Здравствуйте, достопочтенные читатели, и, в особенности, фотолюбители. Сегодня я нарушу случайно сложившуюся традицию обозревания всяких недешёвых штук и расскажу о фотографическом аксессуаре, который может позволить себе буквально каждый.
Речь в обзоре пойдёт о так называемой L-plate (также известной как L-bracket) – нехитром приспособлении, позволяющем устанавливать камеру на штатив не только горизонтально, но и вертикально. Для тех, кто спойлеры предпочитает интриге, сразу сообщаю: данный аксессуар действительно соответствует стандартам Arca Swiss и надлежащим образом выполняет свои функции. Ну а за подробностями добро пожаловать в обзор.
Началось всё с того, что более трёх лет назад под Новый год я по случаю приобрёл в Японии «горячую» новинку — первую в мире, как нынче можно выражаться в адрес 135-го узкоплёночного формата,
полнокадровую беззеркалку Sony A7 в комплекте со штатным объективом. Несколько позже я обзавёлся боле продвинутой оптикой «первой необходимости», а в прошлом году наконец-то пополнил свой арсенал самым главным инструментом — макриком SEL90M28, на тот момент бывшим самым резким из всех автофокусных объективов мира.
До тех пор, пока я пользовался исключительно короткими и лёгкими 35- и 55-миллиметровым объективом, никаких сложностей при съёмке со штатива я не испытывал, а для крепления камеры к штативу использовал вот такие сменные площадки стандарта Arca Swiss:
60-миллиметровая площадка стандарта Arca Swiss
Нетрудно догадаться, что винт притягивает площадку к фотоаппарату, а накладки из рифлёной резины создают дополнительное трение и не позволяют площадке проворачиваться на камере. Однако если на фотоаппарат с такой площадкой навесить достаточно длинный (или тяжёлый) объектив и повернуть в «портретное» положение, силы трения может и не хватить, и тогда камера самопроизвольно повернётся объективом вниз. Покуда я снимал макро на связку Canon 50D + Canon 100/2,8L IS USM Macro со штативной лапой от iShoot, я с этим явлением не сталкивался, однако стоило мне перейти на макрообъектив от Sony, по вопиющей халатности конструкторов штативным кольцом не оборудованный, как вышеозначенная проблема встала в полный рост.
Июньский жук. Пример вертикального построения кадра в макросъёмке
А поскольку «портретную» ориентацию кадра при макросъёмке со штатива я использую не так уж редко, пришлось озаботиться поиском решения. Обычно в таких случаях используют быстросъёмные штативные площадки, не просто прилегающие к нижней поверхности камеры, а частично охватывающие её корпус специальными выступами. Ну а для любителей регулярно использовать вертикальную, то есть портретную ориентацию кадра, изобрели особые, изогнутые в форме буквы «L» быстросъёмные площадки, которые можно установить в «челюсти» штативной головы как горизонтально, так и вертикально. Устоявшегося русского названия для них придумать ещё не успели, но в англоязычной околофотографической прессе их называют «L-plate» или «L-bracket».
Некогда такие штуки были уделом профессионалов и точились чуть ли не вручную, однако после того, как в станкостроение пришла тотальная компьютеризация, трудоёмкость изготовления этих пластин кардинально снизилась, и теперь для любой сколь-нибудь продвинутой фотокамеры можно без малейших усилий найти подходящую штативную площадку за приемлемую цену.
Набрав в поисковой строке ebay фразу «L-plate Sony A7», я получил на выбор множество вариантов, начиная с десятидолларовых от неизвестного производителя и заканчивая весьма дорогостоящей продукцией RRS и Markins. Поскольку жукобабочки мне фотосессии не оплачивают, я остановился на самом дешёвом варианте с неимоверно длинным названием «Quick Release L Plate/L Bracket Holder for Sony Alpha 7 A7 A7R Arca Swiss Black» и ценой $9.99 за штуку, и оформил заказ.
Прибыл мой фотографический аксессуар ровно через 5 недель с момента отправки, в понедельник, и был упакован в неброский серый пластиковый пакет, заметно помявшийся в дороге. Поскольку содержимому пакета надлежало быть металлическим, за его судьбу я не слишком опасался.
Придя домой и вскрыв пакет, я обнаружил внутри пакет поменьше из некогда прозрачного полиэтилена. На пакетике присутствовала наклейка с таинственными числами и надписями (скорее всего, модель изделия в каком-нибудь внутризаводском перечне), штрих-код и сакраментальная надпись «Made in China». Внутри пакета, как нетрудно догадаться, лежала та самая L-plate с выгравированной надписью «LB-A7», а кроме неё — маленький пакетик с шестигранным ключом, о смысле существования которого я поведаю чуть позже.
Разумеется, я поспешил извлечь пластину из пакета…
… и примерить к фотоаппарату. Результат примерки полностью меня удовлетворил, пластина села на фотоаппарат, как родная, без люфтов и шатаний. Как и ожидалось, пластина оказалась металлической и в именно того чёрного цвета, который был обещан в описании. Фигурный вырез в нижней части пластины пришёлся аккурат напротив дверцы батарейного отсека, позволяя при необходимости беспрепятственно извлечь аккумулятор. Вырез в боковой части пластины позволяет столь же беспрепятственно открывать заглушки, под которыми спрятаны гнёзда Micro USB, Mini HDMI, микрофона и выхода на наушники. Я беспокоился, не будет ли боковая часть пластины мешать креплению ремня, однако и там оказалось всё в порядке, для треугольной детали, к которой крепится шейный ремень, в площадке имеется фигурный вырез. В нижней пластине под грипом камеры прорезан широкий паз, в который, при желании, можно продеть кистевой ремень.
Вес пластины составил всего лишь 100 грамм. Более того, она оказалась разборной: короткая часть L-plate посажена на два шипа и притянута к длинной винтом М5 с головкой под шестигранный ключ. Да-да, под тот самый ключ, что лежал в отдельном пакетике. Поэтому при необходимости боковую часть можно демонтировать, что облегчит конструкцию на 32 грамма.
Тем же ключом затягивается и винт на ¼", которым пластина крепится на камере. Но поскольку редкий фотограф постоянно носит с собой шестигранный ключ, предусмотрен и альтернативный вариант: на головке винта имеется прорезь, позволяющая затянуть его мелкой монеткой. Правда, вариант с монеткой не слишком удобен, мешают выступающие части пластины, но как эрзац-решение для полевых условий сойдёт.
Кроме того, в нижней части пластины просверлены два отверстия со всё той же резьбой на ¼ дюйма, и ещё одно такое же — в боковой. Я не очень хорошо представляю, для чего они предназначены (возможно, для установки камеры на штатив, не оборудованный Arca-совместимыми «челюстями»), но не удивлюсь, если кто-нибудь найдёт им практическое применение.
Оставалось проверить самое главное: совместимость с имеющимися у меня штативными головками. Случается, что китайские производители весьма вольно относятся к соблюдению стандартов,
с чем мне уже пришлось столкнуться после того, как я приобрёл моноподную головку Sirui L-10. Поэтому я последовательно установил камеру с привинченной к ней L-plate на штативную головку Benro B-1,
вслед за этим — на штатив Fotopro C4-i с головкой Fotopro FPH-53P,
и, наконец, на ту самую многострадальную моноподную головку от Sirui:
Что касается совместимости «ласточкиного хвоста» с «челюстями», тут во всех трёх случаях дела обстояли отлично, площадка держалась в «челюстях» надёжно, не люфтила и не скользила даже при приложении усилия. Однако при установке камеры на моноподную головку возник один неприятный момент.
По логике производителей моноподной головки «ласточкин хвост» штативной площадки должен быть параллелен оптической оси объектива и перпендикулярен задней стенке камеры. Однако на данной L-plate (как, впрочем, и на абсолютном большинстве прочих) дело обстоит в точности наоборот: «ласточкин хвост» параллелен корпусу камеры и перпендикулярен оптической оси объектива. Из-за этого мы лишаемся возможности наклонять установленную на такой головке камеру вперёд или назад, получая взамен практически бесполезный наклон камеры вправо-влево. Причём эта особенность затрагивает не только моноподные головки, но и штативные 3D-головки, где вращение по каждой из трёх осей выполняется отдельно. Конечно, даже в этом случае ситуацию можно исправить, ослабив крепление «челюстей» и повернув их на 90°, но было бы куда удобнее, если бы всё изначально работало правильно.
Кроме того, головка винта, затягивающего «челюсти», во всех случаях оказывался либо спереди под объективом,
либо сзади под экраном.
В первом случае винт неудобно закручивать, во втором — головка винта упирается в подбородок фотографа, когда тот смотрит в видоискатель. К счастью, Sony A7 – беззеркалка, и режим визирования через видоискатель для неё не является основным.
Кроме того оказалось, что металлический выступ под грипом камеры не полностью повторяет его форму, а немного выступает за его границы. А поскольку рука у меня не узкая и не широкая, мизинец, раньше поддерживавший камеру снизу, пришёлся аккурат на этот металлический выступ. Держать камеру от этого удобнее не стало, скорее даже наоборот.
Поскольку сейчас зима и в моём любимом жанре снимать особо нечего, для демонстрации достоинств обозреваемой L-plate я решил снять автопортрет своей камеры:
Sony A7. Автопортрет.
На этом я завершаю исследование свойств и возможностей купленной мною L-plate и перейду к подведению итогов.
И моё резюме будет следующим: обозреваемый фотоаксессуар, хоть и не лишён огрехов по части эргономики, однако функции свои выполняет надлежащим образом и в ожидаемом объёме. Исходя из вышесказанного, я могу смело рекомендовать данную L-plate всем любителям съёмок со штатива, использующим Arca-совместимые штативные головки.
Достоинства
- Совместимость с креплениями, соответствующими стандарту Arca Swiss и с «челюстями» Sirui, конструктивно сходными с Arca, но не соответствующими стандарту
- Разборная конструкция, позволяющая снять короткую часть L-plate
Недостатки
- Выступ площадки под грипом камеры нарушает эргономику камеры и может мешать надёжному удержанию фотоаппарата
- При установке на моноподные головки и штативные головки с раздельным наклоном по трём осям может потребоваться поворот «челюстей» головки на 90°
За обзор спасибо, штука полезная, даже как подставка под мизинец.
Кроме того, очень редко пользуюсь штативом (как бы не рекомендовали «профессионалы»). Проблема в том, что пока поставишь татив и перевернешь камеру, жук уже отползет на пару миллиметров и кадра не будет :) Не говоря уже о всяких там пчелах и бабочках.
По поводу Sony И иже с ними, скажу что есть два произвоителя Canon и Nikon…
Но, это все, конечно, мое личное мнение :)
С кэнона очень лего перескочить. Продать тушку, купить переходник и вуаля -все стекла от сапога работают на соньке. А еще можно заниматься тем, что пересаживать разные кинообъективы, типа ОКС или вообще от диапроекторов типа филипса 100 ф2 или от рентгеновских аппаратов — некоторые стекла дают фантастический результат.
Сначала кормили народ исключительно средними объективами со средним же качеством, потом — забросили узнаваемый бренд NEX ради безликих Ахххх, теперь вот делают кропы дороже полного кадра и объективы исключительно для «богатых буратин».
А беззеркали Кэнона и особенно Никона и вовсе сделаны «шоб було». Типа у всех есть, пускай и у нас будут, но только не слишком хорошие, чтобы основному бизнесу не мешали.
А для неспешной съемки а7.
Но зачем?
Скажите, интересно Ваше мнение: а заменит ли данная приблуда мою китайскую площадку?
В общем, просто удобнее, если надо много сделать снимков вертикальных.