Приветствую! На обзоре сегодня этот малыш-рекордер от компании ZOOM F1-LP. Постараюсь изложить кратко и по делу. Существует рекордер в двух «комплектациях»:
Вторая версия значительно дороже, разница в среднем 6-7 тысяч рублей. Дополнительно вы получите специальное крепление для установки рекордера в горячий башмак камеры SMF-1. Но отдельно микрофон-пушка стоит 8-10 тысяч, так что выгода во втором случае налицо. Если нужно более универсальное применение, то выгоднее приобрести версию SP и дополнительно микрофон петличку. Возможность подключения всех дополнительных аксесуаров выгодно отличает эту модель от H1 и H2. Но при подключении насадки-микрофона, либо входов XLR мы не сможем одновременно вести запись и на петличный микрофон. Либо петлица, либо внешний микрофон.
Рекордер имеет специальные «уши», позволяющие закрепить его на ремне, плюс в комплекте идет клипса, с помощью которой можем зацепить за одежду в случае отсутствия ремня). Однако при её использовании могут возникнуть некоторые неудобства, так как уши «выпирают» сильнее клипсы(
Комплектация представлена на фото ниже (плюс кладут 2 батарейки ААА):
Для лучшего понимания габаритов фото с клавиатурой:
Приятно, что и разъем для микрофона, и разъем для наушников имеют резьбовое соединение. С другой стороны это палка о двух концах: защищает от случайного выдергивания микрофона, но если зацепиться проводом от петлицы, то рискуем просто его порвать(
Спецификация:
Микрофонный вход:
Регулировка усиления происходит ступенчато, однако уровней у нас 9, чего будет достаточно в большинстве случаев, так же есть автоматический режим. Комплектный микрофон LMF-2 имеет очень хорошую чувствительность. На моем голосе уровень записи устанавливаю либо MID+, либо HI-. В этом случае соотношение сигнал/шум у нас получается довольно неплохим. На максимальных же гейнах рекордер начинает шуметь как примус))).
Микрофон.
Однако к качеству звука комплектного микрофона есть некоторые претензии — уж больно гулко он звучит, сильно падает внеосевая чувствительность на высоких частотах. Если держать микрофон напротив рта, то все супер, но, когда прицепляешь петлицу на её законное место, то потеря верхних частот получается значительная. Видимо это обычная болезнь недорогих петличек, хоть это и ZOOM.
В дорогих микрофонах (по сравнению например с DPA) эта проблема практически отсутствует. Возможно стоило предусмотреть насадку, которая увеличивает чувствительность на высоких частотах (как у того же DPA). В этом случае было бы идеально. Но, учитывая стоимость того же DPA или топовых петель Shure в несколько раз больше всего этого комплекта, то этот момент можно пережить).
Размер достаточно большой, фото в сравнении с разъемом mini jack:
Уровень шумов:
Провел небольшой эксперимент по «измерению» уровня шума: в полной тишине сделал запись и посмотрел в программе уровень. С одной стороны получаем результаты по шуму в связке микрофон-рекордер, так как микрофон тоже имеет свой собственный уровень шумов (у микрофона сигнал/шум 74 db с A-взвешиванием, этот метод дает на 2-3 db лучшие результаты; основан на том допущении, что шум имеет больший «вес» в более чувствительном для человеческого уха диапазоне, и меньший — в менее чувствительном). С другой стороны в этом эксперименте неизбежно попадает в микрофон шум комнаты, но в моем случае он был весьма небольшим (на максимальном уровне правда соседи немного потопали), так что не сильно искажает результаты эксперимента.
Результаты:
LO- -96db
LO -91db
MID- -86db
MID -82db
MID+ -74db
HI- -70db
HI -65db
HI+ -59db
HI++ -52db
С одной стороны вроде бы неплохо, но если учитывать максимальный гейн микрофонного входа в 36db, то «абсолютные» результаты становятся не такими впечатляющими(.
Полезные функции:
Про все функции можно прочитать в мануале. Все настройки здесь думаю перечислять нет необходимости, но расскажу о нескольких полезных, на мой взгляд, функциях:
возможность добавлять метки в файл как при записи, так и при прослушивании, которые будут потом видны в редакторе
функция автоматической блокировки после нажатия кнопки записи (для остановки записи должны нажать кнопки стоп+запись)
Soundmarker воспроизводит в начале и конце файла синус продолжительностью 0.5 секунды. Этот сигнал записывается в файл и воспроизводится на наушниковый выход. Полезным может быть в режиме накамерного микрофона, помогая в дальнейшей синхронизации, если придется все-таки заменять звук файлами с рекордера.
USB интерфейс:
Малыш может работать и как внешняя звуковая карта. Правда в этом случае мы ограничены частотами 44.1 и 48 кГц, чего вполне хватит для большинства задач. Но вот разрядность ограничена 16 битами, так что до полноценной звуковой карты тут не дотягиваем). Но для проведения стримов или чего-то подобного этого вполне достаточно.
В этом режиме имеется функция прямого мониторинга. В наушниках мы слышим сигнал с микрофона, а не с компьютера. Это позволяет слышать себя без задержки, но в этом случае контролировать то, что происходит в компьютере невозможно.
В режиме звуковой карты возможно питание как от батареек, так и от USB. Так что рекордер не выключится в самый неподходящий момент — это большой плюс)
Выводы:
Вроде бы мы получаем очень универсальное устройство:
записываем с петличкой
используем как накамерный микрофон
и даже как звуковую карту
Но каждое из этих применений имеет свои недостатки:
Если основная задача — записывать звук для видео, то по моему мнению лучше обратить внимание на недорогие радиосистемы и писать звук сразу в камеру. Тем более сейчас стоимость недорогих цифровых радиосистем сравнима со стоимостью этого рекордера. Это избавит от необходимости синхронизации звука и видео. В большинстве случаев автоматическая синхронизация сработает на ура, но, например, при записи на открытом воздухе будет необходимо каждый дубль подходить к камере, так как если соотношение голоса и шумов улицы будет не в пользу голоса, то автоматическая синхронизация тут совсем не сработает, и придется ручками все делать.
Во втором случае мы можем использовать либо петличку, что крайне неудобно, и придется как минимум приобрести отдельно крепление на башмак, или еще и внешний микрофон. Если необходимо записывать стерео звук, то даже комплектация с пушкой в этом случае не подойдет, так как пушка дает моно сигнал. Для кого-то это возможно и не будет минусом).
При работе как звуковой карты опять ограничены подключением комплектного микрофона (пушка, либо петличка). Для подключения других микрофонов понадобится насадка EXH-6. Второе — ограничение разрядности 16 битами в этом режиме.
Все желающие могут посмотреть видеоверсию:
Планирую купить+6Добавить в избранноеОбзор понравился+17
+24
Ни Neutrik, ни Amphenol такие разъёмы не производят. У Neutrik вообще на оф.сайте только угловые 3.5 остались.
Sennheiser можно поискать, их делают специально для их радиосистем. Только вот номер по каталогу не подскажу.
На Ali ищется по запросу «Sennheiser 3.5 screw lock».
Мне данный обзор напомнил некоторых товарищей, которые звонят раз в пол-года, говорят «Привет», и начинают грузить своими вопросами. Что мешает представиться, а потом начинать разговор — я х.з. Так и тут, ТС сэкономил пару предложений, и не пожелал во первых строках хотя бы кратко описать, что это и для чего. Сам обзор может и нормальный, но чисто по-человечески неприятный.
которые звонят раз в пол-года, говорят «Привет», и начинают грузить своими вопросами.
Раз в пол года это еще классно, часто бывает так —
Звонок, номер в виде просто цифр, т.е. в контактах нет.
Привет, помнишь ты мне два/три/четыре года назад монитор/комп/блок питания ремонтировал?
Не, у меня в принципе память на такие вещи (как и на голос) близка к идеальной, но все таки только близка и иногда такое вопросы ставят в тупик…
всегда было загадкой — зачем открывать обзор, не понимая о чем он, а потом жаловаться на то, что вам не обьяснили — о чем он.
если вы не знаете, о чем речь — вам это не нужно. вроде все максимально просто.
тратьте свое время на поиски ответа, вместо того чтобы тратить чужое, задавая вопросы, которые никаким боком не должны волновать автора.
автору — спасибо. а вы — просто чаще используйте гугл.
я сперва тоже так помыслил а потом обратил внимание — изначальный вопрос был зачем автор использует.
Лирический рассказ и почитать интересно и понятно что это не п.18
но там дальше уже как то поменялась интонация — как будто для чего то нехорошего используется.
с нетерпением жду обзора на диктофон «эдик» :) :) :)
Не поверите! Сколько раз я начинал читать обзоры о невиданных ранее мною вещах, а потом думал, ну надо же, вот бы раньше мне о таком узнать, что такое существует! Я бы столько времени и сил мог бы с этой штуковиной сэкономить!
вот мозгом я это понимаю, но уже на автомате уже жду ответной реакции от «не верю, да кому такое надо» до «да такое можно сделать из палок и соломы бесплатно»
всегда было загадкой — зачем открывать обзор, не понимая о чем он, а потом жаловаться на то, что вам не обьяснили — о чем он.
Э, нет, минутку. Мы тут на техническом сайте, и в массе своей технические люди. Но сама по себе техническая тематика настолько обширна, что быть специалистом, и по фотографии определять про что обзор — это почти анриал. И нормальный человек это понимает, в меру своих сил старается облегчить понимание того, что он хочет сказать (прошу прощения за тавтологию).
И с чего бы вы так решили, что если я не понимаю, про что речь с первого абзаца — то это мне точно не нужно? И как раз ТС потратил не свое, а мое время, на то, чтобы я до середины его обзора разбирался, про что тут написано, хотя он мог бы в анонсе сказать — что за оно тут обозревается. Это не трудно.
Ну ваш посыл в гугл абсолютно мимо кассы — если бы мне понадобился диктофон, я бы туда и пошел первым делом, а на муску ходят совершенно за другим.
Про технический сайт — сразу мимо, как и про технических людей, не нужно свою сову на чужой глобус натягивать. ТС потратил своё время, до твоего времени дело только твоё, ты сам волен решать, тратить его или нет, мог просто мимо пройти и не потратить. В реальном мире вокруг куча источников информации через которые человек реализует свою познавательную способность, это твой выбор. Кому какое дело до того сколько ты времени потратил, чтоб разобраться? — это твоё личное время. И нет никому никакого дела зачем ты на муську ходишь, не нужно свои потребности на всех проецировать. Тебе никто ничем не обязан, ты не затратил в пользу ТС своего труда, используй доступные источники информации на своё усмотрение.
Про технический сайт — сразу мимо, как и про технических людей, не нужно свою сову на чужой глобус натягивать.
Ты это, дядя, выдыхай. Где я говорил, что мне кто-то что-то должен? Кто тебя так обидел по жизни, что ты нагенерил такой пурги? Ты сам зачем на этом сайте? Чтобы лить подобную дичь? Потрать свое время, натяни на глобус хотя бы один свой обзор, потом поговорим кто и чего затратил в пользу ТС.
есть гораздо более дешевые устройства с (почти) теми же функциями. для более простых ситуаций — есть отличные диктофоны. в конце концов — даже на айфон(начиная примерно с 6 модели) при наличии прямых рук можно отлично писать звук.
f1 — прекрасный рекордер, в его нише почти нет прямых полноценных конкурентов.
но покупать именно его просто из интереса почти бессмысленно:) он и недешев, и ограниченное число цифровых предустановок уровней иногда крайне неудобно… в общем — железяка стоит своих денег, но требует определенных умений от пользователя.
Первоначально планировал использовать именно для записи звука к видео, но все-таки удобнее использовать радиосистемы)
9 ступеней регулировки будет достаточно в 95% случаев, у аналога Tascam DR10 их вообще 3: Low, Mid, Hi )))
касательно обзора
я вообще очень удивился что здесь не только ali рассматривают :)
в том магазине к тому же своя система отзывов, с наградами. отзывы почему то то все на 5* :)
но в связи с этим вопрос — не было бы дешевле в иностранных магазинах? Магазин то не самый дешевый.
и так же вопрос — а почему все таки эту, довольно недешевую модель.
далее у меня типовое замечание по уровням шума. автор провел заметную работу. но было бы интересно получить сырые образцы записей с разными степенями усиления. т.е. прям архив .wav файлов с понятными подписями, не пережатый ютубом. это трудоемко, но это уже было сделано и как раз тот случай когда лучше 1 раз услышать в оригинале. я на эту модель нагугливал записи и мне они показались довольно шумными.
и еще более редкий вопрос — как у девайса с вЫходом. на tascam наушники довольно шипелявые хоть на дешевых хоть на дорогих моделях.
отдельно расскажу свои фантазии зачем нужен такой девайс…
про петлички многие наверно видели в ютубе когда человек сидит в уютном кресле и вещает.
но тут провод не особо проблема, можно напрямую к камере подключить. Да и беспроводных вариантов немало.
Если даже запись нескольких человек в помещении, быват что хватает и накамерного, а можно и микрофонов наставить и микшер или многоканальную звуковуху. В общем в совсем другую сторону история.
А вот с передвижными вариантами, типа влоггеров — интереснее. Когда человек просто идет и говорит в камеру — вопросов нет, и телефонный микрофон подойдет, и проводной.
Но вот если человек отошел от камеры и хочет показать скажем пизанскую башню на фоне себя, то тут длинный провод совсем не поможет. Рекордер поможет, а еще бы лучше и «закадровая озвучка» но это надо еще запись синхронизировать. Накамерный радиомикрфон тут вполне решение. Хотя у них тут сразу вопросы и по качеству, и по дальности, помехоустойчивости, и времени работы, и стоимости.
Но мы еще усложним ситуацию. Берем два человека, да они не просто стоят, а шаряться по каким нибудь сложным локациям и о чем то вещают. Я смотрел довольно много таких видео, особенно напрягает когда это типа интервью — и нефига не слышно одного из участников. Хорошо, есть даже и накамерные микшеры, но любая помеха запорет всю запись. Ну и радиосистемы, в нестабильном окружении — огород выходит.
Другое дело конечно, чтов таком случае можно взять не рекордер а еще один телефон — и вот тут то у нас и резко заметен вопрос цены/качества. Насколько лучше специализированный деваейс за 10тысруб пос равнении с телефон + микрофон за такую же стоимость…
Современные радиосистемы в принципе на открытом пространстве могут обеспечить дальность приема порядка 50 метров. Правда цифровые, работающие на частотах WI-Fi хорошо работают только в пределах прямой видимости, если возникают какие-то препятствия (зашли за угол), то сигнал будет прерываться.
Если брать проф. системы типа Sennheiser G4, то цена тут за комплект 45-70 тысяч (100 и 500 серии).
Для двух человек существуют двухканальные радиосистемы, приемники которых выдают каждый микрофон на отдельный канал, поэтому возможно потом на посте отдельно редактировать каждого спикера.
да и этой радиосистеме еще и полевой рекордер скажем sound devices, :) и когда мы подсчитаем суммарную стоимость то окажется что не все ТВ каналы себе такое не позволяют :) ну а если мы озвучим ее здесь то услышим жабное «ква» такой силы… что… ох, все фантазия иссякла :)
g4 как бы считается накамерной системой но она одноканальная. 2 — 4 канальные я видел только с стационарным приемником, да и если мы пишем многоканал то это уже на камеру, а на многоканальный рекордер. студийно снимать я такой огород еще переставляю, но реально думаю что даже на телевиденьи такое реализуют в тревел шоу, у них вся аппаратура блогерская, и лазят они там и по скалам и по сложным рельефам. у них гам несколько гоупро на человеке это да, но радиоканал как то не нужен при этом.
Радиоканал и качественный звук — плохо совместимы. 5 метров кабеля за собой тянуть, чтобы воткнуться в видеозаписывающую аппаратуру -тоже так себе мысль.
А с рекодером просто +1 дорожку вкинуть при монтаже, да потратить минуту времени на сведение звука с картинкой, а если хлопушку использовать — так вообще секундное дело.
С чем связано подобное утверждение? Уже много лет работаем с аналоговыми системами Sennheiser 5000 серии — качество отличное) В современных условиях на концертных площадках без этого просто невозможно обойтись. В самых больших шоу их количество может к 100 приближаться)
однако тут уже речь идет о совсем разных вещах. концерт это концерт. даже не совсем понятно зачем такой рекордер пригодиться. А видео это видео. если пишем одного человека издалека то есть варианты либо такой рекордер либо радиоканал.
Однако если же рассматривать вопросы качества/цены, то
крутой радиоканал требует очень нехилых вложений. Дешевая радиопетличка имеет низкие параметры. приемник для Sennheiser 5000 стоит 350000 руб. и она просто огромная.
Иными словами — требуются заметные усилия а не воткнул и поехали. Так что совместимо плохо :)
При этом конкретно на концертной площадке требования к качеству звука несколько иные (там и шума просто не слышно и слова песен наизусть знают).
А вот когда чтото типа лекции, без музыки — вот там люди сидят слушают каждое слово, и в наушниках часто, так что требования по звуку фактически выше. Проблема только в том что некоторые лекторы воображают себя рокзвездами и бегают по сцене туда-сюда :)
Конечно с нынешними колебаниями курса сложно сейчас о ценах говорить, но тот же Sennheiser XSW-D стоит вполне вменяемых денег, я бы себе взял, но пока необходимости нет. Концерт концерту рознь, не стоит забывать, что довольно часто записанный материал идет в дальнейший продакшн. Так что к качеству самые высокие требования). Если говорить о топ-сетапах, в этом случае применяются бескомпромиссные решения типа Shure axient digital и подобные. Профессиональные решения никогда не стоили дешево).
Для записи лекций — да, очень неплохой вариант. С учетом продолжительности работы в 10 часов)
Вопросы автору: А как выглядит индикация уровня с петлички, она быстрая? Есть ли у него отключаемое АРУ(AGC)? Что у него с брызгозащитой? Я периодически записываю видео на сильном ветру и всегда не в помещении.
Индикация достаточно шустрая. Есть автоматический гейн и лимитер (не настраиваемый). Но ни то, ни другое не использую.
По поводу защиты от воды ничего сказать не могу. Производитель не говорит об этом, сам подобных экспериментов не проводил. Думаю что небольшие брызги не повредят ему. Единственное слабое место — разъем USB, который никак не закрыт(
Sennheiser можно поискать, их делают специально для их радиосистем. Только вот номер по каталогу не подскажу.
На Ali ищется по запросу «Sennheiser 3.5 screw lock».
Звонок, номер в виде просто цифр, т.е. в контактах нет.
Привет, помнишь ты мне два/три/четыре года назад монитор/комп/блок питания ремонтировал?
Не, у меня в принципе память на такие вещи (как и на голос) близка к идеальной, но все таки только близка и иногда такое вопросы ставят в тупик…
Хотя не так давно я на такой же вопрос безошибочно узнал приятеля, с которым лет семь не виделись.
если вы не знаете, о чем речь — вам это не нужно. вроде все максимально просто.
тратьте свое время на поиски ответа, вместо того чтобы тратить чужое, задавая вопросы, которые никаким боком не должны волновать автора.
автору — спасибо. а вы — просто чаще используйте гугл.
Лирический рассказ и почитать интересно и понятно что это не п.18
но там дальше уже как то поменялась интонация — как будто для чего то нехорошего используется.
с нетерпением жду обзора на диктофон «эдик» :) :) :)
И с чего бы вы так решили, что если я не понимаю, про что речь с первого абзаца — то это мне точно не нужно? И как раз ТС потратил не свое, а мое время, на то, чтобы я до середины его обзора разбирался, про что тут написано, хотя он мог бы в анонсе сказать — что за оно тут обозревается. Это не трудно.
Ну ваш посыл в гугл абсолютно мимо кассы — если бы мне понадобился диктофон, я бы туда и пошел первым делом, а на муску ходят совершенно за другим.
f1 — прекрасный рекордер, в его нише почти нет прямых полноценных конкурентов.
но покупать именно его просто из интереса почти бессмысленно:) он и недешев, и ограниченное число цифровых предустановок уровней иногда крайне неудобно… в общем — железяка стоит своих денег, но требует определенных умений от пользователя.
9 ступеней регулировки будет достаточно в 95% случаев, у аналога Tascam DR10 их вообще 3: Low, Mid, Hi )))
я вообще очень удивился что здесь не только ali рассматривают :)
в том магазине к тому же своя система отзывов, с наградами. отзывы почему то то все на 5* :)
но в связи с этим вопрос — не было бы дешевле в иностранных магазинах? Магазин то не самый дешевый.
и так же вопрос — а почему все таки эту, довольно недешевую модель.
далее у меня типовое замечание по уровням шума. автор провел заметную работу. но было бы интересно получить сырые образцы записей с разными степенями усиления. т.е. прям архив .wav файлов с понятными подписями, не пережатый ютубом. это трудоемко, но это уже было сделано и как раз тот случай когда лучше 1 раз услышать в оригинале. я на эту модель нагугливал записи и мне они показались довольно шумными.
и еще более редкий вопрос — как у девайса с вЫходом. на tascam наушники довольно шипелявые хоть на дешевых хоть на дорогих моделях.
про петлички многие наверно видели в ютубе когда человек сидит в уютном кресле и вещает.
но тут провод не особо проблема, можно напрямую к камере подключить. Да и беспроводных вариантов немало.
Если даже запись нескольких человек в помещении, быват что хватает и накамерного, а можно и микрофонов наставить и микшер или многоканальную звуковуху. В общем в совсем другую сторону история.
А вот с передвижными вариантами, типа влоггеров — интереснее. Когда человек просто идет и говорит в камеру — вопросов нет, и телефонный микрофон подойдет, и проводной.
Но вот если человек отошел от камеры и хочет показать скажем пизанскую башню на фоне себя, то тут длинный провод совсем не поможет. Рекордер поможет, а еще бы лучше и «закадровая озвучка» но это надо еще запись синхронизировать. Накамерный радиомикрфон тут вполне решение. Хотя у них тут сразу вопросы и по качеству, и по дальности, помехоустойчивости, и времени работы, и стоимости.
Но мы еще усложним ситуацию. Берем два человека, да они не просто стоят, а шаряться по каким нибудь сложным локациям и о чем то вещают. Я смотрел довольно много таких видео, особенно напрягает когда это типа интервью — и нефига не слышно одного из участников. Хорошо, есть даже и накамерные микшеры, но любая помеха запорет всю запись. Ну и радиосистемы, в нестабильном окружении — огород выходит.
Другое дело конечно, чтов таком случае можно взять не рекордер а еще один телефон — и вот тут то у нас и резко заметен вопрос цены/качества. Насколько лучше специализированный деваейс за 10тысруб пос равнении с телефон + микрофон за такую же стоимость…
Если брать проф. системы типа Sennheiser G4, то цена тут за комплект 45-70 тысяч (100 и 500 серии).
Для двух человек существуют двухканальные радиосистемы, приемники которых выдают каждый микрофон на отдельный канал, поэтому возможно потом на посте отдельно редактировать каждого спикера.
g4 как бы считается накамерной системой но она одноканальная. 2 — 4 канальные я видел только с стационарным приемником, да и если мы пишем многоканал то это уже на камеру, а на многоканальный рекордер. студийно снимать я такой огород еще переставляю, но реально думаю что даже на телевиденьи такое реализуют в тревел шоу, у них вся аппаратура блогерская, и лазят они там и по скалам и по сложным рельефам. у них гам несколько гоупро на человеке это да, но радиоканал как то не нужен при этом.
А с рекодером просто +1 дорожку вкинуть при монтаже, да потратить минуту времени на сведение звука с картинкой, а если хлопушку использовать — так вообще секундное дело.
однако тут уже речь идет о совсем разных вещах. концерт это концерт. даже не совсем понятно зачем такой рекордер пригодиться. А видео это видео. если пишем одного человека издалека то есть варианты либо такой рекордер либо радиоканал.
Однако если же рассматривать вопросы качества/цены, то
крутой радиоканал требует очень нехилых вложений. Дешевая радиопетличка имеет низкие параметры. приемник для Sennheiser 5000 стоит 350000 руб. и она просто огромная.
Иными словами — требуются заметные усилия а не воткнул и поехали. Так что совместимо плохо :)
При этом конкретно на концертной площадке требования к качеству звука несколько иные (там и шума просто не слышно и слова песен наизусть знают).
А вот когда чтото типа лекции, без музыки — вот там люди сидят слушают каждое слово, и в наушниках часто, так что требования по звуку фактически выше. Проблема только в том что некоторые лекторы воображают себя рокзвездами и бегают по сцене туда-сюда :)
Для записи лекций — да, очень неплохой вариант. С учетом продолжительности работы в 10 часов)
По поводу защиты от воды ничего сказать не могу. Производитель не говорит об этом, сам подобных экспериментов не проводил. Думаю что небольшие брызги не повредят ему. Единственное слабое место — разъем USB, который никак не закрыт(