Ультрафиолетовая бактерицидная лампа


Всем привет. Мини-обзор ультрафиолетовой лампы.
Лампы приобретались из любопытства и для поделок, связанных с сушкой и дезинфекцией обуви или небольших пространств. Где применять сие изделие решать вам.
Заказывал 3 штуки по одной у разных продавцов, т.к. с увеличением количества возрастала и цена доставки. В то время, когда я заказывал, доставка была бесплатной, сейчас она платная, но вы можете подобрать подходящие варианты вбив в поиске «E17 UVC».
Одновременно были заказаны патроны под лампу и балластные конденсаторы.


Характеристики продавца:
Тип патрона: E17
Тип: с озоном, без озона на выбор
Цвет: прозрачный
Цвет света: синий и белый
Материал стекла: Кварц
Мощность: 3 Вт
Напряжение: 220 В (!!!) Здесь будьте внимательны! Продавец неверно указал напряжение. Включать лампу напрямую в сеть 220В опасно — вероятно бахнет. Напряжение пробоя 15В, здесь был обзор и замеры
Ток: 300 мА

Патрон и конденсатор


Ссылка на патроны E17
Ссылка на конденсаторы
Патроны у продавца уже недоступны, но в поиске не затруднит найти. Конденсаторы проверил мультиметром, все плюс-минус соответствуют по ёмкости.

Дла проверки работоспособности была собрана простейшая схема. Лампа и конденсатор соединяются последовательно и всё это добро включается в розетку 220В. Собирал на маленькой деревянной дощечке, с помощью термоклея и синей изоленты, всё по классике. В результате на свет появилось вот такое устройство.
Облучатель ))
Еще несколько фотографий
Свечение
Один из вариантов применения ))
В ботинке

Проверял УФ на купюрах: в темноте освещал лампой, волосики на купюре еле заметно светятся. Остальные защитные элементы купюры никак не выделяются при свете лампы. Способ описан в этой статье. Сомнительный способ конечно, предлагайте в комментариях другие варианты, проверю и дополню обзор.

Итак, самое главное — озон выделяется. Через минуту его уже можно почувствовать, но я бы на вашем месте не затягивался, ибо озон — яд. Напомню, озон тяжелее воздуха. У продавца можно выбрать лампу с выделением озона или без. Не знаю какой смысл брать лампу без озона, и действительно ли она окажется таковой, но тем не менее выбор есть. Еще была идея запитать лампу от литий-ионного аккумулятора через DC-DC преобразователь и в конце концов придать поделке завершенный вид, с ограждением лампы от случайного прикосновения.
Повторюсь, способ применения выбирать вам. Всем удачи ))
Планирую купить +29 Добавить в избранное +48 +71
+
avatar
  • trembo
  • 24 мая 2020, 19:07
+2
Для засветки фоторезиста не пробовали?
+
avatar
  • buuu
  • 24 мая 2020, 19:10
+2
Не пробовал. Я по старинке ЛУТом. Думаю, тут надо смотреть характеристики фоторезиста.
+
avatar
  • trembo
  • 24 мая 2020, 19:33
+3
Пишут 330-400nm для эффективной засветки.
Но я дома обычно свечУ обычной, ртутной, трубчатой, старой
энергосберегайкой белого цвета.
15 Ватт, 45 секунд с расстояния 20 сантиметров через обычное стекло.
Через обычную бумагу пропитанную подсолнечным маслом.
+
avatar
  • 64eu64
  • 27 мая 2020, 11:59
0
А «обычной, ртутной, трубчатой, старой энергосберегайкой белого цвета» дает UV спектр?
И «через обычное стекло» UV спектр не проходит, не правда ли?
Кварцевое надо бы.
+
avatar
0
Смотря о каком УФ вы говорите. Если ориентироваться на комментарий trembo (330-400nm), то вы ошибаетесь, проходит через обычное стекло.
+
avatar
  • 64eu64
  • 27 мая 2020, 15:29
0
ну значит ошибаюсь, спорить не буду.
Если верить википедии, то это еще видимый диапазон и называется Фиолетовый.
Так что пусть светит чем хочет, хоть лампой Ильича.
+
avatar
  • Multik
  • 31 мая 2020, 20:05
0
там целая шкала этих лучей, тобишь загорать от солнышка через стекло не получится, а ожог получить легко.
+
avatar
  • 64eu64
  • 01 июня 2020, 11:45
0
Почему возникла тема загара?
Скорее не ожог, а перегрев. Если речь про обычное оконное стекло.
+
avatar
0
Для стирания РФ-ок пойдет?
+
avatar
  • buuu
  • 24 мая 2020, 19:16
+1
В обзоре указана ссылка на обзор аналогичной лампы. Там брали для стирания пзу микросхем, если вы это имели в виду.
+
avatar
+1
Да
+
avatar
0
Нет для стирания не пойдёт, мощность не та.
+
avatar
0
нет. мощность маленькая и длина волны не та. надо 240-260 нм, как в лампах ДРБ
+
avatar
  • rx3apf
  • 24 мая 2020, 20:33
+1
Длина волны на самом деле подходящая (ртуть — она и есть ртуть, чтобы там ни писали). Мощность — тоже. Если уж «Фотона» хватает, то тут явно должно хватить.
+
avatar
  • Zolg
  • 24 мая 2020, 23:04
+2
Ну мощность элементарно меняется на время.
В бурной молодости для стирания eeprom* в силу отсутствия других источников ультрафиолета пользовались длительными солнечными ваннами.

(*)Вторая e — не очепятка. Будучи лишенным уютного непрозрачного корпуса eeprom также стирается ультрафиолетом
+
avatar
0
В упомянутом обзоре человек брал именно для стирания, прекрасно подходит
+
avatar
0
Подойдет, проверено. Использовал лампу без озона, питание от 220 через конденсатор. Максимум за 3 минуты стирались любые микросхемы, и «новые» 27Сххх и старые РФ
+
avatar
0
Лучше всё-же светодиодами
+
avatar
0
Светики у меня есть, и даже ДРЛ-ка. Но отчего еще чего не попоробовать.
+
avatar
0
Ого, где такие взять и какая длина волны?
+
avatar
0
Это было в 2017, ссылка уже мертвая. Бралось в основном для фоторезиста. Но ПЗУ-шки шьё… эээ… стирает.
+
avatar
+1
Лампа без озона из рециркулятора отверждаемый лак для ногтей не берёт. Если для фоторезиста длины волн такие-же, то и его не возьмёт
+
avatar
  • ksiman
  • 24 мая 2020, 19:16
+7
Конденсатор неплохо-бы зашунтировать разрядным резистором около 300кОм
+
avatar
  • buuu
  • 24 мая 2020, 19:19
0
Благодарю, буду иметь в виду. Какой мощности резистор брать?
+
avatar
  • ksiman
  • 24 мая 2020, 19:23
+1
0,5Вт
+
avatar
  • u3712
  • 24 мая 2020, 19:23
+3
не менее 0.5 Вт. Из условий электробезопасности.
+
avatar
  • ksiman
  • 24 мая 2020, 19:25
0
Согласен :)
+
avatar
  • trembo
  • 24 мая 2020, 19:44
+4
Лучше два последовательно, чтобы не перекрыло.
Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009), сетевое напряжение должно составлять 230 В ±10 % при частоте 50 ±0,2 Гц
230 плюс 10% — это 253
253 на 1.41 — это 357 амплитуды
+
avatar
+1
Подскажите, пожалуйста, как подключать конденсатор и резистор к лампе?
+
avatar
  • trembo
  • 25 мая 2020, 05:53
+6
Вот так:



А вообще страшно вам советовать если вы задаёте такие вопросы.
Поосторожнее, пальцы никуда не суйте.
+
avatar
+1
Спасибо, чуть было не подключил полярный конденсатор, оказывается надо неполярный.
+
avatar
0
Да и последовательно не мешало бы резистор включить, небольшого сопротивления. Для уменьшения стартового тока, пока нить еще холодная и конденсатор разряжен (или что еще хуже — не успел разрядиться от предыдущего включения)
+
avatar
0
Конденсатор неплохо бы заменить на нормальный.
Это перемаркированные 250Vdc (140Vac) конденсаторы.
+
avatar
  • ksiman
  • 25 мая 2020, 06:49
0
Судя по размеру, они скорее 400VDC (200VAC), но никак не 630VDC (250VAC) :(
+
avatar
  • rx3apf
  • 24 мая 2020, 19:17
+8
Длина волны излучаемого света: 450 нм
Тоже сомнительно — 450 нм это видимый синий свет, а у ртутных ламп хороший пик на 254 нм, УФ. Видимое излучение, разумеется, тоже присутствует, но свойства УФ-лампы определяет не оно.

Еще была идея запитать лампу от литий-ионного аккумулятора через DC-DC преобразователь
При этом стоит обеспечить или переменное напряжение на выходе или периодическую (и лучше — чаще) переполюсовку, иначе, с большой вероятностью, и без того не очень большой ресурс лампы еще сократится.
+
avatar
  • buuu
  • 24 мая 2020, 19:26
+1
Спасибо за комментарий. Можно поподробнее, или ссылку на теорию.
+
avatar
  • buuu
  • 24 мая 2020, 23:39
0
Из другого обзора узнал, что 450 — это освещение UVC: 450 мкм/см2, а не длина волны. Обзор исправил. У продавца непонятно указано.
+
avatar
  • Zolg
  • 24 мая 2020, 23:44
0
UVC это УФ с длиной волны 100-300нм
Что за величина обладает размерностью микрометры на см^2 длина/площадь (== длина^-1) я даже представить себе боюсь
+
avatar
  • buuu
  • 24 мая 2020, 23:51
0
Согласен. Я просто скопировал из коментария другого обзора. Вероятно имеется в виду единицы измерения яркости — кд/м^2 (здесь мкд/см^2). Удалю от греха подальше из обзора )). Если у вас есть информация, поделитесь.
+
avatar
  • Zolg
  • 25 мая 2020, 00:29
0
Ну во-первых понять физический смысл величины, получаемой делением канделы (которая сама по себе — световой поток на телесный угол) на площадь лично мне фантазии не хватает.
Во-вторых, вызывает сомнения использование самой канделы, применительно к ультрафиолету. Населяющий Землю вид homo sapiens в УФ области не видит и поэтому световая эффективность для всего короче 400нм примерно ноль.
+
avatar
0
А в холодильник поставить для дезинфекций
+
avatar
  • buuu
  • 24 мая 2020, 20:03
0
Можно и в холодильник
+
avatar
  • ksiman
  • 24 мая 2020, 20:07
+1
Но включать кратковременно, чтобы пластик не портить
+
avatar
+11
Пластиковый светильник для люминесцентных ламп с 8W УФ желтеет минут за 20:
+
avatar
  • bowe
  • 24 мая 2020, 20:15
+8
Говорят, бактерицидный уф-диапазон где-то в районе 240-280, но никак не 450
+
avatar
  • 64eu64
  • 27 мая 2020, 12:03
0
Поэтому кому нужно весь спектр надо брать лампы с озоном.
Потому как в бактерицидных верхний отсекается стеклом.
+
avatar
  • A_Mac
  • 24 мая 2020, 20:21
0
в принципе этой мощности маловато пластик испортить.
+
avatar
  • dimats
  • 24 мая 2020, 20:21
+2
— прошу удалить -
+
avatar
0
а подпол пойдет периодически дезинфецировать от всяких грибков?
+
avatar
  • buuu
  • 24 мая 2020, 21:01
+3
Для подполья думаю нужна лампа в десятки раз мощнее. Эта всего 3 ватта, максимум на холодильник.
+
avatar
+6
Подвал гаража 4 х 6 м
От белой плесени хорошо помог генератор озона 10г/ч — два сеанса по полчаса с интервалом 2 нед.
В другие годы кварцевал лампой 250вт по той же схеме — как с гуся горох, не брало
Видимо озон протёк во все щели, где таилась плесень
+
avatar
  • SEM
  • 24 мая 2020, 22:08
0
а подпол пойдет периодически дезинфецировать от всяких грибков?
mySKU.me/blog/discounts/79882.html#comment3531747
+
avatar
  • X-Alex
  • 24 мая 2020, 23:49
0
Только прежде чем заказывать по этой ссылке вопросы почитайте и подумайте.
+
avatar
  • SEM
  • 25 мая 2020, 11:01
0
Какие вопросы? «В чём смысл жизни?»
Я уже купил по этой ссылке (о чём в той ветке и написал).
Пару лет назад покупал такую же, только 20 ватт. Пришла, работает, ваттметр показывает 20 ватт потребления. Вешал на сутки в погребе пару раз. Намного ли меньше стало плесени не замерял, линейки такой нет.
Новая не придёт — возврат средств. Придёт битая — возврат средств. Придёт не 36 ватт — возврат средств пропорционально мощности.
Планирую засунуть в трубу с вентилятором, чтобы продуло даже самые глухие углы. Где не долетит УФ — там продует с озоном.
+
avatar
  • X-Alex
  • 25 мая 2020, 12:43
0
Вопросы и ответы покупателя ‎(10)‎
В данный момент никому продавец товар не отправляет.
+
avatar
  • SEM
  • 25 мая 2020, 17:35
0
Вопросы и ответы покупателя ‎(10)‎
Анонимные вопросы без указания даже дат — МЕФ.
Под две сотни отзывов, за 22 мая 2020 есть, приходит, работает.
Я получил извещение что товар отправлен. Врать продавцу смысла нет — денег он всё равно не видит до отметки покупателем что товар получен, товар не копеечный — мало кто забудет диспут о неполучении открыть. Диспуты бьют по рейтингу.
Есть ссылка на такую же лампу, но без мутных вопросов мутных личностей? Выкладывайте.
Человеку надо подпол дезинфицировать, такая лампа подходит, где он её купит — без разницы.
+
avatar
  • X-Alex
  • 26 мая 2020, 06:16
0
А какие Вас даты интересуютЯ вижу даты.
Что вы упираетесь доказываете что это реальный продавец. Я и так вижу две сотни отзывов и верю что вы тут брали. Просто обращаю внимание людей что на сегодняшний день стоит подумать заказать или подождать.
+
avatar
  • SEM
  • 26 мая 2020, 17:35
0
Я вижу даты.
А я — нет:



В любом случае, любой вопрос написать может любой клоун, грош цена им.
Интерес представляют только реальные вопросы-ответы, типа «а какой размер в это месте» с конкретными ответами «21 мм».

Просто обращаю внимание людей что на сегодняшний день стоит подумать заказать или подождать.
Кривенько выходит. В апреле кто-то жаловался что не отправляет (без каких либо доказательств), сейчас май заканчивается. Альтернативную ссылку на продавца который точно отправляет не дали.
Мне 20 мая пришло уведомление что товар отправлен. Остальное — МЕФ.
+
avatar
  • 64eu64
  • 27 мая 2020, 12:13
0
Возьмите у другого.
Да и чего мелочиться, вот что надо брать.
ссылка
Доставка 19 дней. Заказывал 29.04.20. получил 18.05.20.
Все работает, озоном воняет, хоть заказывал без него.
+
avatar
0
Обязательно расскажите потом, что вышло с предполагаемым применением: обувь и т.д.
+
avatar
  • buuu
  • 24 мая 2020, 23:08
0
Да, в планах собрать законченное устройство и провести ряд экспериментов. Здесь же целью было проверить работоспособность схемы и выделение озона.
+
avatar
  • hryak
  • 25 мая 2020, 00:31
0
Есть на али готовые стерилизаторы обуви, только стоят ок 20 баксов.
+
avatar
  • woddy
  • 25 мая 2020, 00:42
0
Брал 2шт поиргаться. Первая не хотела работать никак. Думал я дурак. Вторая заработал без проблем. Итого 50% брака досталось. Внешне в норме, спираль красным светит, но разряда не было
+
avatar
  • dodo
  • 25 мая 2020, 01:06
0
Возможно разгерметизация.
+
avatar
+1
Сделал на базе таких лампочек и палок коробки из под бумаги стерилизаторы для всякой мелочевки: маски, респираторы, мобильники, ключи и т.д. Теперь семейство, придя с улицы все кладет в коробку. На работе-еще один. Кстати, китайцы, прочухав тему, заряжают за конденсаторы 4.2 мкФ конский ценник. Дешевле купить парочку 2.2 и включить параллельно...
+
avatar
  • IN19
  • 25 мая 2020, 07:47
+3
Это обычные ртутные лампы низкого давления. Малый размер меж электродов дает низкое напряжение пробоя. Форма одного из электродов (пластина) расширяет область разряда. Лампы «с озоном» сделаны из кварцевого стекла. Там помимо основной линии ртути 254нм есть и дополнительная -около 185 нм, активно генерирующая озон.
Лампы «без озона» — из увиолевого стекла, задерживающего линию 185 нм. Но визуально отличить эти две лампы мне не удалось, приходится ориентироваться по сильному запаху озона. У продавцов насчет маркировки тоже ничего нет. Обычно в кварце можно рассмотреть мелкие пузырьки и полосы. Но в этих лампах их нет.
Обе лампы прекрасно подходят для дезинфекции малых объемов — холодильника, обуви, стирания УФ-ПЗУ, и др.устройств. С линией 185 нм — в установках очистки воды, в фильтрах кондиционеров и очистителей воздуха, моек воздуха и др. Следует иметь в виду, что ряд пластиков без УФ стабилизатора в составе через год-два от УФ станет хрупким. Особенно от 185 нм
Из обзора непонятно, какой реально срок службы ламп, сколько циклов поджига они выдерживают, как быстро стекло «темнеет». Опыт использования — это как раз об этом.
PS. Те, у кого «не стирает» УФПЗУ, либо не смогли правильно «зажечь» лампу, либо у них попался брак.
+
avatar
+1
Безопасное питание данной лампы DC-DC драйвер
+
avatar
+2
А вот питать их постоянным напряжением крайне не рекомендуется. Начинает выгорать один из электродов и колба лампы покрывается тонким зеркальным слоем металла…
+
avatar
0
возможно, но китайцы с вами не согласны
девайс 1
девайс 2
девайс 3
итп
+
avatar
+2
Конечно не согласны, им продажи нужны!
+
avatar
0
а у вас наверно datasheet припрятан?
+
avatar
  • Halex
  • 25 мая 2020, 16:28
+5
у вас наверно datasheet припрятан?
Да у нас как у фокусника голуби по карманам… один, второй и т.д.
но китайцы с вами не согласны
Очень даже согласны, не считайте их глупее себя. Где по вашим ссылкам: девайс 1,2,3 — на выходе коробки драйвера указана полярность??? Или Вы наивно полагаете, что внутри коробки банальный резистор? Что-то цена за такое по отдельности неадекватная, не смущает?
Таки я развею Ваши сомнения. Ниже скриншот с китайской Алибабы с аналогичным драйвером для UV Bulb GTL-2, GTL-3. Найдите там на выходе «выпрямитель». Надеюсь, сами догадаетесь, что выход на картинке «внутенностей» слева.
+
avatar
0
спасибо
Да у нас как у фокусника голуби по карманам… один, второй и т.д.
да не тока голуби, кролики и еще приятелей целый мешок ;)
+
avatar
0
Пару недель назад соорудил конструкцию для для дезинфекции масок. Коробка из под обуви обклеянная пищевой фольгой для запекания. После работы стойкий запах озона, открывать надо только на окне
+
avatar
0
Обклеивать было не зачем, фольга поглатит уф
+
avatar
  • Z2K
  • 26 мая 2020, 01:39
0
Что б озон не уходил
+
avatar
  • SEM
  • 26 мая 2020, 17:36
+1
фольга поглатит уф
«Чё, правда?»
+
avatar
  • ksiman
  • 26 мая 2020, 20:54
+2
А когда фольга слопает весь озон, примется за маски :)
+
avatar
0
Поглотит и пеработает )
+
avatar
0
Можно ссылку на подтвержение того, что фольга поглатит УФ, а не будет отражать его? Я вижу отраженный фольгой синий свет лампы — следовательно он отражается и за счет этого респиратор облучается со всех сторон, а не только части, куда попадают прямые лучи
+
avatar
0
Ты видиш уф отражение?) Чем меньше длина волны тем больше она поглащается матерьялом у обычной фольги % процент поглощения мал, для бактерий 0 эфекта из низкой плотности излучения.
+
avatar
  • M-Max
  • 25 мая 2020, 14:09
+1
А еще при работе с такой лампой нужно глазки беречь!
+
avatar
0
Проапгрейдил такой лампочкой мойку воздуха, озон не чувствуется вообще.
Пока работает 2 недели по 12ч в день.

В самодельном рециркуляторе 15вт, после часа работы лёгкий запах озона есть.
+
avatar
0
Есть такой, использую редко, эффекта нет, озон очень чувствуется, может надо часто, но обувь же испортится))

Не знаю что в маленьком блоке-таймере, но блок питания 12в 1а постоянка.