О клонировании предварительных усилителей Naim
Предварительный усилитель делался для клона усилителя мощности Naim Nap 140/250 —
mySKU.me/blog/ebay/54356.html
Введение. Рассказ о предварительных усилителях
В Hi-Fi технике предварительные усилители (сокр., жаргон — предусилитель, пред) устанавливаются между источником сигнала и усилителем мощности низкой частоты (УМНЧ). Иногда предварительный усилитель совмещают в одном корпусе с УМНЧ. Тогда такой усилитель называют интегральным.
Основные функции предусилителей. В конкретных конструкциях могут быть реализованы только некоторые функции:
1. Усиление сигнала до необходимого уровня для последующего усиления усилителем мощности. Некоторые источники (из современных — сотовые телефоны, адаптеры Bluetooth или некоторые звуковые карты/ЦАП/DAC) при непосредственном подключении к УМНЧ не позволяют реализовать полную мощность усилителя. С помощью предварительного усилителя сигнал усиливается до нужного уровня («раскачивается»)
2. Регулировка громкости
3. Коммутация входов от различных источников
4. Согласование источника сигнала и усилителя мощности. В таких случаях в предварительном усилителе делают буферы — усилители с коэф. усиления 1 по напряжению. Усиливается только ток.
5. Изменение сигнала — от простейших регуляторов тембра (меняем АЧХ сигнала на более «приятную» для наших ушей) до сложных звуковых процессоров.
6. Иногда в предусилители встраивают другое различное оборудование. Например, усилители для наушников, фонкорректоры, микшеры, караоке, индикаторы уровня сигнала и прочее.
Многие современные источники сигнала не нуждаются в дополнительном усилении для «раскачки» УМНЧ. Возникает соблазн избавиться от лишнего звена в цепи усиления сигнала — предварительного усилителя. Тем не менее, во многих системах предварительные усилители присутствуют для согласования цепочки: «источник сигнала -> УМНЧ -> акустическая система.»
В случае клонирования изделий фирмы NAIM обычный путь радиолюбителя такой. Собирается клон NAP 140. Звук нравится! Дальше апгрейт деталей — звук нравится! Собираем стабилизатор питания. Результат — положительный. Возникает искушение собрать предварительный усилитель — там всего несколько деталей — макетка/ЛУТ, час паяния и пред готов. Звук нравится и к УМНЧ собирается предварительный усилитель. Потом на форумах пишут — Naim без преда — не Naim.
Примерно так и вышло у меня. Без преда звук УМНЧ «светлел» как-то немного. С предом — все ок.
Оригиналы из 70-х-90-х
К оригинальным УМНЧ Naim возможно подключение только предварительных усилителей фирмы Naim. Чтобы не подключали изделия других производителей, Naim использует специальные фирменные кабели и разъемы для подключения предварительного усилителя к УМНЧ. На фото эти разъемы слева:
Схемы предварительных усилетелей Naim 70-х — 90-х годов
Базовая схема модуля усиления (усиление сигнала около 10 раз):
Буфер:
Все полярные конденсаторы (кроме фильтра по питанию) — танталовые.
Полная схема предварительного усилителя из 70-х годов такая: входные разъемы ->«механический селектор сигналов»->«буфер»->«регулятор громкости»->«модуль усиления»->«разъемы на УМНЧ».
Выпускались разные версии предварительных усилителей фирмы Naim. Кроме цены, аппараты отличались наличием/отсутствием буфера, различными схемами питания (от УМНЧ, от внешнего БП, раздельное питание каналов предварительного усилителя, раздельное питание модуля усиления и буфера), сервисными устройствами в корпусе предварительного усилителя.
Как устроены современные предварительные усилители Naim — я не в курсе.
Подробней с предварительными усилителями Naim можно познакомиться на сайте
www.acoustica.org.uk/. Раздел «Naim Preamp Mods and Upgrades». Там же есть печатные платы для самостоятельной сборки клона предварительного усилителя.
Китайские клоны
На интернетплощадках и в онлайн магазинах продаются разные варианты клонов предварительных усилителей Naim: печатные платы, наборы для сборки, собранные конструкторы, готовые предварительные усилители в корпусах.
Различаются деталями, из которых состоят и схемами питания.
Рассмотрим кратко изделия китайской промышленности:
Вариант 1. Две отдельные платы с независимым питанием на каждую (поиск по словам «Naim preamp»).
То же самое в корпусе. Питание тут — отдельный корпус.
Вариант 2. Возможность подключить несколько различных питаний — к каждой части свое:
В корпусе:
С селектором входов:
Вариант 3. Самая простая схема: только модуль усиления. Одно питание на два канала:
Этот модуль, как самый дешевый, я и купил на пробу. Чтобы понять стоит ли заморачиваться с предусилителем или нет. До этого собирал предварительный усилитель на макетке.
Китайский конструктор:
Транзисторы (таких как в оригинале, сейчас вы не найдете) заменены на современные 2SC1815/2SA1015. Плата достаточно компактная. Все полярные конденсаторы (кроме фильтров по питанию) — танталовые. Как и должно быть. У оригинала так. Фирменная фича Naim — применение танталовых конденсаторов. Регулятор громкости (РГ) в этом конструкторе — 20 кОм (потенциометр достался более-менее без косяков).
Собранная схема:
Схема питания:
Питание — одна обмотка на 24В переменного напряжения, 0.3А. Питание каналов отделено резисторами.
После сборки схема начинает работать сразу.
Измерения:
Сигнал на входе:
Сигнал на выходе:
Усиление примерно в 10 раз.
Измерения в RMAA. На выходе уровень сигнала Vpp 3.24V.
Моя конструкция
Послушав китайский кит, решил не заниматься модернизацией китайца (нет независимого питания на каждый канал, РГ ALPS не установить, лишние провода и т.д.), а собрать по-своему. Взял стандартную схему клона преда Naim:
Использовал такие детали. Стабилизатор: вместо LM317 установил LT1085. С ними звук больше понравился. Все полярные конденсаторы — тантал Kemet (кроме конденсатора С3 на 47 мкФ — не было тантала такой емкости в наличие — установил Nichichon for Audio). С2 510 пФ — полипропиленовый конденсатор (на ебее ищутся по словам Polypropylene и Styroflex). РГ — переменный резистор ALPS в 10 кОм. РГ стоял по-началу на 50 кОм — от него был достаточно слышимый даже на средней громкости фон. Заменил на ALPS 10 кОм — все ок стало. Фон слышно только на макс громкости. Два канала соединены вместе только на входных гнездах. В остальном два полностью независимых канала со своими блоками питания.
Резистор R13 влияет на величину усиления схемы. Я установил его значение в 4.7 кОм. Усиление схемы — 5 раз примерно. Стандартное 10 раз — много для меня с моими источниками сигнала. Меньше 4 кОм значение этого резистора лучше не выбирать — будут искажения. С 4.7 кОм все ок.
Решил сделать две платы. На первой: усилитель со стабилизаторами. Возможно позже переделаю эту плату. На заводе закажу печатку и на ней спаяю. Пока так пусть будет. Вторая плата как шасси: на ней расположены трансформаторы: первый на 10VA для питание усилителя (две вторичные обмотки на 22 В —
aliexpress.com/item/PTC10-For-Audio-usage-Power-10VA-2-110V-2-22V-toroidal-transformer-encapsulated-transformer-PCB-Welding/32703426077.html ), второй 10VA (две вторичные обмотки 7В —
aliexpress.com/item/PTC10-For-Audio-usage-Power-10VA-2-110V-2-7V-toroidal-transformer-encapsulated-transformer-PCB-Welding/32703992474.html — для питания коммутации и 5 В в виде USB разъема для подключения внешних устройств), стабилизаторы на 5 В, реле коммутации и переменный резистор РГ.
В фильтре питания по два конденсатора Nichichon for Audio 3300 мкФ/50V на канал. Зашутнированы SMD-керамикой прямо на выводах. Диодные мосты на шинах питания 24 В на диодах Шоттки.
Корпус брал на том же ebay-е: Ищется по словам «2606A Full aluminum preamp chassis». Корпус сделан качественно. Краска не облазит, вся фурнитура есть в наличие. В корпусе:
Сделал у предварительного усилителя три входа. Два на предусилитель на РГ и один вход прямо на выход предварительного усилителя минуя регулятор громкости и схему усиления. Этот вход сделал для подключения выхода фронтальных каналов со звукового процессора ресивера домашнего кинотеатра. Коммутация — на реле. Реле управляются галетным переключателем. Реализовал режим «Direct» — подключение входов мимо схемы предварительного усилителя прямо на вход усилителя мощности.
Измерения:
Из-за уменьшения резистора в ОС до 4.7 кОм получилось усиление примерно в 5 раз.
Измерения в RMAA. На выходе уровень сигнала Vpp 2.1V.
Вместе предварительный усилитель и усилитель мощности:
Режим «Direct»:
Измерения в RMAA предусилитель+усилитель выходная мощность Pmax=50 Ватт:
Уже давно обходятся без всяких «предусилителей».
В старых электролит мог быть из чистой серной кислоты — получается низкоимпедансный конденсатор с малым уровнем шумов, то что доктор прописал. А в современном твердый полупроводниковый MnO2 — шумная и нелинейная какаха.
Можно конечно и старый тантал найти. Но это сложно. Я читал народ «апгрейтил» наймовские усилки старые- выпаивал тантал и себе ставил или на ебее продавал
Найти сложно, использовать не стоит — со временем такие конденсаторы текут (серная кислота как никак) и разъедают дорожки на платах, да и параметры давно уплыли. Если уж использовать электролитические то выбрать из низкоимпедансных современных серий, а не лазить по музеям барахолкам и прочим помойкам, ИМХО.
Это реальный анахронизм, пережиток экономии транзисторов, который и на навесной схемотехнике в 80-х годах многократно превосходили по качеству, и самый простой современный ОУ обеспечит параметры, уж точно не хуже.
Смысл экономить транзисторы — их цена тогда копеечная была. В naim-овских предах их много было. См фотки. И потом по 30$ как запчасти их можно продавать?
И шаг за шагом делали лучше, доказывая это на практике.
Поэтому возникает очевидный вопрос ЗАЧЕМ раскапывать морально устаревшее решение? Которое хуже во всем? Которое в теории считается устаревшим? И при этом еще и дороже, и сложнее типового на ОУ?
Если отвлечься от ностальгии и любви к лампам))? Или в отрыве от этого нельзя его рассматривать? Как модель кукурузника?))
Т.е. посыл основной такой:
— на современных ОУ не хуже, дешевле и проще.
— на той самой элементной базе — по другим схемам, лучше по параметрам, но, возможно чуть сложнее.)))
— уход от электролитов в цепи сигнала это тоже эволюция схемотехники.
Есть куча других конструкций и схематических решений, но это не будет уже клоном предов Naim, которые подключают к их УМ. А это обзор про китайские киты и клонирование предов Naim.
Думаете Julian Vereker про эти нюансы не знал?
Думаю, не знал…
Тогда и КНИ померить с той точностью, что просто делают сейчас невозможно было.
Еще раз, поясняю логику. По крайней мере, свою.
Я не против воссоздания ретро-решений. Когда цель именно в ретро.
Но мне кажется, что кто-то зачастую пытается спекулировать на невежестве адептов Hi-End. С лампами, например. И предлагая устаревшие решения (но достойные в то время!), как превосходящие современные. Т.е. не воссоздание забытого (и ненужного, чаще всего), а типа раньше было лучше, но китайцы проклятые все испоганили.)))
А вот это в корне неверно. Я не знаю, знал ли в 71-м это Джулиан, но уверен что в 2017 на примере этой схемотехники учат как не надо делать усилители ЗЧ.
А в те времена и не надо было лучше. Ни источников не было, ни динамиков хороших.
Это ОУ — а не готовое устройство в железе.
Жалко что Julian Vereker это прочитать не может.
Впрочем, лечить аудиофилию я давно зарекся, слушайте что хотите, только не надо ваши сетевые провода из серебра и прочий бред обозревать тут, зачем вы все напоказ выставляете, пощадите наш мозг, пожалуйста! ;-)
К моему обзору не относящуюся. Никак! Как и про сотни других схем c еще более лучшими параметрами.
Вы мой обзор хоть читали? Где вы про провода серебряные сетевые нашли в обзоре и про аудиофильский «берд» так называемый?
Он что революцию в радиоэлектронике совершил?
Сколько я знаю все бытовые современные источники выдают -10dBV это Vrms=2, а профессиональные +4dBu это Vrms=7,75. Может в 60-90xx единого стандарта еще не было, но сейчас это неактуально. Я бы еще понял если речь шла о виниле, но там нужен RIAA корректор. Так-что пред нужен только если усилитель «дубовый» неспособный работать напрямую с источниками.
А в вашем преде оно где-то есть?
И электролиты на пути сигнала само по себе мовитон, тем более современные танталовые…
Я вообще про преды писал. Если возникнет необходимость то можно и сделать.
Если колонируют Naim — то тантал обязателен
Неужели хорошим ЦАП нельзя обойтись?
Так и лежит мертвым грузом. С нормальными колонками никаких эквалайзеров не надо.
Клон Найма — тоже, кстати, непонятное мне и сомнительное занятие. Зачем надо копировать что-то старое, попутно снабжая китайцев деньгами. Вариантов проверенных много. Начиная от LM3886/TDA7294, которые играют очень хорошо, много готовых плат, разные схемы включения, и которые явно проще и от этого предпочтительнее для начального Hi-Fi. Но если уже LM3886/TDA7294 пройденный этап и очень хочется сделать все на рассыпухе, то вариантов еще больше: оплеуха микрухам, ланзар, усилитель Лайкова, Никитин, тот же Натали. Все проверенные, с печатками, инструкциями по сборке и наладке.
Печатку под усилок ЛУТ-ом можно сделать, несколько вариантов в сети есть. Или по китайским самому нарисовать. Однослойные они ведь. Если чем-то китайские не устраивают по 8$. Детали основные все равно в Европе/США покупать. Ну или из того, что есть или китайского.
Оно все радиофорумы повторяет.
Спрашиваешь про какую-то конструкцию. Сразу начинается — а ты лучше ЭТО (перечисление того, что нравится) паяй, твоя схема ****, а сам *****. А проверить все почти невозможно — все же схемы не спаяешь сам.
Про микросхемные усилки у меня тут несколько обзоров есть.
Но все это болтовня. Будет время — сниму графики со своих усилков, тогда и померимся )
Это один форум, еще есть форумы оргинальных наймаводов (там самодельшиков с клонами не любят по понятным причинам), всякие нац. форумы поляков, итальянцев, немцев и проч.
На те же Sanken 2sc2922 есть комплиментарная пара 2SA1216. Тем не менее на выход ставили долгие годы пару 2sc2922.
Шедевр? Это при токе 0,1 А, 1 А и 6 А.
вопросы:
1. какой аудио кабель вы используете для разводки входного сигнала?
2. кабель от усилителя к плате защиты и выходным клемам?
3. тантал только от KEMET? не могу найти у себя в регионе((
4. если ставить Wima, то каких серий?
5. на какую акустику ориентироваться возможно есть конкретные модели?
я рассматриваю покупку новых или на вторичном одной из моделей KEF IQ70, DALI Spektor 6, Monitor audio Bronze BR 6, Sound Sound SL-3SE, B&W 685 S2, B&W 683 S2, Tannoy Mercury 7.4. возможно у кого-то есть опыт прослушивания подобного схожего усилителя с данной акустикой?
большое всем спасибо за советы!
все что мы делаем, это не попытка получить точный звук naim, а лишь желание приблизится к своему комфортному звучанию))
это просто увлечение и хобби))
вас в вк прошерстил полностью, это так же сыграло в принятии решения собирать именно эту модель naim)
да прибудет с нами сила))
2 выход мощники акустический кабель обычный 1.5 мм в квадрате. Им же питание к мощнику
3 разный я AVX и Kemet пробовал. Кемет больше понравился и у меня его больше. На ебее брал.
4 у меня неВима стоит
5.к акустике усилок всеяден. Норм играет с mission m51, YamahaNs515F, AEG LB 4720 это из того, что есть у меня. Если колонки с рук будите брать, то обычно их можно на некоторое время перед покупкой договориться и взять «на послушать» и там решить брать или нет.
На счёт фона. Попробуйте РГ взять 10 кОм и коэффициент усиления преда уменьшить как я тут написал.
Общий провод проверьте на предмет петель. Ручку РГ на корпус заземлить
подскажите, а Kemet у вас какой серии? смотрю что там очень разные ESR))
заземлил ручку, все отлично!)) в корпусе все будет без наводок))
по настройке есть вопросы, чуть позже задам вам в личку, если вы не против)
47uF 35V KEMET tantalum capacitors
Tantalum Capacitors KEMET 10uf 50v Pear Shape Drop Shape,
Так назывались на ебее