Экспериментальный проект. Описание процесса сборки самодельной АС из доступных динамиков 20ГДШ-101, 4ГДВ-1-8,
SVEN FD115-7.
1. С появлением в хозяйстве LC-метра MLC500 стало возможным самостоятельное изготовление катушек индуктивности для фильтров АС.
У меня так и не получилось договориться с земноводным зелёного цвета, чтобы купить готовые катушки
ссылка 1 или
ссылка 2.
Из закромов Родины В коробках были найдены магнитопроводы ШЛ12*25, которые хранились с 90-х годов:
Ещё в пахнущей промасленной бумаге.
Это типа распаковка. ;)
Полтора часа потраченного времени, и пара катушек по
2 мГн готовы:
Одна намотана проводом ф0,9мм (около 120 витков; номинал подгонялся отмоткой), сопротивление 0,2 Ом.
Другая намотана сначала проводом ф0,7мм, затем ф0,9мм; сопротивление 0,3 Ом.
У меня нет предрассудков на счёт наличия магнитопровода или феррита в катушке.
Я вижу только пользу: сопротивление катушки 2 мГн (0,2 Ом) в ТРИ раза ниже, чем у катушки НЧ фильтра
в АС S-90 2 мГн (0,6 Ом).
Страшилки про нелинейные искажения от магнитопровода меня не тревожат.
2. Динамики.
НЧ секция планируется на базе динамика
sven FD115-7
СЧ динамик — 20ГДШ-101 (аналог
5 ГДШ-5-8)
ВЧ динамик —
4 ГДВ-1-8
3. Корпуса.
Для НЧ секции оставлено родное акустическое оформление фазоинвертор и, соответственно, родной корпус АС sven BF-21R.
Тем более, что с настройкой фазоинвертора получилось разобраться в
в данном обзоре:
Твитеры уже отключены (тем более, что один твитер уничтожен).
СЧ-ВЧ секцию решил вынести в отдельный корпус, тем более что состоялась пара пустых корпусов от компьютерной акустики.
Посадочные места в корпусе были увеличены при использовании подручного инструмента.
Не совсем эстетично, но задача впихивания была выполнена.
Установка твитеров — это не для слабонервных:
через а.п. через отверстие СЧ динамика.
При этом гайки М4 надо держать с внутренней стороны передней панели (т.е. изнутри корпуса).
Жесть.
Но есть и положительный момент: сетки встали на свои места, не смотря на то, что одно отверстие немного прикрыто «ухом» СЧ динамика.
4. Усилитель.
В ходе процесса было решено использовать встроенный усилитель BF-21R,
т.к. огород из отдельного внешнего усилителя и четырёх колонок — это перебор.
Тут же возникла задача: как вывести сигнал с усилителя на дополнительную СЧ-ВЧ колонку?
Внимание привлекло неиспользуемое гнездо для подключения саба:
Отключить гнездо от схемы не составило труда: достаточно было выпаять резисторы R25 и R26:
Модуль УМ:
На ПП эти резисторы были обозначены 3R19 и 3R20:
Разрезы на печатной плате около гнезда «SUB OUT»:
Примечание: разрез проводника «земля» необходим, чтобы отвязать силовую землю от слаботочной земли, которая присутствует на плате входов.
Затем парой перемычек соединил гнездо с выходным разъёмом динамика.
Казалось бы, всё сделано правильно. Но при включении колонка начала кряхтеть и издавать неприличные звуки.
Далее последовала итерация по вскрытию колонки и вытаскиванию модуля УМ.
Потратив пару часов впустую, я так и не разобрался, в чём загвоздка.
Симптомы были следующие: при втыкании штеккера ф3,5 в гнездо колонка начинала работать неправильно.
Похоже, сказались какие-то чудеса коммутации внутри гнезда.
Напоследок заметил, что ноль (ободок) гнезда соединён с алюминиевой панелью корпуса, которая имеет своё соединение со схемой.
В конце концов перемычки были отпаяны от загадочного гнезда.
А на колодке для АС появилась пара дополнительных контактов:
Латунные стойки М3 от АС S-90. ))
На этом чудеса закончились.
5. Трансформатор.
Оказалось, что колонка, в которую встроен усилитель, гудит.
Гудит не сильно, но надоедливо.
Причина нашлась быстро: трансформатор питания.
Проверка состояла в отсоединении питающего разъёма от платы УМ: акустический гул остался.
После извлечения трансформатора из корпуса АС выяснилось, что сам трансформатор вибрирует на частоте питающей сети.
Если поставить трансформатор на стол, появляется гул.
Если же держать трансформатор в руке, полная тишина.
Хм, задачка. Заниматься вопросами виброразвязки корпуса АС и трансформатора мне совсем не входило в мои планы.
По обыкновению, из загашников был извлечён отечественный трансформатор ТН36.
Пробное включение, и ситуация повторилась 1в1: такая же вибрация и гул, если трансформатор покоится на столе.
— Мы вычерпали бочку до дна. Кандидатов больше нет.
— Надо найти другую бочку! © (к\ф «The Cutting Edge» 1992)
Пришлось снова поискать: нашёлся венгерский трансформатор 2*12В 30Вт.
Мощность маловата, но мне достаточно.
Ещё пара потраченных вечеров, и симпатичный трансформатор был запихнут на место родного.
Первое включение и… разочарование: акустический гул от корпуса сменился на ещё более сильный из НЧ динамика.
Всё оказалось элементарно: катушка НЧ фильтра 2мГн оказалась в непосредственной близости от трансформатора питания.
Далее без вариантов: трансформатор питания и усилительный модуль были извлечены из корпуса.
Таким образом активная НЧ колонка превратилась в обычную пассивную.
Теперь вместо усилительного модуля — заглушка:
6. Схема фильтров.
R1, R2, R3 — соответственно НЧ, СЧ и ВЧ динамики. ВЧ динамик инвертирован!
Цепочки Цобеля для НЧ и СЧ динамика не показаны.
АЧХ в симуляторе:
ФЧХ в симуляторе:
Катушки поленился мотать: использовал 240мкГн из старых запасов
Катушки 150мкГн — от фильтров тыловых АС
Magnat.
Лайфхак: катушки от припоя идеально подходят для намотки СЧ-ВЧ катушек фильтров.
Совмещённые АЧХ (замер на выходе каждого фильтра, нагруженного на свой динамик):
Примечание: все графики удобно рассматривать
в полном размере (открываются по клику).
«Волны» на АЧХ фильтра НЧ — следствие изменения Z(f) НЧ динамика.
Бугор на 70Гц, естественно, совпадает с частотой резонанса в корпусе (максимум сопротивления).
Так что никаких чудес.
7. Компенсирующая цепочка Буше-Цобеля для динамика (
ссылка на оригинал статьи).
Компенсирующей цепочкой — это RC-цепочка, при подключении которой параллельно RL-цепочке входное сопротивление полной цепи становится независимым от частоты:
Условие компенсации: C = L/R²
Касательно применения цепи Цобеля-Буше есть мнение,
что их применение не имеет смысла. Глупости!
Без цепочки Цобеля фильтры 1-го порядка почти что не работают с динамиками.
Проверка ФНЧ с цепочкой Цобеля (график розовым цветом) и без (график жёлтым цветом):
Без комментариев.
Для СЧ динамика 20ГДШ-101 аналогично требуется цепь Цобеля.
Индуктивность 20ГДШ-101 — около 186 мкГн.
Подбирать номиналы для цепочки Цобеля в большой точностью не требуется.
Например, активное сопротивление СЧ динамика 6,3 Ом, поэтому подойдёт резистор от 6,2 до 8,2 Ом.
Конденсатор — +-20%.
Для ВЧ динамика использован резистор в параллель динамику, поэтому болтанка Z(f) минимизирована.
Собранный ФНЧ:
Цепочки Цобеля:
— для НЧ динамика FD115-7 резистор 3,9 Ом и конденсатор 30 мкФ*50В (сборка 3*10мкФ);
— для СЧ динамика 20ГДШ-101 — 4,7мкФ и 6-8 Ом.
Проверка микрофоном «этажерки»:
НЧ звено представлено экспериментальным сабом с заткнутым ФИ.
Усреднение 1/3 октавы.
Только СЧ+ВЧ звено:
8. Прослушивание и выводы.
Gruppenfoto на память:
АС были подсоединены к усилителю Амфитон-002-2021.
Субъективно маловато низких частот, сказывается низкая чувствительность динамика FD115-7.
Даже ФИ не помог. (
Звук СЧ динамика доминирует. Я давно не слушал 20ГДШ-101. Непривычное звучание.
Необходима НЧ секция с чувствительностью, соответствующей чувствительности (или даже выше) СЧ динамика.
Можно бы использовать отдельный усилитель для НЧ секций и подровнять чувствительность.
Но такой вариант не входил в мои планы. Возможно, позже попробую.
Эксперимент закончен. Опыт получен. ))
Всем удачных экспериментов!
В следующем обзоре: «Удаление пассивного излучатели из 35АС-015».
Заклёпки надо сажать плотно, чтобы не прокручивались.
Был риск повредить твитеры, поэтому пошёл по такому пути.
поэтому варианты с прессовой посадкой или врезающиеся варианты не рассматривал
Как вам не стыдно,
на предмет Кг (THD).
Возможно, миниобзор получится.
Когда магнитная петля разрывается зазором ~ 0,1мм (как в трансформаторах питания), можно получить насыщение.
Но когда не зазор, а зазорище, падает индуктивность, но одновременно улучшается линейность.
И ток насыщения значительный.
Если б не получалось, щас бы все индуктивности
в питальниках 805 размера были.
Надо постараться
И гистерезис выловить
Iмакс = 0.001 * Bмакс * g / ( µ0 * N ) [A]
ссылка на источник
очень давно не занимался такими расчётами (
мне проще в живую THD померять
гистерезис — это проявление нелинейности
всё вылезет в виде THD
зы
можно помракобесить по полной: IMD катушки попытаться измерить
Картинка от другого, но синяя и красная нелинейности в сумме дают зелёную прямую.
Или таблицу коррекции амплитуд перед R2R ЦАП и выделенным НЧ усилителем сделайте.
Тогда и фильтр не нужен, зато динамик будет иметь «предыскажения».
объятиярукава, чтобы ловчее собирать окружающие магнитные поля сразу с двух сторон — почему было не замкнуть магнитопровод, пусть даже с зазором? Аудиофил из меня так себе, возможно, каноны не велят, но всё же.© аудиофилькины форумы
Смотрите, какой прямо «инь и янь»! Красота.
Мадэ ин СССР.
И оффтоп был удалён как не содержащий полезную информацию.
По моему очень находчиво )
Гайка заранее приклеивается на нужное место и силы склейки вполне достаточно, чтобы вкрутить в неё винт и даже затянуть его без дополнительной поддержки.
Автор, а Вы не думали попробовать сделать электростатические АС?
В «Радио» есть цикл статей, основа — из пленочных конденсаторов («пусковые», по типу тех что в стиральных машинах). Если надо — поищу и сообщу номера и год.
К самодельным динамикам я морально не готов.
Пищалки мне зашли очень изодинамические.
В итоге, как по мне некоторые амфитоны и электроники можно прям слушать, если серединки заменить, немного покопаться в фильтрах и довести до ума корпуса.
4А32 это немного из другой оперы :) Да и помещения им нужны соответствующие. Дома, в средней панельке им делать нечего. Разве что плохих соседей «выводить».
Насчет изодинамики согласен (10ГИ-1-4), но… Опять же — качество… И литья корпуса и катушка-излучатель «волной» и диаграмма направленности… Лазерная.
В целом, после прослушивания JVC, Technics или ещё каких японцев из той же весовой категории что и Ы-90 ставят решительный крест на желании ещё раз притащить домой акустику made in ussr.
Военную технику мы да, умели делать. А вот товары народного потребления — увы.
По-настоящему хорошая акустика (как и «бобинники» и виниловые проигрыватели) у нас выпускалась очень небольшими партиями и стоили запредельно дорого. И то были клонами… Основной же ширпотреб (S-90, S-50, S-30 и схожие с ними АС) как был г..., так и остался. Только рассохлись и окончательно перестали играть с годами. Это не вино.
Такое вот имхо.
Разве что топорно-серийную с на порядки превышающей себестоимостью аналогичной тогда западной (за счёт повальной зарплатной уравниловки в основной своей массе весьма небогатого населения).
Каждый раз читая байки о советской военной промышленности «мирового уровня» вспоминаю эпизод в период моей работы в НИИ во второй половине 80-х, когда весь соседний отдел во главе с разгильдяем-начальником полгода дурака валял чтобы в последнюю ночь сдачи прибора перед запуском в космос на спутнике военного назначения спаять его из микросхем серии 564 на макетнице проводами ПЭВТЛК и МГТФ! ))
До сих пор не могу понять, как оно, всё на соплях, не развалилось тогда от перегрузок при выводе на орбиту! :)
В общем, военке всё, народу ничего.
Что отставали — факт, но сейчас? Сейчас вообще ничего.
ЗЫ А МГТФ — вещь. Зачищать только неудобно, когда надо много проводов припаять…
Кстати был оч. популярным, ставился практически во всех телевизорах с диагональю 61см и в простеньких АС для бюджетных электрофонов (проигрывателей винила) и магнитофонов. Мощность этих девайсов и была не более 3Вт.
сейчас АЧХ ФВЧ от 11кГц
АЧХ фильтра СЧ
до 6кГц примерно, т.е. до той частоты, где СЧ динамик нормально работает
как бы не должно…
3 теслыамперы постоянки, до насыщения железа.Насчёт электромагнита, дык изначально не было постояных магнитов, была катушка, в старых ламповых приёмниках иногда попадаются такие динамики
С современыми магнитами делать электромагнит в динамике нет никакого смысла
надо было все провода прогреть.
оказывается даже специальные устройства за тучу килобаксов есть и услуги по прогреву
www.audiomania.ru/content/art-1408.html
www.analogueseduction.net/burn-in-devices/nordost-vidar-cable-burn-in-service.html
tw.my-hiend.com/%E5%8A%9F%E8%83%BD%E5%BC%B7%E5%A4%A7%E7%9A%84%E5%B0%88%E6%A5%AD%E9%81%B8%E6%93%87-nordost-vidar-2%E7%B7%9A%E6%9D%90%E7%86%9F%E5%8C%96%E6%A9%9F/
если честно, меня удивляет даже не столько вера аудиофилов в прогрев проводов, готовность платить за эту услугу или устройства. реально больше всего впечатляет, что серьезные фирмы делают такие девайсы и продают их за много денег.
походу это хороший маркер как определить производителя акустики. если у них в линейке есть такой прибор — значит продукция за оверпрайс на л0ха
)))
но есть же какая-то репутация производителя.
и акустика это технологичное и наукоемкое направление как ни как.
это не бижутерия какая-то или шмотки и т.д., где какая-то непонятная срань стоит тучу денег просто потому, что ее сделал какой-то именитый дизайнер, а телочки готовы тратить на это деньги папиков.
в электронике работают и учитываются какие-то базовые принципы конструирования, законы физики, опыт других инженеров и компаний, есть профессионалы, которые хорошо разбираются в вопросе, инженеры из других областей, которые способны здраво оценить техническое решение и д.р.
в общем не так все просто.
и тут серьезная контора выкатывает прибор, который якобы за сутки прогона электричества по проводу заставляет тот самый провод звучать лучше!
не, я поверю, что провод может влиять на звук, но это зависит от экранирования, качества материала самого провода, сечения, качества разъемов, пайки, сборки, окисления на контактах и т.д.
в общем если найти какой-то откровенный кусок г-на, то им можно испортить звук.
но вот что погонявши крутой дорогущий шнурок на приборе и он зазвучит лучше — вот в это не поверю!
и все эти аудиофильские штучки действительно влияют на звучание.
хотя теоретически влиять не могут и это вроде как полный бред.
вопрос в критериях оценки. на чем слушать, что слушать, как слушать и с каким опытом
что не отменяет спекуляций на эту тему и диких цен на аудио таинствах
каждому свое в общем
допустите, что всё о чем пишут аудиофилы и меломаны действительно существует и сразу станет проще
а верить это believe
<в непосредственной близости от трансформатора питания.
Оси катушки и трансформатора нужно было расположить под 90 градусов, наводки существенно бы уменьшилис.
Вот такие конденсаторы для звука годятся?
Можно даже IMD посмотреть…
А СЧ нельзя?
… испортил хорошую вещь
поэтому дсп, класс D и прочие высокотехнологичные решения я оставлю пионерам
меня устраивает стереопара Heco и усилитель класса AB