Аккумуляторы LADDA ААА 500 mAh vs Eneloop Lite ААА 550 mAh. 500+ циклов в режиме 2С-2С

  • Цена: 5.95 € за 4 шт.

Есть мнение, что ныне популярные аккумуляторы IKEA LADDA являются ребрендингом Panasonic Eneloop.
Под катом – попытка сравнительного обзора «облегченных» моделек формата ААА. Они менее популярны чем «полноемкостные», но было интересно их проверить на предмет «ожидание-реальность». Или, насколько рекламные заявления двух брендов соответствует тому, что может получить конечный пользователь.

1. Eneloop Lite: в чем тайный смысл?


По поводу раздела 1. Год назад я уже рассказывал подобную историю. Но излагал длинно, запутанно, бессвязно. Теперь, когда в голове все более-менее устаканилось, хочу предложить новый вариант. Более логичный и короткий.

После выпуска компанией Sanyo осенью 2005 г. классических белых Eneloop АА и ААА, японцы на несколько лет озадачились темой расширения ассортимента продуктов, изготовленных с применением технологии Eneloop. Картинка из буклета-анонса Sanyo от 1 ноября 2005 г.:


Попытка №1
В 2007 г. появились Энелупы в формфакторах С и D.

Но дальше азиатского рынка они так и не пошли. Да и там они пошли как-то вяло… В настоящее время Eneloop С и D вроде как еще выпускаются ограниченными партиями для внутрияпонского рынка. Врядле кто из муськовчан их видел живьем. Лично я не видел.

Попытка №2
В 2009 г. выпущены первые Eneloop limited edition (eneloop tones) – это такие наборчики прикольно раскрашенных Eneloop АА или ААА в подарочных блистерах. По 8 шт.

ДРУГИЕ РАСЦВЕТКИ (несколько примеров)







ТУТ полный список того, что было выпущено за 10 лет с указанием кодов, но без картинок.

Eneloop limited edition выпускаются до сих пор, ибо ценители прекрасного их периодически покупают для цветового разнообразия парка используемых в быту Ni-MH. Ну, или для коллекции. Limited edition стоят несколько дороже «обычных», но ввиду не шибко большой востребованности, периодически попадают на распродажи по цене «обычных».
Однако, смену наклеек на классических белых Eneloop вряд ли можно назвать маркетологическим прорывом.;)

Попытка №3
В 2010 г. в дополнение к «классическим» белым были выпущены первые Eneloop XX(Pro) и Eneloop Lite. И на этом поиски возможностей расширения модельного ряда Энелупов были прекращены.
На сей момент ТТХ «святой троицы» в двух типоразмерах выглядят так (из проспекта Панасоника за 2017-2018 гг):


Надо сказать, что к тому времени (2010 г.) расширение модельного ряда Энелупов уже назрело.
Конкуренты понавыпускали «энелупоподобных» аккумуляторов, т.е. тех, для которых заявлена фича LSD (Low Self-Discharge). Или, что тоже самое, RTU/ R2U (Ready To Use), Always Ready, Stay Charged, Pre-Charged, Ready When You Are! и т.д.
Далеко не полный список LSD/R2U-аккумуляторов, имеющихся в продаже в 2011 г. можете глянуть под спойлером:
LSD-аккумуляторы, 2011 г.
Типоразмер AA / R6 / Пальчиковые / Mignon

Sanyo Eneloop 2000 mAh (HR-3UTGA) / 1500 циклов
Sanyo Eneloop 2000 mAh (HR-3UTGB) / 1800 циклов (с октября 2011 года)
Sanyo Eneloop Lite 1000 mAh (HR-3UQ) / 2000 циклов
Sanyo Eneloop XX 2500 mAh (HR-3UWX) / 500 циклов
Sanyo Eneloop PRO 2400 mAh (HR-3UWX) / 500 циклов
Sanyo Eneloop PLUS 1900 mAh (HR-3UPT) / 1800 циклов
Ansmann maxE 2100 mAh (5035052) / 1000 циклов
Ansmann maxE PLUS (maxE+) 2500 mAh (5035442) / >500 циклов
Varta Longlife Ready2Use 1600 mAh (56716) / 1000 циклов
Varta Longlife Ready2Use 2100 mAh (56706) / 1000 циклов
Varta Power Ready2Use 2300 mAh (56726) / 1000 циклов
AccuLoop AccuPower 2100mAh (AL2100)
AccuLoop AccuPower 2300mAh (AL2300)
Panasonic EVOLTA 2080 mAh (HHR-3MRS) / 1200 циклов
Panasonic EVOLTA 1950 mAh (HHR-3MVS) / 1600 циклов
Panasonic EVOLTA e 1000 mAh (HHR-3LWS) /2100 циклов
Panasonic Infinium (P6I) / 1500 циклов
Sony Cycle Energy 2000 mAh (NH-AAB) / 1000 циклов
GP ReCyko+ 2100 mAh (210AAHCBE) / 1000 циклов
Duracell StayCharged 2000 mAh (50003940878… ) / 1000 циклов
NEXcell energyON 2000 mAh (AA)
Fujicell Prolife серия от 1200 до 2200mAh (FUJI-HR3RTU…) / 1000 циклов
Rayovac Platinum 2100 mAh (NM715)
Yuasa EniTime 2100 mAh (AACS2100) / 1000 циклов
Vapex Instant 2100mAh и 2300 mAh / 1000 циклов
AgfaPhoto Direct Energy 2100mAh (802893) / 1000 циклов
Conrad Energy Endurance 2200mAh (PH-H-AA2200H) / 1000 циклов
Uniross Hybrio Multi Usage Ultra 2100mAh (U0150170)
Duracell Pre-charged 2000mAh
E8GE 1000 2100mAh (E8GE0013)
Lenmar L2G 2150mAh (R2GAA4) / 1000 циклов
Titanium Power Enduro 2100mAh (=Panasonic)
AccuEvolution 2200mAh (= AccuLoop AccuPower)
Tenergy Centura 2000mAh (10321)
Hähnel Synergy 2100mAh и 2500mAh (1000 494.1) / >500 циклов
Powerbase Instant 2100mAh и 2350mAh (instant) / 1000 циклов
Pleomax e-lock 2100mah
PowerEx Imedion 2400mAh (MHRAAI4)
Kodak Pre-Charged 2100mAh (KAARPC) / 1000 циклов
TruCELL 2200mAh (AAPRE2200-TRU)
Enix NX-Ready 2000mAh (ACH9019)
7dayshop Good TO GO 2100mAh (7dayshop)
Camelion AlwaysReady 2100mAh, 2300mAh и 2500mAh (Сamelion)
Philips MultiLife Ready To Use 2000mAh
Turnigy LSD 2200mah

Типоразмер AAA / HR03 /Мизинчиковые / Micro

Sanyo Eneloop 800 mAh (HR-4UTGA) / 1500 циклов
Sanyo Eneloop 800 mAh (HR-4UTGB) / 1800 циклов (с октября 2011 года)
Varta Longlife Ready2Use 800 mAh (56703) / 1000 циклов
Varta Power Accus Ready2Use 900 mAh(56713) / 1000 циклов
AccuLoop AccuPower 950 mAh (AL950)
Ansmann maxE 800 mAh (5035042/01) / 1000 циклов
Panasonic EVOLTA 780 mAh (HHR-4MRS) / 1200 циклов
Panasonic EVOLTA 750 mAh (HHR-4MVS) / 1600 циклов
Panasonic EVOLTA e 650 mAh (HHR-4LWS) /2100 циклов
Sony Cycle Energy 800 mAh (NH-AAAB) / 1000 циклов
GP ReCyko+ 850 mAh (85AAAHCBE) / 1000 циклов
Duracell StayCharged 2000 mAh (50003940878… ) / 1000 циклов
NEXcell energyON 2000 mAh (AAA)
Fujicell Prolife серия от 400 до 900mAh (FUJI-HR3RTU…) / 1000 циклов
Rayovac Platinum 800 mAh (NM724)
Yuasa EniTime 800 mAh (AAACS800) / 1000 циклов
Vapex Instant 850/950 mAh / 1000 циклов
AgfaPhoto Direct Energy 900 mAh (802893) /1000 циклов
Conrad Energy Endurance 800 mAh (H-AAA800H) / 1000 циклов
Uniross Hybrio Multi Usage Ultra 800mAh (U0150293)
Duracell Rechargeable Pre-charged 800 mAh
E8GE 1000 800mAh (E8GE0014)
Hähnel Synergy 800mAh (1000 494.8) / >500 циклов
Powerbase Instant 800mAh (instant) / 1000 циклов
Pleomax e-lock 900 mah
PowerEx Imedion 950mAh (MHRAAAI4)
Tenergy Centura 800 mAh (10406)
Kodak Pre-Charged 850mAh (K3ARPC) / 1000 циклов
Enix NX-Ready 800mAh (ACH9020)
Lenmar L2G 2150mAh (R2GAAA4) / 1000 циклов
7dayshop Good TO GO 800mAh (7dayshop)
Camelion AlwaysReady 800mAh и 900mAh (camelion)
Philips MultiLife Ready To Use 800mAh
Turnigy LSD 800mah

Типоразмер C / HR14 / Baby

Sanyo ENELOOP 3000mAh / 1800 циклов
Varta Power Ready2Use 3000 mAh (56714)
AccuLoop AccuPower Baby 4500mAh (AL4500)
Ansmann maxE 4500 mAh (5035352)
NEXcell energyON 4500 mAh ©
Rayovac Platinum 3000 mAh
Vapex Instant 4000 mAh
Conrad Energy Endurance 8000 mAh
Uniross Hybrio Multi Usage Ultra 2100mAh (U0150538)
PowerEx Imedion 5000mAh (MHRCI2)
Tenergy Centura 4000 mAh (10207)
Enix NX-Ready 4000mAh (ACH9024)

Типоразмер D / HR20 / Mono

Sanyo ENELOOP 5700mAh / 1800 циклов
AccuLoop AccuPower Mono 8500mAh (AL8500)
Ansmann maxE 8500 mAh (5035362)
NEXcell energyON 9000 mAh (D)
Varta Power Ready2Use 3000 mAh (56720)
Rayovac Platinum 3000 mAh
Vapex Instant 8000 mAh
Conrad Energy Endurance 8000 mAh
PowerEx Imedion 9500mAh (MHRDI2)
Tenergy Centura 8000 mAh (10107)
Enix NX-Ready 8000mAh (ACH9027)

Eneloop XX появился на рынке как более высокотоковый вариант с большей заявленной емкостью. Но с меньшим сроком службы. В 2013 г. переименованы в Eneloop Pro.

Сам я их никогда не использовал, но в коллекции есть один блистер Eneloop Pro ААА.
Eneloop Pro позиционируются как элементы питания для высокотоковых потребителей вплоть до фотовспышек.

Отзывы реальных пользователей Eneloop Pro весьма противоречивы. Что и не удивительно. Если сравнивать «Pro» и «классический» белый, то весьма сомнительный выигрыш во времени заряда конденсатора в фотовспышке вряд ли компенсирует бОльшую цену + в несколько раз меньший общий срок интенсивного использования по назначению.

В июне 2010 объявлено о выпуске Eneloop Lite, которые имеют меньшую емкость, чем стандартные Eneloop, «но могут заряжаться большее число раз и менее подвержены росту внутреннего сопротивления при многократном циклировании». © Рекламные буклеты Панасоника.

Позиционируются для устройств с малым потреблением энергии. Ну как «малым». Скажем так – «относительно малым» по сравнению с белыми и черными. Сама по себе технология Eneloop предполагает неплохую высокотоковость. Даже в случае Lite.
Заглянем в даташит Eneloop Lite BK-4LCC.


Обратите внимание, что на правом графике есть кривая разряда током 1.20А.
Это к вопросу о правомерности циклирования на токах 1.00А, про которое будет рассказано в заключительной части опуса.

И еще немного истории. Для понимания почему на нонешних Энелупах написано «Panasonic» и почему не все Энелупы одинаково полезны.
2009
В декабре 2009 года Panasonic завершила сделку по приобретению 50,2% акций Sanyo за 400 млрд иен ($ 4,5 млрд), сделав Sanyo дочерней компанией Panasonic.
2013
26 апреля 2013 года Eneloop стал официальным брендом Panasonic. Таким образом, Торговая марка SANYO в Японии прекратила существование.
2014
Panasonic начала производить Eneloop в Китае. Энелупы «made in China» доступны на азиатском рынке, включая Новую Зеландию и Австралию. Аккумуляторы Made in Japan остались для японского, североамериканского и европейского рынков.
Советую ознакомиться с результатами нескольких тестов Japanese Vs Chinese Eneloop ТУТ.


2. Как Eneloop Classic переделать в Eneloop Lite?


Это очень просто.
Всего два вполне очевидных действия:
— заменить белую наклейку на голубую;
— увеличить активную массу анода (-) и уменьшить активную массу катода (+).
А если Вы хотите из Eneloop Classic получить Eneloop Pro, то тоже все очевидно:
— заменить белую наклейку на черную;
— увеличить активную массу катода (+) и уменьшить активную массу анода (-).
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
На самом деле, автор немножко петросянит:
— по поводу цвета наклеек;
— по поводу очевидности игр с активными массами для читателя, который даже не знает, что это такое.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Далее — только для сильно интересующихся. В виде тезисов.

Чтобы было удобно пролистнуть не читая — ставлю метку-разделитель в виде таинственной картинки со свечами. Там, где закончится этот проблемный для понимания кусок будет стоять такая же.

Очередная попытка рассказать в общих чертах «КАК ЭТО СДЕЛАНО». Более серьезный вопрос «КАК ЭТО РАБОТАЕТ ?» практически не рассматривается, т.к. при нынешнем уровне химической грамотности населения сие объяснить невозможно. Нет, не так — объяснить можно, но правильного понимания не будет.
Весь текст и половина рисунков — от автора. Вторая половина рисунков взята из интернетов, удалено лишнее и добавлено нужное. Текст лишь частично адаптирован для людей, не особо дружащих с химией. Полностью выбросить всю химию нельзя, т.к. батарейки и аккумуляторы — это, по сути, сплошная химия. Все остальное является следствием и имеет вторичное значение.


1) Как устроен аккумулятор
Не все, но многие гальванические элементы в коммерческих химических источниках тока (ХИТ) представляют собой электрохимическую ячейку (ЭЯ), устроенную примерно так, как это схематически изображено на рисунке

Активное вещество это материал, который принимает участие в ОВР (окислительно-восстановительной реакции). Во многих случаях в него добавлены компоненты, которые:
— увеличивают электропроводность активной массы (например, сажа);
— частично подавляют протекание различных побочных реакций, последствия которых всегда вредны (саморазряд, необратимое окисление активных компонентов и т.п.).
Электролит — жидкая, твердая или гелеобразная среда, проводящая ионы (проводник второго рода).
Токовый коллектор это то, на что нанесена активная масса (активное в-во с добавками). Некий проводник 1-ого рода (проводит электроны). Обычно это металл или сплав металлов (никель, железо, медь, алюминий) или графит (прессованная сажа, технический углерод).
Самая важная и наиболее сложная часть любой ЭЯ в смысле проектирования и технологии изготовления — активные массы катода и анода. На поверхности и внутри активных масс электрическая энергия превращается в энергию химических связей (при заряде), а потом все наоборот (в ходе разряда). Именно этот обратимый переход энергии из одной формы в другую и отличает химический аккумулятор от других устройств накопления и хранения энергии.
Если такого не происходит, то ХИТ мгновенно превращается в кондюк. С его унылыми возможностями к накоплению энергии. Как бы тот конденсатор не был устроен — там все равно отсутствуют преобразование эл.энергии в химическую, туда-обратно. В том числе, и в обычном, «классическом» ионисторе: при заряде тупое разделение и накопление противоионов из электролита в двух слоях мелкодисперсного сорбента типа сажи (ВИДЕО). И никакой «химии».

Про электрохимические ионисторы
Вы скажите: ну есть же электрохимические суперконденсаторы — ионисторы, в ходе заряда-разряда которых протекают обратимые электрохимические процессы. Угу, есть. Только они такие же конденсаторы, как я папа римский. По своей сути — электрохимические ионисторы те же самые химические аккумуляторы, только накопление химической энергии идет не по всему объему активной массы, а только в приповерхностном слое. В результате — быстрый заряд, быстрый разряд, быстрый саморазряд. Емкость заметно больше, чем в «обычном» ионисторе, но явно меньше чем в «обычном» аккумуляторе. Короче — шустрый недоделанный аккумулятор. Даже электрохимические системы в этих супер-пупер-конденсаторах [как правило] не оригинальны, а взяты из коммерческих аккумуляторов.
По ионисторам есть внятный обзор на русском. Он хоть и старенький (2005 г.), но основные моменты там отражены достаточно верно.
Картинка оттуда


Человечество в прошлом веке научилось получать электроэнергию в огромных количествах и кучей разных способов. Но до сих пор так и придумало ни одного простого, надежного и недорогого метода ее накопления и сохранения. Вся эта свистопляска с электрохимическим способом аккумулирования электричества — она не от хорошей жизни. Вынужденная мера, однако.

Как гласит старинное придание, великий македонский полководец Александр с оригинальной фамилией Македонский однажды сказал: «Там, где начинается авиация, там заканчивается дисциплина.» Именно поэтому в его армии не было авиационных подразделений. В результате — захватил огромную территорию Евразии.
Если немного перефразировать древнее изречение, то там, где начинается химия, там заканчиваются уроки природоведения и начинаются проблемы, головняки и сложности с пониманием.
Welcome to Hell.

Обратите внимание на 3 момента.
) На картинке со схемой аккумулятора отсутствует слово «электрод», хотя все прекрасно понимают, что там электродов ровно два. Только вот что считать электродом? В «большой» электрохимии (ЭХ) под электродом часто понимается только активное вещество – материал, который принимает участие в ОВР (окислительно-восстановительной реакции). В прикладной ЭХ электрод — это активное вещество + токовый коллектор (часть токоотвода, на которую нанесена активная масса) + токопроводящий слой между ними. Для конечного пользователя электрод – это то, что торчит из ХИТ и то, к чему что-то припаивается, приваривается или цепляется механически. Самый простой вариант реализации – в кислотном свинцовом аккумуляторе. Там токовый коллектор, токоотвод и то, к чему цепляют толстые провода («электрод для пользователя») – это единое целое, сделанное из свинца. Если напрессовать (или намазать) на свинцовую решетку активное вещество (диоксид свинца для (+) или для (-) мелкодисперсный свинец с наполнителем), то все вместе можно назвать электродом


☀☀) Слова «катод» и «анод» в кавычках потому как это совсем правильно, только если речь идет о разряде ЭЯ. На катоде действительно идет восстановление частиц, а на аноде – окисление. Именно таким образом электроды «катод» и «анод» определяются разработчиками и производителями ХИТ. Но при заряде протекают обратные процессы и катод с анодом меняются местами (с т.з. «большой» ЭХ). Тем не менее, это никого не колышет, и заряжающийся «катод» продолжают называть катодом (а он стал анодом) и псевдоанод (ставший катодом) – анодом. В противном случае начнется жуткая путаница.
☀☀☀) Надеюсь, все примерно представляют, для чего нужны сепараторы – защита от КЗ между катодом и анодом. Делают их в виде сетки или пленки «в мелкую дырочку» из полиэтилена, полипропилена или их сополимеров.

2) Eneloop Classic, Lite и Pro одного поколения, сделанные на одном заводе (FDK или в Солнечной Китайщине) по составу активных веществ, степени их дисперсности, способу нанесения и (возможно) по составу электролита скорее всего отличаются мало. Не исключено, что они практически идентичны. ИМХО.
Поколения энелупов по версии eneloop101.com: ТУТ

3) Циклируемость у «никелевого» электрода великолепная. В электрохимии этот электрод принято называть оксидно-никелевый электрод (ОНЭ). Хотя, более правильно было бы «гидроксидно-никелевый»…
При заряде активное вещество, мелкодисперсный бета-Ni(OH)2 переходит в бета-NiOOH.
При этом гидроксид никеля Ni(OH)2 теряет 1 атом водорода. Куда же он девается? А он через раствор передается на металлогидридный электрод и растворяется в нем: М + Н --> МН.

При разряде все в обратном порядке: бета-NiOOH ---> бета-Ni(OH)2.
Гидроксооксид никеля NiOOH принимает 1 атом водорода. Откуда он берется? Из раствора. Откуда взялся избыточный водород в растворе? Его отдал металлогидридный электрод МН --> М + Н

Переносчиками атомов водорода в растворе являются вода и гидроксид-ионы ОН(-). Именно поэтому базовый состав электролита для данной ЭХ системы прост и незатейлив: 30%-ный раствор КОН в воде. Это молекулы воды и гидроксид-ионы в одном флаконе.
Момент истины: параметры кристаллических решеток бета-NiOOH и бета-Ni(OH)2 практически идентичны. По плотности они отличаются всего лишь на 1.2 % (4.15 и 4.10 г/см^3). То есть, в цикле заряд-разряд объем ОНЭ остается почти неизменным. Это приводит к тому, что в процессе использования ОНЭ механически не разрушается. И это прекрасно.
Срок службы ОНЭ в никель-водородных аккумуляторах (Ni-H, существуют только промышленные варианты) составляет примерно 30–40 тыс. циклов до потери емкости ячейки на 20% и глубине разряда 40-60 %.
Аккумуляторы Ni-H или Зачем автор рассказывал про то, что водород постоянно откуда-то уходит и куда-то приходит
Одиночные ячейки Ni-H в принципе существуют. Но чаще выпускаются готовые АКБ под определенные практические задачи или сферы применения. Внешне АКБ Ni-H мало отличаются от баллонов с газом. Если отбросить электрические прибамбасы, они таковым и являются. Вот, к примеру, такая красота:


Хорошо знакомые всем и каждому Ni-MH аккумуляторы — это всего лишь попытка сделать Ni-H в портативном варианте. Как говориться, для широких слоев населения. Насколько удачная — это отдельный разговор. Ni-H до сих пор являются основой накопления и хранения эл. энергии в космосе — ТЫЦ . Понятно, что они там питаются не от святого духа, а от солнечных панелей.
Космос — оно само собой. Но вроде как еще используются и в подводных аппаратах: скорее всего, на чем-то более мелком и весьма специфичном, чем дизельные подводные лодки. По крайней мере НИАИ «Источник» заявляет и такую возможность применения.
С одной стороны, «баллоны» с Ni-H стоят шибко дорого. Да и размером с батарейку не могут быть по определению. А с другой стороны — наиболее безопасные варианты «лития» не сегодня, так завтра добьют-таки Ni-MH на рынке мелких аккумуляторов, а Ni-H пока не собирается сдавать позиции.

Суть в следующем. В Ni-H протекают те же процессы, что и в Ni-MH (см. схемы выше). Разница в том, что восстановитель (водород) не растворяется в мишметалле, а присутствует в системе в виде газа Н2. Газообразный водород определяет все плюсы и минусы Ni-H по сравнению с Ni-MH. Ибо других принципиальных отличий между этими ячейками нет: в обоих случаях катод — ОНЭ, электролит — раствор КОН ~30%, номинальное напряжение одинаково и т.д.
Недостатки Ni-H:
1) Недетские ценники (почему — долго рассказывать).
2) Батарея представляет собой металлический сосуд с рабочими давлениями до 90-110 атм в советском варианте или до 60-80 атм в буржуйском. Плюс полуторный-двойной запас по прочности. Да еще и наполнен тот сосуд ничем иным, а водородом. Что создает дополнительные проблемы при изготовлении (долго рассказывать). А в том водороде всегда есть примесь кислорода. Он неминуемо выделяется как на последнем этапе заряда, так и в процессе саморазряда. Это придает ситуации особую пикантность.
3) Очень сильный саморазряд. За первые сутки может доходить до 30%. Всякими ухищрениями можно снизить до 10-15%, но это тоже немало.
4) Массогабариты.
Достоинства Ni-H:
1) Элементарный способ определения окончания заряда — по давлению и температуре в баллоне. [При возможном отказе электроизмерительного оборудования]
2) Элементарный способ определения уровня заряда АКБ — по давлению и температуре в баллоне. [При возможном отказе электроизмерительного оборудования]
3) Огромная устойчивость к циклированию, особенно при неглубоких разрядах. Ресурс водородного электрода бесконечен, все определяется только возможностями ОНЭ. А с этим у ОНЭ все хорошо. :)
За пределами ионосферы Земли хорошо себя чувствует все простое, кондовое и теплое ламповое. Последнее — в прямом смысле. Электровакуумные лампы на космических аппаратах используются до сих пор. Только миниатюрные. А мелкие полупроводниковые элементы мрут. Потому как космическое излучение было, есть и будет всегда. И деградацию p-n переходов под действием радиации пока еще никто не отменял.

4) Циклируемость металлгидридных электродов (МГЭ) на 1-2 порядка хуже, чем у ОНЭ.
На схемах выше буквой «M» обозначен сплав Mm+Ni, где никеля заметно больше — по массе в 2.2 раза, а по числу атомов — в 5 раз. Mm это т.н. мишметалл — смесь 4-х лантаноидов, полученная из природного сырья и обогащенная лантаном. Если мишметалл обогатить не лантаном, а церием, то в результате — хорошо известный всем ферроцерий из которого делают «кремни» для зажигалок.

Мишметалл с никелем в виде прессованного порошка — это активное вещество «анода» в подавляющем большинстве коммерческих Ni-MH аккумуляторов.

Сплав М (Mm+Ni) очень хорошо растворяет атомы водорода (Н). Водород с ним образует твердый раствор внедрения, который на схемах выше имеет условное обозначение «МН». При образовании твердых растворов внедрения всегда происходит увеличение объема твердой фазы, в которую влезают инородные частицы.

ТРИ момента, очень важных для понимания материала вцелом.
) В ходе полных зарядно-разрядных циклов активное вещество металлогидридных электродов сначала увеличивает, а потом уменьшает свой объем на 15-25%. Это приводит к постепенному разрушению оного. Не так, чтобы к очень быстрому. Но на протяжении нескольких сотен полных циклов – весьма заметному.
☀☀) Лантаноиды, входящие в мишметалл — весьма активные вещества и склонны к окислению при взаимодействии с компонентами электролита. Да и вообще к окислению. Порошки лантаноидов пирофорны. Порошок сабжевого сплава Mm+Ni тоже пирофорен, несмотря на большое содержание никеля (5:1 по атомам), который сам по себе непирофорен. Поэтому Ni-MH ячейки не рекомендуется разбирать: ВИДЕО. Лантаноиды существенно активнее того же алюминия, который, например, способен вытеснять водород из воды. От этого безобразия его обычно спасает очень тонкая, но очень прочная и химически инертная пленка собственного оксида. Именно по причине несколько избыточной активности мишметалл растворяют в большом количестве никеля, который устойчив к действию многих окислителей — вспомните зеркальные поверхности никелированных изделий. По той же причине частицы сплава Mm+Ni обычно подвергают микрокапсулированию — покрывают сверхультратонким слоем никеля или меди. Что используется при микрокапсулировании по технологии «Энелуп» и каким образом делается — это и есть главная тайна Саньё-Панасоник. Нау-хау, которое вряд ли является однозначным рецептом. Это, скорее всего, что-то из области кайдзен.
Все эти меры существенно снижают скорость деградации анода при циклировании, но не кардинально. Только до разумного уровня.
☀☀☀) Что бы еще как-то демпфировать эти нежелательные процессы (разрушение частиц и их окисление), активная масса МГЭ рассчитывается таким образом, чтобы ее емкость (способность к накоплению заряда) на 10-20-30% превышала таковую у ОНЭ, который деградирует на 1-2 порядка медленнее.

Отсюда следует интересный вывод. В начале жизненного цикла Ni-MH аккумулятора емкость ячейки определяется (лимитируется) полной емкостью катода (+), т.к. анод (-) всегда остается недозаряженным на 10-20-30%. В конце жизненного цикла ситуация меняется на обратную, т.к. прессованный порошок мишметалла с никелем уже заметно деградировал. Деградация является следствием трех процессов, протекающих параллельно: окисления и локального разрушения самих частиц мишметалла, а также потери непосредственного контакта между ними (не через электролит). В результате, часть «активной» массы перестает быть активной. В запущенных случаях может даже отваливаться в электролит. На другой стороне прессованного слоя мишметалла происходит частичное нарушение контакта между активным веществом и токовым коллектором. В результате — увеличение общего сопротивления электрода вцелом.

5) В ряду Pro — Classic — Lite увеличиватся активная масса анода MH и уменьшается активная масса катода NiOOH. Объем банок типоразмеров АА или ААА есть почти константа, а напихано в них плотно. И ежели туда чего лишнего хотите добавить, то значит нужно освободить некий объем. При увеличении активной массы анода (-) увеличивается циклируемость ячейки, т.к. скорость уменьшения емкости МН-электрода в ходе циклирования становится меньше. Но т.к. масса катода (+) вынужденно уменьшается, то уменьшается емкость ЭХ ячейки вцелом.
Отношение активных масс даже в Pro-варианте с вероятностью 99,9% уже не стехиометрическое (т.е. 1:1 как по уравнению реакции). А сдвинуто оно в сторону избытка MH, к примеру 1:1.1 или 1:1.2.
Этот дисбаланс усугубляется в случае Eneloop Classic. А в Lite — еще больше.
Вас никогда не удивляло, что у Eneloop Classic АА заявленная емкость всего лишь 1900 mAh? Это расплата за 2100 циклов (правда, неполных и на малых токах: по методикам МЭК). А у конкурентов с ихними 2500-2800 mAh с циклируемостью вообще полный абзац. Хотя и заявляют от 500 до 1000 циклов. Посмотрите, как колбасит на циклировании 2С-2С китайских «энелупоподобных» в предыдущем обзоре.

6) Почему такой подход неприменим для нынешнего «лития»? То, что было изложено выше, используется в ЭХ системах, в которых активные вещества катода и анода резко (на порядок или более) отличаются по устойчивости к циклированию. В том случае, если эти самые устойчивости для двух электродов сравнимы, то используется иной подход. О котором, надеюсь, многие осведомлены. Речь идет о высокотоковых, среднетоковых и низкотоковых ячейках для ныне популярного литий-иона. Что бы превратить низкотоковый аккумулятор в средне- или высокотоковый, увеличивают площадь токовых коллекторов с нанесенными на них активными веществами. При этом объем, который занимают коллекторы тоже неминуемо увеличивается.
Те, кто когда-нибудь разбирал 18650 элементы или призматики, наблюдали воочию токовые коллекторы из медной и алюминиевой фольги с нанесенными на них активными веществами.

Но чтобы все это запихнулось в банку того же форм-фактора (например, 18650) приходится уменьшить активные массы.

Активные вещества имеют пористую структуру — порошки, накатанные валиком на токопроводящий клей. Электролит (соли лития в сложных смесях органических растворителей) заполняет свободные объемы пор в активных массах и пор в сепараторах.
В результате увеличения площади коллекторов уменьшается плотность тока, протекающая через каждый из электродов. А значит снижается тепловыделение и увеличивается эта самая «высокотоковость». Но при этом уменьшаются:
— емкость ячейки
— устойчивость к циклированию.
Если 2 последних момента вас совсем не устраивают, то есть простой и очевидный выход: не меняя активных масс нужно увеличить габариты банки. От 18650 переходите к чему-то более объемному

А если хотите всяких дополнительных бонусов и плюшек, то в нужно «в консерватории что-то менять». Ибо на настоящий момент из «обычного» «литий-иона» с графитовым анодом выжато почти все возможное. Эта красота сейчас в пике популярности и объемов производства. Но начинается стагнация, которая будет растянута еще на несколько лет, за счет доразвития систем на основе С(Li)-LiMePO4 (т.н. литий-железо-фосфат и подобные).
А в это время на смену «классике» широкой поступью идут конкуренты. Вот что получается уже сейчас (технология пока доводится до ума) в случае замены активного вещества анода — технического углерода на титанат лития. Слепил коллаж:

7) А что в отдаленной перспективе?
Кстати, LTO — это пока еще литий-ионная система. Возможно, последняя из коммерческих.
Но на горизонте маячит еще более грозный конкурент — это система Li-S, не имеющая никакого отношения к нынешним литий-ионным, как «классическим» и неклассическим. Ибо она другая по сути .
Li-S. Удивительное рядом

Не, ну литий там, конечно, есть. И даже ионы лития есть (в электролите). Но это не ионы лития, внедренные в различные матрицы (например, в тот же графит — как в «классике»). Это слой металлического лития, толщиной несколько десятков микрон. То есть то, от чего вынужденно отказались в конце 80-х в пользу литий-иона.

) Замечательность системы Li-S в том, что ее удельная энергоемкость (по массе) огромна. Теоретически — до 2500 Вт*ч/кг. Для «классического» литий-иона теоретический предел ~600 Вт*ч/кг. За 30 лет развития, в лучших коммерческих образцах получено 280 Вт*ч/кг (а начиналось с 60-70). Это практически технологический предел, т.к. продолжать увеличивать сей показатель экономически не выгодно. Кстати, у литий-железо-фосфата и LTO с этим делом ничуть не лучше. Но ближайшее десятилетие они будут существовать и развиваться.
Уже сейчас опытные партии Li-S характеризуются 400-500 Вт*ч/кг. При этом объем ячеек у них аналогичен литий-ионным.
Пока они не шибко конкурентоспособны:
— плохая циклируемость;
— саморазряд 8-15% за первый месяц;
— плохо держат токи больше 2-3С.
Но когда 3С — это 60А, то с этим, наверное, можно смириться:

☀☀) А главная фишка в другом — это единственная система из почти готовых к коммерческому использованию, в которой активная часть катода… жидкая. Катод там состоит из двух частей.
— серы, смешанной с сажей (для увеличения электропроводности), нанесенной на токоотвод. Это источник ионов серы для электролита.
— серы, растворенной в электролите в виде полисульфид-ионов — цепочек атомов серы разной длины с минусами на концах. Они-то и взаимодействуют с металлическим литием анода.
Вы скажите — и что? А я отвечу — это приводит к совершенно уникальным особенностям Li-S по сравнению с конкурентами. Пара примеров.
— в ходе разряда полисульфид-ионы сжирают любые шероховатости поверхности металлического лития. И в первую очередь — дендриты, которые неминуемо образуются в ходе заряда. Происходит восстановление плоской поверхности. Именно из-за неустранимого дендритообразования в конце 80-х отказались от систем с анодом из металлического лития. Потому как взрыво- и пожароопасно.
— по ячейкам можно палить из стрелкового оружия. Никаких возгораний не происходит. И даже аккумулятор продолжает функционировать до тех пор, пока из него не выйдет большая часть электролита. А вот если не тормозить, а по-быстрому залепить пробоины скотчем/пластырем/изолентой (синей) аккумулятор будет работать дальше.

Конечно, до апофеоза Li-S еще надо дожить. Потенциал огромен, но технология изготовления пока в начале славного пути.

Сложный кусок закончен. Спасибо, что еще продолжаете читать эту писанину.


3. Что-где-почем


Eneloop Lite 550 mAh (4 шт. в блистере) — куплены на nkon.nl за €6.95. Сейчас это стоит €5.95.
ru.nkon.nl/rechargeable/nimh/aaa-size/4-aaa-eneloop-lite-batteries-in-blister.html
Доставка платная. Но в составе сборной посылки плата за пересылку 1 (любой) банки €9.90/46=€0.215. Для соотечественников: на момент написания сего текста — это 17 р. 40 коп.

LADDA 500 mAh (4 шт. в блистере) куплены в онлайн магазине IKEA за 299 рублей. Это €2.47 или 2.75 USD.
Сейчас в онлайн лавке они отсутствуют. Пересылка платная: любой груз вменяемых габаритов (58x40x37 см) и массой от 0 до 5 кг – 199 руб. Или почтой России, или до пункта выдачи DPD. Вполне понятно, что никто, находясь в здравом уме, 1 блистер за 299 руб. + пересылка 199 руб. заказывать не будет. Поэтому в заказ было включено 6 блистеров всяко-разных аккумуляторов LADDA

4. Что заявлено и сравнение живьем


Начнем с блистеров. Блистеры – это то немногое, что доступно конечному пользователю для прочтения-изучения. Конечный пользователь — он с большой вероятностью не медитирует над проспектами Панасоника, а уж панасониковы даташиты – вообще до лампочки. И правильно делает — рекламные проспекты они на 90% рекламные-рекламные, а даташиты от Панасоника, которые болтаются в И-нете, вызывают сильное недоумение — одна страничка на английском ХЗ откуда. Для сравнения посмотрите даташиты от Сони, Самсуга или Лыжи. Правда, НАШ человек он то, что написано на блистерах, тоже читает далеко не всегда. И Ваш покорный слуга тут не является исключением: впервые более-менее внимательно ознакомился с изображенном на сих блистерах только в процессе подготовки материала к этому пункту.;)
Но нам деваться некуда — по LADDA никакой официальной информации в сети нет, давайте порассматриваем эти самые красивые упаковочки. Вдруг чего полезное найдем.


По Энелупу – ничего нового. Все это есть в проспектах Панаса (см. выше). Забавно, но про «номинальную» емкость в 600 mAh, заявленную в «даташите», нигде не упоминается. И это правильно: ибо IEC 61951-2:2011 никто не отменял. А там ВПЕРВЫЕ было предписано указывать минимальное значение, а не заявленное производителем как абстрактно-номинальное. Теперь это отражено в крайнем ГОСТ Р МЭК 61951-2:2019.

На обратной стороне приведены даты изготовления блистеров (обведено красным). LADDA — 20 неделя 2016 г. Eneloop Lite — декабрь 2018 г.

Когда изготовлены сами аккумуляторы с трудом можно разобрать, по тому, что выдавлено на ихних наклейках:

LADDA — 19 неделя (9-15 мая) 2016 г. Eneloop Lite — декабрь 2018 г.

Остальное логично свести в табличку.

Габариты практически одинаковы, а вот масса отличается.

Средняя масса Eneloop Lite 10.1 г, что соответствует тому, что приведено в проспекте Панасоника.
А средняя масса LADDA всего лишь 9.3 г. Я не знаю, соответствует ли это каким-либо спецификациям, но Eneloop Lite и LADDA – это явно не одинаковые аккумуляторы, которые отличаются только по наклейкам.
В тоже время, вид с торцов эквибанален:

Донышки всех цилиндров чуть вогнуты внутрь.

5. Остаточная емкость. Проверка общей емкости по ГОСТу


После вскрытия блистеров те и другие аккумуляторы были пронумерованы от 1 до 4.
Далее в тексте будут они будут обозначаться как
LA1, LA2, LA3, LA4
En1, En2, En3, En4.
Были измерены
1) НРЦ и IR(@1kHz) – приборчик YR1035 (тут и далее везде)
2) Остаточные емкость и энергозапас – SkyRC MC3000 (тут и далее везде).
Ток 0.2С = 0.100 А, отсечка на 1.00В. Для всех ячеек. На самом деле, 0.2С для Eneloop-550 это 0.110В. Но результаты замеров «емкости» более корректно сравнивать на одинаковых токах разряда.
3) Емкость по ГОСТ Р МЭК 61951-2:2019
— разряд аккумулятора током 0.2С до 1.00В (сброс остаточной емкости)
— пауза 1 час
— заряд током 0.1С, 16 часов
— пауза 1 час
— разряд током 0.2С до напряжения 1.00В (определение емкости).
Опять-таки принимается, что С=500 mAh. Более того, MC3000 не позволяет задать для Eneloop-550 ток 0,055А. Или 0.05А или 0.06А.
Результаты в таблице.

6. Циклирование в режиме 2С-2С


В чем главное отличие аккумулятора от батарейки? В способности отдавать накопленный заряд многократно. Отсюда следует, что проверка устойчивости к циклированию — это альфа и омега «тестирования» аккумуляторов любого типа. Все остальные проверки (на соответствие образцов тому, что заявлено вендором и т.п.) — это всего лишь подготовка к главному этапу — циклированию в том или ином режиме до выполнения некого условия:
№1 — частичной потери емкости (60 или 80%);
№2 — сильной потери способности выдавать электроэнергию при заданном токе разряда;
№3 — полной потери работоспособности аккумулятора.
Как следует из написанного выше, главная фишка Lite и «облегченного» LADDA – это особая устойчивость к циклированию. Понятно, что проводить циклирование по ГОСТовской методике — дело безнадежно-продолжительное, т.к. затянется на несколько лет. 1500 и 3000 неспешных циклов — это занятие для Кая, который выкладывал слово «вечность» из кубиков с буквами «О», «А», «Ж» и «П». Поэтому было принято решение провести оное в несколько ускоренном темпе, как это было сделано в одном из предыдущих обзоров.

Алгоритм:
— заряд током 2С, критерий окончания ∆V = — 3 mV
— пауза 1 час
— разряд током 2С до напряжения 1.00В (определение емкости)
— пауза 1 час
Для единообразия было принято, что С=500 mAh.
Циклирование пулами по 50 циклов.
После каждого пула — отдых не менее 12 часов и измерение импеданса IR(@1kHz).

Давайте прикинем, сколько это займет по времени. Приблизительно.
1) Пусть на 2С аккумуляторы будут выдавать на-гора в каждом цикле 500 mAh. Это весьма оптимистично даже для Eneloop Lite с ихними минимально заявленными 550 mAh, ибо ток 2С для Ni-MH немалый. Причем, в ходе циклирования аккумуляторы будут потихоньку терять емкость, а значит — разряжаться быстрее.
2) Пусть заряд всегда заканчивается после прохождения через ячейку 2С. На самом деле, в водных системах это всегда не так, т.к. часть энергии тратится на побочный процесс, так называемый «кислородный цикл». И чем ближе аккумулятор к состоянию 100%-ого заряда, тем большая часть энергии уходит на осуществление побочного процесса. Кислородный цикл вцелом экзотермичен: избыточная энергия сначала затрачивается на образование молекулярного кислорода, а потом выделяется в виде тепла.
Тогда:
— заряд током 2С — 0.5 ч. (немного больше)
— пауза — 1 ч.
— разряд током 2С — 0.5 ч. (немного меньше)
— пауза — 1 ч.
ИТОГО: 3 часа на 1 цикл. За сутки — 8 циклов. На один пул (50 ц. + 12 ч. отдыха) уйдет ~7 суток.

По моим предварительным прикидкам, условие №2 с немалой вероятностью должно было выполниться для LADDA где-то через 6 пулов (300 ц.), а для Энелупов — через 12 пулов (600 ц.). Это на основании результатов циклирования белой LADDA в том самом обзоре. Но это не точно.
Забегая вперед — я несколько недооценил потенциальную выносливость подопытных…

Посмотрим, что же получилось.



Результат по первой сотне циклов, чтобы вы представляли плотность расположения экспериментальных точек на крайних графиках (по окончанию циклирования):


А вот и окончательные результаты.
Изменение емкости в ходе циклирования + рост формального параметра, не имеющего физического смысла (импеданс ячеек на частоте 1 кГц):

Более адекватное представление о процессе деградации элементов в ходе циклирования дает измерение их энергозапаса (раньше иногда употреблялся термин «энергетическая емкость»). То, что в прикладной дисциплине «электротехника» называется ХИТ (химический источник тока), в фундаментальной науке «электрохимия» называется ХИЭЭ (химический источник электрической энергии). Как говорится, почувствуйте разницу. ;)

На картинках отмечены уровни, соответствующие потерям емкости (или энергозапаса) на 20%. Если возникнут вопросы, я расскажу, как приблизительно определил эти самые уровни.
На энергетической диаграмме хорошо видно, что оба ЛАДДА сей рубеж преодолели. И значительно раньше, чем это кажется при взгляде на бестолковые «емкостные» кривые. А Энелупы к 550 циклу выглядят бодрячком и, скорее всего, продержатся еще несколько сотен циклов. По крайней мере, En2.
Для любителей аккумуляторных сборок, возможно окажется интересной разбежка по состоянию ячеек в парах LA1-LA2 и En1-En2. Вот ведь странно: с вероятностью 100%, каждая пара по отдельности сделана на одной и той же производственной линии, по одной и той-же технологии Саньё-Энелуп. Скорее всего — в один и тот же день и час. Технология — самая совершенная в мире (для Ni-МеH) + она еще и японская.
А ячейки не единообразны в ходе циклирования. Причиной тому: слишком сложно они устроены, слишком сложные процессы там протекают параллельно и последовательно, слишком неудачен, по сути, принцип двойного преобразования энергии: эл. энергия --> энергия хим. связей --> эл. энергия.
Некоторые, возможно, возразят: мы собираем АКБ не на унылом, допотопном и мало предсказуемом Ni-МеH, а на замечательном и более предсказуемом «литии». Угу, блажен кто верует. В обустройстве ЭХ ячеек этого самого «лития» есть один чрезвычайно стремный момент — наличие защитного слоя SEI со стороны анода (графитового электрода). Этот слой должен присутствовать с вероятностью 100%, ибо он частично (но не полностью) предотвращает взаимодействие щелочного металла лития с органическими в-вами, из коих состоит электролит. Без этого самого SEI ни одна «литиевая» ячейка функционировать не будет, ибо сдохнет тут же, сама по себе. И даже с пиротехническими эффектами. Так вот: SEI, образующиеся в разных ячейках хотя бы чуть-чуть, ничтожно мало, но отличаются по свойствам и строению. И это при великолепно отлаженной японской или корейской технологии. А дальше, в процессе достаточно длительного использования, эти сверхмалые отличия неминуемо приводят к заметным отличиям в параметрах банок. Потому как SEI продолжает расти и видоизменяться в процессе роста. Это типа как однояйцевые близнецы — чем дольше живут и развиваются, тем больше отличия. Хотя казалось бы — на старте папа с мамой часто путают, где Вася, а где Петя.
Поэтому, когда автор видит очередной опус про замечательные изделия китайпрома, пусть даже слепленные на достаточно крупных предприятиях, то его это веселит. Ибо отлаженный технологический процесс — это знание и четкое понимание сотен нюансов, про которые не пишут в книжках или статьях, не указывают в патентах. В этом отношении китайцы — в начале славного пути. Уже второй десяток лет.;) Так же веселят автора методы подбора китайских ячеек «по емкости» (а она у китаезов уже на первых десятках циклов может измениться непредсказуемым образом) или по «внутреннему сопротивлению», которое к сопротивлению имеет отношение только в силу своей размерности. Кстати, о птичках, для любителей измерять импеданс ячеек (и называть это «внутренним сопротивлением») — там выше я привел 4 кривые IR(@1kHz), которые волшебным образом слились в две. В парах LA1-LA2 и En1-En2 есть не так что бы кардинальные, но заметные отличия в ходе циклирования. А формальный параметр IR(@1kHz) к этому нечувствителен. О слова совсем.

7. Заключение


1) Как и предполагалось, токи 2С для Eneloop Lite и «облегченных» LADDA вполне себе удобоваримы.
Лайтовые разновидности предназначены для малопотребляющих устройств типа клав/мышей не потому что «не могут» большие токи. «Могут» они приличные токи, могут. И не хуже «обычных» Энелупов. Вот только емкости уменьшены:
AAA Eneloop Lite 550 mAh VS Eneloop Classic 750 mAh — на 27%
AAA LADDA 500 mAh VS LADDA 900* mAh — на 55%
AA Eneloop Lite 950 mAh VS Eneloop Classic 1900 mAh — на 50%
AA LADDA 1000 mAh VS LADDA 2450* mAh — на 59%
[* В комментариях к одному из предыдущих обзоров высказывалось мнение, что «белые» LADDA — это аналоги Eneloop Pro, а не Eneloop Classic. Наверное, оно так и есть.]

2) Как и заявлено, Eneloop Lite 550 mAh и LADDA 500 mAh очень устойчивы к циклированию. Тесты в режиме 2С-2С как минимум на порядок более жесткие, чем ГОСТовские.
— Токи 2С для любого Ni-МеH — это реально большие токи.
— Глубина циклирования по ГОСТУ 60%. А здесь — 100%.
В используемой методике, в отличии от ГОСТ добавлена часовая пауза после сверхбыстрого заряда и такая же пауза после сверхбыстрого разряда. Это мера вынужденная, т.к. целью автора было не угробить ячейки максимально быстро, а посмотреть, на что они способны. Если Вы думаете, что основной смысл пауз — уберечь подопытных от теплового разгона, то сермяга в этом есть. Но это не главное. Главным было дать хоть какое-то время для «устаканивания химии» внутри систем. А конкретнее — для протекания т.н. кислородного цикла (при заряде) и водородного цикла (при разряде). С вашего позволения, я не буду про это рассказывать, писать уравнения реакций, объяснять что такое перенапряжение электрода и как с этим безобразием пытаются бороться. Итак химии в этой писанине выше крыши…

3) По поводу измеренной остаточной емкости, которая оказалась «на пределе» от заявленной минимальной. У вендора завсегда есть отмазка — хранилось не при фиксированной температуре 20 град. И он, скорее всего, прав.;)

4) Плановое уменьшение емкости — вынужденная жертва. Плата за увеличение устойчивости к циклированию. Нужна ли была та жертва — другой вопрос. Лично я до сих пор не определился.

Извините, если кто чего не понял.
К сожалению, в мире ХИТ-ХИЭЭ все еще сложнее и запутаннее.
Я показал лишь вершину айсберга.

Всего доброго.
Планирую купить +52 Добавить в избранное +233 +373
+
avatar
+43
Эээ, теперь на муське учебники по физике публикуются (без негатива)?
+
avatar
+10
Скорее обозреваются ))))
+
avatar
+13
Это определенно ХОРОШО!!!
+
avatar
  • INN36
  • 25 мая 2020, 22:00
+9
теперь на муське учебники по физике публикуются
Я вроде про химию писал…
+
avatar
+7
Это меняет дело, в корне.
+
avatar
  • Diskus
  • 30 мая 2020, 10:33
0
Электрика это физика
+
avatar
  • INN36
  • 30 мая 2020, 12:27
0
Это не «электрика».
Никаким боком.
+
avatar
+1
Это электрохимия
ru.wikipedia.org/wiki/Электрохимия
+
avatar
  • INN36
  • 01 июня 2020, 18:49
0
Ссылку — это Вы мне?))
+
avatar
+31
kirich сегодня немного отдыхает…
+
avatar
  • kirich
  • 25 мая 2020, 15:27
+14
Отнюдь ;)

+
avatar
+3
Тогда все еще читает обзор и проверяет данные :)
+
avatar
  • kirich
  • 25 мая 2020, 15:31
+16
Я его просмотрел как только он был опубликован, все что было мне интересно «записал на подкорку», но как я неоднократно писал, такие обзоры содержат много избыточной информации из-за которой сложно бывает заметить то, что важно.
+
avatar
+2
сложно бывает заметить то, что важно. 
Ага, выглядит как рокет сайнс, и я не осилил понять стоит брать товар или нет.
+
avatar
  • kirich
  • 25 мая 2020, 15:37
+9
А это по сути и не обзор товара, а просто статья, здесь нет смысла показывать, стоит брать или не стоит, скорее эксперимент, я тоже такие люблю.
+
avatar
  • Multik
  • 31 мая 2020, 19:46
0
пролистал до аккумуляторов, посмотрел ёмкость, закрыл.
+
avatar
  • INN36
  • 31 мая 2020, 23:11
0
Спасибо, что поставили в известность.
Значит, не дошло.
Бывает.
+
avatar
  • ksiman
  • 25 мая 2020, 15:23
+31
Кто первый всё это прочитает и поймет — дайте знать :)
+
avatar
+11
Страшно подумать если бы обозревалось что-то сложнее батарейки.
+
avatar
  • penzet
  • 25 мая 2020, 15:32
+7
Имхо это Химический Источник Тока.
+
avatar
0
Ну вот еще один умник нарисовался :)
+
avatar
  • Pixell
  • 25 мая 2020, 20:42
0
Так то аккумулятор и есть чутка сложнее батарейки :)
+
avatar
  • dyadya
  • 25 мая 2020, 15:50
+13
Кто первый всё это прочитает и поймет — дайте знать :)
Я все понял. Но у меня университетское образование по специальности «химия». И специальность «электрохимия». И я даже знаю в чем смыл измерения импеданса, вместо внутреннего сопротивления. И почему это разные параметры.

Химией ХИТ особо не интересовался. Интересно было узнать современные проблемы. Статья интересная.
+
avatar
  • INN36
  • 25 мая 2020, 17:54
+3
Но у меня университетское образование по специальности «химия». И специальность «электрохимия».Химией ХИТ особо не интересовался.
Коррозионщик?)
+
avatar
  • dyadya
  • 25 мая 2020, 18:37
+2
Работал в лаборатории коррозии, но занимался электрохимическими измерениями (потенциометрия, вольтамперометрия на неподвижном электроде) для систем контроля и регулирования в химической промышленности. Хотя это все действительно выросло из коррозии.
+
avatar
  • Z2K
  • 25 мая 2020, 22:22
0
Сорри, но почему в бытовых электробойлерах не используют активную катодную защиту, а только магний?
+
avatar
  • dyadya
  • 25 мая 2020, 22:28
+1
Потому что дешево, сердито, надежно — настоящая катодная защита без выпендрежа.
+
avatar
  • Z2K
  • 25 мая 2020, 22:41
+1
Проблема в том, что большинство их не меняют и даже не знают про их существование.
+
avatar
  • Z2K
  • 25 мая 2020, 22:19
+1
Что тут понимать, японцы снова что-то схимичили. Ли-ион тоже японец схимичил (наконец то нобелевку получил) и вот по всему миру разнесли, в каждой африканской деревне пользуют.
+
avatar
  • ResSet
  • 25 мая 2020, 15:26
+1
Сначала подумал чего это нет спичечного коробка в кадре )
+
avatar
  • chaloc
  • 25 мая 2020, 15:33
+6
Когда закупался Eneloop'ами на Nkon сразу прикинул реально потребляющие устройства и хрень типо пультов и часов. Было это много лет назад, но в пультах всё еще работают комплектные японские солевые батарейки, а в часах за это время была всего одна замена «из старой клавиатуры в пульт». ИМХО АКБ нужны только в часто и сильно жрущие устройства, как вспышки и фотоаппараты, плееры(в принципе умерли с появлением смартов), датчики сигнализаций. Еще пара старых фонарей на Никеле есть, но путь перевода всей носимой электроники на Литий прослеживается не открывая глаз. В итоге срок их жизни даже меньше срока эксплуатации просто потому, что их сменили другие источники питания.
+
avatar
  • ResSet
  • 25 мая 2020, 15:59
+3
ИМХО АКБ нужны только в часто и сильно жрущие устройства, как вспышки и фотоаппараты, плееры(в принципе умерли с появлением смартов), датчики сигнализаций.
С появлением ребенка заказал несколько пачек аккумов с али на 2000мАч(реальных) формата АА и 1000мАч формата ААА, в основном используются в игрушках и пенном диспенсере, то есть там, где большие токи не требуются, так что выбор пал на analong по $0.6-$1 за штуку. В подсветку для фотоаппарата тоже несколько раз ставил, но потом купил аккумуляторную.


Не энелупы конечно, но для моих нужд с головой хватает.
+
avatar
  • chaloc
  • 25 мая 2020, 16:09
+3
Да — этот момент упустил в силу того, что нет детей. В игрушки АКБ маст хэв ибо они они съедают очень много.
+
avatar
  • ResSet
  • 25 мая 2020, 16:31
+2
В игрушки АКБ маст хэв ибо они они съедают очень много.
Плохо что они и теряются часто. Как носки прям раз в неделю парочка исчезают бесследно после падения игрушек, видимо закатываются в труднодоступные места, вот думаю еще с десяток заказать )
+
avatar
0
Многие игрушки высаживают заряд в 0, так что аккумулятор дохнет после первой же разрядки.
Нужно иметь и то и то)
+
avatar
  • kirich
  • 25 мая 2020, 16:35
+4
Многие игрушки высаживают заряд в 0, так что аккумулятор дохнет после первой же разрядки
Вообще никелевые такое переживают без особых проблем.
+
avatar
  • ksiman
  • 25 мая 2020, 16:42
+2
Гидридные не любят разряд в ноль, при этом часто возникает переполюсовка элементов в батарее, что для них губительно.
+
avatar
  • Qurdi
  • 25 мая 2020, 16:56
+4
В теории может и должны гибнуть, но на практике они успешно работают дальше.
+
avatar
  • INN36
  • 25 мая 2020, 17:57
+5
Гидридные не любят разряд в ноль
Разряд «в ноль» никто не любит.
Но если иногда, то это не страшно:
mySKU.me/blog/europe-stores/74648.html

переполюсовка элементов в батарее
это совсем другая история)
+
avatar
  • ksiman
  • 25 мая 2020, 18:03
0
это совсем другая история)
Так свинцовые и никель-кадмиевые элементы не боятся лёгкой переполюсовки.
+
avatar
  • INN36
  • 25 мая 2020, 18:37
+1
Возможно. Пока не интересовался этим вопросом.
Главное — это понять что такого плохого в смысле химии происходит (или может происходить) при переполюсовке той или иной ЭХ системы. Это главное — остальное ботва.
+
avatar
+3
Труд монументальный!!! Но есть одна ложка дегтя… или нечестность: Енелупам-1.5года, а Ладде-4 ПОЛНЫХ ГОДА — глубокая пенсионерка))
+
avatar
  • INN36
  • 25 мая 2020, 19:10
+3
или нечестность
А в чем «нечестность»?)
+
avatar
0
Пенсионеры в сравнении с молодыми-все честно?
+
avatar
  • INN36
  • 25 мая 2020, 19:55
+8
А где Вы увидели пенсионеров?
5 лет хранения до использования для энелупов такого типа заявлено напрямую.

Другое дело — ЛАДДА. Там не проспекта, ни даташита. И вообще черт ногу сломит. Но ведь предполагается многими, сплошь и рядом и на каждом углу, что ЛАДДА — прямые наследники энелупов. В этом, собственно, и смысл обзора. А то, что они стали быстрее сдавать по энергозапасу — так так и должно быть. Для лайтовых энелупов заявлено 3000 циклов (по ГОСТу), а для аналогичных ЛАДДА 1500. Так что они они показали отличный результат. Я в выводах написал, почему циклирование было достаточно зверским (но не изуверским)…
+
avatar
0
Даже если судить по энелупам-4 года это уже пенсия)) да и вообще должны быть примерно одни условия для тестируемых. Оно валялось 4гда неизвестно где а потом вы удивляетесь что у аккумов из одной упаковки, параметры разные. Когда тестируют аккумы здесь то берут примерно одного возраста, или сразу тестер делает оговорку-для своего типа возраста…
+
avatar
+1
Тоже 5 лет
+
avatar
  • Z2K
  • 25 мая 2020, 22:29
+1
Странно где они 5 лет валялись, в каких погребах. И зачем? Смысл изготовить и пять лет не продавать. Или они 5 лет на вирине лежали, но как правило товар на витрине периодически меняют. Может они б/у?
Ni-MH стали качественными, но увы поздно :((
+
avatar
0
На складе валялись, видимо, заказали огромную партию чтоб дешевле было… И теперь продают какой год
+
avatar
-1
По тестам того же АММО..
+
avatar
  • waslap
  • 26 мая 2020, 05:38
+1
Энелупы Sanyo были бы на первом месте! Панасоник, как купил Санью, стал халтурить (или экономить)
+
avatar
0
Ага, то-то Энелупы HR-3UWHX с 2400 до 1600 мА*ч упали после глубокого разряда в пульте машинки.
+
avatar
0
энелупы не дохнут. ну по крайней мере сильно не сразу. особенно если ставить из одной партии.
а какие-нибудь сошайн, да. тоже не сразу, но срок службы у них падает если издеваться.
+
avatar
0
Точно! Вот буквально сегодня обнаружил, что сын не отключил машину на пульте управления — аккумулятор сел в 0.
Зарядник LiitoKala Lii-S2 сначала не видел аккумуляторы и не хотел заряжать. На экране писал null. Через пару часов аккумуляторы отлежались и начали заряжаться. Сейчас успешно все зарядились.
( ЛАДДА Аккумуляторная батарейка, HR6 AA 1,2 В www.ikea.com/ru/ru/p/ladda-akkumulyatornaya-batareyka-10362307/ )
+
avatar
+3
Как лада появилась, только их и беру. Только сегодня в нивелир лазерный поставил, курьер принес.
+
avatar
  • chaloc
  • 25 мая 2020, 15:53
0
Про нивелир. Бош GL2 буквально на днях вспомнил — акб в клаве сели и начал собирать комплект на зарядку/тренировку. О нивелире вспомнил в последнюю очередь, уже когда других потребителей не осталось. Думал, что всё, лет 5 они там стоят после ремонта квартиры, а фиг там 1,25-1,26 на каждой из 3 банок. Все три разрядились/зарядились с разбегом в 20 минут
+
avatar
+5
Кусок докторской диссертации до защиты размещать в инете — чревато)). В любом случае я за енелупы, за 7 лет ни разу не подводили.
+
avatar
  • AdreyM
  • 25 мая 2020, 16:09
+2
А у меня издохли высокотоковые ХХ во вспышке. Но, скорее, это я из убил редким использованием.
+
avatar
  • c2d
  • 25 мая 2020, 16:23
+1
тоже недавно обнаружил что черные прошки сдохли, вернее по трем зарядное ошибку показывает, одна банка вроде еще дышит, но как-то слабо. Хотя белые\зеленые икеи лохматых годов еще вполне живые. Тоже почти не использовал их последний год точно.
+
avatar
  • Vairon
  • 25 мая 2020, 19:28
0
Похоже, вспышка может убить, что угодно.Я сошайны брал 2800 — в детских игрушках за 7 лет убилась треть, остальные пока имеют ёмкость около 70% от заявленной. Во вспышках они прахом идут за полтора года.
+
avatar
+3
у меня во вспышке белые нормально работают. правда пользуюсь нечасто. вообще не вижу смысла черные покупать…
+
avatar
  • c2d
  • 26 мая 2020, 14:19
+1
Кстати да. Особо не заметил разницы. Что белые, что черные использовал. Только и того что емкость чуть выше. Но для вспышки без разницы — всеравно резервный комплект нужен.
+
avatar
  • pet80
  • 29 мая 2020, 10:23
-1
Кусок докторской
Может шкурка от ливерной?
+
avatar
+1
Вроде всё прочёл, но нифига не понял, что брать то — Икею или Панасоник?
+
avatar
+2
Есть IKEA берите в IKEA (дешевле и можно чаще менять), если необходимо подольше эксплуатировать АКБ — Panasonic. В телефоне стоят голубые Eneloop уже год. работа нормальная… Планурую прикупить LADDA, но пока самоизоляция
+
avatar
0
Афтор знает Баталова Николая Николаевича?
+
avatar
  • INN36
  • 25 мая 2020, 18:01
+2
Нет, не знает.
Я глянул его публикации — весьма необычное направление. На первый взгляд — даже непонятное.
+
avatar
+1
Киричу обзоры ещё пилить и пилить, ведь за LTO уже Lі-S батареи замаячили, с интересными характеристиками:)
+
avatar
  • kirich
  • 25 мая 2020, 17:30
+1
ведь за LTO уже Lі-S батареи замаячили, с интересными характеристиками:)
Но с неинтересными ценами, потому в ближайшем обозримом будущем, нет, увы. Может кто-то другой протестирует и обзор сделает.
+
avatar
0
Уважаемый Кирич, ну рассудите-честно и разумно ли сравнивать аккумы 1.5 и 4х летние?
+
avatar
  • kirich
  • 25 мая 2020, 22:48
+1
честно и разумно ли сравнивать аккумы 1.5 и 4х летние?
Я так не считаю.
Даже очень хорошие аккумуляторы все равно постепенно стареют.
+
avatar
0
Тем более что предельный срок службы Ладды-5лет))
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 01:21
0
Я так не считаю.
Из крайнего проспекта Панасоника. Думаете, брехня?;))
+
avatar
  • kirich
  • 26 мая 2020, 01:53
+1
Думаете, брехня?;))
При чем здесь это? Я ведь не написал что к примеру ровно через 5 лет они резко умрут?
Речь о том, что как бы ни было, новый аккумулятор и пятилетний будут в любом случае отличаться. Собственно стареть он начинает сразу после производства.
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 08:15
0
Все верно — младенец начинает умирать сразу после рождения.
Только, ну очень медленно.))
+
avatar
0
При чем здесь энелуп если пенсионерка-ладда?
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 08:06
+6
При том, что ладды и «энелупы» делает делает одна и та же корпорация FDK по одной и той же технологии Энелуп, на одних и тех же производственных мощностях. Разница, конечно, может быть, но в мелких нюансах.

А Вы цитируете надписи на заборе, сделанные безграмотным манагером из мебельного магазина Икея. Для которого «батарейки» — сопутствующий товар, причем 3 уровня значимости.
Я прямо даже опечален и расстроен за Вас...((
Уж извините за прямоту.
+
avatar
0
Опечален?)) это нам нужно печалиться за ваш такой труд и сделанный впустую- сравнивать завалявшиеся до пенсии аккумы, со свежаком-тупо и глупо, тем более что по тестам других пользователей, те же Ладды только за 7месяцев потеряли минимум — 11% емкости).А за 4 года...?
+
avatar
+4
Фундаментально, даже слишком!
+
avatar
  • Nb512
  • 25 мая 2020, 17:15
+1
Может кто-то подскажет — где взять акумы не на 1,2 вольта, а на 1,5? Китайские застряли уже на месяц на китайской-же сортировке, а рф ритейл хочет какие-то совсем неадекватные 8-9$ за пару
+
avatar
  • INN36
  • 25 мая 2020, 18:02
+1
акумы не на 1,2 вольта, а на 1,5?
Вы бы уточнили — о чем идет речь?
+
avatar
  • kirich
  • 25 мая 2020, 19:43
0
Скорее всего речь об NiZN.
+
avatar
  • INN36
  • 25 мая 2020, 20:04
+1
Да я тоже так вначале подумал.
Но там специальное зар. устройство вроде как нужно.
Но возможны варианты с «литием», который через понижайку дает 1.5В. Там целый букет реализаций от китайцев. В том числе есть и хитрые — требуют своего родного ЗУ.
+
avatar
  • kirich
  • 25 мая 2020, 20:07
+1
Думаю если бы человеку реально надо было, он бы не поленился расписать, что конкретно ищет со ссылками на то, что у него за
Китайские застряли уже на месяц
а так гадать можно бесконечно.
+
avatar
  • INN36
  • 25 мая 2020, 20:15
+2
Согласен.
+
avatar
0
Не нашел я нормальных понижаек, которые работали бы от напряжения, скажем 3.8-3.0В, снижая его до полутора, и выдавая при этом хотя бы 1С (т.е. ампера два хотя бы).
Все работают только от минимум 4.2В, а это означает — либо 2 лития последовательно, либо один, и плюс повышайка, а затем уже понижайка.
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 12:16
0
Может, будет интересно. Но я не уверен.
Все ZNTER на 1.5В дают токи до 2А включительно.
Значит, платы такие есть в природе.
Гляньте тут: mySKU.me/blog/ebay/51397.html
Там все потроха показаны.
+
avatar
  • rx3apf
  • 27 мая 2020, 23:52
0
Если обойдетесь 1.5A — можно глянуть на BL8028.
+
avatar
0
Посмотрел — да интересная микросхема. Только не нашел почему-то нигде готовых модулей на ее основе.
+
avatar
0
Вы бы уточнили — о чем идет речь?
Дык, о вольтах
Или, начнём с даты рождения автора единицы измерения напряжения?..
И, далее, ..прямо по списку и пойдём?! © ( А.Жванецкий)… :-))
+
avatar
  • Nb512
  • 26 мая 2020, 14:36
0
Об элементах питания АА, на али даже не особо широкий выбор, остановился на таких https://aliexpress.ru/item/item/4000096382069.html
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 15:24
+1
Начинайте думать как вернуть деньги...

+
avatar
0
ну вообще говоря читал о том что существуют (или существовали раньше) щелочные батарейки которые можно было перезаряжать. но во первых это ж зарядка нужна подходящая а во вторых циклов там получалось как-то сильно мало.
поэтому тыща циклов и обычная на 1.2 аккумуляторы зарядка… ну я че-то тоже сильно сомневаюсь.
+
avatar
  • rstk
  • 26 мая 2020, 04:25
0
ZNTER на Алике 1,5В, но дорого
+
avatar
  • virrao
  • 25 мая 2020, 17:26
+6
Такую глубину здесь и не припомню.Читается с интересом.
А вывод- оба аккумулятора хороши, по критерию цена- емкость LADDA чемпион.
+
avatar
+8
ППЦ, у меня диплом проще был )))
+
avatar
+4
Статья тем более актуальна, что PKCell ощутимо скатился в трешак. Последние AA AAA LSD оказались совсем не LSD. Из 10 А23 через 5 месяцев заработали 2. Несколько 2032 в термометре под мышкой не протянули и недели.
+
avatar
  • INN36
  • 25 мая 2020, 18:44
+2
PKCell ощутимо скатился в трешак
Что и следовало ожидать…
У меня, кстати, лежит запас 2032 PKCell около 60 шт. в блистерах. Но ими затарился лет 5 назад.
+
avatar
  • u3712
  • 25 мая 2020, 18:41
0
А формальный параметр IR(@1kHz) к этому нечувствителен. О слова совсем.
INN36, а прoвокaцию зачем надо было устраивать?
Вы же четко знаете что значит IR(@1kHz и как оно соотносится к IR(@DC, а значит каков в этом физический смысл для пользователя. Кстати, должны бы знать и почему IR(@1kHz нельзя прямо пересчитывать в IR(@DC, из физики происходящих процессов.
Пошто скандал на ровном месте то? ))… авось, кто не выдержит и напишет опровержение? Неа.
Пусть всё остается как есть.
+
avatar
+2
Отличная статья, много интересного!
+
avatar
  • niorix
  • 25 мая 2020, 19:12
+5
Просто дикий восторг от статьи, только вот первую часть надо на хабр)
А вобще интересно подобное грамотное сравнение энелупов и пкцел. Пкцел явно проиграют но она дешевле и их проще преобрести. Ну и не хватает глубокого разряда. По опыту у меня один акк пкцел после разряда низким током в 0 еле ожил, а энелуп почти не заметил)
+
avatar
+2
Отличный обзор с тестированием. Проделана колоссальная работа. Но мы так и не узнали остаточную ёмкость через год и через 5 лет.
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 09:50
+1
5. Остаточная емкость. Проверка общей емкости по ГОСТу
Не подойдет?
+
avatar
+1
Объём конечно огромный. Я чуть скролл на мышке не сломал.
Плюс за такую работу
+
avatar
  • INN36
  • 25 мая 2020, 19:57
+2
Спасибо.
+
avatar
  • Tot
  • 25 мая 2020, 20:15
+2
Снимаю шляпу. Профи и на mysku профи. Читая подумал про habr.

Уважаемые, раз разговор про гальванические элементы, много спецов, попробую спросить.
Столкнулся с большой для меня проблемой — в наручных часах умерли батарейки отработав 6-7 а где и 9 лет.
Достойной замены найти не могу. Varta, Renata из ближайшего магазина живут 6 месяцев.
Подскажите достойного продавца часовых батареек. На 9 лет не нужно, но 5 хотелось бы ))
Я думаю многим информация пригодится.
+
avatar
  • ksiman
  • 25 мая 2020, 20:29
0
Возможно проблема не в батарейках, а в часах — попала влага и утечка тока разряжает батарейку.
+
avatar
+3
Серебряно-цинковые (Silver Oxide) не пробовали? В основном Maxell, Panasonic, Sony, Toshiba
У GP набор SOM01-2CR7 с SR621, SR626SW и SR41SW одно время везде продавался.
+
avatar
  • Tot
  • 26 мая 2020, 20:26
0
Спасибо за совет, обязательно посмотрю.
Но неужели я один с такими запросами (5 лет), а все спокойно переставляют в часах батарейки каждые 6 месяцев? ))
+
avatar
+1
Поколение с телефонами и фитнес браслетами…
+
avatar
  • Tot
  • 26 мая 2020, 06:47
0
К счастью часы исправны и они не одни.
Проблема именно в качестве мною покупаемых Vart, Renat.
Очень хочется найти достойный товар.
+
avatar
0
Кстати, у литий-железо-фосфата и LTO с этим делом ничуть не лучше. Но ближайшее десятилетие они будут существовать и развиваться
Разве что в плане цены или срока службы) На самом деле тут есть два момента. Не стоит ожидать вообще какого-то 'прорыва' в плане аккумуляторов. Литий — лучший элемент в плане электродного потенциала/токовой нагрузки. И будущие качественные элементы будут опять-таки на литии (сейчас уже есть, если не ошибаюсь, 7 принципиально разных видов аккумуляторов на литии). Но если взять три главных свойства литиевых элементов — энергоемкость/срок службы (сохраняемость, потеря емкости от циклов)/токовая нагрузка, то это своего рода константа. Делая прорыв в какой-то одной области, неизбежно будут ухудшаться другие параметры. Литий-ион — оптимальное сочетание трех характеристик для бытового использования. Замечательные LTO идеальны в плане безопасности/срока службы. Но у них ниже энергоемкость (хотя это идеальная замена свинцовых аккумуляторов). Ну и цена совершенно конская. В общем я не ожидаю никакой революции в плане аккумуляторов. Будет эволюция — где-то снизят цену, где-то увеличат емкость или токовую отдачу, решат проблемы с безопасностью итд. Революция будет на других принципах получения энергии, может что-то внезапно улучшат у топливных элементов, или сделают бытовые источники на изотопных. Посмотрим :)
+
avatar
  • bowe
  • 26 мая 2020, 00:00
-2
+
avatar
  • bretin
  • 25 мая 2020, 22:30
-5
+
avatar
  • Z2K
  • 25 мая 2020, 22:45
+1
«А если война?» — после одночасовой настоящей войны ни батарейки ни аку не нужны.
+
avatar
+2
Чума уже есть. Думаю весь мир убедился, что без поставок из Китая всю промышленность в т.ч. и в РФ можно сворачивать с чистой совестью.
+
avatar
+1
Ровно наоборот. Весь мир убедился, что всю промышленности хватит переносить в Китай. И как и японцы с дотациями рисовым фермерам в целях национальной безопасности — оставят часть ключевых производств у себя в метрополии.
+
avatar
+5
Большое Спасибо за статью и за труд. Было очень интересно!
+
avatar
+2
ОГРОМНОЕ СПАСИБОО, для меня было открытие, энелупы китай и япония…

недавно взял «фуджитсу».надо бы глянуть. где сделано…
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 01:09
0
«фуджитсу».надо бы глянуть. где сделано…
Еще неск. лет назад — только японские заводы FDK.
Как сейчас — не знаю.
+
avatar
+6
было сложно, но я… прочитал.
спасибо за культпросвет, у вас замечательно получается описывать сложные вещи понятным языком.
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 01:14
+3
у вас замечательно получается описывать сложные вещи понятным языком.
Ну хоть кто-то оценил...))
А все остальные мне рассказывают, что я постоянно все усложняю и усложняю…
Причем делаю это намеренно. Что бы поиздеваться над людЯми.
+
avatar
+1
Поддерживаю. Подача материала скорее как в учебнике — вполне доступно

Очень хочется узнать механизм деградации у литий-серных аккумуляторов. Прошу опишите или, может ссылку по этой теме?
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 07:53
+1
Для начала — обзорная статья проф. Колосницына ТУТ
Очень сильный ученый (наверное, мирового уровня) и чудесный человек. «Главный по литий-сере» в РФ. Имею честь быть знакомым лично.
Проект OXIS — это разработка его научной группы.
Могу предложить другие публикации и наши и забугорные, но если Вы не химик… тогда труба, скорее всего.
+
avatar
  • rstk
  • 26 мая 2020, 11:14
0
Прочитал — это интересно скорее специалисту-химику. Про технологическое воплощение LiS — ни слова. И опять же, на какой стадии развития находится направление LiS? Есть ли опытные экземпляра, прототипы? Кто занимается этим направлением? Одни вопросы.
Сам же Колосицын обращает внимание на нерешённые проблемы:
— низкая удельная энергоёмкость;
— быстрое уменьшение ёмкости в процессе циклирования;
— саморазряд 8-15% в месяц!
В общем ещё пахать и пахать.
Во с Na-ion перспективы уже кое-какие просматриваются, МГУ демонстрирует прототипы, хотя и несовершенные ещё. Можно вроде как уже и кое-что и у китайцев прикупить. Ту да, перспективы просматриваются, хоть и не близкие.
Так что как ни крути, а достойной замены Li-ion и его производным в обозримом будущем не наблюдается. Тем более, что Li-ion не исчерпал потенциала своего развития.
+
avatar
  • rstk
  • 26 мая 2020, 11:20
0
О существующих, разрабатываемых и невозможных аккумуляторах
интервью с российским ученым Олегом Дрожжиным из МГУ
youtu.be/ep8o8DVPz_0
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 11:33
0
Я видел эту мумистику.
Студ. кружок. Самопиар. Выколачивание грантов.
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 11:30
0
Про технологическое воплощение LiS — ни слова. И опять же, на какой стадии развития находится направление LiS? Есть ли опытные экземпляра, прототипы? Кто занимается этим направлением? Одни вопросы.
1) Ссылка на статью дадена не Вам, а другому человеку по его запросу.
2) А обзор, который я рожал в муках 3 месяца читать не собираемся.
Ну-ну…
+
avatar
0
Спасибо за ссылку на статью. Если не сложно, то можно и другие.
Действительно перспективно, но исследовательской работы предстоит много. Читал попутно о значительных (по темам об аккуляторах/топливных элементах это почти как юмор) достижениях на начало этого года.
+
avatar
  • INN36
  • 29 мая 2020, 17:09
0
Ну вот смотрите: самая нашумевшая публикация по литий-сере за этот год:
advances.sciencemag.org/content/advances/6/1/eaay2757.full.pdf
Только я пока не могу понять из-за чего столько восторгов вокруг этой статьи австалийцев.
Надо садится и несколько часов тупо переводить страницу за страницей…
+
avatar
  • Roms
  • 26 мая 2020, 20:53
0
Да не, нормально читается.
+
avatar
  • BrB
  • 26 мая 2020, 01:05
+2
Труд достойный диссертации. И по просветительскому эффекту и по проведенным исследованиям.
+
avatar
  • rstk
  • 26 мая 2020, 04:20
0
У NiMH аккумуляторов нет никаких преимуществ перед литием, удельная емкость в 3-4 раза меньше, саморазряд выше, допустимые токи меньше и т.д…
Это прошлый век! Агрессивная компания по раскручивание Энелупов — последний шанс вскочить на подножку уходящего поезда и оторвать маленький кусочек рынка.
Будущее за литием, ну возможно и за натрием, это как технологии продвинутся.
У себя большинство устройств под AAA и AA переделал под Li-ion и LiFePO4.
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 05:03
+2
Кто бы мог подумать...:)
Извините, а Вы концовку 2 части обзора читали?
+
avatar
  • rstk
  • 26 мая 2020, 06:31
-3
Не читал, времени нет, работаю.
Да и смысла не вижу, в ютубе вполне достаточно видео о текущем состоянии и перспективах развития аккумуляторов. У NiMH аккумуляторов перспектив нет, они достигли потолка развития, Технологии Li-ion давно превзошли NiMH и продолжают развиваться.
+
avatar
  • ksiman
  • 26 мая 2020, 06:40
+6
Это прошлый век!
А свинцовые — это позапрошлый век и они переживут все современные аккумуляторы :)
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 07:56
0
А свинцовые — это позапрошлый век и они переживут все современные аккумуляторы
… из-за дикой дешевизны.
Но ничто не вечно под луной.
+
avatar
  • ksiman
  • 26 мая 2020, 08:28
+2
Вот когда придумают что-то лучше и дешевле, тогда свинец уйдёт на покой. Только вот не придумают, всё новое почему-то всё дороже и дороже…
+
avatar
  • rstk
  • 26 мая 2020, 11:29
0
+
avatar
  • ksiman
  • 26 мая 2020, 12:31
+3
А теперь прикиньте график Втч/руб
+
avatar
0
Очень убедительная статья...-теперь я точно знаю, и-уверен! что больше никогда
не буду просить жену прикупить в маркете "батарейку для настенных часов"… :((
Почему?!-так у неё даже высшего образования нет, а уж познаний в химии и «цветовой
дифференциации штанов»...;-)
Поручу соседу-академику..-ужо он-то, выберет мне достойную моих ходиков *энелупу*!!! :-))
+
avatar
+3
Автору большая благодарность… позновательно.
А ni-mh аккумуляторы Pkcell, не рекомендую покупать!
Брал у официалов  20шт. AAA 850 mAh, которые, якобы LSD. Так они, хуже обычных GP....! Совсем не держат заряд, садятся в «0» за 3 месяца!
И более половины батарей, не дают дельта-пмк, даже на 1 mV..!
Единственный адекватный параметр — это ёмкость. (куплены в 2019)
+
avatar
  • rstk
  • 26 мая 2020, 10:50
0
Хм, я тоже всегда брал у официалов — Pkcell Official Store, замечаний нет. Ставил на тесты саморазряда (зелёные) — немного уступили Fujitsu и Eneloop, почётное 3-е место из 10. Пару лет уже устойчиво пашут, все живут и здравствуют.
+
avatar
  • Qurdi
  • 26 мая 2020, 18:06
0
Пару лет назад они нормальные продавались, а сейчас стали продавать хлам.
+
avatar
0
А ni-mh аккумуляторы Pkcell, не рекомендую покупать!
Купил 20 шт. Прислали(с опозданием… но!-прислали..).
Доволен, как слон..-и в пультах, и микро-«торшере», и…
Короче, вам прислали *гранаты не той системы*!-а что вы хотели
за такую цену?! -«Супер-Энелупу прекрасную»?! ..^_^;-))
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 10:08
+1
И не дают дельта-пмк, даже на 1 mV..!
1) 1 mV — больно уж круто, на уровне случайной погрешности измерения.
Вы бы ток побольше сделали, ниже определенного значения (~0.2-0.3С в зависимости от технологии изготовления) дельта вообще не ловится. Поэтому ниже 0.4-0.5С лучше не опускаться.
У датчанина была статья, где он это досконально промерил на Энелупах.

2) ЕМНИП, МС3000 меньше 3 mV не дает выставить. Но это не точно.
Ближайшее время проверить не могу — ночью запущен новый проект.
+
avatar
  • ksiman
  • 26 мая 2020, 10:32
0
ночью запущен новый проект.
Белые LADDA AA?
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 10:40
+3
Не, совсем из другой оперы.:)
Пока не скажу. Боюсь сглазить.
+
avatar
  • ksiman
  • 26 мая 2020, 11:12
+3
Понял, ещё одна диссертация :)
+
avatar
+2
МС3000 меньше 3 mV не дает 
У меня 2 прибора SkyRC MC3000, один 2018г., другой 2020г. У обоих ставится 1 mV.
И я Пикаселы, уж как только и чем только не заряжал. И снимал вольтаж на камеру… вот Вы, чего только не придумаете… а я это делал :)
+
avatar
+1
Написал по ним обзор, но не публикую, так как подозреваю, что просто бракованная партия мне досталась…
+
avatar
  • Roms
  • 26 мая 2020, 20:56
0
Нет, не бракованная. Примерно в тоже время как они сменили дизайн, похоже они ещё и удешевили технологию.
«Старые», со старым дизайном до сих пор в работе, «новые», с новым дизайном, увы, уже все комплекты выкинул, в фотовспышках они себя показали совсем плохо.
+
avatar
0
Так есть смысл брать или нет???
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 10:42
-1
Что конкретно?
Где использовать будите?
+
avatar
0
Ну, для той же беспроводной мыши, например. Ладу купить негде у нас, а вот Энелупы можно рассмотреть.
+
avatar
0
я использую в беспроводной мышке. норм. надо только чтобы вторая была на подмену заряженная т.к. заканчивается всегда внезапно.
+
avatar
+3
годнота, однако. читаю не спеша, кайфую, буду перечитывать еще
+
avatar
  • bowe
  • 26 мая 2020, 11:38
0
До коронакризиса эти «песочного» цвета ладды были на распродаже в икее. я думал, что только белые годные, и этих не взял впрок.
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 12:51
0
Так белые они и есть самые годные и универсальные. ИМХО.
Но я начинающий пользователь — использую лет 8 от силы...;)


Ой, спутал с энелупами.

Когда делали разбор полетов по предыдущему обзору (год назад) вроде пришли к выводу, что «белые» LADDA — это аналоги Eneloop Pro, а не Eneloop Classic.
Наверное, оно так и есть.
+
avatar
  • Razdel
  • 26 мая 2020, 14:42
+1
Использую во всяких «подсветках шкафов по движению» и подобных устройствах. Там используется по 3-4 шт. AAA обычно. Марки разные, в т.ч. LADDA.
Есть неприятный момент. Когда разряжаются, перестаёт светить совсем или сильно падает яркость, то ОДИН из тройки/четвёрки аккумов в приборе обязательно разряжается в ноль или даже в отрицательный вольтаж. Такие «переразряженые» умная зарядка (пара вариантов) вообще не видит, и потому заряжать не начинает.
Приходится брать старую, ГЛУПУЮ зарядку, вставлять высаженный аккум, добавлять в пару к нему ещё один (не до конца высаженный) — т.к. старая глупая зарядка по одному не заряжает, только парой — вставлять в розетку на 30с-минуту, и только после этого перекладывать эту пару в УМНУЮ зарядку.
Немножко подбешивают эти 2 лишних действия. А родителям -пенсионерам эта «схема» вообще ставит крест на использовании аккумов в некоторых приборах.
Есть способ избавиться от этого? Неужели, приобрести ещё более умную зарядку?
+
avatar
  • INN36
  • 26 мая 2020, 15:58
+1
Любая самая умная зарядка Вас пошлет на три буквы. Потому как «подумает», что в нее вставили аккимулятор «наоборот». Сработает защита от переполюсовки и «гуляй Вася, жуй опилки, я начальник лесопилки».
Для этих делов умные люди и используют максимально тупые зарядки.
А Вы и есть тот самый умный человек.
=======
Но у меня есть идея — как сделать «толкатель» для родителей. Тупо-просто.
Чуть позже…
+
avatar
  • Razdel
  • 26 мая 2020, 16:26
0
я не поверю, что много людей с этим сталкивается, и просто выбрасывают аккумуляторы, «потому что я его вставил в зарядник, а он не заряжается, красная лампочка мигает».
Либо со мной что-то не так — я использую бракованые аккумы или неисправные потребители их.
Либо с индустрией что-то не то: успешно без заморочек аккумами может пользоваться только продвинутый юзер.
+
avatar
  • bowe
  • 27 мая 2020, 00:18
+4
Обманываю так умную зарядку маха-лакроссе 700.
Вытаскиваю начавший заряжаться аккумулятор и быстро ставлю на его место тот, который не определяется.
На экране за секунды рост с 0.2В до 0.8-1 и зарядка начинает его заряжать.
Годы тренировок. До этого скрепками накидывал сверху живой, чтоы «толкнуть», но потом понял, что можно обойтись.
+
avatar
  • INN36
  • 27 мая 2020, 10:01
0
Годы тренировок.
+
avatar
  • Razdel
  • 27 мая 2020, 14:28
0
У меня как раз ЛаКросс BC-1000. Попробую, когда очередной высадится. :)
Но для пенсионеров, конечно, это не выход…
+
avatar
  • aarnet
  • 26 мая 2020, 20:46
0
дык что? покупать в Икея? или нет?
+
avatar
  • INN36
  • 27 мая 2020, 20:26
0
1) Что покупать АА или ААА?
2) Какие — обычные белые или желтые, с обрезанной емкостью, но увеличенным жизненным циклом?
3) Где будут использоваться?
4) Вменяемое зарядное устройство есть?
+
avatar
  • aarnet
  • 27 мая 2020, 20:50
0
1) и AA и AAA
2) так вот и вопрос что брать? вроде как увеличенный жизненный цикл это +, а вроде как и емкость интреснее
3) использоваться будут в устройствах много потребляющих в основном (детские игрушки, фонарик, и т.п.)
4) ЗУ нет, планируется к к покупке на али (дайте рекомендацию плиз)

локально доступны AAA/AA и те, и те
+
avatar
  • INN36
  • 27 мая 2020, 21:53
0
Долгий разговор. Попытаюсь накалякать что-нибудь завтра — на свежую голову.
Если честно, не люблю давать конкретные советы. Потому как если у чел. все потом пойдет как надо, он даже спасибо не скажет. Ибо — так и должно быть. А ежели что-то не так, то ты же и окажешься виноват.
Может, кто чего насоветует здесь, пока я буду собираться с мыслями до завтра...;)
Единственный вопрос — 100 евро за ЗРУ (зарядно-разрядное устройство) — это сильно дорого? При учете кучи игрушек и практически каждодневном использовании. У меня MC3000 пашет в режиме нон-стоп уже 2.5 года… Тфу-тфу-тьфу.
Там, кстати, есть два режима: блондинко (т.е. полный идиот) и новичек (идиот, но не полный). Поэтому может пользоваться мелкий ребенок. У меня дочка с 4-5 лет умело пользовалась мультиметром для замера остаточного напряжения на батарейках и аккумуляторах. Проблемы были только с десятичной точкой.
+
avatar
  • aarnet
  • 30 мая 2020, 00:12
0
100 евро за ЗУ? ну как сказать… многовато конечно… смотрел тут обзоры — вроде было что то с али за меньшие деньги — но тоже вполне универсальное… Liitokala вроде бы (или Opus)…
+
avatar
  • bowe
  • 30 мая 2020, 04:21
-1
литокала — это не универсальное зу, а китайские кукурузные ватты и покупка скидки
универсальное — opus 3100 или C1000, xtar vc4 (s).
то есть, минимум 15$, дешевле никель не умеют (реально, а не по надписям 1000w PMPO никель)
дороже — тренировки появляются, измерения, связь с телефоном.
+
avatar
  • Ammo1
  • 26 мая 2020, 22:52
+1
Дааааааа. Интересно, сколько времени потрачено на написание этой статьи? Неделя? Месяц?
+
avatar
  • INN36
  • 27 мая 2020, 17:42
+5
Экспериментальная часть — 4 месяца.
Теорию начал писать (кусками) — более 2 лет назад.
+
avatar
  • wolfus
  • 27 мая 2020, 21:34
0
В закладки.
+
avatar
  • INN36
  • 27 мая 2020, 21:56
0
У меня бОльшая часть материала до сих пор лежит неопубликованной.
Но здесь я ее выкладывать не буду. Без крайней на то нужды.
+
avatar
  • wolfus
  • 27 мая 2020, 22:39
0
Пора издавать мемуары )
+
avatar
+1
А жаль, очень интересно было бы почитать. Серьёзно
+
avatar
+1
Спасибо большое за статью. Давно не читал подробную статью с хорошими тестами
+
avatar
  • Dulit
  • 31 мая 2020, 18:52
+2
Редко пишу комментарии, но тут хочу сказать Спасибо!!! Очень интересно.
+
avatar
  • INN36
  • 31 мая 2020, 23:07
+1
Никогда не отвечаю на просто хвалебные комментарии (стесняюсь и не знаю что сказать).
Но глянув кол-во ваших комментов за 8 лет отвечаю: Спасибо, если смогли прочитать от начала и до конца.))
+
avatar
+1
Спасибо громаднейшеее.
Википедия с Энциклопедией тихо курят за углом… :)

P.S. Отвечать не надо :)
+
avatar
  • INN36
  • 01 июня 2020, 12:31
0
P.S. Отвечать не надо :)
ОК. Не буду.
+
avatar
  • Herz
  • 01 июня 2020, 17:34
+1
Хороший труд, солидный. Спасибо!
+
avatar
  • Brucel
  • 07 июня 2020, 21:01
+1
Спасибо большое за статью… а я в Китае когда был покупал тоже Panasonic dв фирменном магазине и цена была в прошлом году за 4шт около 400рублей.

+
avatar
  • INN36
  • 07 июня 2020, 21:52
0
Мои поздравления.
Тут есть очень интересный момент: BK-3MCC без дополнительной буквы.
BK-3MCC (produced in Japan)= no additional letter, Japan market only
BK-3MCCA (produced in Japan) = North American market and China
BK-3MCCE (produced in Japan)= European market/Russian market
BK-3MCCE* (produced in China)= South American market, Southeast Asian market, Australian market/New Zealand market.
ссылка
+
avatar
  • Brucel
  • 07 июня 2020, 22:49
0
я не удивлен в Китае все можно купить было бы желание)))
+
avatar
0
Чтоб «толкнуть» аккум достаточно на несколько секунд запаралеллить его с другим, менее севшим. Обычно хватает чтоб опус его увидел
Можно бокс какой-нибудь для батареек купить и запараллелить контакты
+
avatar
  • INN36
  • 09 июня 2020, 19:14
0
Да, как-то так… А с кем Вы разговаривали? :)


+
avatar
0
Ну тут чуть выше было, что умные зарядки не видят слишком разряженные аккумы. Кто то предложил сперва в «глупую» зарядку пихать их, кто то быстро менять в слоте аккум. Это мой способ)