Аккумулятор “SMARTOOOLS 9V 650mAh” и микромощный балансир к нему.

Начну с того, что Smartoools 9V это литиевый аккумулятор (а точнее аккумуляторная батарея) формата 6F22 с разъемом TYPE C для зарядки от USB порта. По спецификации вполне приличные аккумуляторы, а что на самом деле будем разбираться.

Спецификацию можно посмотреть на сайте производителя.

Покупал давненько чуть меньше чем 4$ за штуку. У продавца уже нет этого товара, поэтому ссылку на товар не даю, но у других продавцов еще можно найти, правда цена будет немного другая.

Что внутри?
Фото разборки
Еще фото

Внутри пластикового корпуса два Li-ion аккумулятора включенных последовательно. Т.е. на полностью заряженной аккумуляторной батарее напряжение не превысит 8,5 В в лучшем случае. Аккумуляторы без маркировки, размер каждого 32х20х7мм. Исходя из этого можно примерно оценить емкость аккумуляторов. Заряжается батарея step-up преобразователем от 5В. Пока идет зарядка горит красный светодиод. После окончания зарядки красный светодиод гаснет, загорается синий светодиод. Контроллера заряда как такового нет. Но на step-up преобразователе ограничивается ток, которым накачиваются аккумуляторы. Момент окончания зарядки определяется защитной м/c типа HY2120. Эта м/с отключает аккумуляторную батарею от цепей питания, когда напряжение на любом аккумуляторе достигнет порогового уровня (к сожалению, по маркировке не удалось установить пороговое значение). Если аккумуляторы разбалансированы или имеют разную емкость, то после зарядки один из аккумуляторов будет недозаряженным. При этом напряжение батареи будет ниже, чем при сбалансированных аккумуляторах.
При разрядке похожая ситуация, более “слабый” аккумулятор отдаст всю свою энергия и отключит всю батарею несмотря на то, что в другом аккумуляторе еще останется какое-то количество энергии. Для устранения этого недостатка применяются балансиры, но для удешевления продукции такой опцией часто пренебрегают.
Smartoools 9V не исключение.

Для тестов выбрал из 6-ти доступных самую “плохую” аккумуляторную батарею, с наименьшим напряжением и не ошибся. Она оказалась весьма показательной, со значительным разбалансом составляющих аккумуляторов.
При тестировании использовал: USB зарядку 5В, USB тестер Т18 (для контроля зарядки), тестер емкости ZB2L3 (разряд), мультиметр BRYMEN BM859CFa.

В таблице под спойлером несколько циклов заряд-разряд (так получилось, что начал с разряда, но это не суть важно).

По результатам тестов видно, что емкость не дотягивает до значений спецификации от производителя.
Попробуем сбалансировать батарею. Описание примененного балансира ниже.

После установки балансира
Продолжение. Заряд-разряд батареи с балансиром
После отключения балансира

Очевидно, что после “выравнивания” аккумуляторов их емкость используется более рационально, причем даже с отключенным балансиром. Без балансира со временем дисбаланс может увеличиваться из-за не совсем одинаковых характеристик аккумуляторов. В любом случае емкость аккумуляторной батареи Smartoools 9V явно не 650 мАч.

Теперь перейдем к главному.
Схема аккумуляторной батареи “Smartoools 9V” + балансир


Микромощный балансир на базе charge-pump конвертера.

Идея не нова. Уже можно считать классикой балансир на ICL7660, но вместо SO-8 хотелось бы что-нибудь менее габаритное. И такое “что-нибудь” нашлось – LM2664.
Корпус SOT-23. Частота переключения 80 кГц (10 кГц у ICL7660). Выходной ток 40 мА, т.е. гипотетически можно перекачивать из одного аккумулятора в другой 40 мАч.

Для проверки с какой скоростью происходит балансировка в реальных условиях один аккумулятор был полностью заражен, другой полностью разряжен. Одновременно экспериментировал и с емкостью charge-pump конденсатора.

На графиках разница напряжений аккумуляторов при работе балансира с разным номиналом charge-pump конденсатора

По результатам тестирования. 10мкФ оказался оптимальным вариантом. 24 часа вполне достаточно чтобы сбалансировать даже самые разбалансированные аккумуляторы. Разумеется, для аккумуляторов с большей емкостью и время балансировки будет больше.

Типовое потребление LM2664 в рабочем режиме 220 мкА (из ДШ). У подопытного экземпляра оно оказалось около 170 мкА.
Продолжительный тест, батарея в режиме хранения, балансир все время работает (еще не окончен)

Постоянно работающий балансир постоянно расходует энергию аккумуляторной батареи. Хоть потребление балансира и незначительное, но за 5-6 месяцев он израсходует практически всю запасенную энергию. И тут очень актуальным становится режим Shutdown с потреблением 1 мкА (типовое значение из ДШ).

Микромощный балансир с микропроцессорным управлением.

Микропроцессор в данном случае следит за изменением напряжения на аккумуляторе и управляет работой балансира. Алгоритм простой: при изменении напряжения аккумулятора на несколько десятков милливольт балансир включается на определенное время. Если напряжение не меняется, то и балансир не включается, находится в режиме Shutdown. Микропроцессор практически все время находится в режиме «СОН», просыпается раз в 256 секунд для отслеживания изменений. Его потребление 0,55 мкА. Суммарное потребление всего балансира получилось чуть больше 1 мкА.

Схема балансира с микропроцессором
Прошивка + исходник
Фото платы

Печатку не выкладываю, потому как это был довесок к другому проекту при изготовлении, да и под разные аккумуляторные батареи может быть совершенно разный конструктив платы.

Фото как это выглядит в сборе

Подведем итоги.
Почти 500 мАч вполне хороший результат для относительно недорогих литиевых аккумуляторов типа «Крона».
Подобные балансиры со своей задачей справляются, но целесообразность их применения будет определяться сценарием использования аккумуляторной батареи.
Добавить в избранное +128 +168
+
avatar
+1
В принципе, с выводами согласен… Спасибо за работу…
+
avatar
  • kirich
  • 10 января 2022, 19:53
+7
Поддерживаю, подобные балансиры очень удобны и полезны, на базе 7660 делал более 7 лет назад и уже тогда он был классикой :)
Заинтересовал вариант с микроконтроллером, хотя практика показала, что при относительно регулярном использовании и 7660 в постоянном подключении нормально работает.
+
avatar
  • rx3apf
  • 10 января 2022, 22:15
0
А почему не шунтовой на HY2213? Не, ну понятно, что 7660 найти в загашнике проще, но и только?
+
avatar
  • kirich
  • 10 января 2022, 22:37
+1
Потому что так и проще и лучше, балансир работает всегда и не надо ждать полного заряда.
+
avatar
  • rx3apf
  • 10 января 2022, 22:44
+1
Но ведь жрет же! Оно да, как вариант, присобачить микроконтроллер — но лишняя сущность. Скажем, в мультиметре лишний фоновый потребитель совершенно ни к чему.
+
avatar
  • kirich
  • 10 января 2022, 22:46
+2
Но ведь жрет же!
Если батарея используется, то это незаметно, а вот если положить на полку, то да, наверное разрядит, где-то через пол года. Кроме того у меня батарея была более емкая чем здесь.

Скажем, в мультиметре лишний фоновый потребитель совершенно ни к чему.
А скажем в носимой радиостанции у охранника?
+
avatar
  • rx3apf
  • 10 января 2022, 22:53
+2
Я как-то с трудом представляю 6F22 в носимой радиостанции (если, конечно, это не детская игрушка), и как раз их (аппаратуры с 6F22) спектр применения (по крайней мере у меня) — положить на полку, изредка попользоваться, и опять положить. А в «двухбаночных» батареях для чего-то более серьезного (из радиостанций) я лично разочаровался. Идеально — один источник 3.6V. Ну да, если на выходе ватт пять, то от одной банки запитать, наверное, не выйдет.
+
avatar
  • kirich
  • 10 января 2022, 22:57
+3
Я как-то с трудом представляю 6F22 в носимой радиостанции
А при чем здесь 6F22? Я её даже не упоминал. Схема 2S лития применяется не только там, а и во многих других устройствах, собственно если перейти по ссылке из моего первого комментария, то можно узнать что это была плата заряда с балансиром для батареи от «Кенвуда».

+
avatar
  • rx3apf
  • 10 января 2022, 23:22
0
А при чем здесь 6F22?
Ну, обзор-то именно такому аккумулятору посвящен. А про тот балансир я помню, да. Интересно. Но в данном случае, IMHO, нецелесообразно.
+
avatar
  • kirich
  • 11 января 2022, 03:38
0
Ну, обзор-то именно такому аккумулятору посвящен
Ну обзор не только аккумулятору посвящен, а и немного балансиру, в том числе на том же принципе что у 7660 :)
+
avatar
  • alvadep
  • 10 января 2022, 23:29
0
Этот фоновый потребитель бодрствует несколько мс раз в 4 минуты. Не думаю что это как-то отрицательно проявится в мультиметре.
+
avatar
  • rx3apf
  • 10 января 2022, 23:34
+1
В варианте с микроконтроллером — разумеется да, все в порядке, тут возражений нет.
+
avatar
  • u3712
  • 10 января 2022, 23:48
-3
Если подумать, то появятся. )) Впрочем, в бесполезном холиваре не участвую. Себе я буду делать иначе.
+
avatar
  • klop
  • 10 января 2022, 20:03
+9
Ай, молодец! Давненько не было таких интересных и грамотных обзоров.
+
avatar
  • Zolg
  • 10 января 2022, 20:11
+3
Для устранения этого недостатка применяются балансиры, но для удешевления продукции такой опцией часто пренебрегают
встречал остроумную реализацию мегабюджетной зарядки 2S лития от USB:
Никакой повышайки (и индуктивностей) — простой линейный регулятор ~раз в секунду переключающийся мостом между банками. Балансировка — бонусом.
+
avatar
  • kirich
  • 10 января 2022, 20:21
+3
Мрак, это точно что-то супербюджетное, потому как заряжать второй аккумулятор за счет перекачки может быть совсем долго, в итоге разбаланс получить еще проще.
+
avatar
  • Zolg
  • 10 января 2022, 20:32
+2
Не перекачки. Сама зарядка переключается между банками: секунду заряжается первая, секунду вторая.
По достижению одной из банок 4.2В ее зарядка прекращается (вернее не начинается)
Не думаю, что это сильно вредный для аккумуляторов режим, а может даже и в чем-то полезный.
+
avatar
  • kirich
  • 10 января 2022, 20:35
+3
Сама зарядка переключается между банками: секунду заряжается первая, секунду вторая
Можно конечно и так. Если я правильно понимаю, то в таком варианте «условно» зарядное подключено параллельно «летающему конденсатору».
+
avatar
+1
Брал такие на али. Корпус одинаковый, внутренности — разные.
В принцип — не вникал, свою задачу — выполняет
+
avatar
  • alvadep
  • 11 января 2022, 15:31
+1
Принцип очень простой, «зарядка» подключается то к одному аккумулятору, то к другому, поочередно. Недостаток в том, что должен быть выведен третий провод (средняя точка), что не очень «лепится» к формату «Крона». А так вполне жизнеспособный вариант.
+
avatar
  • Zolg
  • 11 января 2022, 17:42
0
Почему не лепится? Она ж не через контакты кроны заряжается, а через usb-разъем (и плату внутри). А «третья точка» нужна для любой схемы балансировки.
+
avatar
  • alvadep
  • 11 января 2022, 19:44
0
Это я тупанул, подумал что такой зарядник лепить снаружи, но никто не мешает поставить ее внутри.
Хотя, наверно не все так просто, Мне ни разу не попадались «Кроны» с таким зарядником.
+
avatar
  • kirich
  • 11 января 2022, 19:57
0
Она ж не через контакты кроны заряжается, а через usb-разъем (и плату внутри).
А вот здесь тогда есть два нюанса
1. Она потребляет ток от батареи после отключения от USB
2. Даже если не потребляет ток, то и не балансирует батарею, а просто заряжает их одновременно.
+
avatar
  • Zolg
  • 11 января 2022, 20:25
0
1) плюс-минус, как штатная схема.
2) не столько одновременно, сколько «каждую отдельно». с контролем заряда каждой. по окончанию заряда обе банки в 2S заряжены на 100%. какая ещё балансировка вам нужна?
+
avatar
  • kirich
  • 11 января 2022, 20:31
0
с контролем заряда каждой.
Вот это мне как раз и сомнительно, любопытно что там за чип
+
avatar
  • Zolg
  • 11 января 2022, 20:44
0
ну представьте себе две tp4056. с независимыми землями. каждая к своей банке подключена.

а теперь для упрощения конструкции оставляем одну 4056, но попеременно подключаем ее то к плюсу батареи (из двух банок) и балансировочному отводу, то к балансировочному отводу и минусу батареи
+
avatar
  • kirich
  • 11 января 2022, 21:54
0
С 4056 понятно, но что здесь за контроллер, неизвестно, надеюсь что примерно то же самое.
+
avatar
  • Zolg
  • 11 января 2022, 17:39
0
Ну да, usb-зарядки для квадриков/вертолетиков на 2S
Мою задачу к сожалению не выполнили: хотел сделать компактную usb-зарядку для баофенга, а там на батарее балансировочный контакт не выведен

Кстати, если встречали, что-то похожее по форм-фактору, но с честной повышайкой (и можно-без балансировки) — буду признателен
+
avatar
  • pfg21
  • 11 января 2022, 19:54
0
редко где применимо — постоянно работающая повышайка пожрет аккум, не успеешь им воспользоваться :(
а где необходимы такие параметры ??
+
avatar
  • Zolg
  • 11 января 2022, 20:19
0
Я имею в виду usb зарядку для 2s с повышайкой, а не с попеременной зарядкой каждой банки
Хотя идея: можно из кроны выковырять
+
avatar
  • pfg21
  • 12 января 2022, 09:25
0
дык модулей же usb dc-dc повышаек хоть попой ешь :) бери любой и пользуй
+
avatar
  • Zolg
  • 12 января 2022, 10:45
0
Заряжать литий просто повышайкой идея так себе
+
avatar
  • pfg21
  • 12 января 2022, 14:53
0
микроплата балансира в статье имеется :)
+
avatar
  • u3712
  • 10 января 2022, 20:57
+2
Вообще, схожий функционал можно получить и без MCU.
Remark: рассматривал LM2660 и LM2663.
Заниматься вопросом буду как дойдет «крона», а это совсем не скоро.

Да, вот еще что — резистор делителя в 3М конечно высокого номинала, но если взялись экономить мкА, стоило бы и о нём подумать.… да и «зарядку» сделать в нормальном виде, с CC/CV фазами. Не гоже расходовать ресурс банок попусту. ;))
+
avatar
  • alvadep
  • 10 января 2022, 23:22
+4
Потребление цепью делителя (<3мкА) соизмеримо с саморазрядом лития. Не вижу смысла там что-то выжимать. А вот 220 мкА это существенно, поэтому режим shutdown здесь очень кстати.
+
avatar
  • Mplus
  • 10 января 2022, 21:05
+1
офигеть обзорчик! заныкал, спасибо!
+
avatar
  • ALexus
  • 10 января 2022, 23:03
0
… поддерживаю! Заныкал автоматом. ;)
+
avatar
  • Eeyore
  • 10 января 2022, 22:25
0
Классная самоделка, но смысл от 9В батареи с напряжением 7.5В?
+
avatar
  • CuMr
  • 10 января 2022, 22:48
+6
7,5В — это плато. И оно вполне себе вписывается в нормальное напряжение кроны. а так диапазон примерно 6-8,4В. Что вполне впичывается в характеристики кроны и мультимктры примерно правильно начинают показывать что батарейка садится.
А если нужно именно 9В — берите с повышайкой.
+
avatar
  • Eeyore
  • 10 января 2022, 23:02
0
Вы правы, я не знал, что рабочее напряжение может падать так сильно. Duracell дает график аж до 5В. www.farnell.com/datasheets/1842389.pdf
Хотя как раз сегодня жена принесла из кухни весы с индикацией дохлой батарейки. Я специально выудил из мусорки замененную- 6.83В.
+
avatar
  • alvadep
  • 10 января 2022, 23:08
+4
Это на хх, а под нагрузкой наверняка напряжения совсем мало в ней будет
+
avatar
  • Eeyore
  • 10 января 2022, 23:29
+1
Да, что то я сегодня туплю :)
+
avatar
  • demb
  • 10 января 2022, 23:44
+1
Нужно заметить, что литий может быть и высоковольтный. А два по 4.35 это уже 8,7!

Но вот по реализации — не проще ли вместо специализированной микросхемы и микропроцессора с прошивкой(!) взять две штуки TL431 с резисторами?
+
avatar
  • kirich
  • 10 января 2022, 23:55
+3
Две tl431 конечно проще, но Вы посчитайте сколько «осядет» на делителях.
+
avatar
0
Пару дурацких вопросов:
1.Если у акб2 будет больше напряжение, чем у первого, качалка не сможет обратно откачать?
2.Что делает качалка, когда напряжение входа равняется напряжению выхода?
3.Как сделать чтобы балансировать 4 банки? ставить 3 микросхемы-качалки? Хочу что-то такое сделать для 4х lifepo4. Может есть на уме готовое решение или другая микросхема?
+
avatar
  • kirich
  • 11 января 2022, 01:03
+5
Позволю себе ответить вместо автора.
1. качалка не качает «куда-то», она просто виртуально соединяет элементы параллельно за счет общего конденсатора.
2. А у неё по сути всегда напряжение входа равно напряжению выхода.
3. Да, на 4 банки надо 3 микросхемы.

Хочу что-то такое сделать для 4х lifepo4.
Если емкость приличная, купите полноценный балансир, индуктивный или емкостной.
+
avatar
  • u3712
  • 11 января 2022, 01:11
0
CD4052, (выравнивающий) конденсатор и генератор+счетчик для перебора состояний 4052. И всё. ))
+
avatar
  • alvadep
  • 11 января 2022, 01:32
+1
1. Ей все равно на каком акке напряжение больше, она будет перекачивать из большего в меньший.
2. Молотит в холостую, потребляя при этом 220 мкА.
3. Да, 3 микросхемы.
+
avatar
0
Пользуясь случаем, хотел бы спросить у знатоков, какой принцип работы у балансира от Техас инструментс bq29209?
+
avatar
  • pfg21
  • 11 января 2022, 19:36
+1
«закорачивает» элемент, если его напряжение превышает напряжение другого элемента на 30 мв.

ну и по схеме видно что там стоят транзисторы на пассивное «закорачивание»
+
avatar
0
Я так и предполагал, один момент, куда рассеивается тепло при заряде, если баланс батарей сильно отличается? И когда заканчивается балансировка? Есть батарея с встроенным таким балансиром, где он всегда включен, пин энейбл запаян на землю. И мне не очень понятно, как этот процесс останавливается, если балансировка вечно работает. Ну не верю я в идеальный балансир, который делает своё дело и в замен ничего не кушает)
+
avatar
  • pfg21
  • 12 января 2022, 09:31
0
тепло рассеивается корпусом.
если балансир устанавливается сразу и постоянно следит за элементами, то сильного дисбаланса не должно появится.
соответственно токи и мощности балансировки не большие, но все зависит от качества элементов (точнее близости качества элементов) и условий работы аккума.
если разница между элементами ниже 30 мв, то транзисторы балансировки (которые отмечены желтым) отключены.
ток потребляется только схемой слежения.
все кушает, но очень маленькие токи.
+
avatar
  • selin
  • 11 января 2022, 02:23
+2
Почему было принято решение ставить процессор, а не включать балансер только при заряде? (задействовав питание от USB как инверсный сигнал shutdown)
Насколько оправдано включение балансера при питании нагрузки от этой батареи?
+
avatar
  • kirich
  • 11 января 2022, 02:26
+1
Подобные балансиры работают довольно медленно, соответственно если включать его только при заряде, то сильно он помочь не успеет.
+
avatar
  • vlo
  • 11 января 2022, 02:36
+1
активный балансир в конце разряда занимается скорее разбалансировкой.
+
avatar
  • pfg21
  • 11 января 2022, 19:37
+1
мнэээ, на чем основано такое заявление ??
+
avatar
  • RBS
  • 11 января 2022, 03:22
0
А есть ли подобные батарейки, но со встроенным балансиром?
Еще вопрос: создает ли балансир помехи (пульсации), когда батарея подключена к нагрузке, а аккумуляторы разбалансированы.
+
avatar
  • vlo
  • 11 января 2022, 03:36
+2
судя по обзорам — ни разу не попадалось. хотя и в другие батареи их обычно не ставят.
вообщем-то балансир это костыль, что бы ставить похабные элементы.
но с другой стороны иных там все равно ожидать сложно…
+
avatar
  • pfg21
  • 12 января 2022, 09:40
0
нет, это не только для похабных :)
любой элемент деградирует, и к сожалению, разные элементы деградирует по разному.
а вот свойства литиевой химии, в отличии от никелевых аккумов, в том, что дисбаланс только увеличивается — элемент вышедший из «баланса», получает повышенную нагрузку и быстрее дохнет.
+
avatar
  • stump
  • 11 января 2022, 11:46
0
У Analog Device вроде были помпы с меньшим потреблением и большими токами.
+
avatar
  • Romureg
  • 11 января 2022, 14:25
0
Прочитал с удовольствием, спасибо что поделились. Но если в итоге получается емкость вырастает всего процентов на 15 то я не уверен что игра стоит свеч.
+
avatar
  • alvadep
  • 11 января 2022, 15:21
0
В каждом конкретном случае положительный эффект может быть совершенно разным. В топике наверно даже экстремальный случай, обычно аккумуляторы в таких батареях более-менее сбалансированы изначально.
О целесообразности всего этого я написал в эпилоге.
+
avatar
+1
Так батареи брались новые и имеют такой разлёт. Через год ситуация будет хуже и процент потери емкости вырастет раза в два…
У меня батарейки уходили в 3.6в против 4.2 второй акб, что совсем печально. И ладно, если потребление нагрузки минимальное, с такой батарейки можно хотя бы половину заявленной емкости слить, а если ток выше 100-200мА в нагрузке, то при таком раскладе и половину не снимешь.
+
avatar
  • Zolg
  • 11 января 2022, 18:18
0
то при таком раскладе и половину не снимешь
это наименьшая из проблем.
А вот при зарядке, когда батарея с бОльшим напряжением уже будет заряжена на все 100%, зарядник все ещё будет фигачить в режиме CC (он же ждет 8.4V суммарного), чем очень быстро ее убьет
+
avatar
0
Ну, если применяется упомянутая в статье HY2120, то защита срабатывает по достижению 4.2В на одной из банок, вторая остается недозаряжена. В АКБ кронах PALO именно так и происходит.
+
avatar
  • pfg21
  • 11 января 2022, 19:41
0
надо будет прикрутить балансир в аккумулятор пылесоса. раз в год вскрывать и балансировать на имаксе уже надоедает.
+
avatar
  • Zolg
  • 11 января 2022, 19:47
0
Что просто разъем балансировочный не вывести?
Вскрывать каждый раз не надо, балансировать можно чаще.
+
avatar
  • pfg21
  • 11 января 2022, 19:56
0
влом идти и ковырять :) тем более когда пылик живет у родителей…
+
avatar
  • Zolg
  • 11 января 2022, 20:03
0
Ну так чтоб балансир вставить тоже ковырять надо. Да поболе. Другое дело, что родители с аймаксом могут быть не дружны.
Я в свое время ограничился разъемом, но мне вариант с балансиром вообще не дал бы плюшек: батарею я так и так заряжал аймаксом, ибо переделал на литий из сдохшей металгидридной
+
avatar
  • pfg21
  • 11 января 2022, 20:27
0
ковырятся надо всегда. но тут один раз и навсегда.
а переделать зарядник на литий ?? хотя реверсить схему придется и думать :)
+
avatar
  • Zolg
  • 11 января 2022, 20:35
0
Для сухого робота, по окончании уборки самостоятельно отползающего на базу, я бы заморочился (хотя по-моему все роботы, умеющие отползать на базу и так на литии делались).
Но это была моющая scooba, ей все равно после уборки бак с грязной водой промывать нужно, чтоб не заванивался.
А перед уборкой заправлять чистый бак моющим раствором. На этом фоне снять-поставить аккумулятор для зарядки — фигня.
+
avatar
  • pfg21
  • 12 января 2022, 09:34
0
мдааа, геморой с обслуживанием это мдаааа :)
потому собственно и покупал «сухой» пылесос.
да все так. ilife v50, стоимость 5 тыщ, разумность минимальная, но хватает доползти до зарядки. а больше и не надо.
+
avatar
  • Zolg
  • 12 января 2022, 10:38
0
Не может стоять выбора между сухим пылесосом и поломойкой. Это разные агрегаты дополняющие друг друга.
Сухой ежедневно убирает текущую грязь. Поломойка раз в неделю моет полы.
И геморрой с обслуживанием на порядки меньше, чем помыть полы руками. А качество мытья — выше.
Речь естественно о полноценной поломойке, а не фигне, протирающей пол влажной тряпкой. Но к сожалению irobot снял scooba с производства, а об аналогичных продуктах других брендов мне неизвестно