Фантомас - 2 Серия. Призрак мощности ... драйвера. Fantom as it is Power 10W Waterproof Constant Current LED Driver DC7V~12V 900mA for 10w led chip


Продолжение истории поиска мощности в китайской световой арматуре. Серия вторая, в которой автор продолжает измерения и пытается делать на их основе некоторые умозаключения и выводы, не исключено — ошибочные, но с вашей помощью надеется найти истину.
Краткого содержания первой серии не будет, так как с ней проще ознакомиться: mySKU.me/blog/aliexpress/21817.html
Как всегда коротко в моих обзорах о покупке. Заказал 19 декабря. 24 декабря пакет трекнулся на почте Китая. Импорт 3 января. Получение 9 января. 5 драйверов были завернуты в «пупырку», пермотаны скотчем и вложены в мелкий пакет. Так как сломать алюминиевый корпус — задача нетривиальная — все пять приехали в отличном состоянии и были отложены в ожидании получения светодиодных модулей.
Теперь собственно о том что я делал в этот раз. Поняв, что драйвер выдает 700 мА вместо заявленного в 900 мА и попутно получив замечание в некорректности проведенных измерений имеющимся мультиметром, первым делом попытался оценить погрешность проведенных измерений:

Вот так выглядят пульсации тока (менее 5% от 1 Вольта согласитесь это никак не огромная погрешность)

Убедился в том что напряжение на выходе драйвера при измерениях 10,54 В < 12 В, которых он может обеспечить;
1,01 В — падение напряжения на резисторе 1,5 Ом при протекающем токе I=1,01/1,5=0,673 А;
9,53 В — Падение напряжения на модуле светодиодов;
9,53*,673=6.42 Вт — мощность, потребляемая светодиодом.
Для себя вопрос с измерением мощности, обеспечиваемой драйвером закрыл с выводом: Драйвер не обеспечивает заявленные 10 Вт.
Следующим вопросом было — А на сколько же это плохо в плане светового потока при заниженном токе?
Для этого первый модуль был включен с помощью драйвера в типовой схеме, а через второй аналогичный светодиодный модуль был пропущен ток в 900 мА (использовался регулируемый источник тока на LM317). Оба модуля были помещены в картонную коробку, разделенную на равные секции и накрыты матовым оргстеклом.
Как видите на фотографии сделанной на автоматической выдержке специально различия есть, но они не фатальные. А на сколько эти различия потянут в процентном отношении — это был ещё один вопрос, ответ на который искался вот таким образом:

На матовое стекло помещался фотодиод, подключенный к тестеру в режиме миллиамперметра (Если кому интересно почему — отвечу в комментариях) через модуль пропускался ток от 650 до 900 мА и фиксировались показания миллиамперметра и вольтметра подключенного параллельно модулю.
Значения в точках 0,7 и 0,9А
0,7 А через модуль. Напряжение на нем 8.8 В. Мощность 6.16 Вт
Стрелка миллиамперметра отклонилась на три деления из 10
(нам не важно что за единицы получились, так как будем искать процентное отношение одинаковых величин являющихся функцией от светового потока)

0,9 А через модуль. Напряжение на нем 9 В. Мощность 8,18 Вт
Стрелка миллиамперметра отклонилась на 3,6 делений из 10
Итак мощность при 0,7 А составляет 6,16/8,1*100%= 76% от мощности при 0,9А. Т.е при снижении тока на 0,2 А потребляемая мощность снижается на 24%
При этом поток при 0,7А составляет 0,3/0,36=83% от потока при 0,9 А
снижение светового потока составит: 17%
Еще раз: мощность снижается на 24%
Световой поток на 17%
На глаз заметно но не фатально.

На основании полученных данных построен график зависимости светового потока от тока.
По оси Х отложены значения тока, По оси У условные единицы показаний шкалы миллиамперметра подключенного к фотодиоду. Некоторая кривоватость графика от погрешности снятия показаний.

Попутно была рассмотрена форма тока в первичной цепи драйвера но наверное уже всех замучил. Кому интересно — смотрим обзор, в комментариях к которому разгорелась дисскуссия, где каждая сторона в силу разных причин осталась при своем мнении: mySKU.me/blog/china-stores/21902.html
Ну и для тех у кого хватило терпения в двух словах повторю уже с большей уверенностью свои слова из прошлого обзора: Указанную связку драйвера и светодиодного модуля можно использовать как основной свет в небольших подсобных помещениях (Ванная, туалет, коридор, кладовая), либо локальная подсветка — настольная лампа, бра, торшер. В качестве прикроватного источника света почитать перед сном, она, по словам жены, дает более комфортный свет, чем светильник с двумя лампами накаливания по 40 Вт.
Планирую купить +9 Добавить в избранное +36 +67
+
avatar
+5
А Вы не пробовали драйвер разбирать? Он внутри залит чем-то или просто пластиковыми крышками с обеих сторон закрыт? Можно попробовать разобраться в схеме и найти нужный резистор, которым можно регулировать отдаваемую мощность.
Очень похоже что внутри что-то подобное:

А у этих драйверов цена гораздо ниже…
+
avatar
  • vanenzo
  • 21 января 2014, 22:42
0
с защитой от воды обычно компаундом залиты
+
avatar
  • cofein
  • 21 января 2014, 22:56
0
жаль что китайци хоть его не с экономили (
+
avatar
  • vanenzo
  • 22 января 2014, 09:04
0
Ну мне кажется наоборот, дешевле им залить, чем мудрить с крышками, с уплотнителями, чтоб воду не пропускал корпус
+
avatar
  • real64
  • 21 января 2014, 22:52
0
К сожалению — залит.
+
avatar
  • yalexey
  • 21 января 2014, 22:13
+1
Существенный момент — как с температурой кристалла дело обстояло при том и другом токе?
+
avatar
  • real64
  • 21 января 2014, 22:58
+1
Измерения проводились в течение коротких промежутков времени. Температура выше 40-45 минут и в том и другом случае не поднималась.
+
avatar
  • real64
  • 22 января 2014, 08:13
+1
опечатка вместо минут следует читать градусов
+
avatar
0
Зачетный обзор, держи плюс.
+
avatar
  • vanenzo
  • 21 января 2014, 22:45
0
Фундаментальненько прям)
я раньше драйвера брал, так они хотя бы соответствовали по напруге/силе тока, счас кетайцы совсем обнаглели…
Спасает тока экспоненциальная зависимость светового потока от силы тока, что Вы и показали )
+
avatar
  • real64
  • 21 января 2014, 22:56
0
Скажу больше. Даже график рисовал. Но не стал включать дабы не перегружать обзор.
+
avatar
0
Напрасно не стали. Интересно было бы посмотреть. Под спойлер его, и обзор не будет перегружаться.
+
avatar
  • vanenzo
  • 22 января 2014, 09:05
0
Поддерживаю
+
avatar
  • real64
  • 22 января 2014, 20:24
+1
график добавил
+
avatar
  • yalexey
  • 22 января 2014, 20:57
0
Можно было бы и больше дать ток, чтобы показать, как зависимость загибается. Правда, не очевидна линейная зависимость попугаев от светового потока.
+
avatar
0
За аналоговый тестер ТЛ-4М плюсую нещадно :)
+
avatar
  • real64
  • 21 января 2014, 23:01
+1
Он со мной с начала восьмидесятых. Привык ему доверять в очень многом. Даже наличие ИКМ потоков проверял.
+
avatar
  • borec
  • 22 января 2014, 00:22
+1
Миллиамперы научитесь уже правильно писать в сокращении — мА.
Ваши Ма — это мегаары какие-то получаются :)
+
avatar
  • Shmoky
  • 22 января 2014, 02:10
+2
Миллиамперы научитесь уже правильно писать в сокращении — мА.
— странно, что не докопались до цвета щупов. Этта… Вам шашечки или ехать? Потролю -кондюк, литик, сопля, цэшка, — валяйте, исправляйте :).
+
avatar
  • real64
  • 22 января 2014, 07:41
+1
странно, что не докопались до цвета щупов

Плюс за внимательность. Когда подключил фотодиод — стрелка тестера пошла влево. Легче было поменять на тестере. Хотя и подумал, что могу нарваться на такого как borec Хорошо что Вы заметили а не он.
+
avatar
  • borec
  • 23 января 2014, 01:46
+1
— странно, что не докопались до цвета щупов. Этта… Вам шашечки или ехать?
Ошибка — цвет — шашечки — жаргон. Эк вы все разом покрыли. Связи никакой, ну да ладно. Автор молодцом, все исправил.

Потролю -кондюк, литик, сопля, цэшка, — валяйте, исправляйте :).
Не кондюк, а кондёр же! Литик… возможно, не слышал. Сопля — куда ж без них. Цешка… у нас чаще тестер -> тОстер :)
Продолжим? Проц, микруха, нога, пин, усилок, гена, транс, осцил, фишка, папа, мама, микрик, релюха, коротыш. Хватит?
И контрольный: «Эх Какая Б-дь» — это про что?
+
avatar
  • real64
  • 22 января 2014, 07:36
+2
Миллиамперы научитесь уже правильно писать в сокращении — мА.
Научился. Вернее вспомнил. Исправил.
+
avatar
  • borec
  • 23 января 2014, 01:48
+1
Спасибо.
Плюсик от меня.
+
avatar
  • Vlad45
  • 22 января 2014, 12:24
0
в офлайне купил такой же драйвер, на диодную сборку 10 (9*1w) ваттную ( такого типа aliexpress.com/item/12-V-10-W-High-Power-integrated-Warm-white-lamp-bead-900LM-LED-Bulb-IC-SMD/657537100.html) выдал ток 870мА при посадке по напряжению до 10.5В. Думаю не сильно плохо, а также гуманно по отношению к диодам.
+
avatar
+2
Отличный обзор! Такой основательный подход к делу впечатляет!
+
avatar
  • real64
  • 22 января 2014, 18:41
+1
Спасибо за Вашу оценку.
+
avatar
  • xpbl4
  • 29 марта 2014, 04:53
0
Наконец то собрал светильник из 3 таких диодов, с драйвером якобы 20-39В на 900мА. В итоге при напруге в 27,3В на диодах, сетевой ваттметр показал всего 23,5Вт. порвал цепь, вставил Аметр, 0,7А. Выходит или кпд у драйвера 80% или Аметр привирает.
Ну да ладно, тогда поставлю четвертый диод, должен по идее потянуть ~36,5В, (падение напряжения на диодах 9+9,1+9,2)
ps темпа на кристалле диодов до 73С, на радиаторе под диодом и на драйвере 42-45С
+
avatar
  • real64
  • 29 марта 2014, 10:05
0
больше верится в кпд 80%. Вряд ли амперметр будет так сильно врать. Таким образом получается три модуля светят как два.