Как изготовить предохранитель. Дендрофекальный метод

Какое-то время назад я имел неосторожность купить китайские предохранители, которые мягко говоря оказались не на тот ток… Я хотел сделать свой предохранитель, но не нашел подходящего по сечению провода (даже жилка от МГТФ оказалась толстовата). Недавно, идя по городу, я увидел как что-то блеснуло, поднял эту штучку и сунул в карман…


Штучка оказалась динамиком от наушников, который был незамедлительно сунут в дихлорэтан и разобран. Для понимания масштабов — катушка диаметром примерно 5мм



И данный провод оказался чертовски подходящ по сечению!


Далее всё просто — сверлим с торцов предохранителя отверстия 3мм, извлекаем родной проводок. Кстати, вот он, в сравнении с таким как должен быть


Лудим торцы, отматываем от катушки динамика провод с небольшим запасом, лудим его (вероятно лучше всего по старинной методике — с аспирином, помня о не сильно полезных выделениях), лудим с кислотой торцы предохранителя по периметру отверстий (я фоткал первый пробный вариант, и этого не сделал — а зря, после уже облуживал сразу) продеваем в корпус предохранителя, припаиваем, и запаиваем одну сторону наглухо. Потом при желании засыпаем внутрь песок (ну или что еще по вкусу) и запаиваем. Не забываем нанести новую маркировку.



Полученный предохранитель замечательно держит 500мА, и очень быстро (примерно 0.5с) сгорает при токе 800мА.


Ну а при 2А сгорает за 52мс


Сопротивление двух изготовленных предохранителей получилось 0.484 и 0.512 Ом, что для кустарного производства считаю вполне допустимой погрешностью.

Я доволен, можно рекомендовать метод к применению ;) На самом деле конечно же нужно ставить нормальные предохранители. Использовать предложенный метод можно только в крайних случаях, когда работать нужно, а тут пред сгорел, а запасного нету. А мне просто жалко выкинуть это вот овнище. О том как штопать презервативы и стирать туалетную бумагу — в следующих выпусках, не переключайтесь! ;)

Дополнительная информация
впрочем, я не одинок в своём творчестве, и в этих наших интернетах можно найти вот такую табличку:



Ну и да…
Добавить в избранное +157 +236
+
avatar
  • fp777
  • 02 мая 2021, 09:05
+36
Вспомнил увлечение старших товарищей. Раньше только так и делали.
P.S. И это тот случай, когда я не знаю какой смайлик ставить.
+
avatar
  • redcap
  • 02 мая 2021, 23:40
+19
Один футболист считает, что не всё, чем занимаешься должно попадать в интернет :)
+
avatar
  • Ulises
  • 03 мая 2021, 03:25
+14
в этих наших интернетах можно найти вот такую табличку
Раньше только так и делали
Я помню, что в годы моей радиолюбительской юности была несколько иная табличка, типа — провод МГТФ 0,15 — 1 жилка — 0,5А,
провод МГШВ-0,25 — одна жилка — 1,0А
провод МГШВ-0,35 — одна жилка — 2,0А
Ну, и, само-собой, моточки калиброванной проволоки для восстановления перегоревших предохранителей — даже в р/л магазинах продавалась.
А я из ЗИПов изымал, ее никто и никогда не расходовал.
+
avatar
+1
Да до сих пор так на работе делаю. Проще жилку припаять, чем до склада за новым идти. Благо, моток мгтф-а всегда под рукой.
+
avatar
+2
Ну, и, само-собой, моточки калиброванной проволоки для восстановления перегоревших предохранителей — даже в р/л магазинах продавалась.
да может и не все 50. но 50 лет назад муськи не было.
Шёл 2021 год… А до ближайшего радиомагазина в России 500+ км…
+
avatar
  • 64eu64
  • 04 мая 2021, 17:31
+2
Лет так на 30-40 обзор запоздал. Ну да ладно.
+
avatar
+3
да может и не все 50. но 50 лет назад муськи не было.
+
avatar
+4
впрочем, я не одинок в своём творчестве, и в этих наших интернетах можно найти вот такую табличку:
Надо бы проверить при каком токе пос-61 с флюсом плавится, по характерному запаху сразу станет понятно что предохранителю каюк☺
+
avatar
+8
Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть, так вкуснее будет.©
в названии должно быть: «Делаем вечный предохранитель»…
пс но идея добычи провода хороша) но лучше бы там лежала золотая монета Птоломея IV
+
avatar
+4
Не всё то золото, что блестит…
+
avatar
0
да)!
+
avatar
+5
У золота хорошая токопроводность. Из него плохой предохранитель.
+
avatar
+6
ошибаетесь. У золота плохая проводимость. И предохранитель с него лучше чем с меди. Со временем золотая нить не окислится и не изменится ток уставки.
+
avatar
+1
ну не такая и плохая. между медью и алюминием.
+
avatar
+3
Делал из сусального золота. Гавно.
+
avatar
+2
сусальное часто как-бы не совсем золото
+
avatar
+1
сусальное часто как-бы не совсем золото
Это как? Не, понятно что 999 пробу вообще редко используют из за мягкости, поэтому сплавы где основа — золото.
+
avatar
+2
ох, не факт что золото… я конечно не буду сильно спорить, но химия шагнула вперед, и там может быть что угодно. ну и у сплавав токопроводность как правило хуже
+
avatar
+2
но химия шагнула вперед, и там может быть что угодно
Химия никак не влияет на физические свойства материалов. Можно как угодно химичить, но проковать качественно кусок металла до толщины листа сусального золота, можно только при условии, что этот кусок металла — золото.
+
avatar
+4
погугли «поталь» ;)
+
avatar
0
погугли «поталь» ;)
И? Листы толстые, окисляются, золота вообще нет, т.е. абсолютно, даже в названии.
+
avatar
+2
листы тонкие, с сусальным золотом и по толщине и по виду весьма схожи, окисляются — ну не все, смотря из чего сделано. я к тому что не всё то золото что блестит. и не факт что то сусальное золото из которого пытались сделать предохранитель — на самом деле хоть рядом с золотом лежало. а может и сплав какой, слабо проводящий.
+
avatar
0
прочитал это и сразу вспомнились монеты в блоке предохранителей ))) и вумная фраза-" зато не надо менять постоянно" а потом грустное личико когда смотрел на сгоревшую машину ))) и подкол от которого передернуло того вумника- " зато «предохранители» не сгорели " )))
+
avatar
+5
Если нельзя но очень нужно- то можно. Сам кучу переделал- срочно надо было. А табличка эта у меня с восьмидесятых на листочке хранится.
+
avatar
  • dftybd
  • 02 мая 2021, 09:44
+61


+
avatar
+44
зачем эти полумеры))) замахаешься менять)
а так, поставил и забыл
+
avatar
  • shaman
  • 02 мая 2021, 12:05
+3
В тестер такой костыль не запихнуть — только на выносных проводах.
И хотелось бы узнать, как автор жгёт в тестере предохранители. Ни разу не получалось.
+
avatar
  • pesp
  • 02 мая 2021, 13:34
+20
Элементарно, Уатсон, померить напряжение при установленном щупе в гнездо измерения тока.
+
avatar
+16
Именно так. Был у нас в городе когда-то на задворках магазинчик с радиодетальками и прочим хламом. Прибежал туда покупатель и давай ругаться, что ему плохой тестер продали. Дал принесенный тестер, продавец его попробовал включить — не работает. Ну, на тебе другой. Покупатель, типа: «Я уже ученый, ща проверю! А то опять подсунете.» Включил, щупы вставил и раз — к розетке рядом. Тыкает туда щупы. Вижу как в замедленной съемке или как в мультике — провода щупов, только что весьма обычно свисавшие у него из рук, вдруг удлинились до самого пола! Чуть не испугался, чес-слово. Матрица какая-то. И только подойдя на пяток шагов, понял. Китайские щупы из тоненькой проволочки я просто не увидел издали. А толстая силиконизированная оболочка этих проводов как раз моментом нагрелась, проплавилась сверху и плавно так провисла до пола. Честное пионерское, как в замедленной съемке, мультике или во сне. Ну, поржали дружно над этим событием, объяснили, где этот мужик не прав. И продавец взял с него денег за второй тестер. Щупы живые остались от первого, а второй тестер просто покрепче оказался и выжил. Из двух покупок не совсем счастливый покупатель таки собрал себе рабочий комплект. :)
+
avatar
+30
ну то глупость, а бывает еще запарка например. когда нужно измерять то ток, то напряжение, постоянно туда-сюда перетыкаешь и переключаешь, в какой-то момент забываешь переткнуть щупы — и привет.
+
avatar
+4
Ага, первый д830 угробил так, после Ц4315 было непривычно, что нужно перетыкать гнезда.
+
avatar
+7
хороший тестер отличается от 830 тем что там обычно сгорает только предохранитель.
+
avatar
  • penzet
  • 02 мая 2021, 19:23
-7
+
avatar
+3
нет, не переключается. возможно за редкими исключениями.
+
avatar
+5
кстати, ни 11 ни 12 флюк не умеют измерять ток.
+
avatar
  • penzet
  • 03 мая 2021, 10:04
-3
Не умеют и что из того? Из режима измерения сопротивления переключается автоматом в режим измерения напряжения. Всегда!
+
avatar
+5
«из того» здесь то, что проблемы с тестером и предохранителями возникают когда забываешь переставить щупы из токового гнезда. то есть если ток не измерять — то и проблем нет априори. на режиме сопротивлений я ut61e в розетку тыкал — выжил, нормально всё. да и обзоры таких вот автоматов (только более дешевых) у меня есть.
+
avatar
  • penzet
  • 03 мая 2021, 10:27
0
Ок
+
avatar
0
Да как угодно спалить можно пред, один спалил меряя общий ток потребления авто, надо было знать сколько потребляет сигналка и магнитола. Закрыл в спешке дверку, а сигнала хитрая после включении питания, при закрытом салоне встаёт на охрану. Пару сёк и сработал центральный замок.
Если салон открыт то предохранитель был бы цел.
Дьявол в мелочах и не всегда эти мелочи в мультиметре.
+
avatar
0
У меня пинцет НВ-14 точнее вашего флюка измеряет и автоматом переключается на нужную величину, к тому же стоимость значительно ниже. Единственное, нет защиты от прилёта высоких напряжений.
+
avatar
  • wynr
  • 03 мая 2021, 00:22
+1
у меня в 830 пред и сгорел. после замены робыть дальше
+
avatar
  • s0mik
  • 03 мая 2021, 07:09
+2
видимо мне плохой тестер попался — предохранитель живой, но тестер какую-то погоду на марсе показывает и дорожка отгорела. Предположу, что это чинится, но все никак руки не дойдут
+
avatar
  • djdff
  • 02 мая 2021, 22:52
+3
для токов и напряжений использую разные приборы. какая бы запарка не была, спасает.
+
avatar
  • s0mik
  • 03 мая 2021, 07:07
+1
просто надо щуп для тока использовать какого-то яркого цвета)))
+
avatar
  • CROU
  • 15 мая 2021, 18:00
0
после «уложенной» материнки таким способом делаю так -после измерения тока сразу переставь щуп -как бабка отшептала от подобных ошибок
+
avatar
0
Ещё не горят в тестерах, которые у некоторых лежат в шкафу.
+
avatar
  • krysa
  • 02 мая 2021, 15:39
+11
проверял, первой сгорает дорожка на плате :-(
+
avatar
+1
как автор жгёт в тестере предохранители
крайне редко
+
avatar
  • AFCrio
  • 02 мая 2021, 19:10
+11
Ну некоторые хотят убедиться что в розетке действительно 230в 16а, как и написано.
+
avatar
  • pesp
  • 02 мая 2021, 20:28
+8
Присутствовал при споре двух молодых офицеров, окончивших военную академию по какой то электрическо-электронный факультет. На мой каверзный вопрос «какой ток в розетке» один начал убеждать, что 16А, второй что 10А. И тут самый прыткий схватил мой тестер и побежал к розетке… Еле остановил.
+
avatar
  • vovvan
  • 02 мая 2021, 23:55
+3
А какой там был ток?
+
avatar
  • shaman
  • 03 мая 2021, 05:49
+7
Электрический ;)
+
avatar
  • pesp
  • 03 мая 2021, 08:59
+5
Не знаю, я отобрал у него тестер. А больше у них не спрашивал. Может еще где то померили…
Ну а если серьезно, то сила тока определяется напряжением (230В) и сопротивлением нагрузки, ну и сопротивлением генератора и проводов от этого самого генератора.
При подключении амперметра, внутреннее сопротивление которого ничтожное, через него потечет огромный ток, думаю более 100А. Но должен сработать автоматический выключатель.
А номинал, который пишут на розетка и выключателях, это максимально допустимый ток для этой розетки или выключателя.
+
avatar
+4
ток в розетке со стороны розетки ограничен сопротивлением проводов и номиналом автомата который стоит на входе.
+
avatar
0
Пока автомат сработает, неизвестно какой ударный ток КЗ протечёт по цепи.
+
avatar
  • Aleg
  • 03 мая 2021, 10:03
+7
Загадка:
Пока его не пробуют измерить, его нет, а как только пытаются — сразу появляется (с величиной, зависящей от способа измерения).
+
avatar
+1
— злой вы… ;))
+
avatar
0
Переменный вероятно
+
avatar
  • s0mik
  • 03 мая 2021, 07:13
+2
Меня сестра двоюродная с красным дипломом хотела подколоть) Я ответил, что ток вероятно протекает через розетку, но оочень маленький)
+
avatar
  • CuMr
  • 03 мая 2021, 17:43
+6
А правильный ответ — переменный. Причем правильный со всех сторон — как по величине (ноль — тоже значение), так и по направлению.
+
avatar
+2
Тока в розетке нет. Напряжение есть. Но военные могли и незнать.
+
avatar
+2
формула не секретная, физики узнали первые?
+
avatar
  • ISV
  • 08 мая 2021, 08:20
0
правильный ответ: «смотря в какой момент времени замерять» ;)
+
avatar
+2
ак автор жгёт в тестере предохранители. Ни разу не получалось.
у меня, если измерение тока было последним, то примерно 99% вероятности, что сожгу предохранитель когда воспользуюсь мультиметром в следующий раз)

держу пакетик с ними рядом с мультиметром + н.з. в батарейном отсеке на всякий)
+
avatar
  • Ci7
  • 02 мая 2021, 09:47
+59
+
avatar
  • trembo
  • 02 мая 2021, 09:50
+1
Если автор разбирается в вопросе и прекрасно владеет осциллографом
то у меня к нему есть пара вопросов:
1. В табличке ток — это тот ток который вызывает плавление предохранителя
или ток который предохранитель способен долговременно и надёжно коммутировать.
2. Я знаю что предохранители бывают двух типов:
F ( Fast ) и T ( Thermal, Slow ).
Если сделать по табличке — какой предохранитель получится?
+
avatar
  • kirich
  • 02 мая 2021, 10:42
+11
2. Я знаю что предохранители бывают двух типов:
F ( Fast ) и T ( Thermal, Slow ).
На самом деле их больше чем два, например в мультиметрах частенько ставят FF, очень быстрые. А еще есть TT, M, T/D.
Из проволоки скорее всего будет что-то типа Т.
+
avatar
+7
автор не составлял данную табличку, так что вопросы не по адресу. впрочем, диаметр использованного провода и время перегорания в обзоре указаны, так что никто не мешает самому прикинуть что получилось.
+
avatar
  • dgin
  • 02 мая 2021, 11:12
-16
+
avatar
+21
потому что она один чёрт лежит в интернете на каждом шагу
а насчет токов менее ампера — так таких проводочков найти особо-то и не получится
+
avatar
  • stupic
  • 03 мая 2021, 03:50
+1
Кстати, табличку ещё лет 20 с лишним назад, распечатал и для электриков своих на стенде повесил
+
avatar
  • s0mik
  • 03 мая 2021, 07:15
0
а микрометр тоже рядом положили?
+
avatar
+3
табличку ещё лет 20 с лишним назад
Такая табличка была в «Справочнике радиолюбителя» за 1965 (последняя цифра неточно) год…
+
avatar
+8
И давно в этих ваших энторнетах кто-то отвечает за информацию?
+
avatar
  • scorry
  • 04 мая 2021, 23:05
0
Ну для токов меньше ампера стоит самому построить табличку. Ведь кроме тока срабатывания, есть ещё и время срабатывания.
+
avatar
0
для токов меньше ампера нужно вначале проволочки найти где-то, а потом уже ДЛЯ НИХ табличку составлять ;) потому что мне допустим с этой таблички было ни тепло ни холодно, пока я этот динамик не нашел в качестве донора проволочки
+
avatar
0
Помните? «Как корабль назовёшь, так и поплывёт»
+
avatar
  • zoog
  • 02 мая 2021, 09:55
+1
А по-моему, неплохая идея, никогда не любил искать-покупать предохранители, «использовать защиту — это пессимизм и паникёрство». В низковольтных применениях можно впаивать в пропил дорожки — сопротивление будет 0,025Ом, вполне приемлемо.
+
avatar
  • Leoniv
  • 02 мая 2021, 09:57
+1
Мнтересно, а на какой ток оказались китайские? Может просто цифру переписать?
+
avatar
+1
там 0.3мм проводок, если не путаю, то есть что-то около 10А, но мне такие просто не нужны. точнее, нужны, но не только такие.
+
avatar
+9
У меня смутное подозрение что у нормальных предохранителей проволока оловянная, а не из меди. 0,28 мм это 2А.
+
avatar
+8
Они должны быть медные, лужёные. Олово при нагреве расстворяет медь, что уменьшает время перегорания.
+
avatar
+1
товарищ минусатор, ты лучше меня знаешь что мне нужно, или лучше меня знаешь диаметр проволочки?
+
avatar
+1
А я-то тут причём? Сам грешен порой колхозингом.
+
avatar
0
а я спрашивал у того кто минусит. я хез кто это был.
+
avatar
  • Cemet
  • 02 мая 2021, 20:21
+1
Таланты и поклонники однако.))
+
avatar
+2
О, Леонид Иванович, что-то у Вас на сайте технических тем давно нет, народ переживает, всё ли в порядке?
+
avatar
  • Leoniv
  • 02 мая 2021, 11:50
+4
Регулярно что-то обновляю на сайте, в основном в этом разделе: www.leoniv.diod.club/projects/audio/e-004/e-004.html
+
avatar
+1
Он уже отвечал, На веге теперь
комментарий скрыт

+
avatar
+4
зачем? предохранители-то рабочие получились. то есть они не только работают в принципе, но еще и к моему удивлению довольно быстро перегорают.
+
avatar
  • dgin
  • 02 мая 2021, 10:49
+1
Если одна клеточка на осцилле 50мВ, всплеск 4 клеточки. Почему тогда внизу написано, что макс. напряжение 40мВ?
+
avatar
+1
а фиг знает чего он там наизмерял. может оно не работает для одиночного триггера
+
avatar
  • iG0Lka
  • 02 мая 2021, 11:22
+3
Для тестера нужен был предохранитель на 200мА.
При измерении малых токов, нет нет а ошибешься и сгорает он мгновенно… вообщем не напасешься.
Тоже первым делом МГТФ 003 распотрошил — оказался толстоватая там жилка.
Подошла жилка от провода 38AWG

Кстати хорошо бы привести формулу расчета диаметра проводка или лучше таблицу от 100мА
+
avatar
+4
ну нету у меня этой формулы, как и таблицы от 100мА. и все жилки от проводов что я нашел — были еще толще, следовательно для меня такая табличка бесполезна

но можете привести, я не возражаю
+
avatar
  • iG0Lka
  • 02 мая 2021, 19:22
+3
ну не все же Вам на 300мА ставить, может и на другой ток понадобится.

формулу ниже написали.

я кстати не парился — просто снаружи припаял проволочку.
уже пару раз менял, можно делать прямо не вынимая предохранитель
+
avatar
  • s0mik
  • 03 мая 2021, 07:19
+2
вот если бы у этих тестеров только возможность измерения тока умирала при не сработке вставки, а то ведь он весь дохнет)
А то хоть было бы к примеру два мультиметра — один для тока, другой для всего остального)))
+
avatar
+1
ну он обычно врать начинает. нужно резисторы делителя смотреть
+
avatar
  • iG0Lka
  • 03 мая 2021, 11:11
+2
в моем именно так — при сгорании предохранителя при измерении малых токов, отключается только измерение малых токов, все остальные измерения работают штатно.
+
avatar
+1
я уже если честно не помню толком после чего в 830 тестерах резисторы горят…
+
avatar
  • s0mik
  • 03 мая 2021, 18:17
0
У меня 10А вход бахнул. Показывает типа кз по высокомному входу
+
avatar
+8
Я опередил автора. Из точно такой же как на фото мембраны с катушкой делал предохранитель для мультиметра на 200 ма. Толщину провода определял на глаз. Сделанный таким образом предохранитель уже сгорал в мультиметре (по моей ошибке) и мультиметр остался жив! Кстати я проволочку не впаивал а просто зачистил и зажал между предохранителем и клеммами, проволока была снаружи, а не внутри. Так проще и быстрее.
+
avatar
+3
Кстати я проволочку не впаивал а просто зачистил и зажал между предохранителем и клеммами, проволока была снаружи, а не внутри. Так проще и быстрее.
нужно срочн написать производителям предохранителей, а то они не знают и ерундой какой-то занимаются ;)
+
avatar
+4
для меня это проще и быстрее чем искать этот прежохранитель в магазине (которого там все равно может не быть).
+
avatar
  • scorry
  • 04 мая 2021, 23:09
+2
Проволочку же намеренно засовывают в трубочку, а не прокладывают снаружи. В том числе и с песочком кварцевым, например.
+
avatar
+1
люди не понимают…
+
avatar
+13
Кстати я проволочку не впаивал а просто зачистил и зажал между предохранителем и клеммами, проволока была снаружи, а не внутри
В былые времена, да и сейчас подобные индивидуумы попадаются, почти все предохранители так «чинили», правда с выбором проволочки особо не заморачивались, наматывали первую попавшуюся☺
ЗЫ проволочка таки неспроста внутри, покрытые «зеркалом» стеклянные колбы перегоревших предохранителей тому доказательство.
+
avatar
+1
так этот способ все радиогубители СССР знали
а еще если нет провода можно фольги полоску от жвачки использовать (от шоколадки слишком толстая)
+
avatar
+6
Остатки провода были использованы для намотки трансформатора БП, обзор которого готовит kirich.
+
avatar
  • shaman
  • 03 мая 2021, 05:55
+2
Для понижающего преобразователя с 1.5 до 1 Вольта от солевой батарейки :)
+
avatar
  • u3712
  • 02 мая 2021, 12:23
+2
лудим с кислотой торцы предохранителя по периметру отверстий (я фоткал первый пробный вариант, и этого не сделал — а зря, после уже облуживал сразу) продеваем в корпус предохранителя, припаиваем, и запаиваем одну сторону наглухо.
Пропущена одна фаза изготовления. Тогда встречный вопрос к автору — через какое время медный проводник (неизвестного диаметра) корродирует от остатков вашего активного флюса?
+
avatar
+6
ну я думал что смывка флюса довольно очевидная операция…
+
avatar
  • u3712
  • 02 мая 2021, 23:26
+5
Гм. И вы прям так промыли предохранитель в УЗ ванне? Вот так, бросили писать обзор и пошли включать ванну?
У меня есть некоторая доля сомнения…

Для тех, кто не понял, а их как минимум трое, поясняю — агрессивный флюс берут за его текучесть и агрессивность. Кто берет, я — «нет». Как следствие, он затекает во все щели и, чаще всего, продолжает разрушать материалы и после пайки. Вымыть флюс из под оплетки кабеля или, как в данном случае, из внутренностей предохранителя, практически невозможно.
Да, еще момент — провод очень тонкий (сожрется быстро) и с высокими потерями (в предохранителях ставят не «медь»), а значит может нагреваться при нормальной работе. Агрессивность нагретого флюса резко повышается.

Лично я использую агрессивные флюсы, и даже при обработке радиоэлементов, но только при одном условии — гарантированного смывания. Облудить выводы можно, но припаивать к плате — только нейтральным флюсом. Провода вообще нельзя паять «кислотой». Автор обзора — сам себе злой Буратино. ))
+
avatar
0
да нет, я просто попшикал смывкой и потёр кисточкой, в данном случае этого должно быть вполне достаточно. впрочем, проверим.
+
avatar
  • LePart
  • 02 мая 2021, 12:34
+17
«Ток плавления тонкого провода, который применяется для изготовления предохранителей, зависит от диаметра и материала провода.В случае малых диаметров (до 0,2 мм)по заданному току плавления Iпл, А, необходимый диаметр провода может быть рассчитан по формуле, мм:

d = 0,005 + a*Iпл, где „а“ — коэффициент для разных материалов.
Медь — 0,034
Алюминий — 0,042
Железо — 0,127
Никелин — 0,06
Константан — 0,07

Если при расчете получен диаметр более 0,2 мм, то необходимо произвсти перерасчёт по формуле:

d = b* (корень кубический из Iпл в квадрате).

Коэффициенты b для различных металлов:

Медь — 0,054
Алюминий — 0,066
Железо — 0,118
Никелин — 0,084
Константан — 0,097»

Г.Г. Марголин. «Расчёт деталей и узлов радиоаппаратуры» стр. 28-29. 1971, изд. «Техника».

А вообще готовые данные есть в любом «Справочнике электрика».

На самом деле плавкий предохранитель не такая простая штука, как кажется. В нашей группе ЭПУ (Электро Питающих Устройств) был хитрый прибор, который проверял плавкие вставки на соответствие току. Он прожигал их импульсами. притом длительность импульса варьировалась и задавалась по условию. Любая партия предохранителей перед установкой выборочно проверялась. Ну и провод для ремонта вставок тоже калибровался на приборе. Специальный провод для ремонта вставок получали отдельно. Ну и медь применяли, когда уже ничего не получали (было время...).
Кроме того, существовал эксплуатационный регламент, по которому проводилась регулярная замена плавких вставок на новые.
+
avatar
  • dgin
  • 02 мая 2021, 15:45
+1
ну и сходится теория с практикой?
+
avatar
+1
ну у меня в принципе сошлось
+
avatar
+18
Вы напомнили мне старый анекдот:

Физику, математику и инженеру дали задание найти объём красного резинового мячика.
Физик погрузил мяч в стакан с водой и измерил объём вытесненной жидкости.
Математик измерил диаметр мяча и рассчитал тройной интеграл.
Инженер достал из стола «Таблицу объёмов красных резиновых мячей» и нашёл нужное значение.
+
avatar
+2
а я думал, что победил прапорщик, который дал по шее математику и физику, чтобы быстрее считали)
+
avatar
  • cl3
  • 03 мая 2021, 08:23
+1
формула секретная, физики ещё не знают
+
avatar
  • kasva
  • 02 мая 2021, 13:03
+8
я увидел как что-то блеснуло, поднял эту штучку и сунул в карман
Наш человек :-)
+
avatar
  • pesp
  • 02 мая 2021, 16:07
+1
Он просто знает, что в излучателях наушников халявные неодимовые магнитики… Ну а провод просто подвернулся к месту. :-)
+
avatar
+2
я там на самом деле даже не понял что нашел. подозревал что динамик, но не был уверен
+
avatar
  • kasva
  • 02 мая 2021, 17:27
+7
Главное, что оно блестело, а что же это было, это уже вторично, кстати в дешёвых наушниках такие магнитны, что даже между собой не липнут, печаль…
+
avatar
  • scorry
  • 04 мая 2021, 23:12
0
Блестит — хватай, потом разберёмся.
+
avatar
0
ну вот, в данном случае еще и пригодилось, и не только в качестве донора магнитика ;)
+
avatar
  • mzr910
  • 02 мая 2021, 13:47
+2
для блоков питания использую жилку из самого тонкого мгтф — сгорает где то на 3 — 4 ампера
+
avatar
  • kasva
  • 02 мая 2021, 18:01
+4
Так речь о том, что нужно на 0.3а, а такую жилу найти сложнее, вот дядя Сэм и поделился опытом.
+
avatar
+5
Хорошая мыслЯ! Сам иногда так делаю на плате защиту по питанию запаиваю в разрыв дорожки вместо резистора или диода провод нужного диаметра. Проще пожечь перемычку чем схему. Да и сразу видно что провод сгорел. Это так колхоз на скорую руку но ведь работает!
+
avatar
  • kasva
  • 02 мая 2021, 18:02
+3
Идея хорошая, но запаивать перемычку вместо диода не лучшая идея
+
avatar
+13
Вот не думал, что предохранитель проблема, но местные лавки закрыты ковидом, купил на Али: все держат 10А, независимо от номинала. А отзывы — всё хорошо, бери смело!
+
avatar
+2
ну дык надо было мой обзор почитать, потом заказывать ;)
+
avatar
+5
Нагреваем паяльником колпачок, клей размягчается и колпачок легко снимается с корпуса, хоть стеклянного, хоть керамического. Высыпаем кварцевый песок (при наличии). Так же снимаем второй колпачок. Удаляем остатки сгоревшей перемычки (если есть ),. Закладываем провод нужного сечения, с небольшим запасом по длине. Затем так же, с нагревом, колпачки садим на место. Подрезаем провод, торчащий из под колпачков. Всё.
+
avatar
+3
у меня чот не снялось при нагреве.
+
avatar
+3
Возможно, нужно сильнее греть. В некоторых (возможно, всех) колпачках внутри есть припой, видимо, припаивается перемычка. Грею до плавления этого припоя, проблем практически не было. Даже быстродействующие HV-fuse из свч-печек (которые с пружинкой внутри) так ремонтировал, когда их добыть сложно было.
PS. Минус не мой.
+
avatar
+3
я подозреваю что там просто натяг хороший — наверняка просто загнули провод через край керамики и сверху напрессовали стаканчик металлический.
+
avatar
+1
Кстати да, на упомянутых предохранителях из свч-печек натяг действительно приличный, но там за счет длинных выводов проблем с демонтажом практически нет.
+
avatar
+3
Сергей, вот как так? Чем проще предмет обзора, тем такой обзор больше народу нравится и меньше претензий. Я и про свой тоже про МГТФ
Шаг влево-вправо, прыжок на месте — уже плюсов значительно меньше, зато больше недовольства.
Кстати, спасибо за помощь!
+
avatar
+1
могут и тут предъявить «а где обзор?» как в обзоре подушки с грушей…
+
avatar
+2
Вопрос не мне, хоть и тезке, но позволю себе ответить, как неписатель обзоров. Обзоры на простые вещи более понятны массам ))) На обзоры на сложные вещи у некоторых читающих возникает реакция «че, такой умный» и рука автоматом тянется к кнопке с минусом. Ну это так, шутка…
PS, Обзор за МГТФ плюсанул, годный провод. Я его с киповских датчиков температуры добываю, где много лишнего ...)
+
avatar
+1
«дают более темный звук? как на басах? » шутка про аудиофильске обзоры просто обязана тут где-то быть)
+
avatar
  • weeeen
  • 02 мая 2021, 16:05
+1
Я на работе постоянно так делаю, только без паяльника ))
+
avatar
+2
Сопротивление двух изготовленных предохранителей получилось 0.484 и 0.512 Ом
Надо его позолотить было.
+
avatar
  • kovax
  • 02 мая 2021, 17:47
+2
ВАЗ до ПП эра — преды там занятные и были дефицитом — далекие от электричества совали монеты подходящего диаметра, а у нас был моток проволоки какого-то диаметра — ток количеством витков регулировался))))))))))
+
avatar
  • kasva
  • 03 мая 2021, 09:06
+1
А при чем тут количество витков до тока, количество жил влияет, больше жил, больше ток…
+
avatar
+2
ну так количество витков=количеству жил ;)
+
avatar
  • kasva
  • 03 мая 2021, 10:20
+1
Точно, а я сразу не догнал:-),
Кстати есть люди, которые так и делают.
+
avatar
+1
да делать-то так можно, просто мало кто считает получившийся номинал, ну и надежность этой намотки под вопросом. но такой вот намотанный предохранитель на оригинальный качественный «корпус» сгоревшего — полюбому лучше чем китайский предохранитель, который плавится, но не сгорает
+
avatar
  • kasva
  • 03 мая 2021, 14:54
+3
Зато китайские предохранители почти вечные, прибор сгорел, а предохранитель остался, можно ставить в следующий:-)
+
avatar
0
мы тут про автомобильные уже — там корпус предохранителя плавится, так что не, в следующий авто уже не поставишь ;)
+
avatar
  • vovand
  • 02 мая 2021, 18:31
+2
Я 50 лет так делаю и никаких вопросов не возникало, в любом справочнике радиолюбителя, хоть за 1957 год, есть эти таблицы. В чем новость, объясните?
+
avatar
+4
а кто сказал что это новость? сделал предохранитель, проверил как работает, написал об этом.
+
avatar
+6
вот на удивление хорошая статья про историю создания, типы, выбор предохранителей.
+
avatar
  • vismyk
  • 02 мая 2021, 20:11
+10
Потом при желании засыпаем внутрь песок (ну или что еще по вкусу)
Порох подойдёт? ;)
+
avatar
+1
Конечно
+
avatar
  • shaman
  • 03 мая 2021, 06:31
+2
Отличная идея! Неисправность сразу заметна будет!
+
avatar
  • VLOD
  • 03 мая 2021, 23:00
0
Особенно если порох дымный.
+
avatar
+3
Зачем так усложнять? Я в свою бытность сервисником делал так:
Нагреваешь колпачки паяльником и стягиваешь поссатижами, далее берешь нужную проволоку, вставляешь ее с запасом, концы загибаешь и снова надеваешь колпачки, аккуратно с усилием. Все. А Ваш обзор это жесть, нахрен так сложно и запаристо.
+
avatar
+2
ну вот не получилось стянуть. может недогрел, хез. опять же, с такой толщиной проволочки вариант с зажимом колпачками может не прокатить — уж очень тонкая, рвётся слишком просто. а насчет сложно и запаристо — как по мне то наоборот сверхпросто. один раз просверлился и залудил, а дальше только проволочки вдевай и пропаивай.
+
avatar
  • djdff
  • 02 мая 2021, 22:46
+1
ну ладно лампочки, но предохранители…
и кстате куда вам столько предохранителей?
ну и медь, так то не лучший материал для предохранителя.
+
avatar
+5
сколько — «столько»? парочку сделал, пусть лежат в запасе.
а медь — ну данный предохранитель с моей точки зрения обеспечивает вполне достойные параметры, в частности время срабатывания. вон, в обзоре предохранителей bussmann пишут, что «При токе 1 ампер это время должно составить не более полутора секунд, а при токе 2 ампера — примерно 40 миллисекунд.». у меня получилось — 52мс. по-моему весьма близко к хорошим предохранителям.

собственно, если б эти предохранители стоили вменяемых денег — то я б и не заморачивался. а так и цены космос, и в попытке сэкономить на подделку которая в принципе ничему не соответствует — нарваться можно на раз-два
+
avatar
  • olmer
  • 07 мая 2021, 10:36
+2
ну ладно лампочки
Что, уже и лампочки начали перематывать? Растёт мастерство сельских спортсменов! ;)
+
avatar
  • djdff
  • 07 мая 2021, 14:27
0
а где я писал про перемотку? просто тут очень популярны были статьи про ремонт светодиодных лампочек.
+
avatar
+1
Гм. Пошёл проверил свои свежекупленые предохранители. 0.5 при 800 мА превращались в лампочку и сгорали через секунду другую… Остальные вели себя также, вполне себе выдерживая полуторный ток сгорая при дальнейшем повышении.
+
avatar
  • redcap
  • 03 мая 2021, 22:37
0
Пипец, теперь ещё и предохранители проверять. :)
+
avatar
  • RomaL
  • 03 мая 2021, 09:19
+3
Были раньше телефонные станции АТСКЭ «Квант», на кроссе которых для защиты абонентских линий использовались предохранители 0.25А (по 2шт. на каждую линию). В летний период после каждой грозы десятки заявок о неработающем телефоне и несколько десятков сгоревших предохранителей. Брали медную проволоку диаметром 0.06мм от реле РПН и дружно напаивали поверх на предохранители.
Предохранители на большие токи, используемые в самой АТС, восстанавливали уже запаивая проволоку внутрь предохранителя (снимали припой на торцах предохранителя, прочищали отверстие, продевали проволоку и запаивали обратно).
+
avatar
  • HM47
  • 03 мая 2021, 16:46
+1
в таблице указан диаметр, а на какую длину все это?
+
avatar
+1
а есть принципиальная разница? провод такого сечения неминуемо расплавится от прохождения такого тока. на бОльшей длине вероятно быстрее за счет того что будет провисать и утоньшаться, но на малых сечениях этим думаю можно пренебречь.
+
avatar
+1
Для такого проводочка диаметр сверла 3 мм? Есть 0.5, 0.8! Удобнее!
+
avatar
  • CuMr
  • 03 мая 2021, 17:52
+2
продевать в 3мм удобнее чем в 0,5
+
avatar
+2
У меня тут предохранитель сломался. Прозвонил и так и сяк — в обе стороны коротыш. Что делать?
+
avatar
0
— не повезло вам ;))
в обе стороны коротыш
— защитный диод вам в помощь! ;))
+
avatar
+1
Спасибо! Такой пойдет?
+
avatar
0
+
avatar
0
да изолентой закрутить и нормально
+
avatar
  • san_q
  • 03 мая 2021, 20:03
0
У меня есть заводские проволочки разного номинала. Намотаны на картонки в форме «собачей кости».
+
avatar
-1
и даже 0.03 и тоньше? позвольте усомниться.
+
avatar
  • san_q
  • 04 мая 2021, 00:38
0
Я толщину не замерял, там ток в Амперах написан.
+
avatar
0
для малых токов типа единиц ампер — сечения оч маленькие нужны.
+
avatar
0
В своё время, при замене предохранителей в станках (токарные, фрезерные), пользовался этими таблицами
+
avatar
0
так тут народу подавай на токи ниже ампера. неясно правда где такие проводочки будут искать…
+
avatar
0
Фольга, разве что, тонкой полоской, но это надо проверять/считать
+
avatar
0
Хороший топик… Правильный…
+
avatar
  • dgin
  • 05 мая 2021, 19:37
0
А как провод размотали? Выдрал катушку с бумажной оправкой. Витки скреплены лаком. В кипящей воде этому лаку хоть бы хны…
+
avatar
0
я в дихлорэтане размачивал. не могу сказать что прям рассыпалось, но отматывается достаточно нормально, особенно если учитывать что этот провод даже отмотанный от малейшего неверного движения рвётся.
+
avatar
  • ISV
  • 08 мая 2021, 08:30
+1
добавлю: в вибромоторчиках от мобильников брал проволоку d = 0.03мм. использовалась при восстановлении порванных шлейфов или других тонких дорожек. кроме того, многожильная скрутка из подобного провода прекрасно работала на изгиб в подвижных элементах разных конструкций (тех же шлейфах на линиях питания).
+
avatar
0
Как к шлейфам паяли проводки?
Или на токопроводящий клей??
+
avatar
  • ISV
  • 09 мая 2021, 09:53
+1
в мобильниках гибкие шлейфы всегда из медных дорожек на плёнке. под микроскопом аккуратно процарапывается плёнка до дорожки и припаивается.
+
avatar
0
— а чем потом покрываете, каптоном?
+
avatar
  • ISV
  • 09 мая 2021, 17:56
+1
да, обычно оборачивал каптоновой лентой
+
avatar
0
Т.е., вполне реально спаять дорожки разорванного пополам шлейфа сканера отпечатка пальца на смартфоне? Случайно оборвал при замене акка.
+
avatar
  • ISV
  • 10 мая 2021, 15:17
+1
да, конечно. ремонту практически не поддаются только «живые» шлейфы, которые гнутся в процессе эксплуатации. статичные монтажные шлейфы, которые лопаются от старости или рвутся неаккуратными руками, ремонтируются без проблем.
Микроскоп решает…
+
avatar
  • ISV
  • 08 мая 2021, 08:31
+5
а просунуть проволочку через дырочки в предохранителе можно с помощью иглы от шприца. у меня всегда для этого в походном наборе инструмента иголка и валялась наряду с тонким шилом ;)
+
avatar
  • vacvvm
  • 09 мая 2021, 21:33
+1
А вместо дихлорэтана что еще можно использовать, чтобы распустить катушку?
Тут в Израиле сложности с покупкой опасных реактивов. На предприятиях и в лабораториях есть, но частным образом — не продадут.
Я помню, как в моем радиолюбительском детстве лаковую изоляцию с провода катушки снимали раствором муравьиной кислоты, а затем он прекрасно лудился обычным припоем с канифолью. Сейчас пользуюсь просто очень горячим паяльником, на 450 градусов лак сгорает, провод окунается в жидкий флюс и дальше уже паяется как обычно. Предохранители чинить я не пробовал, но временную тонкую проволочку иногда ставил, какая найдется под рукой.
+
avatar
0
Нормальная тема, потому как сплошь и рядом чудеса китайской мысли и техники, с невнятными характеристиками, а тут вполне себе предсказуемый вариант!
+
avatar
0
Советская алюминиевая вилка (для макарон) легко вставляется вместо пробки в щиток (руку замотать в сухое полотенце). При токе 6-8Ампер вилка вылетает со страшным треском, применяли в общаге в 80-е.
+
avatar
  • LeggO
  • 14 мая 2021, 21:24
0
Почему именно для макарон? Она какая-то особенная была? Прям заинтриговали))
+
avatar
0
Все очень просто: в советской общаге было 2 типа вилок железные и алюминиевые, первыми можно было есть все что угодно, они не гнулись, а алюминиевые только для макарон. Шутка. Просто алюминиевые имели длинноватые и своебразно загнутые зубья, да еще тупые. Такими как раз было удобно есть макароны, а все остальное не держалось, сваливалось. На фото по центру, а вот слева, для сравнения, более нормальная вилка.
+
avatar
  • LeggO
  • 14 мая 2021, 23:32
0
Ясно) У нас были только литые, из того же материала, что и бачки в армии.Зубья ломались на УРА)), а согнуть было нереально.
+
avatar
  • Doooh
  • 18 мая 2021, 03:14
0
Как-то в начально-школьном возрасте я решил проверить, как светится лампочка на 13.5В от разных источников. Ярче всего она вспыхнула от розетки 220В :) Правда, пришлось делать жука на пробке из указанного автором материала, но без пайки.