eSIM для любого устройства


Народ, всем привет!
Сегодня расскажу об очень необычном устройстве, о котором вы вряд ли слышали, но возможно после обзора захотите приобрести.
Для начала рекомендую посмотреть презентацию на русском языке от производителя:


Встроенная SIM-карта (eSIM — embedded-SIM) или встроенная универсальная карта с интегральной схемой (eUICC) — форма программируемой SIM-карты, которая встроена непосредственно в устройство.

Наверняка вы слышали о таком формате SIM-карт, которые в последнее время всё чаще интегрируются А-брендами в своих флагманах.
Это iPhone начиная с XS, Samsung Galaxy начиная с S20, Google Pixel, начиная с 3 модели, и единичные устройства у Huawei, Sony, и даже Xiaomi 12T PRO для глобального рынка впервые вышла с eSIM.

Достаточно удобная вещь, ведь можно не вставая с дивана подключиться к услугам мобильной связи (простота подключения зависит от законодательства каждой конкретной страны), получить доступный роуминг в любой стране да и вообще, иметь возможность хранить в телефоне много сим-карт и переключать их в случае необходимости, не доставая скрепки, сим-карты и меняя их физически.

Но на текущий момент не так много устройств поддерживает эту технологию, хотя лично я уверен, что именно за таким форматом карт — будущее.
Возможно вы слышали, в этом году сильный толчок к распространению технологии дала компания Apple, выпустив в этом году последнюю модель своего смартфона на рынке США вообще без лотка для традиционных сим-карт, оставив исключительно возможность пользования eSIM как на SIM1, так и на SIM2.

НО! Как оказалось на рынке появился продукт от немецких энтузиастов, под названием eSIM.me
Это eSIM-карта встроенная в обычную физическую nano-sim карту. Звучит, как масло-масляное, но по факту это eSIM для смартфонов, которые не поддерживают эту технологию.
Доставляют во множество стран мира. В Россию так же отправляют, однако к оплате требуется карта Visa/MasterCard, которая работает за рубежом.

Существует несколько продуктов eSIM.me. Точнее сама карта одна, но её возможности прямо зависят от выбранного тарифного плана. Их есть 4:
SINGLE, MULTI, OMNI и DUAL.

Суперфича этой карты, которая отличает её от традиционного eSIM это то, что с активным профилем её можно вставлять в любое устройство: смартфон, планшет, модем, роутер, и.т.д. Эти устройства будут видеть в ней обыкновенную сим-карту.
В eSIM она превращается в паре с приложением eSIM.me
В зависимости от тарифного плана существуют такие опции:
SINGLE — это тариф, в котором взаимодействовать с профилями (переключать/удалять/добавлять) можно только с того устройства, на котором вы карту активировали. В случае смены устройства, для переноса лицензии на другое придётся заплатить $10
В этой опции существует 2 варианта:
$25 — за 2 профиля
$30- за 5 профилей
MULTI — это тариф, в котором можно взаимодействовать с профилями с любыми поддерживаемыми устройствами определённого бренда. Для этого тарифа есть возможно выбрать 5, 7 или 10 профилей и стоимость будет $40, $45 и $50 соответственно.
OMNI — это карта без ограничений. На неё можно записать до 15 профилей и использовать в любых поддерживаемых устройствах. Цена $70
DUAL — это две карты OMNI, цена $130. Предлагает в два раза больше профилей (очевидно) и возмжность взаимодействия с профилями на двух картах, если это поддерживается устройством.

Важно понимать, что максимальное количество профилей прямо зависит от их «веса» и до 15 вовсе не означает 15. Например, насколько я слышал, профиль Мегафона очень прожорливый и занимает много места. Но это ограничение не esim.me, а самого чипа (eUICC).

Как проверить, поддерживает ли телефон esim.me?
Сделать это очень просто. Достаточно скачать из маркета их приложение (и да, взаимодействовать с профилями на сегодняшний день можно только в ОС Android. Apple будет видеть карту как обычную симку и работать на активированном профиле, однако на этом всё).

Оно сразу покажет, или это возможно и в каких слотах карта может работать.

Подсказка: если у вас есть NFC, то вероятнее всего нужные библиотеки в системе есть. Но нужно перепроверить)

С основами разобрались, пришло время задействовать её)
Вот в таком конверте приходит карта и так она выглядит:




Вставляю в телефон, запускаю приложение.
Предлагает зарегистрироваться и заполнить форму KYC (know your customer, знай своего клиента).

Здесь в принципе что указывать каждый решает для себя сам. Я указал всё как есть, так как не вижу смылса скрывать реальную информацию, особенно учитывая, что данные и так уже есть по адресу почтовой доставки и по биллинг-системе оплаты.
Анкету заполнил и система начала работать (кстати я ловлю глюк, когда в другом слоте стоит обычная симка, то приложение не видит карту. Если её выдернуть и перезагрузить телефон, то всё находит. Не факт что это у всех, но у меня так).
Открывается интерфейс, показывает, что я могу добавить 2 профиля и предлагает в случае необходимости проапгрейдить тариф:

Как видим, при апгрейде мы получаем значительную переплату, по сравнению с тем, если первоначально заказать подходящий продукт. Но в этом суть маркетинга компании. В любом случае хорошо, что такая возможность есть.

Профиль можно добавить одним из 3 способов на выбор: QR из камеры, QR из галереи (скриншот) и ручной ввод. Я выбрал первое.
После скана меня спросили или я хочу добавить профиль, я нажал ДА и процесс пошёл. Длился он секунд 20 наверное, после чего мне предложили выбрать, что это за профиль (у меня обычный операторский, поэтому я выбрал: «другое», это данные/голос или просто данные, какой объём трафика предоставляется и какая страна. Лично я думаю, что эта информация не влияет на использование профиля и собирается исключительно для удобства пользователя, чтобы в списке профилей визуально видно было, что и к чему. Какой объём, какие страны, какой срок действия, и.т.д. В целом приложение милое

После ввода этих данных профиль появился, но сети не было. Я нажал на него и вверху был тумблер: «активировать» (именно таким образом переключаются профили). Я нажал на него и карта моментально поймала связь.

Если честно, то даже не ожидал, что всё пройдёт настолько быстро и гладко)

Теперь поговорим о сценарии применения, а именно роуминг.
Есть такой сервис, называется AIRALO (там оплата картами Visa/MC, которые принимаются за рубежом, знаю, что в РФ пополняют через посредников с комиссией), но к слову есть и аналогичные, где оплата принимается картами Мир (к примеру Telwel), но там дороже цены.
Если говорить об Airalo, то там есть как карты под конкретные страны, так и под регион и даже глобальные.
Возьмём к примеру ту же Турцию и Китай, США и Европа (региональный):

Турция: 1ГБ — $4.5 (7 дней), и на месяц 3ГБ — $8, 5ГБ — $12, 10ГБ — $18
Китай: 1ГБ — $7 (7 дней), и на месяц 3ГБ — $14, 5ГБ — $21
США: 1ГБ — $4.5 (7 дней), и на месяц 3ГБ — $11, 5ГБ — $16, 10ГБ — $26
Европа (региональный, работает и в случае перемещения из одной страны в другую): 1ГБ — $5 (7 дней), и на месяц 3ГБ — $13, 5ГБ — $20
Возможно это и дороже местных сим карт, но не надо искать точки продаж, на языке жестов объяснять, какой вам тариф нужен. Выбрали ещё дома, прилетели/пересекли границу и со старта уже есть интернет. Если сравнивать с ценами на роуминг, которые предлагают наши обычные операторы, то цены Airalo кажутся очень демократичными.
До этого я пользовался в путешествиях картой DrimSIM, где 1МБ стоит 0.01€, то есть 1€ за 100 мегабайт и считал это достаточно выгодным, так как мне с экономией хватало и на карты, и на мессенджеры и на поиск информации. Однако на фоне того, что открывает eSIM, это тоже очень дорого, ведь можно получить в 3 раза больше за ту же цену.
Это один из кейсов работы eSIM и он значительно окупает карточку если вы часто путешествуете. Кстати! Если при регистрации в Airalo вы укажете реферала: IGOR9975, то и вы и я получим на счёт по $3 после первой покупки))
ВАЖНО: профиль можно скачать только раз, а потом его пополнять. Если удалите — то повторно он не станет и нужно будет регистрировать новый аккаунт Airalo. Поэтому при желании использовать его повторно, его лучше деактивировать, но не удалять.

Существует так же сервис YESIM (с маркета скорее всего не даст скачать, если смартфон без eSIM, только с apk-шки, кстати все приложения которые упоминались — имеют русский интерфейс). Тоже хорошие условия и что для многих возможно будет важно — возможность оплаты криптовалютой через Binance Pay.
Например в ЕС 1ГБ на 14 дней стоит всего €5. Есть более интересный по моему мнению тариф Pay as You Go — вы платите только за потреблённый трафик (122 страны), срок действия не ограничен. Цены тоже на многие страны лояльные. Европа, Израиль — €5.5 за 1ГБ, Египет — €11 за 1ГБ, Турция и Сербия вообще — €4.5. И как некоторые заметили, что дешевле купить местную сим-карту, то в этом случае вы не переплатите, учитывая, что тарификация за фактический трафик. Пока не купили — уже на связи, хоть на трапе самолёта, хоть при пересечении границы на автобусе/автомобиле, хоть в транзите, где покупать местную карту не целесообразно.
Важно: с esim.me будет писать, что смартфон не поддерживает esim — игнорим. После подключения любого тарифа (включая Pay as You Go), то есть после оплаты хотя-бы €1, сразу предложит QR для установки.
Рефералка там тоже есть, дают по 2 евро и мне и вам, а это между прочим по 400 мегабайт в той же Турции)
Так что если кто-то когда-то захочет зарегистрироваться, ищем по mysku «esim», эту статью и этот код))) — QOMO480

Вообще таких сервисов (предоставляющих esim для роуминга) очень много. Ищите информацию и выбирайте то, что подходит именно вам.

Так же у карты есть и недостаток. Точнее это не так недостаток самой карты, как неготовность к ней рынка. Можно на неё ставить только те eSIM профили, чьи сервисы предоставляют QR-коды. Так называемые «операторские» приложения, которыре ставят профиль прямо из своего приложения не сработают, так как будут считать, что eSIM в смартфоне нет. И тут уже лотерея, можно попытаться попросить QR в службе поддержки, могут дать, а могут и нет. Операторы в Украине и России дают QR-коды в салонах без проблем, как новые номера, так и под замену. В других странах нужно уточнять.

В общем как-то так. Если подытожить всё вышесказанное, то круто, что есть такие энтузиасты, которые сделали продукт, позволяющий получить функционал eSIM на смартфонах, где его раньше не было и возможность переставлять свою eSIM в другие устройства без удаления профиля (это эксклюзив). Могу ли я рекомендовать к покупке? Определённо да, если использования карты оправдывает ваш кейс и особенно, если путешествуете.

Всем мира и хорошего настроения!

ДОПОЛНЕНИЕ
Прочитав комментарии я понял, что большинство людей даже не слышали о технологии eSIM и для них это стало в новинку (рекомендую посмотреть ролики в youtube, если интересно, но не понятно, там в деталях расскажут, что это такое и как работает). Когда я писал статью, я думал, что большинство людей о нём знают, и цель была показать, что такой чип теперь есть для многих устройств, которые ранее эту технологию не поддерживали, как компромиссное переходное решение, но вместо этого я столкнулся с волной хейта от людей, которые не поняли суть технологии и в виду своей консервативности не приняли её, а некоторые в порыве ярости даже начали придираться к словам (не устроило слово «кейс») и ТРЕБОВАЛИ ИЗВИНЕНИЙ!))) Прошу простить, если чьи-то чувства в ходе этой статьи были оскорблены, я искренне этого не желал)))))
Думаю, когда появился NFC, эти люди тоже говорили: «нафиг нам карта в телефоне, если она и так есть пластиковая, если мне надо, я достану из кошелька карту, а не телефон, у меня в кошельке может быть и 5 карт и 10, зачем вместо неё одна, какая разница. А всё, карту украдут, деньги украдут, телефон сядет, не нужон нам NFC-этот)» Но я прекрасно понимаю, что это нормальная реакция для многих людей и отношусь к такому с полным пониманием. То, что сейчас вызвало непринятие в будущем обязательно войдёт в жизнь и уже не будет казаться таким необычным и диковинным.
В свою очередь хочу поблагодарить всех за внимание, и тех, кому статья понравилась, и тех, кому нет. Был рад, если кому-то помог узнать что-то новое и в то же время извиняюсь, если потратил чьё-то драгоценное время. Желаю всем добра и мира.

Планирую купить +39 Добавить в избранное +94 +135
+
avatar
  • hawkeye
  • 02 ноября 2022, 20:38
+56
Что-то мне кажется, что в один прекрасный момент это чудо может превратиться в тыкву… И будет не весело…
+
avatar
+42
Тыква — это если повезет :-)
А если нет — то твоя симка уже не твоя, а коллективная :-)
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 20:53
+3
Ну касаемо коллективной симки — я не погружён в технические тонкости, чтобы говорить, насколько это вероятно, но насколько мне известно, большинство операторов дают QR, который можно активировать ограниченное количество раз и лишь на одном устройстве. К примеру мой профиль не возможно сейчас взять и активировать по QR на другом устройстве без обращения к оператору за новым кодом. Но в мире операторов много, за всех не скажу. Одно точно — одновременно один профиль на несколько устройств установить абсолютно точно не возможно, нужно сначала удалять на старом устройстве. Знаю, что на iPhone работает шеринг eSIM для переноса с одного на другой, но не знаю нюансов.
Более того, esim.me приложение, это лишь LPA, который помогает взаимодействовать с профилями, которые хранятся на eUICC
+
avatar
+4
Правильно, это вы говорите о Е-СИМ от производителей телефонов, которые сертифицировали свои устройства и для получения лицензии для использования е-сим выполняют требования надзорных органов. А тут непонятный производитель, который возможно не очень-то боится потерять лицензию на е-сим, т.к. получит большую выгоду от перепродажи возможности злоумыленникам прикидываться вашей симкой. Условно они выпускают «оригинал» и несколько дубликатов таких СИМ заменителей Е-СИМ, к которые для операторов связи выглядят одинаково. После регистрации в сети, ваш «оригинал» отправляет данные регистрации в сети(ключи шифрования, полученные от оператора) на «дубликаты». И теперь когда вы будете вне сети, в самолете например, можно включить дубликат и прикинуться вашим номером телефона, а дальше инет банк и деньги улетают…
+
avatar
  • orca
  • 02 ноября 2022, 23:55
0
имхо так и будет(( чтоб кто то наживался в обход «технологий», та ну нет!
+
avatar
  • Eeyore
  • 02 ноября 2022, 20:56
+8
На первый взгляд- интересная штука для тех, кто путешествует. Черт его знает, насколько хорошо будет работать на практике.
«возможности прямо зависят от выбранного тарифного плана. Их есть 4:
SINGLE, MULTI, OMNI и DUAL. » Уточните- это цены покупки или планы обслуживания с абонентской платой? Если второе- то ну его.

$11 в месяц за 3ГБ в США- как-то очень дешево (подразумеваю, что безлимитные звонки и СМС включены). За эти деньги скорее всего будет самый левый сервис с деприоритизацией и без обслуживания половиной башен.

И еще- обзоры в радостно-восторженном тоне почему-то вызывают недоверие.
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 21:03
+4
Уточните- это цены покупки или планы обслуживания с абонентской платой?
Нет, это разовая цена. Например если у вас SINGLE на 2 профиля, то можете удалять старые, записывать новые, но их будет не более 2 и переключать сможете только на том устройстве, которое активировали.
(подразумеваю, что безлимитные звонки и СМС включены).
Нет, в Airalo только data. Сервису уже овердофига лет. Заходите и читаете отзывы, смотрите ролики в youtube) Это сервис не под esim.me, а под eSim в целом, пользователи Apple, Google и Samsung уже давно обкатали.
вызывают недоверие.
Ну здесь каждый сам решает) От того, купите ли вы esim.me или нет, лично мне не холодно, не жарко)
+
avatar
  • Eeyore
  • 02 ноября 2022, 22:04
0
Спасибо за уточнение. Если только дата, то $11 в месяц выглядит более реалистично. Но и толку от такого сервиса меньше.
+
avatar
+2
Я сервисом Airalo пользуюсь уже давно. Очень удобно, с момента приземления самолета ты уже на связи. Особенно если в стране не на долго. Еще есть так называемые континентальные тарифы и глобальные, что тоже просто Мега удобно если приходится по странам мотаться.
+
avatar
  • rubanok
  • 02 ноября 2022, 23:18
+1
Если только дата, то $11 в месяц выглядит более реалистично. Но и толку от такого сервиса меньше.
Почему толку от такого сервися меньше? Совсем не меньше. Голос по Вайберу-Вотсаппу-Телеге-Скайпу и т.д. никто еще не отменял.
+
avatar
  • Eeyore
  • 03 ноября 2022, 23:35
0
Смотря где. Например в США на мессенжерах далеко не уедете. Еще до массового появления мессенжеров перешли на планы с безлимитным голосом и СМС, поэтому Вотсаппами мало кто пользуется. В своем кругу еще можно, но если вы турист, надо звонить в разные разервации- только обычный телефон.
+
avatar
  • sdfpro
  • 02 ноября 2022, 20:57
+14
для РФ бесполезный продукт как я понимаю.
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 21:04
+5
Ну почему же. С четвёркой работает, esim сервисы для путешественников тоже есть для оплаты не иностранными картами. У каждого свой кейс. Кому-то полезно, кому-то нет.
+
avatar
+3
Интересная технология, точнее трактовка технологии eSIM. Мне только кажется, что будущее не за eSIM, а за SIM, встроенной в процессор (не помню, как это называется), чтобы место на плате не занимать под eSIM.
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 21:05
+1
Qualcomm презентовал iSIM назвали. Тоже так думаю, в будущем наверняка карты будут в SoC.
+
avatar
  • CyJLTaH
  • 02 ноября 2022, 21:07
+2
Это и есть технология eSIM.
Главная задача eSIM — избавится от лотка и кучи места под SIM в телефоне.
Ведь по простому, SIM — это идентификатор вашего телефона в сети оператора. Наряду с IMEI.
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 21:12
+2
eSIM на текущий момент выполнена в виде отдельного чипа на плате смартфона, а iSIM от Qualcomm предлагает интегрировать в SoC. По факту это означает, что в будущем по дефолту будет в каждом телефоне.
+
avatar
+4
Всё так, но для пользователя разница не существенна. 2 чипа или 1 чип, с точки зрения пользовательского опыта они одинаковы
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 22:46
+1
Да, пользователю всё равно, согласен
+
avatar
  • cl3
  • 02 ноября 2022, 23:26
+2
Только интеграция во все SOC нового поколения сделает это всеобъемлющим стандартом, как в свое время с 4G, который на одном из первых гуглпикселей был отдельным чипом, но был отключен:)
+
avatar
  • oleg235
  • 02 ноября 2022, 21:13
+8
Главная задача eSIM — избавится от лотка и кучи места под SIM в телефоне.
Нет. Главная задача eSIM — избавиться от возможности смены идентификатора телефона пользователем.
+
avatar
+2
Если телефон поломался — покупай новую SIM-карту?
Особенно, если доступа к службе поддержки нет, или она не захочет вас засчитать за владельца карты по надуманым причинам?
+
avatar
+4
избавится от лотка и кучи места под SIM в телефоне.
смешно. на 6" лопате 1см2 выделить под лоток это конечно практически нереально, да…
+
avatar
+4
Поздравляю, вы изобрели CDMA.
+
avatar
  • jenya
  • 03 ноября 2022, 13:39
0
нет, CDMA нужно было приносить и за деньги прописывали… У SIM карт было слишком много плюсов.
+
avatar
  • emtec92
  • 03 ноября 2022, 15:01
0
Ну не совсем) У меня был CDMA EVDO rev. B роутер (мобильный), более того, он у меня использовался до 2021 года (пока оператора не лишили частот и он не отключил базовые станции), то я даже перепрошивал его под R-UIM, потому, что R-UIM это купил карточку и вставил, если надо — поменял. А когда они номер зашивали в аппарат, то в случае необходимости нужно было к ним идти (или по дистанционке подключать к своему ПК по TeamViewer диллера), чтобы он его перешивал. И «стационарный» после проводного был CDMA без слота для карты, но это было очень давно.
А здесь, «не вставая с дивана», желая получить связь, просто онлайн покупается стартовый пакет, наводится камера и связь есть, не выходя из дома и без посещения всяких офисов. Ну опять же, я живу в областном центре и у меня сим-карты всех операторов продают в ближайшем супермаркете, а для людей в сёлах — нужно ехать в район за картой. А так на всё про всё несколько минут. Ну если речь о Украине. Если о России, то регистрация номеров насколько мне известно обязательна и нужно пройти авторизацию через «Госуслуги». Если это сделать так же легко, как через «Дія», то это увеличивает время всего на пару минут. А в случае с роумингом — есть огромный выбор предложений, можно подобрать то, что выгодно и что больше подходит и опять же подключить «не вставая с дивана», а не пользоваться только тем решением, которое уже физически куплено. Это другой уровень удобности.
+
avatar
  • Vadim2S
  • 02 ноября 2022, 21:02
0
А что у неё с совместимостью? Ибо я уже имею на руках Samsung T295, который НЕ работает с новейшими SIM от МТС в LTE. Со старой — пожалуйста, с картами от Tele2 — пожалуйста. А тройка карт этого года от МТС — «нет данных». Сеть есть, а байтики — не идут.
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 21:05
+1
Если честно, ничего не скажу. Нужно в техподдержке уточнять. Ну или установить приложение и посмотреть, что оно напишет. Поддерживает или нет.
+
avatar
+9
Служба безопасности Сбербанка пользуется подобными технологиями?
+
avatar
  • oleg235
  • 02 ноября 2022, 21:11
+4
Ей не надо — обычной IP-телефонии хватит.
+
avatar
  • CyJLTaH
  • 02 ноября 2022, 21:04
-3
Погодите.
Эта штука работает как eSIM.
То есть, как простая SIM для устройства, у которых нет лотка для SIM.
Возникает один вопрос: наxpeна, а главное зачем?
У меня в телефоне есть лоток под 2 SIM. Зачем мне ставить туда eSIM, и выдавать нормальную SIM за несуществующее устройство?
Роуминг получить я и со своей SIM могу.
Переключать SIM? Я и так переключаю рабочую и личную. А больше мне зачем?
Платить за рубежом? Дочь мне сделала виртуальную карту банка Сингапура и я нормально плачу за рубежом.
Может я не так внимательно читал и не понимаю полёта мысли разработчиков?
Ткните пожалуйста пальцем, где зарыта главная незаменимая функция данного гаджета.
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 21:07
+3
У каждого свой кейс использования. Вам значит не нужно.
комментарий скрыт

+
avatar
0
Ну почему же бесполезная. Идею я почти понял. Летишь в отпуск покупаешь тариф той страны. Несовсем мне понятно что происходит при смене страны. Номер там единый получается? А если по всему миру кататься то выгодней наверно Старлинк взять.
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 21:18
+5
Есть региональные тарифы. Я писал за Европу. Просто едешь и сеть переключается. Я когда ездил, использовал Drimsim (физическая карта), то в каждой стране он переключался, но там дорого. Карты, переводчик и разговоры по телеге и на этом всё. 100 метров за 1 евро это дороговато.
+
avatar
  • CyJLTaH
  • 02 ноября 2022, 21:21
0
Проблема в том, что во многих странах значительно выгоднее покупать туристические сим в аэропорту с ограниченным сроком действия.
Прилетаешь в Орли или Фьюмичино и покупаешь туристическую сим и туристический проездной. (только несколько фотографий своих надо с собой возить)
Это получается значительно дешевле, чем пользоваться постоянными тарифами.
+
avatar
  • SEM
  • 02 ноября 2022, 21:33
+3
только несколько фотографий своих надо с собой возить
Мне хватило ксерокопии загран.паспорта (всегда таскал в кошельке за бугром). Хотя везде свои правила. Где-то только деньги требуются.
+
avatar
  • CyJLTaH
  • 02 ноября 2022, 21:39
0
Это повезло!
Во Франции только физическая фотокарточка.
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 21:49
+6
Кстати! Вот есть например такая страна, называется Турция. Так вот там есть очень хитрая штука. Если вы вставили сим-карту местного оператора в телефон, то у вас есть определённое количество дней, чтобы зарегистрировать (что-то около 200 долларов стоит). Если вы этого не сделали, то ваш смартфон больше не сможет по истечению этого времени регистрироваться с турецкой симкой в вашем телефоне в турецких сетях, только в роуминге, до того момента, пока не зарегистрируете свой IMEI) Не знаю, используется ли ещё где-то в мире такая практика, но этот тот случай, когда приезжать на 1-2 недели в год и покупать местную симку не канает, эта акция будет одноразовой)
+
avatar
0
Тоже это слышал и при первом посещении Турции читал про это. Но на практике получилось по другому. Первый раз в Турции пробыл почти 6 месяцев и все это время пользовался местными сим-картами. Потом пару раз посещал Турцию на срок в пару недели и так же пользовался местными картами. И последний раз в Турции был в прошлом году три с половиной месяца и также пользовался местной сим картой. Телефон с первого посещения не менял. Работает как и раньше. Симки покупал уже активированные на местных жителей.
+
avatar
+3
90 дней на протяжении 120 дней. блокируется IMEI «серых устройств». или плати огромные деньги за регистрацию, или покупай местное устройство. в наших странах тоже как-то пытались вводить блокировку серых IMEI, но что-то не срослось :)
какую сим-карту в сером устройстве используете в Турции — абсолютно неважно.
+
avatar
0
90 дней на протяжении 120 дней
Это что значит?
+
avatar
  • Aspinx
  • 03 ноября 2022, 05:25
0
В Индонезии такая же ерунда. Ввели как раз перед ковидом и скорее всего с такой же целью — закрыть/усложнит серый импорт.
+
avatar
0
Во первых цена регистрации зависит от цены телефона, на дорогие новые телефоны около 30% стоимости, на старые дешево. Это по сути растаможка, то что ты ввез телефон из за границы и пользуешься им на постоянке. Сбрасывается через 120 дней, работает через imei телефона. Если телефон с 2 слотами, то переставил во второй слот — еще +120 дней.
Такая же схема на северном кипре, там период 90 дней. При этом родные европеские российские симм карты в роуминге работают сколько хочешь, нет ограничений.
+
avatar
  • emtec92
  • 03 ноября 2022, 13:45
0
Сбрасывается через 120 дней
Если так — то это очень хорошо, потому, что я владел другой информацией.
+
avatar
  • Vadim2S
  • 02 ноября 2022, 22:45
+1
Не всегда возможно/удобно. Я был как-то в Испании на интенсивной экскурсии 21 день. Так СИМ местную так и не купил. Когда заканчивались экскурсии — все точки продажи были уже закрыты. Я сильно удивился, когда узнал насколько раньше наших они там закрываются.
+
avatar
  • SEM
  • 02 ноября 2022, 21:31
0
Летишь в отпуск покупаешь тариф той страны.
Это если вся связь по-зарез нужна ещё на трапе самолёта. А так идёшь в любой магазин, ларёк, почту (в разных странах по-разному), спрашиваешь holiday sim или prepaid sim, на все вопросы мычишь «нихт ферштейн» и получаешь местную симку.
Язык знать не обязательно, я у арабов оформлял, я по-ихнему только «спасибо» знаю, английским тётка на почте тоже не владела.
Зато звонки домой в 10 раз дешевле чем у Мегафона были.
+
avatar
+10
Ну и зачем вообще идти искать в порту какие-то киоски, когда можно спокойно в смартфоне переключить тариф? Когда пересекаешь 5-7 стран с остановкой на 2-3 дня, все эти заморочки с покупкой сим-карт начинают напрягать. На словах все просто, нашел, подошел, помычал и купил. По-факту, то очередь, то система подвисла, то менеджер тупой, то еще что-то
+
avatar
+1
Согласен. И зачем вообще пользоваться платной услугой звонков если в месенжерах это условно бесплатно, только трафик считает который и так есть в пакете.
+
avatar
  • lapot
  • 02 ноября 2022, 23:52
0
Голосовая звонилка Сяоми записывает разговоры, а мессенджеры — нет. Для меня запись критична.
+
avatar
  • PVG
  • 02 ноября 2022, 23:16
0
Когда пересекаешь 5-7 стран с остановкой на 2-3 дня, все эти заморочки с покупкой сим-карт начинают напрягать
Может я что то не понял, но в аэропортах и вокзалах (да и в некоторых общественных местах) есть бесплатный вай-фай (во всяком случае в Стамбуле, Париже, Мадриде — точно), и можно свободно поговорить через мессенджеры, и я не понимаю зачем эти «танцы с бубном». Другое дело, если надо задержаться там на неопределённое время, то… может быть.
+
avatar
  • Aspinx
  • 03 ноября 2022, 05:48
+5
Иногда бесплатный вайфай не работает или предоставляется на ограниченное время (иногда прямо очень ограниченное). Иметь «свой» вайфай всяко удобнее.
+
avatar
+1
В IST в аэропорту всего час бесплатного wi-fi на один паспорт
+
avatar
  • bullet
  • 03 ноября 2022, 08:17
-1
Это для тех, кто не любит задумываться потратит он на связь 100р или 1000р, хотя стоп, для таких людей придуманы опции роуминга.
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 21:16
0
Ну я вам не собираюсь ничего доказывать) Это устройство полностью оправдывает мой кейс использования.
+
avatar
  • vlo
  • 02 ноября 2022, 21:19
+3
а 5 симок у вас в тлф есть? а 10?
+
avatar
  • CyJLTaH
  • 02 ноября 2022, 21:22
0
5 было.
Ссылку на обсуждение мультисим я кинул ниже.
+
avatar
  • vlo
  • 02 ноября 2022, 21:34
+1
да мало ли что было — сейчас то как, можно? или таки нет?
+
avatar
  • CyJLTaH
  • 02 ноября 2022, 21:44
0
В 2019-м году работало
inlnk.ru/ageXpP
+
avatar
0
но в данном случае одновременно будет активен только один профиль, если я правильно понимаю. то есть телефон с двумя или пятью симками этой симкой не заменишь
+
avatar
  • OlegDDL
  • 03 ноября 2022, 17:53
+1
Если в телефоне 2 симки, вторая меняется на e-sim. Собственно получается аналог того, как это реализовано, например в Самсунге. Там при активации e-sim выключается вторая sim карта. У меня в прошлой поездке была домашняя с голосовым роумингом и e-sim от Airalo с пакетов в 20гб.
+
avatar
+2
Ну вот мне надо 4 симки. Рабочая, 2 личных, для поездок. Мне вручную их перетыкать каждый раз?
Если вам не нужно, не надо орать «говно».
+
avatar
+3
У меня eSIM, описанная в статье. Два профиля за 25$ которая.
Не думал, что про нее расскажут на этом сайте.
Сценарии использования:
1. Покупки на Авито, там нужен российский номер. Я не из России, но СДЭК работает. Тупо виртуальный мегафон без абонентской, туда СМС приходят. Ну и для QIWI этот же номер.
2. Второй профиль, имеено для поездок за границу и интернета. Покупаю esim онлайн, показывают QR код и можно пользоваться.
+
avatar
  • Tim000n
  • 02 ноября 2022, 21:12
+2
Например телефон с лотком на одну симку. Или когда два слота заняты рабочей и личной симками, а периодически нужна третья в поездках. Кейсы разные бывают.
+
avatar
  • CyJLTaH
  • 02 ноября 2022, 21:16
-7
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 21:19
+7
Никакой абонентской платы там нет) Это во-первых. А во-вторых, мультисимки работали в нулевых, это уже давно не актуальная тема.
+
avatar
  • CyJLTaH
  • 02 ноября 2022, 21:23
0
А кто сказал про клонирование?
В один лоток ставишь до 4-х карт. Они просто переключаются последовательно при перезагрузке телефона.
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 21:26
+9
У меня в лоток 4 карты не влезет. Или это та шняга выносная, которая торчит на шлейфе?) Если да то спасибо конечно, но такое мне и даром не надо)
+
avatar
  • djdff
  • 02 ноября 2022, 21:23
0
удалил
+
avatar
  • CyJLTaH
  • 02 ноября 2022, 21:25
0
зачем? Я же не ругаться.
Я просто понять хочу.
+
avatar
  • djdff
  • 02 ноября 2022, 21:26
+4
я написал что клоны не работают уже лет 10
а вы про физическое переключение симок
сообщение стало не актуальным, вот и удалил его
+
avatar
  • CyJLTaH
  • 02 ноября 2022, 21:29
0
понятно. Спасибо.
+
avatar
  • Tim000n
  • 02 ноября 2022, 21:32
+3
Даже если б работали мультисимки, к ним еще дупликатор, софт, обычному человеку нужно «воткнул и заработало». В мультисимку через QR данные не запишешь.
+
avatar
+5
Насколько я помню, уже давно имеются мультисимки.
Которые в нормальном варианте 10+ лет как не работают.
О чем в шапке указанной темы написано!
Единственный полурабочий вариант из той темы-китайский адаптер на 2 симки с переключением. 10лет назад поигрался и понял что фигня редкая.
+
avatar
+2
А если вам надо три карты или больше?
+
avatar
  • SEM
  • 02 ноября 2022, 21:36
0
А если вам надо три карты или больше?
У китайцев есть телефоны на 4 симки (я видел даже на 5). Покупаете 4 таких телефона и две bluetooth-гарнитуры, одновременно работающие с двумя устройствами. В каждое ухо по гарнитуре.
+
avatar
+2
покупать другой телефон плохой вариант, тем более 4
+
avatar
  • CyJLTaH
  • 02 ноября 2022, 21:48
+2
4х4…
Даже боюсь спросить, для чего нужно иметь 16 телефонных номеров.
Служба безопасности Вашего банка?
+
avatar
  • ABATAPA
  • 02 ноября 2022, 22:03
+4
Для них уже всё придумано.

Для тех, кто посерьёзней, тоже:

+
avatar
  • oleg235
  • 03 ноября 2022, 00:13
+4
На последней фотке — колесо генотьбы?
+
avatar
  • denisr
  • 04 ноября 2022, 14:03
0
+
avatar
0
я не знаю, я не писал про 4x4)
+
avatar
+4
покупаете электронный профиль сим-карты на сайте оператора
загружаете его в эту пластиковую фиговину
вставляете фиговину в свой аппарат
получаете всё как будто вы сходили в местный магазин симок, купили симку и вставили её в телефон, но без общения с гуманоидами
+
avatar
+1
То есть, как простая SIM для устройства, у которых нет лотка для SIM.
У которых нет «лотка» для eSIM.
+
avatar
  • Ramiro
  • 02 ноября 2022, 21:05
0
клевая штука, тколько не понятно зачем она мне, ибо все операторы дают симку.
Свистните когда у китайцев будет по 1 доллару
+
avatar
0
Тоже не совсем понимаю, у есим есть клиенты, часы самсунг/айфоны, но там нет места симке… А тут костыли задорого для старых устройств
+
avatar
+2
У меня в планшете есим нету. А инет в поездках на нём нужен. Раздавать с тедефона — сажать батарею телефона, плюс не все операторы это разрешают.
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 22:52
+4
И плюс когда раздаёшь с телефона, планшет то не понимает, что это мобильный трафик, да ещё и роуминг и тут начинаются обновления и прочие штуки, которые как бы в роуминге мягко говоря не совсем приемлемы)
+
avatar
  • Idzin
  • 02 ноября 2022, 22:00
0
Сомнительная штука. Вот когда реальный есим сделают, чтобы и в кнопочном работал, подумаем
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 22:55
+1
Ну в кнопочном будет работать эта карточка, но как простая симка с активированным профилем. Но профили переключать можно будет только на смартфоне. А кнопочные с полноценным eSim… Ну если Xiaomi пилит кнопочные на Android, то и кнопочным с eSIM я не удивлюсь)
+
avatar
  • radmir
  • 03 ноября 2022, 09:37
+1
Были у меня когда-то кнопочные с «есим», начиная с сименс а55, до 10 номеров в прошивке когда симки ещё сканировались. Вот это было удобно — из меню переключаться между ними. Щас бы такой аналог…
Кстати, давно у меня была мысль — а почему симки с есим не делают? И вот оно, вожалуйста. Осталось дождаться копий от китайцев без ограничений и за вменяемые деньги.
+
avatar
  • zavhoz
  • 04 ноября 2022, 01:01
+1
не поверите, оно до сих пор работает
у меня в Nokia 8310 до сих пор мультисим на silvercard трудится со старой парой KI-IMSI
+
avatar
  • dinogen
  • 02 ноября 2022, 22:00
+1
«использования карты оправдывает ваш кейс» о чём идёт речь. Причем здесь чемодан?
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 22:58
+4
Про многозначные слова что-то слышали? Это как ключ бывает от дверей, к решению, родник, нотный, и.т.д.
В данном случае, если хотите, можно заменить кейс на ситуация. Я бы даже предпочёл слово ситуация, однако в современном мире заимствованные слова встречаются повсеместно и так или иначе входят в лексикон, хотя и мне далеко не всегда это нравится.
+
avatar
  • dinogen
  • 03 ноября 2022, 03:45
0
Вы удивитесь, но я даже знаю, что такое омоним :)
+
avatar
  • u3712
  • 03 ноября 2022, 06:49
-5
+
avatar
  • emtec92
  • 03 ноября 2022, 13:53
+5
признать свою ошибку, извиниться и исправить
А ещё что, в ноги вам поклониться?) А у меня никакой ошибки не было…
+
avatar
+3
в современном мире очень часто применяют англицизмы где нужно и где не нужно. в некоторых случаях это оправданно, если иностранное слово короче и точнее описывает предмет или проблему, в некоторых — это глупость и понты. слово «кейс» — как раз второй случай.
+
avatar
  • emtec92
  • 03 ноября 2022, 13:53
0
И кем/чем это определяется — что оправданно, а что глупость и понты? Вашим величеством?)
+
avatar
  • r0b0t
  • 03 ноября 2022, 15:50
+2
Осмелюсь предположить, что уместность использования нового термина может быть вызвана например недостаточной информативностью старого. Слово «ситуация» не является устаревшим, непонятным или малоинформативным. В данном кейсе данной ситуации не вижу необходимости в использовании термина, который может ассоциироваться с совершенно другими понятиями.


Тем более, что
Я бы даже предпочёл слово ситуация
+
avatar
0
да хотя бы разумной необходимостью. скажем термин «о-ринг» от которого у многих бомбит — как ни странно более корректно описывает форму сечения резинового кольца. термин «юзабилити» заметно короче и удобнее в произношении чем «удобство использования». а «кейс» вместо «ситуация» или даже «случай» — он не даёт никаких преимуществ.
+
avatar
0
В начале нулевых было нечто похожее — называлось мультисим или как-то так. Разница была в том, что в такую мультисимку свои симкарты надо было прошивать через внешнее устройство. Работало на кнопочных телефонах (а других тогда почти и не было), симки переключались через меню сим-карты.
+
avatar
  • emtec92
  • 02 ноября 2022, 23:10
0
Как говорится всё новое, это хорошо забытое старое, и это действительно правда. Конечно ничего не стоит на месте, всё меняется и модифицируется, но общие принципы зачастую остаются те же.
Это как например, на смену стилусам пришли тач-панели и это был прорыв. А потом пришёл стилус как дополнительная опция к тач-экранам для профессиональных пользователей (художники, дизайнеры), но так или иначе принцип общий.
+
avatar
  • vinalex
  • 02 ноября 2022, 23:18
+4
Спасибо, именно то, что мне было нужно. У жены телефон без eSim и вечно бывают проблемы с туристическими симками, у которых связь отваливается. Я сам давно пользуюсь Airalo и хотел бы ей тоже eSim-тариф перед поедкой купить и не бегать искать точки продаж местных симок. Теперь, надеюсь, и не надо будет.
+
avatar
  • emtec92
  • 03 ноября 2022, 00:28
0
Пожалуйста. Кстати открыл для себя YESIM. В статье написал (дополнил внизу). Штука довольно крутая, по цене плюс-минус как Airalo, что-то лучше, что-то хуже, что-то так же, но при этом более гибкие возможнсти. Там один eSim профиль ставится, а тариф уже в самом приложении выбирается и меняется. Правда не знаю, насколько стабильно будет работать, нужно тестировать и есть тариф с оплатой по факту пользования. То есть цена за ГБ примерно та же, но если потребили 0,5ГБ, то и заплатили за 0,5ГБ.
Я для теста активировал тариф, который по факту потребления и минут через 5 он сам подхватил сеть и всё заработало (вручную ничего не пришлось прописывать).
+
avatar
  • Alexx_B
  • 03 ноября 2022, 00:51
+4
вах! Второе пришествие мультисим! :)
только теперь с донатами)
+
avatar
  • leonbk
  • 03 ноября 2022, 04:59
-4
В конце 90-х разводилы продавали лохам боксы под две симки — трафаретик формой как симкарта, в нем две прорези в которые вставляются две обрезанные симки.
Когда ко мне такой хлопец подошел с предложение купить, я сразу спросик — как же это будет работать если в телефоне контакты под одну симку?
Парень заржал и пошел другим втюхивать.
+
avatar
+1
В конце 90-х разводилы продавали лохам боксы под две симки — трафаретик формой как симкарта, в нем две прорези в которые вставляются две обрезанные симки.
Когда ко мне такой хлопец подошел с предложение купить, я сразу спросик — как же это будет работать если в телефоне контакты под одну симку?
Парень заржал и пошел другим втюхивать.
А зря смеетесь. Девайс работал с телефоном под одну сим.
У него были свои контакты для телефона и внутре неонка микросхема. Переключение осуществлялось в телефоне через сим-меню, либо «перезагрузкой» телефона(симки активировались по очереди).
+
avatar
  • FILIN7
  • 03 ноября 2022, 15:50
+2
продавали лохам боксы под две симки
надеюсь с годами к вам пришло прозрение и вы поняли кто есть кто ))))
пользовался такими штуками в свои годы начала сотовой связи, когда за вышками приходилось бегать и ловить сигнал, особенно в регионах, а перемещался по стране много и провалы зон покрытия были большие, на одном операторе было не прожить.
Двухсимочников тогда ещё не было.
+
avatar
0
Автор, подскажите устройство помимо того что позволяет подключить свои eSIM, также позволяет «арендовать» через сервис тарифы интернета в разных странах — они арендуются на какой-то номер или номера нет или интернет появится на одной из eSIM, или номер каждый раз меняется, поясните этот момент для тех кто не сталкивался с таким.
+
avatar
  • emtec92
  • 03 ноября 2022, 14:05
+1
В основном такие роуминговые сервисы предоставляют карты только с данными без физического номера телефона. По крайней мере Airalo, Yesim — так. У меня есть физическая роуминговая карта DrimSim, доставляли в конверте, то там британский номер, можно отправлять/принимать СМС и звонить/принимать звонки но цены на разговоры крайне высоки. У них есть и eSIM, но она ограничена, по сравнению с пластиком, поэтому есть ли на ней номер нужно уточнять у них.
+
avatar
  • mzr910
  • 03 ноября 2022, 08:40
+3
зумеры изобрели мультисим
+
avatar
  • emtec92
  • 04 ноября 2022, 14:48
0
Да, но в который «сим-карты» загружаются за 20 секунд, посредством сканирования QR-кода, купленного на сайте оператора (даже, если ранее вы его услугами не пользовались и хотите новый номер) не вставая с дивана. Согласитесь, это немного другой уровень комфорта)
+
avatar
  • emtec92
  • 03 ноября 2022, 14:15
+8
Прочитав комментарии я понял, что большинство людей даже не слышали о технологии eSIM и для них это стало в новинку. Когда я писал статью, я думал, что большинство людей о нём знают, и цель была показать, что такой чип теперь есть для многих устройств, которые ранее эту технологию не поддерживали, как компромиссное переходное решение, но вместо этого я столкнулся с волной хейта от людей, которые не поняли суть технологии и в виду своей консервативности не приняли её, а некоторые в порыве ярости даже начали придираться к словам (не устроило слово «кейс») и ТРЕБОВАЛИ ИЗВИНЕНИЙ!))) Прошу простить, если чьи-то чувства в ходе этой статьи были оскорблены, я искренне этого не желал)))))
Думаю, когда появился NFC, эти люди тоже говорили: «нафиг нам карта в телефоне, если она и так есть пластиковая, если мне надо, я достану из кошелька карту, а не телефон, у меня в кошельке может быть и 5 карт и 10, зачем вместо неё одна, какая разница. А всё, карту украдут, деньги украдут, телефон сядет, не нужон нам NFC-этот)» Но я прекрасно понимаю, что это нормальная реакция для многих людей и отношусь к такому с полным пониманием. То, что сейчас вызвало непринятие в будущем обязательно войдёт в жизнь и уже не будет казаться таким необычным и диковинным.
В свою очередь хочу поблагодарить всех за внимание, и тех, кому статья понравилась, и тех, кому нет. Был рад, если кому-то помог узнать что-то новое и в то же время извиняюсь, если потратил чьё-то драгоценное время. Желаю всем добра и мира.
+
avatar
+4
Вам в школе говорили, что динозавры умерли?
Так вот вам врали! Они не умерли, они переехали сюда жить.
Так что не обращайте внимание, спасибо за статью!
+
avatar
  • emtec92
  • 03 ноября 2022, 15:12
+3
Спасибо за поддержку) Пожалуйста, рад, что статья вам понравилась.
+
avatar
+2
если честно — то хотя я про технологию есим слышал, но никогда не пользовался, как и многие другие. и вопрос тут даже не в непринятии нового, а в том что многим не совсем понятна сфера применения этой технологии, да и как это вообще работает на пользовательском уровне. а в обзоре это отражено довольно поверхностно, что и понятно — автор рассказывает о хорошо известной ему технологии не подозревая что другие с ней не особо-то и сталкивались.
+
avatar
  • const84
  • 03 ноября 2022, 14:27
+1
Похоже это то, что я искал для своего аппарата.
Спасибо за наводку!
+
avatar
  • emtec92
  • 03 ноября 2022, 15:15
0
Пожалуйста)
+
avatar
  • aarnet
  • 04 ноября 2022, 02:33
0
я правильно понимаю, что в какой то один момент времени может работать только одна из возможных 16-ти eSIM? остальные будут «вне зоны» пока не переключишь на конкретный профиль?
мне вот не хватает 2-х сим в телефоне… хотя бы еще один, а лучше два (всего 4) и что б онлайн были…
+
avatar
  • emtec92
  • 04 ноября 2022, 14:15
0
в какой то один момент времени может работать только одна из возможных 16-ти eSIM? остальные будут «вне зоны» пока не переключишь на конкретный профиль?
Именно, так и есть (только поправка — одна из 15-ти возможных eSIM, но это в теории. На практике далеко не факт, что столько влезет, некоторые профили очень тяжёлые (у Мегафона, например) и занимают место нескольких eSIM).

В Android 13 есть функция MEP (пока эксклюзивно для Pixel 7/pro), то там можно профили с одного чипа eSIM включить и на SIM1 и на SIM2, и работать вообще без физических сим. Тогда активных 2 (ну понятно, когда по одной разговор — вторая «вне зоны», по аналогии с физическими картами).
+
avatar
0
Не вполне понял, как в нее загружать IMSI/Ki. И, собственно, где их брать.
+
avatar
  • emtec92
  • 04 ноября 2022, 14:28
0
В eSIM это называется «профиль». Загружать по QR-коду, можно конечно вбивать вручную, но смысл?
Брать можно в офисе оператора, покупать онлайн (если речь о России, то с авторизацией через Госуслуги, читал, что для Теле2 нужна ещё какая-то Биометрическая Система, но я если честно не в курсе подробностей, так как не живу в РФ). Если речь о указанных в статье роуминговых Yesim и Airalo, то в приложении будет выдавать QR. В приложении esim.me нажали "+", навели камеру (или из галереи скриншот взяли), секунд 20-30 и пользуетесь. Можете посмотреть в статье, я там демонстрировал интерфейс программы при добавлении.
У любого оператора есть страница "eSIM", вбиваете в поиске их сайтов eSIM и там подробная информация и инструкция, как купить/заменить. Ну или можно физически зайти в салон связи и там бумажку с QR дадут.
Там могут начать говорить, бла-бла-бла, это только для iPhone и Samsung, у вас скорее всего работать не будет… Просто говорим: будет, это проверено, у моего друга всё работает, просто дайте мне QR и сами в этом убедитесь.
+
avatar
  • Piijjen
  • 04 ноября 2022, 14:37
0
Комментарий ожидает проверки администрацией сайта. Подробнее...