Модификация УМЗЧ Амфитон-У-101.

Лёгкая доводка выходной части усилителя Амфитон-У-101.
Описание рассчитано на подготовленного читателя.

1. Амфитон-У-101
В качестве донора корпуса и радиаторов был куплен и выпотрошен полный УМЗЧ Амфитон-У-101



Фото позаимствованы из сети, т.к. свой УМ был разобран до основания в первый же день.
Естественно, о реставрации УМЗЧ (типа «я заменил все электролиты на новые» и т.д.) речь не шла: нужен только
оконечный УМ.

Изначально в планах было оставить родной трансформатор питания, но что-то пошло не так: по прибытию домой оказалось, что трансформатор сильно жужжит. Поэтому трансформатор пришлось выкинуть и заменить на стандартный ТПП-297.

Какие цели преследовались:
— выкинуть всё лишнее из УМЗЧ, оставить только выходной УМ (т.е. превратить полный УМЗЧ в оконечник)
— немного модифицировать выходные каскады (увеличить скорость нарастания выходного напряжения, Slew rate ака SR)
— по возможности использовать имеющиеся радиодетали
— заменить схему защиты АС
— потратить какое-то количество времени на своё хобби

2. Программа-симулятор Multisim 10.
Прежде чем браться за паяльник, в помощь была призвана программа-симулятор NI Multisim 10.0 (в прошлом Electronics Workbench).
У этой программы есть некоторые особенности:
— хорошо просчитывает АЧХ и ФЧХ пассивных фильтров и каскадов на транзисторах
— хорошо просчитывает SR каскадов на транзисторах
— по расчёту коэффициента гармоник Кг (THD) двояко: иногда NI «угадывает» всё идеально, а иногда — всё мимо.

Пример схемы, когда расчётный Кг (менее 0,01 % ) совершенно не совпадает с фактическими замерами.
Эта схема НЕ для повторения!

Будучи собранная в живую, был получен неудовлетворительный Кг


Именно эта схема была собрана на ПП от УМ Амфитон-У-101. Но что-то пошло не так, и от этой схемы пришлось отказаться.

3.Оффтоп.
Ещё одна хотелка (тоже нереализованная): очень хотелось собрать и послушать схему УМ Ланзар, но это требовало изготовления ПП с размерами аналогично родным платам Амфитона-У-101.


Пришлось «урезать осетра». Не говоря уже о том, что эксперимент затянулся на пару лет. А разобранный усилитель, разбросанный по квартире, уже порядком надоел.

4. Времени было потрачено немерено (см. схему в п. 2), а результаты не радовали.

Поэтому был сделан откат на исходные позиции: анализ оригинальной схемы УМЗЧ АМфитон-У-101.

Исправлена опечатка: С8.
Транзисторы, которые не на ПП, получили индексы VT17, VT18, VT19.
Печатная плата:

Поскольку оригинальная схема была разобрана, пришлось использовать симулятор Multisim10:


Скорость нарастания выходного напряжения 5 В/мкс. Маловато.


Проверка THD (50 Вт на 4 Ом нагрузку, 1кГц)

THD=0,007 %, что очень похоже на правду.

А теперь самое интересное: АЧХ

Частота единичного усиления f₁ = 2,2 МГц.
На графике ФЧХ видно, что фазовый сдвиг на частоте единичного усиления на частоте единичного усиления f₁
составляет минус 85 градусов:

Т.е. запас по фазе составляет 50 градусов. Супер!

5. Изменения в схеме.
Удалены элементы: R3, C3, R4, R8, VD9, VD10, VT10, VT11, R22..R27.
Изменены элементы:
R2 — 100 Ом
R9 — 20 кОм (0,5 Вт)
R11 — 1 кОм
R12 — подстроечный многооборотный резистор 470 Ом
R13 — 9 кОм (т.е. коэфициент усиления был снижен до 20 дБ )
C4 — 15 нФ
C5 — 15 пФ
С7 — 22 пФ
С0 — 10 пФ (не указан на заводской схеме; установлен параллельно R13)
R32, R33 — 0,22 Ом (5 Вт).
Дополнительно установлены конденсаторы 0,22 мкФ * 63 В параллельно электролитам C9 и C10.

Уменьшены токи ИСТ: R7 — 300 Ом, R19 — 200 Ом.

Транзисторы:
VT1..VT3, VT7, VT8, VT13 — 2N5551
VT6, VT14 — 2N5401
VT15 — 2SC4793
VT16 — 2SA1837
VT17 — КТ864А
VT18 — КТ865А
VT19 — КТ815 (его удобно крепить на радиаторе винтиком М2,5)

Цоколёвка 2SC4793 (2SA1837) отличается от цоколёвки КТ814 и КТ815 (VT15, VT16), закреплённых на небольших радиаторах на ПП. Радиаторы необходимо выпаять из ПП и развернуть на 180 градусов. Это позволяет без проблем использовать их с парой 2SC4793, 2SA1837.

Блок питания — как на последнем рисунке в пункте 9 (трансформатор, диодный мост на 10А диодах, пара электролитов KEA II по 10000 мкФ*63 В ).
Суммарная ёмкость конденсаторов по каждой полярности 14000 мкФ.

Чтобы как то отличать заводскую и изменённую схемы, вторая получила название «Амфитон-У-101М».

6. «Замеры» в симуляторе (Амфитон-У-101М).

THD = 0,005 %


Скорость нарастания 13 В/мкс.

АЧХ:

Частота единичного усиления f₁ = 5,6 МГц.
Фазовый сдвиг на частоте единичного усиления f₁=5,6 МГц составляет минус 58 градусов:

Т.е. запас по фазе составляет более 60 градусов, т.е. устойчивость не ухудшилась.

7. Реальные замеры (Амфитон-У-101М).
Коэффициент гармоник Кг (RMS=10 В, 1 кГц) без нагрузки:

Коэффициент гармоник Кг (RMS=10 В, 1 кГц) на нагрузке 4 Ом:

Скорость нарастания 20 В/мкс:


Фото рабочего места на этапе испытаний:


8. Подбор конденсатора Co.
При замере скорости нарастания (меандр 10 кГц от функционального генератора), были замечены всплески на фронтах:

В параллель R13 был добавлен корректирующий конденсатор (C0 на изменённой схеме).
Сначала 4,7 пФ

Затем 10 пФ:

Это значение и осталось для окончательной схемы.

9. Разводка земли внутри УМЗЧ (Амфитон-У-101М).
В оригинальном УМЗЧ Амфитон-У-101 (равно как и в его собрате — усилителе Амфитон-У-002) разводка земли выполнена странно: резистор Ra отсутствует, и вместо него установлена перемычка на ПП:


А силовая земля (от конденсаторов) соединена короткими перемычками с корпусом усилителя.
Но каждой ПП присутствует резистор 1 Ом, соединяющий средний вывод обмотки трансформатора с силовой землёй на ПП.

Силовая земля выходных разъёмов (подключение АС) — также «сидит» короткими проводниками на корпусе.

Джунгли из жгутов проводов, спрятанные в изолирующие кембрики и завязанное бантиком пропарафиненной монтажной нитью, не позволяют легко всё рассмотреть и срисовать.
От данной разводки земли пришлось отказаться в пользу привычных решений.
Резистор R36 (1 Ом) на ПП Амфитон-У-101М не используется.

За основу были использованы две схемы:

и


Резисторы Ra в количестве трёх штук установлены так:
— один навесным монтажом в корпусе УМ
— два других — на ПП вместо перемычки (фото ниже)

Сигнальная земля соединяется с металлическим корпусом УМЗЧ через корпус входных гнёзд RCA, как показано красной стрелкой на рисунке выше.
Резисторы Ra, установленные на платах:


10. Приключения продолжаются.
При включении усилителя Амфитон-У-101М на выходе наблюдается вот такой переходной процесс:

Зелёный луч — плюсовая полярность питания (1:10),
жёлтый луч — выход усилителя (картинки в обоих каналах — похожи, как близнецы).

Естественно, при подключенной АС происходит неслабый такой «пук».

Пришлось «инвертировать» схему защиты АС: в исходной версии реле обесточено (АС подключены); при постоянке на выходе реле срабатывают, и обе АС отключаются.
Теперь в нормальном режиме реле под напряжением (АС подключены), а при постоянке на выходе реле обесточивается, и обе АС отключаются.

При этом обеспечивается неявная временная задержка при включении усилителя: переходной процесс заканчивается к моменту подключения АС.

11. Тестовое прослушивание усилителя состоялось поздним вечером 2.12.2020.
Исходные композиции — в формате flac.
Регулировки тембров, баланс, тонкомпенсация отсутствуют в сетапе как класс.

До этого в сетапе несколько лет использовался УМЗЧ Амфитон-У-002, из которого было удалено всё лишнее (коммутация, регулировки громкости, тембров и прочее, т.е. оставлен только оконечный УМ).
Поэтому сравнение именно с этим доработанным усилителем.

Амфитон-У-002 был отключен отодвинут в сторону. Его место занял доработанный Амфитон-У-101M (ещё без верхней крышки).


В собранном виде:

Все регулировки на передней панели — бутафория. ))

Субъективно Амфитон-У-101M звонче, добавилось верхов.
Мелкая (тихая) детализация в области ВЧ улучшилась.

Композиции, которые сведены грамотным звукорежиссёром, звучат, как им положено, нейтрально. А вот композиции, которым звукорежиссёр накрутил высоких, звучат непривычно.

Чтобы разобраться со своими субъективными «измерениями», был использован измерительный микрофон.
Тем более что в доме этих микрофонов — как гуталина.

О гуталине.
Измерительные микрофоны доступны на олх.

Суть эксперимента:
1) снимается АЧХ связки усилитель1-АС на розовом шуме
2) снимается АЧХ связки усилитель2-АС в тех же условиях

Получаются АЧХ1 и АЧХ2 в точке прослушивания. Затем выполняется вычитание АЧХ1 из АЧХ2
(deltaАЧХ = АЧХ2 минус АЧХ1 ).

Смысл прост: если АЧХ1 и АЧХ2 одинаковы, то при вычитании получится линейная deltaАЧХ.
Что и было сделано. Как обычно, программа SpectraLab,:

Вот и нашлась причина, почему Амфитон-У-101M немного звонче: подъём +4 дБ в области 20 кГц
(относительно 1 кГц).
deltaАЧХ в виде таблицы
;deltaFR
20.000000 1.102917
22.400000 1.124969
25.000000 0.840706
28.000000 -0.523540
31.500000 1.905727
35.500000 -0.165012
40.000000 -3.232986
45.000000 -1.548897
50.000000 -1.245209
56.000000 -0.344727
63.000000 0.150932
71.000000 1.056561
80.000000 -0.670925
90.000000 1.210686
100.000000 0.850288
112.000000 1.448544
125.000000 2.625668
140.000000 0.174507
160.000000 0.273689
180.000000 -0.801525
200.000000 -1.197544
224.000000 -0.526745
250.000000 -0.624901
280.000000 -1.174736
315.000000 0.940689
355.000000 0.828743
400.000000 0.771759
450.000000 0.155586
500.000000 0.029461
560.000000 0.946098
630.000000 0.640984
710.000000 -0.228455
800.000000 1.206032
900.000000 1.034935
1000.000000 0.002937
1120.000000 -0.535984
1250.000000 -0.404110
1400.000000 -1.249935
1600.000000 0.293610
1800.000000 -0.399372
2000.000000 -1.136749
2240.000000 -0.245285
2500.000000 0.195511
2800.000000 0.044769
3150.000000 -0.251690
3550.000000 -0.408184
4000.000000 0.780884
4500.000000 0.255253
5000.000000 -0.155567
5600.000000 0.750320
6300.000000 -0.745819
7100.000000 -0.643879
8000.000000 -0.572376
9000.000000 -0.796417
10000.000000 -0.346699
11200.000000 -0.497055
12500.000000 -0.358665
14000.000000 -0.595467
16000.000000 -0.286957
18000.000000 1.338181
20000.000000 3.746307
22400.000000 -3.135590

Странно конечно, что подъём на 20 кГц так заметен. Свой слух я проверял еще лет 25 назад, верхняя граница тогда была определена около 16-17 кГц.
Много воды утекло, надо бы перепроверить свой слух, благо, что оборудование в дома это позволяет.

12. Выводы:
— качество звучания переделанного усилителя мне нравится; лично я не жалею потраченного времени и сил
— увеличена скорость нарастания выходного напряжения до 20 В/мкс
— получен коэффициент гармоник 0,01 %

Всем удачных экспериментов!
Добавить в избранное +119 +185
+
avatar
  • penzet
  • 04 декабря 2020, 09:12
+20
качество звучания переделанного усилителя мне нравится
Это очень хорошо и не имеет ни малейшего отношения к качеству звука.
+
avatar
  • T-1000
  • 04 декабря 2020, 09:15
+12
Девушка терминатор с железными руками КДПВ великолепна :)
По девайсу — радиаторы чумовые.
Умели делать!
+
avatar
+5
Сегодня для многого эти радиаторы избыточны
+
avatar
+11
На одной чаше весов — ваше мнение,
на другой — опыт разработчиков усилителя Амфитон-У-101.

Хоровиц и Хилл также не согласятся с вами:



+
avatar
  • RULE
  • 04 декабря 2020, 16:13
+5
У меня советский «Одиссей» высшего класса брал в далёком 1976 году, менял единственно, лет 20 назад электролиты по питанию, поставил дорогие ELNA for audio, по сих пор на ходу. Звук вполне устраивает.
+
avatar
  • RULE
  • 06 декабря 2020, 13:30
0
Добавляю. Аппаратура " Амфитон" в 70- годы считалась так себе. Хорош был усилок «Бриг» 001 высшего класса, но и стоил он тогда более 600 руб. ( бешенные деньги ). Звучок правда «транзисторный». Здесь, кто-то писал о японских усилках — то же качество по деньгам. ( Другу лет 15 назад ремонтировал Victor- он же нынче JVC — г****о усилок ).
+
avatar
  • bazis13
  • 04 декабря 2020, 15:13
+3
У меня такие же радиаторы
+
avatar
+1
Девушка терминатор с железными руками КДПВ великолепна :)
Сегодня кто-то съест хорошо прожаренные «дамские пальчики»!
+
avatar
  • mooni73
  • 04 декабря 2020, 12:10
+9
Умели делать? Такого днища давно уже не видел!
Откройте аппарат тех лет производства ФРГ или японца.
+
avatar
+7
видел чпу станки японские 1979 года… говнище похлещще… правда работали 30 лет на реле… ремонт-отверткой простучать реле.
+
avatar
  • vovand
  • 05 декабря 2020, 07:07
+3
Вы не видели р\п Grundig Satellit внутри, точь в точь Рига101, вот это днище, так днище.
И не надо приводить в пример японцев. Как то модернизировал другу Сансуй 77-78года, монтаж от нашего не отличить.
+
avatar
  • rmrf
  • 04 декабря 2020, 21:19
+6
Девушку зовут Наташа, а работала она тогда в Харькове в фирме Небесная сеть менеджером по безналу (-:
+
avatar
  • kirich
  • 04 декабря 2020, 21:47
+2
А училась случаем не в ХИРЭ? :)
+
avatar
  • rmrf
  • 06 декабря 2020, 09:13
+1
не знаю — мы только в «небеске» по продажам сталкивались ))
ну а вообще эта фотка или прикол или мелкая пакость от «сотрудников» — она с техникой не работала
+
avatar
+6
Однозначно плюс за прямые руки!
+
avatar
  • Vasyaa
  • 04 декабря 2020, 09:35
+15
Радиоинженер «болеющий» звуком это очень круто и мощно! Такое приложение умелых рук всегда достойно уважения. Удачи в дальнейших экспериментов
+
avatar
  • VAlm
  • 04 декабря 2020, 11:41
+20
Автор молодец, прямо с удовольствием прочитал обзор… Приятная отдушина на фоне сотен китайский блютус наушников…
+
avatar
  • VladM
  • 04 декабря 2020, 14:52
+2
А у Вас в интернете только сайт муськи остался доступен ??? :-)
+
avatar
  • VAlm
  • 04 декабря 2020, 16:33
+3
Точно… Только он… Сайт Муськи. Я же тоже свои diy обзоры здесь публиковал… А что ещё есть какие то сайты ;)
+
avatar
  • edik58
  • 04 декабря 2020, 09:54
+9
Был у меня Амфитон 002.Качество монтажа кошмарное-кубло проводов утоптанное ногами! Продал.Взял оконечник Эстония 001.Звучание неизмеримо лучше.А культура монтажа и материалы великолепные.
+
avatar
  • Max_1
  • 04 декабря 2020, 10:19
+2
Мне физически больно смотреть на девушку на фото, которая держит паяльник почти «за жало».
+
avatar
  • Demz
  • 04 декабря 2020, 10:34
+15
это же классическая КПДВ в сфере пайки, странно, что вам не попадалась раньше…
Можно сказать даже Джоконда пайки.
+
avatar
  • ZeRNoVoz
  • 04 декабря 2020, 15:30
+6
загуглил КПДВ — Клапаны воздушные дымоудаления
и только жж знает, что это «картинка для привлечения внимания»
+
avatar
  • Demz
  • 04 декабря 2020, 15:59
+3
упс, ток сейчас заметил ошибку. Должно быть «КДПВ», наверное поэтому гугл вас не понял…
+
avatar
+1
но тем не менее картинка эта изначально ИМХО не задумывалась как КДПВ
и первый раз я когда увидел — тоже аж зубы свело
+
avatar
  • maz
  • 04 декабря 2020, 20:32
+3
У неё есть «подруга» — девушка в мини, которая гайковертом с головкой для колесного болта пытается открутить ступичную гайку.
+
avatar
  • Harwest
  • 04 декабря 2020, 20:43
+9
А есть фото?
Друг спрашивает :)
+
avatar
  • DDimann
  • 05 декабря 2020, 08:37
+4
Вот с болтом и гайкой нет, есть девушка, которая картридж заправляет.
Пойдет?
+
avatar
  • Harwest
  • 05 декабря 2020, 09:23
+6
Это фейк — она черная должна быть )))
+
avatar
  • DDimann
  • 05 декабря 2020, 14:14
+4
Она же только приступила…
+
avatar
+5
+
avatar
  • DDimann
  • 05 декабря 2020, 15:56
+2
+
avatar
  • maz
  • 05 декабря 2020, 17:42
+5
А вот и подруга:

+
avatar
  • Harwest
  • 05 декабря 2020, 17:51
+1
Так это та самая что картридж заправляла! :)))
+
avatar
  • andrew82
  • 06 декабря 2020, 00:08
+3
:)

Нужную головку не дали… иначе она-б вплоне могла открутить ступичную гайку.
+
avatar
  • ksiman
  • 04 декабря 2020, 10:44
+2
А ей это даже нравится, судя по выражению мордашки :)
+
avatar
+9
Это пока питание не подано. :)
+
avatar
+2
Это пока питание не подано
Питание не главное. Главное чтобы паяльник был правильно прогрет.
+
avatar
  • tuz_83
  • 04 декабря 2020, 10:56
+4
Да народ это фото уже целых 4 дня(!) ждал))
mySKU.me/blog/aliexpress/83666.html#comment3708759
+
avatar
+3
По ее улыбке видно, что она зашла туда точно не паяльник подержать))))))
+
avatar
  • falcon99
  • 04 декабря 2020, 11:26
+4
А попросить винду переставить?
+
avatar
+3
Я думаю это было во времена мс доса или кривых горбатых форточек типа 3.1)))))))
+
avatar
  • benomx
  • 04 декабря 2020, 14:57
0
Девушка, 3.1, какая боль, прям камера пыток.
+
avatar
  • ZeRNoVoz
  • 04 декабря 2020, 15:34
+2
А попросить винду переставить?
у вас слово «винда» неправильно написано
да и в слове «переставить» куча ошибок )

пс а девушка хорошая, душевная, оловоотсосом явно умеет пользоваться)))
+
avatar
+2
у вас в слове оловоотсос тоже первая половина слова лишняя…
+
avatar
  • ZeRNoVoz
  • 04 декабря 2020, 17:43
+2
не лишняя, а запасная ©
+
avatar
  • KryOGen
  • 04 декабря 2020, 18:01
+2
А попросить винду переставить?

у вас слово «винда» неправильно написано
да и в слове «переставить» куча ошибок )

пс а девушка хорошая, душевная, оловоотсосом явно умеет пользоваться)))
+
avatar
0
а девушка хорошая, душевная, оловоотсосом явно умеет пользоваться)))
у нее встроенный)
+
avatar
+4
По ее улыбке видно, что она зашла туда точно не паяльник подержать))))))

Раньше в таких шарашках всегда были в наличии, для мужчин — спирт, для дам — домашний (или тыренный с соседнего завода) винчик.
Ключи от помещения всегда в кармане. После работы можно остаться, допаять рацуху :) Если это, конечно не ящик был, а контора в городе.
Тепло, сухо и нет представителей власти. Атмосфера…
+
avatar
0
Совершенно верно.
+
avatar
  • Shark
  • 04 декабря 2020, 11:45
+7
Это вполне могла быть первокурсница бурсы при радиозаводе.
И через пару-тройку лет, она же, фигачила на конвейере с паяльником в руках так, что майка заворачивалась,
делая план к концу месяца.
А собственно раньше, 90% всех монтажниц РЭА были прекрасного пола.
Регулировка и мех. сборка — это делали мужики.
Так что, наверняка, эти Амфитоны спаяны женскими руками.
+
avatar
+6
Регулировка и мех. сборка — это делали мужики.

помню в ГУМе брал кассетник для Синклера. Так там в паспорте был штамп: «Магнитофон настроен и проверен» и ниже надпись — «Регулировщик:» подпись — «Вялый».
Мужик.
+
avatar
  • ZeRNoVoz
  • 04 декабря 2020, 15:41
0
первый Синклер, что видел удрузей, был подключен к телевизору Берёзка, а кассеты дорого было — запускали с бобинника…
друзья-аматоры, к сожалению не стали супер-программистами, но кто ж тогда знал
+
avatar
+1
а кассеты дорого было — запускали с бобинника
У меня в то время дома было 3 стационарных кассетника. Этот брался конкретно под Спектрум.
Бобинников было враз, тоже 3.
+
avatar
  • ZeRNoVoz
  • 04 декабря 2020, 16:01
+1
круто, я только у друзей видел крутые маги
+
avatar
0
я только у друзей видел крутые маги
Особой крутизны там не было. Два стац. кассетника «Маяк — 230 и 231» и «Радиотехника М-201С».
Бобинники — «Маяк-205», «Комета — 212М» и «Нота 203».
+
avatar
  • ZeRNoVoz
  • 04 декабря 2020, 17:45
0
Радиотехника М-201С — там за один экран сразу +50 к левелу перед пацанами
мы вытягивали бобинник на улицу и врубали дискотеку
+
avatar
+2
надпись — «Регулировщик:» подпись — «Вялый». Мужик.
ну не особо такой мужик. немолодой. безрадостный.
+
avatar
0
ну не особо такой мужик.
По паспорту — мужик.
В паспорте — ошибка...
©

+
avatar
  • kirich
  • 04 декабря 2020, 17:15
+2
ниже надпись — «Регулировщик:» подпись — «Вялый».
Ну и что? У меня в школе одноклассница была, фамилия — Вялая.
Регулировщик мужчина, на пайке девчонки обычно сидят, классика.
+
avatar
0
У меня в школе одноклассница была, фамилия — Вялая.
Регулировщица, тоже?
:)
+
avatar
  • DVANru
  • 04 декабря 2020, 17:57
+5
Вялая! П-ф-ф-ф. Бывшая моя одноклассница по фамилии Могила (клянусь!) схоронила уже третьего мужа…
+
avatar
  • barsenal
  • 05 декабря 2020, 11:15
0
«Вялый» — я так своё мужское достоинство так называю. Всё реже бывают моменты, когда вялый сразу стал не вялый.
+
avatar
  • maz
  • 04 декабря 2020, 20:31
0
Достаточно баянистое фото.
+
avatar
+2
«надо бы перепроверить свой слух, благо, что оборудование в дома это позволяет.»
Интересно, каким методом вы это проверяете? Поделитесь опытом. Свой слух проверял в больнице в 2007 году. Простыл на работе и 10 дней пролежал в стационаре, думал что трандец левому уху.Но откапали! Удивила техника, какой проверяют слух: наушники с металлической мембраной, как в старых телефонных аппаратах.
+
avatar
+3
Потребуются наушники, которые гарантировано обеспечивают 20кГц. Хотя бы Koss Potra Pro.
Мусор как на фото ниже не поможет.


Когда есть наушники, дальше всё просто.
1. В любом звуковом редакторе надо сгенерировать пачку треков (синусоида по уровню -20дБ)
1кГц (длительностью ~5 мин)
5 кГц
8 кГц
10 кГц

20 кГц

Записать треки (wav), правильно прописывая частоту каждого в имени файла.

2. Закинуть эти треки в плейлист любого проигрывателя (WinAmp или другой)
3. Включить трек 1 кГц (ну конечно, не забыть одеть наушники), и понижать громкость до момента, когда перестанете слышать тон. Это порог слышимости на 1 кГц.
4. Поднять громкость немного (если есть шкала, то на 10..12дБ).
5. Затем, не трогая громкость, включаем последующие треки 5, 8кГц и т.д.
Естественно, на каком-то треке в наушниках будет «тишина».
Смотрим имя трека, чтобы узнать частоту, начиная с которой мы не слышим.

Всё. )
+
avatar
0
можно наверно и пьезоизлучатель к генератору прицепить. ну то есть я-то пробовал, но не знаю насколько это корректный эксперимент, без знания АЧХ излучателя.
+
avatar
+1
зачем так сложно? запустите sweep test и все
+
avatar
0
Спасибо за ответ. Попробую записать и сравнить с тестовым диском Алана Парсона. В 90-х годах Питерская команда позволила сделать дубль с оригинала. С тех пор порталы строил по этим трекам. Ну и конечно уши свои проверял на 4-х полосной акустике, телефоны не впечатлили. Наверное неудачные варианты были.
+
avatar
+1
Спасибо за статью, возьму за основу при ремонте 2-х таких же. Один стоит под столом друзья привезли. Второй в гараже стоит у меня. Весь текст скопировал и распечатал. Спасибо вам за ваш труд! Нужно только время. Дома слушаю на Техникс 700 мк3
+
avatar
  • yoxel
  • 06 декабря 2020, 04:56
0
+
avatar
  • Lithe
  • 04 декабря 2020, 11:54
-4
Это не для муськи обзор, а для каких-то гиков!!!
+
avatar
+11
Был журнал «Радио» — массовый ежемесячный научно-технический журнал, посвящённый радиолюбительству, домашней электронике, аудио/видео, компьютерам и телекоммуникациям. ©

В журнале были огромное количество самых разнообразных схем.
И никто не называл авторов и читателей гиками (тут уместен зелёный смайлик).
+
avatar
  • Lithe
  • 04 декабря 2020, 14:27
0
Я имел в виду то, что на муське много простых любителей. И некоторые авторы пишут обзоры так, что это понятно и интересно даже не очень разбирающемуся человеку.
+
avatar
+2
У бати моего были журналы с 1947г. Конечно в 70-е годы он их уже не читал, но и не выбрасывал.
+
avatar
  • ZeRNoVoz
  • 04 декабря 2020, 15:43
+1
как раз читаю сборник фантастики за 1964 год — такое впечатление, что современные фантасты и изобретатели — это просто тень «да были люди в наше время...»
+
avatar
+1
современные фантасты
Сейчас, кстати, перечитываю дослушиваю трилогию Лю Цысинь «В память о прошлом Земли». Рекомендую.
+
avatar
+1
такое впечатление, что современные фантасты и изобретатели — это просто тень
то что-то вы не то читаете)
+
avatar
  • ZeRNoVoz
  • 04 декабря 2020, 20:46
0
порекомендуйте)
конкретно сейчас читаю сборник фантастика, 1964г. Г.Смирнов
остальные перечислять не вижу смысла, много.
из нового также много читаю, понравилось Пространство Д.Кори
+
avatar
+1
«пространство» сериал такой снимают. весьма такой прям достойный. сезона 3 или 4 уже вышло.
+
avatar
0
да, неплохой сериал
+
avatar
+1
порекомендуйте
Сложный вопрос. Столько всего за последние годы перечитано и прослушано. Но вот, что запомнилось из последнего:

Дэн Симмонс — серия Гиперион — была долго моим топом

Вернор Виндж — серия Зоны мысли

Питер Уоттс — Ложная слепота — сломает вам мозг)
+
avatar
  • bazilio
  • 08 декабря 2020, 07:31
0
Не так давно все говорили — смеялись над поколением «Пепси» над нынешним поколением молодежи мы будем плакать — то «Пепси» по сравнению с нынешним вундеркинды...:)

Причем как ни странно и в США аналогичные процессы просходят с мозгами молодых…

А мы «гики» вымирающие…
+
avatar
  • LeggO
  • 15 декабря 2020, 01:09
0
ZeRNoVoz
как раз читаю сборник фантастики за 1964 год — такое впечатление, что современные фантасты и изобретатели — это просто тень «да были люди в наше время...»
В школе, классе в 6 был любимый сборник японской фантастики в домашней библиотеке.Мягкая обложка, малоформат, но толстая такая.Сейчас таких вещей конечно не пишут, чего стоит только
«Черная эмблема сакуры» Сакё Комацу. Но в тех книгах ОГРОМНАЯ заслуга тех ещё советских переводчиков. Так то пишут и современные писатели неплохие вещи.Тот же Артем Каменистый и его «Улей» — его бы Марвелу экранизировать, был бы улёт.

А вот насчет того, что были изобретатели… нашел отцовские журналы «Юный техник» 50-х годов, по статьям видно, что советские люди верили — невозможное возможно. Наверное не зря.Почти все, о чем писали фантасты 70-х мы носим в кармане или имеем в квартирах)))
+
avatar
+3
Был журнал «Радио»
Почему был, он и сейчас есть
radio.ru
+
avatar
  • stupic
  • 04 декабря 2020, 19:00
+2
а когда-то ж был paguo.ru
+
avatar
  • Kancler
  • 04 декабря 2020, 16:36
+2
В этот обзор долить воды — и готовый курсач для студента-радиотехника :)
+
avatar
0
зато журнал прочно завоевал название «коневодство» лет 20-30 назад, и уверенно носил его все эти годы ;) потом еще было «пагуо», но это уже мелочи
+
avatar
  • weterew
  • 04 декабря 2020, 20:34
+4
был он то был до 2010 года еще более менее
а потом реклама на 2\3 и схемы типа параметрический стабилизатор
с пояснениями на 5 страницах.
журналы Радио с 70-х по 90-е годы и сейчас иногда использую.
идеи, принципы и анализ построения схем остаются.
в конце 80-х было несколько журналов схемотехника разводки земли
очень рекомендую.
если в УНЧ можно иногда чем то пренебречь, то при сборки и проектирование
корректора звукоснимателя бывает прям беда!!!
+
avatar
+1
На фото в заголовке девушка терминатор, паяльник как держит.
+
avatar
  • ewavr
  • 04 декабря 2020, 12:22
+12
Вот вам еще

+
avatar
  • bakinec
  • 04 декабря 2020, 16:14
+8
Есть ещё один известный персонаж из данной серии

А вообще, вспоминаю дядю Колю — термиста времен моей электромонтерской юности. Зашли мы к нему в термичку, а у него новый агрегат стоит за сто тыщ рублей (буквально, так где-то и стоил, вроде) — установка индукционного нагрева, размером с хороший двухкамерный холодильник. Он в восторге от новой игрушки, хвастается нам — взял резец от токарного станка и вставил нерабочим концом в индуктор. Через небольшое время, половина резца светится вишневым светом. Дядя Коля показывает нам… держа его голыми пальцами за другой конец
+
avatar
+5
чот напомнило…

+
avatar
  • kirich
  • 04 декабря 2020, 17:20
+15
Тогда уж так
+
avatar
+3
Наверное, это дочь той с паяльником?
+
avatar
  • ZeRNoVoz
  • 04 декабря 2020, 17:48
+4
медаль небось у тузика спёрла)))
+
avatar
+1
тупо прифотошопила
+
avatar
  • LeggO
  • 15 декабря 2020, 01:28
0
uncle_sem
тупо прифотошопила
Не, это заместо бижутерии им теперь выдают))) Сам лично сфоткал летом в метро:

Напомнила мне персонажа из фильма «Морозко» ))
+
avatar
+3
не, я про телохранителя… уж очень похож на этого монтажника… ну, с моей точки зрения.
+
avatar
  • Viktor18
  • 04 декабря 2020, 20:21
+1
uncle_sem, что за кино?
+
avatar
+1
супер марио бразерс ;)
+
avatar
  • Viktor18
  • 04 декабря 2020, 20:56
+1
Спс
+
avatar
  • prohuk
  • 04 декабря 2020, 18:17
+8
+
avatar
  • Leadman
  • 04 декабря 2020, 21:07
+1
Очки, очки какие!
+
avatar
  • Astaro
  • 04 декабря 2020, 12:26
+2
+
avatar
  • Willik
  • 04 декабря 2020, 12:37
+6


Китайская версия
+
avatar
+1
Пашет.
+
avatar
  • dens17
  • 04 декабря 2020, 13:01
0
Наверное работает на ЭТОТ МАГАЗИН :)
Добытые радиодетали
+
avatar
  • falcon99
  • 04 декабря 2020, 13:44
+6
Нет. Если присмотреться, то видно, что никакие радиодетали не пострадали. Скорее всего она делает наконечники на шнурки или еще что-то подобное. На жало посмотрите.
+
avatar
0
На жало посмотрите.
Отрезано для второй смены. Им тоже чем-то надо, паялить.
+
avatar
  • ksiman
  • 04 декабря 2020, 13:43
+6
Китайская версия
Вот китайцы умеют паяльником пользоваться
+
avatar
  • benomx
  • 04 декабря 2020, 14:59
+1
А тут что не так?
+
avatar
  • Aahz
  • 04 декабря 2020, 17:03
+6
Человек за работой. Редкий вымирающий вид фотографии.
+
avatar
  • ZeRNoVoz
  • 04 декабря 2020, 17:49
0
сериал Чёрное зеркало, серия «Враг народа» (англ. Hated in the Nation)
кто не смотрел — точно можно глянуть, и другие серии также. имхо.
+
avatar
  • limoncn
  • 04 декабря 2020, 19:34
+3
Сразу видно, рабочий класс))) а не селфи модель)))
+
avatar
  • Baxa2000
  • 04 декабря 2020, 12:55
+3
Вряд ли частотка усилителя в области 20 кГц может заметно влиять на восприятие. Надо искать другую причину. Даже к сильной тонкоррекции тембрами ухо быстро привыкает и не замечает ее. А после сброса тембров, звук первое время кажется плоским, а птом все опять хорошо.
+
avatar
+3
Надо искать другую причину.
Конкретней пожалуйста. По пунктам.
Я записываю. ))
+
avatar
  • Baxa2000
  • 04 декабря 2020, 14:58
0
По усилителю есть только версия более верного воспроизведения крутых фронтов. Это должно отразится на средне-высоких
+
avatar
0
В любом случае изменения в характеристиках УМ (SR, THD, IMD и т.д. ) должны потянуть за собой изменения при акустических замерах.
Я исхожу от обратного: сначала надо что-то увидеть при акустических замерах (микрофоном).
А потом уже бежать к паяльнику. ))
+
avatar
  • Baxa2000
  • 04 декабря 2020, 16:20
+1
Для рассматриваемого случая хорошо бы сравнить не параметры усилителей, а спектры выходных сигналов. В 101M он должен быть насыщеннее, что-ли, на высоких.
А какой измерительный микрофон посоветуете для хоббийных акустических измерений? Желательно с Али
+
avatar
+1
Микрофоны я калибрую лично. Поэтому каждый мик имеет свой индивидуальный файл калибровки.
Что есть на али не интересовался.

спектры выходных сигналов
тогда надо отключать октавную шкалу частот (включать обычную логарифмическую)
а что подавать вместо розового шума?
тональные посылки разных частот??
+
avatar
  • Baxa2000
  • 04 декабря 2020, 19:24
0
Да любой сигнал подойдет, который проявит себя на частотах 5-12 кГц. Килогерцовый меандр, розовый шум, отрезки музыки, на которых было замечено различие в звучании. Главное, чтобы программа преобразовала представление сигнала в спектральный вид. В таком виде нагляднее влияние усилителя на сигнал. Собственно, импульсный отклик, спектр, проходные параметры усилителя – это одни и те же яйца, только с разных точек зрения. Я по улучшившимся фронтам в обзоре сделал свое предположение о спектре
+
avatar
+1
Хм. Думаю, можно попробовать подсунуть сетапу тот же розовый шум, но включить не октавную шкалу частот, а логарифмическую, но оставить усреднение 500. тогда все пики в диапазоне 20-20кГц вылезут во всей красе (без усреднения по 1/6 октавы).
+
avatar
0
Опробовал способ: безрезультатно. (
+
avatar
  • Baxa2000
  • 05 декабря 2020, 15:24
+1
Можно пойти от обратного. Завалить частоты выше 16кГц и послушать результат
+
avatar
+1
Можно конечно пропорционально-интегрирующий ФНЧ поставить. Но это на потом.

Сегодня был куплен «трупик» Амфитона AI-01-2.
Работы — непочатый край.
Счас надо каналы восстановить и собрать испытательный стенд для каналов.
Ну и промерять-послушать исходный вариант Амфитона AI-01-2.
+
avatar
  • infino
  • 04 декабря 2020, 12:58
0
Все очень замечательно, только зачем? Лучше поискать на вторичном рынке старенький DENON или какой другой и довести его до ума, там изначально все намного лучше.
+
avatar
  • prohuk
  • 04 декабря 2020, 13:43
+4
Да вы штооооо!

Здесь несколько забавных пунктов
1. Вы считаете себя более квалифицированным в области построения УМЗЧ, чем инженеры DENON. Это похвально.
2. Оказалось, что инженеры (конкретно Denon были пойманы за руку) вносят в схемотехнические решения элементы ухудшающие параметры УМЗЧ, в зависимости от из ценовой категории.

Что же вы там улучшать собрались?
+
avatar
  • infino
  • 04 декабря 2020, 14:08
0
Странно что вы такой умный и не знаете что можно улучшить в усилителях 80-90 годов выпуска.
+
avatar
0
Фото рабочего места на этапе испытаний:...
Какие неправильные коробочки на фото..-нужно квадратные!.. И подставка паяльника угрожает
мышинному здоровью!..
. ;-))
==================
Не-не, выше-шутка! А за «рукоблудие», разумеется, заслуженный плюс…
Хотя, сейчас понабегут «аудиофилы», и размажут вас по радиатору(-отопления...)… ;-))
Кстати, тело донора во сколько обошлось?-у нас проблематично заиметь, и-дорого!
+
avatar
0
тело донора во сколько обошлось?
20 уе
+
avatar
0
20 уе

:((...-даром… :((
+
avatar
  • ailcat
  • 04 декабря 2020, 14:00
0
За правильное рукоблудие — плюсую!

Оффтоп к первому фоту.
У нас наладчик так над народом стебался — запихнул в корпус от советского 60-ваттного паяльника начинку от только-только появившихся паяльных станций на жалах Т12, позаботившись, чтоб этот черный кожух не нагревался почем зря (а паяльную станцию с глаз убрал).
Кончилось тем, что кто-то из «эффективных менеджеров» схватился так за настоящий мощный паяльник, и наладчика лишили премии за то что «имитировал работу» (что работа при этом работалась — фигня, манагер же на себе проверил, что включенный паяльник так держать нельзя)…
+
avatar
+2
Эх, такую бы энергию, и на какой нибудь нормальный усилок за 150-200$ с ebay…
+
avatar
  • olegue
  • 04 декабря 2020, 15:04
0
материал не оформлен, нету ссылок на китайские онлайны. )))
+
avatar
  • krasil68
  • 04 декабря 2020, 15:08
-3
Не претендуя на истину, но наверное какой нить усь с Али на интегральных схемах и сложнее и звучит стало быть получше.И дешевле.
+
avatar
  • Dfcz22
  • 04 декабря 2020, 15:35
0
Странно конечно, что подъём на 20 кГц так заметен.
1. Вы «слышите» субгармоники частот, которые «выше» вашего слуха.
2. Может вы и слышите отдельные высокие частоты- проверьте на больших уровнях громкости. С времён изучения звукотехники (и иже с ней) в институте был уверен, что чувствительность слуха на высоких падает с возрастом. После 60, когда высокие вдруг стал слышать «сильнее», понял, что слово «индивидуально» имеет большое значение.
+
avatar
  • Dymok
  • 04 декабря 2020, 15:57
0
Смотрю на эти схемы и как буд-то на 20 лет назад отбросило… Как-то собирал себе усилитель на TDA7294 в мостовой схеме, акустику КЛИВЕР-150 качал. Шикарный звук без всяких посторонних шумов и фона, с запасом по мощности. Но звука стало мало (мероприятия) и купил я себе ПАРК АУДИО V4-2400 Mk2, ну и колонки соответственно. Кливер с самодельным усилком с 2011 года отдыхает ))
+
avatar
  • BestDad
  • 04 декабря 2020, 16:31
+2
Так статья не о том, что можно купить.
+
avatar
  • kirich
  • 04 декабря 2020, 16:38
+7
и купил я себе ПАРК АУДИО V4-2400 Mk2, ну и колонки соответственно.
Купить любой сможет, здесь главное деньги просто иметь, а вот взять и собрать самому…
+
avatar
  • VLOD
  • 04 декабря 2020, 18:20
+1
И получить глубокое моральное удовлетворение, ну или злости для следующего варианта, в зависимости от результата.
+
avatar
  • Dyn
  • 04 декабря 2020, 16:38
+1
Статью прочитаю потом. Сразу плюс за фотографию
+
avatar
  • spoook
  • 04 декабря 2020, 17:50
+1
афтар зачем ты это все писал всем более интересно — это что за Бабкина с паяльником?
+
avatar
  • KryOGen
  • 04 декабря 2020, 18:13
+3
Сейчас артисты из-за пандемии не брезгуют никакой работой. А Бабкина молодец, решила сменить амплуа,… и не прогадала. :))
+
avatar
+2
Чтобы трансформатор не жужжал, нужно воспользоваться рекомендацией Полякова. А именно, добавить в первичную обмотку некоторое количество витков. В промышленных советских трансформаторах бывает достаточно переключить их на 230-250 Вольт. Дополнительные обмотки имеются у многих трансформаторов. А некоторые усилитель даже не нужно разбирать — есть перемычки в раййоне предохранителей. Эта мера также уменьшает магнитные наводки в режиме молчания, поскольку ток хх уменьшается раз в 10 (некоторые доработанные трансформаторы имели ток хх всего несколько мА, вместо десятков в исходном состоянии). Все это не исключает разборку трансформатора и последующее более качественное склеивание. Если уж говорить о наводках, то я бы отпаял резистор r4 от земли (18кОМ) в разрыв впаял резистор около 10 Ом, не принципиально, можно и больше или меньше. Точку соединения нужно использовать как «землю» предыдущего каскада. У этой точке припаивается витой межкаскадный сигнальный провод (земля от него), экран припаивается к настоящей «земле» выходного каскада. Почерпнуто всё оттуда же. Проверено неоднократно.
+
avatar
  • mike888
  • 04 декабря 2020, 19:35
0
Выжимать из усилка линейность ачх большого смысла не имеет, реально надо получить линейность всего комплекта, усилок+акустика по звуковому давлению и пара децибел неравномерности усилка на фоне акустики просто несуществены, поскольку корректировать приходится на порядок больше.
Интетереснее как бороться с просадкой сети при включении усилка, у автора транс не особо мощный и схавает в себя ток зарядки емкостей питания, а если транс помощнее, тор в киловатт и емкостей в сумме 80 000мкф, то сеть ощутимо проседает при включении.
+
avatar
  • yualeks
  • 04 декабря 2020, 19:45
-1
Оставил бы корпус с трансформатором и начинил бы чем нибудь современным (вариантов уйма) и ретро и современно в одном флаконе. Вот бюджетный вариантссылка.
+
avatar
0
зачем корпус-то оставлять при таком раскладе? проще с нуля сделать.
+
avatar
  • mike888
  • 04 декабря 2020, 21:48
+1
На фотках жесткий колхоз внутри корпуса, можно пофантазировать и представить что бы представлял корпус сделаный этими руками
По ссылке ничего интересного, автор не в теме. Бриг с операциониками это корпус с питанием, усилок в мусор сразу, ценились первые выпуски и они работали неплохо, рационализаторы всё изгадили. А про S-90 вобще цирк, от гула можно избавиться только переделкой ящика и перенастройкой фазоинвертора, а оклеивать синдепоном вобще бесполезно.
+
avatar
+2
Вот бюджетный вариантссылка.
После прочтения фразы
«Мощность, как я уже сказал 100 Ватт на 4 Ома, замерить коэффициент искажений возможности нет.»
закрыл вкладку со словами «В сад».

Статья 2012 года. 2012 года, Карл!
В 2004-м на рабочем месте спектроанализатор (Spectralab) запускался сразу после включения компа.
+
avatar
0
закрыл вкладку со словами «В сад!»
Тоже глянул. Счастливое детство так и прёт.
+
avatar
  • yualeks
  • 05 декабря 2020, 08:26
-2
Русским языком написано бюджетный вариант. Можно собрать на оригинальных 2N3055 (RCA США)только там бюджет будет другой. Я говорю есть куча вариантов. Я ясно выразился Василий.
+
avatar
  • f255
  • 04 декабря 2020, 22:30
+1
ничего не понял, но очень интересно!
+
avatar
  • optima22
  • 05 декабря 2020, 02:11
0
Насчёт общего провода то когда собирал свой электрофон то пару дней потратил чтобы найти где сделать общую точку соединения.
+
avatar
  • Stils
  • 05 декабря 2020, 13:59
0
Очень интересно и профессионально!
Хотелось бы еще модернизированную схему, или исходную схему с правками.
+
avatar
  • Stils
  • 05 декабря 2020, 15:05
+1
Отбой схему нашел, коммент не могу отредактировать.
+
avatar
  • bdos
  • 05 декабря 2020, 14:58
+4
+
avatar
  • LePart
  • 05 декабря 2020, 20:47
0
А если бы он таки да был горячим?
Первая и основная заповедь: паяльник ВСЕГДА берётся исключительно за рукоятку. Любым другим способом паяльник можно взять только один раз. После этого пункт первый становится непреложным, незабываемым и повторяемым всем и всегда, а взять его иначе никак не позволит тактильная память )))



Если бы эта изумительная мадемуазель ухватила рабочий паяльник так, как она держит его на фото, её улыбка была бы не настолько лучезарна.
+
avatar
  • kirich
  • 05 декабря 2020, 21:09
+5
А если бы он таки да был горячим?
У меня ощущение что большая часть читателей видит это фото впервые :)

Понятно что это постанова, не понять что там есть ручка, надо быть наверное… ну не знаю кем, но кем-то надо точно быть. :))
+
avatar
+3
У меня ощущение что большая часть читателей видит это фото впервые :)
Такое же ощущение. А по мне так старый баян.
+
avatar
+1
Постановочное фото делается по своим законом, как это видит художник. Возможно снимаемые и пытались взять паяльник за рукоятку, но фотограф решил иначе.