Очередная попытка внести изменения в конструкцию, навеянная чужими идеями.
Анализ схемы. Замеры АЧХ и THD.
1. Intro
Начну с того, что все радиолюбители приложили
руки паяльник, чтобы улучшить этот популярный микрофон.
Букет ссылок на эту тему:
—
Микрофоны — разновидности, свойства, применение
—
Студийный конденсаторный микрофон или сверхглубокая модернизация китайского BM-700 (BM-800)
—
Микрофон BM800. Попытка модернизации. Беда со звуком
—
Alctron mc410
—
Моддинг микрофона BM-700 (BM-800)
—
Обзор, разборка и тест микрофонов с капсюлем 34мм. Усилитель от Rode NT1A
—
Конденсаторный студийный микрофон по схеме FIN+
—
Переделка микрофона Maono AU-A03T — установка однодюймового микрофонного капсюля. И далее...
—
RFT Gefell MK102 с предусилителем по схеме FIN для работы от блока XLR фантомного питания +48 В
—
Схема Tannoy tm1, исправляем ошибки
Если кому-то захочется купить BM700 для экспериментов,
распродажа на али.
Пришло и моё время попытать счастья. ))
Естественно, поиграться с одним экземпляром — это неспортивно. Поэтому я начал сразу с двух.
2. Анализ схемы
Схема нашлась на просторах интернета:
Я лишь добавил фактические напряжения по постоянке.
Исправлены связи резистора 82кОм !
2.1 Первый каскад собран на полевом транзисторе 2sk596 по схеме с ОИ:
Для группы «B» даташит обещает следующие параметры:
Начальный ток стока 150-240 мкА. Замеренное значение 200 мкА, что полностью совпадает.
При крутизне характеристики 0,4мСм и стоковом резисторе 2,2кОм усиление 1-го каскада около единицы.
Правда, и Кг около 1,6%. Но это при 30мВ входном сигнале.
Поэтому каскад надо бы «превратить» в истоковый повторитель.
2.2 Второй каскад (фазорасщепляющий).
По всеобщему мнению, его можно упразднить.
Тогда получится примерно такая схема:
Прежде чем браться за бокорезы, запустил симулятор и «протестировал» 2-й каскад.
После исправления ошибки (связи резистора 82кОм) получилось «измерить» THD:
При входном напряжении 10мВ (действ.) Кг=0,002% всего.
Так что вырезать 2-й каскад можно, но смысла в этом немного: есть риск повредить печатную плату.
Поэтому я в очередной раз слентяйничал и решил оставить 2-й каскад как есть, ибо вреда от него
как с козла молока никакого. ))
2.3 Дополнительное соединение нуля схемы с корпусом (обведено красным цветом)
Решение не моё: его рекомендует Noman.
Возможно, для каких-то модификаций (клонов) BM-700 это актуально.
Лично я
в своих экземплярах проверил омметром сопротивление корпус — 1й контакт XLR: увидел ноль Ом и успокоился.
3. Замеры (схема и конструкция микрофона без изменений).
Шумовая полка:
Очень хорошо. )
АЧХ:
Супер! С файлом калибровки получается измерительный микрофон с XLR выходом.
Общий THD (динамик + микрофон):
3. Моделирование 1-го каскада
было выполнено с целью спрогнозировать, на сколько изменятся усиление и Кг, если схему с общим истоком заменить на схему с общим стоком (истоковый повторитель).
Исходная схема (вместо 2sk596 использован аналог по крутизне и начальному току стока 2n3687):
Усиление около двух, Кг=0,7%.
Схема истокового повторителя (также использован аналог 2n3687):
Усиление уменьшилось в 4 раза, Кг уменьшился в 3 раза.
Можно полагать, что с полевиком 2sk596 будет аналогично.
4. Установка резистора 2,2 кОм в исток 2sk596
Казалось бы, элементарная задача. Но час на это потратил.
Сначала порассматривал печать и запланировал сделать разрезы:
Что и сделал, хотя аккуратно не получилось:
Проверяю омметром результат: по прежнему ноль Ом между истоком и землёй схемы.
Я тупо ошибся: металлизированное отверстие около полевика даёт соединение с земляным полигоном с обратной стороны платы.
Так что
разрезы бесполезны, зря потраченное время.
Всё равно пришлось выпаивать полевик, отгибать исток и уже к нему подпаивать 2,2 кОм:
5. Замеры THD для схемы с 2sk596 и 2,2 кОм в цепи истока
Было: _1,3% _0,51% 0,25%, 0,34%
Стало: 0,43% 0,17% 0,28% _0,39%
Так что изменения пошли на пользу. ))
7. КП303И
Осталось проверить вариант схемы с отечественным полевым транзистором.
Моделирование выполнено с аналогом BF245A:
КП303И из личных запасов, резисторы 10МОм из лабаза:
В плату запаяны только сток и затвор полевика.
2,2кОм запаян одним выводом в плату, другим выводом — непосредственно к истоку.
Ток стока 0,3 мА (измеренное значение), т.е. по 0,64В на каждом 2,2 кОм.
Сборку 20МОм (10+10МОм) пришлось припаять с обратной стороны:
Что получилось по шумам:
На воробьиный шаг лучше, чем с 2sk596.
THD с транзистором КП303И:
Чудо в очередной раз не произошло: цифры 1в1, как с полевиком 2sk596.
В итоге:
— время потрачено
— Кг удалось улучшить совсем немного
— снизить шумы НЕ получилось совсем
8. Источники шумов в микрофоне BM-700 (BM-800)
Прежде, чем и далее вносить «усовершенствования» в схему,
было бы полезно понять, что является источником шума.
И почему замена на КП303И потерпела фиаско?
Я же
изначально полагал, что все шумы вносит 1-й каскад, т.е. полевик 2sk596.
Чтобы проверить идею, сток полевика был закорочен на землю:
Т.о. обеспечивается нулевой входной сигнал на входе 2-го каскада.
Измеряю и вижу:
Шум как был, так и остался!
Т.е. по факту шумят 2-й и выходные каскады. Нет слов!
Желающие могут послушать
запись шума.
Из чего следует неутешительный ВЫВОД:
чтобы улучшить отношение сигнал/шум, необходимо или использовать капсюль со значительно бОлее сильным выходным сигналом, или заменять
всю схему на сверхмалошумящую.
К таким же выводам пришёл и
dima_k85, когда дорабатывал свой BM-700.
После очередного визита музы меня таки осенило!
Чтобы было понятно, нацарапал рисунок:
1-й каскад выполняет функцию согласования сопротивлений. Усиления сигнала при этом
не происходит. Соответственно, к полезному сигналу добавляется шум полевого транзистора 2sk596 (кстати, 2sk596 не позиционируется как сверхмалошумящий).
Далее сигнал (+шум 1-го каскада) поступает на вход 2-го каскада.
Поскольку в 1-м каскаде усиление сигнала отсутствует, то на входе 2-го каскада уровень сигнала по напряжению такой же.
Т.е. требования по шумам ко 2-му каскаду такие же высокие, как и к 1-му каскаду.
Биполярные транзисторы 2-го и 3-го — это вовсе не малошумящие,
а обычные smd-шные общего назначения!
Поэтому 2-й каскад НАВАЛИВАЕТ ШУМОВ к слабому сигналу поболее, чем 1-й каскад.
Аналогично происходит и в 3-м (выходном) каскаде.
Таким образом, отношение сигнал/шум ухудшается в каждом каскаде микрофона.
В результате имеем… Ну, все поняли.
Схемотехническая ошибка в микрофонах BM-700 (BM-800) оказалась простая:
нет усиления сигнала в 1-м каскаде.
Способ исправления: замена полевика 2sk596 на сверх малошумящий полевик с крутизной характеристики S=10 мСм и более.
Да, шум от 1-го каскада также добавится к сигналу.
Но уже на входе 2-го и 3-го каскадов сигнал будет в 10-20 раз больше по напряжению.
Соответственно соотношение сигнал/шум значительно улучшится.
Забегая немного вперёд, внесу интригу: идея уже проверена и работает.
Но материал об этом ещё не упорядочен…
9. Выводы
Чужие идеи интересны и с виду логичны, но порой безрезультатны. ((
Добавление резистора в цепь истока 1-го каскада НЕ снижает шум схемы,
а лишь снижает усиление и коэффициент гармоник (THD).
В результате пригодность микрофона для измерительных задач намного улучшается.
Что, собственно, и требовалось.
Вопрос с шумами остался открытый. Поэтому есть, куда направить силы. ;)
Всем удачных экспериментов!
Но за старание — лайк. Просто как бы я даже не знаю, какой кусок этого устройства вообще есть смысл сохранять для доработки.
Схема — ну, сами описали. Капсюль — да он копеечный, гроздьями на али лежат в районе 40 кажется (давно не проверял) рублей. Корпус — тонкий, звонкий, проще купить обрезки трубы на рынке или просто напечатать хороший и толстый. Провод комплектный к сожалению не балансный, а нормальный провод дороже этого микрофона.
Только гриль получается и остаётся. Но на рынке продаётся прекрасное ситечко за 60р…
К автору у меня 0 претензий, наоборот, молодец что раскрыл частично тему того, что это Г остаётся Г даже после простых доработок.
Да, транзисторы дешёвые, потому и шумят.
Но никто не запрещает экспериментировать с ВМ-700.
Полезная конкретика будет?
А лучше за те же деньги легко, вот: https://aliexpress.ru/item/1005005719479416.html
Динамический микрофон, то что надо в большинство не особо подготовленных помещений.
И куча фото типа таких:
Во вторых, чувствительность динамических миков ниже, чем у конденсаторных.
Поэтому трындеть в него надо достаточно громко.
А с фото вообще непонятно. Фото как фото, родной 57-й (много раз их использовал) примерно таков же ан фас, разве что обычно чуть более побит жизнью.
Здрасьте-приехали. Я всё же полагал что человек дружащий с паяльником и переделывающий микрофоны, пусть к этому и бывают вопросы, не будет пересказывать совсем уж страшные звукорежиссёрские мифы.
Динамический микрофон да, обладает низкой чувствительностью, это верно. Но это уже лет двадцать как не повод в него непременно орать, а повод просто поднять коэффициент усиления. Возможно какая-нибудь встроенная карточка его и не потянет, не пробовал, но достаточно недорогие аудиоинтерфейсы тянут.
Динамические микрофоны — это в том числе и SM7B например, в который зачастую шепчут.
Всё весьма конструктивно.
Именно гриль у вм-700 звенит мама не горюй. Из-за этого и проблемы со звучанием у данной модели микрофона.
Да у него средняя часть корпуса легче чем гриль. Вот уж действительно мимо.
Основные проблемы звучания в том, что этот микрофон продают как голосовой/подкастерский, и так он выглядит. А внутри капсюль от петлички и шумная схема. Тогда как за эти деньги китайцы продают уже вменяемые динамические микрофоны, которые и стоит взять. И даже дорабатывать их интереснее, если уж приспичит.
Именно ЭТИ микрофоны брать не стоит, потратите небольшие деньги и много времени на китайский развод. Но тот же FIFINE сейчас делает например вполне себе неплохие микрики. Только именно сейчас, начинали они как и многие именно с каких-то копий BM-ок, так что брать старые фифайны не стоит.
Почему не USB микрофон — тоже на самом деле понятно: они не объединяются. А если вы сегодня хотите записывать одну дорожку качественно, то следующий шаг попробовать записать диалог, на две дорожки, и тут вылезает эта проблема, что устройство записи должно быть одно.
В общем, можно героически решить проблему, а можно взять XLR или гибридный микрофон.
Т.е. если не касаться упоротости любителей многих нулей после запятой, и темы High-End вообще,
то вот как например всякие блоггеры интервью порой записывают — каждому на воротник вешают автономную петличку и потом как-то же это сводят вместе.
То, что какой-то софт может быть неудобным и глючным — это одно, а в теории я не вижу проблем синхронной записи — в конце концов, вся цифровая петрушка кварцована, записи можно включить приоритет — «в режиме реального времени»…
Впрочем, я на практике не сталкивался. Так что это скорее не вопрос а пространный комментарий.
Извиняюсь за занудство.
А если вы используете USB микрофон, то писать придётся именно в комп, ни в какой микшерный пульт его не воткнуть.
Если вы готовы писать интервью в два компа одновременно, и потом синхронизировать — это технически возможно, просто в реальном использовании вы сами не захотите так мучаться.
А на практике увидите, что при синхронизации двух длинных файлов через полчаса частенько вылезает эхо (особенно если это 44.1 и 48 кГц). Потому что кварц кварцем, а звуковой файл звуковым файлом. Это не смертельно, с этим можно работать, но дешевле обычно не тратить нервы, а писать в одно устройство при возможности писать в одно устройство. И потому те же петлички стараются писать удалённо, а запись во встроенный рекордер оставлять на случай обрывов.
Что вы где синхронизировать собрались? В том же audition выбираем девайс, дискретизацию и погнали. Хоть тыщу каналов одновременно, главное чтоб процессора и пропускной способности хранилища хватало.
У меня на 16 каналов студия на C2D с этим справляется. 2 штуки m-audio 1010 и usb-микшер если надо ещё два, иногда доп.мики типа behringer c-серии используются тоже по usb.
Больше 20ти в сумме не требовалось ещё.
Вот две звуковухи между собой засинкать обязательно надо, ну так им уже 20+ лет, а usb пофигу.
О том, что мультитрек возможен на одном компьютере я выше писал. Только я ведь его и использовать пробовал, и с результатом подобного мультитрека с маленького концерта тоже работал. Вернее пытался работать, пока не обнаружил, что мало того что дорожки инструментов и вокала имеют совершенно разную длину, но ещё и минус который писался с внешнего устройства потерян. Причём там было как раз очень недешёвое оборудование, что меня и обмануло (а зря, буду помнить что всегда надо втыкать рекордер на мастер когда это возможно даже если звукорежиссёр божится что всё пишет в поканал). А так-то всё работает, да, сколько введёшь столько и работает… пока результат не нужен.
Всего хорошего и очень большой удачи тем кого вы записываете в реале, а не в мечтах.
Даже если они при этом воспользуются маками, честно, я готов к любым сексуальным предпочтениям человека который даёт нормальный материал :)
Я нашёл способ побороться с «расчёской», о чём намекнул Фениксу.
Но народ немало пообжёгся на схеме Феникса. И многие вернулись старым более проверенным решениям.
Нет ли чего на примете?
Загнал в симулятор:
Во 1х, усиление всей схемы 1412.
Во 2х, Кг=0,025% примерно (но с полевиками симулятор ошибается в разы; проверено лично).
Реально в долгий ящик запрятал. ))
Непонятно только, почему разработчик использовал тда1308 с питанием 9В, когда по даташиту 8В максимум.
и заказать десяток у китайцев, чтобы поиграться
Плата сделана из текстолита 0,5 мм, и просвечивает насквозь. Специально для нее заказывал 3 мм Nichicon. Пока фоткал пришел главный тестеровщик.
Плата с микрофоном влезает в 7 мм трубку.