Лёгкая доводка выходной части усилителя Амфитон-У-101.
Описание рассчитано на подготовленного читателя.
1. Амфитон-У-101
В качестве донора корпуса и радиаторов был куплен и выпотрошен полный УМЗЧ Амфитон-У-101
Фото позаимствованы из сети, т.к. свой УМ был разобран до основания в первый же день.
Естественно, о реставрации УМЗЧ (типа «я заменил все электролиты на новые» и т.д.) речь не шла: нужен только
оконечный УМ.
Изначально в планах было оставить родной трансформатор питания, но что-то пошло не так: по прибытию домой оказалось, что трансформатор сильно жужжит. Поэтому трансформатор пришлось выкинуть и заменить на стандартный ТПП-297.
Какие цели преследовались:
— выкинуть всё лишнее из УМЗЧ, оставить только выходной УМ (т.е. превратить полный УМЗЧ в оконечник)
— немного модифицировать выходные каскады (увеличить скорость нарастания выходного напряжения, Slew rate ака SR)
— по возможности использовать имеющиеся радиодетали
— заменить схему защиты АС
— потратить какое-то количество времени на своё хобби
2. Программа-симулятор Multisim 10.
Прежде чем браться за паяльник, в помощь была призвана программа-симулятор NI Multisim 10.0 (в прошлом Electronics Workbench).
У этой программы есть некоторые особенности:
— хорошо просчитывает АЧХ и ФЧХ пассивных фильтров и каскадов на транзисторах
— хорошо просчитывает SR каскадов на транзисторах
— по расчёту коэффициента гармоник Кг (THD) двояко: иногда NI «угадывает» всё идеально, а иногда — всё мимо.
Пример схемы, когда расчётный Кг (менее 0,01 % ) совершенно не совпадает с фактическими замерами.
Эта схема НЕ для повторения!
Будучи собранная в живую, был получен неудовлетворительный Кг
Именно эта схема была собрана на ПП от УМ Амфитон-У-101. Но что-то пошло не так, и от этой схемы пришлось отказаться.
3.Оффтоп.
Ещё одна хотелка (тоже нереализованная): очень хотелось собрать и послушать схему
УМ Ланзар, но это требовало изготовления ПП с размерами аналогично родным платам Амфитона-У-101.
Пришлось «урезать осетра». Не говоря уже о том, что эксперимент затянулся на пару лет. А разобранный усилитель, разбросанный по квартире, уже порядком надоел.
4. Времени было потрачено немерено (см. схему в п. 2), а результаты не радовали.
Поэтому был сделан откат на исходные позиции: анализ оригинальной схемы УМЗЧ АМфитон-У-101.
Исправлена опечатка: С8.
Транзисторы, которые не на ПП, получили индексы VT17, VT18, VT19.
Печатная плата:
Поскольку оригинальная схема была разобрана, пришлось использовать симулятор Multisim10:
Скорость нарастания выходного напряжения 5 В/мкс. Маловато.
Проверка THD (50 Вт на 4 Ом нагрузку, 1кГц)
THD=0,007 %, что очень похоже на правду.
А теперь самое интересное: АЧХ
Частота единичного усиления f₁ = 2,2 МГц.
На графике ФЧХ видно, что фазовый сдвиг на частоте единичного усиления на частоте единичного усиления f₁
составляет минус 85 градусов:
Т.е. запас по фазе составляет 50 градусов. Супер!
5. Изменения в схеме.
Удалены элементы: R3, C3, R4, R8, VD9, VD10, VT10, VT11, R22..R27.
Изменены элементы:
R2 — 100 Ом
R9 — 20 кОм (0,5 Вт)
R11 — 1 кОм
R12 — подстроечный многооборотный резистор 470 Ом
R13 — 9 кОм (т.е. коэфициент усиления был снижен до 20 дБ )
C4 — 15 нФ
C5 — 15 пФ
С7 — 22 пФ
С0 — 10 пФ (не указан на заводской схеме; установлен параллельно R13)
R32, R33 — 0,22 Ом (5 Вт).
Дополнительно установлены конденсаторы 0,22 мкФ * 63 В параллельно электролитам C9 и C10.
Уменьшены токи ИСТ: R7 — 300 Ом, R19 — 200 Ом.
Транзисторы:
VT1..VT3, VT7, VT8, VT13 — 2N5551
VT6, VT14 — 2N5401
VT15 — 2SC4793
VT16 — 2SA1837
VT17 — КТ864А
VT18 — КТ865А
VT19 — КТ815 (его удобно крепить на радиаторе винтиком М2,5)
Цоколёвка 2SC4793 (2SA1837) отличается от цоколёвки КТ814 и КТ815 (VT15, VT16), закреплённых на небольших радиаторах на ПП. Радиаторы необходимо выпаять из ПП и развернуть на 180 градусов. Это позволяет без проблем использовать их с парой 2SC4793, 2SA1837.
Блок питания — как на последнем рисунке в пункте 9 (трансформатор, диодный мост на 10А диодах, пара электролитов KEA II по 10000 мкФ*63 В ).
Суммарная ёмкость конденсаторов по каждой полярности 14000 мкФ.
Чтобы как то отличать заводскую и изменённую схемы, вторая получила название «Амфитон-У-101
М».
6. «Замеры» в симуляторе (Амфитон-У-101М).
THD = 0,005 %
Скорость нарастания 13 В/мкс.
АЧХ:
Частота единичного усиления f₁ = 5,6 МГц.
Фазовый сдвиг на частоте единичного усиления f₁=5,6 МГц составляет минус 58 градусов:
Т.е. запас по фазе составляет более 60 градусов, т.е. устойчивость не ухудшилась.
7. Реальные замеры (Амфитон-У-101М).
Коэффициент гармоник Кг (RMS=10 В, 1 кГц) без нагрузки:
Коэффициент гармоник Кг (RMS=10 В, 1 кГц) на нагрузке 4 Ом:
Скорость нарастания 20 В/мкс:
Фото рабочего места на этапе испытаний:
8. Подбор конденсатора Co.
При замере скорости нарастания (меандр 10 кГц от функционального генератора), были замечены всплески на фронтах:
В параллель R13 был добавлен корректирующий конденсатор (C0 на изменённой схеме).
Сначала 4,7 пФ
Затем 10 пФ:
Это значение и осталось для окончательной схемы.
9. Разводка земли внутри УМЗЧ (Амфитон-У-101М).
В оригинальном УМЗЧ Амфитон-У-101 (равно как и в его собрате — усилителе Амфитон-У-002) разводка земли выполнена странно: резистор Ra отсутствует, и вместо него установлена перемычка на ПП:
А силовая земля (от конденсаторов) соединена короткими перемычками с корпусом усилителя.
Но каждой ПП присутствует резистор
1 Ом, соединяющий средний вывод обмотки трансформатора с силовой землёй на ПП.
Силовая земля выходных разъёмов (подключение АС) — также «сидит» короткими проводниками на корпусе.
Джунгли из жгутов проводов, спрятанные в изолирующие кембрики и завязанное
бантиком пропарафиненной монтажной нитью, не позволяют легко всё рассмотреть и срисовать.
От
данной разводки земли пришлось отказаться в пользу привычных решений.
Резистор R36 (1 Ом) на ПП Амфитон-У-101М
не используется.
За основу были использованы две схемы:
и
Резисторы Ra в количестве трёх штук установлены так:
— один навесным монтажом в корпусе УМ
— два других — на ПП вместо перемычки (фото ниже)
Сигнальная земля соединяется с металлическим корпусом УМЗЧ через корпус входных гнёзд RCA, как показано красной стрелкой на рисунке выше.
Резисторы Ra, установленные на платах:
10. Приключения продолжаются.
При включении усилителя Амфитон-У-101М на выходе наблюдается вот такой переходной процесс:
Зелёный луч — плюсовая полярность питания (1:10),
жёлтый луч — выход усилителя (картинки в обоих каналах — похожи, как близнецы).
Естественно, при подключенной АС происходит неслабый такой «пук».
Пришлось «инвертировать» схему защиты АС: в исходной версии реле обесточено (АС подключены); при постоянке на выходе реле срабатывают, и обе АС отключаются.
Теперь в нормальном режиме реле под напряжением (АС подключены), а при постоянке на выходе реле обесточивается, и обе АС отключаются.
При этом обеспечивается неявная временная задержка при включении усилителя: переходной процесс заканчивается к моменту подключения АС.
11.
Тестовое прослушивание усилителя состоялось поздним вечером 2.12.2020.
Исходные композиции — в формате flac.
Регулировки тембров, баланс, тонкомпенсация отсутствуют в сетапе как класс.
До этого в сетапе несколько лет использовался УМЗЧ Амфитон-У-002, из которого было удалено всё лишнее (коммутация, регулировки громкости, тембров и прочее, т.е. оставлен только оконечный УМ).
Поэтому сравнение именно с этим доработанным усилителем.
Амфитон-У-002 был отключен отодвинут в сторону. Его место занял доработанный Амфитон-У-101M (ещё без верхней крышки).
В собранном виде:
Все регулировки на передней панели — бутафория. ))
Субъективно Амфитон-У-101M звонче, добавилось верхов.
Мелкая (тихая) детализация в области ВЧ улучшилась.
Композиции, которые сведены грамотным звукорежиссёром, звучат, как им положено, нейтрально. А вот композиции, которым звукорежиссёр накрутил высоких, звучат непривычно.
Чтобы разобраться со своими субъективными «измерениями», был использован измерительный микрофон.
Тем более что в доме этих микрофонов — как гуталина.
О гуталине.
Измерительные микрофоны доступны на олх.
Суть эксперимента:
1) снимается АЧХ связки усилитель1-АС на розовом шуме
2) снимается АЧХ связки усилитель2-АС в тех же условиях
Получаются АЧХ1 и АЧХ2 в точке прослушивания. Затем выполняется вычитание АЧХ1 из АЧХ2
(deltaАЧХ = АЧХ2 минус АЧХ1 ).
Смысл прост: если АЧХ1 и АЧХ2 одинаковы, то при вычитании получится линейная deltaАЧХ.
Что и было сделано. Как обычно, программа SpectraLab,:
Вот и нашлась причина, почему Амфитон-У-101M немного звонче: подъём +4 дБ в области 20 кГц
(относительно 1 кГц).
deltaАЧХ в виде таблицы
;deltaFR
20.000000 1.102917
22.400000 1.124969
25.000000 0.840706
28.000000 -0.523540
31.500000 1.905727
35.500000 -0.165012
40.000000 -3.232986
45.000000 -1.548897
50.000000 -1.245209
56.000000 -0.344727
63.000000 0.150932
71.000000 1.056561
80.000000 -0.670925
90.000000 1.210686
100.000000 0.850288
112.000000 1.448544
125.000000 2.625668
140.000000 0.174507
160.000000 0.273689
180.000000 -0.801525
200.000000 -1.197544
224.000000 -0.526745
250.000000 -0.624901
280.000000 -1.174736
315.000000 0.940689
355.000000 0.828743
400.000000 0.771759
450.000000 0.155586
500.000000 0.029461
560.000000 0.946098
630.000000 0.640984
710.000000 -0.228455
800.000000 1.206032
900.000000 1.034935
1000.000000 0.002937
1120.000000 -0.535984
1250.000000 -0.404110
1400.000000 -1.249935
1600.000000 0.293610
1800.000000 -0.399372
2000.000000 -1.136749
2240.000000 -0.245285
2500.000000 0.195511
2800.000000 0.044769
3150.000000 -0.251690
3550.000000 -0.408184
4000.000000 0.780884
4500.000000 0.255253
5000.000000 -0.155567
5600.000000 0.750320
6300.000000 -0.745819
7100.000000 -0.643879
8000.000000 -0.572376
9000.000000 -0.796417
10000.000000 -0.346699
11200.000000 -0.497055
12500.000000 -0.358665
14000.000000 -0.595467
16000.000000 -0.286957
18000.000000 1.338181
20000.000000 3.746307
22400.000000 -3.135590
Странно конечно, что подъём на 20 кГц так заметен. Свой слух я проверял еще лет 25 назад, верхняя граница тогда была определена около 16-17 кГц.
Много воды утекло, надо бы перепроверить свой слух, благо, что оборудование в дома это позволяет.
12. Выводы:
— качество звучания переделанного усилителя мне нравится; лично я не жалею потраченного времени и сил
— увеличена скорость нарастания выходного напряжения до 20 В/мкс
— получен коэффициент гармоник 0,01 %
Всем удачных экспериментов!
По девайсу — радиаторы чумовые.
Умели делать!
на другой — опыт разработчиков усилителя Амфитон-У-101.
Хоровиц и Хилл также не согласятся с вами:
Откройте аппарат тех лет производства ФРГ или японца.
И не надо приводить в пример японцев. Как то модернизировал другу Сансуй 77-78года, монтаж от нашего не отличить.
ну а вообще эта фотка или прикол или мелкая пакость от «сотрудников» — она с техникой не работала
Можно сказать даже Джоконда пайки.
и только жж знает, что это «картинка для привлечения внимания»
и первый раз я когда увидел — тоже аж зубы свело
Друг спрашивает :)
Пойдет?
Нужную головку не дали… иначе она-б вплоне могла открутить ступичную гайку.
mySKU.me/blog/aliexpress/83666.html#comment3708759
да и в слове «переставить» куча ошибок )
пс а девушка хорошая, душевная, оловоотсосом явно умеет пользоваться)))
Ключи от помещения всегда в кармане. После работы можно остаться, допаять рацуху :) Если это, конечно не ящик был, а контора в городе.
Тепло, сухо и нет представителей власти. Атмосфера…
И через пару-тройку лет, она же, фигачила на конвейере с паяльником в руках так, что майка заворачивалась,
делая план к концу месяца.
А собственно раньше, 90% всех монтажниц РЭА были прекрасного пола.
Регулировка и мех. сборка — это делали мужики.
Так что, наверняка, эти Амфитоны спаяны женскими руками.
помню в ГУМе брал кассетник для Синклера. Так там в паспорте был штамп: «Магнитофон настроен и проверен» и ниже надпись — «Регулировщик:» подпись — «Вялый».
Мужик.
друзья-аматоры, к сожалению не стали супер-программистами, но кто ж тогда знал
Бобинников было враз, тоже 3.
Бобинники — «Маяк-205», «Комета — 212М» и «Нота 203».
мы вытягивали бобинник на улицу и врубали дискотеку
©
Регулировщик мужчина, на пайке девчонки обычно сидят, классика.
:)
Интересно, каким методом вы это проверяете? Поделитесь опытом. Свой слух проверял в больнице в 2007 году. Простыл на работе и 10 дней пролежал в стационаре, думал что трандец левому уху.Но откапали! Удивила техника, какой проверяют слух: наушники с металлической мембраной, как в старых телефонных аппаратах.
Мусор как на фото ниже не поможет.
Когда есть наушники, дальше всё просто.
1. В любом звуковом редакторе надо сгенерировать пачку треков (синусоида по уровню -20дБ)
1кГц (длительностью ~5 мин)
5 кГц
8 кГц
10 кГц
…
20 кГц
Записать треки (wav), правильно прописывая частоту каждого в имени файла.
2. Закинуть эти треки в плейлист любого проигрывателя (WinAmp или другой)
3. Включить трек 1 кГц (ну конечно, не забыть одеть наушники), и понижать громкость до момента, когда перестанете слышать тон. Это порог слышимости на 1 кГц.
4. Поднять громкость немного (если есть шкала, то на 10..12дБ).
5. Затем, не трогая громкость, включаем последующие треки 5, 8кГц и т.д.
Естественно, на каком-то треке в наушниках будет «тишина».
Смотрим имя трека, чтобы узнать частоту, начиная с которой мы не слышим.
Всё. )
В журнале были огромное количество самых разнообразных схем.
И никто не называл авторов и читателей гиками (тут уместен зелёный смайлик).
перечитываюдослушиваю трилогию Лю Цысинь «В память о прошлом Земли». Рекомендую.конкретно сейчас читаю сборник фантастика, 1964г. Г.Смирнов
остальные перечислять не вижу смысла, много.
из нового также много читаю, понравилось Пространство Д.Кори
Дэн Симмонс — серия Гиперион — была долго моим топом
Вернор Виндж — серия Зоны мысли
Питер Уоттс — Ложная слепота — сломает вам мозг)
Причем как ни странно и в США аналогичные процессы просходят с мозгами молодых…
А мы «гики» вымирающие…
«Черная эмблема сакуры» Сакё Комацу. Но в тех книгах ОГРОМНАЯ заслуга тех ещё советских переводчиков. Так то пишут и современные писатели неплохие вещи.Тот же Артем Каменистый и его «Улей» — его бы Марвелу экранизировать, был бы улёт.
А вот насчет того, что были изобретатели… нашел отцовские журналы «Юный техник» 50-х годов, по статьям видно, что советские люди верили — невозможное возможно. Наверное не зря.Почти все, о чем писали фантасты 70-х мы носим в кармане или имеем в квартирах)))
radio.ru
а потом реклама на 2\3 и схемы типа параметрический стабилизатор
с пояснениями на 5 страницах.
журналы Радио с 70-х по 90-е годы и сейчас иногда использую.
идеи, принципы и анализ построения схем остаются.
в конце 80-х было несколько журналов схемотехника разводки земли
очень рекомендую.
если в УНЧ можно иногда чем то пренебречь, то при сборки и проектирование
корректора звукоснимателя бывает прям беда!!!
А вообще, вспоминаю дядю Колю — термиста времен моей электромонтерской юности. Зашли мы к нему в термичку, а у него новый агрегат стоит за сто тыщ рублей (буквально, так где-то и стоил, вроде) — установка индукционного нагрева, размером с хороший двухкамерный холодильник. Он в восторге от новой игрушки, хвастается нам — взял резец от токарного станка и вставил нерабочим концом в индуктор. Через небольшое время, половина резца светится вишневым светом. Дядя Коля показывает нам… держа его голыми пальцами за другой конец
Напомнила мне персонажа из фильма «Морозко» ))
Китайская версия
кто не смотрел — точно можно глянуть, и другие серии также. имхо.
Я записываю. ))
Я исхожу от обратного: сначала надо что-то увидеть при акустических замерах (микрофоном).
А потом уже бежать к паяльнику. ))
А какой измерительный микрофон посоветуете для хоббийных акустических измерений? Желательно с Али
Что есть на али не интересовался.
тогда надо отключать октавную шкалу частот (включать обычную логарифмическую)
а что подавать вместо розового шума?
тональные посылки разных частот??
Сегодня был куплен «трупик» Амфитона AI-01-2.
Работы — непочатый край.
Счас надо каналы восстановить и собрать испытательный стенд для каналов.
Ну и промерять-послушать исходный вариант Амфитона AI-01-2.
Здесь несколько забавных пунктов
1. Вы считаете себя более квалифицированным в области построения УМЗЧ, чем инженеры DENON. Это похвально.
2. Оказалось, что инженеры (конкретно Denon были пойманы за руку) вносят в схемотехнические решения элементы ухудшающие параметры УМЗЧ, в зависимости от из ценовой категории.
Что же вы там улучшать собрались?
мышинному здоровью!... ;-))
==================
Не-не, выше-шутка! А за «рукоблудие», разумеется, заслуженный плюс…
Хотя, сейчас понабегут «аудиофилы», и размажут вас по радиатору(-отопления...)… ;-))
Кстати, тело донора во сколько обошлось?-у нас проблематично заиметь, и-дорого!
:((...-даром… :((
Оффтоп к первому фоту.
У нас наладчик так над народом стебался — запихнул в корпус от советского 60-ваттного паяльника начинку от только-только появившихся паяльных станций на жалах Т12, позаботившись, чтоб этот черный кожух не нагревался почем зря (а паяльную станцию с глаз убрал).
Кончилось тем, что кто-то из «эффективных менеджеров» схватился так за настоящий мощный паяльник, и наладчика лишили премии за то что «имитировал работу» (что работа при этом работалась — фигня, манагер же на себе проверил, что включенный паяльник так держать нельзя)…
2. Может вы и слышите отдельные высокие частоты- проверьте на больших уровнях громкости. С времён изучения звукотехники (и иже с ней) в институте был уверен, что чувствительность слуха на высоких падает с возрастом. После 60, когда высокие вдруг стал слышать «сильнее», понял, что слово «индивидуально» имеет большое значение.
Интетереснее как бороться с просадкой сети при включении усилка, у автора транс не особо мощный и схавает в себя ток зарядки емкостей питания, а если транс помощнее, тор в киловатт и емкостей в сумме 80 000мкф, то сеть ощутимо проседает при включении.
По ссылке ничего интересного, автор не в теме. Бриг с операциониками это корпус с питанием, усилок в мусор сразу, ценились первые выпуски и они работали неплохо, рационализаторы всё изгадили. А про S-90 вобще цирк, от гула можно избавиться только переделкой ящика и перенастройкой фазоинвертора, а оклеивать синдепоном вобще бесполезно.
«Мощность, как я уже сказал 100 Ватт на 4 Ома, замерить коэффициент искажений возможности нет.»
закрыл вкладку со словами «В сад».
Статья 2012 года. 2012 года, Карл!
В 2004-м на рабочем месте спектроанализатор (Spectralab) запускался сразу после включения компа.
Хотелось бы еще модернизированную схему, или исходную схему с правками.
Первая и основная заповедь: паяльник ВСЕГДА берётся исключительно за рукоятку. Любым другим способом паяльник можно взять только один раз. После этого пункт первый становится непреложным, незабываемым и повторяемым всем и всегда, а взять его иначе никак не позволит тактильная память )))
Если бы эта изумительная мадемуазель ухватила рабочий паяльник так, как она держит его на фото, её улыбка была бы не настолько лучезарна.
Понятно что это постанова, не понять что там есть ручка, надо быть наверное… ну не знаю кем, но кем-то надо точно быть. :))