстетический'.
+
avatar
  • xascer
  • 08 марта 2022, 20:02
0
посоветуйте dc-dc в авто, чтобы с 15в на 5 в понижать, на 1 ампер. для запитки видеорегистратора и тд
+
avatar
  • raven6
  • 08 марта 2022, 20:38
+1
https://aliexpress.ru/item/item/32815170131.html — 2 шт, тех, что подороже, катаются в машине с октября 2020. Запитан регистратор и хэндс-фри. Проблем пока не было.
mySKU.me/blog/aliexpress/73026.html — очень подробный обзор от камрада kirich
+
avatar
+1
AP8012H
+
avatar
  • Naevus
  • 09 марта 2022, 11:26
0
Спасибо, поправил
+
avatar
  • rexen
  • 08 марта 2022, 21:22
+6
Микрофарады сокращают до мкФ, а не мФ. Школьный курс физики, между прочим.
+
avatar
+4
… говорит, вы же все равно уже едете…
Правильное воспитание — нервы (ваши) бережёт.
+
avatar
+1
Я, конечно, не kirich, но его обзоры БП (спасибо ему огромное) научили меня
даа, щас киричу не до обучения, факт
+
avatar
  • bahek29
  • 08 марта 2022, 23:45
+7
надеемся что у него всё хорошо! и жив здоров…
+
avatar
+1
насколько я знаю он живет немного дальше от самого треша, возможно пока не долетает
+
avatar
  • bahek29
  • 09 марта 2022, 01:00
+3
судя по блoгу — считанные километры и минуты ходьбы((
+
avatar
0
Интересно… не обращая внимания на зомбоящик: что там на самом деле произошло и что происходит — кому верить?..
+
avatar
  • ur3ec
  • 15 марта 2022, 14:24
+1
Война. А что, разве поиск отменили? условие одно — не пользуйся рунетом… Харьков и Мариуполь разбомбили, ну и тд… не будем тут… здесь — о технике
+
avatar
  • Reverse
  • 09 марта 2022, 05:05
+3
Хорошие блоки. А то что у автора сгорел, так это целиком и полностью «сам дурак». Цепи защиты преднамеренно не собраны внутри. Т.к. имеют свойство сгорать. И если их залить компаундом, то их замена невозможна.
Для адекватного применения необходима стандартная цепочка — предохранитель-варистор-металлорезистор.
+
avatar
+1
Автор, исправьте пожалуйста «400в» на «400В», «4,7мф» на «4,7мФ», «3вт» на «3Вт», «470мф 10в» на «470мФ 10В»и «ЧИТАЕМ КАМЕНТЫ!!!» на «ЧИТАЕМ КОММЕНТАРИИ!!!»
+
avatar
  • Naevus
  • 09 марта 2022, 08:26
+1
Ок, спасибо за замечания!
+
avatar
+10
мф это миллифарада, а микрофарада пишется мкФ, или по английски uF. Ф также как и В и А с большой буквы, был такой Семен Фарада, в его честь и назвали.
+
avatar
  • Naevus
  • 09 марта 2022, 10:48
+2
Спасибо, исправил.
+
avatar
+6
с Семена Фарады поржал, спасибо
+
avatar
  • Boing
  • 09 марта 2022, 16:27
+1
Семён Фарада ахахахахаа))))))))))))))))))))))))))
+
avatar
  • LeggO
  • 10 марта 2022, 16:55
0
микрофарада пишется мкФ, или по английски uF
Вот и наши стали одну букву экономить.
+
avatar
0
А мне понравилось, ведь не везде умещаются три буквы, две воткнуть проще.
+
avatar
  • LeggO
  • 10 марта 2022, 17:50
+1
Иногда так напечатано бывает, что не поймешь, МФ или НФ.Мне не нравится))
+
avatar
+2
Ну разницу в 1000 раз просчитать можно быстро. Тем более Вы написали Мегафарада` и непонятно что HФ (nF или нФ). На чертежах разницу между nF и uF, паяльщики понимали.
+
avatar
  • LeggO
  • 10 марта 2022, 19:18
+2
Извиняюсь, поспешил с крупным шрифтом))
Имелось ввиду, что чертежи бывают «слепые», плохие копии, не всегда же есть PDF и понять, что там написано сложно. Хотя и PDF бывает отвратнее ксерокопии, даже на том же ALLDATASHEET_е.Кстати он уже неделю не работает… Я к тому, что nF и uF похожи и что написано на хреновой схеме? То ли n то ли u — перевернуть обе и будет одинаково.По-русски m пиндосам впадлу наверное писать))
+
avatar
0
Попробуйте через VPN
+
avatar
  • LeggO
  • 15 марта 2022, 12:24
0
VPN
Не при делах он.
Там было такое дело — на сайт заходишь, все работает, компоненты ищутся, а когда кликаешь на пдфник, чтобы посмотреть, выскакивает окно, что информация временно недоступна.
Но позавчера они починились и все работает.
+
avatar
+1
Вы этим блоком питали часы на MAX7219?
+
avatar
  • Naevus
  • 10 марта 2022, 06:56
+1
Да, есп-шка + датчик + 4 матрицы на 7219.
+
avatar
+2
Слабоват будет блок для такой комплектации.
+
avatar
  • Naevus
  • 10 марта 2022, 18:13
+2
Да нет — в самый раз. 4 матрицы на полной яркости жрут больше 1А (или 2? не помню навскидку). Это да. Но вы их видели на полной яркости? Я выше 0-го уровня никогда яркость не ставил. Да еще два слоя тонировки наклеил — все равно ярко. А минимальная яркость — это 1/16 от тока. Т.е. — с большим запасом для этого блока.

+
avatar
+1
Заняться что ли часами, а то новейших красивых микросхем теперь не купишь, придется делать из г… и китайских палок от г… мало отличающихся.
+
avatar
  • LeggO
  • 10 марта 2022, 19:20
+4
На полукиллограммовом мешочке с 155 серией и кт315 + индикаторы ИН-12 )))
+
avatar
0
Вот КТ315 давно выброшены. Г… полное, шумы и ненадежность. Они меня в советское время достали. Сколько я их поменял. 155 лежит, но ставлю AC (1554). Люблю красоту и надежность. К ИНам равнодушен. Часы на 176 серии и ИН9 лет 30 ходили. Все ушло их время.
+
avatar
  • LeggO
  • 10 марта 2022, 21:01
0
А я очень люблю 315 -е.С детства.У меня даже небольшая коллекция их есть, они же были и в черных и в зеленых корпусах)) и коричневые попадались.
Микрухи давно применяю 564 и 1533.Запасы военприемки пока не иссякли.
+
avatar
+1
Где то около 1980 г в журнале «Радио» появилась маленькая заметочка, об уменьшении шума в усилителе «Радиотехника 020». Для этого в предварительном усилителе из 4 тр. КТ361 и одного 315, предлагалось заменить 315 на 3102. А у меня друг, жаловался на шум усилителя. Заменил, шум пропал. А уж сколько я их заменил потом, ремонтируя станки. 3102 поставил и забыл, а 315 — обязательно накроется. А типы у меня были всякие, от А до Ж, И, К. Если память не изменяет.
+
avatar
  • LeggO
  • 10 марта 2022, 21:46
+1
Согласен, когда появились 3102 и 3107 это стало приятным сюрпризом) и, конечно,315-м не место в аудиотехнике, а в других поделках очень даже неплохи они, тем паче были очень доступны.Они и сейчас нужны бывают.Ремонтировал тут зарядку-автомат автомобильную.4 кт315 и 1 кт361 были сгоревшие, ещё 2 315 и 1 361 целы.Поменял. Теперь зарядка (тиристорная кстати)работает, пользуюсь.
Про замену- у меня статистика наоборот, чтоб 315 вылетел — такое было очень редко в теликах. В станках не ковырялся.Тесть в те годы ЕСки ремонтировал, там тоже 315 служили почти вечно.Интересно почему))
+
avatar
+1
По ненадежности КТ315 обгоняли только микросхемы 142ЕН1, ЕН2, и транзисторы КТ807 (глиняные). Вызывают утром на станок, не включился, 142ЕН не включилась в стабилизаторе. Касаешься её тестером, а она зараза включается и работает. А через неделю опять. А 315 в станках в основном работали на включение реле. Вот там и накрывались. В свое время прочитал исследование по низкочастотным шумам транзисторов. Там выявили прямую корреляцию между шумностью транзистора и его надежностью. То есть большой шум транзистора свидетельствует о том, что с технологией производства не все в порядке.
+
avatar
  • LeggO
  • 11 марта 2022, 18:54
+1
142ЕН1, ЕН2
Я на ширпотребе не работал, а вышеупомянутые микрушки с ромбиком и ПЗ вылетали чрезвычайно редко.
+
avatar
0
Не помню с какими знаками были, но по моему у исходных μA723, та же беда. Были и они. Г… полное. Менял на 142ЕН, не помню сейчас названий, 5 и 15В полные стабилизаторы, выкидывал кучу ненужных резисторов и конденсаторов, и наступало счастье!!! Не вызывают. У меня было около 40 поднадзорных станков.
+
avatar
  • LeggO
  • 11 марта 2022, 20:26
0
Т.к. у меня был космос, то скорее всего в станках были нарушены требования разрабов к нагрузкам, теплоотводам, может ещё чему.Ибо ремонтникам в космос лететь не с руки, то корова не доена, то самогонка стынет)))
+
avatar
0
Да нет, они сами по себе иногда не включались. Я пытался понять из за чего это, но сейчас не помню, удалось ли что либо выяснить. В 2006 я оттуда уволился. Главная бяка, пытаешься что либо выяснить, касаешься платы осциллографом или тестером, тут же все включается и работает. И так один два раза в месяц, или реже.
+
avatar
  • LeggO
  • 11 марта 2022, 23:16
0
Чудеса, у нас такого никогда не было.Возможно потому, что все шины питания были просто усеяны КМ_ками, которые сейчас скупают на драгмет по приличным ценам.Либо разводка была хорошая.Платы у нас делали просто отличные, у меня до сих пор несколько обрезков есть под планарную серию типа 564, использую как макетки.На платах специально по краю делали пустые ламели для доработок, бывало, что прям перед отправкой разрабы прибегали и говорили — надо ещё пару корпусов распаять срочно.И паял, разводя соединения проводом ПЭВТЛК-0.2.Дома его тоже использовал иногда для «прошивки».Где-то уже рассказывал про эту технологию, наверное не тут.
+
avatar
0
ПЭВТЛК-0.2 да, хороший провод, паяется без зачистки. Тоже им паял. Сейчас увы кончился, а новый не попадается. А микросхемы сами по себе такие были, независимо от разводки… Наверно поэтому у Вас и не применялись.
+
avatar
  • LeggO
  • 12 марта 2022, 13:32
0
Вот эти обрезки, которые я вместо макеток использую и на них, кстати провод ПЭВТЛК, только не 0.2, а 0,09.
+
avatar
  • LeggO
  • 12 марта 2022, 13:40
0
А микросхемы очень даже применялись.
Ещё платки мелкие я не травлю — возиться неохота с химией, режу скальпелем.
Ну и раз уж нашел где все фотки у меня свалены))) то покажу как развлекался на работе.Видеочипы дохлые было жаль выкидывать, красивые они.

Все фотки по какой-то причине не влезли в предыдущее сообщение.
Тут мои поделки




+
avatar
+2
А я наоборот не люблю макетки. ЛУТ. Последнее время, стал набирать плат на лист стеклотекстолита 100 * 200 мм и делать сразу много. Удобнее утюгом выглаживать. Вот пример.

У выводных деталей делаю отверстие 0,5 мм. Тогда можно не кернить а сверлить сразу. Поскольку платы односторонние, соединение делаю проводом Belden. Он фторопластовый.

Край платы 0,1 мм. Частично вытравливается, но все равно приходится потом резать, может коротить. С левой части платы сеть, покрыта лаком.
ЛУТом же печатаю лицевые панели. Вот например телефонныйй усилитель.
+
avatar
  • LeggO
  • 12 марта 2022, 16:13
0
Когда надо срочно что-то спаять — либо макетка, либо скальпелем, если мелкое.Провод у меня не знаю какой, на работе покупали, изоляция цветная, на катушке, посеребреный 0.25 примерно диаметр.
ЛУТ не люблю из-за гимора с утюгом.Пару дней назад на трубе видел ролик " ЛУТ без утюга" — проще простого, всего то надо найти 647 растворитель.Планирую попробовать.В Леруа был вчера — только 646 стоит по 50 руб.В местном магазинчике автозапчастей такая же склянка 647 по 200 р.Выбора нет, говорят он нечастый в продаже.
Вот пара фоток копира.На макетке.С обратной стороны как раз тот проводочек.

+
avatar
0
А в чем гимор с утюгом? Я просто не выкинул в свое время старый, и глажу им. За 3 — 4 час. несколько или одна плата готовы. Дырки только надоедает сверлить. Из за этого с радостью перешел на смд монтаж. Все нужные номиналы в двух китайских книгах. Детали паяются намного быстрее. Не надо ноги изгибать. Главное время поиска нужного элемента уменьшается почти до «0» Правда и дырки сверлить стал быстрее. Накупил сверл, и ими как шилом.
+
avatar
  • LeggO
  • 12 марта 2022, 19:56
0
Книги дороговаты)) И вообще люблю детальки разноцветные и гнуть их, Вы же видели у меня на макетке с планаром МП40)).А СМД у меня целый чемодан, подарили, но их ставлю только когда оно надо впихнуть невпихуемое — тогда им цены нет))) Сверла эти чудесные у меня ещё с космоса остались, да от тестя целая спичечная коробка.Вчера миллиметровое сломал, жалко, новое, один раз только пользовался, промахнулся.Ибо нефиг сверлить вручную.Кстати на производстве там оборотов около 10000.У меня станок есть на ДП-26, фотку позже выложу.
Утюгов у меня… мама не горюй.И Филипс и наши и чугунный есть и даже на углях)) Все равно гимор.Химия лучше.Завтра пойду растворителя куплю)).
+
avatar
0
Книги я брал где то по 600 (пустые конечно), деталюшки конечно сам раскладывал. Просто по памяти, 90% времени при изготовлении какого нибудь устройства уходи на поиск элементов. Вот где то в этом ящике, и роешься. А на заводе работал, у нас было 3 комнаты и коридор. Ходишь в поиске, все быстрее и быстрее, почти переходишь на бег, а у программисток со столов начинает сдувать бумажки, и поднимается крик. А сверла да, ломаются. У меня первые появились где то в 70. Друг приволок якобы из КГБ. Для сверления стенок для установки микрофонов. Может и приврал, но просил поломанные вертать, для отчетности.
+
avatar
  • LeggO
  • 12 марта 2022, 21:23
0
а у программисток со столов начинает сдувать бумажки, и поднимается крик
В лесу раздавался… крик программисток )))
Они хоть красивые были? )))
Навеяло просто.
В цеху все тетки ненавидели начальницу цеха по производству печатных плат.Костерили при любом случае ТАКИМИ словами…
Два года я это слушал, представлял себе этакую
Людмилу Прокофьевну © и тут по служебной надобности вдруг попал я в её цех.Когда увидел эту офигенскую девушку, подумал, что зря я уже женился…

У меня 0.125 резисторы и мелкие полупроводники в банках.Со школы еще.Не в консервных конечно)) Сделал один банк, понравилось, сделал еще 6 шт.Из спичечных коробок.Все подписано, ничего искать не нужно.А чип резисторы и кондеры в лентах, в пакетах, тоже поисков не надо.
+
avatar
+2
Приводил уже здесь это фото.

Но как это в банках, не представляю. Кстати в коробках резисторы и конденсаторы. 10 Ом и 10 пФ, скажем.
+
avatar
  • LeggO
  • 12 марта 2022, 22:25
+2
Но как это в банках, не представляю
Вот эту многоэтажку я и называю банком.Хранилище по-нашему ))
А вот моя сверлилка, она сейчас в процессе замены БП, так что критика не принимается)
+
avatar
+1
А я так сверлилку и не сделал. Начинал переделывать фотоувеличитель, но забросил. Сверлю вручную. Небольшой 24В ГДРовский моторчик. К нему была сделана плата питания по схеме стабилизаторов скорости от электромоторов, но с появлением шуруповертов сверлить большими диаметрами ей перестал. Так что запитываю просто от 12В. Начал фотографировать, а тут кот поинтересовался, провел осмотр.

Он вообще интересуется моими делами.
+
avatar
  • LeggO
  • 13 марта 2022, 10:53
+2
Котя красавчик!
У меня их два штука, девочка и мальчик.
Симка


Бандит


Мне тут по случаю достался сломанный погружной миксер UNIT, там отличный моторчик на 220, мощный и небольшой, оборотов что-то дофига, хочу его поставить вместо этого ДП-26, купил на Али патрончик с переходником, примерно как у Вас на фото размер.У этой модели миксера корпус можно считать неразборный.Там пластик как у бампера девятки, бронебойный.Корпус из 2 частей на защелках, которые невозможно расщелкнуть, так при сборке они ещё и мазали их клеем, так что починить без ущерба внешнему виду нереально.Поэтому гарантийка их просто списывала и выкидывала.Я взял и попробовал разобрать — куда там! Пришлось пилить.А вся неисправность оказалась в том, что сетевой провод плохо припаян к кнопке вкл и просто от вибрации отвалился.
Смотрю Вы любитель фантастики)) Я тоже.В детстве столько ее перечитал, мама не горюй. И сейчас люблю, только книги стали нереально дорогие и зрение подсело.Так что перешел на аудиокниги.Пока еду на машине в деревню — слушаю, а то 5 часов за рулем — можно заснуть, а так мозги работают.Да и читать в общем-то некогда.Я кстати знаком с одним довольно известным отечественным фантастом Евгением Щепетновым)) И да, есть коллекция весьма интересных аудиокниг.Уж на что супруга терпеть не может фантастику, но эти слушала с удовольствием.
+
avatar
0
Аудиокниги слушать не могу. Мне иногда надо вернутся назад, да и скорость чтения меняется. Так что пользуюсь электронными книгами. А вот что делать с 4 книжными шкафами, я не знаю. А Евгений Щепетнов живет в Саратове, насколько я знаю (вернее жил). Вот только прочитал его серию Петр Синельников.
+
avatar
  • LeggO
  • 13 марта 2022, 12:42
+1
Евгений Щепетнов живет в Саратове, насколько я знаю
Да, там и живет)

Мне иногда надо вернутся назад, да и скорость чтения меняется

Я слушаю в машине на магнитоле Пионер, там прекрасно можно отмотать вперед или назад то, что слушаешь на флешке и место, где остановил воспроизведение запоминает.Хоть через неделю воткни и будет играть с того места где остановился.Сейчас возникла беда, защелка съёмной панели стерлась и иногда она откидывается сама где-то на кочке или неровной дороге, в новых магнитолах нет такого привычного функционала, а морда к Пионеру сейчас стоит как 2 новые магнитолы.Был бы принтер — можно было бы напечатать эту фитюльку.

Не понял с чего скорость чтения меняется.
Единственный трабл с аудиокнигами это когда, к примеру, 4 тома, а озвучены разными людьми.Мне попался четырехтомник,2 озвучены одним человеком,3-й другим,4-й еще одним.И вот тут засада, у третьего мало того, что противный голос, так он еще не читал предыдущее.В результате ударения в названиях мест не там и имена героев читает не так.Первый час я просто оху..., потом кое-как привык.
Есть несколько отличных чтецов.Но больше всего мне понравилась профессиональная озвучка в исполнении Кирилла Радцига.Кстати на трубе есть обучающий канал по электронике, автору только преподавателем работать, все подробно разжевывает.Так вот, если интересно — у него голос практически как у Радцига.
Канал
Major Tom Workshop

А вот что делать с 4 книжными шкафами, я не знаю
А что такое? Там же рыжий библиотекарь есть)))
+
avatar
0
Блин, написал ответ, и при переходе с компьютера на ноутбук забыл его запомнить, или что то не то сделал. Обучатся электронике я и сам могу. Кстати по моему всего две профессии требуют постоянного самообразования. Медицина (постоянно новые лекарства и методы лечения) и электроника. Но последнее нам обрезали. Сегодня читал Вегалаб наткнулся на упоминание мультиплексера ADG1438. Почему не знаю, а вдруг он лучше любимых ADG1408. Полез в Google за даташитом, а на сайте Analg Device облом
Ohm my!

Access denied under U.S. Export Administration Regulations.
Даже здесь обрезали. Так что мое хобби горит ясным пламенем. Люблю делать что то новое на деталях максимально подходящих для этого. Например в последних конструкциях ОУ OPA1656 (2019г издания), OPA810, OPA2810 (2019 — 2020г). На КТ315 делать что то неинтересно.
На счет скорости, чтения Вы не поняли. Это я при чтении постоянно меняю скорость, а с аудиокнигой этого не получится. А вообще у меня постоянно играет музыка. На работе постоянно сидел в наушниках, а дома по разному.
+
avatar
  • Naevus
  • 13 марта 2022, 16:17
0
Кстати — еще один лайвхак: даже если сами не слушаете — я за лето ребенку-школьнику успевал через аудиокниги и аудиоспектакли скормить бОльшую часть школьного задания «чтение на лето».
+
avatar
  • LeggO
  • 13 марта 2022, 17:56
0
Обучатся электронике я и сам могу
Ну да, Вы тоже меня неправильно поняли )))
Я привел название канала лишь для того, чтобы Вы могли оценить приятный голос.Ну и подача материала там выше всяких похвал.

На работе я повесил колонки и древнючий (на шине ISA) Creative со встроенным УНЧ их качал так, что за 10 метров по коридору охранник балдел от музона.Я люблю рок и блюз и подборок у меня тьма. Но отдельной строкой в коллекции конечно стоит The Ventures.
Vibrations — это вообще… с детства люблю эту заставку из «Международной панорамы»

Насчет даташитов — сегодня восстановилась работа ALLDATASHEET. Eсть у меня конечно библиотечка наиболее часто применяемых компонентов, но без этого сайта плохо.Так что зайдите туда — наверняка найдется нужное.
комментарий скрыт

+
avatar
  • LeggO
  • 13 марта 2022, 19:22
0
В 2019г. брал 5 шт AD8605ARTZ по 49,22 руб. Сейчас по 1 681,50 руб
В том году брал транзисторы по 120 р за 50 шт, тут посмотрел в журнале, зашел по ссылке — 64 р за 1 шт.
Китайцы с этими ценами потеряют российский рынок.
+
avatar
0
Не потеряют, другого то нет.
+
avatar
  • Naevus
  • 13 марта 2022, 16:15
0
С аудиокнигами часто люди жалуются что не могут слушать за рулем. Сам я слушаю постоянно. причем — заметил — при этом еще водишь аккуратнее и без нервов.
С появлением андроида — начал слущать через приложение АудиоБукРидер. Даже купил его и на телефон и на магнитолу. Пока магнитола была не на андроиде — слушал с телефона через AUX. Там в настройках автозапуск и автоостановка книги по втыканию наушников. Чудо просто. Плюс — оно само и паузы ставит и отматывает и эквалайзер и скорость (последние два актуальны для книг из «библиотека ВОС»).
А вот кто если не может слушать — рекомендую начинать с МоделиДляСборки. Особенно ранние предачи — когда они начитывали классику. Просто улётно.
+
avatar
  • LeggO
  • 13 марта 2022, 17:43
0
Шеф мне покрутил пальцем у виска и сказал, что его сильно отвлекает.
Спорить с пенсионерами бесполезно.
Я прекрасно понимаю механику процесса.Ведь ни для кого не секрет.что каждый человек, читающий книгу, представляет события, описанные автором, по-разному.
А потом выпустят фильм и он, как правило, г-но полное.
Раньше, чтоб не заснуть ночью за рулем, пил энергетики и Раммштайн на полную громкость включал — это мертвому припарки.5 мин и сон одолееет.
Механика проста — слушаешь книгу и представляешь как оно там, мозги работают, а не уходят в Wake-up.
+
avatar
  • Naevus
  • 13 марта 2022, 18:25
0
Да я сам встречаю кучу народа которые не могут в машине слушать книги. Даже моя жена, сидя рядом (не за рулем) может прослушать половину книги «мимо».

я же спокойно слушаю книги и в дальних и в коротких поездках. Про «заснуть» конечно тоже актуально, но тут я на книги не надеюсь. Если энергетик не помогает (а у современных енергетиков метод действия один — через 15 минут в туалет тянет невыносимо), то остановка и 5 минуг прогулки вокруг машины (особенно в морозную погоду).

Ну и возвращаясь в тему (хотя какая уж тут тема?). Когда то в журнале Радио (или ЗаРулем) в описании телевизора в машину было приведен «медицинский факт», что «для управления автомобилем используется около 10% внимания.
+
avatar
  • LeggO
  • 13 марта 2022, 19:26
0
Про «заснуть» конечно тоже актуально, но тут я на книги не надеюсь
Зря.
Хотя люди разные.Просто по элементарной причине у человека, читающего ли, слушаещего ли книгу, возникает свой ассоциативный ряд, каждый по-своему представляет то, что описывал автор. А как это работает? Просто.Мозг рисует картинки, то есть он не спит.В результате я спокойно еду и не засыпаю.До того, как начал слушать книги было несколько раз, что ещё чуть — и в овраге.Просто отключался на пару секунд.Сейчас такого вообще и рядом нет.
+
avatar
  • Naevus
  • 14 марта 2022, 06:09
0
Я в курсе. Но я не надеюсь ТОЛЬКО на книги! Использую и энергетик и короткие остановки. А иногда и просто останавливаюсь поспать!
У меня у знакомых был «опыт» засыпания. (к счастью без жертв). Вот воспоминания о таких случаях заставляют перестраховываться.

ps А книги из библиотеки ВОC вообще обладают снотворным эффектом! Монотонное чтение без интонаций и с перепутанными ударениями — вот лучшее снотворное.
+
avatar
  • LeggO
  • 14 марта 2022, 14:39
+1
От энергетиков отказался после всего одного дачного сезона.нет у меня столько здоровья)))
+
avatar
  • Naevus
  • 14 марта 2022, 18:31
0
R энергетикам я лично отношусь с опаской. И пью их не более 1шт. А все из-за случай лет 20 назад (когда были еще настоящие енержайзеры):
Есть у меня товарищ, который алкоголь не пьет ВООБЩЕ. Уж не знаю — из идейных соображений или медицинских или даже религиозных — не суть. Максимум что он пьет — квас и кумыс.
так вот — я его один раз увидел пьяным. Шатается, взгляд в никуда, и подхихикивает… Я до такого стостояния чтобы дойти — поллитру должен заглушить (ну по кр мере 20 лет назад. Ща то конечно достаточно пробку понюхать). Догнал его, говорю:
— Саша. ты что набухался????
Он хихикает и говорит
— Не, вот этого выпил полбанки тока
И показывает банку энерджайзера. Я:
— Выбрось эту гадость и больше никогда не пробуй, а то до дома не дойдешь!

Вот с тех пор энергетики я опасаюсь. но использую в дальней дороге. не часто. Предпочитаю лучше поехать выспавшимся (я жаворонок — просыпаюсь рано и бодрым). Хотя современные энергетики (низшей ценовой категории) — на мой взгляд просто сладкая водичка с витамином ц (в лучшем случае). По крайней мере — единственное действие от них (как писал выше) — ссать через 15 минут невыносимо тянет (от этого и сон уходит).
+
avatar
  • LeggO
  • 14 марта 2022, 19:20
+1
После того, как я перестал пить кофе по мед.показаниям мне достаточно выпить чашку нормального чая перед поездкой и я уже не сплю.
+
avatar
  • PvlKi
  • 14 марта 2022, 04:37
0
от металла многие люди после 25-35 обычно наоборот устают. Стоит попробовать разговор или жевание. Изучение иностранного языка повторением вслух видится эффективным способом на случай нужды не спать.
+
avatar
0
рекомендую начинать с МоделиДляСборки.
— это Влад Копп когда читал??
+
avatar
  • Naevus
  • 14 марта 2022, 06:15
0
Да. Он вроде и в поздних тоже читает он.
Я про содержание. В ранних передачах книги брались без огляди на авторкие права. А в последних — похоже те что авторы сами отдавали на озвучку (соответвтенно там всякий новодельный треш)
+
avatar
0
Я его лет двадцать назад слушал на какой-то фм-частоте, не помню уже, по ночам читал. Тогда классика была — Шекли…
+
avatar
  • Naevus
  • 14 марта 2022, 10:46
0
Ага. У нас эта передача не вещалась, поэтому я про нее узнал гораздо позже. Скачал все архивы. А позднее их стали подкастами выпускать в самсунгМП3клубе — вот там уже авторов выбирали (как мне кажется) тех от кого претензий по копирайту не будет или с их согласия. Есть конечно и интересные книги. но большинство мне не зашло.

Но к чтению (слушанию) в машине — это вариант практически идеальный — не заснешь точно.
+
avatar
  • ksiman
  • 11 марта 2022, 11:19
0
они же были и в черных и в зеленых корпусах)) и коричневые попадались.
Даже белые были
+
avatar
  • LeggO
  • 11 марта 2022, 18:53
0
Хочу)) в коллекцию
+
avatar
  • FoxMol
  • 14 марта 2022, 02:15
+1
ну почему у автора горело понятно…
про 142серию не гоните сами по себе эти чипы не дохли никогда хоть в золоте хоть позние в пластике -если чето гдето сбоило -косяки разраба или сборщика-на чемто сэкономлено или неправилно разведено так вот я со списаной РА(отработавшей немало лет) снимал эту серию и юзал в своих поделках не 1 дохлой!!! (случай исходного брака завода не расматриваю) а вот кт315/361эъ\ позних лет часто бывали с браком а рание до сих пор живе всех живых
+
avatar
  • Abyr127
  • 15 марта 2022, 03:29
+2
У вас на основной картинке Хай-Линк, а в обзоре «Тенстар Робот».
Тоже делал часы на этих блоках. Так вот с тенстаровскими блоками часы сбрасывались. Внезапно и без причины, совершенно неуловимый был глюк. То два часа проработают и сбросятся, то два дня. Сломал себе всю голову, пытаясь найти причину… Чисто для эксперимента выкинул эти тенстары и поставил хай-линки- и всё! Полет нормальный. Как раз тоже пять лет уже прошло- ни единого глюка. Видимо, были какие-то косяки по питанию…
Так что тенстары эти обхожу стороной уже давно…
А с хай-линками их смешивать не надо, хай-линки- хорошие блоки.
+
avatar
+1
Интересно. Я привел здесь выше ссылку на их вроде фирменный магазин, где я брал именно Тенстар. Но Тенстар у них заменен Hi-Link`ом. Видимо не до конца срисовали схему.
+
avatar
  • Naevus
  • 15 марта 2022, 10:32
+1
Угу, и про это написано в первом же предложении. Ну не нашел я в продаже тенстаров. А проблема (судя по комментариям) вполне может быть у них такая же.