Низковольтные газоразрядные ультрафиолетовые лампы


Однажды в детстве мне попалась в руки неоновая лампа. Обычная миниатюрная советская лампа с маленьким резьбовым цоколем как у ламп накаливания вроде МН3.5-0.26, которые повсеместно тогда использовались в фонариках. Подключив её к такой же обычной советской «квадратной» батарейке на 4.5 В я с досадой отметил, что лампа не работает. Такая неудача чуть было не отправила лампочку в мусорное ведро как неисправную, однако кто-то из старших вовремя подсказал, что лампа эта «газоразрядная» и ей просто надо больше напряжения. Хорошо, подумал я и подключил вторую квадратную батарейку последовательно – и … ничего не изменилось, лампа так и не загорелась. Но тут уже было все ясно – просто напряжения надо еще больше. А где взять еще больше напряжения, если все квадратные батарейки дома закончились? Конечно же, в розетке! Недолго думая, я взял сетевой кабель от какого-то старого прибора и соединил его с патроном от фонарика (хорошо, хоть не руками держал), куда вставил эту упрямую лампочку, после чего смело воткнул вилку в розетку…

[пропустить предысторию]

Но тут что-то пошло не так – вместо красивого оранжевого свечения произошел небольшой взрыв, и мне надолго запретили экспериментировать с электричеством. Назначение и практическую пользу этой странной лампы я тогда так и не понял, но прочно усвоил для себя одно: газовый разряд – это определенно что-то высоковольтное. Дальше были лампы дневного света, дроссели, стартеры, умножители, но все они лишь подтверждали вывод, полученный из того печального опыта. И, наверное, я бы так и продолжал считать и сегодня, если бы недавно не встретил на Али этот необычный лот.

А началось все с того, что наткнулся я вдруг на свои старые запасы ПЗУ с ультрафиолетовым стиранием. Если кто не знает – можно сказать, что это первые версии «флешек», то есть микросхем, с одной стороны способных хранить информацию без подачи питания, а с другой – с возможностью эту информацию перезаписать. Сохраняется информация в таких микросхемах с помощью зарядов на изолированных затворах МОП-транзисторов, поэтому для записи применяется повышенное напряжение программирования (обычно 12.5 В, но бывали микросхемы, требующие больше), а для стирания – облучение кристалла УФ-излучением. УФ-излучение ионизирует оксид кремния, выполняющий роль диэлектрика, и заряд с изолированного затвора стекает, переводя микросхему в «исходное» стертое состояние. Для беспрепятственного доступа УФ-излучения к кристаллу, в керамическом корпусе микросхемы ПЗУ непосредственно над кристаллом делается окошко из кварцевого стекла, дарящее микросхемам тот самый неповторимый особенный вид. Англоязычное название данных микросхем – EPROM, то есть, Erasable Programmable Read Only Memory. Внешне выглядят они так:


На фото микросхемы M27C512 в корпусе DIP-28 от производителя ST с временем доступа 100 и 150 нс, позволяющие сохранить 512 КБит информации в формате 64Кх8. Поскольку микросхемы имели 8-битную организацию, они были очень популярны в 80-90-е годы и использовались повсеместно в различных 8-битных компьютерах того времени. Например, в очень известном клоне ZX-Spectrum Pentagon-128, разработанном отечественными специалистами, использовалось точно такое ПЗУ, как на фото. Хоть по современным меркам 64 КБ – очень мало, эти микросхемы все еще можно свободно и дешево купить на Али. Причем, поскольку в таких заказах всегда приходят б/у микросхемы, выпущенные в 90-е годы, можно твердо говорить, что это оригиналы. Также их можно купить и в обычных магазинах (интересно, что продается тут, вряд ли же б/у).

Но вернемся к теме обзора. Итак, чтобы программировать такие микросхемы нужен «высоковольтный» параллельный программатор, например, TL866-II Plus, который у меня был, а чтобы стирать – какой-либо УФ-излучатель. Производитель в документации утверждает, что стирание микросхемы начинается при облучении кристалла излучением с длиной волны 400 нм и меньше, но оптимально облучать ультрафиолетом с длиной волны 254 нм (забегая вперед, скажу, что именно такое излучение дает ртутная газоразрядная лампа).

Поскольку, в первый момент под рукой ртутной лампы не оказалось, я решил попробовать стереть ПЗУ «народным» фонариком Convoy S2+ с УФ-светодиодом Nichia, излучающим на длине волны около 365 нм:


И это действительно получилось! При установке фонарика непосредственно на окошко ПЗУ, стирание микросхемы произошло где-то за 25 минут. То есть, в крайней ситуации, если нет ничего другого, это тоже вполне рабочий метод. Аналогично можно использовать достаточно распространенные «черные» ртутные газоразрядные лампы «Black light», часто встречающиеся в ночных клубах и барах, т.к. они дают такое же излучение 365 нм (пары ртути излучают на этой длине волны, а для защиты от более жесткого УФ и видимого света в таких лампах применяется стекло Вуда). Также эти лампы хорошо знакомы и радиолюбителям, изготавливающим дома печатные платы по методу фоторезиста или использующим паяльные маски, т.к. для облучения заготовки здесь требуется то же самое УФ-излучение.

Но ждать 25 минут для каждой микросхемы – достаточно долго, поэтому после удачного опыта с фонариком я решил поискать какой-нибудь другой источник УФ-излучения. Самый простой вариант – купить на Али готовый УФ-стиратель, однако в отзывах жалуются на плохое качество сборки, да и стоит он почти $14 – если необходимо стирать одну микросхему в месяц, проще будет обойтись фонариком.

Но тут вдруг я вспомнил, что у меня в гараже где-то валяется советская УФ-лампа ДРБ-8, вытащенная когда-то давно из кухонной вытяжки. На вид она похожа на стандартную люминесцентную лампу с цоколем Т5 мощностью 8W и длиной 30 см, только вместо обычного стекла с нанесенным изнутри люминофором, стекло данной лампы кварцевое. Кварцевое стекло пропускает весь спектр излучения паров ртути, включая 254 и 185 нм. 254 нм – это именно то, что мне нужно, а вот 185 нм, кроме всего прочего, вызывает образование озона из кислорода воздуха, а так как озон – газ весьма ядовитый, включать такую лампу следует только в хорошо проветриваемых помещениях.

Опуская сложности процесса восстановления старого дроссельного «драйвера» для этой лампы, скажу, что с её помощью стереть микросхему ПЗУ при размещении «вплотную» удалось всего за 45 секунд! Вот это, конечно, отличный результат. Однако, получившуюся «стиралку» (фото ниже) вряд ли можно назвать удобной – длинная лампа, с которой надо обращаться очень аккуратно (внутри-то ртуть), относительно большой дроссель, сильный запах озона в процессе работы, все это поспособствовало продолжению поиска на Али более удобного решения.


И решениие было найдено в виде обозреваемых ламп. Изначально, увидев лот, я очень усомнился, каким образом лампа с обычной нитью накала внутри и заявленным рабочим напряжением в 10 В может генерировать настоящее УФ-излучение, ведь тут нужен газовый разряд, а он возникает, как мы хорошо помним, только при высоких напряжениях. Однако среди отзывов был положительный с комментарием «при включении запахло озоном, значит, лампа работает», благодаря которому я и сделал заказ двух таких ламп, благо цена в $1.59 (на момент покупки) за штуку позволяла поэкспериментировать.

Доставка заняла всего 2.5 недели, правда, тут могла на руку сыграть консолидация посылок Cainiao, недавно введенная Aliexpress – для небольших заказов с доставкой «эконом», похоже, консолидация действительно дает преимущество, т.к. их собирают вместе и отправляют получившийся пакет более быстрым способом. В общем, через 2.5 недели я получил достаточно объемный пакетик, где в пяти (не меньше) слоях «пупырки» были закручены две вот такие небольшие коробочки:


В которых оказались вот такие лампы:


Не смотря на то, что у продавца на странице лампы промаркированы, ни на колбе, ни на цоколе пришедших ламп никаких маркировок нет вообще. Будем считать, что их рабочие параметры соответствуют заявленным (10 В 3 Вт). Если посмотреть внимательно на саму лампу, можно внутри увидеть обычную нить накала, частично покрытую по краям каким-то белым веществом, непонятную пластину в середине и очень маленькие шарики металла внутри колбы. Так, значит, лампа все-таки ртутная! Внешне длина лампы — около 55 мм вместе с цоколем:


Как же работают эти странные лампы? Откуда там УФ излучение? Давайте подадим на нее питание. По описанию продавца лампа работает от 10 В, потребляет 300 мА и имеет мощность 3 Вт. Выставляем на лабораторном БП эти значения и подключаем лампу (патрона под Е17 у меня не оказалось, поэтому «используем то, что под рукою и не ищем себе другое»). Лампа начинает потреблять ток порядка 0.15 А и … как в том старом детском опыте с неонкой, ничего не происходит. Хотя нет, происходит – нить накала лампы еле видно раскаляется докрасна, но больше ничего.


В этот момент у меня появилось сомнение, может быть, я не так подключил лампу и для разжигания дуги необходим какой-то высоковольтный импульс? Но куда его подать, у лампы-то только два вывода, которые соединены внутри спиралью с достаточно малым сопротивлением. Следующей была мысль об ионизации электромагнитным полем, но я вовремя одумался, перед тем как отнести лампу в микроволновку. «Давай просто повысим напряжение» — в итоге решил я и стал плавно вращать ручку БП.

И… о, чудо, где-то на 13.5 В я увидел, как на вершине одного из контактов лампы вдруг появилось УФ-свечение, а еще через секунду (напряжение в этот момент было около 14.5 В, т.к. я инстинктивно продолжал медленно крутить ручку БП) в лампе вдруг образовался газовый пробой и она засветилась настоящим ультрафиолетом (в комнате мгновенно запахло озоном, так что о спектре излучения даже и думать не пришлось)!

В итоге было выяснено, что для уверенного розжига необходимо на БП выставить 15 В 300 мА, после чего подключить лампу. Процесс «запуска» показан на следующей анимации:


Как работает данная лампа – после подачи исходного напряжения питания (15 В) через нить накала начинает протекать ток, нить накала начинает нагреваться. От этого нагреваются пары ртути, содержащиеся в колбе, и в определенный момент их проводимость повышается настолько, что 15 В уже хватает для полноценного газового пробоя между вершинами электродов. Возможно, белое покрытие по краям электродов – это специальное вещество, обладающее повышенной эмиссией электронов, которое и способствует пробою при таком низком напряжении, ведь, если вспомнить, катоды радиоламп тоже были покрыты похожим по цвету веществом, повышающим эмиссию.

В момент пробоя ток в цепи резко возрастает и БП переходит в режим CC, выходное напряжение при этом несколько падает. Я зафиксировал напряжение порядка 12 В при токе 300 мА на обеих лампах, что дает мощность 3.6 Вт, то есть даже несколько больше, чем обещал продавец.


Следует иметь в виду, что если не ограничить ток через лампу после пробоя, при напряжении 15 В он может возрасти значительно выше рабочего тока в 300 мА (я кратковременно повышал до 700 мА), что приведет, конечно, к более яркому свечению лампы, но также и к перегреву краев нити накала лампы, которые начинают ярко светиться. В отзывах к товару человек подключал такую лампу напрямую в сеть 220 В через конденсатор небольшой емкости (4.7 мкФ, кажется), возможно для кого-то такой вариант окажется самым оптимальным.

Ну что же, теперь, когда мы убедились, что лампа работает, попробуем стереть им наше ПЗУ. При непосредственном контакте микросхемы М27С512 с колбой лампы, полное и уверенное стирание происходит за 90 секунд, то есть за полторы минуты. Очень даже неплохо для такого простого и недорогого источника УФ излучения. Скорее всего, теперь при необходимости я буду стирать микросхемы именно этой лампой, осталось только патрон Е17 найти и как-то всю конструкцию оформить хотя бы в некое подобие корпуса.

Итог: лампа работает как положено, можно брать. Открытым остается только вопрос с ресурсом.

Для обзора в качестве дополнительной категории указываю «сделано руками», т.к. данная УФ-лампа, думаю, заинтересует в основном радиолюбителей, собирающих что-то на старых ПЗУ с УФ-стиранием (хоть и в описании товара у продавца она позиционируется как бактерицидная). Заранее прошу прощения у тех, кто считает, что раздел «уже не торт», может быть для вас будет полезной хотя бы информация о существовании таких ламп.

P.S.

Планирую купить +62 Добавить в избранное +202 +264
+
avatar
  • vprok
  • 19 ноября 2019, 22:23
+3
Дезинфекцию можно сделать в холодильнике. Или нет?
+
avatar
  • first
  • 19 ноября 2019, 22:25
+7
Конечно, Автор же сказал — запахло озоном.
Именно озон и является лучшим дезинфектором.
Вспомните бактерицидные лампы в больницах!
+
avatar
+12
Но озон одновременно сильно ядовит, портит краски и пластики. Поэтому сейчас для дезинфекции делают лампы со стеклом, прозрачным для диапазона 240-280nm, там озон почти не образуется. А дезинфекция идет за счет разрушения белков и ДНК вирусов, бактерий и пр. живности коротковолновым UV.
+
avatar
  • rx3apf
  • 19 ноября 2019, 22:37
+1
Такие лампочки, как в обзоре, оказывается, существуют как с генерацией озона, так и без него (вероятно, состав стекла различается). Ну, что лучше — тот еще вопрос. Для стерилизации холодильника, пожалуй, лучше с озоном. UV все равно не проникнет везде, а там, где проникнет — тоже портит пластик. А озона — ну сколько его там? Всяко меньше, чем в озонаторе на барьерном разряде…
+
avatar
+1
Да, спецовое стекло увиолевое, оно как раз разработано для отсечки ниже 200nm. Озон в районе 180nm активно образуется.
+
avatar
  • Djovani
  • 20 ноября 2019, 00:07
+8
Я холодос кварцевал 250 ватной лампой. Правда произошла одна неприятность… я обычно включаю на 10 минут, а тут забыл будильник установить и открыл интернет… Вспомнил я об этом мероприятии когда запахло через коридор… через час )))
С пластиком всё норм, но от температуры он немного деформировался на дверке. Не критично.
+
avatar
  • Corvair
  • 20 ноября 2019, 05:35
+1
Можно наверное даже встроить кварц в холодос, на манер лабораторного ламинарного шкафа :).
+
avatar
  • vprok
  • 20 ноября 2019, 09:27
+15
В интернет на пару минут :)
Начало анекдотов можно осовременить:

— Возвращается, неожиданно, муж из интернета…
+
avatar
+7
Сижу в интернете и тут запахло жареной картошкой.
Ну и что?
Но я её варить вообще-то поставил.
+
avatar
0
В больницах дрт-240*3шт либо дрт-400*3шт либо дрт-1200*3шт

А тут всего 3W. Одной дрт-240 для холодильника вполне хватит.
+
avatar
+3
Можно, они на странице продавца именно так и позиционируются (там на фото холодильник). Но надо иметь в виду, что жесткий УФ разрушает многие виды пластика.
+
avatar
  • Tolan
  • 20 ноября 2019, 18:34
0
Для холодильника неплохо работает уже два года вот такая штука:
озонатор для холодильника
+
avatar
  • Vmedic
  • 19 ноября 2019, 22:25
0
Интересно, а фоторезист им можно засвечивать?
+
avatar
  • first
  • 19 ноября 2019, 22:27
0
Мне кажется мощность мала.
Только если целую «грядку» лепить.
+
avatar
+5
скорее длина волны не та. для фоторезиста отлично подходят лампы для ногтей из фикспрайса.
+
avatar
  • kvasnov
  • 19 ноября 2019, 22:38
+1
По длине волны да, по принципу освещения нет. Для засветки нужен перпендикулярный УФ, для ногтей наоборот окружающий.
Ну ты наверняка это и так знаешь )
+
avatar
+2
лампы из фикспрайса — они как раз плоские на 6 диодов. самое то. да, хотелось бы чтобы угол свечения светодиодов был поуже, а самих их побольше, но и так при нормальном шаблоне за максимум минуту получается отличный рисунок
+
avatar
+1
Наверное, можно, но зачем? Там и «обычных» 365 нм (из лампы Вуда) хватает за глаза — при облучении с расстояния в 15 см КЛЛ мощностью 30 Вт достаточно и 45 секунд для двухгодовалого просроченного Ordyl 350.
+
avatar
  • Bald
  • 20 ноября 2019, 00:21
0
У меня китайский старый фоторезист засвечивается за 10 секунд кучкой уф светодиодов тоже китайских за копейки
+
avatar
  • stdm
  • 20 ноября 2019, 02:38
0
Когда я начинал делать фоторезистом платы то первое время зажимал плату и фотошаблон между двумя слоями прозрачного пластика от коробок компакт дисков (ну не было под рукой ничего другого прозрачного). Время экспозиции измерялось секундами, чуть передержишь — пересвет. Потом купил специально для этой цели настоящее оргстекло, исходя из того что оно толще, прочнее и меньше деформируется при зажатии платы, после чего с той же лампой и с тем же фоторезистом время экспозиции увеличилось до минут. Это я к тому что дело может быть не только в источнике УФ.
+
avatar
  • Bald
  • 20 ноября 2019, 05:51
0
Может. У меня стекло от сканера
+
avatar
0
а у меня просто стекло толщиной 3мм ;) 45с от ногтевой лампы…
+
avatar
0
Засвет фотополимера, женские акриловые ногти, некоторым растениям уф желателен (кактусы для колючек, укроп для вкуса).
+
avatar
+5
Не думаю, что хорошая идея засвечивать такой лампой лак для ногтей. Коже может не понравится регулярная, длительная обработка такой лампой.
+
avatar
+2
У меня для этих целей тырят мой фонарик, как в обзоре, на nichia. Ногти аж закипают от скорости полимеризации
+
avatar
  • Slovac
  • 19 ноября 2019, 22:30
+4
Котейка загрустил что то.
+
avatar
  • IEI
  • 19 ноября 2019, 22:35
+7
Запахло озоном и котейка вспомнил молодость. Когда освещение было никакое и никто с УФ фонариком не выслеживал куда он «сходил подумать по маленькому».
+
avatar
  • BOBKAQ
  • 19 ноября 2019, 22:31
+1
Опасная игрушка
+
avatar
0
в нашем мире опасные игрушки на каждом шагу.
+
avatar
+5
Именно такой штукой и стирали ПЗУ в молодости, т.к. проще всего было «достать» из соседнего фонаря вместе с дросселем (примечание: это плохо, не надо так делать).

У меня дома над столом стоял плафон — для черчения в старших классах включалась целая ДРЛ-250, для стирания ПЗУ — без внешнего стекла.
+
avatar
  • Ulises
  • 19 ноября 2019, 23:50
+9
Увидел родимые 27С512 — ностальжи!!!
У меня на таких в Орионе-256 два РАМ-диска было собрано
Мы их и наши 573 серии стирали битой ДРЛ-80 с парой 40-ваттных дросселей впараллель в буфере. С таймером и вентилятором охлаждения. А потом эта чудо-установка у меня сначала аквариум озонировала, а потомкомнату кварцевала, когда сын родился. О таких маленьких УФ-лампах и мечтать не приходилось. Медицинские было не достать, только с уличного фонаря, только хардкор!
+
avatar
  • rx3apf
  • 20 ноября 2019, 00:25
+1
RAM-диск на PROM? Хм…
+
avatar
+7
ROM-диск, скорее всего. Припоминаю, у меня на спектруме тоже был, вроде на 64 КБ на одной такой микросхеме и ВВ55А. Я туда поместил наиболее часто используемое ПО — в моем случае это был ассемблер, дисковый монитор и, может быть, что-то еще. Загрузку зашил в штатную ПЗУ, выполнялась выходом в 128 Basic и набором USR <какой-то-адрес>. Было удобно, особенно с дисковым монитором — можно было в любой момент запустить не перетыкая диски.

Позже, правда, подключил дисковод на 3.5 дюйма от IBM, поставил туда единственную дискету и использовал вместо «винта». Тогда уже все служебное ПО перешло на него, а ROM-диск преобразовал в четырехканальную восьмибитную звуковую карту (добавив еще один ВВ55А и четыре ЦАПа).
+
avatar
  • Ulises
  • 20 ноября 2019, 05:36
+2
Это были времена, когда программы загружались с магнитофона. В Орионе разработчики сделали возможность подключения РАМ-диска с предварительно записанным софтом для ускорения загрузки и запуска программ. Для него даже простенький трассировщик печатных плат был.

Упс… Все же это был не РАМ, а РОМ-диск.
+
avatar
  • rx3apf
  • 20 ноября 2019, 14:00
0
Угу, раз PROM, то все ж ROM…
+
avatar
  • zhevak
  • 20 ноября 2019, 09:09
+16
Специалист! Полиэтиленовый кулёк нужно не подкладывать не под лампу, а в него класть лампу.

Мы, правда, разбивали колбы у этих ламп в бумажных мешках из под сахара. В те древние времена полиэтиленовые мешки были в дефиците. Поэтому их использовали многократно. Их мыли с мылом, а затем сушили затем чтобы повторно использовать. О-о, времена были! Сказать кому — не поверят!

Прошло уже… 35 лет. Сейчас посчитал, аж вздрогнул. А мне тогда сейчас — сколько? Когда жизнь-то успела просвистеть? Блин, а я и не заметил :( Э-эх!

Дак я это к чему — гарантия, если мне не изменяет память на хранение информации в К573РФ2 была вроде как 50 лет. Да, было б интересно проверить — целостность информации. Можно сказать, срок уже подходит… Пора бы. А по тем временам казалось — недостижимо. Столько много времени. А оно, вон оно как — хоп, и 35 лет как не бывало! Чудеса.
+
avatar
0
Всё-же самое яркое воспоминание у меня это разбивание кинескопов :)
+
avatar
  • ksiman
  • 20 ноября 2019, 10:23
+1
хранение информации в К573РФ2 была вроде как 50 лет
Всего 12 лет
+
avatar
  • zhevak
  • 20 ноября 2019, 10:36
+1
Спасибо за уточнение!

Ваш ответ сподвиг-таки меня пояндексить.
Да, за давностью лет, я действительно перепутал года и сотни часов, перепутал времена во включенном и выключенном состояниях.

Время хранения в обесточенном состоянии у К573РФ2/5 не менее 100000 часов, во включённом — не менее 50000 часов. 100 тыс. часов — это как раз 12 лет.

Забавно отметить, что тогда (в начале-средине 80-х) заявленные 12 лет казались чем-то таким огромным. Таким же огромным, как сейчас мне кажутся (по ощущениям величины куска времен) 50 лет. Мдя…
+
avatar
  • resana
  • 20 ноября 2019, 13:18
+1
Почему-то музыкальный звонок на этой м/c у меня уже 20 лет играет.
+
avatar
  • zhevak
  • 20 ноября 2019, 13:34
+1
Сделано в СССР ®

В те времена ещё не умели управлять качеством. Получалось либо очень надежное, либо армянские электролиты и тягачи Колхида. Это нынче подавляющее большинство товаров делают так, что по истечение гарантийного срока товар приходит в негодность. Это даже имеет свой термин — пожизненная гарантия. Только, вот, мало кто задается вопросом — а сколько это составляет времени в днях. Ответ примерно такой — пожизненная гарантия ничего общего не имеет с продолжительностью жизни потребителя. Пожизненная гарантия — это срок до выпуска следующей модели и снятия этой с производственных линий. Иначе говоря — несколько месяцев. А то некоторые думаю — «Пожизненная?! О-о! Это точно — на мой век хватит!»
+
avatar
+1
100К часов — это минимальное время, которое должно гарантироваться для любой микросхемы из партии. В то время экземпляры могли сильно отличаться, поэтому ваша может и еще 10 лет проработает.
+
avatar
0
нашел в гараже аон, включил все заработало. 24 года пролежал.
+
avatar
0
А мой звонок с 573РФ2 стал забывать данные через 28 лет работы 24*7 :))
+
avatar
  • Aostspb
  • 20 ноября 2019, 13:00
0
Мы, правда, разбивали колбы у этих ламп в бумажных мешках из под сахара.
Удобнее было завернуть в газету и аккуратно придавить (до хлопка) входной дверью: газеты и двери — тогда были в достаточном количестве… :)
+
avatar
  • zhevak
  • 20 ноября 2019, 13:37
0
Это у вас газеты и двери были в достаточном количестве. А у нас, газеты использовались чтобы подтирать кое-что. И выписывались порой исключительно как раз для этих целей. Ибо читать там было особо нечего. Разве-что программу телевидения на следующую неделю…
+
avatar
  • Aostspb
  • 20 ноября 2019, 14:22
+2
А у нас, газеты использовались чтобы подтирать кое-что.
Ну и кто же вы после этого? :)

И выписывались порой исключительно как раз для этих целей.
У нас даже в школе газеты выписывались по разнарядке и явно больше, чем требовалось для удовлетворения естественных потребностей. До сих пор на даче пачки старых газет периодически выношу и сжигаю в бочке…
+
avatar
0
Печку разжигайте… В доме или бане…
+
avatar
-1
После использования?
+
avatar
  • Ulises
  • 20 ноября 2019, 14:51
0
Мы, правда, разбивали колбы у этих ламп в бумажных мешках из под сахара.
А я свою тупо раздавил в тисках.
+
avatar
  • at_om
  • 19 ноября 2019, 22:32
+3
Лампу покупать не буду. но прочитал с удовольствием.
+
avatar
  • rx3apf
  • 19 ноября 2019, 22:34
+3
Открытым остается только вопрос с ресурсом
Обещают 6000 часов. Неплохо.

Вообще любопытное изделие, я даже не подозревал, что газоразрядная лампа может запуститься от столь низкого напряжения…
+
avatar
0
… я даже не подозревал, что газоразрядная лампа может запуститься от столь низкого напряжения…
Я-до этого обзора(-за что и плюсую!) тоже не подозревал!
Почему?-а вот тоже купился на данные, что привёл китаец в предложении!(...-на 220в..3 вт..).
И, даже не посмотрел надпись на лампе(при получении!), где уже чёрным по белому было 10 в\3 вт!!(-а ведь можно было «вчинить иск» за непотребство!).
Каюсь, «не горело»..и, не проверил, но-поверил:( И, сидел, ждал патроны на 17.(-которые так и не подвезли, посему наступление не состоялось!...;-)...).
Сии патроны на 17, кстати, весьма редки в предложениях..-у двоих заказывал, и оба случая-конкретный облом!-пусть, и вернули денежки, но мне-то патроны нужны, а не тугрики… :(
Оно, конечно, можно и «на коленке»… но, хотелось «фабричного», хотя и ценник негуманный.
Может, есть полезные идеи\предложения, коллеги?..
+
avatar
  • kvasnov
  • 19 ноября 2019, 22:36
+3
В дезинфекторах для обуви такие же лампочки стоят
+
avatar
+2
Это в хороших, наверное. В «обычных» стоят УФ светодиоды на 395 нм (даже не 365), которые, естественно, никаких микробов не убивают.
+
avatar
  • vadik
  • 20 ноября 2019, 21:41
0
Например вот Только цена великовата, обычно по 20$ можно найти…
+
avatar
  • loltuz
  • 19 ноября 2019, 22:44
+1
Даже не по подозревал что существует нечто подобное, да еще и за столь скоромную цену. Плюсую :)
+
avatar
  • alex323
  • 19 ноября 2019, 22:48
+4
Здорово, конечно. Такие бы лампочки лет двадцать-тридцать назад, цены бы им не было. А сейчас, в век флэш-памяти…
Лежит целая коробка новеньких К573РФ5. И выкинуть жалко, и никуда уже не применишь. Когда-то ДРБ-8 подобные стирал.
+
avatar
0
Согласен) У меня тоже остались ПЗУ разной емкости с тех времен, но даже большие 27400 (40 выводов и всего 512 КБ) меньше, чем малюсенькая 8-выводная SPI-флешка 25Q64 на 8 МБ.
+
avatar
  • rx3apf
  • 19 ноября 2019, 23:18
+6
Тридцать лет назад было роскошное изделие — косметический прибор «Фотон» (он у меня и сейчас лежит, исправный). Для стирания самое то. Кроме UV-стираемой памяти некоторое время были популярны и микроконтроллеры с окном, поскольку с электрическим стиранием появились гораздо позже. Ну а теперь да, это уже история. РФ5 — это, конечно, уже на выброс (сколько-то золота там есть, можно сдать), так-то они хламом были и хламом остались. У меня с полсотни 27-й серии разного объема, их несколько жальче…
+
avatar
0
Фотон — легенда стирания ПЗУ того времени :) Правда, достать было очень тяжело, насколько я помню. Ну и, слышал, что обязательно надо было ножки у стираемого ПЗУ закоротить, т.к. в Фотоне стоял автогенератор на лампе, который генерировал определенную частоту, вызывающую ионизацию паров ртути.
+
avatar
  • rx3apf
  • 19 ноября 2019, 23:38
+3
Частота (40.68 MHz) была выбрана из соображений удобства, из номиналов выделенных ISM-частот (с равным успехом можно и 27.12). Для микросхемы наличие поля в индукторе не опасно, поскольку там была еще и соединенная с металлизированным корпусом металлическая защитная сетка. Но да, при UV-стирании рекомендовалось закорачивать ножки (вне зависимости от способа получения UV).

Одно время «Фотоны» лежали свободно, когда народ понял их удобство, стал скупать, а массового производства не было, так что изделие стало довольно дефицитным в магазинах. Но было на блошиных рынках и в комиссионных магазинах. По мере издыхания 1П24Б народ еще придумывал полупроводниковые альтернативы. У меня где-то даже коробка этих лампочек была, досталась по случаю…
+
avatar
  • mfiless
  • 20 ноября 2019, 06:31
+1
Советовали класть на металлическую линейку, чтобы замкнуть все выводы
+
avatar
0
На фольгу.
+
avatar
  • pesp
  • 20 ноября 2019, 08:56
0
ну почему же не применишь? Тактовый генератор, счетчик и с данных снимаем разные эффекты для елочных гирлянд. В моей молодости это было наверное самым писком гирляндостроения :-)
Это Вам не РТ4 программировать (одноразовые, прожигаемые, если память не изменяет), одна ошибка — и се, можно в мусорку.
+
avatar
+3
Эх, а сейчас проще esp+адресуемые светодиоды. Вот уж никто не думал, что гирлянды будут когда-то с WiFi
+
avatar
  • zhevak
  • 20 ноября 2019, 09:25
+1
ага, было такое. Их потом, после программирования рекомендовалось отжигать — выдерживать сколько-то времени при температуре что-то градусов около 100. Не помню, давно это было. Помню только, что мороки с ними было больше, но зато корпус не в пример РФ-кам маленький. Я тогда в них записывал знакогенератор для 16-ричныз чисел чтобы отображать их (числа) на 7-сегментных светодиодах. Ну, индицировать шину адреса и шину данные у КР580ИК80…
+
avatar
0
Да, я помню, кто-то в радиокружок принес такой на РФ5 (2Кх8). В нем было целых 8 каналов, несколько программ и воспринималось это как что-то нереально «крутое». Сейчас проще взять atmega328/stm32 если не нужен wifi или ESP, если нужен и сделать все там.
+
avatar
0
Да класс. Хоть и не надо но куплю. Так дёшево, компактно и мощно (для своего размера) УФ еще никто не продавал.
+
avatar
0
С озоном или без возьмешь?
+
avatar
+1
Не знал про этот нюанс, обсуждение про стекло пошло уже после заказа. Хотелось бы без озона — пожить по дольше хочется. Но похоже придет с ним. ebay.com/itm/202692078451

Тут недавно чинили старый игровой автомат, там как раз УФ EPROM стояла. На работе откопал древний стиратель. После 30 минут все рано одна ячейка не стерлась.
+
avatar
  • zavhoz
  • 19 ноября 2019, 23:11
+5
я все понимаю, трудное детство (как и у меня впрочем)…
но нахрена это коту было рассказывать, у него теперь психологическая травма на всю осташуюся жизнь(по глазам вижу)…
+
avatar
+4
Возможно, УФ-лампы напомнили коту ветклинику, где производилось дефабержирование, вот он и взгрустнул? ) Утверждать не могу, своего кота пока еще нет, этого встретил около дома и он мне сразу понравился.
+
avatar
  • vvmel
  • 19 ноября 2019, 23:32
+6
В свое время по заводу с таким чумаданом таскался.
и стиралка пзушек там была встроенная.
+
avatar
  • alex323
  • 19 ноября 2019, 23:42
0
У нас на работе был подобный, но посимпатичнее, ГДР-овский. Для РФ2/РФ5.
+
avatar
+2
Жесть. Там случайно второго дипломата с батарейки не было в комплекте?
+
avatar
  • alex323
  • 20 ноября 2019, 21:54
0
За каким лешим? :)
Оно от сети питается.
+
avatar
  • MPaul
  • 20 ноября 2019, 06:59
0
О, у меня тоже такой чумодан когда-то был. Куда делся даже и не помню.
+
avatar
  • ksiman
  • 20 ноября 2019, 08:41
+2
с таким чумаданом таскался
У меня и сейчас такой есть :)
+
avatar
  • Esculap
  • 20 ноября 2019, 00:03
0
ПЗУ M27C512 стояли в 90-х в системах управления двигателем Motronic на BMW. Перед прошивкой искали, чем бы стереть.
+
avatar
+2
Спасибо! не знал, что они такие компактные бывают! а можете провести пару опытов с флюоресценцией? например, банкноты разные, следы жира на кухне, флуоресценцию разных пластиков и прочие «стандартные» вещи для проверки УФ. Как раз ищу компактный источник для фото.
+
avatar
  • ksiman
  • 20 ноября 2019, 08:42
0
Для таких дел нужны лампы с фильтром для устранения видимого света
+
avatar
  • Djovani
  • 20 ноября 2019, 00:11
+1
А зачем они в 2019ом году?!
Кстати, такие и электрически стираемые были (где-то валяются в коробочках)…
+
avatar
0
Да, серия 29C, когда появились в середине 90-х, на них сразу перешел.
+
avatar
+2
По сути, если только для ностальгии) Ну, может какой проект на Z80 сделать (но, опять же, для ностальгии).

Да, есть EEPROM W27C512, точно такие же по выводам, но с электрическим стиранием.
+
avatar
  • Dimon_
  • 20 ноября 2019, 00:17
+1
Нда. E17 — так себе стандарт для бытового применения; очевидно, либо что-то колхозить придётся, либо на Али закупать.
И с запуском, подозреваю, надо городить схему, что ли, какую… Типа стабилизатора тока.
С лабораторным БП ведь не набегаешься, если эту лампу в законченную конструкцию собирать.
+
avatar
  • rx3apf
  • 20 ноября 2019, 00:22
+2
Рекомендуют через балластный конденсатор прямо в сеть. E17 — ну да, не самый популярный (где-то у меня была неонка под него, если не путаю). На ali вроде как есть E27->E17 (по аналогии с E27->E14), но они почти в цену лампочки, да и здоровы. Проще и быстрее хвосты припаять…
+
avatar
0
+
avatar
+2
Спасибо за ссылку, закажу парочку как раз)

Как подключить, зависит от исходного источника напряжения. Для стабилизированного DC (например, 24 В) можно собрать регулятор на одном транзисторе и трех резисторах, для нестабилизированного — еще понадобится стабилитрон. Все равно, деталей надо немного.

Также можно использовать обычный импульсный СС драйвер на 300 мА для питания светодиодов, выдающий на холостом ходу 15 — 20 В.

Ну, или просто подключить в розетку через неполярный конденсатор емкостью около 4 мкФ. Такой должен как раз примерно 300 мА обеспечить.
+
avatar
0
Как вариант можно использовать старые зарядные для телефонов — те которые выдавали 5 вольт при токе около 700мА. Если в цепи оптрона убрать стабилитрон, то на выходе будет около 20 вольт, а при нагрузке в 300мА как раз просядет до 12 вольт.
+
avatar
  • ksiman
  • 20 ноября 2019, 08:44
+6
Если в цепи оптрона убрать стабилитрон, то на выходе будет около 20 вольт, а при нагрузке в 300мА как раз просядет до 12 вольт.
В большинстве случаев произойдёт бабах
+
avatar
0
Конечно произойдет, там flyback, повышение выходного напряжения автоматом повысит обратное на ключе до уровня выше допустимого.
+
avatar
0
Если боятся этого, то можно просто заменить стабилитрон с 4.7 на, скажем так, вольт на 15.
Будет хороший поджиг, после напруга просядет до 12 вольт.
+
avatar
  • ksiman
  • 20 ноября 2019, 16:54
0
Можно, но преобразователь всё равно будет работать не в нормальном режиме, с повышенной амплитудой импульсов на коллекторе
+
avatar
0

Что тут может бабахнуть?
13003 и так под максимальным напряжением будет без нагрузки. Само собой разумеется выходной конденсатор меняем на более высоковольтный.
У меня с такой переделкой 5 ламп уже два года работают. Подключал сборки светодиодов 4х17 на алюминиевой основе.
+
avatar
0
Вы, очевидно, не знаете принципов работы flyback. Я когда-то писал небольшую статейку, ознакомьтесь, если интересно.
+
avatar
  • ksiman
  • 22 ноября 2019, 12:43
0
Китайцы при расчёте трансформатора забыли прочитать вашу довольно неплохую статью и сильно завысили количество витков вторички. Поэтому оно иногда работает в разгоне по напряжению :)
+
avatar
  • Vadim2S
  • 20 ноября 2019, 06:26
0
К сожалению, все это разом решает прибор автономности. С таким же успехом можно и ранее показанную трубку применять. Хотя бы 3х18650.
+
avatar
  • mfiless
  • 20 ноября 2019, 06:32
0
Можно хоть от одного 18650 питать. Поставить повышающий преобразователь и вперед.
+
avatar
+1
Автономности можно добиться с помощью 4x18650 + транзистор + два резистора + стабилитрон. Но тут, наверное, проще будет УФ-лампу Т5 на 8W от нескольких аккумуляторов через блокинг-генератор запитать (я раньше даже такие готовые светильники встречал).

Все от задачи зависит — мне лампочки понравились тем, что маленькие, недорогие и для редкого стирания одной-двух микросхем — самое то. Если вам для чего-то еще, наверное, вам лучше другие типы ламп рассмотреть.
+
avatar
+4
Стабилизатор тока собирается на LM317 и одном резисторе.
+
avatar
0
… либо на Али закупать...
Спасибо, попробую у этого взять(-бог троицу любит!)… ;-)
+
avatar
  • oleg333
  • 20 ноября 2019, 00:18
+4
Автор так и не открыл главного секрета — куда применяет данные микрухи!
А то жаба не дает выбросить, а глаза мозолят.
+
avatar
  • rx3apf
  • 20 ноября 2019, 00:24
+1
Теперь уж, наверное, только в музей. Хотя (чем черт не шутит) — вдруг где-нибудь в NASA закончатся запасы? Вот тут-то мы и озолотимся! ;)
+
avatar
0
Да, по сути, практически уже никуда =) Если даже и нужна ПЗУ такого формата, практичней будет использовать EEPROM такого же форм-фактора W27C512.

Мне понадобилось прошить 27512 для старого АОНа «Русь» на Z80, просто чтобы показать товарищу, что это такое ) А так, есть мысли что-нибудь на Z80 собрать, может даже Pentagon-128, если время позволит.

Ну а лампочки положу рядом с микросхемами, если вдруг когда-нибудь понадобится стереть, сразу будет чем)
+
avatar
  • kven
  • 20 ноября 2019, 08:48
+3
они же красивые!
особенно 27C1024 в керамике.
+
avatar
-1
… они же красивые!.. особенно 27C1024 в керамике.
Дык, чай, и золотишком политы, аки зефир шоколадом!...;-)
+
avatar
  • SEM
  • 20 ноября 2019, 09:13
+1
Вроде в таких микросхемах хранилась прошивка контроллера инжектора БОШ 1.5.4 в ВАЗ 21102.
Я покупал «одноразовые» (не стираемые), заливал туда прошивку R29 с чиптюнера и «стиралку иммобилайзера». На R29 ездил, вторая не пригодилась.
+
avatar
0
Читал, что одноразовые были сделаны точно по такому же принципу, только для экономии у них был пластиковых корпус без окна, соответственно, стирать их было невозможно. Поэтому, предлагались варианты удалить часть корпуса кислотой и стирать УФ, или стирать рентгеновским излучением. Не знаю, правда, это рабочие варианты или чья-то шутка.
+
avatar
  • KiV
  • 20 ноября 2019, 14:30
+1
Не шутка. Народ пытался РФ в пластиковом корпусе стирать после снятия пластика над кристаллом каким-то растворителем. Правда потом они недолго работали — траверсы обрывались (это те провода, которыми кристалл на рамку разварен).
+
avatar
  • IN19
  • 20 ноября 2019, 00:45
+4
Автору спасибо. Не знал, что существуют такие низковольтные и довольно мощные газоразрядные ртутные лампы. Для них можно найти множество применений. Для себя сразу вижу два:
1. заменить в УФ-сушилке обуви светодиоды 365 нм
2. поставить в кондиционер для обеззараживания. Там стоит один или пара СД на 380 нм — просто рекламная профанация.
+
avatar
  • bretin
  • 20 ноября 2019, 20:50
0
2. поставить в кондиционер для обеззараживания. Там стоит один или пара СД на 380 нм — просто рекламная профанация.
ООО-кондишен это целый рассадник микробов: тепло влажно и пыли /органика/ полно. Очистить довольно сложно т.к. все гнездится в районе отвода конденсата
+
avatar
  • IN19
  • 21 ноября 2019, 10:27
0
Ну, эта проблема легко решаема: просто после ежемесячной чистки фильтров (мою) и теплообменников (пылесошу) от пыли нужно промыть ребра теплообменника 40-50% спиртом с помощью распылителя для цветов. Для моего достаточно 150 мл. Смыв автоматически стекает через конденсатоотвод. Можно, конечно, использовать и дезинфицирующие средства. Я, например, использовал Алюминол и средство для бассейна Дезавид-басс.
А лампочка нужна для дезинфекции выходных фильтров, задерживающих пыль и грязь. Тем более, в некоторых кондеях используют самоочищающиеся бактерицидные фильтры с оксидом титана Для них как раз хороший УФ нужен.
+
avatar
  • vadik
  • 20 ноября 2019, 21:44
0
1. заменить в УФ-сушилке обуви светодиоды 365 нм
Есть уже готовый продукт
+
avatar
  • IN19
  • 21 ноября 2019, 10:33
0
Это для тех, у кого светодиодного еще нет. Да и ручками что-то сделать — удовольствие получить. К тому же, светодиодный сделан гораздо симпатичнее ☺.
+
avatar
  • rx3apf
  • 21 ноября 2019, 21:11
0
Но «выхпоп» у светодиодного — совсем никакой. $5 за единицу, при 10 mW @ 295 нм — как-то несерьезно… Так что если делать — или на таких лампочках, или барьерный разряд.
+
avatar
+2
Интересное чтиво на ночь, у папы в мастерской было несколько таких ламп, собирали клоны спектрума «Ленинград». Себе кстати взял медицинскую лампу для обеззараживания в осенний и зимний сезон.
+
avatar
  • Corvair
  • 20 ноября 2019, 05:41
+2
А прикиньте, не было бы до сих пор электрически стираемых флешек и была бы только УФПЗУ, в том числе в USB накопителях. Наверное, в каждом системнике стояла бы УФ стиралка для пзушек, скорее всего в 5,25" отсеке — запихал флешку в камеру окошком к лампе, нажал кнопку, зажёгся ультрафиолет, пошёл таймер :).
+
avatar
  • mfiless
  • 20 ноября 2019, 06:28
0
Эти лампы сейчас актуальны. При ремонте материнских плат применяют лак который застывает при облучении УФ. Для этого применяли, за не имением лампу ДРЛ 125 вт с разбитой колбой и установленной в корпус из стеклотекстолита вместе с гасящим конденсатором. Первоначальное применение тоже было для стирания микросхем, но иногда обеззараживал воздух в комнате. Это было в далекие 90-е годы.
+
avatar
  • mfiless
  • 20 ноября 2019, 06:36
+2
Нашел описание на другом сайте.
Применение: широко используется в холодильниках, микроволновых печах, сушильных стеллажах, сушилках и других приборах.
Базовый тип: E17
Материал механизм: кварцевый
Размер: около 52*17 мм/2,05 * 0.67in
Мощность: 3 Вт
Напряжение: 17 v
• Сила тока: 300mA
Эффективный диапазон стерилизации: 1 м3
Освещение UVC: 450 мкм/см2
aliexpress.com/item/32869424800.html
+
avatar
+1
Ага, 17 В очень похоже на правду, т.к. у меня начинают запускаться где-то от 14 или 14.5 В, 17 — это для уверенного запуска. Однако, надо понимать, что потом напряжение падает и надо стабилизировать ток на уровне 300 мА.
+
avatar
  • magic12
  • 20 ноября 2019, 07:34
0
а мы в те времена К573РФ5 стирали на кухне: положил в вытяжку, включил свет, выпил кофейку — микросхема стерта. Приятное с полезным :-)
+
avatar
  • vpol
  • 20 ноября 2019, 08:23
0
Не пойму, зачем в вытяжки такие лампы ставились?
+
avatar
  • magic12
  • 20 ноября 2019, 08:45
+1
Не пойму, зачем в вытяжки такие лампы ставились? 

для дезинфекции наверно
+
avatar
  • SEM
  • 20 ноября 2019, 09:08
+5
У нас была «вытяжка», которая гоняла воздух по-кругу, т.е. не в вент.канал в стене, а обратно в кухню. В ней был угольный фильтр и такая УФ трубка.
Ультрафиолет разрушает сложные молекулы, в том числе и ароматические.
+
avatar
0
Судя по всему, это было типовое решение в СССР, т.к. у нас была точно такая же. Именно из нее была вытащена та самая ДРБ-8, которая на фото в обзоре.
+
avatar
  • SEM
  • 20 ноября 2019, 13:54
0
Я тоже хотел вытащить, но поленился. Да и не нужна она мне была (тогда).
А сейчас купил готовую с патроном Е27, 20 ватт, погреб «просвечивал».
+
avatar
  • rx3apf
  • 20 ноября 2019, 14:06
0
Точно так. Это была не «вытяжка» как таковая, а именно кухонный фильтр. Кстати, в некоторых современных поездах метро над фальшпотолком можно углядеть кварцевую лампу, для тех же целей.
+
avatar
  • kven
  • 20 ноября 2019, 08:46
+2
глаза только берегите!
помню, у меня неделю болели, после экспериментов с ультрафиолетом, хоть старался на нее не смотреть, а все равно хватило.
+
avatar
  • tysem
  • 20 ноября 2019, 09:05
0
Эксперимент с неонкой и 220 вольт тоже проводил в детстве. Сразу видно где ноль, где фаза
+
avatar
+10
Хехе, если в детстве не мерял Цэ-шкой сколько ампер в розетке, то и как-бы детства не было :)
+
avatar
  • tysem
  • 20 ноября 2019, 09:26
+6
Зато потом знаешь как цешка устроена
+
avatar
0
Да, жженый шунт запомнился на всю жизнь. Хорошо, что была вторая цешка.
Потом, для меня стало открытием, что прибор для замера сколько ампер в розетке таки существует и назывался «измеритель тока короткого замыкания». Знакомый электрик подарил на детали, внутри был симмистор дисковый и много 561-й кмоп логики…
+
avatar
0
В моем ц4324 выгорело 2 шунта. :-)
+
avatar
  • trekker
  • 20 ноября 2019, 10:13
0
Автомобильным амперметром…
+
avatar
+1
Спасибо за обзор. Отлично написан, читается на одном дыхании!
+
avatar
  • figvam
  • 20 ноября 2019, 09:14
0
Купил пару-тройку лет назад на Али ультрафиолетовую сушку-дезинфектор для обуви, там как раз две такие лампы.

edit: искать «shoe uv sterilizer», там цена конечно другая, зато сразу с БП и без колхоза. Кстати, светодиодные УФ «стерилизаторы» не брать, это развод.
+
avatar
0
Озоновая или безозоновая версия ламп?
+
avatar
  • figvam
  • 20 ноября 2019, 09:30
0
У меня озоновая, но это было три года назад, лот протух уже. Какие сейчас продаются, не в курсе, но их много.
+
avatar
  • n432s
  • 20 ноября 2019, 09:21
+2
Доставка заняла всего 2.5 недели, правда, тут могла на руку сыграть консолидация посылок Cainiao
После этой консолидации концы в воду, треки зашли на склад консолидации и пропали, через 2,5 месяца открыл диспут. Пока кормят обещаниями каждые 3 дня. Совершенно лишний этап, который лишь только усугубил имеющийся геморрой у почтовых служб.
+
avatar
+1
Абсолютно согласен, если речь идет о дорогих посылках, у которых изначально была доставка уровня Aliexpress Standard Shipping, с собственным полноценным трек-номером. Такие от консолидации только теряют время на складе и повышают шансы быть потеряны в составе консолидированной посылки.

А вот для мелких, видимо, как повезет. Мне повезло и 6 мелких посылок (из которых парочка вообще была без международного трек-номера) объединили в одну, дали ей полноценный трек, после чего такая посылка дошла за 2.5 недели. Без трека посылки с Али идут обычно под два месяца, а с упрощенным треком — 4-5 недель. Но я согласен, что в случае потери одного пакеты вы теряете сразу все посылки.

А на счет трек номеров — при отслеживании по трек-номеру на сайте cainiao, он автоматически указывает трек-номер консолидированной посылки, поэтому можно заранее проверить все номера, понять какие были консолидированы и куда, и затем уже следить только за результирующим новым трек-номером.
+
avatar
0
Мне эта лампа нафиг не нужна, но обзор прочитал с большим интересом, спасибо. Написано очень хорошо, не часто встретишь.
+
avatar
  • Lif-ter
  • 20 ноября 2019, 09:30
0
а меня давно гложет мысль поставить, что нибудь генерирующее озон после вентилятора отопителя в автомобиле.
как думаете, такая лампа (или парочка) подойдет (не зацикливаясь о вредности озона)?
+
avatar
0
Лучше уж просто заносить раз в пару месяцев озонатор с керамической пластинкой с таймером. Так чтобы озон напустился и разложился без присутствия человека.
+
avatar
0
Для автомобиля есть ионизаторы в прикуриватель. Озоном воняет. Запах табачного дыма убивает очень быстро. Но постоянно его гонять я бы не советовал.
+
avatar
  • Lif-ter
  • 20 ноября 2019, 10:06
0
я хочу дезинфецировать именно тракт отопления.
К вредности озона отношусь примерно так, как и ко вредности алкоголя.

выйдет ли лампа на рабочий режим при 14в?
+
avatar
+1
К вредности озона отношусь примерно так, как и ко вредности алкоголя.
Очень зря
+
avatar
  • hanzo
  • 20 ноября 2019, 18:59
-1
Очень зря
Да, кстати,
в чем имено выражается вредность озона, для организма человекоф?
Мне вот, наоборот, нравится запах озона, дышится свежо, как после грозы в деревне)
+
avatar
  • Sanja
  • 21 ноября 2019, 14:57
0
воспаление слизистых на поверхности бронхов и альвеол. Это я вам как астматик и владелец озонатора докладываю.

За «запах озона» вы принимаете побочный продукт — оксид азота, который при разряде вырабатывается за компанию. Он крайне токсичен, именно с его значениями мухлевал Фольксваген, пока его не поймали на «дизельгейте».
+
avatar
  • Aostspb
  • 20 ноября 2019, 13:30
0
хочу дезинфецировать именно тракт отопления.
В приличных моделях есть кнопка, закольцовывающая тракт на циркуляцию внутри салона.
+
avatar
  • rx3apf
  • 20 ноября 2019, 14:09
0
Лучше относитесь как к вредности синильной кислоты (ПДК одного порядка). А учитывая возможные последствия — и того осторожнее. В микродозах особой опасности нет, но если запах ощущается — это уже достаточно много.
+
avatar
  • hanzo
  • 20 ноября 2019, 19:09
0
учитывая возможные последствия
Какие последствия ждут несчастного?
Я не говорю о каких-нибудь промышленных дозах; но вот ощущаемый запах от, например, искрового высоковольтного разряда, или свежий воздух, насыщенный озоном после хорошей грозы, прямо люблю подышать)
Все загадочно пишут о вредности и последствиях, но никто не написал собственно физику вредного воздействия озона на организм.
+
avatar
+3
Молекула обычного кислорода состоит из двух атомов и имеет формулу О₂. То есть, атомы хоть немного, но связаны друг с другом, поэтому такая молекула достаточно устойчива и, чтобы кислород вступил хоть в какое-то соединение, сначала данную связь надо разрушить.

Молекула озона состоит из трех атомов кислорода, её формула — О₃, и она значительно менее устойчива. Она очень легко разлагается на «обычный» кислород О₂ и атомарный кислород О. Молекула последнего состоит лишь из одного ничем не связанного атома и, поэтому, очень активна, то есть легко вступает в соединения. Вот этот атомарный кислород и окисляет все, что ему попадается (ну, почти), разрушая оригинальные молекулы веществ. Этим он и опасен.
+
avatar
  • hanzo
  • 20 ноября 2019, 20:19
0
Что атомарный кислород сильнейший окислитель — это я знаю.
Мне интересна физика неблагоприятного воздействия O³ на организм человека. Что страдает?
+
avatar
  • rx3apf
  • 20 ноября 2019, 20:23
+1
Легкие в первую очередь. Но вообще действие канцерогенное и мутагенное.
+
avatar
  • hanzo
  • 20 ноября 2019, 20:49
0
Ну вон, ниже пишут, доза синильной кислоты, от которой уже можно двинуть кони — ~4 частицы (молекулы) на миллион. И рядом опасная доза озона — около 5 ppm (частиц на миллион).
Неужели озон практически сопоставим с синильной кислотой — сильнейшим ядом, подавляющим дыхательную и сердечно-сосудистую системы человека?
+
avatar
  • rx3apf
  • 20 ноября 2019, 21:02
0
ppm — это не «молекулы на миллион», это миллионные доли как таковые. ПДК HCN — 0.3 мг на кубометр (глянул старый справочник, может, сейчас и иначе), но летальная доза этак порядка 200 мг на взрослое рыло (а, ну да, это и есть примерно те же самые 4 ppm, близко к тому).

Ну, а про озон — если интересно, то в вики на странице внизу много ссылок. Я так понимаю, что токсичность достаточно мало изучена. Но про его канцерогенность и мутагенность было известно давно.
+
avatar
  • Sanja
  • 21 ноября 2019, 14:59
0
Лёгкие. Я астматик, чувствую последствия, если тщательно не проветрить машину или комнату — просто на раз. Обструкция лёгких и одышка наступают мгновенно, будто в курилку или под выхлоп Камаза занесло.
+
avatar
+1
Иптить колотить о_О:
а если вкорячить несколько таких лампочек в воздухан двигателя в авто, для генерации озона — будет ли приход (у двигателя, не у меня) как после грозы? Какие там концентрации в обеих случаях, ведь авто заметно веселее едет даже когда запаха озона после дождя и неощутить
+
avatar
  • KiV
  • 20 ноября 2019, 15:05
0
К вредности озона отношусь примерно так, как и ко вредности алкоголя.
Полулетальная доза:
Этанол — 10 300 ppm (миллионных долей)
Синильная кислота — 3,7 ppm
Озон — 4,8 ppm
+
avatar
  • Lif-ter
  • 20 ноября 2019, 16:26
+2
есть статистика о количестве смертей от озона?
+
avatar
  • KiV
  • 20 ноября 2019, 17:44
+5
Статистики смертей от цианидов тоже нет в свободном доступе. Но Вы ведь не станете есть цианистый калий?

PS. Вот статистика смертей от этанола точно есть. Но многих это не останавливает.
+
avatar
+2
Включил как то озонатор на кухне с таймером. Таймер залип (механический) и озонатор фигачил почти сутки. Я уезжал на это время. Запах озона уловил ещё в лифте, в квартире дышать было нечем, проветривал минут 30. А главное — вся резина на кухне превратилась в желе, из деревянной мебели выступил лак. Короче в машине на долго я бы не включал — резина/пластик могут сильно пострадать.
+
avatar
  • Aostspb
  • 21 ноября 2019, 10:53
-1
вся резина на кухне превратилась в желе, из деревянной мебели выступил лак.
Сдается мне, что Вы сильно преувеличиваете. Иначе все суицидники травились бы озоном, а не кухонным газом
+
avatar
0
Да нет, не преувеличил. Кухонный газ доступнее.
+
avatar
  • rx3apf
  • 21 ноября 2019, 21:08
0
«Кухонный газ», он же метан — не токсичен. Т.е. вообще не токсичен. Есть данные о слабом наркотическом воздействии, ПДК 7 гр на куб. Когда-то давным-давно травились светильным газом (CO). Озоном же быстро травануться весьма затруднительно. А подорвать здоровье можно и менее мучительным способом…
+
avatar
  • Sanja
  • 21 ноября 2019, 14:54
0
не стоит, озон ядовит. Я отшибаю запахи в салоне разовой обработкой — закинул керамический озонатор в машину утром, в обеденный перерыв прихожу на парковку и выключаю, открываю окна и люк. Вечером можно ехать, хотя в горле немного першит.

Дышать озоном (и оксидом азота) категорически не стоит.
+
avatar
  • vaso
  • 20 ноября 2019, 12:11
0
А нет-ли там в цоколе преобразователя высоковольтного? Как-то не верится, что от такого низкого напряжения зажигается лампа.
+
avatar
0
Нет, там нить накала, если подать напряжение чуть меньше (10 В, например), она чуть светится, но пробоя не происходит. Мне тоже не верилось, пока лично это дело на столе не увидел.
+
avatar
0
Наличие нити накала можно проверить мультиметром в режиме измерения сопротивления постоянному току. А раз уж у автора имеется ЛБП, то и ВАХ построить можно.
+
avatar
0
ВАХ в первом приближении (то есть, «на глазок») вполне соответствует таковой у лампы накаливания.
+
avatar
  • hanzo
  • 20 ноября 2019, 20:27
0
У лампы накаливания спираль после нагрева увеличивает свое сопротивление, тоесть после разогрева лампы ток падает.
А тут у вас после пробоя ток наоборот возрос и уперся в выставленное ограничение ЛБП.
+
avatar
+1
Так пробой закорачивает цепь питания нити накала. Замерил, сопротивление холодной нити — 17.3 Ом.
+
avatar
+2
Я бы добавил плазма, те разогретый газ, закорачивает цепь
+
avatar
  • lohness
  • 20 ноября 2019, 12:22
+1
УФ фонарики на светодиодах совсем «никакие»
а вот если на такой лампе залудить фонарь — получится ли как в полицейских сериалах (чтобы все пятна с расстояния в метр-два светились)?

пожалуй за такую денежку стоит про запас пару лампочек иметь в хозяйстве
+
avatar
+5
Конвой на nichia с дополнительно установленным стеклом Вуда — очень даже хорошо светит, и в темноте все пятна как раз отлично видны с расстояния. Я бы даже сказал, не стоит с ним заходить ночью на кухню неподготовленному зрителю — можно увидеть такое… )

Дело тут в том, что nichia генерирует УФ на длине волны около 365 нм — это именно то, что дают лампы Вуда (черного цвета) и то, что эффективно вызывает флуоресценцию. Если же взять фонарик на «обычных» УФ светодиодах, у них длина волны больше, около 390 или даже 395 нм, вот они действительно «никакие». Этот конвой покупался по акции на gearbest (кажется) за $20, то есть в два раза дороже, чем акционная цена «обычного» конвоя на 6-ти стабилизаторах (2.1 А).

И да, чтобы эффект был лучше, в фонарик надо обязательно ставить стекло Вуда (изначально там простое) — оно эффективно задерживает видимый спектр излучения. Покупается отдельно.
+
avatar
  • NikVar
  • 20 ноября 2019, 17:24
0
А вот здесь cxem.net/medic/medic41.php моё изделие. Правда, мощность большая, и легко можно удвоить.
+
avatar
  • shurale
  • 20 ноября 2019, 18:39
+4
Отличная перепись олдов в чатике.
А я думал, тут только малолетние купонные кроители бабла.
+
avatar
  • vozlab
  • 20 ноября 2019, 19:27
0
Сжёг такую в прошлом году, подав 220В, как в описании продавца. На цоколе была только надпись 3 Вт. Совсем не подумав, выкинул просто в мусорку, а там, оказывается, ртуть. Теперь мучаюсь угрызениями совести. Берегите природу.
+
avatar
+2
Главное, что вы об этом задумались и, значит, больше никогда такой или любой другой ртутной лампы не выбросите. Плюс, возможно, расскажете кому-то еще, чтобы другие тоже не выбрасывали.
+
avatar
  • hanzo
  • 20 ноября 2019, 20:31
+1
Запуск лампы в режиме УФ-излучения красиво выглядит!
Как будто в пробирке зажглась маленькая Сверхновая)
+
avatar
  • bretin
  • 20 ноября 2019, 20:32
+1
Автор-наш человек из тех времен когда мы познавали мир техники. Спасибо за познавательный труд. Еще одно применение УФ лампы-при заболеваниях на коже их сразу видно в уф свете на фоне здоровых участков.