ДОСТУПНЫЙ пирометр для бесконтактного измерения температуры ST490


Заимел себе весьма полезный в обиходе прибор. А главное доступный каждому. Этой новостью и хотел с Вами поделиться)
Как Вы уже поняли это инфракрасный пирометр. Модель ST490. Данный пирометр классического пистолетного типа. Вроде бы всё стандартно и истоптано. НО! Эта версия более расширенная с дополнительными настройками, с которыми нам ещё предстоит разобраться.

Немного краткой информации.

Пирометр- это прибор для бесконтактного измерения температуры. Принцип работы которого основан на измерении мощности теплового излучения. Зачастую измерения производятся в диапазонах инфракрасного излучения. Отсюда и второе название ИК-термометр.

Штука в быту мегаполезная, а главное, что сейчас очень доступная.

Дабы обзор не был сухим (ибо таких уже просто тьма), сегодня сравним два ИК пирометра, которые у меня на данный момент имеются.

Первый и самый простой

— привезённый с Алиэкспресс ещё 6 лет назад(найти его на Алиэкспресс можно именно по такому запросу- дешёвый ИК термометр):
Минусы:
-Низкая точность.
-Примитивные настройки.
-Простенький дизайн.
-Ограничение максимальной температуры всего 380 Градусов Цельсия.
Плюсы:
-Низкая цена.

Второй среднего уровня(более навороченный) модель ST490:

Плюсы:
-Адекватная цена.
-Высокая точность.
-Расширенные настройки.
-Модный дизайн.
-Максимальная измеряемая температура 490 градусов.

Собственно основной минус первого, мне не хватало верхнего предела измерения. Вот именно с 350-470 мне и нужно было измерять. Измерять очень часто(связано с печами отопления). И получается инструмент есть- дешёвый, но бесполезный.

Питается данное устройство(ST490) двумя батарейками типа AAA(по-нашему мизинчиковые).
Пара фоток сравнения:
Оба пирометра имеют на борту лазерный целеуказатель. Но тут есть очень важное отличие!
В простейшем это просто точка:
В более крутом это множество точек:
Учитывая, что площадь с которой пирометр снимает свои данные с расстоянием становиться гораздо больше(что и указано на одной из сторон прибора). Второй имеет преимущество, потому как собственно и указывает ту самую площадь, которая в данный момент берётся в расчёт.

Ещё пара фоток самого «измеряющего сопла» ST490:
C виду пирометр вроде бы как простой, но это не самая примитивная модель. Из настроек естественно есть выбор измерений температуры Цельсия или Фаренгейта, а также у нас есть настройка которая помогает нам корректировать точность измерения: коэффициент эмиссии.
Почему это так важно?

Немного информации:

Коэффициент эмиссии(степень черноты)- способность материала отражать падающее излучение. Данный показатель важен при измерении температуры поверхности с помощью инфракрасного термометра (пирометра). Он может принимать значения от 0 до 1. Применение неверного коэффициента эмиссии- один из основных источников возникновения погрешности измерений. На коэффициент излучения сильно влияет окисленность поверхности металлов. Так, если для стали окисленной коэффициент составляет примерно 0.85, то для полированной стали он снижается до 0.75. Обычно для бытовых измерений достаточно выставить 0.95.

Далее… У нас есть минимальная и максимальная температура которую мы можем выставить соответственно.
Ну а по сути прямо из коробки пирометр уже готов производить замеры и это классно.

Простой опыт(на руке):
Дабы его испытать залез на второй этаж здесь у меня дымоход который естественно прогревается больше чем обстановочка вокруг, что сейчас и видно:
Обратите внимание не обязательно каждый раз нажимать кнопку(курок) её можно просто зажать рукой и в режиме онлайн получать данные по температуре.

А вот ещё опыт: печь которая уже остывшая, но всё ещё готова обжечь руки.
Тут Вы, наверное, обратили внимание экран начал загораться красным светом. Cобственно это и есть вторая фишка данного пирометра, так он сигнализирует о превышении температуры которую вы сами и установили.
В данном случае 100° как только температура больше 100градусов- у нас выскакивает предупреждение.

Кастрюля которая на плите, но немного в стороне:
Всё примитивно и просто в обращении, я думаю особо углубляться не стоит и так всё понятно.

Кому интересно фото инструкции:
По итогу новым ST490 доволен. Первый и устаревший заброшен на полку. Но выбрасывать я его естественно не стану) Где то да применю…

Для любителей видео варианта ссылочка:
ссылка
Планирую купить +15 Добавить в избранное +43 +57
+
avatar
+20
Не вижу особой разницы.
+
avatar
+25
Ну как же, новый картечью стреляет, а старым можно и промахнуться.
+
avatar
+1
Точно ) Без такого на отстрел никак)
+
avatar
  • alex323
  • 17 декабря 2023, 21:42
+2
В новом целеуказатель круче :)
+
avatar
+2
На самом деле если… То и целеуказатель и регулировка коэффициента эмиссии. Ещё экран цветной) Современный) Жалко не сенсорный. Тогда бы можно было и игры загружать )
+
avatar
  • alex323
  • 18 декабря 2023, 00:49
+17
Как раз тема регулировки коэффициента эмиссии в обзоре и не раскрыта. Так же как и вопрос точности прибора — нет сравнения измеряемой температуры с показаниями образцового термометра. Отсюда и стёб в комментариях.
.
+
avatar
-4
Где же его образцовый то взять ) Особенно такого же типа… Толку производить замеры мультиметром с подключенной термопарой. Как это делают многие. Это всё равно ничего не даёт. особенно с точки зрения коэффициента эмиссии.
+
avatar
  • kvv12
  • 18 декабря 2023, 01:36
+5
Ну к примеру таже кастрюля, с кипящей водой, вполне себе эталон для измерения :) Конечно если вы, не на вершине Альп живете :) У меня есть с простым нераскрашенным чб дисплем как у вас, он на разных кастрюлях врет, плюс минус 10 градусов, в зависимости от материала кастрюли, нужна корректировка под разную поверхность…
+
avatar
  • nikkky
  • 18 декабря 2023, 10:13
0
ехе-хе-хе… если б все так было просто, то целых бы научно-исследовательских институтов теплофизики не было, у которых треть вопросов — как измерить какой-либо тепловой параметр. а по факту (если возможно) просто приходится коптить поверхность и ставить 0,99.
+
avatar
0
Типо того ) Или краской бахнуть ) Я так делал.
Вот видос для размышления )
ссылка
+
avatar
0
Согласен. Вот ещё пример. Там же на фото чайник из нержавейки. На нём вообще будет показывать 45-50 градусов. Даже на кипящем) По простому на отражающих поверхностях показывает неизвестно что ) Можно наколоться. Я обычно подкрашиваю место измерения, например чёрным маркером.
+
avatar
  • nikkky
  • 19 декабря 2023, 05:12
0
на блестящем известно что (закон кирхгофа, не путать с правилом), проблема возникает в том, что при нагреве коэффициент отражения/черноты может меняться. у меня был курьезный случай, когда грели заготовку под горячую штамповку и она становилась из блестящей черной (окислы). намного точнее и надежней оказалась оценка температуры по цвету свечения нагретой аготовки.
+
avatar
0
Точно — что-то типо того) Старые надёжные методы более рабочие, но не факт что точнее… Хотя… Я на лабораторной работе измерял температуру по свечению. Было Делоо… В универе… Наццать лет тому назад )
+
avatar
  • Beer100
  • 18 декабря 2023, 09:42
+2
А где уверенность, что этот целеуказатеь точно цель указывает? Особенно на расстоянии.
+
avatar
0
Честно не проверял ) Но тогда на кой его так было усложнять ) Я чисто по логике рассудил )
+
avatar
  • Beer100
  • 18 декабря 2023, 12:51
+1
Я думаю, что по цене эти лазерные указки почти не отличаются, а вот к цене пирометра можно смело накинуть несколько баксов. ))
+
avatar
0
Точно!
+
avatar
0
А цветной экран? Только он чего стоит )
+
avatar
  • kvv12
  • 18 декабря 2023, 00:27
+2
А точно он цветной, а не подсветка чб жк экрана так сделана?
+
avatar
0
Кто ж его знает. Не сенсорный факт )
+
avatar
  • kvv12
  • 18 декабря 2023, 01:16
0
Вроде даже по фото видно, поглядел фотки повнимательнее, что под экраном расположены разные светофильтры под нужными сегментами. А предупреждающий о высокой температуре красный видимо просто засвечивают экран красными светодиодами.
+
avatar
  • AlexxeyV
  • 18 декабря 2023, 09:45
+1
Лепить светодиоды, светофильтры ну такая себе экономия в производстве, легче поставить дешевенький цветной OLED дисплей, которые штамповать массово научились.
+
avatar
0
Или так — тоже вариант )
+
avatar
  • kvv12
  • 18 декабря 2023, 14:27
+3
Никто туда ничего не лепил, белая подсветка у индикатора есть изначально, цветная пленка за индикатором, какая в этом сложность и дороговизна? Супер дешевое и простейшее решение сделать псевдоцветной дисплей, наценка на стоимость цветной пленки. Смотрите на фото индикатора, это же видно, где голубой светофильтр, где оранжевый…
+
avatar
0
Да… похоже цветов всего 4 или 5 шт. Уж как есть.
+
avatar
+1
Вообще похоже… но не уверен.
+
avatar
+11
А цветной экран? Только он чего стоит )
А он там нужен?
Китайцы нам, папуасам, подсовывают стеклянные бусы, а мы ведемся на это как малые дети.
+
avatar
0
Есть немного… Но чёрно белый смартфон как-то не хоцца )
+
avatar
+1
Это не смартфон…
+
avatar
+1
Ну я к тому, что цветной уже должен быть по умолчанию. 21 век всё же. Я для сравнения, что мобилка с монохромным экраном проигрывает изначально.
+
avatar
  • Vik_Pol
  • 18 декабря 2023, 16:42
+1
Не вижу особой разницы.
А как же цена?

ИМХО: в таком ценовом сегменте уже впору задумываться о переходе на тепловизоры.
+
avatar
  • Alaket
  • 18 декабря 2023, 18:07
+3
Подкиньте пожалуйста ссылку на тепловизор за 1600 ))
+
avatar
+1
И мне) Потому как тепловизор у меня есть. Самый дешёвый в нормальном разрешении 180 долларов)
+
avatar
  • olegsor
  • 17 декабря 2023, 21:30
+4
хорошие рукавички
+
avatar
+3
Дело не в рукавичках ) А в рабочих чумазых руках )
+
avatar
+2
А чем Инкбирд то вот такой плох? 1241 руб. Даставка как у Озона, 4-5 дней.
ЗЫ. Ну разве, что батарейку Крона можно в минусы записать.
+
avatar
0
Я себе крону с USB-C купил и подобный минус в плюс превратил)
+
avatar
+2
Это как? Крона же батарейка походу. Заряжать её нельзя.
+
avatar
  • alex323
  • 18 декабря 2023, 00:44
+1
Аккумулятор в формфакторе кроны.
+
avatar
+1
Понимаю про что Вы. Но сомневаюсь, что в дешёвом варианте — в комплекте шла АКБ типа -крона. Она стоит как пол пирометра.
+
avatar
  • dark256
  • 18 декабря 2023, 10:32
-1
Недавно в комментах к обзору было. Примерно 400 руб.
+
avatar
0
Понял. Принял. Обработал )
+
avatar
  • Esculap
  • 18 декабря 2023, 12:54
0
Пирометры сильно врут при напряжении ниже номинального, а ваша Li-Ion Крона имеет напряжение 8,4 В и сразу в низ до 7.
+
avatar
  • dark256
  • 18 декабря 2023, 13:04
0
У меня лично НЕТ такой Кроны :) Я просто про примерный прайс.
+
avatar
-1
А.а.а.а… )
+
avatar
-2
Крона вообще так себе… В принципе… Как элемент питания.
+
avatar
  • UWU
  • 18 декабря 2023, 09:45
+1
Я себе крону с USB-C купил и подобный минус в плюс превратил)
Крона в факторе USB-C на сколько цену товара повысила?
И ещё нужно посмотреть какого типа эта крона, с повышайкой или без.
Если с повышайкой, то есть риск, что она разрядится в ноль через 3-6 месяцев, если за ней не следить, и придется новую крону покупать.
+
avatar
0
Вот и я в этом сомневаюсь. И выгоде установки такой кроны и тем более зарядки.
+
avatar
+1
А лучше вот такой, миниатюрный и аккумуляторный. Но подороже. )
.
+
avatar
+1
Красиво! Ктобы спорил ) Модно )
+
avatar
0
Красиво, модно, молодежно! )))
+
avatar
-1
А то… ж… жж.ж…
+
avatar
0
Прикольный аппарат, но крона однозначно минус. Крону уже даже в дешёвый мультиметр не комильфо )
+
avatar
  • kvv12
  • 18 декабря 2023, 00:30
0
Чего это? Как то покупал лет так 10 назад в деревенском сельпо тестер, крона в комплекте была, около 150 рублей вроде по памяти, до сих пор в авто лежит, пока не сдохла :)
+
avatar
-1
Ну так это 10 лет назад ) Теперече модно или пара(или 3 шт) типа ААА. Или вообще на аккумуляторе.
+
avatar
  • kvv12
  • 18 декабря 2023, 01:20
+3
Да ладна, старый добрый 830 то и сейчас клепают тоннами :) У меня, не знаю как у кого, но ниразу крона не текла, ни в советское время в радиоприемниках, ни сейчас. А вот эти АА и ААА уже столько загадили приборов и пультов… И вроде следишь, проверяешь, и вдруг пульт не работает, а там в батарейном отсеке каша…
+
avatar
+1
Ну может чучка и преувеличил ) Тут есть хитрость изначально — одна. Не устанавливать угольные батарейки и вообще про них забыть навсегда. Щелочные не текут. Ну скажем так 99% не текут )
+
avatar
  • kvv12
  • 18 декабря 2023, 14:41
0
Мне видно не везет, я вхожу в этот 1% :) Gp, дюрасель, кодак, все когда то вытекали. А вот, что интересно те элементы которые раньше шли в комплекте с пультами, солевые, непонятных загадочных фирм, порой кривые даже, никогда не вытекали и служили долго. Подозреваю чтэто из-за того, что в эти дешевые элементы попросту недокладывали электролит, вытекать особо нечему :)
+
avatar
0
Ваша теория скорее верна ) Чем наоборот )
+
avatar
+1
прикольный аппарат, но крона однозначно минус
крона не минус. Его не так часто используют
+
avatar
0
Тут не скажу… Купить крону в обычном магазине и тем более в сельпо — не реально ) А пальцы и мизинцы всегда и везде.
+
avatar
0
да ну бросьте. Везде продается
+
avatar
0
) Раньше продавались когда пульты для телика были на кронах ) Лет 20-ть назад ) Теперь кому они надо ) Мультиметр в селе — ЗЛО )
+
avatar
+2
в куче девайсов используется. По наличию сейчас глянул, везде есть

ps: никогда не видел пульт на кроне. и зачем она там?
+
avatar
  • VIB
  • 19 декабря 2023, 11:42
0
В советских телевизорах 5 поколения были пульты на кронах. В шестом уже литиевые таблетки попадались.
Но те телевизоры охрененно давно потеряли свою актуальность.
+
avatar
0
Точно — было! У родителей такой телик был. Тот самый который под бешенным напряжением ) Я про телескоп )
+
avatar
  • BoBateny
  • 19 декабря 2023, 19:12
+2
Не телескоп, а кинескоп. На цветных 25 000 В.
+
avatar
0
Используется… используется… Но уже всё меньше. Самые первые ИК пульты были на Кроне ) Около 2000 годов.
+
avatar
  • Horus
  • 18 декабря 2023, 09:22
0
Крону проще всего перевести на литий — там плата зарядки занимает меньше места относительно общих габаритов.
+
avatar
+1
Ну вот это реальный плюс. Согласен.
+
avatar
-1
крона это как раз плюс
+
avatar
0
Плюс сейчас это встроенный АКБ и зарядка от стандартного кабели для мобильника)
+
avatar
0
Ну и зачем это? Производители специально ставят аккумуляторы с маленькой ёмкостью, вот и приходится их заряжать.
У меня в пирометре крона стояла десять лет. Я ничего не заряжал.
А за этот встроенный аккумулятор и кабель придется заплатить лишние деньги.
+
avatar
0
На любителя всё это… Пример с фонариком. Простейший АКБ 18650 заменяет примерно 3 ведра пальчиковых батареек — за свой срок службы)
+
avatar
0
так и с кроной так же. у нее срок службы огромный.
зачем ставить маленький аккумулятор и заряжать, если крону заряжать не придется?
+
avatar
-1
Да не особо она долговечная. Если прибором пользоваться пол года никак не вытянет.
+
avatar
0
10 лет в пирометре тянула.
со второй после замены примерно года два уже прошло.
2 кроны за 12 лет, по-моему, неплохо.
и вторая сколько еще проработает… уже курок на пирометре начинает заедать. думается мне, что вторая крона банально переживет прибор.
+
avatar
  • Utopian
  • 17 декабря 2023, 23:51
+13
Обычно для бытовых измерений достаточно выставить 0.95.
Недостаточно.
Уж коль вы заговорили о коэффициенте эмиссии, и даже привели несколько примеров, то понимаете, что в быту много предметов, у которых он может быть и 0.1, и 0.55 и 0.9. Отсюда и много жалоб у людей на якобы неточность измерений такими пирометрами.
Таблица в инструкции куцая.
Вот один из нормальных вариантов таблицы коэффициентов эмиссии для различных материалов.
www.transmetra.ch/images/transmetra_pdf/publikationen_literatur/pyrometrie-thermografie/emissivity_table.pdf
У меня есть именно эта модель пирометра. Если не лениться выставлять нужный коэффициент при измерении температуры соответствующих поверхностей, то точность у него хорошая.
+
avatar
0
Спасибо за информацию. И за ссылку… Изучаю.
+
avatar
  • ber3
  • 18 декабря 2023, 07:29
+6
мой кот сойдет с ума
+
avatar
  • BoBateny
  • 18 декабря 2023, 09:27
+1
Мой кот на лазерную указку реагировать перестал, а на пирометр — услышит звук включения и летит. Хотя там точка очень тусклая по сравнению с указкой. Как на это среагирует?
+
avatar
0
Явно будет растерян )
+
avatar
  • kvv12
  • 19 декабря 2023, 19:01
0
Такая же фигня с котом была, как только включу, услышит писк, так мгновенно вскакивал и прибегал :)
+
avatar
0
У Котэ будет размножение личности )
+
avatar
  • Lekseich
  • 18 декабря 2023, 21:24
0
Главное — не размозжение)) Кот с пирометром, уверен, разберётся быстрее нас!))
+
avatar
+3
А вот ещё опыт: печь которая уже остывшая, но всё ещё готова обжечь руки.
Средняя температура плавления чугуна 1300, стали 1500 градусов Цельсия. Чем Вы топите свою печь ))?
+
avatar
  • Utopian
  • 18 декабря 2023, 07:54
+7
Чем Вы топите свою печь ))?
+
avatar
0
Точно )
+
avatar
  • Underzen
  • 19 декабря 2023, 03:50
-1
+
avatar
  • Cregg
  • 18 декабря 2023, 08:33
+9
+
avatar
-2
Да-да, конечно, десятые градуса он показывать как же.
+
avatar
  • Cregg
  • 18 декабря 2023, 12:18
+2
В контексте вопроса — точность измерений (в разумных пределах) не имеет значения.
+
avatar
0
Типо того )
+
avatar
0
Точно подмечено )
+
avatar
+2
Это 144 градуса) 144,0 Цельсия )
+
avatar
  • Esculap
  • 18 декабря 2023, 09:43
0
Пирометр может показывать максимальную измеренную температуру. Она сбрасывается или обнулять нужно?
+
avatar
0
Запоминает. А вот как сбросить не разобрался. Надо переводить инструкцию )
+
avatar
  • Zelmysku
  • 18 декабря 2023, 10:44
0
Есть электроплита со стеклянной передней дверцей. Сможет этот пирометр измерить температуру внутри электроплиты через горячее прозрачное окно? Прозрачность не 100%.
Спасибо за ответ.
+
avatar
  • Totka
  • 18 декабря 2023, 13:07
0
Нет конечно, если стекло не из германия, цинкселена или галия с чем-то. Лазер и его пропускаемость там не причем, это чисто для наводочки штука, может лазер быть на стекле, а температуру измерит. Покажет абы что. Но можно сделать график зависимости этой показанной температуры от температуры внутри. Не линейный, но вполне себе с внятной корреляцией. Датчик типа MLX90614 около 10 баксов стоит для пирометра (длиннофокусный дороже). Если там вы платы паяйте в плите и нужно реально знать температуру в таком-то месте, то тогда придется датчик заносить внутрь и водяное охлаждение в теплообменник делать. Водянка вообще недорогая, а вот за корпус со стеклышком цены ух как кусаются на готовые решения.
+
avatar
0
Точно подмечено.
+
avatar
  • Esculap
  • 18 декабря 2023, 13:07
0
Выше Utopian ответил.
+
avatar
0
) Было дело…
+
avatar
0
У меня именно такая печь. Но я что-то не проверил. Боюсь, что температура измерена будет именно на самом стекле.
+
avatar
  • Underzen
  • 19 декабря 2023, 03:57
+3
Мини-термометр, измеритель температуры из нержавеющей стали, для духовки:
ссылка
работает без дурки и батареек:) дёшево и сердито!
+
avatar
0
И передать можно по наследству )
+
avatar
  • Zardek
  • 18 декабря 2023, 10:50
0
Учитывая, что площадь с которой пирометр снимает свои данные с расстоянием становиться гораздо больше
Разве у всех так? Вроде у пирометров также есть фокус, если линзы стоят. У моего вначале зона измерения сужается до фокусного расстояния, затем опять растёт. Цены, конечно, нифигово так выросли, если сабж действительно доступный(без ковычек). Мне казалось, что такие низкотемпературные до сих пор рублей по 600 стоят. В том году брал на 1300С за 1700 на кроне с двумя лазерами целеуказания.
+
avatar
  • Maksus
  • 18 декабря 2023, 16:55
0
Разве у всех так? Вроде у пирометров также есть фокус, если линзы стоят.
Как вы определили, что у вашего пирометра размер зоны измерения вначале сужается?
В инструкции к Bosch GIS1000 приведён такой рисунок:
У него соотношение расстояния к размеру пятна 50:1, у дёшевых пирометров примерно 10:1
+
avatar
0
Вот и я про это же…
+
avatar
  • remarker
  • 18 декабря 2023, 16:23
0
Пирометры могут начать врать при небольшом минусе. Откройте морозилку и измерьте, любопытно, что покажут один и другой.

Как-то сравнивал два пирометра «на морозилке». Один показал как полагается, около -18. Другой (безродный желтый, как первый здесь) около -10.
+
avatar
0
Старенький, попроще врёт и при плюсе нормально) Это я точно проверял. Но попробую и опыт с холодильником)
+
avatar
  • xcom
  • 18 декабря 2023, 19:57
0
В акции «все по 180р (сейчас 159)» был пирометр NJTY T600A за 380р.
600С, изменяемый коэф. излучения.

Может кому пригодится (сегодня еще есть).
+
avatar
  • Beer100
  • 18 декабря 2023, 20:34
0
Спасибо за подсказку!
Чем он может быть хуже от обозреваемого?
+
avatar
  • xcom
  • 18 декабря 2023, 21:49
+1
Мерить-то он будет, а к остальному привыкаешь. Зато из-за цены всегда под рукой — его не жалко.
+
avatar
0
Ко всему можно привыкнуть… У меня до сих пор туалет на даче из известной песни… Стоит отражая солнца свет. И лучше кайфа нет )
+
avatar
0
А может и лучше )
+
avatar
0
Отличны, наверное, вариант.