Термопистолет NEWACALOX RT-5805, который "мог бы" + доработка


Здравствуйте. Что такое «термопистолет» и зачем он нужен, думаю, объяснять в наше время не надо. В данном обзоре пойдет речь о китайском термопистолете с регулировкой температуры, его сильных сторонах и недостатках. Также будет показана его электрическая схема и рассказано о доработке, чтобы он смог обеспечивать заявленные характеристики.

Предыстория (пропустить)

Если верить Доктору Дью, термопистолет – основное «оружие» современного самодельщика. А, так как самодельщик я еще тот, у меня их было два. Оба были куплены в «оффлайне» лет 10 тому назад. Один – подороже, достаточно мощный, с клапаном в сопле:



Другой – подешевле и попроще, был приобретен исключительно под клей черного цвета, потому что переставлять стержни ради нескольких капель клея – занятие совершенно неблагодарное:



И, в принципе, все эти годы оба пистолета работали полностью соответственно своей цене. Тот, что подороже – быстро нагревался и практически не капал, а тот, что подешевле – нагревался медленнее и лил клей нещадно. Но ему можно было и простить, он же подешевле. Да и потребность в клее черного цвета возникает у меня значительно реже.

Но вот недавно стал я замечать, что мой «дорогой» друг захворал – из сопла в процессе работы стало подкапывать. Все доступные виды разбора, откручивания и посматривания внутрь результата не дали, причина найдена не была, внешне все было хорошо. Я предположил, что подкапывание может быть связано с другим типом используемого клея. Например, у него меньше температура плавления, а пистолет нагревает его сильнее, в результате чего он закипает и давление пара выдавливает капли из клапана в сопле. Но вариант смены клея не рассматривался, так как в наличие имелось достаточно большое количество именно такого, и закупать какой-то другой желания не было.

И тут, возможно, я бы и смерился с подкапыванием, но болезнь стала развиваться. В один прекрасный момент вдруг обнаружил, что из входного отверстия нагревателя (куда подается пруток клея толкателем) начал вылезать расплавленный клей. То есть, каким-то образом клей выходил не только из сопла каплями, но и уходил обратно в сторону толкателя. Затем расплавленный клей там же и застывал, обволакивая пруток, после чего подавать пруток с таким наростом в нагреватель становилось весьма затруднительно. Он проходил с огромной силой и гораздо меньшей скоростью, что делало, например, невозможным склеивание больших картонных коробок, где сразу требуется подать достаточное количество клея.

Это стало последней «каплей», терпеть дальше такое было уже нельзя. Так как в большинстве термопистолетов для нагрева применяется PTC, повышающий свое сопротивление по мере нагрева, снизить рабочую температуру «на коленке» не получится. Поэтому я начал поиск нового термопистолета. Сначала посмотрел ассортимент локальных магазинов (типа «всеинструменты»), но какого-то интересного варианта там не приметил. А потом вдруг вспомнил, что у нас на «муське» был ведь обзор термопистолета с Али, который «смог». Нашел тот обзор, прочитал его еще раз и решил, что такой пистолет – это именно то, что мне нужно, так как я смогу выставить для своего клея температуру пониже и, таким образом, решить все проблемы с его закипанием. А своего старого «дорогого» друга оставлю под более высокотемпературный клей. И, таким образом, «дам ему второй шанс».

Заказывать непосредственно по ссылке я не стал, так как рейтинг у магазина там низкий, да и хотелось поискать другие варианты, вдруг найдется такой же, но дешевле. В процессе поиска понял, что похожие пистолеты, только с разными названиями (и разными указаниями номинальной мощности) продаются во многих магазинах. Вот тогда уже захотелось выбрать что-то с доставкой с российского склада, чтобы пришел побыстрее, а цена ушла на второй план. Также на тот момент у меня сформировалось впечатление (возможно, неверное) что все такие пистолеты практически идентичны, и различаются только наклейкой на корпусе. Исключением, пожалуй, являлся только этот, где сам продавец приводит фотографию внутренностей и гордо пишет «professional design chip temperature». Но это не точно.

В итоге выбор пал на данный вариант под названием «NEWACALOX», указанием номинальной мощности в солидные 150 Вт, доставкой с российского склада и (что мне очень понравилось и, наверное, сыграло решающую роль) подставкой. За лот пришлось в общей сумме заплатить $18.52, но я не жалел. Покупку совершил 5-го сентября 2020 года, в субботу.

Через 3 дня (во вторник, 8-го сентября) мне на телефон пришло SMS от службы доставки IML, где прислали ссылку на их сайт с просьбой подтвердить адрес, а еще через день (9-го сентября) со мной связался курьер и принес заветный черный пакет домой. Фотографий оригинальной упаковки не сделал, т.к. изначально думал, что пистолет будет работать как положено и потребности писать обзор про доработку не возникнет. И зря, потому что упаковка была весьма эпичной – из дырки сбоку закрытой (если так можно сказать) коробки гордо торчал наружу носик пистолета. Открыв коробку, я понял, почему это именно так – они просто попытались уместить и пистолет, и подставку в коробку, предназначенную только для пистолета. В итоге выглядело это все примерно следующим образом:



Сейчас оригинальной картины воспроизвести, к сожалению, уже не могу, потому что в пистолет вставлен клеевой стержень, а дырка в коробке заклеена. Отдельно пистолет без подставки в указанную коробку входит совершенно свободно:



Сам по себе пистолет выполнен довольно пристойно – две половинки скручены между собой 8-ю шурупами, стык ровный, без щелей. В руке сидит тоже очень хорошо, нажимается уверенно. Цветовая гамма приятная. Размеры пистолета (с носиком) – 195х165 мм, длина шнура – 1.35 м. Сбоку пистолета красуется большая наклейка «NEWACALOX», model: RT-5805, 100 – 240 V, 50 – 60 Hz, 150 W. Ниже наклейка поменьше, утверждающая, что пистолет прошел контроль качества:



В комплекте с пистолетом идет насадка длиной 32 мм (диаметром около 2.6 мм), выполненная, скорее всего, из латуни:



Фотографию сделал не сразу, а уже после использования пистолета, поэтому насадка испачкана в клее. Также обратите внимание, во что превратилось силиконовое уплотнительное кольцо от температуры. И это пистолет был нагрет в сумме лишь несколько часов. Внутри насадки присутствует шарик:



Теперь давайте рассмотрим подставку – она, собственно, вообще выше всяких похвал. Если пистолет собран неплохо, то она собрана практически отлично, имеет силиконовый коврик для «капающего клея»:



Присоски для уверенного удержания на ровной поверхности, а также 6 шурупов, намекающих на то, что её можно разобрать (спойлер: не разбирал):



Размеры подставки – 186х79 мм. Пистолет ставится на подставку легко, но в то же время уверенно, промахнуться или ошибиться вряд ли получится. Внешний вид установленного пистолета:



В принципе, у пистолета есть поворачивающаяся скоба из проволоки, позволяющая ставить его на любую поверхность и без подставки, но при попытке её использовать оказалось, что на моем экземпляре она не фиксируется ни в каком положении. Позже я её, все же, починил, но на этом, собственно, можно перейти ко второй части обзора – недостаткам данного пистолета.

После включения пистолета в розетку, сзади у него загорается (точнее, мигает с частотой 50 Гц) красная лампочка и пистолет начинает нагреваться. Прежде всего, даже не вставляя клей, решил замерить рабочую температуру, которую обеспечивает пистолет. И вот тут, если Дядя Сэм три года назад сказал, что его пистолет «смог», я печально вынужден был констатировать, что мой «не может». При установке на минимум (140 градусов по регулятору), пистолет поддерживал температуру сопла порядка 165 градусов (измерял на небольшой глубине внутри, чуть меньше сантиметра). Но при попытке повернуть регулятор даже на 160, пистолет начинал выдавать около 215 градусов и дальнейший поворот регулятора уже никакого влияния на температуру не оказывал. То есть, можно было, конечно, попытаться управлять температурой, перемещая регулятор между положениями «140» и «160», но даже там температура вела себя крайне нестабильно.

По предыдущему обзору я помнил, что внутри на плате регулятора есть подстроечный резистор, поэтому разобрал пистолет и начал его крутить. Но положительного результата это не давало – независимо от положения резистора при установке регулятора на 160 и выше градусов пистолет разогревался до максимальной температуры. Пришлось нести пистолет на рабочий стол и изучать его схему, чтобы понять, чего же в очередной раз забыли припаять китайцы. Собственно, вот фотографии платы регулятора данной версии пистолета (один синий провод, идущий к светодиоду индикации питания, на тот момент я уже отпаял):



А вот принципиальная схема регулятора (номера и номиналы деталей, которые удалось прочитать, указаны на схеме):



Давайте рассмотрим схему пистолета и принцип его работы. Место прихода сетевого напряжения на плату обозначено разъемом Line. Причем, даже на плате есть маркировка у контактных площадок – L и N, хотя понятно, что гарантии, что именно на линии L будет фаза, в реальной жизни нет. Первым делом питающее напряжение через резистор, расположенный непосредственно в проводе, подается на индикаторный светодиод. Затем напряжение через защитный предохранитель F1 подается на остальную часть схемы.

Стабилизатор питания схемы управления температурой выполнен на стабилитроне на 12 В и конденсаторе С1, напряжение на которые подается непосредственно из сети через ограничительные резисторы R1, R2, R4, R5 и выпрямительный диод. При указанных номиналах деталей через стабилитрон идет ток порядка 4.7 мА, чего вполне хватает для функционирования данной схемы. Для считывания текущей температуры нагревательного элемента используется термопара (предположительно, К-типа), подключаемая к контактам, обозначенным на схеме Thermocouple. По сути, термопара – это простое соединение двух разных металлов, генерирующее термо-ЭДС за счет эффекта Зеебека. Величина термо-ЭДС практически линейно зависит от температуры, что позволяет использовать термопары как дешевый и очень надежный элемент измерения температуры. Для термопары К-типа в рабочем диапазоне температур величина термо-ЭДС составляет примерно 40 мкВ на градус. Также, поскольку термопара является простым соединением двух металлов, хорошо проводящих ток, она имеет очень малое внутреннее сопротивление, что значительно снижает влияние наводок и позволяет, несмотря на весьма малые напряжения, получить хорошую точность измерений.

Цепочка резисторов R7, R8, R12 – R14 задает опорное напряжение, которое может изменяться в небольших пределах с помощью переменного резистора R14, отвечающего за установку температуры и подстроечного резистора R13, отвечающего за калибровку регулятора. Данное напряжение сравнивается с напряжением термопары с помощью компаратора, выполненного на ОУ U1.1 LM358. Если опорное напряжение выше снимаемого с термопары (то есть, температура нагревательного элемента еще не достигла установленного значения), на выходе ОУ будет низкое напряжение (0 В). Если же напряжение термопары стало выше (то есть, температура нагревательного элемента выше заданной), на выходе ОУ будет высокое напряжение (чуть ниже 12 В). С помощью резисторов R9 и R10 в схему сравнения добавляется гистерезис порядка 0.46 мВ, что соответствует приблизительно 12-ти градусам. Здесь следует отметить, что реализация данной схемы на LM358 возможна из-за двух особенностей этого операционного усилителя:

1. Даже при однополярном питании, ОУ корректно работает с низкими входными напряжениями, включающими ноль вольт (по факту, можно подавать на вход и небольшое отрицательное напряжение). Достигается использованием PNP-транзисторов.
2. На выходе ОУ присутствует потребитель тока в 50 мкА, что позволяет выходному напряжению снижаться практически до нуля вольт при отсутствии нагрузки.

Выход ОУ U1.1 подключен к инвертирующему входу ОУ U1.2, на прямой вход которого подается сетевое напряжение с делителя R3/R6. Коэффициент деления составляет примерно 1:1000, поэтому на прямой вход U1.2 приходит синусоидальное напряжение амплитудой около ±0.3 В в пике. Если температура нагревателя ниже заданной, на инвертирующем входе U1.2 оказывается ноль вольт, в результате чего на выходе ОУ возникает меандр с частотой 50 Гц, чуть сдвинутый по фазе относительно сетевого напряжения. Фронты этих импульсов проходят через конденсатор С2 и открывают симистор, включающий нагревательный элемент пистолета. Использование С2 позволяет открывать симистор на обеих полуволнах сетевого напряжения (как в моменты заряда, так и в моменты разряда конденсатора), что обеспечивает работу нагревательного элемента в полную мощность, а также исключает протекание постоянного тока через управляющий электрод симистора. Последнее значительно снижает энергозатраты на открытие симистора, что, в свою очередь, позволяет питать схему от источника питания, выдающего всего 4.7 мА.

Если же температура нагревателя достигла (или выше) заданной, на инвертирующий вход U1.2 приходит высокое напряжение (чуть ниже 12 В), в результате чего на его выходе появляется постоянное напряжение 0 В, и симистор остается закрытым, полностью выключая нагреватель.

Вот примерно так должна была работать схема терморегулятора. Беглое рассмотрение схемы и платы позволяет сразу же выявить основные недостатки регулятора:

1. Индикатор питания подключен до предохранителя. В случае перегорания предохранителя (и выхода всего пистолета из строя), индикатор всё еще будет продолжать светиться при включении пистолета в розетку и дезинформировать пользователя.
2. В качестве ограничителя тока через стабилитрон применяются две параллельные цепочки из двух последовательно включенных SMD-резисторов сопротивлением 47 КОм и типоразмером 0805. При указанном номинале на них будет выделяться 1.03 Вт или по 0.26 Вт на каждый резистор, что в два (!) раза больше максимально допустимой мощности на подавляющее большинство резисторов такого типоразмера UPD: выпрямитель однополупериодный, так что рассеиваемая мощность будет на уровне максимально допустимой. Также, данные резисторы работают на пределе и по напряжению (150 В).
3. На резисторе R3 типоразмера 0805 падает до 320 В в пике, что более чем в два (!) раза больше максимально допустимого напряжения для большинства резисторов такого типоразмера.
4. Термопары одного типа дают весьма близкие значения напряжений при одинаковой температуре, таким образом, не требуя калибровки схем. Очевидно, что подстроечный резистор R13 призван компенсировать разное возможное напряжение смещения ОУ LM358 (которое по документации в среднем составляет около 2 мВ, что весьма значительно в данном случае, т.к. эквивалентно примерно 50 градусам). Однако изменение его сопротивления будет как сдвигать диапазон опорных напряжений, так и изменять его ширину. Измеренные уровни опорного напряжения будут приведены ниже.
5. Поскольку металлы, из которых сделана термопара, не паяются обычными средствами, для крепления её проводов целесообразно применять какие-либо клеммы. Однако китайцы и тут сэкономили и просто заплавили их в припое. Надежность такого соединения находится под вопросом.

А теперь вернемся к самому пистолету и попытаемся выяснить, почему же регулятор не работает так, как было задумано. Прежде всего, я измерил напряжения, снимаемые с термопары при разных температурах нагревателя. Получил следующую таблицу:



Из таблицы следует, что термопара выдает приблизительно 38 мкВ на градус (при комнатной температуре «холодного спая» 25 градусов), что весьма близко к значению 40 мкВ, обеспечиваемому термопарой К-типа.

Далее я произвел расчет возможных опорных напряжений, снимаемых с резистора R14. Для указанных на схеме номиналов, при установке переменного резистора R14 в нижнее по схеме положение (минимальная температура), на инвертирующем входе U1.1 будет напряжение от 3.6 до 5.44 мВ (в зависимости от положения регулятора подстроечного резистора R13), что приблизительно соответствует температуре от 120 до 165 градусов. При установке переменного резистора в верхнее по схеме положение (максимальная температура), на инвертирующем входе U1.1 будет напряжение от 8 до 12.1 мВ, что соответствует температуре от 235 до 343 градусов. При этом, т.к. нагреватель выполнен на основе PTC-элемента, сопротивление которого повышается по мере нагрева, он просто не в состоянии прогреться выше 225 градусов, что одновременно является несомненным плюсом устройства – даже если регулятор температуры полностью выйдет из строя, пистолет кардинально не перегреется и не возгорится. В итоге получается, что калибровка подстроечным резистором полностью бесполезна, ведь даже при максимальном его сопротивлении диапазон регулируемых температур будет составлять от 120 до 235 градусов, что уже выходит за максимально возможную температуру для PTC-нагревателя (а конкретно мой экземпляр подстроечного резистора еще и имел сопротивление 160 КОм вместо 200).

Однако, в целом, значения напряжений получились вполне рабочие, так почему же пистолет не работает как надо? Подключение осциллографа к выходу U1.1 (вывод 1) показало наличие там меандра с частотой 50 Гц, чего явно быть не должно (там должно быть постоянное напряжение – ноль пока пистолет не разогрелся и около 12 В на нагретом пистолете). Далее, детальный анализ платы выявил, прежде всего, неудачную её трассировку:



Голубым цветом на фото отмечена точка, куда приходит сетевое напряжение, провод N. Красным цветом – точка, куда подсоединяется первый анод симистора и через которую течет ток нагревательного элемента. А желтым цветом – точка, куда подсоединяется нижний по схеме вывод резистора R12. Таким образом, ток нагревателя (а это порядка 0.5 А на средних температурах) вызывает падение напряжения на дорожках платы и, таким образом, меняет установленное опорное напряжение. Даже если предположить, что сопротивление дорожки составляет 0.01 Ом, ток в 0.5 А вызовет падение на ней 5 мВ, что эквивалентно изменению температуры на 130 градусов!

Разбирающийся в электронике читатель может возразить, что изменение напряжения земли происходит только после включения нагревателя, а сравнение входных напряжений в этот момент уже закончено, т.к. был подан сигнал на открытие симистора, а закрыть его до конца полупериода все равно невозможно. В теории это так, но на практике, видимо, быстродействия LM358 не хватает, и такая нестабильность входного напряжения вызывает проблемы.

Поэтому, первым делом было решено доработать земляной контур. Для этого дорожка вокруг красной точки разрывается и соединяется в обход неё, а сама красная точка соединяется с голубой отдельным проводом. Также земляная дорожка перерезается чуть ниже голубой точки, чтобы исключить земляную петлю – отличный способ ловить электромагнитные помехи.

После такой доработки было замечено, что меандр на выходе U1.1 полностью исчез при минимальном положении регулятора (140 градусов) и около него, но снова проявлялся и тем больше, чем больше ползунок переменного резистора перемещался вверх по схеме. Пистолет при этом всё еще не обеспечивал нормальной регулировки температуры.

Это дало идею для дальнейшего поиска причины. На схеме пистолета видно, что, не смотря на низкое сопротивление резистора R8, определяющего диапазон регулировки напряжения, сопротивление самого регулятора R14 – 500 КОм. То есть, выходное сопротивление источника опорного напряжения составляет около 180 Ом в нижнем положении регулятора, около 400 Ом (R8 + R12) в верхнем и около 250 КОм в среднем! Видимо, LM358 дает сбой, если на её вход подавать сигнал с источника напряжения с высоким выходным сопротивлением, и туда просачивается либо помеха с линии питания, либо помеха с выхода второго ОУ U1.2.

Поскольку подходящего переменного резистора низкого сопротивления у меня нет (да и к резистору на пистолете уже приклеена ручка управления), было решено установить блокировочный конденсатор на выход источника опорного напряжения. По расчетам был выбран конденсатор емкостью 2.2 мкФ (больший ставить не стал, т.к. постоянная его заряда через резистор в 590 КОм до 63% уже равна 1.3 секунды). Также было решено установить конденсатор 22 мкФ в точку соединения R7 и R13 (второй вывод – на землю).

После проведения указанных доработок пистолет стал нормально держать выставленную температуру во всем диапазоне регулировки, оставалось только правильно его откалибровать. Диапазона подстройки R13 не хватило, поэтому он был заменен на постоянный резистор сопротивлением 330 КОм, который обеспечил на моем экземпляре приблизительно верные значения температур на всей шкале регулятора. Затем были дополнительно сделаны следующие доработки:

1. Резистор R10, обеспечивающий гистерезис регулятора 12 градусов был увеличен до 3 МОм, т.к. из-за инертности системы нагреватель-термопара на низких температурах реальный гистерезис доходил до 20 и более градусов. После увеличения номинала R10 диапазон температур включения и выключения нагревателя сузился до 10-15 градусов.
2. Светодиод питания был подключен параллельно нагревательному элементу. Индикация стала более информативной (как на утюгах) – если светодиод светится, значит, нагреватель работает. Если диод погас, нагреватель отключился. Теперь легко определить, когда пистолет вышел на рабочую температуру – это происходит в момент первого погасания светодиода.
3. В место подключения термопары к плате была установлена небольшая клемма на два контакта.

Внешний вид платы и внутренностей пистолета после доработки представлен на фото ниже:



Итоговая схема:



Ну а теперь, рассмотрим основной вопрос, задаваемый при выборе термопистолета – «Капает или нет?» Капает :) Но немного. Вообще, как я понимаю, это очень зависит от используемого клея и температуры его кипения. Открутив от пистолета носик и заглянув внутрь на температуре порядка 180 градусов, я лично заметил пузырек газа, поднимающийся внутри жидкого клея из глубин нагревателя:



Понятно, что если клей вскипит, он сможет давлением пара отодвинуть шарик и выдавить наружу содержимое сопла, какой бы сильной ни была пружина, поэтому выход тут только один – снижать температуру (на самом деле, есть еще – сменить клей). Это, кстати, еще раз подтвердило мое предположение на счет старого пистолета – если при 180 градусах клей уже начинает закипать, то при 210 – 220 градусах он будет кипеть по полной.

При уменьшении температуры до 160 градусов мне показалось, что кипение прекратилось. Ну что же, видимо с этим клеем эксплуатировать придется именно в таком режиме. Вообще, недостаток низкой температуры в том, что вышедший из сопла клей быстрее остывает на склеиваемой поверхности, например, большую коробку за это время можно и не успеть промазать всю.

Да, нагревается до 160 градусов пистолет примерно за 2 минуты 10 секунд, а температура на конце штатной насадки получается где-то на 15 градусов ниже, чем температура нагревательного элемента (в месте, где её измеряет термопара), то есть при установке 160 градусов на регуляторе пистолета, на выходе получим 145.

Выводы

В целом, пистолет неплохой и, наверное, я бы заказал его снова, даже зная обо всех недостатках (они исправляются за полчаса). А если же вас устроит только две рабочих температуры – около 160 градусов и максимум, пистолет можно и не дорабатывать вообще. Просто установите регулятор либо в минимальное, либо в максимальное положение, там он более-менее держит температуру и без доработок. Чего бы хотелось еще сделать – надо бы поменять R3 на резистор другого типоразмера (сразу не сделал, а теперь разбирать не хочется), т.к. 320 В для типоразмера 0805 чересчур много.

Плюсы:

– красивый;
– хорошо сидит в руке;
– более-менее качественная сборка корпуса;
– регулятор температуры;
– носик с клапаном;
– PTC-нагревательный элемент, исключающий серьезный перегрев пистолета в случае выхода из строя платы регулятора;
– удобная подставка;
– доставка с российского склада.

Минусы:

– необходимость доработки;
– относительно высокая цена.

Всем добра и спасибо за чтение!

UPD. Возможные причины проблемы
Благодаря обсуждению в комментариях у меня появилось предположение, по какой причине пистолет мог плохо работать изначально. Основной проблемой регулятора является высокое выходное сопротивление источника опорного напряжения благодаря использованию R14 номиналом 500К. Вариантов два:

1. Китайцы ошиблись с номиналом переменного резистора и, когда ставили в схему, вместо 500 Ом поставили 500К. 500К кодом обозначается 504 (50*10^4), в то время как 500 Ом – 501 (50*10^1). 1 и 4 похожи по начертанию, из-за этого на каком-то этапе сборки могли выбрать неверный номинал. Если посмотреть на фото платы других пистолетов, обозреваемых тут ранее:



Полное обозначение резистора не видно, но видно, что начинается оно с цифр 50, а заканчивается буквой R, что означает «Омы». То есть, очень похоже, что номинал «правильного» резистора – 500 Ом. Если поставить такой резистор в схему, выходное сопротивление источника опорного напряжения значительно снизится, также снизится и его максимальное выходное напряжение, которое в моем экземпляре соответствует слишком большой температуре. Если всё так, то, возможно, «дефекту» подвержен лично мой экземпляр или небольшая партия.

2. Китайцы намеренно разрабатывали схему так, чтобы туда можно было устанавливать переменные резисторы разного номинала. При этом для корректировки общего сопротивления используется резистор R8, включенный параллельно переменному. Если посмотреть на фото платы другого пистолета (также обозреваемого тут ранее):



Видно, что плата позволяет ставить постоянный резистор параллельно переменному, но он не установлен. То есть, для данного сопротивления переменного резистора не требуется корректировки, однако, если вдруг в схему будет установлен резистор большего номинала, его всегда можно будет уменьшить. Это удобный вариант для производителя – можно ставить те резисторы, что есть в наличии. В таком случае, «дефекту» может быть подвергнуто большее число экземпляров, т.к. в какой-то момент была закуплена партия таких резисторов.
Планирую купить +46 Добавить в избранное +118 +181
+
avatar
  • Cremator
  • 20 сентября 2020, 21:28
+8
Неплохой обзор, но многовато «лирики», как по мне
+
avatar
  • oleg_gr
  • 20 сентября 2020, 21:29
+8
вот сколько не читал обзоров про пистолеты, везде какие-то компромиссы и\или косяки, мощность завышена, после покупки нужно доработать напильником, либо греется 3 часа, а есть в продаже пистолет, в котором все хорошо, и сделан нормально и соответствует заявленным характеристикам и при этом стоит не как поддон с бюджетными пистолетами, может кто кинет ссылкой на такой вариант? (аккумуляторный предпочтительнее, если такой существует в природе без косяков)
+
avatar
+4
Либо любая подходящая вам модель DREMEL (пользуюсь дома самой младшей, мне хватает);
Либо могу посоветовать Stayer 2-06801-60-11 — купил для работы. Сборка отличная, клапан есть, 60Вт мощность.
+
avatar
  • oleg_gr
  • 21 сентября 2020, 13:46
0
Спасибо за советы, присмотрюсь к этим моделям.
+
avatar
  • _bo
  • 27 сентября 2020, 20:59
0
На работе перепробовали разный китай, зеленый Бош, тоже остановились на Дремеле.
+
avatar
  • orion
  • 20 сентября 2020, 21:31
+4
У меня аналогичный но без подставки. Температура регулируется без проблем. Единственное что я сделал, так поставил её в норму… изначально стояло +30 градусов. Дельта по температуре где то +-5 градусов (10 градусов мин-макс) Клею всеми клеями на 160 градусов. Полет нормальный.
А подставка интересна. Хотя и не совсем нужна.
+
avatar
+1
Если брали в интернете, ссылкой поделитесь?
+
avatar
  • orion
  • 20 сентября 2020, 22:36
+3
ТУТ только это было более года назад. Купил с некоторым интервалом 3 штуки. Друзьям понравился. Сопло сменное с шариком. По температуре все гуляли… все термопарой вгонял в показания на регулировке.
+
avatar
+1
Спасибо. Внешне — такой же. Интересно, что там за схема внутри. Если вы разбирали, может остались фотки?
+
avatar
  • st512
  • 21 сентября 2020, 09:13
+1
ТУТ только это было более года назад.
тоже есть такой, на вид 1 в 1. Пользуюсь редко, не жалуюсь. А подставка и правда хорошая, отдельно бы найти, за пару баксов взял бы.
+
avatar
  • esenin39
  • 20 сентября 2020, 21:35
+4
Я в такой же снизу ручки врезал кнопку вкл, выкл. от блока питания примерно как на компе.
+
avatar
  • 123321
  • 20 сентября 2020, 21:46
+5
Не обзор, а обзорище.
Запомнив, можно самому схемы регуляции температуры собирать. С закрытыми глазами.

Из-за огрехов схемы она возможно несколько лучше работала в идеальных условиях — соблюдена фазировка, на нулевом проводе именно ноль, а не остатки от перекоса фаз, ну и резисторы поставлены которые надо, а не которые были.

Вот относительно индикатора ещё вопрос как лучше — видеть что устройство потребляет/не потребляет, или видеть, что оно включено всегда. Тут уж дело вкуса.
Средний вариант — два резистора на светодиод, вдвое большего номинала, один до симистора, другой после.
+
avatar
+1
Тут уж дело вкуса.
Не спорю ) Мне удобней «как в утюге», сразу видно, когда пистолет разогрелся. Но ваш вариант тоже интересный, особенно, если применить двухцветный светодиод — например, зеленый — включен в розетку, красный — работает нагреватель. Тогда в итоге получим зеленый и желтый цвета.
+
avatar
  • orion
  • 20 сентября 2020, 22:47
+1
Этот пистолет нагревается 2-3 минуты. Практически включил и можно работать. У него 150 ватт нагреватель.
+
avatar
  • Demz
  • 21 сентября 2020, 13:59
+1
так в обзоре того, который смог 2 светодиода — один на входе клеевого стержня показывает наличие сети, второй, который на регуляторе температуры (прозрачная крутёлка) — показывает состояние нагрева. У вас по сути должно было быть также, но китайцанама сэкономил, правда не могу понять на чем ;))
+
avatar
+1
второй, который на регуляторе температуры (прозрачная крутёлка)
Где это он там? Не могу найти.
+
avatar
0
аналогично
+
avatar
  • YevgenCh
  • 20 сентября 2020, 22:19
+1
Гениально!
+
avatar
  • stump
  • 20 сентября 2020, 22:21
+1
А Вы не пробовали просто управляющий электрод симистора через сопротивление посадить на нужный анодо-катод. Вполне возможно, что начнет нормально
регулировать… :-)
+
avatar
  • Aloha_
  • 20 сентября 2020, 22:45
+2
Еще бы и блок питания внутри разместить более мощный, для питания операционников.
+
avatar
  • stump
  • 20 сентября 2020, 23:43
+1
действительно, ток через стабилитрон около 5 мА. Из них 3 мА забирает на питание операционник, а на выходной импульс (хотя бы 5 мА ) уже ничего не остается. «Стабилизированное» напряжение будет проседать. там еще и питание однополупериодное, до кучи…
+
avatar
  • u3712
  • 21 сентября 2020, 00:36
+1
Есть схемы драйверов, управляющие MOSFET. Токи управления огромные, еденицы-десяток ампер. При этом общее потребление драйвера от 12В весьма скромное, 10-30 мА. Аналогия понятна? ))
На выходе стоит С2.
+
avatar
+1
Типовое потребление LM358A — 1 мА, максимальное (при 12 В питания) — меньше 2 мА. Конечно, сильно зависит от производителя, но я не встречал экземпляров, потребляющих даже 2 мА.

Что касается выходного импульса, то тут правильней говорить о перераспределении зарядов — емкость С2 не измерял, но даже если он окажется 1 мкФ, то это будет все равно лишь сотая часть от емкости питающего конденсатора. Соответственно, и просадка будет 1%. Это немного.
+
avatar
+2
Что вы имеете в виду? Если соединить со 2-м анодом, будет всегда открыт. Если соединить с первым — ничего не изменится.
+
avatar
  • stump
  • 20 сентября 2020, 23:40
+1
без резистора тиристор может открываться самопроизвольно или от помех. Висячий УЭ — это как-то некошерно
+
avatar
  • u3712
  • 21 сентября 2020, 00:32
+1
А где вы видели висящий УЭ?
Возьмите в руки любой (импортный) симистор, и не КУ208, и померьте тестером, какой там «висящий УЭ». ))
Хотя, надо отдать должное — на схеме это выглядит жутко.
+
avatar
+2
Симистор управляется током, помеха еще должна смочь создать такой ток (при небольшом напряжении). А уж если у неё это получится, резистор умеренного сопротивления сильно не поможет.

Да и если даже откроется он разок от помехи — через 10 (максимум) миллисекунд все равно закроется. То есть, серьезного изменения работы пистолета не произойдет.
+
avatar
  • u3712
  • 20 сентября 2020, 22:47
+1
kdekaluga, какое максимальное обратное напряжение можно подавать на светодиод? А в вашей схеме?
+
avatar
+1
Это не моя схема, так сделали китайцы. Но да, вы правы, забыл записать это в недостатки. Но переделывать не стал, т.к. встречал такое, например, в выключателях, и там подсветка не перегорает годами. Значит, обратный пробой при небольшом токе не так страшен для светодиода.
+
avatar
  • u3712
  • 20 сентября 2020, 23:22
+4
За схему спасибо.
А вообще, ее вполне можно применить для «нагревательного столика», типа такого:

У обычного столика два основных применения — пайка и сушка. Силами одного PTC не обойтись.
+
avatar
  • AndrVU
  • 21 сентября 2020, 00:05
+1
Я подобный термопистолет при попытке ремонта спалил, закоротив выход на нагревательный элемент. Симистор поменял, но не заработало. Видимо ещё что-то сгорело. Обратился к продавцу по поводу платы, но у него нет. Может подскажете какой-нибудь регулятор, который можно было бы «приколхозить» (пусть и снаружи). Только готовый, т.к. мелкосхемы уже паять не могу, глаза не дают.
+
avatar
  • u3712
  • 21 сентября 2020, 00:38
+2
Приколхозить можно схему от паяльника с термостабилизацией (на термопаре). Но, боюсь, колхоза будет еще больше.
+
avatar
+2
Наверняка сгорел операционный усилитель. Также имеет смысл проверить стабилитрон. Похожих плат отдельно я не встречал, т.к. вещь достаточно специфическая. Мне кажется, проще всего будет отнести плату в ближайший ремонт. За замену ОУ и стабилитрона много взять не должны.

Любой внешний регулятор — это большие сложности, т.к. кроме питающих проводов необходимо еще будет вывести провода термопары.
+
avatar
  • AndrVU
  • 21 сентября 2020, 13:17
+1
проще всего будет отнести плату в ближайший ремонт
Для меня не совсем. Во-первых, некуда, т.к. четыре года назад перебрался жить в деревню. Во-вторых, наверное есть какой-то психологический барьер. Трудно обращаться в ремонт, когда знаешь схемотехнику «от и до» (почти):), вплоть до интереса к тому как она создавалась (например, интегральные ОУ).
+
avatar
+1
Тогда, может быть, по вышеприведенной схеме собрать свою плату? Только использовать не SMD LM358, а DIP — там выводы через 2.54 мм, такие паять будет проще.
+
avatar
  • mooni73
  • 21 сентября 2020, 10:48
+4
W1209 mySKU.me/blog/aliexpress/33350.html
Датчик прикрепите снаружи пистолета, там температуры ниже, при необходимости последовательно добавьте резистор, что б не выйти за диапазон. Конечно, колхоз полный, точность снизится, реле щелкает. Но это лучше, чем ничего и паять не надо.
Может понадобится заменить термодатчик, вернее провода на тефлон. Сами терморезисторы тянут до 200 град (уже нелинейно)
+
avatar
  • AndrVU
  • 21 сентября 2020, 12:26
0
W1209
О! Это идея! У меня даже такой где-то заявлялся. А АС/DC 12V внутрь вместо сгоревшей платы запихать.
Спасибо! Пойду колхозить;)
+
avatar
  • Dfcz22
  • 21 сентября 2020, 14:09
+2
Тоже такой приколхозил, датчик внутри но подальше от нагревателя. Год работает- не нарадуюсь.
+
avatar
+1
18долл + доработка? Ну, это как-то слишком. 23 евро стоит Bosch Gluepen с литием. разогревается быстро, секунд за 30, почти не капает. Он, конечно, для работ помельче, коробку большую вряд ли получится целиком за раз заклеить.
+
avatar
+2
А я сразу записал высокую цену в недостатки :)

Но, на самом деле, не все так плохо — за 18.5 долларов вы получаете пистолет и подставку, поиск которой отдельно выдает цены в районе $6. То есть, можно считать, что за пистолет было заплачено $12.5 и такие варианты на Али есть. При этом, за такую цену вы должны получить неплохой пистолет с регулятором температуры, что важно, если вы используете недорогой низкотемпературный клей.

То, что пришлось пистолет дорабатывать — косяк, согласен. Но об этом, собственно, и обзор )

А сравнение с аккумуляторным пистолетом на клей 7 мм несколько некорректно, это аппараты совершено разного класса, да и на Али есть аккумуляторные в пределах $10.
+
avatar
+4
А что за коробки, которые надо часто и часами клеить дорогим пистолетом? И почему термосоплями, а не нормальным клеем? Расскажите, может и мне это нужно?
+
avatar
+1
И почему термосоплями, а не нормальным клеем?
Потому что «термосопли» картон очень хорошо клеят (как и обувь, собственно). А что за «нормальный» клей?
+
avatar
  • Demz
  • 21 сентября 2020, 14:01
+4
картонные коробки отлично клеятся скотчем:
+
avatar
+4
Купил недавно пистолет в фикспрайсе за 55 рублей. Нормально вроде клеит. Клей плавится, из сопла подаётся.
Наверное, моя проблема в том, что нечем померить температуру. импульсы, напряжения. Да и не разбираюсь я в них. Поэтому придраться не к чему. Всё устраивает.
PS. разобрал таки для интереса корпус. Ни одной радиодетали. Наверное, поэтому и клеить хорошо?
+
avatar
  • AlexVel
  • 21 сентября 2020, 10:03
+1
Недавно — это наверно года 2 назад (т.к. с той поры они в фикспрайсе, по крайней мере нашего города, закончились и больше не завозились)?
Большой плюс термопистолетов из фикспрайса — это цена. Покупал 3 термопистолета в фикспрайсе с разницей во времени 6-8 месяцев. У меня они дольше не жили. Первые 2 скончались молча, а третий так в руках бахнул, что на работе аж все пробежали посмотреть — что за теракт… Сейчас использую какой-то Ремоколор 10W за 212руб…
+
avatar
+1
Пистолеты по 20 Вт мощности — это несколько другой класс (как и аккумуляторные).
+
avatar
  • IN19
  • 21 сентября 2020, 11:16
+1
С одной стороны, использование позистора в качестве нагревателя — вполне оправдано. Тем, что не требует никаких дополнительных электронных систем управления, дешевизной и надежностью (керамика есть керамика). И служит термопредохранителем. Но его комбинация с регулятором на термопаре -это вопрос спорный. Характеристика позистора до точки Кюри — отрицательная. А именно там будет работать терморегулятор.Это область его неустойчивой работы. А после точки Кюри смысла в терморегуляторе нет вообще -он сам себе терморегулятор. Что и используется в дешевых пистолетах.
Я бы не стал использовать термопару вообще. В свое время мне попалась замечательная по простоте и изяществу схема косвенной регулировки температуры паяльника по сопротивлению спирали нагревателя. Но там нужен простой нихромовый нагреватель или керамический без ПТС. Собирается на одном транзисторе и тиристорном оптроне типа MOC. У меня на ней много лет работает паяльник 25 Вт. Выше нужно добавить тиристор.
+
avatar
+2
Это область его неустойчивой работы
А в чем неустойчивость-то? Питание подали — нагрев идет, температура повышается. Питание сняли — нагрев прекратился, температура падает. Можно считать PTC до точки Кюри обычным нагревателем. Зато автоматически есть защита от перегрева, что очень хорошо, потому что я вот не доверился бы такой китайской схеме контроллера температуры (да хотя бы один 0805 с напряжением 320 В чего стоит).

Я бы не стал использовать термопару вообще.
Небезопасно. Паяльник ваш ведь и без регулятора раньше работал, да? То есть, у него как бы тоже есть защита от перегрева, просто достигается она естественными факторами — потери энергии нагретого тела растут с увеличением температуры, то есть, рано или поздно баланс наступит автоматически. Для паяльника без регулятора это, наверное, 400 — 450 градусов. А теперь представьте, что будет с термопистолетом с нагревателем мощностью 200 Вт — он разогреется градусов до 600, пластик (да и клей) может загореться. Поэтому РТС тут — идеальный вариант.
+
avatar
  • IN19
  • 21 сентября 2020, 19:52
+1
Конечно, ничего страшного не произойдет, регулятор работать будет. Но выделяемая на позисторе мощность будет по мере приближения к установленной температуре расти. А хорошо бы, чтобы было наоборот. Тогда и колебаний вокруг установленной точки не будет. По крайней мере, теоретически это так.
+
avatar
+2
Но выделяемая на позисторе мощность будет по мере приближения к установленной температуре расти
Что-то такого я не заметил. Потребление нагревателя только падает по мере повышения его температуры. При достижении 220 градусов становится порядка 0.1 А (или даже меньше).
+
avatar
  • u3712
  • 22 сентября 2020, 13:24
0
Посмотрите график в ДШ. По мере нагрева ток вначале увеличивается (и существенно, раза в 1.5-2) и только после этого начинает спадать (весьма резво).
Т.е. ток (мощность) в холодном состоянии это еще не максимум. А это сразу портит весь «PID».
+
avatar
0
А это сразу портит весь «PID».
Какой еще пид в этом простом регуляторе?
+
avatar
  • DII
  • 21 сентября 2020, 12:40
+1
Где бы такую подставку под этот пистолет отдельно купить, поиск на алишке не помог.
+
avatar
+2
Можно написать продавцу, спросить, продаст ли он отдельно подставку.
+
avatar
  • vovka036
  • 21 сентября 2020, 13:31
+2
Я видел на Ebay
+
avatar
  • Demz
  • 21 сентября 2020, 14:04
+2
вариант 3: попросить знакомого с 3дпринтером напечатать. Но там вопрос ножек и силикона надо отдельно решать, так что это на крайняк уже
+
avatar
  • ivan1956
  • 22 сентября 2020, 04:53
+1
Вариант 4: склеить самому из кусков пластика (сие для тех, кто клеил уже, к примеру, корпуса для какой-либо аппаратуры, и пластик он найдет). Дихлорэтан с суперклеем, эпоксидкой — в помощь. Как говорится, голь на выдумки хитра…
+
avatar
0
если кто найдёт — расскажите! я б пожалуй тоже не отказался. а то бывало что проволочная ножка на корпусе мешает
+
avatar
  • DII
  • 22 сентября 2020, 22:13
0
я пока не нашел, попозже попробую продавану написать, может сможет отдельно продать.
+
avatar
  • NewMka
  • 23 сентября 2020, 14:08
0
Вот по мне, так спрашиваеися, напуркуа он сдался за 18,5 баксов и чтобы еще «допиливать» в нем что-то? Я купил по началу в фикспрайсе нечто подобное за 55 руб. Там конечно дикий дешман, и отвратительное качество пластика, который начал ломаться в районе податчика клеевого карандаша. Но сода и суперклей наше все, и он работает и выполняет свои функции. Потом купил на хозрынке уже пистолет по приличное. Тоже «кЕтай», но по исполнению никаких претензий. Есть переключатель мощности 15 и 25w. И цена 350р.
+
avatar
+1
На счет цены — это как сравнивать автомобили. Можно купить за 100К, можно за миллион, и те, и те — покупают, хотя, по факту, все они предназначены для того, чтобы ездить. Хочу сказать, что после доработки пистолетом я доволен — можно выставить адекватную температуру именно под используемый вами клей (а у клея, как выяснилось, рабочая температура может быть разной).

Что касается доработки — это, конечно, косяк данной модели. А может и просто конкретно моего экземпляра. Тут уже были обзоры похожих пистолетов, и у людей они нормально работали и без доработок. Своим обзором я хотел помочь тем, кому попадется такой же.
+
avatar
  • stump
  • 24 сентября 2020, 23:49
+1
R14 на схеме скорее 500 Ом, чем 500 кОм. Посмотрите повнимательней!
Я просто в своем пистолете посмотрел — там маркировка «501». Да и по стоящим рядом резисторам это логичней… Возможно поэтому Ваш экзкмпляр и не регулирует температуру.
Печатная плата у меня другая.
+
avatar
0
Посмотрите повнимательней!
А куда смотреть-то? У меня в пистолете стоит 500К (504), на плате маркировок нет.

Да, скорее всего, китайцы косякнули и поставили 500К вместо 500 Ом, это много объясняет (в том числе и максимальное напряжение на выходе источника). Я уже думал об этом, когда смотрел фотографии платы из другого обзора, там на плате есть маркировка и сопротивление переменника измеряется в омах.

Только в таком случае непонятно, зачем городить два резистора — можно же было просто взять переменник на 150 Ом (результирующее сопротивление 500 и 220).
+
avatar
  • stump
  • 03 октября 2020, 01:13
+1
Обзор написать я не соберусь, но тут присоседюсь, пожалуй. :-)
У меня клон такого клеящего пистолета под названием SANK 3K-703.
В общем. я его зафотографировал и даже срисовал схему. Лежит в моем блоге по ссылке:
ссылка
Схему можно и тут продублировать, для справки.
+
avatar
0
Ну вот, за счет низкоомных резисторов на входе ОУ и более грамотно разведенной платы, у вас работает нормально «из коробки» :) А у обозреваемого менее удачное решение, получается, лотерея в некоторой степени. Единственное, ваш регулирует от 100 до 220 градусов, данный — от 140. Можно это использовать как косвенный намек на более правильно спроектированную схему/плату.

В вашем огорчает лишь только R7 типоразмера 0805 — ведь место есть, можно было хотя бы два последовательно поставить (или один, но 1206). Еще, R10 имеет неверный номинал — он у вас 1.5М, как и у меня.

Кстати, обзор я дополнил выводом на счет моего резистора 500К.
+
avatar
  • stump
  • 03 октября 2020, 01:54
0
да, 1,5 Мом. Перепутал.
+
avatar
  • Myp
  • 26 сентября 2020, 21:59
0
1. Индикатор питания подключен до предохранителя. В случае перегорания предохранителя (и выхода всего пистолета из строя), индикатор всё еще будет продолжать светиться при включении пистолета в розетку и дезинформировать пользователя.
Вы же сами назвали индикатор питания индикатором питания, почему вы считаете что он неправильно стоит?
Индикатор питания показывает наличие питания, факт того что прибор воткнут в розетку, например чтобы не забыть его вынуть из розетки.
Доработкой вы из индикатора питания сделали индикатор работы
+
avatar
0
факт того что прибор воткнут в розетку
Индикатор питания показывает факт того, что на устройство приходит питание. Обычно он подключен после выключателя питания, таким образом, устройство может быть включено в розетку, но индикатор питания светиться не будет.

Претензии к оригинальному исполнению в том, что он до предохранителя, не более того.

Я же переделал его так, как мне удобней — и да, он более не является индикатором питания.
+
avatar
  • Teem
  • 11 октября 2020, 18:07
0
У меня такой же пистолет, грелся долго за счёт не правильного размещения термопары — прямо возле нагревательного элемента, то есть нагреватель включался импульсами тем самым увеличивая время разогрева. Перенёс термопару на верх камеры и всё стало как надо, и подсоединил светодиод не напрямую от сети, а к нагревательному элементу, что бы было видно когда он работает.
+
avatar
+1
Воплотил схему автора на печатной плате. Добавил разъём чтобы отстёгивать шнур.
+
avatar
0
Плата красивая. А вот переменный резистор лучше бы взяли 500 Ом.
+
avatar
0
Я потом предположил, что основные проблемы регулятора были из-за него.
+
avatar
0
R14 не менял а R13 500 кОм.
Плата обошлась в 0₽. Делал начальству плату 50мм на 75мм. А у китайцев за всё что меньше 100 на 100 цена не изменится. Вот и впихнул свою плату.
+
avatar
0
Вместо R1,R2,R4,R5 поставил один большой R1 на 47 кОм. R10 в корпусе 1210. R3 и R6 на 2 Вт.

ААААА спойлер UPD я то и не видел:-) но R14 на 500 Ом в таком же корпусе у меня нет. Да и переделывать под другой корпус уже поздно. Может потом как ни будь заменю
+
avatar
0
Ну, с конденсатором там будет все нормально работать, хотя, конечно, 500 Ом было бы лучше. Можно и не 500, а, например, килоом.