Вентилятор Akasa Viper R с PWM, 140-мм 4-pin

  • Цена: 14.99(с купоном)

Как известно, вентиляторы для охлаждения процессоров имеют тенденцию расти в калибре размерах.
Самые первые были 40-мм, потом они росли до 60-мм, 80-мм, 92-мм, 120-мм и наконец 140-мм(дальше расти уже сложно — корпус системного блока не закрывается).
Стоит ли менять 120-мм вентилятор кулера на 140-мм?
Тесты и ответ под катом.

Поставляется вентилятор в сером почтовом пакете без пупырки.

Сам он упакован в цветастую коробку из глянцевого картона с прозрачным пластиковым окном.

На обратной стороне упаковки описаны преимущества изделия и приведены его тактико-технические характеристики.

Таблица характеристик крупным планом.

Внутри упаковки вентилятор лежит в пластиковом ложементе.

Кабель снабжён чехлом, имитирующим змеиную кожу. Крыльчатка с девятью лопастями изготовлена из кислотно-жёлтого пластика. Также прилагается набор из четырёх силиконовых штырей(под цвет крыльчатки) для снижения вибраций при установке.
Несмотря на свой 140-мм размер, вентилятор устанавливается на крепления для 120-мм.

Маркировка вентилятора:

Он снабжён гидродинамическим подшипником.
На этом моменте можно перейти к практической части — непосредственно тестам.
На кулере Akasa Nero LX2 замена штатного 120-мм плоского вентилятора на обозреваемый 140-мм не дала вообще никакого эффекта. Очевидно, что в данном случае эффективность кулера упирается в производительность компактного радиатора.

Кстати, пластик крыльчатки умеет светиться в ультрафиолете.

Дальнейшие эксперименты выполнялись на радиаторе кулера Donghai X6.
Он состоит из 40 алюминиевых пластин толщиной 0,3 мм, насаженных с интервалами в 2 мм на 5 медных тепловых трубок диаметром 6 мм и окрашенных в отличие от младшей модели в чёрный цвет.

При установке 140-мм вентилятора часть воздушного потока проходит мимо радиатора:

Он устанавливался на процессоре AMD Athlon 64 X2.

Его TDP по данным AIDA64 составляет около 70 Вт.

Замеры производились на открытом стенде.

Температура воздуха в помещении замерялась термометром ТМ8 и составила 25 градусов.

По результатам измерений построены диаграммы:


Выводы:
1. В эффективности охлаждения при замене 120-мм вентилятора на 140-мм на полной скорости вращения не меняется практически ничего.
2. В тихом режиме работы 140-мм вентилятор проигрывает 2-3 градуса 120-мм за счёт неполного использования воздушного потока для обдува радиатора.
3. На полной скорости вращения уровень шума 120-мм и 140-мм вентиляторов субъективно не различим.
4. В тихом режиме 140-мм вентилятор шумит меньше.
В принципе, ради тишины покупка имеет смысл.
Цена указана с учётом купона BGzuocod12 (до 20.12)

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
Планирую купить +12 Добавить в избранное +13 +24
+
avatar
+7
Похоже жёсткость конструкции недостаточная. Тоненький пластик, стыки без приливов. Как на изгиб?
+
avatar
  • oleg235
  • 12 декабря 2020, 16:48
+3
А зачем его гнуть?
+
avatar
+10
Незачем. Но слабость его конструкции проявится через время в вибрации и соответственно в лишнем шуме от него.
Достаточно будет малейшего изгиба при установке и он весь поплывёт.
+
avatar
  • oleg235
  • 12 декабря 2020, 16:57
+5
Достаточно будет малейшего изгиба при установке и он весь поплывёт.
С чего бы вдруг? Я с трудом представляю, что нужно вытворять с вентилятором на резиновых штырях, чтобы его погнуть до повреждения гидродинамических подшипников.
+
avatar
  • Zardek
  • 12 декабря 2020, 17:04
+6
Это вы с современными вентиляторами мало дел имели. К примеру есть в пользовании вентиляторы deepcool, у которых тоже при небольшом перекосе(а он легко появляется если прикрепить на обычные винты, закрученные под небольшим углом) начинает выкручивать центр так, что он при вращении цепляет крыльчаткой пластик. А если не цепляет, то конструкция из-за появившихся напряжений начинает вибрировать.
В остальном же вентиляторы тихие и дешёвые.
+
avatar
+3
Я Вас услышал. Т.е. не везде его можно использовать, а только там где есть тонкие стальные стяжки или где пойдёт крепление через резиновые стойки.
Но мне он не понравился хлипкостью своей конструкции.
Возможно одно попадание в лопасти провода или пальца :) и ему конец.
+
avatar
  • bratdv
  • 12 декабря 2020, 21:07
+8
Согласен, непорядок. Надо, чтобы конец приходил пальцу!
+
avatar
+2
фу на вас)
+
avatar
  • wormster
  • 12 декабря 2020, 17:05
+1
главное, чтобы крыльчатка не была кривая. а рамку ни разу не видел хлипкую, такого не бывает.
+
avatar
+3

Пожалуйста. У меня такой на процессорном кулере трудится. Оооочень нежная и хрупкая рамка.
+
avatar
  • Senbu
  • 12 декабря 2020, 22:09
+2
У меня почти такой же махалай крутился на i3-4360, но на i7-4790 сдулся. Самое смешное, что Zalman Optima, который стоит почти в два раза дешевле — дует куда как лучше.
+
avatar
  • NordWind
  • 13 декабря 2020, 11:20
+5
Zalman Optima, который стоит почти в два раза дешевле — дует куда как лучше.
Вентиляторы не просто так разделяют на корпусные и для кулеров. Корпусные предназначены для прокачки большого объёма воздуха без нагрузки. Вентиляторы для кулеров, проталкивают воздух через рёбра радиатора и должны создавать давление, у них как правило поток меньше.
+
avatar
+1
но к сожалению, давление практически ни кто из производителей не пишет, в основном только кубометры…
+
avatar
  • kirich
  • 13 декабря 2020, 11:45
+5
практически ни кто из производителей не пишет
Да ладно, зашел в каталог Sunon, давление указано, по крайней мере тыкнул наугад 5 штук, везде приводят.
+
avatar
+3
Тут вы правы, у производителей все есть, продавцы в основном это не пишут (амазон на пример) ну а при выборе в основном на ТТХ ни кто не ищет…
+
avatar
  • kirich
  • 13 декабря 2020, 13:33
+5
Зависит от продавца, выше ссылка как раз на магазин.
Но да, обычно указывают напряжение, ток, размер и производительность.
+
avatar
  • arigato
  • 12 декабря 2020, 16:43
+2
интересно, если переходник воронку сделать.
+
avatar
  • vlo
  • 12 декабря 2020, 18:32
+9
но зачем? если радиатор мелкий — не надо на него такой вентилятор ставить (разве что для обдува окружающих элементов, но тогда надо на их температуру и смотреть).
если радиатор соответствует по размеру — не надо воронок.

говоря прямо, смысла в сравнении из обзора немного. надо было отработать п.18. «и так сойдет» (ц)
+
avatar
  • mfiless
  • 12 декабря 2020, 17:08
+4
140х140 не предел, есть 200х200мм
+
avatar
  • oleg235
  • 12 декабря 2020, 17:13
+3
На процессорный кулер такое сложновато будет нахлобучить.
+
avatar
  • mfiless
  • 12 декабря 2020, 17:18
+4
Да, согласен.
Но в корпуса очень даже ставят. Иногда сбоку, а у меня сверху
+
avatar
  • Sanja
  • 12 декабря 2020, 18:49
+3
Я такой вставил в задник шкафа, в котором стоит «домашняя файлопомойка». Тихо обеспечивает выхлоп в сторону квартирной вытяжки (сама файлопомойка жрёт что-то типа 20Вт вся).

Больше диаметр — можно поставить меньше оборотов — тишина.
+
avatar
  • ze00s
  • 13 декабря 2020, 07:33
+2
20 Вт… Либо в вашей файлопомойке не более 2ух дисков, либо они 2.5".
+
avatar
  • Sanja
  • 13 декабря 2020, 18:56
+2
Четыре (два трёхдюймовых Hitachi по 3Tb, один 2.5 WD на полтора и 2.5 SSD под систему). Просто оно на Atom и на холодном чипсете.

+
avatar
  • ze00s
  • 14 декабря 2020, 06:19
+2
Интересно узнать конфиг. Особенно БП. т.к. при увеличении мощности, растет ток потребления на холостых.
У меня такая сборка, потребляет от 30 Ватт: N3150; SSD + 3*HDD 3.5"; БП 350W
PS/ может у вас диски останавливаются?
+
avatar
  • Sanja
  • 17 декабря 2020, 00:08
+1
бп раньше был половинка flex atx, а сейчас — ноутбучный.

mySKU.me/blog/aliexpress/59541.html
+
avatar
+2
в корпуса очень даже ставят
напрасно. у них с балансировкой беда
+
avatar
  • wormster
  • 12 декабря 2020, 17:17
+5
огромный размер с малым воздушным потоком.
Сейчас из-за погони за тишиной многие производители изготавливают бутафорию — вентиляторы для корпуса не в состоянии перемещать воздух, но за то не шумят…
+
avatar
  • Aleg
  • 12 декабря 2020, 17:28
+21
Самые первые были 40-мм, потом они росли до 60-мм, 80-мм, 92-мм, 120-мм и наконец 140-мм(дальше расти уже сложно — корпус системного блока не закрывается).
+
avatar
+1
Речь я думаю о вентиляторах на радиаторах охлаждения ЦП.
+
avatar
  • Demz
  • 13 декабря 2020, 13:09
+3
в бухгалтерию поставить — будет норм, девки наконецто увидят кулер на процессоре, а то ругаются постоянно, что айтишнеги им сказки рассказывают…
+
avatar
+2
Меня один раз задрало настолько что я открыл им системник и показал им что такое процессор, и чем он отличается от системного блока. Даже кулер снял.

Смотрели кстати с интересом, ручкой тыкали ))))
+
avatar
  • tuz_83
  • 12 декабря 2020, 22:22
+5
AeroCool Hi-Tech 7 Pro, кулер 400 мм
P.S. прикольно, жаль что раньше не увидел…
+
avatar
+16
Также прилагается набор из четырёх силиконовых штырей(под цвет крыльчатки) для снижения вибраций при установке.
Что ж он так вибрирует при установке?
Опасается чего?
+
avatar
  • Demz
  • 13 декабря 2020, 13:13
+2
во флюгегехаймене штырей всего 3 было…
+
avatar
  • starson
  • 12 декабря 2020, 17:49
+10
Один из основных параметров вентилятора — воздушный поток, который он может обеспечить. А это совокупность диаметра и скорости вращения, возможно еще толщина, поскольку от этого зависит угол атаки лопасти. Поэтому сравнивать 120 мм и 140 мм вентиляторы не имеет смысла. Это как сравнивать автомобиль на 4х колесах и мотоцикл на 2х и говорить что один лучше другого.
Кроме того, если вашему процессору хватает производительности 120 мм вентилятора с определенными характеристиками, то ему и 200 мм не на много поможет.
Имеет смысл вести разговор, если ваш 120мм работает на пределе скоростей. Тогда возможно другой будет работать медленнее, а следовательно тише, обеспечивая тоже самое охлаждение.
+
avatar
+3
Можно и переходник напечатать на 3д принтере =) Для использования всей площади 140ки…
+
avatar
  • Kserosha
  • 12 декабря 2020, 18:07
+2
Интересно было бы сравнить его с ARCTIC F14 PWM. Цена выходит ± такой же.
+
avatar
  • AlexST77
  • 12 декабря 2020, 19:11
+1
Arctic F частенько верещит моторчиком неприятно. А сама крыльчатка неплоха весьма, F12 тестировал…
+
avatar
+1
P14 pwm, вроде как более новая модель. Покупал три штуки по 10$, все три работают тихо. Еще менял родной вентиль в БП на p12 без pwm, тоже тихий.
+
avatar
  • AlexST77
  • 12 декабря 2020, 21:38
+1
P другие совсем, и реально тихие. Но на радиаторе CNPS10X, несмотря на сильное статическое давление, P12 проигрывают F12, в пух и прах… Вот для бп Р12 очень хорош. Только вниз крыльчаткой плохо работают, вибрируют сильно… По крайней мере очень многие.
+
avatar
  • Kserosha
  • 13 декабря 2020, 00:31
+3
Arctic F частенько верещит моторчиком неприятно.
Хм, не сталкивался ни разу. За пару лет купил, наверно, с дюжину F12PWM и F14PWM, и местных магазинах, и на али — жалоб не было. Ставил только в корпуса, мб там нагрузка меньше, живут дольше.
+
avatar
  • AlexST77
  • 13 декабря 2020, 10:43
+3
Повезло (либо не обращаете внимания). Я и на оверах спрашивал, там тоже жаловались. Такой тихий звук как у шпинделя винчестера, только тональность ниже. На фоне всего компа или hdd не различим, но когда нет других источников шума (диски ssd + бп в пассивном режиме), сразу выделяется. Это я когда пробовал бесшумный пк собирать. :) Хотя бы в офисном режиме.
+
avatar
  • VAssya10
  • 12 декабря 2020, 18:35
+1
Спрошу в этой теме: Посоветуйте, пожалуйста максимально тихий вентилятор 40 мм. 12 В
+
avatar
  • wyvern
  • 12 декабря 2020, 18:46
+8
Noctua NF-A4x20 FLX
+
avatar
-3
Посоветуйте, пожалуйста максимально тихий вентилятор 40 мм. 12 В
Честно говоря тема эта тяжёлая. Могу посоветовать «фирму» БУ с разборки серваков или коммуникационного оборудования. Конечно если есть доступ. И не берите тонкие, хорошие они мне не попадались. Может, я и ошибаюсь за все тонкие…
+
avatar
  • Cregg
  • 12 декабря 2020, 21:38
+15
тихие вентиляторы в серверном оборудовании? да Вы шутите…
+
avatar
  • Demz
  • 13 декабря 2020, 13:16
+1
все познается в сравнении. на полной скорости разница может и не слышна, а вот на пониженых скоростях есть и тихие. в свитчах обычно такие ставят, тк свитч не факт, что в серверной стоять будет.
+
avatar
  • Cregg
  • 13 декабря 2020, 13:31
+5
на полной скорости разница может и не слышна
в серверах стоят «турбины от боинга». всегда. разве что некоторые сервера -тауэры иногда содержат обычные (но никак не «тихие») вентиляторы.
свитч не факт, что в серверной стоять будет
«настольные» свитчи — почти всегда безвентиляторные.
+
avatar
  • Aleg
  • 12 декабря 2020, 20:11
+2
SUNON HA40201V4-A99-A
+
avatar
  • tuz_83
  • 12 декабря 2020, 22:11
+2
максимально тихий вентилятор 40 мм. 12 В
TK FAN
mySKU.me/blog/usa-stores/80937.html#comment3589843
mySKU.me/blog/ebay/76707.html#comment3512778
+
avatar
+8
Самый хороший баланс между производительностью и тихостью:


Кучу тестировал, лучше не нашел. Тише есть, Noctua, например, поток меньше на 10-15% при этом, если BeQuiet сделать с таким потоком (реобасом), то он будет тише Noctua.

Никакого волшебства — секрет в форме крыльчаки и бороздках на ней.
+
avatar
  • Cregg
  • 13 декабря 2020, 16:36
+2
они же только 120-140 мм. мелких (например 40, про который спрашивали) не бывает.
+
avatar
+1
40 не нашел, но вот 80 бывает.
Так что не только 120-140.
+
avatar
  • Cregg
  • 14 декабря 2020, 09:00
+2
но теперь я просто обязан ссылку попросить.
+
avatar
  • Serg32
  • 12 декабря 2020, 18:46
+2
Интересно, как вибрирует на пониженных оборотах. Так как обычно берут большие диаметры чтобы снизить обороты и шум, а попадают на вибрацию.
У меня такое было, пришлось специально искать низкообороотный вентилятор.

Я думаю в обзоре на вентилятор было бы много пользы от видео с разными оборотами, чтобы можно было оценить шум и вибрацию.
+
avatar
+2
Не знаю чего вам всем не нравится то? Нет там хлипкости конструкции. Это совсем не Cooler Master с его дешманским глянцевым пластиком в бюджетных моделях. Данный (из обзора) вентилятор покупал в оффлайне в конце 2014го года. Был установлен на тыл корпуса (на выдув). Причем установлен снаружи корпуса (чтобы не мешался кулеры процовому), а чтобы не зацепить руками\проводами ставилась решетка-гриль. С корпусом соединялся комплектными «резиновыми шурупами». Правда на максимальных оборотах он у меня никогда не работал — только через реобас. Всё ок.
+
avatar
  • deddy
  • 12 декабря 2020, 19:40
+1
Тут бы сравнить по главному отличию ( гидро-подшипнику) и вытекающим из него последствиям. А именно: бОльший шум, по сравнению с подшипниками скольжения, бОльшая долговечность и бОльшая цена.
+
avatar
+1
С каких пор у гидродинамического подшипника скольжения Больший шум чем у подшипника скольжения на втулке????
Он всегда меньше.А долговечность зависит от конструкции и качества изготовления.В том числе масла и его скорости вытекания, герметичности сальников идт итп.
+
avatar
  • jackman
  • 12 декабря 2020, 21:27
+1
Как по шумности?
+
avatar
  • oleg235
  • 12 декабря 2020, 21:43
+1
Заявлено 7 дБ на минимуме и 22 на полных оборотах.
На практике — ну, в тихом режиме на малой скорости на фоне блока питания и ноутбучного HDD его не слышно.
+
avatar
+1
в эффективности охлаждения при замене 120-мм вентилятора на 140-мм на полной скорости вращения не меняется практически ничего
у меня выводы строго противоположные. возможно в вашем случае вентилятор с такой формой лопастей плохо продувает плотный кулер
На полной скорости вращения уровень шума 120-мм и 140-мм вентиляторов субъективно не различим
это зависит от модели кулера
+
avatar
+1
Данный кулер КОРПУСНОЙ и для радиаторов процессора НЕ предназначен совсем.
Естественно что ничего не изменилось как и количество воздуха продуваемого через радиатор, избыток диаметра мимо пошёл.
+
avatar
+1
я ж так и писал, возможно форма лопастей не для продувки радиатора
+
avatar
+1
При чём тут форма лопастей? Если диаметр(размер) и круглая форма корпуса совсем не подходит для процессорного радиатора.
С лопастями тут как раз всё нормально.В центре где линейная скорость мала сделали большой наклон для захвата воздуха.
+
avatar
+1
у процессорных вентиляторов упор на статическое давление. этот момент в некоторых тестах рассматривается
круглая форма корпуса совсем не подходит для процессорного радиатора
зависит от кулера. в некоторых в комплекте с такой формой идёт. там посадочное 120мм и охват полный потоком

ps: в обычных квадратных внутри рама тоже круглая
+
avatar
+3
Ага, китайцы уже смогли скопировать форму крыльчатки для увеличения потока, где-то через пару лет до них дойдет, что еще надо скопировать ребра на этой крыльчатке — и, наконец, появятся дешевые аналоги bequiet :)
+
avatar
  • oleg235
  • 13 декабря 2020, 12:06
+1
Скорее «когда закончится срок действия патента».
+
avatar
+2
Когда патенты останавливали китайцев? )))
+
avatar
  • oleg235
  • 13 декабря 2020, 13:07
+1
Пока патент Wacom на безбатарейное перо не истек, приходилось делать перья с аккумулятором внутри.
+
avatar
+2
с аккумулятором внутри
А его хоть подключали куда-то? Или перо было безбатарейным по факту? — с них станется :)

На самом деле с авторским правом и патентами беспередел начал сокращаться где-то с 2010 — толи правительство начало на них давить из-за судов в европах толи еще что.

Но для своего рынка их до сих пор ничего не останавливает.
+
avatar
  • oleg235
  • 13 декабря 2020, 13:41
+2
А его хоть подключали куда-то?
Судя по тому, что в комплект планшета их клали сразу два — да.
+
avatar
  • nick23
  • 14 декабря 2020, 00:33
+2
Купил пару лет назад 3,5 уе 140мм двухпроводной вентилятор с красными лопостями.
Сразу первоначально зипитывал от 5 вольт через резистор оборотов на 600.

После необходимости временной работы компа ночью — сделал ручную балансировку лопастей(заодно устранил писк — один дроссель на материнке попискивал в такт работы т.к. был припаян почти на весу на сопле). Для балансировки: Наклеить на лопасть груз в виде изоленты. Раскрутить через регулятор ШИМ до максимума удерживая вентилятор в руке. Сменяя груз на лопастях найти лопасть максимально уменьшающую вибрацию вентилятор. Далее облегчать полировать дремелем наружную матовую часть лопастей на противоположной стороне от груза. Повторить итерацию. Более точно можно видеть вибрацию при отражении луча лазера на стену от фольги на раме вентилятора на мягкой подвеске, есть на ютубе, но стенд будет чуть сложнее.

Попался достаточно высокоскоростной вентилятор(до 2к вероятно) и при питании от 5 вольт, через переменное проволочное сопротивление до 150 Ом — получались минимальные обороты(стабильные ~ 250 об / мин), но вентилятор не хотел стартовать при подаче питания.
Пришлось прикрепить стартовый костыль в виде подтягивающего стартового конденсатора с 5 до 12 вольт на 10 вольт 3300 микрофарад, а 5 вольтовую линию защитил от скачка до 12 вольт диодом. После этого автораскрутка до мин оборотов(бесшумный режим) — стала нормальной.

На весь системный блок с блоком питания только один данный вентилятор. Для охлаждения хватает.
Кроме того что вентилятор достаточно высокоскоростной управление обмотками у него щелкает если поднести ухо к вентилятору(или вентилятор жестко закрепить к корпусу). Теперь это самый громкий звук работы компьютера. К счастью его не слышно даже ночью.
+
avatar
+1
на весь системный блок с блоком питания только один данный вентилятор. Для охлаждения хватает
ну если комп не сильно мощный, хватит конечно
+
avatar
+1
Всегда интересовал вопрос, почему у вентиляторов нечетное число лопастей. Допускаю, что при нечетном числе лопастей легче достигается балансировка, но мне кажется это не главная причина.
+
avatar
  • nick23
  • 14 декабря 2020, 20:14
+3
Т.к. рама квадратная и крепления под 4 шурупа, то держателей двигателя от рамы — стандартно четное число. Если число лопастей будет четное, то акустический шум ударов воздуха от лопастей в перекладины — будет ~ в 2 выше с частотой в да раза ниже. А при нечетном числе получается удвоение частоты шума, но уменьшение его громкости.
+
avatar
  • kven
  • 16 января 2021, 20:33
0
чтобы дефектную лопасть нельзя было удалить вместе с противоположной )))