Здравствуйте, достопочтенные читатели. Кто, как говорится, о чём, а я продолжу углублять и развивать тему исследования фотографического оборудования. И сегодняшний мой обзор будет посвящён штативной шаровой головке, чьи достоинства значительно превосходят её размеры.
Однако прежде, чем изложить своё мнение об обозреваемом предмете, подкреплённое некоторым количеством фотоснимков, сделаю необходимое в таких случаях предупреждение: во избежание несчастных случаев перед прочтением текста уберите от экрана карманную жабу. Ибо
будет дорого!
Как-то более двух лет назад я уже обозревал
миниатюрную шаровую головку для установки всякой фотомелочёвки, главным образом осветителей и вспышек. Как-никак, хорошее и правильное освещение — один из краеугольных камней фотографии, даже область ваших фотографических интересов лежит в области макросъёмки. На пленэре, конечно, приходится работать с тем, что есть, однако если съёмка проходит в «настольной студии», ваши возможности в выстраивании освещения ограничены только вашей фантазией и имеющимся оборудованием. И чем больше у вас этого самого оборудования окажется, тем шире будут и ваши возможности.
Хвостатка сливовая (Satyrium pruni). За кадром: кольцевой осветитель + два LumeCube на мини-штативах
Оригинал фото
Поэтому штативных головок под осветители я в своё время купил аж две штуки — по числу имеющихся в моём распоряжении мини-штативов — и пользовался ими долго и активно. Настолько активно, что одна из них со временем стала всё хуже и хуже фиксировать шар, и, в конце-концов, работа с ней стала источником раздражения. А когда фотограф испытывает раздражение, это очень вредно для фотографии. Раздражение ведёт к небрежности, а именно небрежность исполнения нередко является тем признаком, по которому хороший снимок можно отличить от посредственного. А когда вы снимаете не что-нибудь, а одних из самых прекрасных существ на планете, раздражение особенно неуместно.
В надежде искоренить его источник я разобрал старую головку и обнаружил, что проблема происходила из того, что стальной винт фиксатора упирался в мягкий алюминий внутренностей, понемногу его проминая. Покупать на замену ещё одну такую же головку я счёл нецелесообразным: рано или поздно она бы начала барахлить точно таким же образом.
Вместо этого я проигнорировал гневные протесты карманной жабы и в качестве замены решил купить шаровую головку классической конструкции, только в миниатюрном исполнении. С этим я и отправился на ebay в надежде найти такую мини-головку, которая меня полностью устроит. И на этот раз я принимал во внимание не только цену, но ещё и чувства, которые рождало в моей душе созерцание выставленных продавцами фотографий.
Поиски затянулись чуть ли не на неделю, но в итоге я нашёл то, что искал. Шаровая головка модели D-25C от фирмы Andoer, судя по снимкам, имела классическую конструкцию, была изготовлена из алюминиевого сплава (с пластиковой «рубашкой» вокруг шара) и не выглядела откровенной дешёвкой. А ещё у меня уже имелась пара мини-штативов производства той же фирмы, и за два с лишним года использования никаких нареканий к их качеству у меня не возникло. Карманное земноводное хотело, было, возмутиться ценой в $25. Однако шаровая головка мне определённо нравилась, а жабе слова я решил не давать.
Ну а раз товар нравится, нечего тянуть с покупкой, поэтому в первых числах июля я оформил заказ в надежде, что за месяц он до меня доберётся и я успею попользоваться обновкой хотя бы месяц, покуда не настанет осень и бабочки не исчезнут до следующего года. Однако человек предполагает, а SpeedPAK располагает. По правилам китайской логистики лучший способ доставить шаровую головку из Шеньженя на юг Красноярского края — отправить её туда через Лондон и Москву. А чтобы жизнь окончательно перестала казаться мёдом, по традиции SpeedPAK’а отслеживание посылки прекратилось дней через десять, сразу после того, как она приземлилась в Великобритании. В результате я получил свой фотографический аксессуар лишь в последнюю неделю августа, когда бабочки уже почти иссякли.
Так или иначе, шаровую головку я получил. Продавец отправил её в обычном серо-голубом пластиковом пакете, в процессе доставки обросшем наклейками.
Из пакета я извлёк коробочку из довольно толстого и прочного белого картона. Коробочка чисто функциональная, без каких-либо надписей, логотипов и прочих признаков дизайнерского труда. Единственная маркировка, которая на ней присутствовала — клейкий ярлычок со штрих-кодом, надписью «D5899-1» и указанием страны-изготовителя товара: «MADE IN CHINA». В общем, упаковка у Andoer D-25C оказалась совсем не подарочная.
Несмотря на отсутствие дополнительной защиты, коробочка при пересылке практически не пострадала.
Открываем коробочку и вынимаем из неё содержимое — собственно штативную головку в прозрачном пакете с застёжкой. Больше внутри ничего нет; единственный дополнительный аксессуар, переходник с резьбы 1/4" на 3/8", уже вкручен в головку.
Давайте поглядим, что прислали из Китая.
Головка практически целиком изготовлена из немагнитного металла. Корпус, «челюсти» и площадка — из анодированного в чёрный цвет, шар и ручки — из серебристого. Спереди корпус украшен логотипом Andoer, ниже которого нанесено наименование модели.
Элементов управления на головке, как вы можете видеть, три: рычажок блокировки шара, ручка фиксации поворота по азимуту и зажим «челюстей». Ручки регулировки трения, встречающейся на некоторых крупных (и куда более дорогих) шаровых головках, здесь нет: для такой малютки эта крутилка была бы лишней. На ручки фиксации азимута и зажима «челюстей» нанесена удобная крупная насечка; рычажок блокировки шара, напротив, имеет волнистую форму и совершенно гладкую поверхность.
Полный ход рычага фиксации шара — около 300º, однако положения «шар полностью разблокирован» и «шар зажат намертво» разделяют всего 90º, остальные 210º вращения — холостые.
Возле основания вы можете видеть шкалу азимута, которая может пригодиться при съёмке панорам. Крупные деления, подписанные соответствующими числовыми значениями, отмечают углы, кратные 15 градусам, а неподписанные мелкие — 5 градусам. Отметка для считывания азимута на этой головке всего одна и расположена сбоку, с той стороны, где расположен рычаг блокировки шара.
Высота штативной головки от основания до верха «челюстей» составляет около 70 миллиметров. Ширина, если измерять в самом широком месте, то есть по зажиму, примерно столько же. При этом диаметр круглого основания — всего лишь 37мм. На случай, если понадобится поставить камеру в «портретное» положение или направить вниз, в корпусе сделана пара полукруглых вырезов.
В основании головки имеется резьбовое отверстие со стандартной «фотографической» резьбой 3/8". Как я уже упоминал, в него ввинчен переходник на резьбу 1/4", также используемую в некоторых, как правило, лёгких штативах.
Геометрия штатных «челюстей» головки соответствуют широко распространённому стандарту Arca-Swiss. Сами «челюсти» короткие, всего 35 миллиметров в длину. Тем не менее, на верхнюю часть «челюстей» нанесена миллиметровая шкала и отметка для выставления нодальной точки. Зажим «челюстей» обычный винтовой, без каких-либо изысков, зато надёжный и без проблем совместимости с площадками нестандартной ширины (некоторые китайские производители допускают вольности в трактовке стандарта). В основании «челюстей» с обеих сторон проточены полукруглые пазы под винты, препятствующие выскальзыванию площадки. Примерив несколько быстросменных площадок и других Arca-совместимых фотопринадлежностей от разных производителей, я не нашёл среди них ни одной, которая оказалась бы несовместима с «челюстями» обозреваемого изделия.
И, что совсем уж удивительно для столь мелкой и недорогой головки, «челюсти» на ней — съёмные и, при необходимости, могут быть заменены на любые другие.
Быстросменная площадка, входящая в комплект обозреваемой головки, тоже довольно миниатюрна: её длина составляет 42 миллиметра, а толщина — всего 7.5мм против более обычных для Arca-совместимых площадок десяти. И в этой тонкой площадке вырезаны две проушины, в которые можно продеть тонкий ремешок (хотя мне сложно представить, кому и зачем такое может понадобиться).
Быстросъёмная площадка, вид сверху
Площадка оборудована винтом под резьбовое соединение 1/4"; на винте имеется как широкая прорезь под монету, так и складной «барашек» для затягивания пальцами. На верхнюю часть площадки наклеены четыре узкие полоски из рифлёной резины для лучшего сцепления с корпусом камеры или того, к чему площадка будет привинчена. Снизу же из площадки выступает пара стопорных винтов, предотвращающих случайное выскальзывание площадки из «челюстей», если оные недостаточно затянуты.
Быстросъёмная площадка, вид снизу
Вес головки составляет всего 190 грамм.
В общем, по виду это вполне обычная шаровая головка. Единственный вопрос, который может возникнуть — что делать, если рычаг блокировки шара находится в неудобном для пользователя (примерно таком, как на представленном выше фото) положении? Страдать?
К счастью, в конструкции головки этот момент учтён, хотя решение может показаться неочевидным, а никакой инструкции в комплекте головки нет. Чтобы раскрыть секрет, нужно просто потянуть ручку на себя. Тут-то и выяснится, что она не прикручена к оси намертво, а подпружинена, вполне себе может вращаться на этой оси и становиться в одно из 12 положений.
Рычаг вращается...
… вращается...
… опять вращается...
… и вновь вращается, завершая круг
Положение рычажка можно регулировать в достаточно широких пределах, что позволяет настроить его под любой сценарий использования. Правда, тут же возникает вопрос о том, прочен ли сплав, из которого сделан рычаг фиксации шара и насколько долговечной окажется эта хитрая конструкция. Увы, ответа на этот вопрос у меня нет: получить его возможно лишь после многих месяцев регулярного пользования головкой. Я же могу лишь предполагать, что она износится не быстрее, чем это случилось с предыдущей головкой.
Сама головка очень гармонично сочетается с настольным мини-штативом от того же производителя:
Andoer на Andoer’е сидит
Также она оказалась полностью совместима с фотографическим артефактом невообразимой древности:
Давным-давно, в одной далёкой галактике
Если сравнивать обозреваемую головку с изделиями аналогичного класса, имеющимися в моём распоряжении, то она, безусловно, и механически, и эстетически превосходит пятидолларовую головку, на замену которой была куплена.
Да и головку FPH-53P от купленного более семи лет назад штатива Fotopro C-4i, пожалуй, тоже затмевает.
Осталось лишь узнать, насколько приспособлена обновка к возникающим в реальной жизни практическим задачам.
Согласно информации продавца, технические характеристики головки выглядят следующим образом:
Торговая марка: Andoer
Модель: D-25C
Материал: алюминиевый сплав
Цвет: чёрный
Максимальная нагрузка: 10 кг
Резьбовое соединение с камерой: 1/4 дюйма
Крепление к штативу: 1/4 дюйма и 3/8 дюйма
Размеры быстросъёмной площадки: 44 × 38 мм (Д × Ш)
Диаметр шара: 25mm
Диаметр основания: 37mm
Высота шаровой головки: 65mm
Вес: 186г
Размер упаковки: 8.7 × 8.2 × 5.7см
Вес брутто: 197г
Большая часть приведённых цифр выглядит вполне реалистично и, в общем, совпадает с моими собственными замерами. Единственное, что выбивается из общей картины — заявленная допустимая нагрузка в целых 10 килограмм. На мой взгляд, это перебор: к примеру, для головки Benro B-0 с более крупным 30-миллиметровым шаром заявлена максимальная нагрузка всего в 8 кг.
Разумеется, если головку нагрузить строго вертикально, а фиксатор шара затянуть со всей дури, она выдержит и 10 килограмм, и даже больше. Однако если рассматривать практическое использование, а не лабораторные замеры, я бы урезал осетра минимум в два раза, и исходил из того, что практический предел для этой головки лежит в районе пяти кило при не слишком длинном рычаге, а верхняя граница комфортного использования и вовсе ограничена полутора — двумя килограммами.
Однако расстраиваться из-за этого не стоит. Даже два килограмма, на самом деле, не так уж мало. Лично я эту головку покупал прежде всего для того, чтобы устанавливать на неё мини-осветители LumeCube:
Кроме всего прочего, быстросъёмные площадки размером практически идеально подошли под габариты LumeCube. Однако вес и размеры этих изящных штучек настолько малы, что возможность установить их на штативную головку вряд ли может служить показателем её качества.
Попробуем что-нибудь покрупнее и потяжелее. Например, миниатюрную беззеркалку Pentax Q7.
Или не очень миниатюрную, но тоже беззеркалку Sony A7 с объективом Sony SEL90M28G (он же Sony 90/2.8G Macro), L-bracket’ом и штативным кольцом – в сборе всё это потянет килограмма на полтора.
На старую головку я, помнится, ставил даже Sony A6300 с объективом Canon 70-300/4-5.6L и уверен, что Andoer D-25C эту комбинацию держал бы не хуже. Только вот проверить это уже не получится, поскольку за прошедшие с той поры годы с Кэноном я распрощался окончательно.
А ещё эта головка успешно справляется с разными наблюдательными приборами, от сравнительно лёгкого монокуляра IPRee 12-36x50S…
… до увесистого астрономического бинокля Celestron SkyMaster 15×70.
К огромному моему сожалению, из-за известных событий весны этого года с заказом головки я припозднился, ну а SpeedPAK своей неторопливостью довёл ситуацию до логического завершения: в этом году как следует поработать с новой штативной головкой мне не удалось, а зима в природной макрофотографии — «мёртвый сезон». Но даже в конце августа в Сибири бабочки всё ещё есть. Да, их мало, да, большинство из них принадлежат к обычным даже для города видам. Однако ни то, ни другое — не повод отказывать им в фотосессии. Так что, прогуливаясь прохладным раннеосенним днём и заметив в траве сонную крапивницу, я подобрал её, принёс домой и принялся выстраивать сцену в духе осеннего минимализма.
Крапивница
Оригинал фото
Практически сразу я обнаружил, что новая штативная головка оказалось лучше прежней: возможность вращать осветитель только по азимуту, не разблокируя шар головки, определённо добавила удобства в работе. Ну и, конечно же, теперь мне не приходилось задаваться вопросом: «Достаточно ли сильно я затянул фиксатор, чтобы осветитель «поехал» под собственным весом». В общем, по результатам первого серьёзного применения обновлённой штативной головкой я остался доволен.
Ввиду всего вышеизложенного на данный момент штативная головка Andoer D-25C представляется мне весьма удачным приобретением и, несомненно, превосходит свою пятидолларовую предшественницу по всем параметрам. По сути, она предоставляет все удобства серьёзных шаровых головок, при этом сохраняя миниатюрность. Единственное, что может смутить в её конструкции — хитрый механизм регулировки рычага блокировки шара, который может со временем износиться.
а где «звенящая резкость и объём»?
Про девайс:
про «точность» шкал ничего, с одной стороны для такой цены мб и не важно, с другой стороны — «а за что мы платим?»
Из плюсов только «вращается» в разных плоскостях без мучения винта шарика…
Так то интересный девайс, но по цене пока есть сомнения.
Спасибо.
Но ссылка ведет на обработанный ( без exif) джипег размером 1300х1000.
Я просто уточню, что под «оригиналом фото» в сети и обзорах, как правило, подразумевается
необработанный jpg прямо из камеры с исходным размером матрицы фотоаппарата.
Хотя часто можно встретить и название «исходник»