Наш Сибирский ответ Санкциям запада.
Хотел выбрать раздел «портативные АС, но остановился — не первое апреля еще»
После очередного, или внеочередного обвала рубля в 2020 году, и устойчивым развитием (а отрицательное развитие – тоже развитие) нашей экономики, (впервые за 15 лет после 75ГДШ-3-3) вынужденно начал осматриваться на Российское производство динамиков чтобы сделать акустику для своей скромной квартирки.
За это время мне удалось поработать с действительно выдающимися динамиками TAD1102 и не менее легендарными Telefunken Red nipple и очень приятными BEAG HX301. Всегда удавалось получить очень приятный бас и что очень важно очень разборчивый и детальный мидбас на одном 12 дюймовом динамике. Рупорный СЧ-ВЧ блок сверху и получается очень интересная двухполоска. К сожалению, в настоящее время, с текущим курсом доллара купить пару хороших импортных динамиков стало очень трудно. Очень хорошо, что НОЭМА не стоит на месте и выпустила очень интересный динамик 50ГДН-37. Что же представляет из себя этот динамик – посмотрим ближе.
Это типичный мидбасовый динамик выполненный в лучших традициях старой школы 60-70х годов типа Гудманс, ТАД и иже с ними – очень легкая подвижная система — масса подвижки в сборе с катушкой, ЦШ и подвесом порядка 33 грамм. Резонансная частота 35 герц и полная добротность 0.34. Я не случайно вспомнил сразу TAD1102 – параметры Т/С очень похожи. Единственной проблемой таких динамиков является большой эквивалентный объем – расплата за мягкий подвес и низкую резонансную частоту в купе с легкой подвижкой. Однако в отличии от того же БИГа 301 (у отдельных образцов Qts 0.45), сила мотора тут и как результат полая добротность 0,34 позволяет использовать и ФИ и делать ящик меньше эквивалентного объема. BL почти 12 для mms 37грамм….
Новая литая корзина под стандартный размер 12 дюймов в сравнении с 75ГДШ (которая по факту 13дюймов), вентиляция катушки — отверстия под центрирующей шайбой и очень эстетичный внешний вид. Даже комплект лопаток положили к традиционным НОЭМовским разъемам))). А можно и припаяться по хаендОвски)))). Этакий Сибирский РЭД ВУФЕР ©))) реально симпатично смотрится.
Каркас катушки тоже «олдскул» — бумажка.
Измеряем параметры тиля-смолла (хотя есть заводская бумажка, но доверяем и проверяем) Такие параметры позволяют относительно гибко подойти к размерам ящика ФИ. Если хочется АЧХ ниже – классика на 200
Конечно 200 литров для домашнего ящичка это много. Минимально можно сделать около 110 литров.
Бас F3 будет в районе 45ерц, очень хлесткий и панчевый… File: 50ГДН37.bb6
— Driver Properties Name: Type: Standard one-way driver No. of Drivers = 1 Fs = 35, Hz Qms = 9,86 Vas = 222, liters Cms = 0,559 mm/N Mms = 37, g Rms = 0,825 kg/s Xmax = 6, mm Xmech = 9, mm P-Dia = 259,5 mm Sd = 528,8 sq.cm P-Vd = 0,317 liters Qes = 0,36 Re = 5,5 ohms Le = 0,95 mH Z = 6,6 ohms BL = 11,15 Tm Pe = 50, watts Qts = 0,347 no = 2,549 % 1-W SPL = 96,21 dB 2.83-V SPL = 97,84 dB
Name: Type: Vented Box Shape: Prism, square (optimum) Vb = 109,3 liters Fb = 40, Hz QL = 6,38 F3 = 50, Hz
Fill = normal No. of Vents = 2 Vent shape = round Vent ends = one flush Dv = 160, mm Lv = 501,9 mm
По идее, горбыли на импедансе надо выравнивать настройкой ФИ, но чисто субъективно я люблю немного подпереть левый горб по выше – басок получается по смачнее что ли))) это чистый субъективизм. НО в таком варианте имеем 45 герц. Диаметр портов не случаен –JBL советовали диаметр порта делать не менее 60 процентов от эффективной площади излучающей поверхности НЧ динамика. И в реальности очень сильно все это взаимодействует с комнатой – вроде по измерениям от мелких ФИ бас есть, а комната взаимодействует по-другому. Поэтому ИМХО большой порт с такими динамиками, лучше не смотря на бОльшую инерционность всей системы по сравнению с мелкими портами ФИ. И ДА — чувствительность динамика порядка 96 дб на ватт… можно ставить с ламповым усилителем дома и баса будет еще больше.
Тут каждому свое. Теперь пробуем из теоретической модели сделать практический макет в ящике 120 литров, замерить АЧХ и смоделировать фильтр. Высота 600, ширина 500 и глубина 450мм, с портом ФИ=80 процентов о площади излучающей мембраны динамика. Общий объем 144 литра – это цена за относительно низкий бас/легкую подвижную систему и высокую чувствительность.
АЧХ ну примерно в 40 см от ящика с мордой 60х60 см в клетке 5дб а не 10 как у большинства фирмачей.
Такая АЧХ без резких резонансных всплесков это совсем просто для построения фильтра второго порядка. Раздел 1500-2500 герц я попробую не случайно – точнее уже как получится в реалии. Выше (а начинается сужение ДН с 1400 герц примерно с данными габаритами диффузора) сужение диаграммы направленности уже будет очень заметным. Ниже – мы разваливаем фазовременную составляющую в системе разделяя центры излучения на этих частотах. Выше 2000 герц человек не может определить кажущийся источник по разнице времени прихода сигнала — там работает интенсивностная составляющая бинаурального эффекта))) но не будем о бинауральной стереофоничности :)) сейчас. Главное 300-2000 герц из одного точечного источника.
Теперь пришло время ВЧ драйвера. Драйверов играющих от 2000 герц с чувствительностью 96+ очень много. Субъективно мне нравятся ВЧ драйвера либо олдскульные с фенольной диафрагмой либо модные современные титановые /люминиевые с мягким пластиковым подвесом типа Celestion CDX1-1425, Radian 465pb или же с ними. Конечно мне нравится TAD TD4002 кроме цены.
прям вообще мой идеал
НО в моем варианте – претендент на ВЧ звено динамик Radian 450 PB в деревянном рупоре.
И первые же измерения уже высокочастотного динамика в деревянном рупоре. Блок рупора установлен на крышке макетного ящика ФИ с 50ГДН37. Измерения с 40 см как и мидбаса.
С 1400 герц можно пускать смело ИМХО. Но поживем –послушаем и определимся. Места для маневра много. 1300 -2500 герц можно экспериментировать на слух с равной АЧХ. Сам деревянный рупор позиционируется от 800… но как то боязно так низко отпускать раздел.
И первая симуляция фильтра.
На картинке очень красиво, но раздел на 1000 герц это уже критично для стереофонии.
TAD смело делят и на 650 и на 950 герц и 1200 и комплексов и без зазрения совести. Попробуем конечно и так и этак.
Первый макет полочной АС чувствительностью порядка 96 дб на ватт готов. Полочники из фанеры 23мм… самое сложное их корячить в одного. Вес порядка 50 килограмм одной колоночки.
Отдельно напишу про усилительнопроцессорную часть если будет интерес.
Данный сетап позволяет и задержки делать поканально и АЧХ править по микрофону для каждого канала и громкость регулировать на процессоре ADAU1467.
Проект в Сигмастудии от Analog devices.
Далее почти по одесситам начинаю выбирать частоту раздела на слух – когда низы не могут а верхи не хотят))) бегаю, слушаю и играю кроссовером от 1000 до 3000 и останавливаюсь в районе 1500 герц, разделяя фильтры на 100 герц.
Вставляю блок эквализации и выравниваю АЧХ в зоне прослушивания ВЧ и СЧ звеном.
Радиан без коррекции просто идеально играет в деревянном рупоре. Все измерения после грубой настройки на слух делаю в зоне прослушивания.
Ну и в результате опытов и эквализации получилось в месте прослушивания. Это в комнате 16 квадратных метров практически без звукопоглощения. В месте прослушивания суммарная АЧХ. Суммарное с АС. Акустика расставлена на 4 метра. Каждая АС корректируется отдельно по канально. До места прослушивания около 3 метров. Экспериментально оттянул ВЧ звено на 10 мс задержкой.
Навешивать еще фильтры чтобы уравнивать звук больше не хочу. Бас прям заполняет комнату))) диких пиков нет резонансных. Рупорный ВЧ дает ровную картинку в месте прослушивания без отражений от пола и потолка. Осталось марафет навести с внешним видом. Ну и конечно влеплю ручку регулировки громкости в ДСП.
Как «играет» — описывать не буду. Не люблю я «Сочные и бархатистые дымки над перкуссией». Но очень неплохие DAVIS KVK130 с доработанным фильтром, играющие от клона Hypex nCore и совсем не китайского ЦАП еще на AD1853 остались уже в недалеком прошлом.
Зачем спросите этот обзор? Ну чтобы показать что в России еще что то производится и что не все радиолюбители собирают микроАС из готовых китайских модулей без замеров АЧХ и по готовым чертежам. Усилитель кстати тоже весь собран на модулях Российского производства, но это совсем другая история. И что этот мир радиолюбителей самодельщиков не выветрился полностью.
Хотелось бы ссылок с ценами.
Про усилительную часть тоже очень хочется подробностей и побольше. И так же ссылок с ценами.
В данный период лично меня больше всего интересует БП малошумящий импульсный.
Можно заказать подбор пары (за отдельную денюжку, по моему 1000 рублей).
Radian 450pb достать трудно. Стоят порядка 250 долларов пара и 100 бексов доставка. Из ближжайего по качеству могу сказать точно Celestion CDX1-1425 порядка 12000 рублей за пару.
Деревянные рупора изготавливал на заказ в фирме с ЧПУ у знакомого. Вечером посмотрю стоимость такого рупора.
Лавры а/к «Победа» покоя, видимо, не дают.
Неужели сам производитель не понимает, что если покупатель заказывает пару, то они по умолчанию должны быть с максимально близкими характеристиками!
Совсем скоро сделаю описание новой конструкции корпуса с новым ФИ — или пришлю от старого… поищу на компе.
[email protected]
Давайте вашу зачётку.
но из-за того, что людей пинками приучают к выполнению правил, особой популярностью не пользуется
Однако последний график удивляет. Как это комната 16 кв. метров, до места прослушивания 3 метра (выходит расположение АС и слушателя близко к стенам), и на НЧ практически нет отражений от стен? Мне кажется коррекции эквалайзером в 9 дБ должно быть недостаточно. Мой опыт показывает что в бетонных коробках под +-20 дБ бывает. Или у вас дом деревянный? Или так повезло?
Ещё интересно посмотреть круговую диаграмму направленности этого чуда. Как себя рупор показывает.
1. широкая морда АС оттягивает баффлстЭп ниже 300 герц. ДА — там коррекция полочкой в 3-4дб чтобы сравнять.
2. Низкочастотные моды сложно выровнять эквализацией — там таскал АС по стене вправо-влево и вертел щель НЧ фазоинвертора чтобы получить минимальные горбины. Один резонансный провал все таки остался 60 ерц. и 180 тоже видны остатки. НО именно микрофон на диване такая АЧХ. Ну и АЧХ из порта немного ниже по отдаче чем у остального СПЛ. А вот комната так выдавливает диапазон 35-55 герц вверх на 12дб. Пришлось в итоге и её придавить на 3дб — иначе басом просто заваливает комнату.
Вопрос дилетантский — в свое время обсуждалась тема ортогональной акустики. Хочу узнать Ваше мнение о ней в принципе, и как в таком оформлении будет звучать этот ноэмовский динамик?
Сначала бы просто культуру «возродить».
Любители «удара в грудь» от НЧ — в 99% обычное быдло, не уважающее никого.
Разница между тогда и сейчас лишь в том, что при совке мат был чем-то общественно табуированным и исключительно подростково-мужским, а сейчас он перестал быть порицаемым в среде девушек/женщин и те стали употреблять его привселюдно (тогда это случалось только в их близком кругу).
А говорили, не стало больше. Вот, получается, стало.
Точно так же стали вести себя и подростки.
Я говорил что общее количество употребления мата населением тогда и сейчас не изменилось.
Просто тогда женщины (девушки) употребляли его в мыслях и между собой, подругами столь же интенсивно, как и сейчас привселюдно, но не «выпуская наружу» :)
А мужчин, когда-то воспитанных с мыслью о неприятии этого (вроде нас с вами) слышать мат от прохожих девок на улице до сих пор явно коробит!!! :)
Но это же вовсе не значит что наши ровесницы при совке его меньше в мыслях (и в компаниях близких подруг) использовали! ;)
Просто гораздо больше, чем современные, стеснялись произносить мат при незнакомых.
О мужиках промолчу.
Хотя, как по мне, то в среде знакомых с юности сейчас даже существенно меньше употребление мата, чем было принято у нас в школе, армии и вузе 70-80-х.
Попросту потому, что сейчас его частенько вытесняет необходимость описывать нормальным понятным языком огромное множество новых вещей, событий и прочей информации, отсутствовавших в то время.
А так хочется изящной простоты…
Где то же собака порылась!?..
;-)
Однако, читая подобные обзоры, каждый раз недоумеваю, что именно и как часто эти продвинутые самодельщики слушают со своих мегакрутых АС?
Ведь для полной реализации всего их аудиофильского потенциала мало того, что годится только строго определённая музыка, но и слушать её надо с определённой громкостью, не тише концертной!
А что родня и соседи на это? Или автор одинок и проживает в особняке?
И это не вспоминая ещё о необходимости обладания множеством свободного времени, выделенного специально для
вслухчивоговдумчивого прослушивания неподвижно и строго в центре акустического поля! ;)Вот звучание АС на малых уровнях громкости — это совсем сложная история. По сути — чем тяжелее подвижная система, более жесткий подвес и больше параметр Rms (потерь на трение в подвесе — декремент затухания) тем хуже она будет отыгрывать мелкие детали и тем тем меньше будет её разрешение и детальность — параметры, не описанные формально. Поэтому АС с похожей АЧХ звучат по разному — как они отыгрывают фронт, атаку так сказать, как они реагируют на малейшие изменения импульса. А конечное амплитудное значение на гребне синуса может быть отличным. Это беда огромного количества современных ПРО систем. Тяжеленный диффузор, мощнейшая магнитная система и большие потери в подвесе чтобы все быстрее устанавливалось в состояние покоя после импульса. Но мелкие детали такие системы отрабатывают плохо — звучание примитивное и глуховатое что ли. Зато на бумажке 500 ватт и 100дб на ватт чувствительности. И АЧХ ровненькая.
Старая школа профессиональной Акустики работала по другому. Максимально легкая подвижная система, мощная магнитная система и быстрый импульсный отклик с приемлемым временем установления в состояние покоя после импульса. НО ватт при этом мало, а проф залы требуют дальнобойности и1000 ватт. То, что после определенной мощности начинается термокомпрессия в катушке мало кого волнует… Мощные проф системы как и старые советские С-90 требуют ввалить им мощи, чтобы заиграло. С-90 тихо вообще беда и стоны. Вот отсюда стереотип — большие АС — значит слушать надо громко. А вот высокочувствительные старые системы очень хорошо играют именно тихие уровни громкости. Один из параметров это BL — сила мотора, произведение индукции в зазоре на длину проводника в зазоре. Ну ток там еще появляется и все движется. Этот мотор преодолевает упругость подвеса и потери на трение в подвесе и затратив энергию на это — движет диффузор массой Mmc, ну тоесть диффузор, часть подвеса, честь центрирующей шайбы и пыльник. Допустим ММС динамика 70грамм и БЛ 18 и масса подвижки 40 грамм и БЛ 12. соотношение ММс на БЛ будет 257 и 315 тоесть система с легким диффузором и более слабой магнитной системой имеет бОльший энергетический запас на единицу массы. А если учесть что и упругость подвеса у тяжелого динамика выше и потери в подвесе выше — то при одинаковой цувствительности, легкий динамик будет легче отыгрывать более высокие частоты. НО параметры тиля смолла рассматривают работу только на резонансе.
Эта акустика прекрасно работает от лампового усилителя с выходной мощностью 3 ватта. И её приятно слушать без соседей на тихой громкости. Поэтому такой огромный ящик и такой легкий диффузор у мидбаса. Чтобы задать звуковое давление 96дб этому диффузору надо дать 1 ватт и он сместиться скажем на 1мм. С учетом падения давления на трех метрах останется 90дб в зоне прослушивания. Чтобы мелкий 16 сантиметровый динамик с чувствительностью 88 дб на ватт создал такое же давление ему нужно вдуть ватт 8 и сместится он уже миллиметров на 8-10. У меня три полочника — DAVIS KVK 130, Kef Coda 7 и Kenwood LS11Ex и я сравниваю все это отнюдь не на варварских уровнях.
Однако не понял, что есть «высокочувствительные старые системы». Речь о каких-то конкретных моделях советских динамиков/АС?
Плюс к нему 4 ГД-35 и 3 ГД-15, это все стояло в АС Эстонии-001, в свое время просто скопировал, с фильтрами, с фазоинвертором, без всякой настройки очень приятно звучали. А сейчас, если всю эту систему просчитать, что можно получить.
Замечаете тотальную примитивизацию, если не сказать" дебилизацию" текущей цивилизации. Интеллектуальная деградация идет вовсю. Новых ярких творческих личностей на горизонте не наблюдается, да они и не нужны основной человеческой массе. «Кин-дза-дза» — наше реальное будущее. Так что пусть такие, как lamer911 задержат конец этой цивилизации.
;-)
Вот только складывается ощущение что главное им не музыкой наслаждаться, а процессом достижения идеального звука.
Предположу что после столь тщательного длительного проектирования и изготовления готовая АС на порядки дольше пребывает в режиме ожидания, нежели эксплуатации, а автор, тем временем, занят сотворением очередной, ещё более совершенной!;)
Но при совке была другая проблема, чуть-ли не на корню уничтожавшая всю идею построения качественных звуковых систем — в моём областном центре попросту негде было взять качественный первоисточник желаемой западной музыки (фирма «Мелодия» очнулась и стала выпускать интересное только в конце 80-х)!
Покупать на местном полуподпольном толковище, где тусовались исключительно «свои», винилы по цене, сравнимой с месячной зарплатой, я себе позволить не мог, а имеющие их даже лучшим друзьям в руки не давали, только перезаписывали на кассеты у себя.
Поэтому и приходилось довольствоваться магнитокопиями не самого лучшего качества.
Так сызмальства и привык меломанствовать от музыки, смиряясь с не самым высоким качеством её воспроизведения и до сих пор вполне удовлетворяясь mp3 через BT-стереогарнитуру ;)
Эта «тенденция» не сама уродилась. Её спроектировали и продвигают из поколения в поколения.
Нужно послушное стадо, молча идущее за ведущими его на убой, на заклание.
Выбрал лабиринт Рогожина, как конструктив. С динамиками сложнее. Выбор между шириками Фостекс, Ноэма 100ГДШ-47, Сонидо, Seas (Сис).
Жаль, такой форум загубили. (
Труба есть труба. Потом все время придется убеждать себя, что гулкий звук прекрасен и объемен.
Выигрыш в отдаче за счет использования энергии излучения задней поверхности диффузора — для нищебродских решений, как не борись с этим ужасом заполнением трубы звукопоглощающим материалом.
И это да. При выборе нужно понять свои предпочтения — «живой звук», панч или что-то еще. Как говаривал старик Бертран Рассел: «Учитывая глупость большинства людей, широко распространенная точка зрения будет скорее глупа, чем разумна.»
Были и дешевые Визатон БГ-20 и дорогие Fostex FE207E и редкие Audax и огромные лапухи Wharfedale super 12 RS/DD и RFT… и НОЭМа 75ГДШ-3-3 и Goodmans Axiom 301… что то смог продать, что то валяется в гараже.
В данном варианте не могу порекомендовать ничего из широкополосной НОЭМы, особенно 100ГДШ-47. Диффузор очень глубокий, выстрел АЧХ очень жестокий и сужение диаграммы направленности после 2000 уже очень лазерное.
Делал на заказ Сонидо 8" остались очень приятные воспоминания… но бас все равно высоковатый по мне.
— можно выполнить на каком-нибудь массиве одинаковых динамиков. Это расширит полосу вниз и сформирует плоский фронт звуковой волны, что очень приветствуется. Лазерная направленность, кстати, это и есть плоский фронт волны.
А по поводу частоты раздела, для себя давно сформулировал закон — в колонках в полосе 300...5000 Гц никакого баловства с фазой.
Тоже хотел сказать, что несколько широкополосных динамиков дадут очень хороший звук. И главное без проблем, связанных с разделением диапазона. НО, тогда другие проблемы: надо подбирать и подбирать. (Не знаю, как сейчас, а в советское время мне удавалось подобрать 4 одинаковых из 10. Разброс даже по частоте резонанса на 30%!)
Насчет плоского фронта, динамики можно располагать в линию, тогда получатся длинные и узкие колонки. И поставить их вертикально чтобы уменьшить направленность.
И тогда, при одинаковой резонансной частоте и прочих условиях, общая резонансная частота будет понижаться.
Но особенно и не изучал тему. В моих условиях сильно не размахнёшься, а на небольших количествах динов эффекта Групповго Излучателя никто не обещал.
По крайней мере заводских колонок из фанеры я не видел, что российских, что зарубежных.
Он целое исследование проводил. Все звенит без специальных мер по демпфированию:))) Тут же 23мм березовой фанеры плюс спереди сэндвич 23+12.
По сути, самый дешевый и технологичный в обработке материал :))) это МДФ например 2800x2070x16 мм стоит 2000 руб и сегодня самый популярный у производителей АС из Китая. В вакуумный пресс его и пленку сверху и обрабатывается на станке с ЧПУ на ура. ДСП дороже на половину и его надо шлифовать и грунтовать под тонкую пленку или ламинировать более толстой пленкой. и в 80-90 из него делалось 90 процентов всей акустики ДСП шлифованная 1 сорт 1830x2700x16 мм 1000 рублей. Фанера в два раза дороже ФСФ 1220x2440x15 мм стоит 1800 рублей лист и её тоже надо шлифовать и маркетологи придумали причину почему используется такой хороший МДФ.
У тех же Tannoy даже в относительно недорогих моделях передняя стенка вытачивается из 40мм плит, что позволяет делать закругления и т.д., сохраняя толщину и прекрасную жёсткость, невосприимчивость к резонансам.
40мм фанеры будут одновременно звонче, те. хуже, и дороже.
На фото усилительнопроцессорной части было бы прикольно, если бы был более аккуратный кабель-менеджмент!
Чтобы можно было купить новое в коробке, распаковать, подключить и слушать. Поиск выдает в массе странные названия, за которыми не очень понятно где на самом деле Россия, а где Китай.
Мужик принес, говорит сделай мне сабвуфер в машину.
А головка что-то типа Pioneer 40-805A.
Аж 40см в диаметре.
Померял, говорю «не поместится его ящик у тебя в багажнике» :)
Но послушать-то хочу… интересно. Соорудил из чего попало короб, вставил его туда… Как он играл… Я впервые услышал как играет 16Гц. Он от 10Вт усилителя всю душу вытрясал мгновенно. В основном через кожу :)) Громкость не нужна. Все равно волосы везде дыбом. В общем мужику говорю «продай его лучше кому-нибудь и купи как ты любишь мощную пукалку готовую, возможно и не одну».
Не послушал, сам сделал какую-то коробку, поставил в жигульме…
И конечно порвал в итоге своими усилителями на стопицот Ватт.
для музыкальных саб-низов нужен большой и подготовленный зал.
Иначе вибрации будут, а звука не будет.
Но, знаете, решения-то давно найдены. Не все, конечно, но.
«На картинке очень красиво, но раздел на 1000 герц это уже критично для стереофонии.
TAD смело делят и на 650 и на 950 герц и 1200 и комплексов и без зазрения совести. Попробуем конечно и так и этак.»
Один из вариантов решения проблемы:
Делаются 3 (реже — 4,5) полосы, и нижний раздел на 200-300-400-500 Гц, полосу в 300-2000 или 3000 отыгрывает СЧ излучатель — маленький, лёгкий, вес диффузора от пара грамм до десятка, с прекрасной широкой направленностью, можно и в небольшом рупоре, и, главное, очень быстрый и привносящий мало искажений.
Никакой 10-12", и тем более тяжёлый целлюлозный, не даст такие быстрые и чистые средние, как хороший 2-3" купольник или 3-5" СЧ конус.
При тех габаритах акустики, что Вы используете, 3 полосы не составляют никаких проблем.