Здравствуйте, читатели mysku. Меня зовут Алексей Александров. В этом обзоре будет описана конструкция самодельной полочной трехполосной акустики WTM813 на доступных динамиках фирмы Dayton Audio.
При создании акустической системы стояло рад задач:
1) Акустика должна обладать более высокими техническими характеристиками и качеством звука по сравнению с фирменными изделиями.
2) Динамики должны обладать доступностью и высокими техническими характеристиками.
3) Конструкция корпуса и фильтра должна быть простой, не дорогой.
Решение:
1) Акустика является фазокогерентной – это значит, что на частоте раздела динамики работают синхронно и фаза их совпадает. Импеданс не имеет резких колебаний, что облегчает работу усилителя. Также у АС внеосевые излучения тонально сбалансированы – это означает, что отраженный звук от стен и предметов в комнате складываясь с прямым излучением, не будет искажать тональный баланс.
Технические характеристики:
Номинальная мощность, Вт: 80
Сопротивление, Ом: 4 (минимальное 3Ом)
Частотный диапазон при ±3дб, Гц: 40-30000
Чувствительность при 2,83в, дБ: 91
Габариты, ВхШхГ, мм: 410х250х320
Масса, кг: 12
АЧХ и внеосевые:
ИЧХ:
2) Ранее здесь был опубликован обзор
мной разработанной АС на динамиках Асалаб, меломаны-радиолюбители испытывали проблемы с приобретением динамиков и нужно было найти альтернативу, ими стали динамики фирмы Dayton Audio. На НЧ применен восьмидюймовый динамик с двойной катушкой
SD215A-88, катушки включены параллельно. На СЧ применен широкополосный трехдюймовый динамик
DS90-8. На ВЧ применен дюймовый шелковый купольный динамик
ND25FA-4.
3) Корпус изготовлен из 16мм MDF. Порт фазоинвертора выведен назад, который сохраняет нормальный режим работы при расстоянии до стены более 10см. Корпус собирал на ПВА при помощи струбцин. Объем СЧ полностью заполнен синтепоном, в основном объеме кусок 30 на 30см.
В фильтре применил конденсаторы к73-16, катушки индуктивности собственного производства, SQP резисторы мощностью 5вт. Для разводки использовал медный многожильный провод ПВ3 сечением 1,5мм ².
Итоговый внешний вид:
Качество звучания акустики высокое и может конкурировать с заводской акустикой ценовой категории от 100т.р. Акустика звучит сбалансировано и не имеет жанровой заточенности. Может справиться как с классикой, так и с тяжелым металлом.
Спасибо за внимание.
… правда «звук приобретает специфический оттенок»)
При всей их хвалёности и дешевизне, почему-то в импортных АС не встречаются (
И купить бывает их сложнее чем импортные.
Феррит может влиять — это да, но феррит в катушке в фильтре колонок это в принципе не очень хорошо, хотя на частотах НЧ динамика, не думаю что замечу разницу на слух.
ну, похоже на фильмы теплых советских времен, когда он на свадьбе целует невесту, а следующим кадром у них уже взрослый сын
.
«Также у АС внеосевые излучения тонально сбалансированы – это означает, что отраженный звук от стен и предметов в комнате складываясь с прямым излучением, не будет искажать тональный баланс.» — а это, извините, из области «теплого лампового звука»…
когда-то было мнение, что НЧ голова по феншую должна работать в противофазе с СЧ-ВЧ
да и добиться ровной АЧХ на срезе при двух синфазных головах с разными резонансными частотами, сопротивлениями и добротностями еще та задачка
Во первых как развернуть фазу на 180 град? Нужно делать отдельный канал для НЧ излучателя.
Во вторых не получится сделать прямоугольный фильтр для разделения НЧ и СЧ. Это значит, что в точке пересечения будет провал АЧХ.
пусть живет
ПыСы головка динамическая неполярный элемент, невзирая на присутствие плюсиков и минусиков возле клемм
у диффузора есть средняя точка и ход в две стороны
плюсики и минусики в старину использовались для облегчения фазировки, хотя передовая конструкторская мысль пользовалась пальчиковой батарейкой и одним битом памяти — диффузор пойдет к себе или от себя :)
а в чем нестыковка?
обычный проводник, помещенный между полюсами магнита при постоянном токе будет выпихиваем оттудова электромеханической силой в полном соответствии с правилом левой руки, при переменном токе будет колебаться туда-сюда с частотой переменного тока
может я что-то не понял в Вашем вопросе?
Ток течет в одну сторону — диффузор, к примеру, поднимется вверх от «нулевой точки»
Поменяйте направление тока — диффузор опустится вниз.
Именно про это и говорит правило буравчика.
Именно это и определяет фазу.
На положительной полуволне диффузор поднимется, на отрицательной — опустится.
Если проинвертировать фазу на 180 град (поменять провода местами) и движения диффузора проинвертируются на 180 град.
по сути расчет и сборка трёхполосной акустики в около домашних и домашних условиях дело неблагодарное и заранее обреченное на провал.
Чем мерили АЧХ и внеосевые? Название приборов напишите.
Upd: Хм… Нету. Ну всё равно этот обзор скорее для там!
Кстати, тангенс потерь — это то самое что слышат аудиофилы, но к сожалению не могут объяснить техническим языком.
Из современных конденсаторов больше всего подходят полипропиленовые металлизированные mpp серии. Имеют минимальные потери, высокую линейность — и намного доступнее чем советские монстры.
вот не поверите — берут и гадят, подлые, спасу от них никакого нет /рыдающий смайлик/
а впрочем есть, выпускают этот спас Kiwame, Riken Ohm, DRALORIC и даже Vishay местами
обычно протрезвление от аудиофилии наступает при взгляде на их ценник
минусящим повторю — Vishay местами
прецизионка у них шикарная по резисторам, сам пару раз заказывал
Резисторы вполне могут менять и даже портить звук за счёт тепловых шумов (в данном случае некритично из-за их малой величины), за счёт наличия небольшой индуктивности, за счёт контактных шумов (вот они в данном случае и могут звук подпортить).
а то получится как в анекдоте Из всех меломанов, хороший транзисторный звук от хорошего лампового отличить смог только осциллограф.
Если вы о сдвиге фазы, то любой фильтр первого порядка двигает фазу на 45 град в точке перегиба. Все с этим живут. И большинство производителей колонок на это не обращают внимания.
Если говорить про индуктивность проволочных резисторов то она составляет доли-единицы мкГн. И их влияние на фазу будет уже далеко за пределами слышимого диапазона и за рабочим диапазоном излучателей.
Если вы про что то другое — поясните.
2. Как выбирали литраж ящика?
3. Почему ящик не заглушен?
3) Ящик заглушен, в обзоре про это написано.
В некоторых случаях даже простой контакт в реле или в переключателе может реально поганить звук
Измерения импедансо-частотных характеристик для многожильного аудокабеля метровой длины и SQP резистора 6,8Ом.
Индуктивность метра провода на порядок (в 10 раз ) больше, чем у резистора.
Дело было не в бобине…
Индуктивность на 20кгц безындукционного резистора Audiocore WN выше чем у SQP на 15%.
Индуктивность на 20кгц Mundorf MResist MOX ниже в 1,4 раза.
Так-что пик на 20 Гц под большим сомнением
ок, некорректно посчитан ФИ?
уважаемый Aleksey_Aleksandrov, обьясните пожалуйста за методику измерения и происхождение всплеска импеданса на 20Гц, оченно просим
Можете сами взять параметры и прикинуть в симуляторе.
Вы даже не знаете в какой точке на ИЧХ частота настройки фазоинвертора.
ИЧХ, которая у Вас приведена, таки расчетная или реально снятая?
и таки признайтесь за частоту настройки ФИ, а то мы волнуемся
Частота настройки фазоинвертора определяется как минимум сопротивления на ИЧХ между двумя пиками, т е 40Гц.
Ы50 не шедевр, конечно, но они весьма неплохи, сейчас около компьютерная акустика для меня.
Неплохо сшиты частоты динамиков, «фазоинверторный», но даже на малой громкости чёткий, плотный бас, явных провалов и выпячиваний не слышу…
А Monitor Audio BR1 под столом стоят, ибо кака… На них без правки эквалайзером в знакомых композициях некоторых звуков просто не слышно.
Согласен, без прослушивания и прямого сравнения любые предположения, в т.ч. мои — чушь.
Были у меня когда то эти колонки, перед этими.
А вот наушники с изодинамическими излучателями и сейчас дома лежат.
Фото не мое.
Это изодинамические и ортодинамические похожи.
Вот нашел.
Ленточный
Изодинамический
Амфитон 25АС-027 как и в Электроника" 25АС-027Функ-
ции низкочастотной — выполняет головка типа 25ГД-42, среднечастот-
ной — 15ГД-11, высокочастотной — изодинамическая головка — 10ГИ-1
Фото с колонками стоящими рядом было выбрано специально для примера. Конечно же их так никто не ставит. кроме как в магазине
Что в них такого хорошего в отличии от Seas, Morel, Vifa, Peerless, ScanSpeak и ещё много других, ну может кроме цены, и то далеко не всегда.
И по каким параметрам они сразу из сегмента 100-500USD рванули в акустику до 100 тыс.
Ну это опять же, всего лишь слова. Внеосевые излучения по АЧХ совпадают лишь у точечных излучателей. Хорошим приближением являются, например, шестигранники Клячина, но никак не классические АС с излучением в одну сторону.
На другом ресурсе не выкладывали как вы их собирали более подробно?
И не слушайте ни кого, продолжайте выкладывать, я за вами слежу :))
Во время сборки занят сборкой, не до фото. Проект делал для получения качественной акустики с простой схемотехникой, доступными компонентами и высоким качеством звука. Задачи в сборке ради обзора не стояла.
для подключения от усилителя тоже подойдут?
Дешевые динамики, кондесаторы сорта “гуано», резисторы того же уровня (впрочем, кондеры в фильтрах больше влияют), и вот эту кучку хлама автор называет " может конкурировать"?
При том, что в пределах указанной цены — десятки первоклассных моделей акустики от самых разных фирм, с отточенным звуком, где, кстати, такого барахла и близко не применяют.
«Сам себя не похвалишь — никто не похвалит» ©