Инфракрасный прожектор

  • Цена: $9 + доставка

Как намекает заголовок, прожектор этот не совсем обычный. Светит он в инфракрасном диапазоне (чаще всего это 850нм или 940нм), не видимом для человеческого глаза. Применяются такие осветители вместе с системами видеонаблюдения, для освещения ключевых объектов, за которыми ведётся наблюдение. Под разные дистанции существуют прожекторы под разный угол освещения, который обычно указывается в характеристиках — 15, 30, 45 или 90 градусов, т.е. чем меньше угол луча, тем более узкий пучок света и тем дальше он светит. Кто пользовался хотя бы фонариком с регулируемой фокусировкой — тому этот принцип знаком. Подробности внутри.
PS. Сначала думал, что обзор получится небольшой, однако в процессе написания объём вырос и утяжелился анимированными изображениями, так что следим за трафиком.

Технические характеристики:

Цвет: Серебрянный
Материалы: Алюминий + Стеклянное окошко
Высота на подставке: 70mm
Диаметр: 62mm
Питание: DС 12V 2A
Мощность: >0.95W
Длина шнура: 22.05" / 56cm
Влагозащищенность: Yes
Пылезащищенность: Yes
Класс защиты: Light Up
Угол свечения: 45° (Default)
Дистанция свечения: 0-50м
Длина волны: 850nm
Рабочая температура: -20°C to+50°C

Согласно этой найденной в сети таблице, при 45 градусах можно подсвечивать объекты на удалении 30м:


Внешний вид. Размеры. Вес

Когда я забирал посылку с почты, то пощупав пакет, заметил, что его содержимое по габаритам какое-то подозрительное мелкое, чему сперва насторожился. Дело в том, что на физические размеры прожектора в описании лота я не обратил внимания, а по фотографиям сложилось впечатление, что его ширина должна быть в пределах 10-12 см. Получился такой небольшой самообман, который весьма распространён, когда по фотографиям предмет кажется большим, а по факту оказывается меньше ожидаемого. Всегда читайте характеристики.
Сама упаковка оставила желать лучшего, ибо отсутствовала пупырка и тому подобный наполнитель, товар был упакован просто в картонную ноунеймовскую коробку и вложен в пакет.

Как заявлено в характеристиках, материал корпуса алюминий. Сверху покрыт эмалью.
Простая конструкция: сам излучатель в куполообразном корпусе на вращающемся кронштейне и короткий шнур с разъёмом под блок питания. Ничего иного в комплекте больше небыло.





Кронштейн держится на двух винтах:


Шнур проходит через гермоввод, который зафиксирован крепко, следы на гранях — моя попытка его крутануть — не получилось. А вот отслоившаяся краска у основания гермоввода — была уже изначально:


С двух сторон, на стыке половинок корпуса наклеено две наклейки: первая с серийным номером под защитным слоем и сайтом, который сейчас недоступен; на второй наклейке имеются название бренда и модель — BISETU PT-4040, характеристики блока питания, необходимого для питания устройства — 12В 2А, штрих код:



На лицевой стороне видно стеклянное окошко, за которым скрываются четыре мощных светодиода (850нм) с коллиматорами, которые как раз и формируют угол освещённости. Также можно заметить частицы пыли. Если присмотреться к рельефному рисунку на линзах коллиматоров, то можно увидеть, что они не все одинаковы.
У продавца в лоте сказано, что по умолчанию угол освещения прожектора составляет 45 градусов, что рассчитано для подсвечивания объектов на некотором удалении от камеры, 20-50м, как заявляет производитель.
При оформлении заказа, я не нашёл как оставить примечание для продавца, чтобы тот вложил излучатель, рассчитанный на более узкий угол — 30 градусов. Мне это не понравилось, ведь продавцы на али позволяют без проблем связаться с ними и при заказе в примечании поменять на тот угол, который более подходит под задачи, а именно 30, 45, 60, 90 градусов.
По центру зелёненький — фоторезистор, контролирующий освещённость. Пока вокруг светло, прожектор автоматически выключается, когда темнеет — включается.


Фото в руке


Размеры на самом деле небольшие: всего 6 с небольшим сантиметра общий диаметр вокруг излучателя, что соответствует спецификации. А вот длина шнура оказалась значительно меньше, чем указано было в лоте — даже до 40см не дотягивает, это более, чем на 15 см меньше заявленной длины. Диаметр отверстия под болт в кронштейне — 5.5мм. Общий вес прожектора вместе со шнуром — 172 грамма.



Диаметр коллиматора 18.4мм, а внутренней окружности «стакана», надеваемого непосредственно на светодиод — 5.4мм


РАЗБОР

Перед разборкой предварительно были сняты обе наклейки и выкручена передняя часть корпуса, которая со стеклом. У основания резьбы имеется резиновое кольцо-уплотнитель, для защиты внутренностей от попадания внутрь корпуса прожектора капель воды.



Стекло в крышке тоже обрамлено уплотнителем по периметру:



Здесь плохо видно, но плата со светодиодами прикручена всего на двух болтах. Выкручиваю их.





Снять коллиматоры оказалось непростой задачей, так как во-первых они были приклеены к плате:


Во-вторых, они оказались защёлкнуты на корпусах самих светодиодов, что увеличивает риск их расшатать или вовсе оторвать от платы. В некоторых камерах с ИК-подсветкой китайцы реализуют более разумное решение — крепят коллиматоры непосредственно на сквозных отверстиях на плате, в которых фиксируются защёлки.



Плата выполнена из алюминия, которая играет при этом роль тепловода, и к основной плате она крепится при помощи двух латунных стоек. Слева белый — 4-контактный разъём, два верхних контакта замкнуты на фоторезисторе, два нижних контакта подведены непосредственно к инфракрасным светодиодам, которые соединены здесь последовательно и припаяны к плате. Мне попадалась информация, что в некоторых ИК-прожекторах светодиоды просто прижимаются к плате на подпружиненных контактах, что не есть хорошо.



Плата с драйвером также держится на двух винтах:


Управляет всем делом драйвер на основе популярного в народе PT4115 с максимально поддерживаемым выходным током 1.2А



На плате имеется четыре 2-контактных разъёма в белых корпусах, один используется для входного питания 12В, два других для фоторезистора и подключения светодиодов. Вот для чего здесь имеется четвёртый разъём неподключенный, что располагается над диодом SS24 — непонятно:


Также не ясен момент с полярностью контактов, что идут к светодиодам — на основной плате со стороны красного провода, который на самом деле является плюсом, подписано как минус, а чёрный, как плюс:


Крепление шнура питания с внутренней стороны корпуса плотное и надёжное, не проворачивается:


Тесты и замеры

Примечание 1. Стоит при этом отметить, что большинство бытовых камер оснащается инфракрасным фильтром, покрывающим матрицу — он отсекает значительную часть инфракрасного излучения, но некоторую её часть он всё же пропускает
Примечание 2. В действительности же, если смотреть на работающий инфракрасный прожектор, то светодиоды с длиной волны 850нм, как в нашем случае, визуально излучают малиновое свечение. К сожалению, моя техника в связи с примечанием 1 не может передать это, поэтому прикладываю фото из сети:

В случае же со светодиодами с длиной волны 940нм — визуальное свечение (если смотреть просто глазами) очень слабое или вовсе незаметное, поэтому их используют, если необходимо скрыто подсвечивать объект, однако общая освещённость (если смотреть через камеру со снятым ИК-фильтром) уже становится хуже, чем у 850нм диодов.
Итак, 850нм освещает хорошо, но заметен в темноте малиновым свечением, 940нм — освещает хуже, но практически незаметен для глаз.

Для начала посмотрим, как прожектор вообще светит, через объектив камеры. Как я уже сказал, ИК-фильтр в камере частично пропускает излучение, в итоге на снимке оно получается не малиновым, а уже светло-фиолетовым:


Если медленно приближать и отдалять палец от фоторезистора, то и яркость свечения будет меняться плавно:


Померил ток в режиме максимального свечения — 0.8А при максимальном выходном для контроллера 1.2А, небольшой запас есть.


Напряжение, подаваемое на светодиоды, около — 6.5В


Включил прожектор, приложив щуп к плате у основания светодиода. Через час температура дошла до 60 градусов, спустя 10 минут она поднялась ещё на 1 градус. Можно сказать, проблем с избыточным нагревом тут нет, алюминиевая пластина по всей видимости хорошо отводит тепло.


Как освещает

Главный вопрос. Осталось посмотреть, насколько прожектор хорошо или плохо подсвечивает объект, расположенный на удалении. Сразу хотелось бы извиниться, что тестирование пришлось провести при съёмке на аналоговую камеру, цифровой у меня пока нет, но всё же надеюсь, что смогу прояснить этот важный момент и на аналоге.

Когда я впервые включил прожектор в пределах комнаты и посмотрел потом образцы записи, сразу стало наглядно видно, что для помещения он (угол освещения 45 градусов) никак не предназначен, поскольку световой поток представляет собой узконаправленный пучок, при этом лишь частично освещая ближнее пространство.
Ниже прикладываю перечень сравнительных тестов:

Коридор, 7м
Просто направленный свет. Как видно на сравнительных фото, со штатной подсветкой стена и хлебопечь видны довольно мутно, а со включенным прожектором — уже пересвет.

Кроп:



Попутно решил разобраться с коллиматорными насадками, которых здесь, как я показал выше — два типа. Тест был простой: каждая пара одинаковых коллиматоров зажималась двумя пальцами, чтобы сравнить потом, как изменяется при этом свет.
Сперва зажал одну пару, которая, как оказалось, отвечает за ближний свет.

Ближний свет (широкоугольные коллиматоры периодически закрываются)



Ну и другую пару, которая направляет свет вдаль.
Дальний свет (узкоугольные коллиматоры периодически закрываются)



Ёлка и машина, до последней примерно 12м:


Кроп:


Анимация:


Машина подальше, 20м:


Кроп:


Анимация:


Выводы, особенности, плюсы и минусы

При покупке такого прожектора, например на али, некоторым покупателям он приходит иногда с сюрпризом, как например с продетым через отверстие в кронштейне шнуром, что сделает его монтаж значительно «веселее»:


Или с незакреплённой платой драйвера внутри корпуса:


Кстати, отличие может быть не просто в цвете платы, но и в используемом драйвере, например, как видно в соседнем обзоре на прожектор (90 градусов) — уже применена другая микросхема — T6322A — насколько она лучше или хуже PT4115, было бы неплохо почитать комментарии, известно лишь то, что PT4115 более известен и распространён.


Подобный прожектор рассматривался к приобретению ещё давно, однако от покупки останавливали отзывы, что у одних он светит «слишком узко» или «освещает не дальше одного метра», всё потому что покупатели зачастую игнорируют такой параметр, как угол освещения, а продавцам, которые не сумели прочесть мысли на расстоянии, лепят гневные отзывы. Я же, начитавшись подобных отзывов и будучи не особо осведомлённым в этих нюансах, решил не покупать тогда вслепую, но данный тест мне помог в этом разобраться, за исключением одного — момент с коллиматорными насадками, почему здесь их используется два типа — ошибка производителя или способ найти «золотую середину», непонятно. По сути получается, что вдаль светят всего лишь два светодиода, придётся поискать ещё парочку коллиматоров с узким углом.
К плюсам отнесу: выполнение своей функции, отсутствие сильного нагрева.
К минусам же — крепление коллиматоров, короткий шнур питания, несерьёзную упаковку и малиновое свечение светодиодов 850нм, что не даст использовать его скрытно.

Дополнение.

В комментариях мне сообщили (спасибо Theo за наводку), что величина угла рассеивания может обозначаться на самих коллиматорах. Я снял сперва широкоугольный, соскоблив клей с основания, увидел значение 90 — теперь хотя бы стало понятно, какой это угол


Однако на других коллиматорах уже ничего не обозначено


Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
Планирую купить +39 Добавить в избранное +49 +84
+
avatar
  • Theo
  • 14 мая 2017, 12:59
+1
Приобрёл пару таких же, как раз с красной платой внутри. На стоянке сдохли штатные подсветки в камерах видеонаблюдения. Председатель настойчиво ныл про «починить», но я решил, что проще заказать новые. Вторую неделю лень лезть на столб и ставить их :( Дома проверял, со всеми выводами из обзора согласен. Брал с углом 60градусов, такие и пришли.
+
avatar
  • CTAHOK
  • 14 мая 2017, 13:15
+1
Брал с углом 60градусов
Коллиматоры там все одинаковые?
+
avatar
  • Theo
  • 14 мая 2017, 14:31
+2
Да. У них на пластике даже есть пометка с величиной угла.
+
avatar
  • CTAHOK
  • 14 мая 2017, 14:59
+1
Точно, на одном широкоугольном таки написана величина, однако на других уже пусто
+
avatar
  • Bolsen
  • 21 мая 2018, 22:37
0
лампочки вкрутите
+
avatar
  • Connar
  • 14 мая 2017, 13:03
+1
850 прекрасно видно в темноте.
940 нет. Но камера хуже с ними видит. Вот.
+
avatar
  • Connar
  • 14 мая 2017, 13:05
+1
А блин. Там написано
+
avatar
  • CTAHOK
  • 14 мая 2017, 13:24
+1
Лишнее упоминание не помешает, вдруг кто-то пропустит примечание 2:)
+
avatar
0
Я правильно понимаю? Чем меньше требуемый угол подсветки, тем больше количество диодов с дальнобойными рефлекторами на приборе?
+
avatar
  • CTAHOK
  • 14 мая 2017, 13:22
+1
Про зависимость количества диодов от требуемого угла не скажу, не проверял.
В моём случае выяснилось, что 2 диода светят вдаль, другие 2 освещают вблизи — из-за того, что рефлекторы у этих двух пар — разные. Я вот думаю, если широкоугольные коллиматоры заменить на узкоугольные, то общее освещение отдалённого объекта станет лучше, чем я показал в тестах.
+
avatar
  • u3712
  • 14 мая 2017, 13:19
+1
На плате имеется четыре 2-пиновых коннектора
Не используйте жаргон в статьях. «На плате имеются четыре 2-контактных разъема».
+
avatar
  • CTAHOK
  • 14 мая 2017, 13:27
+5
Чем чаще читаешь даташиты, тем сильнее англицизмы проникают в жизнь, но спасибо за напоминание:)
+
avatar
+2
Обзор подробный, спасибо. Чтобы скрыть свечение 850нм в видимом спектре попробуйте приложить к диодам магнитный диск из дискеты
+
avatar
  • CTAHOK
  • 14 мая 2017, 14:58
+1
Спасибо, интересно попробовать. Погуглил про этот способ, говорят и сама яркость освещения может снизится
+
avatar
  • Gates
  • 15 мая 2017, 09:01
0
каким образом приложить?
+
avatar
  • CTAHOK
  • 15 мая 2017, 09:28
0
Обычным образом, как я понял, чтобы гибкий диск закрывал сами светодиоды, сегодня ночью собираюсь это проверить.
+
avatar
  • Gates
  • 15 мая 2017, 09:49
0
хотелось бы узнать о результатах.
+
avatar
0
Это не работает, точнее работает но так что лучше не становится.
+
avatar
  • CTAHOK
  • 17 мая 2017, 08:55
0
Провёл сей тест с прикладыванием магнитного диска.
Малиновое свечение визуально снижается до практически невидимого, но яркость подсвечивания объекта очень сильно гасится.
Вывод: для маскировки лучше использовать отдельные диоды 940нм.
+
avatar
+1
Спасибо за обзор. Подскажите, чем можно дополнить мою камеру дабы улучшить подсветку. Вот скриншот ночью, полная темнота.

Сама камера с бангуда -BlitzWolf BW-SIC1 линза 3.6mm

Купить отдельно подобный прожектор, тогда на какой угол судя из моего скриншота? Или можно на самой камере поменять рефлекторы на самой камере, их там 3.
+
avatar
+3
я вот прожекторы испытывал недавно, соседей напротив обокрали.
до машины 20 метров.
на улице реальная темнота, нифига не видно. просто сверху 2 камеры фоновую подсветку создают за забором

+
avatar
  • CTAHOK
  • 14 мая 2017, 16:46
+2
Да уж, где-то в комментариях даже хвалили ИК-подсветку у BlitzWolf BW-SIC1 (сам посматривал на эту камеру), а судя по Вашему скрину, что-то не очень у неё подсветка. На моей камере тоже 3.6мм объектив, и расстояние до объекта примерно такое же, что и на моих скринах. Прожектором с углом 45 градусов будет надёжнее обзавестись, на али можно найти такой за 9-10$ с бесплатной доставкой. Насадки-рефлекторы тоже там продаются, себе присмотрел эти на 45гр. за 3.17$/10шт. (поштучно не нашёл) — это конечно более дешёвый вариант, но пока непроверенный.
В качестве временного решения, чтобы видно было лучше объект, в программе, через которую записываете/смотрите, увеличьте контрастность и немного яркость.
+
avatar
0
Спасибо. Забыл добавить — до машины 20 метров. Замерял электронной рулеткой.
+
avatar
  • ALexus
  • 14 мая 2017, 22:11
0
Убрать штатную. Поставить прожектор!
+
avatar
+1
Шнур проходит через гайку
Гермовводом его ещё кличут.
+
avatar
  • CTAHOK
  • 14 мая 2017, 16:47
+1
Спасибо, пополним словарный запас.
+
avatar
  • porogn
  • 15 мая 2017, 07:27
0
А если 1 илм 2 таких смонтировать на авто рядом с номером, они будут слепить камеры?))) Где то когда то читал что так делают.
(вопрос, чисто, праздный).
+
avatar
+1
Тоже думал над таким совершенно праздным вопросом. По идее да, засвет на камеру даст и скорее всего даже не даст сфоткать номер. Однако, есть и обратная сторона этой медали — называется что то вроде «Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков» и карается штрафом до 5 тыр…
+
avatar
  • porogn
  • 15 мая 2017, 09:09
0
ну так а как они узнают что это ИК а не обычная ПТФ :)
Ну а в целом, да, согласен. Не зачем закон нарушать
+
avatar
  • CTAHOK
  • 15 мая 2017, 09:14
0
Уже давно форсируется такая тема и на этом делают бизнес. Достаточно погуглить «Infra Pad». Но цена вопроса очень улыбает, особенно человека, который мало мальски дружит с паяльником.
Так-то судя по роликам технически оно работает, однако есть инфа, что системы фиксации новые стали делать гибридные, где камеры делают несколько снимков в разных режимах, поэтому насчёт актуальности сего действа затрудняюсь сказать.
+
avatar
0
по мне так основная проблема как подбирать угол и направление, чтобы в камеру четко било? надо знать расстояние с которого фотографирует камера (у разных камер оно же идее может быть разное) и с направлением как быть? камера может быть слева, справа, по центру полосы.
+
avatar
  • Fghj7
  • 15 мая 2017, 07:46
0
А как мошкара на ИК реагирует? У меня ночью постоянно срабатывает запись по движению, я думаю, может отключить родную подсветку и в стороне установить такой прожектор. Есть у кого-нибудь такая проблема?
+
avatar
  • CTAHOK
  • 15 мая 2017, 09:17
+1
Кстати забыл упомянуть в обзоре ещё один плюс внешней ИК_подсветки — мошки не летают возле объектива, а они всегда на тёплое летят, поэтому да, лучше выключать штатную и ставить внешнюю подсветку. На проблему эту натыкался неоднократно под обзорами видеокамер.
+
avatar
0
Не только мошки, но и снег/дождь/туман не приводят к засветке изображения.
+
avatar
0
А фоторезистор может срабатывать, как датчик движения? Или может можно какой-то дальнобойный датчик движения подключить?
+
avatar
  • CTAHOK
  • 15 мая 2017, 09:19
+1
Не может, он только на освещённость реагирует. Про дальнобойные датчики движения не слышал. Если нужно запускать запись по движению, то обычно это программно реализовывается.
+
avatar
  • shato
  • 17 мая 2017, 08:10
0
Может дурацкий вопрос, а что если такой запилить на авто и ночью использовать с камерой?
+
avatar
  • CTAHOK
  • 17 мая 2017, 09:30
0
можно и так, главное чтобы сама камера поддерживала ночную съёмку с убиранием ик-фильтра, но и читаемость госномеров может ухудшится банально из-за пересветов от мощной ик-подсветки. В общем, из-за нестандартной доработки могут появится «баги» в самых неожиданных местах.
+
avatar
0
Подсветка будет отражаться от лобового стекла и создавать яростные блики.
+
avatar
  • CTAHOK
  • 19 мая 2017, 20:50
0
Тем более.
+
avatar
  • lfxybr
  • 28 мая 2018, 21:32
0
Не подскажите, с дальностью прибл. 200 метров есть на али?