Позволь поприветствовать тебя, достопочтенный читатель, и предложить твоему вниманию обзор недорогой 3D-головки для штатива, достоинства которой, к сожалению, ненамного превосходят её цену. С другой стороны, кто-то может счесть мои требования чрезмерными, а обозреваемый товар — для себя вполне подходящим.
Так или иначе, прежде, чем подвести итоги и вынести свой вердикт, я со всей тщательностью исследовал её сильные и слабые стороны. Всех, желающих узнать подробности, открывшиеся мне за время пробной эксплуатации этой головки, я приглашаю к прочтению нижеследующего обзора, но заранее предупреждаю, что текст его будет довольно длинным.
Некогда у меня в хозяйстве имелась штативная головка Manfrotto 804RC2, доставшаяся мне в комплекте со штативом Manfrotto 055CLB. С головкой, которой, однако, я быстро распрощался, поскольку жонглировать одной-единственной быстросменной площадкой, попеременно устанавливая её на четыре разных устройства, мне очень быстро надоело, а купить дополнительные в те годы было негде. Приобретя ей на замену головку Benro B-1, я решительно перешёл на использование площадок и креплений стандарта Arca Swiss, и с тех пор покупал только и исключительно оборудование, с ними совместимое. Закупив сразу несколько площадок, я прикрутил их на все свои камеры и объективы, после чего установка любой моей фототехники на любой из моих штативов стала занимать считаные секунды.
И всё же у старой головки было одно преимущество, об утрате которого я регулярно сожалел. Дело в том, что 804RC2 относилась к так называемым 3D-головкам, позволяющим вращать камеру вокруг каждой из трёх взаимно перпендикулярных осей по отдельности, на что шаровая головка, увы, не способна. И потому с некоторых пор я задумался о приобретении 3D-головки, совместимой со стандартом Arca.
Помимо фотоаппаратуры я регулярно пользуюсь ещё и астрономическим биноклем Celestron SkyMaster 15×70, который столь велик и тяжел, что использовать его без штатива было бы очень неудобно. Однако шаровая голова для установки бинокля тоже не лучший выбор, 3D-головка с раздельным вращением по высоте и азимуту подходит для биноклей и подзорных труб куда лучше. Поскольку «большой» штатив у меня всего один, а менять головки каждый раз, когда понадобится снять бинокль и поставить на его место фотоаппарат — утомительно, совместимость головки со стандартом Arca Swiss и здесь играла для меня далеко не последнюю роль. И вот, определившись с требованиями к будущей покупке, я принялся за поиски подходящего варианта.
Отправившись на ebay, я нашёл, что с 3D-головками там всё печально. Во-первых, их выбор оказался значительно скромнее по сравнению с шаровыми. Во-вторых, добрая половина 3D-головок предназначалась для съёмки видео (и потому не позволяла установить камеру вертикально). Ну а в-третьих, всякий производитель считал себя обязанным изобрести свой собственный вариант быстросъёмной площадки, отдалённо напоминающий Arca, но в действительности таковым не являющийся. Нашлась, правда идеально подходящая под мои требования головка от Sunwayfoto, однако за неё отдать четыре сотни североамериканских долларов мне, что называется, «жаба не велела».
В итоге, потратив на поиски некоторое количество времени и сил, я набрёл на головку неизвестной модели от не менее неизвестного производителя, которую продавец назвал просто и незамысловато: «Two Handle Hydraulic Damping 3D Three-dimensional Head Quick Release for Tripod». Что, в переводе на русский язык означает «3D-головка для штатива с гидравлическим демпфером, двумя ручками и быстросъёмной площадкой».
Внимательно изучив предоставленные продавцом фотоснимки, я так и не разглядел на головке никаких опознавательных знаков, указывающих, кто и где их производит. Ещё примерно через час поисков в интернете я разузнал, что точно такое же изделие продаётся под именами «Beike BK-80» и «BK-Q80», и, согласно информации от продавцов, обладает следующими характеристиками:
- Материал: алюминиевый сплав
- Вес нетто: 745 грамм
- Диаметр основания: 50мм
- Крепление к штативу: отверстие с резьбой 3/8 дюйма
- Крепление к камере: винт с резьбой 1/4 дюйма
- Вес быстросъёмной площадки: 55 грамм
- Максимальная нагрузка: 20 кг
Последний пункт, конечно, воспринимать всерьёз было невозможно. С другой стороны, ставить на штатив пудовую гирю я и не планировал, а пару килограмм на десятисантиметровом рычаге головка должна была выдержать.
О совместимости с Arca в описании товара не было ни слова, однако внешне площадка и крепление выглядели очень похожими на то, что я искал. К тому же, мне уже доводилось покупать штативные головки, и я заметил, что продавцы иногда забывают упомянуть такую «мелочь», как совместимость с одним из самых популярных стандартов в мире фототехники. Поразмыслив, я принял в начале июля окончательное решение и заказал эту головку, оплатив через Paypal.
Цена изделия составляла на тот момент 35.95 австралийских доллара; ещё 5.99 австралийских доллара предлагалось заплатить за доставку в Российскую Федерацию. Общая сумма, соответственно, в переводе на привычные нам единицы измерения составляла приблизительно 1800 рублей. На кой чорт китайцам сдались именно австралийские доллары (и почему именно австралийские доллары, а не монгольские тугрики) — одному небу ведомо, но вообще я такие выкрутасы не люблю. Карта у меня долларовая, а банк в курс конвертации американской зелени в нетрадиционные валюты закладывает и свой интерес, из-за чего цена хоть и ненамного, но растёт. Также замечу что, на момент написания обзора появилось как минимум одно предложение той же самой головки с более низкой ценой, правда, во всё тех же австралийских долларах.
Двадцать четыре дня ожидания спустя мой заказ прибыл из Китая в простом пластиковом пакете, выложенном изнутри пузырчатой упаковочной плёнкой.
Из пакета я извлёк от души помятую коробку ультрадешёвого картона, один из торцов которой нёс на себе скромный жёлтый ярлычок. Степень помятости коробки можете оценить по фотографии сами, от себя же скажу, что это была, наверное, самая мятая коробка за всю историю моих покупок через интернет.
В верхней части ярлычка находится круглый логотип. Центр логотипа занимают четыре китайских иероглифа, а по окружности идёт надпись, которую я расшифровал как «ZHUANGSHIDAIQUING». Точный смысл этого слова мне неизвестен, однако можно предположить, что это не древнее даосское заклинание, призывающее китайских демонов, а название фирмы-производителя, записанное понятными для некитайцев буквами.
Чуть ниже логотипа располагалась надпись «Professional photographic equipment», проливающая свет на назначение содержимого коробки. Замечу, что в момент прочтения этой надписи в глубинах моей души шевельнулась волна когнитивного диссонанса, порождённая несоответствием более, чем скромной упаковки с претензией на профессиональность сокрытого внутри неё содержимого.
Не церемонясь, я разорвал неказистую упаковку, и нашёл внутри пакет из всё той же пузырчатой плёнки. Из него и была извлечена на свет штативная головка с уже вкрученной в него одной из ручек регулировки наклона. Вторая ручка лежала в отдельном полиэтиленовом пакетике, надо полагать, в целях уменьшения габаритов коробки, причём резьба на конце ручки была зачем-то дополнительно обмотана скотчем.
Собрав головку (это несложно, нужно лишь вкрутить вторую ручку), внимательно рассмотрим, что у нас получилось. Первое, что бросится вам в глаза ещё в процессе установки второй ручки на её законное место — пустотелые набалдашники, изготовленные из твёрдого, дешёвого и скользкого пластика.
Головка в сборе, вид сверху
Металлический стержень рукоятки обтянут вспененым теплоизолирующим материалом чёрного цвета. Теплоизоляцию эту определённо нарезают и натягивают вручную: на одной из ручек срез был кривой. Такая теплоизолирующая накладка нередко встречается на ножках штативов, и нужна, чтобы в холодную погоду при переноске штатива к нему не примерзали руки. Однако зачем обтягивать теплоизоляцией ручку шаровой головы, за которую никто в здравом уме штатив носить не будет, для меня осталось загадкой.
Затем перейдём к осмотру быстросъёмной площадки и механизму её крепления к головке. Площадка размером 80.8×50.6×10мм — металлическая, фотокамера или иное оборудование крепится к ней винтом из жёлтого металла с резьбой 1/4”. Винт оборудован складным проволочным «барашком» для затягивания непосредственно руками, прорезью под отвёртку с широким шлицем (вместо отвёртки можно использовать монету) и отверстием под шестигранный ключ.
Сверху на площадку наклеена рифлёная резина, предотвращающая проворачивание камеры под собственным весом. Для крепления к штативу снизу площадки фрезерован «ласточкин хвост», который вставляется в «челюсти» штативной головки и фиксируется винтовым зажимом.
«Челюсти» (т. е. механизм, обеспечивающий крепление быстросъёмной площадки к головке штатива) — несъёмные и составляют с головкой единое целое. По принципу работы, способу крепления площадки и её форме они схожи с креплениями Arca Swiss: «ласточкин хвост» на быстросъёмной площадке вставляется в паз «челюстей», которые затем стягиваются винтовым зажимом и надёжно фиксируют площадку.
В своё время я сурово порицал китайскую же фирму Sirui за вольное обращение со стандартом Arca, из-за которого площадки Sirui не подходили к стандартным головкам (однако установить на головку Sirui стандартные площадки всё же возможно). В данном случае дело обстоит ещё хуже.
Хотя внешне конструкция площадки и «челюстей» такая же, как у Arca-совместимого оборудования, да и размеры «ласточкиного хвоста» близки к стандартным (ширина «ласточкиного хвоста» площадки составляет 37.6мм, высота — 5.3мм), при внимательном рассмотрении заметно, что «ласточкин хвост» нашей площадки всё же отличается от, к примеру, проверенной и беспроблемной PU-60.
Быстросъёмные площадки. Слева — PU-60 от головки Benro B-1, справа — от обозреваемой головки.
Отличия эти слишком малы, чтобы их можно было разглядеть на фотографии товара, но при этом достаточно велики, чтобы сделать невозможным использование стандартных быстросъёмных площадок. Если учесть, что этих площадок у меня набралось уже не меньше полудюжины, вам будет понятно моё разочарование, когда вместо обещанного «профессионального оборудования» я получил уникальную, неповторимую и несовместимую ни с чем, кроме самой себя, конструкцию.
Из прочих особенностей крепления площадки к головке следует отметить то, что установить площадку возможно только вставив её в паз «челюстей» спереди или сзади (большинство Arca-совместимых креплений допускает установку сменной площадки ещё и сверху), а также наличие предохранителя, защищающего площадку от выпадения из крепления при недостаточно затянутом винте. Соответственно, вытащить площадку можно только сняв головку с предохранителя, то есть зажав и удерживая металлическую кнопку, расположенную на левой стороне «челюстей».
Ещё в головку вклеены два пузырьковых уровня, один в сами «челюсти», другой — в ручку фиксатора быстросъёмной площадки. Первый уровень, теоретически, должен помогать установить камеру строго горизонтально (например, для съёмки панорам), но точность этого уровня у меня вызывает большие сомнения, поскольку он явно вклеивался вручную и даже «на глаз» не параллелен основанию «челюстей». Уровень, вмонтированный в ручку винтового зажима, работает правильно, однако полезен лишь в тех нечастых случаях, когда требуется снять строго вертикальный кадр.
Головка допускает вращение камеры вокруг всех трёх взаимно перпендикулярных осей. Регулировка наклона камеры осуществляется при помощи ручек, ими же выполняется фиксация головки в необходимом положении, нужно лишь повернуть ручку вокруг своей оси по или против часовой стрелки. А вот механизм фиксации положения по азимуту пал жертвой китайской «рацухи», ещё более бессмысленной и беспощадной, чем знаменитый русский бунт.
Ручки управления наклоном и винт фиксации по азимуту
Вместо того, чтобы поставить третий хомут, как принято у Вельбонов, Сликов, Манфротто и прочих — несть им числа — производителей 3D-головок, китайцы во имя экономии презренного грошика просто просверлили дырку, нарезали в ней резьбу и ввернули туда винт с пластиковым барашком. Выкрутив его, я обнаружил, что никаких проставок или компрессионных колец под ним нет и в помине, а сам винт просто упирается в алюминиевую ось. Очевидно, что при активном использовании мягкий металл оси очень быстро покроется вмятинами, а при попытке панорамирования при полузатянутом фиксаторе ещё и будет царапаться. И даже расположение винта выбрано неудачно: рядом с ручкой наклона по вертикали. Какой фэншуй помешал китайскому инженеру нарисовать эту дырку правее, чтобы близость ручки, ответственной за управление наклоном, не мешала его затягивать — неизвестно.
Даже при полностью выкрученных фиксаторах вращение вокруг всех осей требовало приложения определённых усилий. Причину такого тугого вращения я раскрыл совершенно случайно. Собрав головку, я, разумеется, начал активно крутить все её ручки, проверяя плавность хода, и через несколько минут заметил, что управлять наклоном стало гораздо тяжелее. Оказалось, что винты с головками под шестигранник, удерживающие части головки на осях, при активном вращении способны самозатягиваться. Вооружившись шестигранным ключом, я ослабил винт и вернул головке подвижность. После этой операции вращение сразу стало намного легче и даже появилась возможность выполнять плавное панорамирование, хотя, вообще-то, эта головка для видеосъёмки не предназначена.
Затем, движимый любопытством, я выкрутил один из винтов полностью, частично разобрал головку и посмотрел, как там внутри всё устроено. «Там внутри» обнаружилось неимоверное количество густой липкой смазки, толстым слоем покрывавшей все внутренности головки и затруднявшей вращение. Так я случайно раскрыл секрет таинственного «гидравлического демпфера».
Неполная разборка штативной головки
Обработка внутренних поверхностей оказалась грубая, с множеством мелких царапин, кое-где в смазке даже заметны частицы металлической стружки. Смотреть на это было столь невыносимо, что я поспешил собрать головку обратно.
Несмотря на душераздирающее качество обработки внутренностей, ручки-фиксаторы работают вполне надёжно, затягиваются без излишних усилий, а «клевок» вниз при установке тяжёлого оборудования, характерный для недорогих шаровых голов, здесь минимален. Проблемы создаёт только злополучный винт фиксации по азимуту: при его затягивании головка самопроизвольно поворачивается на 2-3° по часовой стрелке, а при ослаблении — на 1.5-2° в противоположную сторону.
Азимутальная шкала на основании головки
Раз уж зашла речь о вращении головки по азимуту, нельзя не упомянуть о шкале, нанесённой на основание головки. Чтобы облегчить жизнь фотографам, снимающим панорамы, на такие шкалы традиционно наносят разметку с ценой деления в 5, 10 или 15 градусов дуги. Однако на данной головке цена деления составляет странные 9°, а каждое пятое деление подписано числовым значением азимута. Оно, конечно, очевидно, что шаг в 9 градусов дуги выбран потому, что 45 делится на девять нацело, однако чем китайцам не угодили более привычные и понятные 15 градусов — тайна сия велика есть.
Нанесением аналогичной разметки для двух других осей вращения производитель решил не заморачиваться. С одной стороны, полноценная шкала там действительно не очень-то и нужна, поскольку угол наклона камеры к горизонту интересен разве что при съёмке многорядных панорам, чем я не увлекаюсь. Но, с другой стороны, пара меток, отмечающая строго горизонтальное и строго вертикальное положение, были бы весьма полезны.
Взглянув на головку снизу, мы обнаружим резьбовое отверстие, при помощи которого она крепится к штативу. Резьба — стандартные для фотоиндустрии 3/8 дюйма, переходник на 1/4” производитель решил не включать в комплект. Для меня сей факт особого значения не имеет, поскольку штатив с такой резьбой у меня всего один, а переходников скопилось целых четыре, однако кому-нибудь отсутствие грошовой детальки может создать лишние сложности.
Головка, вид снизу
Как можно заметить на фото, нижняя поверхность головки не ровная, а покрыта множеством треугольных выступов. Сделано это, конечно же, не просто так: на приличных штативах голова не просто накручивается на резьбу, но ещё и дополнительно фиксируется несколькими винтами. А эти зигзагообразные «волны», в которые снизу упираются винты, препятствуют случайному откручиванию головки. Обычно китайские производители о таких тонкостях не заботятся, на стобаксовых головках Benro и Sirui (не говоря уже о Fotopro) этого металлического зигзага нет. А потому меня немало удивило присутствие на дешёвой головке атрибута, характерного лишь для существенно более дорогостоящего оборудования.
Кроме собственно головки в коробке присутствовало ещё кое-что, а именно — пара картонных карточек, скреплённых витым шнурком.
Первая из них, с мутноватым изображением пары альпинистов, устало бредущих в сторону заката, как я предполагаю, играет роль гарантийного талона. А что мне ещё остаётся, кроме как предполагать? Ведь почти весь текст на обратной стороне картонки написан по-китайски, а немногочисленные английские фразы типа «Protection to Fix Elucidatioin» несут на себе печать того всепожирающего безумия, какое способна исторгнуть из себя лишь мрачная бездна гуглоперевода.
В процессе фотографирования этих карточек, я случайно раскрыл ещё одну маленькую китайскую тайну: под пытливым взором хорошего макрообъектива и без того не слишком резкая картинка разваливается на квадратные пиксели, а вокруг фигур альпинистов отчётливо просматриваются артефакты JPEG-сжатия. Всё это наводит на мысль, что в фундамент фирменного стиля легла первая попавшаяся превьюшка, выплюнутая поисковой машиной по запросу «альпинисты на фоне заката». Нет, правда, кому же ещё можно было доверить дизайн, кроме как слепому лентяю с гуглем наперевес?!
Оборотная сторона второй карточки содержит информацию о товаре и его производителе. Прежде всего выяснилось, что брэнд, которому принадлежит эта головка, называется вовсе не «ZHUANGSHIDAIQUING», а «QUINGZHUANGSHIDAI». Не поленитесь ещё раз взглянуть на фото логотипа на карточках. А после ответьте мне на вопрос: какой нормальный человек способен догадаться, что название на логотипе нужно начинать читать с направления на 9 часов?!
Далее карточка сообщает, что данный предмет, оказывается, ни что иное, как «Camera Tripod»! Живи Козьма Прутков в наше время, он непременно заметил бы по этому поводу: «если на ярлычке 3D-головки написано «штатив» — не верь глазам своим!»
Продолжив чтение, мы узнаём, что модель данного «штатива» носит название QZSD-80, выпущен он в Китае в 2015 году, изготовлен из алюминия и относится продукции к первого сорта («Grade A»). Да уж, если таков первый сорт, продукцию второго и третьего сорта я не хотел бы увидеть даже в кошмарном сне. Завод-изготовитель обозначен как «Guangzhou Beike Photographic Equipment Factory», а официальный сайт его располагается по адресу
www.gzbeike.com.
Попытка посетить сайт производителя и ознакомиться с прочей продукцией данной мануфактуры успехом не увенчалась: браузер порадовал меня сообщением «Directory Listing Denied. This Virtual Directory does not allow contents to be listed». Наверное, содержимое сайта дозволено видеть только и исключительно китайцам. А может пока и сайта никакого нет, но уже скоро будет, нужно немного подождать, пока веб-дизайнер в далёкой Поднебесной нагуглюет подходящих картинок.
На этой оптимистической ноте теоретическую часть обзора можно считать завершённой, поскольку теперь мы знаем об устройстве головки всё, что нужно, и даже больше, чем хотелось бы. Пора переходить к опытной эксплуатации, которая определит, насколько обозреваемая головка пригодна для практического применения.
Начал я с установки на неё астрономического бинокля, ради которого вся эпопея с покупкой и затевалась. И так, берём наш видавший виды Celestron SkyMaster 15×70 (29 сантиметров в длину, вес 1.4 килограмма), и, посредством металлического L-адаптера, монтируем его на быстросъёмную площадку.
Бинокль с присоединённой быстросъёмной площадкой
Проверяем, как держится. Хм… Держится не очень: если приложить усилие, бинокль вместе с адаптером проворачиваются, несмотря на рифлёную резинку, наклеенную на площадку. Тут бы взять отвёртку или шестигранный ключ, да затянуть винт как следует, да только винт коротковат, а гнездо адаптера устроено так, что соединение держится на паре ниток резьбы, сорвать которые очень бы не хотелось. Ладно, нехай будет, как есть, не отвалится. В крайнем случае можно поискать в закромах более длинный винт, с которым уж точно всё будет в порядке. Прикручиваем голову на штатив, вставляем площадку на положенное место — вуаля!
Устанавливать площадку оказалось вполне удобно: если «ласточкин хвост» вошёл в паз «челюстей», дальше площадка сначала скользит, как по рельсам, а в конце пути становится на предохранитель, после чего остаётся лишь зафиксировать её винтовым зажимом. Демонтаж площадки проходит ещё проще и быстрее: ослабляем зажим, придерживая камеру или бинокль рукой, жмём кнопку предохранителя и вынимаем площадку с прикрученным к нему оборудованием.
Поскольку бинокль — астрономический, смотреть в него приходится чаще вверх, чем вниз или вдоль горизонта. По этой причине на штатив его пришлось поставить «задом наперёд», иначе одна из ручек головки упиралась в штатив, мешая смотреть выше, чем на 45°.
Убедившись, что всё работает, оставалось лишь дождаться ночи. Однако график полевых испытаний пришлось сдвинуть, поскольку с конца июля у нас наступил затяжной Ильин день со всеми вытекающими из него последствиями. В результате «первый свет» штативная головка увидела лишь в ночь на 4 августа через открывшиеся в сплошной облачности «окна».
То был четвёртый день после полнолуния; искать слабые объекты, когда полнеба залито лунным светом не стоило даже пытаться, поэтому я сосредоточился на самых ярких объектах. Первым пунктом культурной программы, разумеется стала Луна, самый лёгкий и самый благодарный объект для наблюдений. Атмосферная турбуленция, городская засветка и даже лёгкая облачность оказались бессильны испортить впечатления от созерцания главного ночного светила в мощный бинокль. Поскольку августовская Луна в наших широтах стоит низко над горизонтом, положение бинокля на штативе было почти горизонтальным. По вертикали головка держала бинокль надёжно, а вот бороться с винтом фиксации азимута мне очень быстро надоело, и в итоге я вообще перестал его затягивать — вязкости и липкости китайского «гидравлического демпфера» оказалось достаточно, чтобы головка не поворачивалась от дуновения ветра или случайного прикосновения. Однако, в любом случае винт, в качестве механизма фиксации положения по азимуту — откровенно неудачное конструктивное решение, мешающее нормальной эксплуатации головки.
Заодно я проверил, что произойдёт, если полностью отпустить фиксатор наклона по вертикали. Бинокль медленно, как будто нехотя, клонился вниз, пока ручка не упёрлась в ногу штатива. То есть, если вы установите на штатив какое-нибудь не очень тяжёлое оборудование, но забудете затянуть ручку-фиксатор, ваша нежно любимая аппаратура, скорее всего, отделается лишь мелкими царапинами (вместо сокрушительного удара об основание штатива).
Вдоволь насмотревшись на Луну, я направил бинокль на Туманность Андромеды, а после — на двойное скопление в Персее. Оба эти объекта располагались на высоте около 50° над горизонтом, и наблюдать их было не очень удобно. Штативная головка, однако, в этом не виновата, она как раз удерживала бинокль надёжно, просто фотографический штатив традиционной конструкции вообще плохо приспособлен для того, чтобы направлять камеру на объекты, расположенные над головой.
На следующий день я продолжил эксперименты, установив на головку фотоаппарат Canon 50D c объективом Canon 70-300/4-5.6L (это самый тяжёлый набор фотооборудования, какой у меня есть) и посмотрел, как он себя поведёт на максимальном фокусном расстоянии. С этой комбинацией небольшой «клевок» вниз я всё же заметил, однако его величина была куда меньше, чем при установке того же оборудования на шаровую Benro B-1. Причём виноватым оказался не механизм фиксации, а люфт между вертикальной осью и посаженным на неё корпусом головки.
Последний и самый экстремальный тест, который пришлось пройти штативной головке — проверка на морозоустойчивость. Некогда бывшая у меня Manfrotto 804RC2 обладала одной неприятной особенностью: когда я выносил её зимой на лоджию, по мере остывания она начинала вращаться всё туже и туже, а при -25° после часа наблюдений её и вовсе клинило. А поскольку живу я в Сибири, нормальная работа оборудования при низких температурах для меня — насущная необходимость.
Для испытания холодом я воспользовался морозильной камерой холодильника, в которой я четыре часа добросовестно вымораживал головку при -20°C.
Головка штативная, свежемороженая
Достав из морозильника покрытую инеем головку, я проверил, насколько она сохранила свою работоспособность. Вращение стало заметно более тугим и требовало приложения усилий, однако подвижность по всем трём осям сохранилась, ни одну из них не заклинило.
На этом я свои изыскания завершил и счёл, что пришла пора подводить итоги и раскладывать по кучкам плюсы и минусы данного изделия.
Позитив:
- Свою основную функцию данная головка выполняет
- Большей частью изготовлена из металла, поэтому, вероятно, прослужит достаточно долго
- Присутствует (и работает) механизм, предотвращающий выпадение быстросъёмной площадки при плохо затянутом фиксаторе «челюстей»
- Сохраняет работоспособность при -20°C
Негатив:
- Нестандартные «челюсти» и быстросъёмная площадка
- Винт, упирающийся в ось, в качестве фиксатора положения по азимуту — крайне неудачное конструктивное решение
- Неудобное расположение винта, фиксирующего положение головки по азимуту
- Склонность винтов, удерживающих подвижные части головки, к самозатягиванию
- Отсутствуют шкалы угла наклона
Вердикт:
После всестороннего изучения обозреваемой головки у меня сложилось о ней весьма неоднозначное впечатление. С одной стороны, свою основную функцию головка выполняет, и даже делает это лучше, чем пластиковые аналоги на дешёвых штативах. С другой стороны, уровень комфорта при её использовании устроит лишь нетребовательного или стеснённого в средствах потребителя.
Поскольку речь идёт о фотографическом оборудовании, к качеству и удобству которого я предъявляю достаточно высокие требования, я не возьму на себя смелость рекомендовать к покупке данную 3D-головку. При этом я допускаю, что для кого-то низкая цена перевесит обнаруженные мною недостатки.
В любом случае, если бы производитель потратил чуть больше сил и средств на конструкторские работы, эта головка вполне могла бы стать достойным продуктом, способным конкурировать с изделиями фотобрэндов средней руки, пусть даже цена оказалась бы не несколько долларов выше. Однако неуёмная тяга производителя к «оптимизации» привела к тому, что мы имеем то, что имеем.
Сам я недавно ездил на астроспектакль, так на нем лучше всего себя советская техника (бинокль БПБ и головка КШ) показала:
Худшее же, что есть в обзоре автора — Л-скоба для бинокля. Именно она и дает основной вклад в нестабильность.