Большой чёрный Амфитон-А1-01

УМЗЧ Амфитон-А1-01. Обзор из разряда «разломано руками».
Рассчитано на увлечённых радиолюбителей.
Интересных фото мало, а занудства много.

1. Волею судьбы, а по другому и быть не может, 5 декабря 2020 попал ко мне в руки большой чёрный грязный усилитель Амфитон-А1-01.


Тайна его похождений, естественно, неизвестна.
Более-менее полная информация об этом усилителе есть на странице.

Основные технические характеристики от производителя:
Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 20000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 20-20000 Гц: ±1,5 дБ
Сопротивления подключаемых АС: 4 Ом
Номинальная мощность: 20 Вт на 4 Ом
Коэффициент нелинейных искажений: 0,3%
Коэффициент гармоник в диапазоне 40-12500 Гц: 0,3%
Коэффициент общих интермодуляционных искажений: 0,6%

Усилитель достался мне в нерабочем состоянии:

Снял верхнюю крышку: все узлы на месте; проводов, порезанных кусачками, не видно.
Любопытство взяло верх: воткнул усь в розетку и нажал капу кнопку включения: трансформатор натужно загудел, и со стороны выходных усилителей пошёл дымок.
Выдернул шнур из розетки и приступил разборке.


2. К чему вся эта возня с нерабочим усилителем:
— хобби
— получить донор корпус+радиаторы для постройки усилителя JLH 1969
— оживить каналы выходного (оконечного) усилителя мощности, сделать интересующие замеры, послушать немного и… разобрать
— написать обзор на Mysku

Следует пояснить, почему не ставилась задача восстановить усилитель.
Конструктив усилителя ну очень неудобный: чтобы извлечь из корпуса радиаторы с закрепленными на них платами каналов, пришлось разобрать половину усилителя (чтобы добраться к некоторым винтиками крепления), отпаять входные цепи и откусить бокорезами все остальные провода, подходящие к платам.
Зачем всё резать? Да потому, что иначе восстановить каналы не получится: к платам УМ, установленным в корпусе, невозможно подлезть ни щупами, ни паяльником.

Во вторых, восстанавливать-проверять все остальные узлы усилителя нет ни желания, ни времени.
Плюс ко всему, никакого интереса они не представляют: регулировки тембров и баланса в домашнем сетапе отсутствуют как класс.

Примечание: в сетапе коммутация и регулирование громкости обеспечивается устройством на базе специализированной
микросхемы TI PGA2311

PGA2311 прячется в безымянном устройстве:


3. Восстановление каналов УМ.
Схема:

Напряжение питания, согласно реальным замерам, +-30 В.

Вот они платы оконечного УМ после извлечения из корпуса:


Сгоревшие эмиттерные резисторы:

И конденсаторы, на которых виден год изготовления «1983».
На шильдике усилителя — 1984.

Список деталей, которые были заменены:
— электролитические конденсаторы C2 и C6
— мощные транзисторы (на КТ818ГМ и КТ819ГМ)
— эмиттерные резисторы R32 и R33

Удалены элементы:
— R3 и R8 (балансировка нуля, об этом ниже);
— VD9, VD10, R26, R27 (т.е. упразднил защиту по току, всё равно не спасла каналы от выгорания).

Остальные полупроводники и некоторые почерневшие резисторы, на удивление, были исправны.

4. Блок питания усилителя Амфитон-А1-01.
Качество сборки трансформатора никакое.

Плюс ссылка на видео.
Жужжит не очень громко и даже работает. Для эксперимента сгодится.

А вот это уродство (диодный мост из четырёх диодов КД202 на плате защиты) питало весь усилитель:

Было вырезано бокорезами и выброшено в пропасть.

Для питания тестового стенда собрал на проводах мост BR610 и пара конденсаторов 10000 мкФ*63В:


5. Патологии, обнаруженные в схеме.
Ляп №1. Балансировка нуля на выходе УМ обеспечивается элементами R3, R4, R5, R6, R8, C8.
Работает эта балансировка коряво: то ли электролит C8 начал протекать, то ли плохой контакт подстроечного резистора R6, но по выходу каждого канала наблюдалась странная болтанка.
Поэтому и в этой схеме Амфитон-А1-01, и в схеме Амфитон-У-101М эти элементы были удалены.
Без них на выходе каналов УМ получилось в пределах 30 мВ без болтанки. Имхо, нормально.

По нормальному, ставится интегратор (операционный усилитель), и на выходе сразу имеем смещение в пределах единиц милливольт. Дёшево и надёжно.

Ляп №2. Источник тока (ИСТ) на транзисторе VT8.
Реальное значение тока ИСТ -около 6 мА (падение напряжения 0,75В на R19=120 Ом).
При питании схемы +-30 В мощность на коллекторе VT8 0,19 Вт!
Для корпуса TO-92 (в СССР данный тип корпуса носил обозначение КТ-26) мощность 0,2 Вт — явный перегиб.
Типичное значение теплового сопротивления переход-окружающая среда для корпуса TO-92 составляет 200 К/Вт.
Температура перехода Т = 40°C + 0,2Вт * 200К/Вт = 80 ( °C)
+40°C — это температура в закрытом корпуса усилителя при условии, что +30°C в квартире.

А что удивляться?
В наших краях за бортом в тени бывает почти +42°C

А в квартире при работающем кондиционере +28..30 °C.

До предельной температуры перехода 125 °C не дотянули.
В обычных бытовых условиях платы покрываются слоем пыли или шерстью домашних любимцев.

Плюс закрытый корпус и отсутствие принудительного обдува.
После чего тепловые режимы внутри корпуса изменяются самым непредсказуемым образом.
А если заботливый пользователь накроет усилитель красивой узорной тряпочкой (чтобы пыль вовнутрь не попала) или других компонентов сверху нагромоздит, то…
Бесспорно, серийные усилители работали, но в других аналогичных схемах в ИСТ с тепловыделением >0,15 Вт разработчики ставили транзисторы помощнее (КТ815, КТ817).
Реальная история с моей работы.
Главный инженер НПП, в котором я работал в 90-х, имел привычку в начале каждого рабочего дня выполнять обход лабораторий, позадавать вопросы разработчикам, выдать указания и т.д.

На моём рабочем столе стоял рабочип прототип 4-канального пневмо-электропреобразователя (0-100 кПа -> 4-20 мА).
В ИСТ стояли обычные КТ817Г, просто запаянные в плату, т.е. без всяких радиаторов.
Мощность на каждом КТ817Г — 0,25 Вт. Если потрогать их пальцами, они были ощутимо горяченькие.

Что и сделал главный инженер: потрогал.
(Часть текста удалена цензурой.)
После чего мне вставили клизму выдали ЦУ немедленно установить транзисторы в корпусе ТО-220, т.к. на плате попросту не было места, чтобы добавить радиаторы. Да и первая партия плат для приборов лежала уже готовая на складе.

После этого случая долго хихикали о том, как главный инженер получил «ожог» от четверти ватта. )))

Для чистоты эксперимента я оставил ИСТ без изменений.
Естественно, в схеме Амфитон-У-101М эта ошибка исправлена. )

Ляп №3. Отсутствие предохранителей в цепях питания оконечных усилителей.
При пробивании выходных транзисторов ток (от линии +30В на линию -30В) идёт почти без ограничений.
К чему это приводит, смотрите на фото выше.
Сэкономили на предохранителях. (

Ляп №4. Почему защита по току (VT10 и VT11 с обвязкой) не спасла схему от выгорания.
Да всё просто.
Из-за того, что «оптимизаторы» подняли напряжение питания каналов с +-22,5В до +-30В и вместо КТ818-819 в корпусах ТО-3 поставили «облегчённый вариант» в корпусах ТО-220, транзисторы попросту получили тепловой пробой.
Смотрим справочник:


Считаем:
пиковая мощность на коллекторе при комплексной нагрузке 3 Ом
Pк = 0,5 * ( 30*30 / 3 Ом ) = 150 Вт
Всё, транзисторам крышка.

Ляп №5. Конденсаторы по питанию оконечный УМ.
Тут экономия во всей красе.
По паре электролитов 2200 мкФ*63 на каждой плате УМ.
Т.е. суммарно 4400 мкФ по плюсовой полярности и 4400 мкФ по минусовой.
Без комментариев.

6. Дальше всё обычно.
Фото с рабочего места:

Слева можно заметить корпус ламповой защиты.

Тестовый стенд с установленными двумя каналами:



7. Замеры и прослушивание.
Выход УМ (перереходный процесс при включении):

Приемлемо.

Коэффициент гармоник (ЛК) без нагрузки:

С нагрузкой 4 Ом:


Коэффициент гармоник (ПК) без нагрузки:

С нагрузкой 4 Ом:

Почему получился четырёхкратный разброс по Кг между каналами, честно скажу, не знаю.
УМ честно уложился в заявленные производителем 0,3 %.

Скорость нарастания выходного напряжения без нагрузки:

С нагрузкой 4 Ом:

В обоих случаях 5 В/мкс, что и было определено в программе моделирования для усилителя Амфитон-У-101 (те же 5 В/мкс):


Теперь, чтобы послушать восстановленные каналы УМ, всего два пути:
1) снова запихнуть их в корпус, подпаивая проводники и нецензурно ругаясь;
2) оставить восстановленные каналы УМ на тестовом стенде и в таком виде послушать.

Как человек разумный ленивый, выбрал вариант №2. ))

Этажерка (снизу — нижняя часть корпуса усилителя с блоком питания, сверху — тестовый стенд) была перемещена поближе к сетапу и установлена на две табуретки.



Прослушивание состоялось 7.12.2020 при минимальном количестве «слухачей» (всего двое).
Субъективно усилитель Амфитон-А1-01 — самый обычный УМЗЧ, равно как его заводские собратья Амфитон-У-101 и Амфитон-У-002.
Думаю, всему виной частотная коррекция, выполненная с запасом. Поэтому и скорость нарастания всего 5 В/мкс.
В области НЧ ситуация улучшилась (всё-таки пара новеньких 10000 мкФ в БП).

8. Площадь радиаторов в УМЗЧ Амфитон-У-101 и Амфитон-А1-01.
Есть мнение, что в интернете есть всё. Не верьте этому. ©
Потребовалось мне как-то найти данные по радиаторам усилителя Одиссей-010: не нашёл.
Фото радиаторов из УМЗЧ Амфитон-А1-01:

Характеристики:
— размеры 270*80*25 мм
— высота рёбер 18 мм
— толщина основания 7 мм
— полная площадь 1160 кв. см

Формулы для расчёта площади радиатора:


9. Выводы:
УМЗЧ Амфитон-А1-01 — типичный продукт электронной промышленности бывшего СССР.
Соответствует заявленным характеристикам.
По звуку — ничего выдающегося.

За 15-20уе получаем набор запчастей для опытного радиолюбителя: корпус, радиаторы, печатные платы, что-то из радиодеталей.
И трансформатор, с гулом которого можно повоевать.

Чтобы получить бОлее интересный звук, не достаточно в старом усилителе просто поменять электролиты на новые.
Потребуется или полностью перелопатить схему, или вообще заменить УМ на другой, по звучанию которого есть достоверная информация.
О чужих мнениях.
Пиар TDA7294 начался, когда интернет ещё не пришёл в наши дома.
Отзывы об этой микросхеме — только положительные.
Начитавшись хвалебных отзывов, мой коллега, в компании которого было прослушивание Амфитона-А1-01, слентяйничал и собрал усилитель на TDA7294. Мечта для лентяев: ПП 5*5см, микросхема и щепотка обвязки.

Свежесобранный усилителем слушали вдвоём.
По результатам совместного прослушивания микросхема TDA7294 была признана уг была раз и навсегда занесена в чёрный список.
А история для нас двоих стала показательной.
Так что будьте осторожны, прислушиваясь к чужому мнению. ;)

Не врут только измерительные приборы.


Всем удачных экспериментов и запусков усилителей.
Добавить в избранное +87 +132
+
avatar
  • penzet
  • 09 декабря 2020, 09:30
+10
Не смотря на все ляпы это был один из очень хороших усилителей. А принудительное охлаждение в современной аппаратуре, говорит о том что мозгов не хватает сделать так как надо.
+
avatar
+3
330 рублей

«Чем дороже, тем лучше» ©
+
avatar
  • RULE
  • 10 декабря 2020, 10:21
0
Дороже был «Бриг 001» — более 620 руб. Ниже чуток мой коммент.
+
avatar
  • vanenzo
  • 09 декабря 2020, 10:10
+8
Да обычный усилитель в плане качества звука, подтверждаю.
А постоянные мелкие косяки в виде шуршащих переменников, горящих транзисторов, конденсаторов, постоянно меняющих свои параметры, из-за чего вся эта адская конструкция постоянно шипела, хрустела, булькала сводили радость обладания девайсом на нет.
Отец в свое время хотел продать весь комплект и купить обычный музыкальный центр (девяностые-с).
Благо, настоял, и усилятор был заменён на нормальную ямаху, с которой колонки (амфитоны, тоже не без косяков) нормально спелись, после чего все проблемы забылись.
+
avatar
  • Bald
  • 09 декабря 2020, 16:17
0
Ну так источники тоже шумели. А звук с касетника? Его уже не мог испортить усилитель
+
avatar
  • vanenzo
  • 09 декабря 2020, 16:31
0
На кассетнике шумы напрягали, как и плохое (зачастую) качество записи. А с переходом на цифру шума стало не хватать)
Электроника 204 шумела больше, маяк меньше, бобинник нота был самый крутой, но усилитель все равно добавлял ещё сверху.
+
avatar
  • Bald
  • 09 декабря 2020, 19:09
0
У нас бобинник комета был. Вроде неплохо играл
+
avatar
  • validall
  • 09 декабря 2020, 20:18
0
Прикольно, но история практически один-в-один. Тоже Амфитон-У-002 и колонки Амфитон 35АС. Сначала усилитель заменен на Ямаху и колонки отлично спелись. Потом заменены и колонки. После различных доработок в схеме типа описанных ТС комплект уехал на дачу радовать соседей на открытом воздухе. :)
+
avatar
  • Brendon
  • 09 декабря 2020, 14:07
+7
принудительное охлаждение в современной аппаратуре, говорит о том что мозгов не хватает сделать так как надо.
Дело не в мозгах, а в экономии, маленький радиатор с жужжалкой стоит дешевле чем большой без.
+
avatar
0
Дело не в мозгах, а в экономии, маленький радиатор с жужжалкой стоит дешевле чем большой без.
— только это для конечного потребителя минус; как правило, уменьшение среднего срока службы изделия. Круговорот покупательской способности, чем меньше срок, тем быстрее купят новое.
+
avatar
  • romxx
  • 09 декабря 2020, 14:55
+4
«Когда другой обуви не видел, наши — во такие!» © ММЖ,
«Один из очень хороших» это что-нибудь из Sansui, из старших Technics, да и европейский HiFi уже тогда был очень и очень сильный.
А это не «хороший», это «доступный в условиях когда ничего другого нет». А это все же разные вещи.
+
avatar
-2
Не смотря на все ляпы это был один из очень хороших усилителей
Не было в СССР хороших усилителей. Вообще
+
avatar
  • RULE
  • 10 декабря 2020, 10:19
+3
Лучший усилок в СССР считался «Бриг 001», насколько помню стоил дорого — 625 руб.
+
avatar
  • Gerasim2
  • 10 декабря 2020, 18:11
0
Была у меня тогда связка «Корвет-028\048 », сравнивали с «Бригом», правда на 75АС-028 и Ы-90.По качеству звучания пожалуй были одинаковы, при гораздо более высокой перегрузрчной способности «Корветов ».Ну и стоили они 1100.
+
avatar
  • RULE
  • 11 декабря 2020, 14:48
0
Мне в 1979 году было не по карману «Бриг 001», взял «Одиссей» за по цены у приятеля ( он и сейчас на «ходу» — замена по питанию, я уже писал здесь, Ничикон электролиты ( брал давно в конце 90-х в Московском радио рынке в Митино- нынче канул в лету) и крутые ELNA for audio, тогда же взял 4 штуки колонки 35 АС -1 рижские ( каждый по 27 кг и и 2 тумблера справа регулировка! НЧ и СЧ — было такое !) они и сейчас работают на даче. Главное!!! в виду советских не качественных компонентов ( транзисторов и т. д. — качественные шли на оборону ), звук был транзисторный. Хорошую аппаратуру тогда можно было купить в «комке», Ухер, Ревокс, Дюал, Акай, Сони, Грюндиг… но за большие деньги.
+
avatar
  • Numis
  • 11 декабря 2020, 16:04
0
Хорошую аппаратуру тогда можно было купить в «комке»
Акустика от Peerless вроде продавалась даже не в комиссионке. На сколько это было качественно не знаю, но круто и модно было точно. Только подвес долго не жил. Разваливались быстро(те что я видел)
+
avatar
  • RULE
  • 11 декабря 2020, 19:03
0
Акустику Peerless не встречал, но алмазную головку Ортофон для «вертушки» видел в продаже в радио магазине на Новокузнецкой ул.- цена была сумасшедшая.
+
avatar
  • moyemail
  • 12 декабря 2020, 10:12
0
брал давно в конце 90-х в Московском радио рынке в Митино- нынче канул в лету
— когда это случилось, что теперь там?
+
avatar
  • pesche
  • 13 декабря 2020, 13:08
0
меня в Митино не было наверное лет 10, но и тогда уже из радиорынка он стал сильно разросшейся скупкой/продажей мобильников разного происхождения.

т.е. собственно детали и инструмент составляли пару процентов от всего ассортимента.
+
avatar
  • mike888
  • 10 декабря 2020, 18:46
+1
Бриг интересен только ранние выпуски, потом пошли операционики и другая схема, остался лишь корпус и транс. Поскольку их делал завод Ладога, работавший на войну, то качество монтажа и детали их изготовления заметно отличались от массового ширпотреба. Регуляторы на базе переключателей тоже в бытовыхе не использовались. Что пошло в его клоне с названием Барк, я не знаю, но внешний вид практически идентичен.
Оригинал лежит на полке дома, сдох один канал и прихватил с собой нч динамик в 35ас, скорее всего из-за фигового контакта в подстроечнике регулировки тока покоя
+
avatar
  • RULE
  • 11 декабря 2020, 14:54
0
Мои 4 колонки 35АС — 1 до сих пор рабочие брал в московском пассаже по 110 руб. летом 1980 года ( «выбросили» дефицит на моск. олимпиаду ). Прочтите мой коммент чуть выше.
+
avatar
+4
Наверное TDA7294 попались поддельные, оригиналы найти теперь непросто.
+
avatar
+9
+!
Мне битлы тоже не понравились, когда сосед по телефону напел.
+
avatar
  • moyemail
  • 09 декабря 2020, 11:31
+1
Сосед — Изя?
+
avatar
0
Сосед — Изя?
А, битлы чё, русские что ли?
+
avatar
  • moyemail
  • 10 декабря 2020, 08:49
0
— Ой, этот Карузо! Столько шума — “хороший певец, хороший певец”… А он и фальшивит, и картавит!
— А ты что, слушал Карузо?
— Нет, мне Изя напел!
+
avatar
+2
Наверное TDA7294 попались поддельные
или кривая PCB
или качество компонентов уг
или намудрил с бп
или намудрил с сигнальной землей
или… продолжить по желанию.

7294 звучит прекрасно. всяко лучше любого советского хлама
+
avatar
  • moyemail
  • 10 декабря 2020, 09:09
0
Спсб, Сергей! ))
А то я уж было испугался!
М/б, действительно, ТС подделка попалась?
Кстати, так и не нашёл пока оригинал.
В нерезиновую из-за ковида пока не ездил.
+
avatar
+1
закажите в west-l. они и две штуки из Европы привезут
+
avatar
  • moyemail
  • 10 декабря 2020, 18:52
0
Дык, всё равно надо к ним в оффлайн ехать, хочу пощупать, чтоб откровенным фуфлом не оказались, + конденсаторы и остальную рассыпуху тоже хочу у них заказать.
+
avatar
+1
зачем ехать? пусть по почте отправят. у них фейков не бывает — склад в Европе и поставки из маузера, диджикей
+
avatar
  • moyemail
  • 11 декабря 2020, 05:54
0
А маузер и диджикей — это только опт, юрики?
+
avatar
+1
нет, можете сами заказать. только доставка дорогая
+
avatar
  • usb350
  • 09 декабря 2020, 10:03
+31
Ковырял когда-то советские усилители, ничего хорошего… Элементная база дерьмо, провода дерьмо, качество сборки ужаснейшее. Платы выдерживают только короткое прикосновение паяльника, дальше всё, отслоение дорожек. Про переменные резисторы и разъемы вообще цензурно сказать не могу…

Можно использовать разве что как донор корпуса/иногда трансформатор *если собран не утром в понедельник*.

Сугубо имхо.
+
avatar
  • vigera
  • 09 декабря 2020, 13:02
+2
советские усилители, ничего хорошего… Элементная база дерьмо, провода дерьмо, качество сборки ужаснейшее. Платы выдерживают только короткое прикосновение паяльника, дальше всё, отслоение дорожек.
То-же самое можно сказать о всей совковой ширпотребовской электронике!

В моём кассетнике конца 70-х «Весна 201 стерео» единственным по-настоящему качественным элементом была японская стеклоферритовая головка.
+
avatar
  • Brendon
  • 09 декабря 2020, 14:08
+7
То-же самое можно сказать о всей совковой ширпотребовской электронике!
Не поверите, но и импортная попадалась не лучше, причем речь не о балалайках из 90х
+
avatar
+9
Ну да, они же любят сравнивать, новые сборки с советскими, забывая, что советским уже за 30 лет и более.
+
avatar
+4
Ковырял недавно Aiwa FX-WZ 9400 — японский мафон-двухкассетник из круто смотрящегося (снаружи) муз. центра 20-летней давности (модель Z-D9400M).

НО: одномоторные ЛПМ с 2-мя дохлыми пассиками на кассету, их резина буквально стекла вниз и всё измазала. Каплевидные останки 4-х пассиков ещё отмыть надо со шкивов, для чего капитальная разборка ЛПМ нужна. А иначе детонация вырастет.
Внутри аппарат лёгкий и пустой, маховик тонвала меньше, чем у «Электроники-302». Даже трансформатора питания нет, всё снизу по шлейфу идёт. Масса 2,4 кг всего, главная плата электроники занимает только 1/3 корпуса по глубине.

УВ позорный, начинается не с полевика или AD745, а с плюшевого ОУ NJM2068.
АЧХ на металлич. плёнке до 17 кГц всего, хром 16к, железо 15к.
Коэфф.детонации 0,12% WRMS (±0,19% WPEAK)

С вегалаба: «Японские кассетные деки, даже со сквозным каналом и примитивной механикой имеют паспортную детонацию (WRMS) ниже, чем у советских первокласников, а реально подвывание слышно на слух».

Никакой легендарной японской надёжности нет в помине, как и у дохлых телевизоров Sony тринитрон 2002 г. 29" массой 69 кг (Made in Spain, все детали Japan).
+
avatar
  • romxx
  • 10 декабря 2020, 23:58
+7
О, очередной слушатель «карузо».
То что везли в СССР должно было быть а) подешевле в закупе б) полегче весом в) поменьше в габаритах, чтобы побольше влезло и легче везти.
И «двухкассетник Aiwa» уж точно никогда высокочественной аудиотехникой не являлся.

кассетным HiFi занимались тогда Akai, Teac, Nakamichi. Кое-что было в отдельных нишах у старших Sony, Technics.

Но поди ж ты, «ковырял он двухкассетник Aiwa» и «сложил мнение о японской технике». :-D
+
avatar
0
Однокассетные трёхмоторные двухвальные Айвы тоже выпускались, я их видел в крутых подпольных студиях звукозаписи как «рабочие лошадки» пиратов XX века.
www.cassettedeck.org/aiwa/xk-s7000

Может эта фирма на закате кассетной эры свой наработанный авторитет монетизировала («спускала») выпуском дешёвки.

Весь тот музцентр в сборе весит >31 кг, «экономия на спичках» не очень понятна.
Силовой трансформатор вдали от головки воспроизведения теоретически плюс, т.к. фонит меньше, чем в компонентных деках.

Вот там хорошо сказано:
stereo.ru/qa/o6sj7-razobrat-ne-razbornuyu

«Из-за 2 голов дека перестаёт считаться винтажом? Кроме предтопа и верхних в линейках аппаратов больше нормальной техники не выпускали? Даже с шильдиком made in japan? Ведь во времена кассетной эпохи за бугром очень не у многих были такие, что же это получается, кассеты слушали не правильно на пике популярности носителя? Ведь „правильно“ было не всем по карману…

Нет, ну раз Вы сказали, Вам явно виднее, Вы и на студии работали, срочно пойду сливать свой акай на авито и брать накамичу 1000zxl… Больше, по видимому нормальных дек не выпускали, остальное не звучит.»

vk.com/topic-16293923_31786514
Виктор Титов 21 сен 2016 в 12:36
«У меня AIWA Z9400M c 1997 года. Все работает, менял два раза пассики на деке. С аппаратом нет никаких проблем.»

Владимир Пучков 27 сен 2016 в 20:40
«У меня была AIWA Z 2600 в 95 году, для тех времен было круто. Очень быстро накрылся лентопротяг а там и диск накрылся. Хотя звучал пышно и драйвово но к HIFI отношения не имеет на мой взгляд.»

P.S. Я ещё магнитофоны Вега МДП-122 чинил, они солиднее сделаны, но датчики Холла летели в прямом приводе.
+
avatar
  • pesche
  • 13 декабря 2020, 13:19
+1
мне кажется, вы напрасно так восприняли предыдущий комментарий.

он скорее о том, что по одному и очевидно бюджетному представителю кассетной техники нехорошо приклеивать ярлык к всему спектру выпускаемой в стране восходящего солнца аппаратуры.
+
avatar
  • AdreyM
  • 09 декабря 2020, 16:27
+1
И движок лентопротяжки.
+
avatar
  • vigera
  • 09 декабря 2020, 23:21
0
И движок лентопротяжки.
Точно, совсем забыл! В моей тогдашней «Весне» выпуска 77-го года стоял коллекторный японский.
Щётки в нём перепаял только лет через 12 непрерывной эксплуатации :)
+
avatar
  • kirich
  • 09 декабря 2020, 23:24
+4
Щётки в нём перепаял только лет через 12 непрерывной эксплуатации :)
А ведь были модели и с бесщеточными двигателями.
+
avatar
  • DDimann
  • 10 декабря 2020, 09:32
+3
Наверное, единственные транзисторы, которые легко узнаются в профиль — ГТ403 :)
+
avatar
+1
Если Вы сходу узнали 403, то узнаете и комплементарную пару 402-404.А КТ807? ))
+
avatar
  • DDimann
  • 10 декабря 2020, 14:13
0
КТ817 — в общем то да, 402 от 404 не отличу, как и КТ315 от КТ361 :)
+
avatar
  • futsker
  • 10 декабря 2020, 14:48
0
КТ315 и КТ361 отличались оттенком и формой корпуса.
361-е были желтоватее или красноватее (от завода зависело) и с более округлыми углами. А 315 оранжевые и угловатые.
+
avatar
  • penzet
  • 10 декабря 2020, 14:51
0
У меня КП103 в похожем корпусе есть и по сей день.
+
avatar
  • kirich
  • 10 декабря 2020, 15:02
+7
КТ315 и КТ361 отличались оттенком и формой корпуса.
Далеко не всегда, основное отличие в маркировке, у КТ361 она по центру, а у 315 сбоку.
+
avatar
  • futsker
  • 10 декабря 2020, 21:04
0
О! и это тоже — забыл. Давно это было :)
+
avatar
  • DDimann
  • 10 декабря 2020, 15:17
+3
Угу. Особенно видно это отличие в интернете в джипеге.

Так что тут бы я не рискнул…
Кстати о КТ807:
+
avatar
  • zoom70
  • 11 декабря 2020, 10:23
+2
КТ315 от КТ361 отличались местом маркировки буквы: у 315 буква печаталась в левом верхнем углу, у 361 по центру. А цвет мог быть любой: черный, красный, оранжевый, желтый.
+
avatar
  • vigera
  • 10 декабря 2020, 10:03
+1
А ведь были модели и с бесщеточными двигателями.
Тоже где-то в закромах сохранился такой)

Какое-то время даже раздумывал заменить им, выменянным у приятеля, японский коллекторный, на порядок попроще.
Однако здравый рассудок возобладал и эта оригинальная советская разработка со сложной платой управления из крайне низкопробного гетинакса с отслаивающимися уже прямо с завода дорожками так и осталась валяться в ящике)
+
avatar
+2
На некоторых Вёснах тоже бесколлекторные движки стояли.

+
avatar
  • kirich
  • 10 декабря 2020, 15:02
+1
На некоторых Вёснах тоже бесколлекторные движки стояли.
Выше на фото двигатель Весны 306.
+
avatar
0
Скорее всего. Весна 306 тоже была в наличии, в молодости. Эти платы глючили и дохли довольно часто.
+
avatar
+1
На Маяке или 230, или 231ом плата была спроектирована так, что вход одного из усилителей канала воспроизведения находился в непосредственной близости от генератора стирания-подмагничивания. В результате жуткий песок по высоким в одном из каналов.
+
avatar
+3
Так у него же не сквозной канал и при воспроизведении ГСП должен выключаться.
+
avatar
+1
Наверное я спутал, память.
Вход одного канала записи был рядом с генератором стирания-подмагничивания. Происходил его перегруз ВЧ частотой от генератора и плюс интермодуляционные искажения записываемого сигнала.
Там ещё и дорожки эти шли по плате и были очень длинные.
Виноват, ошибочка моя.
+
avatar
  • k899
  • 10 декабря 2020, 10:25
+1
Там ещё сигнал с линейного входа снижался до уровня микрофонного входа, и дорожка шла через всю плату, собирая наводки.
+
avatar
0
Повтор коммента ранее.
Вот за что он в блок попал?
Текст:
Наверное я спутал, память.
Вход одного канала записи был рядом с генератором стирания-подмагничивания. Происходил его перегруз ВЧ частотой от генератора и плюс интермодуляционные искажения записываемого сигнала.
Там ещё и дорожки эти шли по плате рядом и были очень длинные.
Виноват, ошибочка моя.
+
avatar
0
Вот за что он в блок попал?
Местный фильтр антимата сработал на «мультик_анальный»? :)
+
avatar
+4
В области НЧ ситуация улучшилась (всё-таки пара новеньких 10000 мкФ в БП).
Как это определилось, ведь изначально не рабочий усилок был?
+
avatar
+3
Вы в праве не доверять моим выводам.
+
avatar
+7
Простое спасибо. Вы мне начинаете напоминать(-в хорошем смысле сказанного!)
этакого *kirich*а, занявшего свою, до сего момента пустую нишу, в обзорах…

P.S.: И, вообще...-какой-то я сегодня добрый.. :-))
+
avatar
  • tagpin
  • 09 декабря 2020, 11:07
+1
Очередной усилитель пал под шаловливыми ручками очередного радипогубителя из за корпуса.
Скоро их уже совсем не останется.
Надо беречь нашу память и восстанавливать такие аппараты.
А корпусов красивых на али предостаточно.
+
avatar
+4
А корпусов красивых на али предостаточно.
Цены — в студию!
+
avatar
+8
самим можно делать
Уважаемый bdos взял на себя обязанность обеспечить каждого желающего красивым корпусом с радиаторами за каких-то 20уе. )))

Тем более, материалы для него — бесплатные.
+
avatar
  • bdos
  • 09 декабря 2020, 12:04
0
Тем более, материалы для него — бесплатные.
Свечку держали?
+
avatar
+10
Вывод сделан на основании ваших ответов:


10мм лист алюминия, Карл!
Отходы производства ))))))))
+
avatar
  • bdos
  • 09 декабря 2020, 14:30
0
Вывод сделан
неверный
+
avatar
+6
Здесь дешевле и доставка приемлемая.
ivk-audio.ru/products/24184104
+
avatar
0
Такой корпус и я с удовольствием купил бы. Но…
+
avatar
+2
Надо беречь нашу память и восстанавливать такие аппараты
Это поэтическим языком. А пракическим — от хлама надо избавляться
+
avatar
  • DeivaSA
  • 11 декабря 2020, 01:12
0
Он пал еще в конструкторском бюро, то что из него делают что-то пригодное к использованию это как воскресение из мертвых.
Если восстанавливать сохраняя аутентичность, то лучше сразу поместить в витрину музея не тратя сил, потому что в рабочем виде такой аппарат будет не нужен. А если хочется рабочий аппарат то надо быть готовым к тому что останутся только радиаторы, потому что как только начнешь ремонтировать гетинакс моментом облазит.
+
avatar
  • DrBOBAH
  • 09 декабря 2020, 11:57
+2
Спасибо за ностальгию. Господи! Как же мы это все ремонтировали? Удивляюсь.
До чего же убогий монтаж. Про пайку я ваще молчу. Первым делом все надо было пропаять.
+
avatar
  • kirich
  • 09 декабря 2020, 12:12
+14
Как же мы это все ремонтировали?
Да вот так и ремонтировали. Осматривали, убирали явные косяки, оконечники запускали без выходных транзисторов и через лампочки, конденсаторы меняли по мере необходимости, иногда дорабатывали.
Главное кости корпус есть, остальное нарастет :)
+
avatar
  • DeivaSA
  • 11 декабря 2020, 01:24
+2
Из опыта общения с Амфитоном у него есть огромное достоинство — в процессе ремонта на практическом примере ты узнаешь все ошибки которые можно совершить проектируя и изготавливая усилитель. Начиная с тяжелого при этом не прочного и не жесткого корпуса, совершенно лишенного намеков на эргономику — это я о более чем сотне болтиков под шлиц на которые уходит прорва времени и усилий и расположении плат которые невозможно обслужить не разобрав весь усилитель, махнув рукой на примитивную для своего времени схемотехнику и ужасное качество компонентов, проклинать проектировщиков за то что отдельные узлы раскиданы на несколько плат из-за чего весь усилитель перепутан уймой проводков которых могло попросту не быть.
Амфитон 002 я воспринимаю как диверсию — малейшее шевеление извилинами подсказывает десятки возможностей в разы снизить расходы на его сборку получив при этом более надежное изделие.
+
avatar
  • kirich
  • 09 декабря 2020, 12:04
+14
Качество сборки трансформатора никакое.
Качество как качество, но вот судя по виду похоже что усилитель неслабо так приложили в сторону передней панели что даже крепеж трансформатора выгнуло.

диодный мост из четырёх диодов КД202
собрал на проводах мост BR610
Ключевая разница во внешнем виде, так как в остальном КД202 ничем не хуже.

Не врут только измерительные приборы
Все врут © Хаус
Вопрос только в том, насколько сильно :)
+
avatar
-2
в остальном КД202 ничем не хуже
речь шла не о качестве диодов КД202 (лично мне они нравятся; после выгорания каналов они, кстати, выжили)

а о монтаже мостика (чей это монтаж — второй вопрос)
+
avatar
  • kirich
  • 09 декабря 2020, 12:22
+5
чей это монтаж — второй вопрос
Скорее всего ремонтировали как могли.
+
avatar
0
Качество как качество, но вот судя по виду похоже что усилитель неслабо так приложили в сторону передней панели что даже крепеж трансформатора выгнуло.
-Наши умельцы могли и на заводе так выгнуть, что бы поменьше жужжало.
+
avatar
  • kirich
  • 09 декабря 2020, 15:26
0
Вполне могли и подрихтовать киянкой, но как-то сильно уж его выгнуло…
+
avatar
  • yualeks
  • 09 декабря 2020, 12:13
+6
Вот у меня была такая связка, транзисторные усилки и рядом не стояли по чистоте звука.
+
avatar
  • kirich
  • 09 декабря 2020, 12:36
+1
Тоже заглядывался тогда на него, в итоге купил модуль усилителя мощности от Романтика 50РУ-122С, с полевыми транзисторами на выходе (если не путаю то КП922). Как писали во всякой литературе — нечто среднее между обычными биполярниками и лампами.
В принципе звук даже нравился, по крайней мере на мой неискушенный слух больше чем обычные усилители, но монтаж был откровенно совковый…
+
avatar
  • yualeks
  • 09 декабря 2020, 16:43
+2
Это тот что в Харькове делали. У меня есть парочка оконечников этого завода только на КТ 808. Хотел с них замутить блютуз-колонку но передумал жрут слишком много.
+
avatar
  • kirich
  • 09 декабря 2020, 17:05
0
Ох какие знакомые усилители, у нас в магазинах Юный техник попадались часто, сам тоже покупал.
Точно такие как у Вас на фото еще где-то в середине 80 использовал, а уж сколько раз ремонтировал…
+
avatar
  • penzet
  • 10 декабря 2020, 09:13
0
Из наборов Старт?
+
avatar
  • kirich
  • 10 декабря 2020, 10:44
0
Не, они по моему в Романтике 220 стояли, музыкальный центр такой.
+
avatar
0
нечто среднее между обычными биполярниками и лампами.
Да, с биполярником КП922 роднит то, что он транзистор, а с лампами то, что он как и лампы — потенциальный прибор.
+
avatar
+3
транзисторные усилки и рядом не стояли
«Вообще класс Д — Дерьмо!» да? :D

Можно огласить список с какими транзисторными сравнивали?
+
avatar
  • yualeks
  • 09 декабря 2020, 15:45
+2
Вообще класс D изначально принадлежал усилителям с импульсным управлением выходными лампами. Это потом англичане присвоили эту букву транзисторным усилителям.
+
avatar
  • yualeks
  • 09 декабря 2020, 23:18
+1
Unison Research ABSOLUTE 845. Кстати в Ростове есть в продаже. Могу дать ссылочку. Только не скажу сколько стоит. А ты говоришь транзисторы.
+
avatar
  • penzet
  • 10 декабря 2020, 07:24
+3
Качество звучания таких поделок, определяется их внешним видом и ценой.
+
avatar
0
Ещё микрофонным эффектом сеток ламп — в каждом помещении по-своему, почти что живое исполнение, а не как музыкальная «консерва», всегда бездушно-одинаковая шарманка :)
+
avatar
  • validall
  • 09 декабря 2020, 20:26
0
Была такая связка. Да звук отличный, но периодически горели лампы на выходе, аж до проплавления стекла. На тот момент не нашел специалиста разобраться с проблемой, поменял очередной раз лампы и продал. А звук, да, был офигенный.
+
avatar
  • yualeks
  • 09 декабря 2020, 23:03
0
У нас проблем с лампами не было, на радиорынке их было пруд пруди причём задёшево. Потому что эти усилки делали на одном из наших заводов. Там и усилок можно было приобрести только по частям. Целый тяжело было вынести с завода.
+
avatar
0
Полёживает такой в гараже, а рядом десятка полтора 6Р3С-1 запасных…
+
avatar
  • RomikX
  • 09 декабря 2020, 12:36
+1
Рекомендую собрать/послушать усилитель на LM 3886T. Лучшего микросхемного усилителя я не слышал! Вот только сами микрухи рекомендую купить в Промэлектронике или на Маузере, так как на Али только подделки, причём рабочие подделки… Отличие этой микросхемы/усилителя от TDA7294/7293 — это скорость нарастания сигнала и граничная частота в 8Мгц. Так же в ней биполярные транзисторы на выходе, вместо полевиков в TDA7293/7294. Ну и обвязка должна быть качественная в плане кондёров. Elna Rubycon Nichicon
+
avatar
0
Лучшего микросхемного усилителя я не слышал!
Вот это — аргумент. Да…
+
avatar
+2
Отличие этой микросхемы/усилителя от TDA7294/7293
7294 звучит лучше
+
avatar
0
А чего не ZD-50 с операционником впереди?

«Усилитель основан на широко известной микросхеме LM3886. Глубокая ОС достигается путём добавления ещё одного, „более высококачественного“ ОУ. Таким образом глубина ОС на 20KHz достигает 70dB и больше на более низких частотах.

Для сравнения у обычного включения LM3886 с Ку=12 глубина ОС на 20KHz всего около 30dB. Т.е. глубина ОС в звуковом диапазоне у данного усилителя минимум на 40dB (в 100 раз) больше, чем у стандартного включения и соответственно потенциально искажения в звуковом диапазоне на столько же меньше.

© Николай Швыдкий aka Nick»

www.pcbway.com/project/shareproject/___________________ZD_50.html
+
avatar
0
А чего не ZD-50 с операционником впереди?
Я не знаю, что такое zd50, но разные включения пробовал 3886
+
avatar
0
Отличие этой микросхемы/усилителя от TDA7294/7293

7294 звучит лучше
ИМХО они примерно одинаковые.
Но у кого получается лучше (в плане деталей и разводки) собрать усилитель на 7294, а у кого то элэмка оказывается в более качественной обвязке :-)
+
avatar
0
ИМХО они примерно одинаковые
Одно время я очень долго их сравнивал в разных схемах. Предпочтение отдал 7294. Правда мне это сейчас уже не интересно, тем не менее
+
avatar
0
Помнится, Амфитон 002 звучал заметно чище, чем Корвет 50У-068С, который, типа, позиционировался выше и по числам показателей в паспорте (оба были у меня).
+
avatar
+10


Собрал усилок на tpa3116d2, погонял, поёт.
Достал Электронику УК 003, сравнил звук.
Восстанавливаю Электронику…
+
avatar
+4
Собрал усилок на tpa3116d2, погонял, поёт.
Достал Электронику УК 003, сравнил звук.
Восстанавливаю Электронику
… послушал нормальный усилитель — выкинул оба
+
avatar
  • Numis
  • 09 декабря 2020, 15:55
+3
Данный Амфитон покупался примерно в 85 году вместе с амфитоновской акустикой 35АС-018. Колоночки до сих пор остались. Первый год сновья с усилом намучились ремонтить по гарантии. Потом в середине 90х взял второй у родственника. Как же меня бесили эти платы из гетинакса с отваливающимися дорожками. На что-то я в итоге его выменил.
ЗЫ. Дизайн нравился.
+
avatar
+1
Как же меня бесили эти платы из гетинакса с отваливающимися дорожками.
100%-я правда.
+
avatar
  • Numis
  • 09 декабря 2020, 16:21
+2
У нас был закрытый город с бесконечными военными заводами с их соответствующими подходами к электронике и бытовуха с гетинаксом была как бы из другого мира (неполноценного мира).
+
avatar
+1
пиковая мощность на коллекторе при комплексной нагрузке 3 Ом
Pк = 0,5 * ( 30*30 / 3 Ом ) = 150 Вт
Всё, транзисторам крышка.
А можно пояснения, как вы считали? Почему берете полное напряжение питания плеча? 0.5 — это коэффициент от RMS? Почему тогда не учитываете, что плечо работает лишь 50% времени?
+
avatar
  • kirich
  • 09 декабря 2020, 17:16
+1
Почему тогда не учитываете, что плечо работает лишь 50% времени?
Так вроде там учтено, 30 вольт, 3 Ома, ток 10А, при 10А и 30 вольт будет 300Вт, но в начале формулы стоит х0.5, потому по 150 на плечо.
Хотя в принципе да, ерунда выходит, если транзистор полностью открыт, то на нем почти ничего не рассеивается, а если на половину, то ток будет меньше.
+
avatar
-1
Я могу представить такой вариант — худший случай, что УМ приходится работать на чисто индуктивную нагрузку. В этом случае ток действительно будет отставать от напряжения на 90 градусов, то есть, когда напряжение на выходе будет 0 В, ток через транзисторы — все еще 10 А (в противном случае надо напряжение плеча делить на два). В этом случае пиковая мощность будет 30*10 = 300 Вт. Но, во-первых, это пиковая мощность, а в документации указана постоянная. Для того, чтобы перевести пиковую в постоянную для синусоиды её надо поделить на 2. То есть, 150 Вт RMS. Теперь, у нас каждое плечо работает примерно половину времени, делим еще на 2. Получаем 75 Вт.

Да, 75 Вт как бы больше допустимых 60. Но показанные на схеме трансформатор, достаточно тонкие провода питания просто не в состоянии будут выдать 10 А без просадки. Поэтому, в реальности мы вполне укладываемся в 60 Вт.

Да и указанная ситуация с чисто индуктивной нагрузкой может возникнуть в только лишь в узком диапазоне частот и при работе на максимальной мощности. То есть, надо банально слушать чистый синус на максималке.

Могу предположить, что ситуация может ухудшиться лишь при подаче на вход прямоугольного сигнала с крутыми фронтами. Но в реальной музыке такого практически нет. Если только слушать ZX-Spectrum, опять же, на максималке.
+
avatar
  • Eeyore
  • 09 декабря 2020, 19:13
+1
Знатная толпа некрофилов собралась :)
У меня в юности был Одиссей с гудящим трансформатором. Я недолго думая накапал не него стеарин с горящей свечи и стало тихо.
+
avatar
  • validall
  • 09 декабря 2020, 20:30
0
Ага. Кто на что горазд. Я вот пропитывал железо канифолью растворенной в спирте. После высыхания гудеть переставали.
+
avatar
0
Следует пояснить, почему не ставилась задача восстановить усилитель.
Горбатого могила исправит.
По звуку — ничего выдающегося.
Даже в обратную сторону более. И замена кондёров ему не сильно поможет. Звук — жесть, во всех смыслах.
По результатам совместного прослушивания микросхема TDA7294 была признана уг была раз и навсегда занесена в чёрный список.
И тут не промазали.
Странно, сегодня я со всем согласен.
Что-то надо делать...:)
+
avatar
  • pesche
  • 09 декабря 2020, 21:46
+1
мне нравится обзор, но одна из целей — получить донор корпус+радиаторы для постройки усилителя JLH 1969

кажется совсем недостойной, потому что этот упомянутый усилитель — просто лютый отстой по сравнению с обозреваемым Амфитоном.
по схемотехнике, КПД, симметрии и остальному.

его нужно, наверное, собрать каждому радиолюбителю, как в принципе полезно в детстве сломать ногу, упав с крыши гаража, чтобы после всю остальную жизнь соизмерять свои возможности и риски.

но одно дело собрать JLH 1969 из мусора, оставшегося от сгоревшего ATX БП, и другое — погубить ради этого неплохой, хотя и устаревший морально, Амфитон.
+
avatar
+2
упомянутый усилитель — просто лютый отстой по сравнению с обозреваемым Амфитоном
если сложится, и про это будет обзор ))
+
avatar
0
после чего мне вставили клизму выдали ЦУ немедленно установить транзисторы в корпусе ТО-220
Он либо фигней страдал, либо был в курсе особенностей советского транзисторостроения) А вообще to-126 пол-вата без проблем
+
avatar
  • mike888
  • 09 декабря 2020, 21:56
+1
В конце 80х шли суповые наборы из усилителя Амфитон и колонок Sansui S-65 индийского производства. Тогда это можно было достать, в открытой продаже практически их не было. Но это уже лирика. Дальше усилок отправлялся сходу в комиссионку, а колонки работали долго и радовали более пристойным звуком, нежели вариации на тему 32АС, которые по сути мало чем отличались. Колонки у меня до сих пор живы.
А Амфитоны по сути были вариацией на тему услилителей из журнала Радио 80х годов, только приспособленые к серийному производству. Результат на выходе оказался весьма посредственый, поскольку адаптация к производству заключалась в том что никакого подбора деталей в принципе быть не могло и схема должна была работать с любыми серийными деталями соответствующими схеме, поэтому не надо удивляться странным схемотехническим решениям, адаптация исходной схемы под абы какие детали имеет иногда весьма причудливые решения.
+
avatar
  • pesche
  • 09 декабря 2020, 22:00
+4
а какие странные схемотехнические решения использованы в Амфитоне?
+
avatar
  • Uriks
  • 11 декабря 2020, 14:34
0
Sansui S-65, я не один их слушаю, привет, бро ))
+
avatar
+1
По результатам совместного прослушивания микросхема TDA7294 была признана уг была раз и навсегда занесена в чёрный список
Лучше бы знакомый подучился и сделал все прямыми руками)
+
avatar
  • parakhod
  • 10 декабря 2020, 00:13
+10
Забавно, что лет 30-40 назад советскую аудиотехнику абсолютно каждый первый не считал достойной даже сравнения с японской или западногерманской. Каждый прекрасно знал, что это сделано левой ногой точно так же, как и то, в производстве чего участвует он сам.
Но времена проходят, и вдруг унылые амфитоны становятся «легендарными». Ну ок…

Я б на это время тратить не стал. Купил вот некоторое время назад NAD 304 сопоставимых годов выпуска (и совсем дёшево тоже), была идея заменить электролиты, почистить переменные резисторы и подстроить всё согласно сервис-мануалу, потому что уползло ж всё наверняка. Но он, гад, настолько нормально работает, что его и открывать не хочется даже.
+
avatar
  • penzet
  • 10 декабря 2020, 06:27
-3
подстроить всё согласно сервис-мануалу
Да вот незадача, с таким аппаратом нет никакой документации.
А советские изделия были всеми длкументами укомплектованны.
+
avatar
  • parakhod
  • 10 декабря 2020, 11:27
0
Как это нет?
Гугл и «NAD 304 service manual»
Найдете за пару секунд.
+
avatar
  • penzet
  • 10 декабря 2020, 11:33
0
Суть моего комментария иная. Найти сейчас можно, но я писал не об этом.
+
avatar
  • parakhod
  • 10 декабря 2020, 12:17
-3
Если вы про «укомплектованы», то к советской бытовой технике никаких сервис-мануалуалов не прилагалось. И она точно также имела пломбу и надпись про то что вскрытие лишает гарантии.
А вот техника профессиональная имела полнейший комплект документации. Говорю как человек, настраивавший и чинивший много этих разных штудеров, сондоров и кинотонов, закупленных ещё советские времена
+
avatar
  • penzet
  • 10 декабря 2020, 14:28
+4
К советской технике прилагалась принципиальная схема, на которой были указанны все номиналы пременяемых компонентов и режимы работы(контрольные точки и значения напряжения и тока).
Профессиональная техника которую Вы чинили, это не то что можно было купить у моряков в порту.
Все что было купленно из-за границы (бытовое), не имело при себе никакой документации.
+
avatar
  • parakhod
  • 10 декабря 2020, 14:51
0
Ну не ко всей, мягко говоря.
Да, и я не уверен, стоит ли считать это великим достижением.
+
avatar
  • penzet
  • 10 декабря 2020, 14:53
+2
Из того что я тогда покупал было во всем. А стоит считать или нет, это уже риторика.
+
avatar
  • parakhod
  • 11 декабря 2020, 11:26
-1
Ваше первоначальное утверждение было:
Да вот незадача, с таким аппаратом нет никакой документации.
С тем аппаратом что я купил, тоже не было вообще никаких документов. Я купил его на ebay и он приехал из Англии один-одинешенек в коробке. Ничего удивительного — я бы тоже не стал 30 с лишним лет инструкции хранить.
Я первым делом посмотрел в интернете документацию — и нашёл всё, включая принципиальные схемы и сервис-мануалы.
Но там были и те user manuals, что прилагались к нему при продаже. Так что то, что никакой документации не было у чего-то, что вы покупали у моряков, фарцовщиков и в комиссионках — это о скорее проблема уровня «Рабинович напел».
+
avatar
  • penzet
  • 11 декабря 2020, 17:06
0
Я Вам про Фому, Вы мне про Ерему…
Вы неправильно меня поняли. Я Вам пишу про прошедшее время 1970-1980 годы, а не про сегодняшнее.
посмотрел в интернете документацию
Не было в то время интернета…
На момент покупки с рук (тогда) Вы бы не получили( схему и т д )кроме самого аппарата.
А сейчас да, можно найти в инете документы на те аппараты.
Только самих аппаратов трудно найти
+
avatar
  • parakhod
  • 11 декабря 2020, 17:30
0
Ну если б вы официально покупали, а не с рук, была бы у вас вся документация.
Другое дело, что у вас не было возможности купить официально — но вот это действительно другой вопрос.
+
avatar
+2
А у меня был кассетник Telefunken магнEтофон Partysound, похожий на Электронику-302.
www.radiomuseum.org/r/telefunken_magnetophon_partysound_m.html
Куплен предком в Париже в 1974 г.
Внутри японские детали, транзисторы Sanyo в основном, кремний на входе, германий на выходе. Так с ним шла инструкция на англ+нем языках (двухцветная сине-чёрная на глянцевой бумаге) + перевод на русский на пиш. машинке, без иллюстраций на обычной матовой бумаге. Не знаю кто его сделал, но всё понятно и толково переведено.
Схема там тоже сразу была.
+
avatar
  • romxx
  • 12 декабря 2020, 14:30
+1
Уси пуси. Вот только «номиналы» гуляли и сами по себе и в зависимости от того, что на конвеер сегодня поставили.
Верьте мне, у меня первая профессия, даже записанная в трудовую — «слесарь-сборщик радиоаппаратуры», два года отпахал там, и знаю совсем не понаслышке про то, как выглядела «внутри» пресловутая советская «оборонка» на ее «гражданских» конвейерах.
А уж «настройка» этих «режимов работы»… Круть туды, о, норм, вроде завелось, паехала к следующему по конвейеру, И не вздумай браковать слишком много, без премии цех оставить хочешь?
+
avatar
  • DeivaSA
  • 11 декабря 2020, 01:31
0
Укомплектованы документацией которая не соответствовала реальной схеме, и простой ремонт простой техники превращался в увлекательную игру найди десять отличий.
И по режимам работы — попробуйте найти какой ток должен быть на выходных транзисторах Амфитона 002? У меня в паспорте вообще не указано, люди которые удосужились померить в живую обнаруживали 2-6ма и это для КТ818 КТ819. Интересен этот вопрос и в отношении транзисторов предрайверов и драйверов, установленные токи намного ниже оптимальных для КТ814 КТ815 КТ816 КТ817, от чего и так не лучшие транзисторы совсем плохо работают на малом сигнале.
+
avatar
  • pesche
  • 13 декабря 2020, 13:34
0
если бы усилитель не был охвачен ООС, я бы согласился с претензиями к току покоя, но если в такой конфигурации и с таким током покоя снять осциллограммы с баз выходных транзисторов при подаче на вход усилителя синусоиды, то на базах график будет далек от синусоиды.

именно потому, что предшествующие каскады будут изменять (при конкретно малом токе покоя — увеличивать) отпирающее напряжение так. чтобы на выходе был минимум отклонений от (усиленного) входного с точки зрения его формы.

да, лучше было бы 50-100 мА, наверное, но строго говоря и 5 мА это не класс B ))
+
avatar
0
хотелось бы увидеть посты с Эстония-УМ-010
+
avatar
  • Gerasim2
  • 10 декабря 2020, 04:46
0
От Эстонии остался только корпус ))
до (фото из интернета )

после
+
avatar
  • Numis
  • 10 декабря 2020, 16:51
+4
От Эстонии остался только корпус ))
̶П̶т̶и̶ч̶к̶у̶ Эстонию жалко
+
avatar
  • Gerasim2
  • 10 декабря 2020, 18:51
0
Не то что бы очень, но есть немного )) Усилитель (исправный) вполне самодостаточен.Стандартный апгрейд обычно заключается в «выпиливании » селектора входов, темброблока или предварительного усилителя (здесь этого уже нет ), довольно сомнительной заменой проводков, кондёров (замерил банки БП и несколько мелких на плате — в пределах нормы ). Можно только разъёмы поменять. Исправно служил на работе в гараже на 8 ми омные S-90D, иногда подстёгивая защитой, пока там не случился пожар.
Весь прокопчёный, наотрез отказывался включаться, ремонтировать не было никакого желания.Срезал внутренние рёбра радиатора ( болгарка — рашпиль — мелкий напильник — шлифмашинка ), вместо платы — фальшдно.Вполне приличный тор ватт на 250-300 с двумя обмотками по 24 V .«Потроха » вегалабовские, в зависимости от доступности заводских плат — УМ «гибрид » от nikolayms, платы БП и защиты от него же, РГ от antecom готовый в сборе с батарейным питанием, софтстарт самопальный.Работает в качестве компьютерного усилителя на самопальную акустику.
+
avatar
  • DeivaSA
  • 11 декабря 2020, 02:12
+2
Стандартный апгрейд обычно заключается в «выпиливании » селектора входов, темброблока или предварительного усилителя
Сомнительное «улучшение» Идею отсутствия эквализации частот в усилителях проталкивали хитрожопые маркетологи, для них двойной плюс — не нужно тратится на довольно сложно реализуемый предварительный усилитель и накручиваем цену причислив такой обрезок к решениям уровня Hi-End. На самом деле потребитель теряет как функциональность в виде селектора входов, так и возможность правильного сопряжения по сопротивлению источника звука и усилителя что увеличивает уровень шума. Без тонкомпенсации слушать акустику можно только на определенной громкости при которой тональный баланс будет соответствовать индивидуальным потребностям слушателя, но от такого прослушивания быстро устаешь и начинаешь пытаться изменить громкость и при этом теряется баланс частот и музыка становится «не вкусной».
Поэтому я за сохранение этих блоков, но можно добавить переключатель для обхода если так хочется. Замена разъемов и усилителей мощности это несомненно плюс, в советских реалиях нельзя было создать то или другое приемлимого качества.
+
avatar
-2
Идею отсутствия эквализации частот в усилителях проталкивали хитрожопые маркетологи...
Идея правильная!
Эквалайзер должен быть применён только ОДИН раз: звукорежиссёром.
Естественно не глухим.

Далее никаких тембральных обработок НЕ должно быть в принципе.
В быту всякие тембрА-эквалайзеры — это костыли.
+
avatar
  • DeivaSA
  • 12 декабря 2020, 00:56
+3
Идея правильная! Эквалайзер должен быть применён только ОДИН раз: звукорежиссёром.
Идея красивая но на практике такая же бесполезная как модель сферического коня в вакууме. Звукорежиссёр работал с определенной акустикой, расставленной определенным образом в определенном помещении, у вас другая акустика и помещение — тот звук что у вас в комнате на десятки децибел отличается от исходника. И ваш собственный слух также отличается от чувствительности слуха к отдельным частотам у звукорежиссера.
Акустическая подготовка помещения поможет уменьшить резонансные пики, но это не избавит от помощи эквалайзера. Совсем избавится от влияния комнаты можно только на открытом пространстве, или в безэховой камере — но есть подозрение что итоговое звучание вам не понравится.
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/37/Gromkost.png
На разной громкости мы по разному слышим различные частоты, то-есть есть всего одна единственная громкость на которой вы в полной мере можете оценить трек. Так что или использовать тонкомпенсацию, или регулировку громкости тоже выкинуть.
Можно объяснить почему тембральной обработки не должно быть в принципе?
Эквализация, тонкомпенсация — да это костыли, необходимые потому что человеческий слух это инвалид и без этих инструментов ему совсем тяжко.
+
avatar
  • tagpin
  • 12 декабря 2020, 02:19
0
Нельзя так категорично утверждать.
Уши у всех разные.
Тем более с возрастом уменьшается верхний порог слышимых частот.
+
avatar
+6
Эстонию жалко
А остальных, 14?
+
avatar
0
Извиняюсь за вопрос не по теме. Имеет ли ценность аппарат Electrosonic Gemini ES461 Dissolve Unit?
Характеристики:
Works with 2 x Kodak SAV slide projectors
AV casette recorder with built in dissolve unit
Independent record and replay of audio control tracks to control slide projectors
Show can be made on the Gemini with slides or push button
Pre recorded looped casette with synchpulse can be used
20W audio output
Built in auto-timer fades continuously between 81 slides
Various fade speeds
Beautiful lamp control creates elegant changes
+
avatar
+1
Диджейская приблуда. С прожекторами и светомузыкой. Чудо какое, комбайн.
На Авито продают за 8т.р. но думаю реально должно быть где-то тут:

+
avatar
  • bretin
  • 11 декабря 2020, 17:55
+1
В армении был построен завод /естественно за счет рф/ по выпуску кондеров /чтоб рабочие места были/ -итог почти все можно было смело везти на свалку. Правда в прибалтике хорошую бытовую технику делали.
+
avatar
  • Eremey
  • 12 декабря 2020, 09:53
+2
Техника из СССР не может быть совершенной. Ей уже больше 30 лет и многое переосмыслено с того времени. Да и приборы для её настройки тогда были примитивные. Я же бережно храню технику того времени. Не сильно важно то что она не соответствует современным требованиям.
+
avatar
  • DeivaSA
  • 13 декабря 2020, 01:09
+1
Про совершенство я бы сказал что золотой век акустической техники пришелся на период 80xx, именно тогда общий уровень развития технологий позволил реализовывать то что еще недавно казалось фантастикой, а многие именитые компании все еще возглавлялись своими создателями — энтузиастами желающих создать лучший звук любыми средствами. В 90xx был самый пик — когда многие идеи уже не только воплощались но и было доведены до ума. Советского союза это почти не коснулось, его уровень технологий отставал на 30 лет от мировых — хотя были и такие экзоты как 100 АС-063 и 75 АС-065.
Я бы не сказал что в то время не хватало приборов, конечно звуковых карт еще не было, но генераторы сигналов, осциллографы, анализаторы спектра и измерители искажений которые она сейчас с успехом заменяет были даже в СССР.
Современные усилители и акустика благодаря вытеснению высокотехнологичных компаний с рынка дешевыми китайскими поделиями скатились на такое дно, что советская техника становится даже актуальнее чем была в годы ее создания )))
+
avatar
+1
Автору ЛАЙК! Прочитал статью и как будто сам пересобрал усилок)
Продолжение будет?
+
avatar
  • Herz
  • 13 декабря 2020, 14:50
-1
Следует пояснить, почему не ставилась задача восстановить усилитель.
Не в обиду.
Вот, хоть убей, не пойму, зачем нужна была вся эта возня. Ради некрофильского обзора?
Я бы ещё понял, если бы существовала надежда восстановить хороший аппарат, но не получилось.
Но заведомо зная, что придётся пустить под нож? И потом, какие там РСB могут пригодиться?
Не жалко же людям время…