Кажется, весна наконец-то соизволила начаться, а значит, подошло время делать что? Правильно, покупать и обозревать штативы! Нет, ну правда, что это за весна без новенького штатива, а может даже и двух? А потому сегодняшний мой обзор будет посвящён настольному мини-штативу Andoer MT-01, если не самому лучшему в своём классе, то уж точно входящему в первую тройку претендентов на это звание. Ибо он оказался настолько хорош, что я в итоге купил ещё один.
Ещё по осени я призадумался о том, чтобы обзавестись двумя или даже тремя настольными штативами. Предложение в этой области значительно опережает спрос, и наиглавнейшая сложность заключается в том, чтобы сделать верный выбор, не затерявшись среди десятков и сотен моделей, присутствующих на рынке. А это, знаете ли, задача не из простых: наберите на ebay в строке поиска «desktop tripod» — и ужаснитесь той бездне, что перед вами разверзнется.
Однако выбор штатива — дело ответственное, поэтому не поленился просмотреть первый десяток страниц, и отметил для себя две модели, приглянувшиеся мне более прочих, одна — производства Selens, но безымянная, вторая — Manbily MT-01. Оба штатива были изготовлены из металла, имели складную конструкцию, а их ножки были оборудованы резиновыми противоскользящими наконечниками. Изделие Selens стоило $18 и внешне сильно напоминало ультрамодный, но дорогой ($80) настольный штативчик TFA-01 Basic производства широко известной в фотографических кругах фирмы Really Right Stuff. Manbily MT-01 прямых аналогов не имел, однако инженер, его проектировавший, явно вдохновлялся всё тем же TFA-01, но уже в модификации «Ultra». Главное отличие «Ultra» от «Basic» заключается в возможности регулировать высоту штатива, однако и заплатить за эту возможность придётся немало: более продвинутая модификация штатива от RRS потянет уже на $120.
Manbily MT-01, как следовало из описания, обладал такой же возможностью, но, при этом, стоил в разы дешевле. Более того, углубившись в поиски, я без труда обнаружил, что совершенно идентичные штативы продаются под именами Veledge MT-01, MagiDeal MT-01 и Andoer MT-01, причём штатив с логотипом Andoer можно было купить дешевле прочих, а именно за $21.95. Сочтя, что дополнительные 4 доллара за возможность регулировать высоту штатива — плата вполне приемлемая, я сделал выбор в пользу Andoer MT-01.
Далее всё было как всегда: заказал-оплатил-подождал-получил. Ожидание скрашивал предоставленный продавцом треком вида RBxxxxxxxxxRU, благодаря которому я мог наблюдать за неумолимым приближением посылки к нашему почтовому отделению. Ожидание её прибытия затянулось на непривычно долгие 35 дней, однако, в конце-концов, штатив благополучно добрался до нашего почтового отделения.
Как это обычно случается для недорогих товаров из Китая, посылка представляла собой грязно-серый пластиковый пакет.
Вскрыв пакет, я нашёл в нём коробку из жёлто-коричневого «экологического» картона с надписью «Desktop tripod» и изображением штатива. Никаких других надписей, вроде характеристик изделия или названия и координат фирмы-производителя, на коробке не обнаружилось. В общем, коробка совершенно обыкновенная и неподарочная; взглянем на неё мельком и пойдём дальше.
А дальше, по неумолимой логике повествования, мне предстояло эту коробку открыть, извлечь её содержимое и со всей тщательностью его разглядеть при свете дня. Первое, что мы обнаруживаем в коробке — пакет из толстого полиэтилена, в который вложен штатив:
Он, конечно, там самый главный, однако не спешите выбрасывать коробку, ведь в ней осталось ещё кое-что полезное! Или, может быть, бесполезное, но оно всё равно там осталось. В общем, если коробку перевернуть, из неё выпадет три ремня из синтетической ткани и с пластиковыми застёжками на одном конце. Ширина ремней 29 миллиметров, длина без учёта застёжки — 36,5 сантиметра.
Удивительно, но факт: в описании товара я никакого упоминания об этих ремешках не обнаружил; в качестве содержимого коробки был указан только сам штатив. Чтобы узнать, для чего эти ремешки предназначены, тоже пришлось потрудиться, но я всё же нашёл изображение, поясняющее способ их использования:
Картинка эта относится к штативу Manbily MT-01, но, как я уже упоминал, никаких существенных отличий от Andoer MT-01 я на фото не обнаружил, поэтому с обозреваемым штативом можно проделать то же самое. У меня, правда, есть большие сомнения насчёт надёжности этого способа крепления, но тут уж думайте сами, интересен вам такой сценарий использования штатива или нет.
А теперь рассмотрим повнимательнее сам штатив.
В общем и целом он производит впечатление вещи аккуратно сделанной, прочной и надёжной, что называется, «на века». Изготовлен он из алюминиевого сплава, анодирован в чёрный цвет, за исключением кольца-регулятора высоты штатива, имеющего покрытие насыщенного красного, а скорее даже малинового цвета. В декабре прошлого года, когда я начинал свои поиски, можно было встретить аналогичные штативы с покрытием синего цвета, но на момент написания обзора они исчезли из продажи. Надо полагать, в Китае традиция «красный для девочек, синий для мальчиков» неизвестна, иначе «синенькие» штативы не оказались бы в таком дефиците.
В сложенном виде длина штатива составляет 170 миллиметров, а диаметр в самом широком месте, то есть по кольцу регулировки высоты — 47 миллиметров, при этом каждая из ножек штатива имеет длину 145 миллиметров. Вес штатива, в некотором смысле, «круглый»: 256±1 грамм. Толщина каждой из ножек 14 миллиметров, так что погнуть или сломать их сможет разве что пресловутый Чак Норрис.
Ножки прикручены к штативу обычными винтами с головкой под шестигранник; затягивая или ослабляя эти винты можно регулировать усилие, с которым складываются или раскладываются ножки. На одну из ножек штатива белой краской нанесён логотип «Andoer».
Каждая из ножек штатива оканчивается вставкой из довольно твёрдой резины; вставки в концах ножек удерживаются на заклёпках.
Насколько хорошо эти вставки противодействуют скольжению, сильно зависит от поверхности, на которой стоит штатив, и веса оборудования, на него установленного. Ненагруженный штатив на гладкой поверхности скользит почти без сопротивления, нагруженный весом около 0,5 кг и стоящий на шероховатом шпоне случайно сдвинуть с места будет уже не так просто. Однако в общем случае я бы на противоскользящие свойства этих вставок не рассчитывал; они, скорее, предназначены, чтобы не поцарапать поверхность, на которой штатив будет стоять.
В каждой из ножек штатива проделаны два продолговатых паза длиной 29 миллиметров (как раз по ширине ремней, которые в эти пазы предлагается продевать) и высверлены два отверстия со стандартной «фотографической» резьбой 1/4" (как эти отверстия можно использовать на практике, я продемонстрирую позже).
Штатив Andoer MT-01, вид сверху
Сверху из штатива исходит не менее стандартный винт высотой 6 миллиметров со всё той же резьбой 1/4", но уже не внутренней, а наружной. Между «ногами» штатива и креплением для «головы» располагается кольцо, регулирующее высоту штатива. Увидев в описании товара возможность регулировки высоты, я понадеялся, что регулировка будет плавной, но тут я был несколько разочарован: выбрать можно лишь один из двух вариантов: штатив либо почти прилегает к поверхности, на которой он стоит, либо приподнят над ней.
В первом случае верхняя плоскость штатива находится на высоте 40 миллиметров, во втором — поднята на 103 миллиметра. Высота регулируется поворотом красного регулировочного кольца на угол около 15°, причём ноги штатива в этот момент должны быть сложены хотя бы наполовину. На первом из купленных мною штативов для поворота кольца требовалось приложить значительное усилие, на втором же оно крутилось заметно легче. Усилие, необходимое для вращения кольца, можно отрегулировать, разобрав штатив. Устройство штатива просто и бесхитростно, а для разборки не требуется ничего, кроме набора ключей-шестигранников.
На этом я завершу описание экстерьера штатива и перейду к рассказу о его потребительских свойствах и о том, зачем лично я приобретал этот штатив, да ещё и в двух экземплярах. Собственно, вариант применения данного штатива уже успел «засветиться» в
одном из моих предыдущих обзоров, повествовавшем о монокуляре Suncore Travel 16x52. Там я установил на него обозреваемый монокуляр, воспользовавшись головкой от «взрослого» штатива FotoPro C-4i.
Монокуляр Suncore Travel 16x52 на штативе Andoer MT-01
Трёхсотграммовый монокуляр, установленный на Andoer MT-01, держался, как влитой. Точно так же штатив способен без проблем нести небольшую фотокамеру. На нижеприведённом фото в качестве подтверждения данного тезиса я использовал свою беззеркалку Pentax Q7:
Фотокамера Pentax Q7 на штативе Andoer MT-01
Если вы уверены, что центр масс системы «камера-объектив» будет расположен рядом с геометрическим центром штатива, можно водрузить на него и что-нибудь более существенное, например, Sony A6300 с установленным через переходник объективом Canon 70-300/4-5.6L:
Как вы видите, на всех трёх фото используется сторонняя штативная головка. В данном случае я использовал головку с четвертьдюймовой резьбой под штатив, но головки с посадкой на 3/8" установить на Andoer MT-01 тоже можно, если у вас есть соответствующий переходник. Кто-то может отнести отсутствие головки в комплекте штатива к недостаткам, однако для меня это, скорее, достоинство. За время занятия фотографией я пришёл к выводу, что в интересующих меня жанрах оборудование предпочтительнее выбирать самостоятельно, нежели купить готовый комплект, а потом мириться с тем, что он не вполне соответствует моему сценарию использования.
Однако оснащать штатив «настоящей» и не слишком дешёвой штативной головкой, да ещё и через переходник, не всегда уместно. Если вы не предполагаете ставить на штатив что-либо тяжелее «мыльницы» или мобильника, купите простецкую шаровую головку с резьбовым гнездом 1/4" — она обойдется вам доллара в три-четыре — и снимайте в своё удовольствие. Например, как это изображено на нижеследующем фото:
iPhone 5 на штативе Andoer MT-01
Однако внимательный читатель, ещё в самом начала озадаченный вопросом «зачем автору понадобилось два совершенно одинаковых штатива», наверняка ожидает раскрытия интриги. И я не обману его ожидания! Всё дело в том, что штативы я покупал отнюдь не для того, чтобы ставить на них монокуляр, фотоаппарат или мобильник — для меня это побочная, хоть и весьма полезная функция. А нужны они мне были для того, чтобы монтировать на них осветительное оборудование, используемое при макросъёмке.
Так уж случилось, что значительная часть моего прошлого макрофотосезона прошла под знаком съёмки в контролируемых условиях. В переводе на русский язык это означает, что я приносил бабочку домой, обустраивал на лоджии мини-студию с травинками-листиками, расставлял камеру, фон и отражатели, после чего приступал к съёмкам. Камера и фон особых сложностей не вызывали, с бабочками тоже обычно удавалось договориться, а вот с освещением всё было грустно. Причём главная проблема была даже не в источниках света (хотя двух вспышек и фонарика для полного счастья определённо недостаточно), а в том, что свет нужно было отражать, умягчать и рассеивать. Задачи эти решались подручными средствами, из-за чего съёмочная сцена выглядела нагромождением из подпорок, прищепок и кое-как закреплённых на них эрзац-отражателей.
Разумеется, снимать в таких условиях было очень и очень неудобно, а воспроизвести во второй раз удачную схему освещения — затруднительно. Поэтому, закрыв прошлогодний съёмочный сезон, я крепко задумался о будущем. А в будущем мне хотелось заместо всех этих вершков и корешков оборудовать нормальный фотографический полигон с множественными источниками света на аккуратных стоечках, рассеивателями, держателями присады и фона и прочая, прочая, прочая. Чтобы, при необходимости, всё это можно было разобрать и спрятать в ящик. И, конечно же, чтобы оно не рассыпалось с грохотом от неловкого движения. Поразмыслив, как это можно было бы реализовать, я пришёл к выводу, что осветительную часть сподручнее всего будет поставить на мини-штативы.
В первом приближении это должно было выглядеть примерно так:
Мини-осветитель, установленный на штатив
Даже в такой минималистичной форме уже можно управлять направлением света и, в ограниченных пределах, высотой его источника. Скажете, «свет будет жёсткий» и «это можно было сделать при помощи пластмассового штативчика за пять баксов»? Не спорю. Поэтому возьмём гибкую «руку» с зажимом, прикрутим к штативу и добавим ко всему этому кусок изолона, соорудив рассеиватель.
Делаем свет рассеянным
Вот нам и пригодилось одно из резьбовых отверстий в ножках, о которых я упоминал ещё в начале обзора. Но и это ещё не всё! Предположим, что нам нужен не обычный рассеянный свет, а креативный. Ну, скажем, цветной. Обычный белый свет фотографы расцвечивают всеми цветами радуги при помощи так называемых гелей, помещаемых перед источником света. На самом деле эти «гели» есть не что иное, как обычные светофильтры, и изготовляют их вовсе не из геля, а из стекла или пластика.
Но как установить этот «гель» перед осветителем? Что ж, займём ещё одно отверстие, вкрутив в него хорошо известную электронщикам «третью руку», посаженную на переходник со штативной резьбой. После хитро её изогнём, вставим в «крокодил» зелёный гель, и — вуаля!
Добавляем креативности в освещение
Да, со штативом за пять баксов такой фокус уже не сделаешь. И, конечно же, этой простенькой осветительной схемой возможности данного штатива не ограничиваются; если иметь под рукой достаточное количество держателей, зажимов и переходников и прочих подобных аксессуаров, даже один такой штатив позволяет немало разнообразить технику съёмки, ну а если штативов будет два, возможности по выстраиванию нетривиальных схем освещения становятся практически неисчерпаемы.
В общем, мне хватило пары вечеров, чтобы по достоинству оценить качество нового штатива и предоставляемые им возможности, после чего я вновь посетил ebay и заказал ещё один точно такой же мини-штатив, но уже у другого продавца, выставившего более низкую цену (именно он и указан в заголовке обзора).
Каков будет итог обзора? Думаю, он очевиден: штатив просто отличный, а единственный известный мне аналог, который мог бы его превзойти, стоит едва ли не в пять раз дороже. Так что, если вас заинтересовали уникальные возможности, которые предоставляет этот штатив, или вам просто хочется, чтобы ваша камера опиралась на что-то надёжное и несгибаемое — настоятельно рекомендую приобрести именно Andoer MT-01.
Достоинства
- Прочная и надёжная конструкция
- Регулируемая высота
- Резьбовые отверстия в «ногах» для установки дополнительного оборудования
Недостатки
- Кольцо регулировки высоты в некоторых экземплярах может вращаться чрезмерно туго
повеселило как приматывают к дереву этот штатив, выдавая этот способ крепления как супер удобный. любую хрень можно примотать к дереву ремнями\веревкой, в чем тут прикол непонятно.
первый раз такое вижу.
но фотик конечно бы не доверил такому экзотичному креплению).
действительно, как вспомогательный для макро/предметки любопытен, хотя отверстия с резьбой в ногах на ноу хау не тянут
Да и тогда он не особо нужен, при наличии нормального штатива.
Цена высокая для такого функционала, но для любимого хобби и ощущения обладания вещью можно и потратиться.
нашел штатив которых у меня неск штук, куплены в «Кинолюбителе» в Москве лет 15...20 назад, все живы. Они и тогда стоили какие-то «копейки» И сейчас китайские по 76 рублей. Для вспомогательных нужд — зачем дороже. Шатив очень устойчивый, довольно прочный, с резиночками на ногах. плоскую пластиковую ножку просверлить — не проблема. А главное, этому штативу при использовании «под свет» не нужна никакая шаровая головка, потому что наклон площадки регулируется.
Да, еще, про «третью руку» — дайте ссылочку, сколько это может стоить, и хорошо ли держит «форму», длина.
Площадка с камерой складывается, и камера смотрит в землю.
И спомнил что Зенит крепил «наискосок» — типа центр тяжести распределял