Настоящий финский нож Marttiini Arctic carving knife 535010

  1. Цена: 35,48 € + доставка
  2. Перейти в магазин

Удивительно, но ни одного обзора финских народных ножей на ресурсе я не нашел. Исправим данное недоразумение.

Кратко: в работе почти как обычная недорогая Mora, но воспринимается по внешности как «нож с душой». 

В повседневной жизни северных народов нож имеет огромное значение. За многие столетия практического использования выработались характерные черты скандинавских ножей. У большинства из них довольно короткие клинки с так называемым «скандинавским профилем». Это когда у ножа нет подводов, а не очень широкие спуски сводятся в ноль. Такой нож будет отлично строгать дерево и агрессивно резать мягкие материалы, но твердые продукты питания скорее всего расколет.  У северных ножей рукояти большие и объемные, приспособлены к хвату в рукавицах. Ножны у финских ножей обычно кожаные, в них нож погружается почти до навершия рукояти.

 Героя обзора подарили моему знакомому. Названия ножа я не знал, пришлось искать по картинкам в интернете. Отфотал нож еще прошлым летом, и только теперь созрел для обзора. Жалко, не было хорошего освещения, а ведь нож красивый, заслуживает хороших фото.

Ножны нарядные, кожаные. Из них выглядывает лишь кончик рукояти.

Носятся финские ножи на так называемом «свободном подвесе». То есть, на пояс вы надеваете кожаную петлю, а ножны с ножом свободно болтаются на кольце. Таким образом, нож не ограничивает свободу передвижения в лесу. 

А вот и сам нож. Для меня красив в своей простоте и утилитарности. Но обычному человеку может показаться каким-нибудь родственником стамески, и возникнет вопрос – а за что такие деньги?

Общая длина 197 мм.

Клинок у ножа из углеродистой стали X75Cr1 с твердостью 55-57 HRC.

Длина клинка 90 мм, ширина 20 мм, толщина в обухе 2.4 мм. 

На голомени имеется надпись Marttiini Finland. Так как углеродистая сталь склонна к коррозии, то с клинка не стали удалять следы окалины, служащие естественным защитным покрытием. 

Нередко у скандинавских ножей края обуха с резко выраженным прямым углом. Для того, чтобы высекать искры из огнива. У данного ножа углы на обухе несколько сглажены. 

Рукоять из карельской березы. Длина рукояти 118 мм, ширина в самом широком месте 31 мм. Форма рукояти максимально простая, немного бочкообразная. 

У большинства ножей Мартини навершие рукояти с так называемым грибком. Но тут модель небольшая, предназначенная в основном для работы с деревом. Поэтому грибка нет.

Весит нож 72 г.

При удержании молотковым хватом длины рукояти вполне хватает для большой мужской ладони. При этом рукоять хорошо заполняет ладонь и не наминает при силовой работе. 

Фотки с продуктами питания куда-то потерялись. Но тут все обстоит, как и с обычной Mora 746. Хлеб, колбасу, мясо и прочие мягкие продукты нож режет очень бодро, благодаря сведению в ноль. Но если нужно будет порезать пополам яблоки или морковь крупными кусками, то нож их будет раскалывать. Поэтому впечатления от нарезки продуктов могут быть очень разными: от «это просто лазерный меч», до «что за бестолковый колун».

А вот в чем ножи со скандинавским строем клинка являются лидерами — это строгание древесины.

Клинок легко входит в мягкое дерево отхватывая огромную щепу.

Теперь берем очень сухой вишневый стволик.

Конечно, дело пошло намного медленнее, но стружка все равно хорошо снимается. 

Так как нож не мой, строгать долго в ожидании заметного затупления я не стал.

И еще на примере своей Mora 746 я давно понял, что длина клинка свыше 10 см нужна разве для нарезки хлеба и некоторых специфических задач. Для нарезки остальных продуктов и строгания дерева, клинка в 9-10 см вполне хватает.

Рукоять во время работы показала себя очень хорошо. Не скользила, впитывала лишний пот, руку не наминала.

Не знаю, стоит ли рассматривать данный нож в качестве туристического или охотничьего. Кожаные ножны, деревянная рукоять и клинок из углеродистой стали не очень дружат с влагой. Если в Финляндии такой нож стоит 30 с чем-то евро и его можно не жалеть, то в Казахстане или России цена ощутимо выше.  

https://tomas.kz/p/93157825-nozh-marttiini-carving-arctic-90-195/

https://forest-home.ru/product/nozh-marttiini-carving-arctic-rukojat-karelskaja-bereza-535010/

Нержавеющая Mora с пластиковыми рукоятью и ножнами намного более практична. 

А вот для работ по дереву в домашней мастерской в сухости и тепле это неплохой выбор. При использовании по назначению нож проработает многие годы. Любителям «настоящих ножей» обладание таким инструментом будет греть душу. 

На этом все.

Спасибо за внимание.

Планирую купить +2 Добавить в избранное +57 +78
+
avatar
  • urmal
  • 14 марта 2023, 14:17
+16
наконец-то настоящий финский нож, а не финка ЛГТБ, плюс только за это..., обзор в качестве обзора конечно ни о чём…
+
avatar
  • boll069
  • 14 марта 2023, 14:32
+13
Как не о чем.? Там у этого ножика, как в анекдоте «палка палка два струна». Обозревать то не чего.
За обзор спасибо.
+
avatar
+3
Обозревать то не чего.
значит надо вставить 100500 почти одинаковых фото
+
avatar
  • RONIN
  • 14 марта 2023, 19:54
+5
Понится, он ботинки обозревал. Так там фото одних шнурков штук пять было, а потом подошва слева/справа/перед/зад/ низ под наклоном слева/низ под наклоном справа и т.д. и т.п.
+
avatar
0
А мне нравится, но у меня ножей Мора штук 5, самый удобный считаю Бушкрафт, там и гарда есть, как-то безопаснее.
У Моры есть похожий, с рукоятью из пробки, тоже клевый.
+
avatar
+1
У Моры есть похожий, с рукоятью из пробки, тоже клевый.
Это этот похож на обозреваемый?
Чем?
+
avatar
+3
Ничем), по-памяти был похож
+
avatar
  • tlevap
  • 15 марта 2023, 08:15
0
Аберрация памяти )
Скорее всего имелся в виду Classic
+
avatar
0
Этот дороже обозреваемого.
+
avatar
  • OreSama
  • 14 марта 2023, 15:22
+6
«Финка ЛГБТ» — это сильно :-) Как-то раз случайно отключил блокировщик рекламы — изо всех щелей полезли.
+
avatar
+2
От кизлярских мастеров!
+
avatar
  • Tundra
  • 14 марта 2023, 19:25
+2
Вы сейчас обидели все гаража в пригороде Минвод
+
avatar
+2
пригород Минвод причем тут, он от Кизляра за 500 км
+
avatar
  • dark256
  • 14 марта 2023, 14:20
+5
Цена + доставка. У меня выходит 3300 карбованцев.
Хм....
300-400 рублей… И рукоять с защитой… Правда, не из берёзы…
uhta.fit-prices.ru/p/montazhniy-nozh-fit-10611

Конечно же, я это покупать не стану.
+
avatar
  • kso
  • 14 марта 2023, 14:44
+3
«Lamnia» в Россию уже как год ничего не отправляет! А жаль, хороший магазин! Ещё до начала известных событий успел купить что отложил, а сейчас уже всё, лавочка для нас закрыта.
+
avatar
+1
kso
прям так и говорят? — в Россию не отправляем?
+
avatar
  • kso
  • 14 марта 2023, 15:50
+3
прям так и говорят? — в Россию не отправляем?
Да нет, пишут вот так, и по каждой позиции.
+
avatar
  • 126
  • 14 марта 2023, 21:16
+1
Ламния выдохнула наконец. Сколько раз им приходилось делать рефанд из-за пулковской таможни, что думаю, они просто санкции инициативно сами прикрутили, чтобы больше не продавать ножи в Лаапернате с дисконтом из-за разорванных в Пулково упаковок.
+
avatar
  • Zhendai
  • 14 марта 2023, 16:46
+1
Я с собой в командировки возил ножи, какие только не покупал. И с толстым лезвием и с тонким и всякие всякие.
Бесило, что их надо постоянно затачивать. Последний какой-то кухонный небольшой и типа немецкий без заточки резал довольно долго и хорошо, чет года полтора, пока не сломался в результате неудачного опыта. Правда его плюс был еще в том, что он успешно заменял отвертку при работе с мелкими винтиками под плюсовую отвертку.
Последний год дошел до того, что лучшим выбором стал обычный канцелярский.
Лезвие от смазки обтер и вперед и с песней.
Колбаску там порезать, хлебушек и всякое мягкое продуктовое.
Затупилось — вставил новое лезвие.
Консерв сейчас много с ключом продается, нож для вскрытия не нужен.
+
avatar
  • dens17
  • 14 марта 2023, 17:11
+3
Эх, а раньше в каждой нормальной бригаде, у слесарей (мет.комбинат), были люди кто делал ножи самостоятельно. С хорошим металлом проблем не было. Кузницы были во многих цехах. В заначке была и кожа и береста и т.п.
Кузнец делал заготовку по твоему «рисунку» и дальше всё делаешь сам. Самый дешманский вариант ручки — это каска. Ломаешь каску на полоски/куски, нагреваешь и мотаешь на ручку. На так делали только для инструмента в гараж или для работы. Для дома каску не использовали. Сами делали и ножны.
+
avatar
  • Sam17a
  • 14 марта 2023, 17:58
+6
Самому, при желании и ракету сделать можно, что бы в космос улетела — видел, на Ютубе. Вопрос — зачем? Ну, если хобби такое — тогда, да. А то, что в бригадах занимались изготовлением ножей, вместо прямых объязанностей — это как раз и стало причиной, почему союз развалился… Да, рабочие ножи делали, инженеры сантехнику ремонтировали, профессора картошку убирали…
+
avatar
  • dens17
  • 14 марта 2023, 18:15
+5
Бригады работают по-сменно. Остался с ночи и делай спокойно.
Вообще, самое лучшее время — суббота/воскресенье. Тихо и спокойно.
Никто, за тебя, твою работу делать не будет — это про «вместо прямых объязанностей».

И на таких людях многое держится в стране — попробуйте обычного современного «москвича», уговорить работать без выходных (по 12 часов) в тяжелых условиях (2-3 недели). А эти люди работали, потому как надо (кап.ремонт). Старое поколение, например, «бухать» летали в Москву на самолёте, на 1-2 дня. Это в конце 80-х годов. Потому как могли себе позволить, они отпахали много дней без выходных.
Работали, примерно, как в советском фильме «Высота».
+
avatar
  • byh
  • 16 марта 2023, 08:33
+1
Что-то не выглядит описанное как эффективная работа, если честно.

Стресс большой, качество при работе по «без выходных (по 12 часов) в тяжелых условиях (2-3 недели)» будет страдать по-любому просто от накапливающейся усталости, не говоря уже о моральном состоянии.

Нездоровая это ситуация.

Сейчас, если на то пошло, такое сплошь и рядом имеется, только на работах типа продавцов в Пятёрочке (условно) — там тоже можно и пол помыть за полчаса до начала смены, и склад разгрузить, и поработать за себя и того парня. В нормальных местах такое считается дикостью.
+
avatar
  • dens17
  • 16 марта 2023, 13:02
0
Что-то не выглядит описанное как эффективная работа
Как раз эффективно, но на разных заводах были свои схемы. Вам нужно большое количество людей только во время ремонтов.
Пример — есть металлургический комбинат. В цехах есть свои слесаря, но их мало. У них только мелкая работа. И есть два отдельных ремонтных цеха. Один цех по механике, другой по металлоконструкциям. Начинается крупный ремонт в прокатном цехе — персонал цеха переводится на режим ремонта. И туда направляются два ремонтных цеха. Ремонтные бригады делятся пополам и работают без выводных, на время ремонта. У ремонтников — в обычное время 4 основных бригады (посменная работа) и одна дневная. Во время ремонтов, каждая бригада, делает только свое оборудование. И так происходит десятилетиями. То есть, каждая бригада, знает досконально своё оборудование во всех цехах. Если пригласить людей со стороны, то им надо будет гораздо больше времени, чтобы сделать эту же работу. Они не будут знать тонкостей и у них не будет специфический приспособления для монтажа/демонтажа оборудования.
У всех своя специфика — обычного сварщика, никогда не подпустят варить конструкцию металлургического мостового крана. Там нужны сварщики из ремонтного цеха по металлоконструкциям. У них есть допуски к таким работам и нужная квалификация.
+
avatar
  • Willis
  • 15 марта 2023, 07:23
+3
В СССР работал на заводе. Полный цикл производства биноклей и изготовление из комплектующих другой продукции. И было логично и экономически целесообразно производить собственную оснастку, ручной инструмент, приспособления и системы контроля и испытаний. Да, было смешно смотреть как инженеры вместе с монтажницами РЭА собирают урожай капусты. Но с точки зрения психологии, физиологии и медицины это в конечном итоге повышало эффективность работы. Люди меньше выгорали на производстве, знали что такое низкоквалифицированный труд, лучше узнавали коллег и оказывали реальную помощь при сборе урожая.
P.S. Программист, метросексуал, только-только выпустился из МГУ, родители — профессора того-же института, по странному стечению обстоятельств вынужден был с коллегами перенести коробку с электронным оборудованием.
— погоди, не бери так тяжелый груз, спину сорвешь.
— а как надо?
— вот так вот бери и так вот поднимай, ты не разу коробок что-ли не носил?
— нет, ни разу в жизни
suum cuique, говорите?
+
avatar
  • MPaul
  • 15 марта 2023, 09:52
0
Да, было смешно смотреть как инженеры вместе с монтажницами РЭА собирают урожай капусты
Чего ж в этом смешного то? Скорее грустно.
+
avatar
  • dens17
  • 15 марта 2023, 09:54
+2
Можно сказать на современный корпоративный лад — это сплачивание коллектива.
Капусту можно заменить модной вещью.
+
avatar
  • Willis
  • 15 марта 2023, 10:23
0
Вот что весело: монтажницы из близлежащих деревень и поселков учили привычному для себя труду городских инженеров. Не без подколов и шуток ))
+
avatar
-2
а зачем городским инженерам ноги раздвигать?
+
avatar
  • INN36
  • 14 марта 2023, 17:26
+1
Затупилось — вставил новое лезвие.
Консерв сейчас много с ключом продается, нож для вскрытия не нужен.
А вот теперь представьте — пред Вами полено и нужно вырезать Буратино.
Именно для этого предки финнов и придумали финские ножи.
Не, ну еще можно пхнуть под ребро сильно плохому и нехорошему… ИМХО.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
© Сергей наш, Александрович
ЗЫ. Лично я дурью с финским сведением клинка переболел лет 10-12 тому как. Это как корь, переболеешь — и вот тебе иммунитет на всю оставшуюся жизнь.:)
ЗЗЫ. Несмотря на несколько злобный коммент, Автору симпатизирую. Он обзорщик вполне себе вменяемый.
+
avatar
+2
Ишь ты, норм комментарий от практика походу-редкость! Бро, фраза «скандинавские спуски» в описании добавляет продаж.Люди их хвалят искренне, поверь.Но не за то, что они охренительно режут… просто MORA когда то была дешевая.И это был лучший нож для обывателя(туриста, рыбака, охотника(из города охотник понятно).
Эти ножи тупо резали.Прямо новые.И стоили дешево.Вот и легенда возникла за пару десятков лет.
+
avatar
  • byh
  • 16 марта 2023, 08:13
0
Лично я дурью с финским сведением клинка переболел лет 10-12 тому как. Это как корь, переболеешь — и вот тебе иммунитет
А в чём проблема с таким сведением?
+
avatar
+12
Рукоять из карельской березы.
Может, конечно, рукоять и лежала где-то рядом с карельской берёзой, но текстура непохожа совершенно
+
avatar
  • INN36
  • 14 марта 2023, 18:01
0
Конечно, карельская берёза — понятие растяжимое. Но фактура на срезе вряд ли столь сложна и извращенна.
То, что на Вашей фотке — больше похоже на пластик.)
+
avatar
+5
Не пластик. Очень разная она бывает. Бывает очень бедная по рисунку, а бывает как на фото выше…
Или вот
+
avatar
+3
Карельская берёза ценится за стройность рисунка. А то, что мы видим на фото — это может быть (в принципе) кап. Это красиво, но говорит о разнонаправленном росте древесных слоёв.
+
avatar
+4
Кап тоже красиво…

Вот такой бывает спил у карелки. Чем кривее ствол, тем красивее. Какая стройность. Она корявая вся.
+
avatar
  • INN36
  • 14 марта 2023, 19:05
0
а бывает как на фото выше…
Массово, для серийного производства? Не верю.
Это в каких-таких адских условиях д.б. произрастать та берёзовая роща?)))
+
avatar
0
Вот и бывает, как на ручке в обзоре (ее бы маслом пропитать, будет получше, но без изысков, конечно) для серийного производства…
Вообще Карельскую березу браконьерить запрещено у нас в РФ.

+
avatar
  • 126
  • 14 марта 2023, 21:24
+2
Вы удивитесь, но это тоже древисина :) И даже есть берёза карельская. Стабилизированная называется. Но по факту, она уже больше похожа на камень, типа мрамора.
+
avatar
0
Вы удивитесь, но это тоже древисина
Псина не древЕсина :)
Простите, не удержался.
+
avatar
  • 126
  • 14 марта 2023, 23:53
0
то есть картинки вверх ногаме вас не смутили? :)
+
avatar
+4
Только благодаря Вам понял, чем был вызван этот когнитивный диссонанс
+
avatar
0
Херрасе.Бро, но ведь топовые бруски корелки(твои на фото).не говорит от том, что вся корелка такая красивая.На ганзе принято или фото выкладывать или сорт указывать.
А на бюджетной финке из поста-откуда топовая рукоятка?
+
avatar
  • 126
  • 14 марта 2023, 23:57
+2
Карельская берёза — это берёза выросшая в Карелии. От обычной её отличает повышенная свилеватость из-за болотистой почвы — зацепиться не за что и ствол колбасит во все стороны, вместе с волокнами. На обычных берёзах встречаются капы, которые вполне себе такие, что на фоточке.
+
avatar
0
Карельская береза растет не только в Карелии. Просто когда-то эту разновидность впервые описали в Карелии. А так у нас в Карелии полно берез растет, но карельской мало. Она включена в Красную книгу Карелии, ее запрещено заготавливать в РФ. Ее пытаются разводить для сохранения популяции.
+
avatar
+3
Кап березовый и береза это почти одно и то же, но совсем не одно и то же. Обозреваемый нож из настоящего финского имеет только производителя. Обозревать в нем реально нечего, это самый дешманский дешман из полотна лопаты и её же черенка. Ну чехольчик еще красивый.
фото

Я честно даже постеснялся бы это обозревать. Его спасает только то, что куплен по акции по цене ашан-ножа. Лак накидан кусками, рукоять с поднявшимся ворсом, не зашкурен. Мелкая наждачка и масло чуток помогли.
+
avatar
  • 126
  • 15 марта 2023, 00:39
0
ну да. Раковая опухоль хоть и часть организма, но совсем не одно и то же с организмом, на котором она живёт.
+
avatar
  • ber3
  • 15 марта 2023, 07:53
+3
Может, конечно, рукоять и лежала где-то рядом с карельской берёзой, но текстура непохожа совершенно
только хотел написать. опередили. вот карельская береза. и то не очень., а якуты свои ручки делают из корня карликовой, там вообще рисунок другой, а уж прочность такая!- не всякий нож возьмет.
+
avatar
0
Ну, автор наверное под «карельской березой» имел ввиду березу, выросшую в Карелии.
+
avatar
  • Zoolog
  • 15 марта 2023, 13:44
0
Ну автор, наверное, взял описание из магазина.
Пройдите по любой из трех ссылок и посмотрите.
+
avatar
  • Monter
  • 14 марта 2023, 17:47
0
«Lamnia» не отправит, но если хочется чего то похожего посоветовал бы обратить внимание на нож Matti от Северной Короны. Хотя кому важна толщина клинка 2,4 мм и 3,5 — это уже большая разница.
+
avatar
  • Sam17a
  • 14 марта 2023, 17:53
0
В смысле «за что такие деньги?». В Финляндии не был, а в Австрии, 35 евро — 7 чашек кофе… И довольно паршивого… Не думаю, что в Финляндии по другому, при их зарплатах от 2000 евро… Это я про цены… А тут — и экологически читые ножны и рукоятка!.. Кожа и натуральное дерево! Вот к правильному выводу автор пишет в конце — это не ножи в Финляндии дорогие, а зарплаты в РФ и Казахстане маленькие… Ну или автор не тем занимается… Есть и в РФ граждане, для которых кофеек за 5 евро — так, пустяки… :)
+
avatar
  • AlxTr
  • 14 марта 2023, 18:20
+1
Зачем нож сравнивать с кофе? Лучше сравнить с другими ножами и на их фоне этот выглядит очень дорогим.
+
avatar
0
Согласен, недешево.
Но…
Югрину с Базеусом многие прощают немалую наценку за бренд.
У Марттиини история подлиннее будет…
+
avatar
  • Zoolog
  • 14 марта 2023, 18:40
0
В смысле «за что такие деньги?»
В Казахстане нож стоит $70, ну или с Ламнии 35,48 € + 21,38 € доставка.
Мне пофиг сколько стоит кофе в других странах, но для многих людей за эти деньги найдутся варианты поинтереснее.
+
avatar
0
Ну цена за ножик как из гаража. А нет, оказывается нормальная цена за такое.
+
avatar
+2
Нередко у скандинавских ножей края обуха с резко выраженным прямым углом. Для того, чтобы высекать искры из огнива.
Легенда придуманная производителями ножей. Если это было так, не появилась бы повесть «За спичками» и одноименный фильм.
+
avatar
+1
Фильм очень замечательный…
+
avatar
  • INN36
  • 14 марта 2023, 18:48
0
Как для меня — скучный…
+
avatar
0
Тогда посмотрите «зона комфорта»
+
avatar
  • alanzet
  • 14 марта 2023, 18:31
-2
нож режет очень бодро, благодаря сведению в ноль.

«В ноль» это сканди.
А там микроподвод, так что не очень-то в ноль. Либо кто-то перетачивал, либо не труъ.
+
avatar
  • Zoolog
  • 14 марта 2023, 19:17
0
Либо кто-то перетачивал
Как понимаю, хозяин ножа правил его на керамическом мусате. Новый нож был «труъ»
P.S.
А чего минусить? Я сразу написал, что нож не мой. И то что он новый, никто не обещал.
С микроподводом все равно режет отлично.
+
avatar
0
не был он тру и в ноль. мартини со спусками «под сканди», как и моры, все* с микроподводом (который на деле даже не такой уж и микро).

*все, которые я держал в руках и видел на фотографиях и прилавках.
+
avatar
+1
Валяется у меня где то Marttiini Black Lumberjack. Сталь — такое мягкое г..., что тупится об воздух. Хотя вроде и углеродка, и угля насыпано немало. Если это фишка такая — то ну ее нафиг, такую фишку.
+
avatar
  • beerok
  • 14 марта 2023, 21:36
0
По первым фото показалось, что самоделка из напильника.
Этим летом собираюсь замутить из напильника самоделку. Чета давно думал, вот вчерась напильник купил.
Рукоять как уже писали выше не очень тянет на карельскую березу. Ну может за малым размером на ней структура не так видна и понятна, но сомнения есть.
В целом — если автору нравится, не вижу препятствий. Но я бы не взял. Своеобразный вид.
+
avatar
+1
Скорее всего не удачный кусок попал на рукоять.
Вот на этом фото, что-то похожее видно на карельскую березку.
Если маслом пропитать рисунок будет получше виден. Но не выдающийся.

Если пройти в магазин, то там на фото деревяшка на рукояти поинтереснее, конечно.
+
avatar
+1
Гдеж его сейчас найдешь, советский напильник?
+
avatar
0
На авито нет?

В народе. Полно их еще по гаражам, например. Было бы желание…
+
avatar
0
Если прикинуть заморочки с покупкой напильника нужного размера и профиля, доставкой, переточкой, правильной термичкой, заточкой, изготовлением рукоятки из спиленного самим капа, пошивом, покраской и тиснением ножен, то Да, было бы желание и масса свободного времени и не факт, что получится лучше.
+
avatar
  • beerok
  • 18 марта 2023, 23:05
0
Хочешь сделать хорошо — сделай сам. ©
В напильниках щас нужды не испытывается. Тот же ВБ предлагает на любой выбор.
И не обязательно напильник должен быть «советским». Желание и руки.
Но делать такую убогую рукоятку я точно не буду. Весьма она на любителя. Допустим положил на стол — катится. В чем практичность?
+
avatar
+1
фототур тур по заводу — tvoirovaniemi.livejournal.com/27641.html
+
avatar
+1
фототур по старому заводу и история создания — tvoirovaniemi.livejournal.com/20276.html