В этом обзоре немного расскажу про кожу «растишку».
А в качестве примера использования покажу процесс создания часов, как у товарища Сухова из небезызвестного фильма.
Предупреждаю: я не профессионал в кожевенном деле, просто получаю удовольствие от работы своими руками.
Внимание! Будет много пошаговых фото.
Про «растишку»
Кожу растительного дубления я обычно приобретаю в отечественных магазинах, где она продаётся по квадратным сантиметрам или по дециметрам. Есть схожие лоты на Али и на Эбее, но ценник там получается выше.
В зависимости от толщины немного разной будет стоимость, но ценник отличается не сильно. Выбираем толщину в зависимости от своих задач. Наиболее универсальном для галантерейных изделий считаю сырьё толщиной 1,5-2 мм. На ремни и ножны в пору будет материал 2,5-3 и более мм.
В данном магазине цена кожи 1,6-2,8 мм составляет около доллара за дециметр.
Иногда есть возможность сэкономить, если взять полу (часть около пуза), но тут нужно приобретать довольно большой кусок с неровным краем – будут отходы. Цена на полу около 14 баксов за 30 дециметров.
Кстати, эта кожа (пишут КРС), кажется, из Бразилии. Там хорошие традиции по этому делу.
Натруальная кожа имеет не совсем равномерную толщину, которая варьируется в пределах пары миллимов в разных местах. На куске также могут быть раковины, шрамы, рубцы, клейма и прочие небольшие дефекты, но особых проблем с этим у меня не было.
Немного может отличаться цвет кожи. Немного отличается структура. Вот 3 разных кусочка толщиной 0,8-1 мм, 1,6-2 мм и 2,5-3 мм.
Чем мне нравится кожа растительного дубления, так это то, что она легко формуется, легко красится или может использоваться без окраски. На этой коже можно выжигать, теснить рисунки и иными способами проявлять свой декоративный замысел. Она приятно пахнет и отлично выглядит в любом виде. С данным материалом очень приятно работать.
Растишка производится без вредного хрома, тут дубление выполняется веществами из коры, плодов, листьев… Делают её несколько месяцев, по технологиям с многовековой историей… Короче, растишка – это «не ширпотреб, а индпошив».
Зачем карманные часы носить на руке
В инете попалась занимательная картинка.
А потом ещё
Офицеры и солдаты на старых фотках красовались с карманными часам в изящном кожаном ремешке. Немного погуглил и узнал, что в период затяжной «окопной» Первой мировой войны солдаты массово начали так носить хоронометры.
Рога тогда ещё на часах не делали. Поэтому народ всячески «колхозил» эту красоту. В сети полно фоток подобного толка, где есть не только военные люди, но также женщины и дети.
Постепенно к этой теме подтянулись производители часов, которые ремни-футляры начали создавать фабрично… пока не стали делать хронометры с рогами для присоединения привычного традиционного ремня.
На данный момент народ производит такие поделия, скажем так, по приколу. У некоторых это получается очень классно. Можно купить отдельно кожаные ремни, можно вместе с часами…
Мне захотелось поковыряться самому.
За основу я не стал брать Молнию, или что-то подобное. На свою относительно тонкую руку выбрал Ракету.
Она имеет диаметр всего 40 мм, что должно хорошо сказаться на эргономике. Там стоит добротный механизм.
Часовой механизм 2614 Н — калибр 26 мм; высота 4,45 мм; 19 рубиновых камней; центральная секундная стрелка; противоударное устройство оси баланса; календарное устройство мгновенного действия, показывающее число месяца. Баланс безвинтовой, с периодом колебания 0,4 с. Волосок плоский, колонка волоска подвижная. Продолжительность хода от полной заводки пружины не менее 40 ч. Средний суточный ход +10...-50 с.
Эти часы можно недорого купить на Эбее, Авито и прочих площадках. Я заказывал их в частном часовом магазине (нашёл на ОЛХ), обошлись они что-то около 8-9 баксов.
Ходят отлично, внешний вид нормальный.
Делаю ремень
Раньше я уже делал для данных часов ремешок. Он был создан для отработки технологии, создавался из бывшей в употреблении совсем тонкой кожи. Между тем, несколько лет я его носил. Вот решил обновить.
Использую кожу 2,5 мм толщиной:
Для нарезки всего 2 деталей использую примитивную картонную выкройку. Конфигурация приблизительная, так как подгонку делаю в самом конце изготовления. Можно найти в Сети несколько вариантов, но главная суть в том, что есть одна верхняя объёмная деталь, и есть плоская нижняя деталь, которые либо сшиваются, либо склёпываются/свинчиваются. Часы вкладываются вовнутрь.
Кожу замачиваю на 20 минут в холодной воде. Она становится очень мягкой и податливой. Хорошо отжимаю кожу, мну и прокатываю чем-то типа скалкой (кода немного становится тоньше и плотнее).
Закрепляем на деревянную основу либо само изделие, защищенное упаковочной плёнкой (часы, нож, фонарик…), либо делаем его макет. Мне под руку попалась какая-то железка, очень схожая по форме на мои часы.
Первый раз я изготавливал из дерева форму, но она, несмотря на мои старания по защите, деформировала кожу, поэтому упростил процесс, используя простую фиксацию гвоздиками.
Оставляем так на ночь. Кожа за это время приобрела необходимую форму. Не снимая с макета, вырезаем отверстие под циферблат. Острым ножом снимаем немного толщину в месте контакта со стеклом.
Вырезаем проём под заводную головку и под скобу.
Режу проём для соединения деталей
Ровняю дисковым ножом ремень под размер «застёжки». Баклю решил применить «под цветмет» (20 мм нужно сделать ремешок).
Для крепления бакли кожу истончаю в месте перегиба вдвое. Револьверным пробойником пробиваю длинное отверстие, чтобы свободно ходил язычок.
Проклеиваю и прошиваю ремень возле бакли. Из кусочка кожи делаю колечко (не сшиваю его – истончаю и проклеиваю внахлёст около 5 мм кожи).
На ремне револьверным пробойником делаю ряд отверстий для язычка, а также пробойником-гребёнкой ставлю несколько декоративных тиснений.
Для шитья использую вощёную плоскую нить кофейного цвета (была ещё молочная, но она сливалась с фоном), которую когда-то заказывал на Али.
Вкладываю часы и сшиваю обе детали. Швы нужны короткие. Делаю их так, чтобы часы можно было вынимать при необходимости (завожу и перевожу их, не вынимая – через проём).
После сборки можно обрезать кожу окончательно.
Края и бахторму можно шлифануть – мне нравится как есть. Изделие можно натереть воском и носить как есть, но мне не хотелось «телесного» цвета.
Хотелось что-то красно-коричневое. Для покраски растишки обычно использую крем-краску обувную, краску, или морилку по дереву (отличный копеечный вариант). В итоге я шлифанул слегка срезы, потом окрасил их чёрной краской, основную площадь несколько раз вскрыл спиртовой морилкой «вишня» и сверху сдобрил её обувным воском Салтон.
Получилось вот так.
Мне лично нравится. Удовольствие от работы получено.
Вместе с фотографированием потратил часа 3-4 чистого времени.
На этом всё. Спасибо за внимание.
С уважением, Антон.
Сходить за грибами и потерять такое — не жалко
А если бы такое подарили… Ходил бы с ними за грибами, на предмет потерять.
На самом деле, есть наблюдение, что часы (как и люди) на фото и в жизни смотрятся сильно по-разному. Так что фото, наверное не передает весь шарм.;)
Опять-таки это только вторая попытка сделать такое, возможно не последняя…
спасибо
За прямые руки однозначно плюс.
В конце 80х — начале 90х проводил эксперименты. Только я выделывал кожу телят и коз. А началось все с облезшей шкурки кролика. Я ее тоже морилкой покрасил. Поначалу дубил корой ивы и дуба. Черный цвет получался применением железного купороса. А потом пошел почти промышленный процесс с применением химии. Шил тоже сам. Вот кожаная детская куртка того времени.
и взрослая
Куртки в то время расхватывали как горячие пирожки.
и мне один экземпляр заверните,,,,,,
а так — здоровенный плюс за прямые руки, так держать!
Тем более что при носке от них наверняка некое неудобство.
Про дизайн говорить нечего, каждый делает как ему удобнее)
Я бы наверное старался сделать все линии реза более плавными(без прямых углов, а все с округлостями) + пройтись по кромке хотя бы маникюрной пилочкой, что бы загладить рез + заполировать все это дело КМЦ( наждачка-КПЦ- наждачка- КМЦ и так пару раз… поверх слегка твердым воском и тряпочкой располировать).
После самой формовки кожу хорошо бы жирами(костным маслом) напитать, иначе может потрескаться (не обязана конечно, но риск есть)… Ну а красить морилкой… Изврат, но дело ваше) Все равно кожа на солнце бы выгорело)
Они это читают.
На самом деле сил было брошено много, а на выходе много мелких косяков которые формируют не саоме приятное визуальное впечатление: грубый рез, не обработанные края, кожа без шерфовки и кривой не симметричный шов.
Если уделить работе больше времени, думаю стнет еще лучше. В чатсности сам цифреблат подсказывает, что он не такой амбальный и элементы вокруг него могут быть более тонкими. Пробитые дырки на ремешке вообще смотрятся нелепо. Я бы прошелся швом по периметру предварительно сделав канавку. Но тут как говорится на вкус и цвет. Кстати, елси бы вы использовали светлую нить и потом придавали оттенок, было бы прикольнее на контраст.
и работа вьізьівает уважение.
а то, что поначалу вьіглядят колхозно, возможно. Но думаю со временем оботрутся, обносятся… будут часики смотреться гораздо лучше.
Вот не плохая: aliexpress.com/item/Durable-1PC-78-Meter-0-8mm-Leather-Waxed-Thread-Cord-for-DIY-Handicraft-Tool-Hand-Polyester/32786348547.html
Ключевые слова «да только...»