Всякая всячина для самостоятельной сборки батарей, сплошные обломы и натягивание совы на глобус


Попытаюсь описать разные полезняшки для сборки батарей аккумуляторов из ячеек 18650, ошибки выбора и мои хождения по граблям при сборке. Заодно посмотрим на внутренности батареи гироскутера. В конце займемся натягиванием совы на глобус — не от хорошей жизни.

Небольшое вступление.
Образовались у меня пара ненужных аккумуляторов от гироскутеров, б/у, но практически одинаковые в очень пристойном состоянии — измеренная емкость 4.3 А·ч — при паспортной емкости 4.4 А·ч очень неплохо.


А мне нужны батареи 4P10S. Дабы гироскутерные аккумуляторы не пропадали, решил из двух батарей собрать одну. По нынешним временам 8.6 А·ч не Бог весть какая емкость, но не выбрасывать же вполне приличные батарейки?

Итак, заказаны пластиковые держатели для аккумуляторов ссылка


Одиночная никелированная полоска 0.12x8x10m ссылка


Двойная никелированная полоска ссылка, продавец писал, что ширина 27мм — позднее выяснилось, что это не так.

Я не перфекционист, никелированная сталь меня вполне устроит.

PVC термоусадка 150мм ссылка — где-то прочитал, что такая ширина нужна для 4P — позже выяснилось, что ошибся, сам виноват, считать надо было, а не по интернетам выискивать.


10S 35A BMS ссылка — не пригодилась


Когда вся комплектация собралась и появилось желание сделать, наконец, батарею, начал разбирать гироскутерные батареи. Они оказались сделаны очень качественно, намного лучше, чем я видел на картинках в интернет.



И BMS очень пристойные, смысла их менять на другие никакого нет.


Вытащил все ячейки, вставил их в держателе.

Собрался уже начать варить — и тут облом, которого никто не ожидал.

Двойная никелированная полоска, продавец писал, что ширина 27мм — оказалось 25.4мм, подходит для ячеек, собираемых вплотную, для держателей не подходит — пришлось выбросить в пропасть, отложить все в сторону и заказывать новую ленту — нашел лот, где есть чертеж ленты и в отзывах написано, что она подходит для спейсеров ссылка.

Долго ли, коротко (на самом деле свезло и пришло быстро — через 10 дней), новая лента получена и можно все сваривать. С торца на термоклей надежно :) приделываем BMS.

Собираем все вместе — схема позаимствована у одного из местных авторов.



Пытаемся натянуть термоусадку — и опять облом. На сей раз сам виноват, ширина маленькая, надо было заказывать как минимум 170мм. Да что ж мне, пустым возвращаться назад?© Ожидания уже надоели.

В сарае нашлась 5-литровая бутылка из под воды.

Теперь «мягко натягиваем сову на глобус».

Кто будет повторять опыт — выбирайте как можно более подходящую по размеру бутылку и с тонкими стенками. У меня, к сожалению, других не нашлось, а в магазине максимум 1.5 литра бутылки слишком маленькие.
Имейте в виду, что обычная PVC термоусадка усаживается при температуре около 140°С и очень тонкая — перегреть что-то практически невозможно. Бутылка значительно толще и температура размягчения PET около 245°C — будьте осторожны, чтобы не перегреть аккумуляторы.


Но рубашка из бутылки значительно прочнее, если это требуется.
Если внешний вид совсем не нравится — можно замотать поверх синей изолентой :)
Результат может и не торт внешне — но работает.
Планирую купить +19 Добавить в избранное +124 +174
+
avatar
  • cofein
  • 21 февраля 2021, 11:42
+3
а что за сварочный у вас?
А то у меня кажись не хватает мощей трансформатора. Уже в 4 ряда сложил кабель 25 квадратов — всё ровно не тянет.
Тонкую полоску по идее легче же приварить (если не нужны безумные токи от аккумулятор)?
+
avatar
  • donBaton
  • 21 февраля 2021, 11:53
+4
Самодельный из микроволновки. Кабель, кажется, 50 квадратов. Я тоже какое-то время помучился — удлинил провод с полметра 25-квадратами — не варит. Пришлось удлинитель убрать. С удлинителем ток упал где-то до 600А, без удлинителя, точно не помню — 1400А, кажется.
+
avatar
  • kirich
  • 21 февраля 2021, 12:02
+7
Обзор разных лент, там же ссылка на хороший магазин.
+
avatar
  • donBaton
  • 21 февраля 2021, 12:34
+10
Посла Ваших обзоров чем заняться обычным графоманам? :)
+
avatar
  • kirich
  • 21 февраля 2021, 13:24
+3
Как чем, показывать применение, что собственно сегодня Вы и сделали, лайк :)
+
avatar
  • Cremator
  • 21 февраля 2021, 12:20
+5
Почему не проложили изоляцию между проводами балансировки и акб? Да и сами кабеля можно было бы упорядочить и зафиксировать липкой лентой, дабы слой кабелей был тоньше. Вес сборки явно не малый и боковой удар, в теории, может вызвать фейерверк)
+
avatar
  • Q2W
  • 21 февраля 2021, 13:33
+2
А есть причины, по которым изоляция балансировочных проводов и изоляция ячеек не сдюжат?
+
avatar
  • donBaton
  • 21 февраля 2021, 13:43
+1
Бутылочный пластик такой толщины и нож с трудом режет, прогибаться он тоже не очень желает. Против лома, конечно, нет приема, сломать все можно.
+
avatar
+28
Я свою вот так собрал. Тесла-банки 21700 в конфиге 14S7P
+
avatar
  • donBaton
  • 21 февраля 2021, 15:04
+3
Надёжно, добротно, хорошо!
+
avatar
  • kirich
  • 21 февраля 2021, 15:06
+4
Не совсем понял, это точно тесла 21700? Там же вроде алюминий и так просто к нему не приваришь ленту.
+
avatar
+3
Тесла-банки не поступают в свободную продажу с завода.
Их добывают путем разборки батарей Тесла-3, наваривания плюсовые пины и упаковывая в термоусадку.
Батарея собрана из проверенных элементов (собиралась для себя). Тест разряд-заряд током в 30 ампер прошла успешно.
Разбалансировка в конце разряда в пределах 0,02 вольта. Заявленная емкость отдана (4800 с элемента). В батарее установлена СмартБМС на 60 ампер (слоник).
+
avatar
  • vigera
  • 21 февраля 2021, 17:28
0
Батарея собрана из проверенных элементов (собиралась для себя).
Спасибо, было любопытно. А где конкретно она сейчас для себя используется?
+
avatar
+15
Электровелосипед, полный привод. Передний мотор редукторный на 350 ватт. Вливается 1000Вт. Задний — директ-драйв (прямого привода) номиналом 1000 ватт, вливается 2500 ватт.
+
avatar
  • donBaton
  • 21 февраля 2021, 19:05
+9
Это уже велотанк какой-то. На сколько сотен километров, интересно, зарядки хватает? Я думаю, Leaf точно отдыхает.
+
avatar
  • vigera
  • 21 февраля 2021, 19:16
+2
На сколько сотен километров, интересно
Тоже интересуюсь. :)

А почему так низко седло?
Ради посадки вроде «чопперской»?

Приятель переделал свой околоашанбайк в дырчик с ДВС и тоже любитель подобной посадки.
Но сбоку он, пожилой дядька почти двухметрового роста, смотрится довольно комично с согнутыми почти до подбородка коленями! :)
+
avatar
+9
Для дальних поездок и удобства езды в городе (да, прямая посадка — чопперная) седло максимально опущено, чтобы можно было стоять на светофоре. Когда еду по трассе и педалирую — седло приподнимается.

Кстати, много экспериментировал с сёдлами и в итоге остановился на советском кожаном, как самом удобном для дальних заездов.
Кому интересно — мой канал на youtube: www.youtube.com/channel/UCFehaFh3Y3Y8cL79cNYNAIQ/videos
+
avatar
+21
Основной батареи 52В 37,5Ач хватает при средней скорости в 45-50 км/ч — на 70 км. Еще у меня две дополнительные батареи, рзмещаются в велоштанах (в боковых отсеках): 52В 26Ач и 52В 33,6Ач.

Полная энерговооруженность 5,05 кВт*ч. Хватает примерно на 250 км при скорости 40-45 км/ч. Если же помогать педалями в режиме ассиста — на 320 км.
+
avatar
  • kirich
  • 21 февраля 2021, 20:27
+3
Тесла-банки не поступают в свободную продажу с завода.
Их добывают путем разборки батарей Тесла-3
Я в курсе, потому и спросил.

наваривания плюсовые пины и упаковывая в термоусадку.
На фото увидел что шины приварены, ячейки изначально были с приваренными пластинками?
+
avatar
+3
Да, китайцы потрошат тесла-батареи, наваривают пины на плюсы, одевают в термоусадку и продают. Rвн (AC1Кгц) 12-13 мОм.

Ячейки покупаю через авито у проверенного продавца (Краснодар).
Вот показание после цикла заряд-разряд-заряд (60%) вышеопубликованной моей батареи:
+
avatar
  • katran
  • 21 февраля 2021, 21:48
0
и что по цене выходит? с учётом доставки
+
avatar
  • Connar
  • 22 февраля 2021, 05:46
0
В Мурманске. Есть сайт
+
avatar
+1
Я за ними съездил (300 км). Брал более сотни штук и вышло по 190 рублей.
+
avatar
+3
Китайцы очень легко могут подделку продать под видом теслабанки. Панасоник для китайского рынка не делает 2170, их делают в США на совместном заводе. В Китае не так много машин с ячейками от Панасоника. В лучшем случае это будет CATL/LG (тоже хорошие аккумуляторы, но пока Панасоник провереннее). Будет плохо — если это будут дешёвые копии, так что будьте осторожны. У на в Украине с этим лучше, так как многие возят из США аккумуляторы и разбирают тут. Уже несколько раз замечали, что с Китая могут прислать туфту
+
avatar
  • boll069
  • 21 февраля 2021, 19:54
+1
Подскажите где можно купить такие акумы. Есть все для сборки а батареек не получается купить.
+
avatar
+1
Не уверен, что можно постить ссылки на авито, но ищите вот такие. (Продавец также собирает батареи на заказ, посмотрите его другие объявления).
Важно! Долговременно в составе самодельной батреи можно снимать не более 1С с ячейки. Иначе — перегрев! Ячейки среднетоковые.

+
avatar
0
Что за скотч с продольными полосками? Встречал на lipo для коптера
+
avatar
  • donBaton
  • 24 февраля 2021, 11:52
+4
У авиамоделистов очень популярен — эти полоски очень прочные, порвать его нельзя, только резать. На кромку крыла наклеить — милое дело.
+
avatar
  • trembo
  • 21 февраля 2021, 12:28
+8
А не страшно без кольцевых прокладок на положительный электрод?
+
avatar
  • donBaton
  • 21 февраля 2021, 12:36
+10
С пластиковыми держателями — страшно, но уже не очень. Жизнь вообще страшная штука :)
+
avatar
  • sybman
  • 21 февраля 2021, 12:42
+1
Они ж там есть, их видно.
+
avatar
  • donBaton
  • 21 февраля 2021, 12:45
0
нет их там, те, что были в скутерной батарее — порвались при разборке.
+
avatar
  • trembo
  • 21 февраля 2021, 13:51
+4
Пока всё нормально то вроде ничего.
Но при ударе по металлической ленте она легко пробьёт тоненькую термоусадку аккумулятора
и учитывая немаленький размер и хороший отдаваемый ток батареи фейерверк будет неплохой.
Батарейка от мобильника в сто раз меньше, а вспомните как чудесно она горит.
Я бы не рисковал и перестраховался.
+
avatar
0
При КЗ возгорание бывает очень редко. Стрельнет клапан. А КЗ одной банки в 99% вообще не даст никакого фейерверка. Опасность слишком преувеличена видосами на Ютубе. Но согласен — такая мера защиты нужна
+
avatar
0
А не собирают ли эти прокладки влагу? Так можно и ржавчину получить. Они ведь бумажные
+
avatar
  • moyemail
  • 21 февраля 2021, 13:01
+4
Если внешний вид совсем не нравится — можно замотать поверх синей изолентой :)
так ждал синей изоленты,… а… вы… в пух и прах разбили мои ожидания… ((
+
avatar
+1
Ну так запас изоленты надо иметь: в хозяйстве пригодиться. И не только синюю: у меня есть и чёрная, и белая, и серая…
+
avatar
0
Пытаемся натянуть термоусадку — и опять облом. На сей раз сам виноват, ширина маленькая, надо было заказывать как минимум 170мм.
А как использовать термоусадку 140-150 мм фантазии не хватило? Обмотать как изолентой и нагреть. А использовать бутылку… Я бы не рискнул… Я использую и прозрачный скотч: на работе навалом…
+
avatar
  • donBaton
  • 21 февраля 2021, 13:10
+2
А как использовать термоусадку 140-150 мм фантазии не хватило?
Не хватило. Поясните на будущее?
+
avatar
  • kot4600
  • 21 февраля 2021, 13:34
+3
Тоже любопытно. В длину то она не сожмется, только в ширину
+
avatar
0
В длину то она не сожмется, только в ширину
Да неужели? Она разве только одну сторону ориентирована?
+
avatar
+3
Да неужели?
да неужели. в ширину сжимается раз в 10 лучше
+
avatar
  • kirich
  • 24 февраля 2021, 13:28
+5
Она разве только одну сторону ориентирована?
Естественно, иначе она бы уменьшалась и в длину, а не только в диаметре.

Судя по комментарию Вы никогда не пользовались термоусадкой.
+
avatar
+5
Небольшой лайфхак: обезжиренная термоусадка замечательно клеится суперклеем, а потом её уже можно и термоусаживать. Шовчик, конечно, остаётся, но если делать предельно аккуратно и не переборщить с клеем, то пристойно смотрится даже на наушниках.
+
avatar
  • donBaton
  • 21 февраля 2021, 13:52
0
А какой-нибудь фотографии применения такого метода не найдется? Ни разу не видел.
+
avatar
+2
Например, если разъём большой, а отрезать его, чтобы насадить трубку, не хочется. Или если надо увеличить или уменьшить толщину трубки.
+
avatar
  • yahoo
  • 21 февраля 2021, 14:37
+5
С торца на термоклей надежно :)
Лучше на любой полиуретановый герметик — он при полимеризации становится твердой резиной и не отстает от поверхностей, а пистоклей термосопли отлетают на раз-два…

Да, и осветите тему удаления полос без повреждения банок, пожалуйста.
+
avatar
0
Личный опыт показывает, что если перед применением термоклея обезжиривать поверхность сиртом и использовать мягкий липкий клей, то термосопли держаться прекрасно.
+
avatar
  • trembo
  • 21 февраля 2021, 15:35
+2
Проходили…
Собрал как-то в первый раз лет 20 назад видеокамеры в уличные хаусинги.
Камеры 12 вольтовые, подогрев хаусинга 220 Вольт.
Естественно кабель питания 220, надо делать питание камер 12.
Поставил трансформаторы от антенных усилителей, с мостиком и кондёром, импульсников тогда ещё не было в природе.
Заклеил в заднюю крышку термосоплями.
Через год, летом, короткое замыкание в камере.
Открываю — все сопли от жары стекли вниз, трансформатор выполз и коротнул клеммы 220 нагревателя.
После этого клеил только силиконом, простым, кислотным, никогда никаких проблем не было.
+
avatar
+3
Кто же в камеру с термокожухом использует термоклей. Область применения термоклея до +80 градусов. Учите матчасть.
+
avatar
  • zlatyev
  • 22 февраля 2021, 00:51
+3
ну и совет… Он же написал, 20 лет назад.
+
avatar
  • yahoo
  • 21 февраля 2021, 15:52
+3
Минус не мой.
Вы не правильно предлагаете использовать спирт. D)
Клей из пистолета используем только в детском творчестве, а для всего остального — MasterCard полиуретан.
+
avatar
+6
Моя основная батарея на электровелосипеде. Собрана на 32700 NMC элементах в конфигурации 14S5P.
Использую уже второй год практически каждый день на долговременном токе 20-30А и кратковременном — до 60 ампер, пробег более 10000 км.
Собрана с использованием термоклея. Все прекрасно держится. Надо выбирать правильные стержни, они должны быть практически прозрачными, мягкими и липкими.
Герметики, в том числе полиуретан, имеют существенный минус — конструкция получается практически неразборная. Свою же батарею я смогу разобрать)
+
avatar
  • yahoo
  • 21 февраля 2021, 17:50
+3
Герметики, в том числе полиуретан, имеют существенный минус — конструкция получается практически неразборная.
Ну это смотря сколько лить…
Реальный же минус в данном применении — время до схватывания…
А пистолетный практически мгновенен…
+
avatar
+3
Мягкий клей со временем окисляется и становится хрупким.
+
avatar
+1
спирт не обезжиривает)
+
avatar
-1
Сказки.Даже в древнем руководстве по изготовлению гигрометра сказано конский волос для ОБЕЗЖИРИВАНИЯ проварить в спирте.
И да я ЧИСТЫМ медицинским спиртом удалял жировые загрязнения с объективов.
Спирт растворяет некоторые жиры-то есть обезжиривает.Правда не все.
+
avatar
+1
Сказки
Факт. Точнее растворяет хорошо только абсолютизированный (которого наверняка у вас нет). Обычный работает, скорее, как моющее. Была помню тема на Химике. Поэтому если не гладкая поверхность, лучше чем-то другим обезжиривать
+
avatar
  • donBaton
  • 21 февраля 2021, 14:56
+6
Да, и осветите тему удаления полос без повреждения банок, пожалуйста.
Да там вроде все просто, без магии и бубна, просто тянешь полоску — только не вверх, а вбок — она отрывается. Оставшиеся пятачки сошлифовываются дремелем.
+
avatar
  • yahoo
  • 21 февраля 2021, 16:01
0
Да, я так себе и представлял, но вот сколько сборки разбирал, всегда была деформация банки, хоть вверх, хоть кручением, особенно дна.
Как-то менял сборку в Bosch Uneo, так там 0.8 полосы…
Я просто срезаю лишнее и привариваю поверху, как говаривал один персонаж: «и так сойдет».
+
avatar
+4
Удобно отрывать кусачками, выворачивая ленту, тогда поверхность практически не деформируется.
+
avatar
  • donBaton
  • 21 февраля 2021, 17:49
+4
Склероз крепчает — я ведь тоже отрывал ленту, наматывая на губки круглогубцев.
+
avatar
0
Вы только учитывайте, что все эти пятачки будут подвержены теперь коррозии, так как вы сняли защитный слой
+
avatar
  • Chaosito
  • 21 февраля 2021, 17:52
+22
Недавно дома варил сборку АКБ самодельным аппаратом (транс от микроволновки), торопился чтоб побыстрее сделать, варил на максимально возможных параметрах и без остановки, в два импульса, в общем перегрел аккум, у него сработал клапан. Я осознав что происходит, отбросил от себя сборку и отпрыгнул, далее взрыв и полет АКБ в сторону кафеля возле плиты (варил на кухне), там стоит 2 компа — ноут и десктоп (временно) думал хана всему, аккум пока летел, был как напалм, разбрызгивал горящие мелкие субстанции. Думал пожара не избежать, потушить его никак не получается, взять тоже, сбегал за плоскогубцами, что бы взять, но он извергал из себя пламя около минуты, в это время побоялся его брать, даже плоскогубцами (даже подходить к нему было страшновато), когда горение прекратилось, вынес на улицу и бросил в снег. Как итог, прожженая толстенная кухонная столешница, загаженная микроволновка (он горел прям возле нее, буквально в двух сантиметрах, и как потом узнал, клава моего ноута тоже пострадала, есть мелкие «прогары» на многих клавишах. Так же запарился мыть потом всю кухню, «черная пыль» от взорвавшегося АКБ была даже наверху кухонных шкафов. Теперь вот не знаю, какая то фобия варить дома, да и вообще варить АКБ))
А если б аккум полетел не в кафель, а к примеру в сторону штор, тогда точно хана, пожар бы начался мгновенно, т.к. пламя из АКБ сопоставимо пламени газовой горелки (если не сильнее).
+
avatar
  • donBaton
  • 21 февраля 2021, 17:59
+3
Да уж, страшная история.
Но что-то у Вас не то со сварочником — в нормальных условиях банка не греется вообще. Сварка идет доли секунды, но ток должен быть 1200-1400 ампер — при 600 амперах у меня тоже толком не варилось и грелось. Испытывал я, правда, не на аккумуляторах, а на кусочках ленты.
+
avatar
0
Ну если правильно варить ( + идет на +, а — идет на — ), то можно и с первого раза банку прогреть :)
+
avatar
0
это пиковый ток или максимальный? чем измеряли?
+
avatar
  • donBaton
  • 21 февраля 2021, 20:31
0
Включал трансформатор на 3 секунды и закорачивал концы. Измерял Билтемовскими клещами.
+
avatar
0
Это ток короткого замыкания. При работе сварки он раза в 2-3 ниже из за того, что у сопротивление петли получается больше — добавляется сопротивление электродов, сопротивление перехода электроды — лента — подложка, сопротивление куска подложки, который пробивается током и т. д.
У меня ток КЗ 1400А и при этом токи сварки 500-600А. Измерял токовыми клещами с функцией in rush, то есть пиковые токи, даже не максимальные. Максимальный показывает меньше.
А сколько витков у вас? Провод сечением 50мм?
+
avatar
  • donBaton
  • 21 февраля 2021, 23:05
+4
За давностью лет мало что помню — сварочнику лет 5 уже, электроды для сварки батареек добавлены недавно. Провод, скорее всего 50мм, витка 2 или 3 — не помню. Наконечники для сварки батареек тоже не слабенькие.




+
avatar
0
У меня два витка сечением 95мм, электроды из моножилы 16мм прикручены прямо на концевики. Скорее всего сопротивление похоже на ваше.
+
avatar
  • Chaosito
  • 22 февраля 2021, 12:37
0
Да, у меня самоделка, транс от СВЧ и управление на ардуине, без контроля перехода через 0, лениво было делать.
Сделал выбор 1-2 импульса, длительность импульса и паузы (от 0 до 100мс, кажется, уже не помню, пару лет назад делал). До этого варил им, сначала тренировался просто на ленте и жестяных банках, потом уже на АКБ, но сварка не всегда была хорошей, а тут еще и торопился выкрутил длительность побольше, двойной импульс, а паузу поменьше, в итоге перегрел. Сам виноват.

Да и тока скорее всего у меня маловато, всего 1.5 — 2 витка, из-за толстой изоляции. Где-то видел советуют снять заводскую изоляцию и просто обмотать каптоновым скотчем, тем самым можно уместить больше витков.
+
avatar
  • Chaosito
  • 22 февраля 2021, 13:10
0
Фотка не моя, но у меня также
+
avatar
  • moyemail
  • 22 февраля 2021, 14:00
0
Т.е., 1 виток 50мм2?
А думаете витка 3-4 сделать?
+
avatar
  • Chaosito
  • 22 февраля 2021, 19:42
0
Ну там точно больше 1 витка, 1.5 почти 2.
Да думаю сделать хотя бы 2.5.
+
avatar
+2
У меня для этого силиконовая тряпочка и кастрюля с крышкой.
+
avatar
  • Chaosito
  • 22 февраля 2021, 12:34
+3
В смысле прям в кастрюле варите АКБ?
Мне кажется даже если так, там такой «бабах», что АКБ вылетит из этой кастрюли как нефиг делать. У меня он почти 2 метра пролетел и ударился о кафель.
+
avatar
0
Я перед сваркой равномерно разряжаю банки, по экспериментам разряженные не так активно горят. После сборки уже с балансировкой заряжаю, обычно все выравнивается с первой зарядки.
Геморрой конечно, но тоже варю дома, очень стремно если вдруг загорится, в видео такой аккум летал как ракета, так что ловить по дому огненный шар не очень хочется(