В общем, дорогие друзья, эта история закончилась абсолютно не тем, с чего она началась. А началась она с того, что решил я прикупить какой-нить сносный цифро-аналоговый конвертер с обязательной возможностью подключения по блютуз и, разумеется, с пультом управления, с ДУ. Зачем? А есть у меня мало-мал стерео усилителей допотопных времён, тем не менее великолепно работающих. Про них не буду, не сейчас о них. Просто захотелось, чтобы к ним без шнурков телефонную музыку подать можно было. И вот, как только этот ЦАП или DAC, если хотите, приехал, а приехал DAC PROZOR 192 кГц, опробовал я его с разными аппаратами, компьютером… и вспомнил о том, что где-то там в подвале давным давно отдыхают активные SVEN BF-11, которые было бы тоже интересно испробовать с блютуз подключением. И получилось… А вот что из этого получилось, пусть в малость сумбурном рассказе, излагается ниже. Так что усаживайтесь, друзья, поближе. Тут есть чего послушать и даже посмотреть!
Да, так с чего это мы начали? Ага, с DAC PROZOR 192 кГц. Почему именно он, несмотря на то, что радиоканал у него построен на всё той же сакраментальной JL АS20ВР01752-25A4? А у него есть оптический вход, коаксиальный вход и, разумеется, то, ради чего я потратился — блютуз. Но это всё не имело бы смысла, если бы этот конвертер не управлялся при помощи пульта ДУ! Вот это всё в совокупности и подвигло меня на покупку сего Устройства.
А чтобы не быть голословным, прилагаю справку об этом действии с подписью и печатью компетентных органов о произведенном финансовом действии, имеющим собой цель обмена некоторого количества денежных знаков на результат кропотливого труда наших братьев из Китайской Народной Республики.
Но сегодня не о нём немного, только для ознакомления, а потому просто спрячу под кат фотографии этого весьма неплохого устройства.
Цифровой коаксиальный аналоговый ресивер с дистанционным управлением Bluetooth DAC Toslink на аналоговый стерео L/R RCA, 192 кгц
И, что называется, «взгляд изнутри». Специально в максимально возможном размере — рассматривайте, друзья!
А для любителей анализировать ТТХ, приведу оные так, как это представил производитель устройства.
Спецификация:
Bluetooth-Совместимость с операционными Версия: 5,0 версия
ПоддержкаПоддерживаемые форматы аудио: PCM
Соотношение сигнал/шум: 105 дБ
Степень разделения (1 кГц): 94 дБ
THD + N: -90 дБ
Общее гармоническое искажение (THD): 10 Гц ~ 20 кГц 0,25-0.065%
Время блокировки: 0.577Fs
Частота дискретизации: 32 ~ 192 кГц
Битрейт: 16 ~ 24 бит
Входной электрический уровень: ± 0,3 в
Выходной Электрический уровень: 3 в
Максимальная выходная мощность: 0,3 Вт
Выходная мощность наушников: 0-250 мВт
Выходное сопротивление: 10 Ом
Рабочее напряжение: + 5 В
Размер: 4,54 «x 2,45» x 0,76 «Вес: 180 г
Вот. А далее — тестирование конвертера со всеми наличествующими усилителями и акустикой. Результатом остался доволен. И не было бы этого рассказа, не вспомни я о том, что там, в подвале, в картонной коробке с незапамятных времён лежат на складском хранении те самые SVEN BF-11, отправленные мной на вечный покой по причине абсолютной профнепригодности. Желание довести всё до хоть какого-то логического конца сделало своё дело и вот я протираю от пыли картонный ящик, отдающий специфическим подвальным запахом. Извлекаю на свет пару этих акустических агрегатов, подключаю к сети, конвертеру, подаю сигнал…
Не слушай до этого я всё своё нормальное, шока бы не было.
Тут, наверно, нужно малость отойти в сторону и сказать о том, что я обожаю оперу. И вот дёрнул же меня нечистый послушать именно на этих колонках „Addio del passato“, да ещё в исполнении неповторимой и горячо мной любимой Эрмонелы Яхо! Что это? Голоса нет вообще, вместо высокочастотной составляющей — щелчки да сипение. В НЧ — гул, притом плоский и въедливый. Голосовой же спектр отсутствует, как таковой, и божественное сопрано Эрмонелы Яхо доносится, словно из подвала. Нет, не зря же я эти колонки отправил на пенсию. Но всё-таки, внешне они великолепны. Выполнены замечательно. Но звучание… „С этим надо что-то делать!“ ©
Но перед тем, как куда-то идти, нужно определиться, где ты находишься. Поэтому появилось желание глянуть, что же всё же происходит с этими SVEN. Запускаем REW, микрофон у меня не измерительный, но для сравнения с другими системами вполне пойдёт. Итак, смотрим.
Подключаем колонку к плоскому усилителю, пододвигаем микрофон к широкополосному динамику. И… мне как, комментировать?
По отношению к килогерцу полоса 2 — 5 кГц срезана на 15 дБ. Нормально, да? Какой голос тут можно услышать? Если посмотрим малость ниже, то увидим, что фазоинвертор работает где-то на частоте 60 Гц, а резкий спад АЧХ начинается с частоты 100 Гц.
Поставим микрофон у туннеля фазоинвертора. Ну да, именно так где-то и получается.
Теперь переместимся поближе к ВЧ головке. Как бы АЧХ и ровная, но вот по звуку — ни в одни ворота. Мембранный щёлкающий звук, довольно неприятный для уха.
Ладно. Отнесём микрофон на расстояние около метра, посмотрим, что происходит с фазоинвертором и без него. Синий график — фазоинвертор включен, красный — фазоинвертор выключен. О сколько-нибудь сглаженной АЧХ говорить не приходится. НЧ диапазон подтягивается фазоинвертором, вот только задран этот диапазон по отношению к килогерцу на восемь (!) дБ. Супер, да?
И что тут можно сделать? Можно попытаться сгладить АЧХ, отключив фазоинвертор. Но тогда придётся использовать их лишь в качестве сателлитов. Да, это устроило бы меня, ярого поклонника систем 2+1, но как быть с жесточайшим провалом в СЧ диапазоне? Можно попытаться поставить СЧ динамик в отдельном боксе, но какой в этом смысл, если всё равно НЧ эта система ниже 70-80 Гц не вытянет? Да и вид нарушится. А мне нужны именно симпатичные сателлиты. Итак, вердикт один: без замены головок ловить тут нечего. Кстати, бугорок на НЧ вполне однозначно намекает на то, что динамик „задыхается“, тесно ему в таком ящике. Мало объёма.
Что тут делать, как тут быть… Главное — поставить верную задачу. Что мне надо? Мне нужны сателлиты. То есть, им достаточно работать где-то начиная от 80-120 Гц, быть как можно линейными и воспроизводить полный диапазон слышимых частот. С этими динамиками что-то такое соорудить аж никак не удастся, потому, что динамик, работающий здесь в качестве широкополосного, явно низкочастотный, да ещё с высокой частотой резонанса. ВЧ головка не обеспечивает качественного звучания на ВЧ. Так что только одно — замена динамиков. А вот чем? Надо же подобрать динамик с установочным размером 116 мм и такой, чтобы внешний вид колонки оставался презентабельным. Я соглашусь на широкополосный динамик, чтобы заодно убрать и ВЧ головку из схемы (но не из корпуса же!). Куда идём? Так странный вопрос — идём на АлиЭкспресс!
И вот оно —
DQ40TZF-02!
Быстренько нажимаем „Купить“.
А доказательство того, что я не соврал о покупке, лежит здесь!
Не прошло и трёх недель, как, заходя домой, я споткнулся о картонную коробку с долгожданным приобретением, без особой аккуратности оставленную под моей дверью курьером.
ТТХ и прочая информация о динамиках от завода изготовителя
Вот, именно то, что я искал. Широкополосные головки с возможностью прямой установки в ящики SVEN BF-11. Далее — дело техники. Вынимаем из пассивной колонки НЧ динамик, отсоединяем от него провода ВЧ головки — она больше не потребуется (ну да, я пробовал оставить её, но звук у неё неприятный). Внутрь колонки загружаем пакет с ватой — корпус немного гулкий. Тут всё без проблем. А вот с активной колонкой придётся немного повозиться. Трансформатор вынимаем, отверстия крепления заделываем герметиком. Плату усилителя демонтируем — не будь на ней громоздких радиаторов, можно было бы и так оставить, обернув её звукопоглощающим материалом. Собственно, если использовать колонки в качестве активных сателлитов, скажем, при работе с Linux, то усилитель можно было бы и оставить, но дело в том, что вопрос фона 100 Гц в нём решается довольно трудно и не до конца. Так что если есть желание использовать колонки, как активные, то лучше всё равно заменить усилитель на что-нибудь малогабаритное класса „D“. Сейчас на Али есть готовые платы 2+1 на ТРА3618, предназначенные для установки в корпус активных сабвуферов системы 2+1. Но в моём случае колонки будут работать с очередным AIYIMA A03, так что завершаем переделку активной колонки в пассивную. Честно говоря, так увлёкся процессом, что о фото вспомнил уже тогда, когда динамики заняли своё место в колонках (очень большой смайлик!)
Ну что, пробуем на
зуб ухо?
Хорошо. Теперь посмотрим, как динамики себя ведут в закрытом ящике и с фазоинвертором, который рассчитан совсем не для них.
Зелёная — фазоинвертор включен, красная — выключен, просто в туннель вставлена пробка от патрона для фотоплёнки. Идеально подошла. Как видим, без ФИ характеристика более сглажена, хоть и несущественно. Если вытягивать из этих динамиков НЧ, то явно не в этом оформлении. Итак, похоже, ФИ будем выключать.
А что произойдёт, если регулятором АЧХ поднять раза в два (6 дБ) НЧ? А вот тогда при неравномерности в 5 дБ относительно килогерца мы вполне сможем услышать 55 Гц в закрытом ящике (зелёная кривая). А вот ФИ слишком круто срезает низ (синя кривая) и подымает пик на 100 Герцах, бубнит заметно. Итак, для моих задач ФИ выключаем. Чтобы не нарушать внешний вид, устанавливаем крышку от патрона фотоплёнки изнутри. Ещё раз повторю: моя цель — сателлиты. Придумывать полноценное оформление для этих динамиков будем в следующий раз. Ну, если будем. Потому как, а куда это всё девать, понеже получится немаленькое?
Ой, жил бы я в Одессе, то сказал бы, что это таки да две большие разницы по сравнению со стандартным SVEN BF-11!
Безусловно, для этого динамика объём корпусов тоже мал. НЧ горбик 2 дБ и резкий спад ниже резонансной говорит об этом. Но чего я добивался? Равномерной АЧХ и я получил её. Всё, что ниже 100 Гц прекрасно покроет звено НЧ канала. Неравномерность в голосовом диапазоне более, чем просто приемлема. Широкополосные динамики обеспечивают замечательную панораму. ВЧ головки при такой полосе, как показала практика, совершенно лишние. Внешний вид замечательный. Вот и сложился очередной комплект. Ах, да. „Addio del passato“ в исполнении моей тайной любви Эрмонелы Яхо звучит выше всяких похвал. Переделанные колонки замечательно справляются со всеми музыкальными жанрами. Безусловно, в таком оформлении DQ40TZF-02 используются далеко не на все свои возможности. Им бы фазоинвертор с объёмом корпуса в районе 12-16 литров, тут бы они и без сабвуфера сказали своё веское слово. Но увы. Размеры громкоговорителя тесно связаны с местом их размещения. А посему радовать слух и глаз им придётся в доступной форме. Что же, звук получился очень ровным. Чёткое мониторное звучание, правда, несколько суховатое. Возможно, в дальнейшем нужно будет поправить горбик на ста Герцах, подобрав звукопоглотитель. Скажу одно — вторая жизнь колонок вполне удалась, особенно после добавления в корпус семидесяти граммов минеральной ваты в марлевом мешочке. Это уже, как говорится, „тонкие индивидуальные настройки“, а тут ничего кроме собственных ушей (смайлик!), не поможет, потому что АЧХ практически не изменилась после этого, разве что чуток сгладилась в области НЧ. Однако, описание нюансов звучания — дело неблагодарное и весьма субъективное. Поэтому прозвучавших общих фраз, как мне кажется, будет вполне достаточно.
… но всё-таки, давайте ещё раз подключим переделанный громкоговоритель к плоскому линейному усилителю и посмотрим АЧХ в точке прослушивания с учётом влияния комнаты на характеристику. Микрофон устанавливаем в двух метрах от колонки, опускаем шторы — хоть как-то сгладим реверберацию. Итак, одна переделанная колонка, наполнение — около семидесяти граммов ваты, динамическая головка — DQ40TZF-02, одна. Закрываем уши, измеряем.
Результат: в диапазоне частот 40 Гц — 16 кГц неравномерность в пределах 4 дБ на НЧ и около 5 дБ на ВЧ. То есть, колоночку после переделки можно смело использовать как самостоятельный полочный громкоговоритель с весьма неплохими параметрами.
Нет, всё-таки пару слов о звуке. Низ мягкий и обволакивающий получился. Середина очень проработанная, а верх… ну, мне уже слишком лет, чтобы быть объективным, но слушать очень приятно. Надеюсь, не опустился до аудиофильства (очень смеющийся смайлик!). Можно и без сабвуфера вполне.
Господа конструкторы SVEN, а стразу так, а?
И звучат они не хуже, чем выглядят. Так что если у вас в загашнике оказалась пара таких вот колонок, неиспользуемых по причине мерзопакостного звука, так вот вам и один из вариантов.
REM: А знаете, откуда вообще взялось это слово — загашник? Сейчас расскажу. В древние времена подпоясывались шнурком. Вот этот шнурок и назывался гашник. Карманов тогда не было, вот и носили подручное, затыкая за этот самый шнурок — за гашник. Вот шёл по дороге, нашёл чего-нибудь, да и заткнул за гашник. В последствии словосочетание „за гашник“ слилось в одно слово и перешло в идиому „загашник“. То есть, спрятать на всякий случай, отложить на потом. Вот так. „Великий и могучий“!
Вместо эпилога:
„Прекрасное — это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу.“
Эммануил Кант
P.S.
Сабвуфер на шкафу (второй под столом) и
о нём я уже рассказывал.
Упала емкость = повысилась частота ВЧ головки. Вот и «получите провал».
Впрочем, на качество работы «пищалки» это уже как-то не особо…
TPA3116?
Ну, я тоже с этого повторно в своей жизни начинал, лет так 4х назад.
Но, сейчас это уже не серьёзно. Даже, не то что не серьёзно, даже совсем.
Время идёт. Есть товар и звук получше.
Например tpa3250 на крайний случай. Или ICE125ASX2 как у меня на столе. Это богатый усь по сравнительно недорогой цене.
Очень богатый по низам, приличный по СЧ и верха держит хорошо, но очень энергичный и требует такой же отдачи от колонок.
ICE работает и звучит очень хорошо, но его надо правильно приготовить, причём готовка эта очень недорога.
Читайте.
Можно обзоры прогнать по ней же.
Но, от себя скажу, что по соотношению цена — качество данному усю противников нет.
Динамика просто сумашедшая. Энергетика — огромная. Отрабатывает резкий звук на 4,5 баллов, как минимум.
Мне интересно попробовать микросхемку от TI попробовать с частотой переключения 2мгц, вот где вч обещают быть интересными
Я TPA3255 хотел попробывать до Айса.
Второй раз картинку повторять не буду.
Там обычный полумост без стаба.
Максимум что там есть — синхронизация с бп и все.
Т.е. запас по мощности это хорошо, но что-нибудь бы c честными 50-60 Вт на канал, чтобы не спалить динамики.
Нашел ICE50ASX2. Это оно же?
«Прибежали в избу дети Второпях зовут отца: «Тятя! тятя! наши сети Притащили мертвеца...» ©
На том — усё.
Позишн…
Реально думал увидеть фоточки замеров а не одни графики. А так не впечатлило. Автор не удосужился проверить состояние Свиновских компонентов. Скорее всего это проявилось бы в высохших конденсаторах. Далее хотелось бы видеть замеры старых динамиков. Параметры старого фильра для них. Может быть он совершенно неправильный. По сути имеем обзор — Гляньте, я дины в старых Свинах заменил.
Верхний серебристый более поздний (года полтора назад собирал) ice power 125asx2.
Работают в паре.
TPA3116D2 работает на СЧ и сабвуфер (он 2.1), ice power 125asx2 работает на полочники Ямаха.
Такое сочетание.
S30 немного проапгредены- удалена индикация перегрузки, внутри оклеено звукопоглотителем, заменен фазоинвертор, и вроде еще пищалки менялись. Для компа сойдет, там в основном танки. Но звук, надо сказать, поганый, даже по сравнению с далеко не аудиофильским комплектом подключенном к TV по HDMI — HK AVR161 + 2шт. Ultimate TR35.
Честно, даже не пробовал выяснить какое звено косячит, S30 или FX-Audio. Но думаю что проблема в FX-Audio.
HK AVR161 + Ultimate TR35 есть как бы глубина звука что ли… На FX-Audio D802C PRO + S30 звук плоский какой то.
Коаксиалы были бы ещё интереснее, благо те же Таннои для встраиваемых систем продаются с уже готовыми задними крышками, стоят немало, но на распродажах бывает весьма недорого.
Проблема была в трансформаторе, а точнее его расположении. Там маленький не экранированный трансформатор расположен аккурат напротив динамика на расстоянии пары сантиметров. При изменении положения трансформатора гул уходил. В итоге туда был засунут тор (легче крепить и уже был в наличии) и экспериментальным путем поставлен так что слышимый гул ушел на нет. Конденсаторы там действительно были задохлики по 2200uF и сильно накосячить при разводке платы на копиях TDA2050 сложно, но основная причина гула в данной модели это именно расположение трансформатора.
Возбуд в серийном изделии? Да, сделано дешево и похабно, но не до такой же степени.
Возбуд в семействе TDA2050/2030/LM1875 и им подобным обычно ловят тогда когда человек освоил ЛУТ и работу в Sprint-Layout(или в аналогах), но не знаком с базовыми принципами разводки печатных плат и не читает даташиты.
Серийные платы для бюджетных устройств обычно разводятся руководствуясь принципом разумной достаточности. Но вот на многократно тиражируемом трамвайном «матюгальнике» при замене фирменых микросхем TDA2050 UTCшными копиями, земляной полигон оказался недостаточно полигонистым)
«аудиофильские штучки», как и обзоры нескончаемых видов и моделей «ушных затычек»!)
Мне лично, просто заверните *послушать*, без этих ,, пиков\впадин,,…
И, что-то меня сегодня потянуло на скабрезности..-эти блестящие конуса новых динамиков,
так и просят чутка губной помады… ;-)) Интересно, с ней и без неё(-как и с\без конусами!) АЧХ как-то изменится?!
Хотя я, первым делом подумал, что это-для современных
гурманов дизайна, стремящихся сегодня к любому кирпичу
приклеить свои столь любимые стразы… ;-))
А поскольку новый динамик по частоте основного резонанса — аналог родного FD115-7, то проблема, естественно, сохраняется.
И ни о каком качестве на НЧ можно и не вспоминать.
Кстати, китайцы и Morel Supreme срисовать не побрезговали. Но — размеры и форма одно, а вот материал и его обработка — совсем другое. Это как Су-27 срисовали, а летает плохо. Потому как без техпроцесса производства деталей и металлопроката для них — это всего лишь чертежи.
Но в любом случае, как бы криво не срисовали и какой бы картон не применили — хуже динамиков от компьютерных АС «свин» сделать — это надо СИЛЬНО постараться :)))
Рад за автора, положительные эмоции и радость от заново прослушанной музыки — бесценны. К ШП головке так и просится повторитель от Чуффоли. За что люблю ШП — можно задрать ВЧ и резать слух оно не будет. Да, баса немного, зато какой он! Начинаешь понимать, насколько фильтры и многополосность убивают звучание после «живых» записей с акустической гитарой. Таких бы штук 40 в массив… На каком-то портале читал, там человек 3ГДШ-2 по 50 штук забубенил. Бас от 40 Гц :)
Результат переделки великолепный.
Спасибо за наводку, поиграюсь
не говоря уже про неравномерность АЧХ
Телефоном не получится.
Извините, некоторое время не смогу отвечать на комментарии обширно. Надеюсь на понимание.
Кто что думает? Фазоинвертор глушить? Измерительного микрофона нет. Или все же лучше корпуса побольше?