Хочу поделиться мнением о «первенце» от Китайского гуру электроники, в основном производящего матёрый «High End» и за одно, показать на что плеер способен по качеству (естественно в своем ценовом сегменте).
Где-то год назад, стал счастливым обладателем компактного и вполне современного плеера от фирмы Cayin, младшенького N3. Покупал его осознанно, так как где-то с пол года до этого, слушал его на сходке аудиофилов Запорожья.
Осознанно брал ради модификации, понимал, что услышанный на сходке звук не очень подходит мне в заводском исполнении и его прийдется исправлять, а значит разбирать плеер. По этому не гнался за гарантией.
Подвернулся неплохой экземпляр, видимо ещё из первых партий (как позже оказалось да, так как АКБ жив и по сей день), а будущие потертости на задней «коже молодого дермантина» (легко и просто заботливо закрашиваются маркером). Оригинальный чехол из силикона — не очень, не использовал, а вот что мне понравилось больше остальных тогда предложений — это дополнительный оригинальный чехол из серого, под замшу кожзама. Заказал.
Получил и начал слушать, кайфовать. Но...
Как и припоминалось тогда, после сходки: центральная кнопка алогично утоплена внутрь, затрудняя своё нащупывание, а сенсор достаточно чувствителен, что приводило к ложным срабатываниям при перехвате плеера:
Вот по этому, как нельзя лучше пришёлся доп. чехол, который полностью исключает фантомные нажатия в моменты перед автоблокировкой экрана, а также, пришлось пойти на крайнюю меру — наклеить на кнопку, примерно миллиметровой толщины диск (подойдет и черного цвета силиконовый бампер, нужного диаметра), что подняло эргономику устройства на уровень выше:
Использую плеер в чехле и теперь проблем в управлении нет. Наклейка полностью устранила дискомфорт при нажатии на клавишу меню, стало легко её нащупать и как следствие — спозиционировать палец на сенсорные области, управляя плеером в темноте.
Ещё больше подняла эргономику устройства, немного поправленная под себя
прошивка, где были убраны бегущие строки, системный шрифт «вырвиглаз» заменен на легкий для железа и легко читаемый глазом европеоида)), а также исправлены «трудности Китайского перевода».
Плеер, как и на сходке на слух воспринимался «светлым, стерильным», без «грубой агрессии» в нижнем регистре, без «мяса», как выяснилось позже из-за того, что между каскадом ФНЧ и каскадом предусилителя, напаяны разделительные конденсаторы фильтра высоких частот (в «правильных» устройствах с приятным звуком в басу их зачастую нет)
и было решено это исправить.
Но для начала плеер нужно разобрать
… а изучая по фотографиям из сети усилительную часть плеера выяснил, что крышка без болтов, неразборный типа, на защелках:
Оказалось, всё усугублено каплей эластичного герметика на каждой из защелок. Прогревая плеер до тёплого состояния феном для волос, немного размягчил герметик на защелках и когда он поддался растяжению — крышка мягко отклеилась, нагруженная сквозь щель по периметру тонким гитарным медиатором.
Отрытие производил начиная с нижней части плеера, так как в верхней его части находится кабель, соединяющий плату с антенной на крышке (можно оторвать случайно). Вот:
Естественно, было решено регистрировать изменения до и после переделки.
Форма низкочастотного меандра до переделки:
Припаял перемычки вот сюда:
Вот так стало:
Как можно видеть и не вооружённым глазом, полка стала менее «уклончива», а соответственно басовый уровень поднялся.
Зарегистрировал (сделанные еще на встроенном Realtek) изменения после модификации и в RMAA, где «красноречиво» отмечены углубление баса на графике АЧХ и отсутствие раннего «сваливания» уровня начиная с 50Гц на графике АЧХ+THD:
Конечно можно было ограничиться и простым добавлением в параллель конденсатора, тем самым сместив частоту фильтра более низко, но я решил не запариваться и полностью избавить плеер от этого аппендикса, видимо призванного помочь и без того, не с трехкратным запасом по мощности стабилизатору питания усилителя… а так как я не слушаю музыку на максималках с тугими низкоомными полно размерами (где это может проявиться на басу) и не подключаю практически никогда плеер к стационару, то такое решение считаю оправданным.
На выходе плеера и «до» и «после» переделки постоянки не обнаружил, кроме присутствующего в паузах, на одном из каналов (ещё и до модификации), диагностического потенциала в ~1.5В, которым определяется подключенная нагрузка и который полностью
пропадает при подключении наушников или включении воспроизведения
Без наушников 1.56В
С наушниками 0В
На слух этот «МОД» отразился как появление массивности у басовых партий, низкий удар стал более «хлесткий и упругий» там, где был ранее «пресный и стерильный», стал «глубокий и вкусный» как тут:
или тут:
Как выяснилось мной чуть позже, если наушники нет возможности сменять под плеер, то «яркость и стерильность» звука можно немного побороть перебором цифровых фильтров ЦАП, благо АК4490 их имеет пять штук, софт плеера поддерживает их переключение и перебирая которые, можно очень даже неплохо «подобрать» высокочастотную часть, превращая «аналитичный и яркий» почерк «дельта сигмы», в почерк приглушенного, но «мелодично-цельного» «мультибит».
Вот так выглядит синус 1кГц (16/48) на самом «медленном» фильтре:
а вот так на остальных более «быстрых» фильтрах:
как видно на первых двух фото, самый медленный фильтр повторяет форму цифрового сигнала так точно, как это обычно делает мультибит — недостаток точек отсчета при довольно низкой частоте дискретизации, делает сигнал ступенчатым и не точным тем больше, чем выше поднимается регистрируемая частота, собственно, что в точности и передаёт самый «медленный» фильтр даже на синусе в 1кГц (по сути имитируя почерк R2R), при этом неизбежно заваливая высокочастотный диапазон на АЧХ и тем сильнее заваливает, чем более медленный фильтр активирован (видно на третьем фото на графике АЧХ).
Быстрые фильтры — сглаживают эти ступеньки, как и положено «дельта сигме» не оставляя никаких треугольников.
Плюс к этому заметил, что два медленных фильтра, за исключением самого медленного SSSlow — дали повышенные искажения при замерах.
Завал на АЧХ происходит в силу того, что исходный сигнал 16\44.1(48), несет в себе лишь ограниченное количество данных, по которым можно воспроизвести с достаточной точностью исходный материал и по этому на высоких частотах, где синус строится всего по нескольким точкам отсчета (исходя из
теоремы Найквиста Шеннона Котельникова), по сути превратившись в треугольник, уменьшается наполнение амплитуды. По этой же причине так распространен сегодня Hi-Res, где исходный материал записан с высокой частотой дискретизации, а значит несет в cебе достаточно информации, чтобы восстановить слышимый человеком диапазон частот максимально точно. Вот
тут достаточно показательно, то о чём я попытался донести
Но это синус, лично меня интересовали ещё и меандры:
Работа цифровых фильтров Cayin N3
Вот так выглядит форма меандра частотой 16кГц (битность и частота дискретизации файла 16/192) для медленных цифровых фильтров плеера, начиная с того, который имитирует R2R:
Вот эти дали повышенные искажения:
а вот так для двух быстрых фильтров, которые дают «подзвон сабры», типичный для «дельтасигмы»:
ну и вот вывел данные по тестируемому треку:
Плюс к этому, позже появилась нормальная звуковая карта и я снял замеры плеера с её помощью:
Замеры в RMAA на E-MU 0202
АЧХ для 24/192 с фильтром SuperSlow:
шумовая полка:
THD:
Динамический диапазон:
Интермодуляция:
Взаимопроникновение каналов:
Подводя итог, акцентирую: лёгкий, компактный, в чехле и в кармане легко управляемый на ощупь боковыми клавишами или кнопками гарнитуры на проводе, достаточно мощный для широкого спектра наушников (предпочтительно всё-же IEMs) и длительным автономным времени звучания (12 часов и по сей день) аппарат, который откровенно обскакал конкурентов в своем «ритейловом» ценнике по качеству звука и функционалу.
Вот такой вот небольшой экскурс в историю, одного из моих любимых, под один из сценариев использования, плеера.
Вынашиваю планы по тестированию с нагрузкой в RMAA, и планирую сравнение с плеерами из «высшей ценовой лиги», которые я уже рассматривал ранее
тут и
тут. Если интересно отписываемся в комментариях.
На этом мой «поток сознания», на какое-то время иссяк, всех с праздниками Пасхи.
Спасибо за прочтение и дай вам Бог!
Тонкий слух особый иметь не нужно, просто достаточно послушать.
Когда-то лет 100 назад и я слушал кассеты на китайском First — мурашило не по детски, но пришли Японские вокманы и понеслась…
3296 кбит/с, иначе потерю такого уровня — "треть звука и часть инструментов", логически трудно объяснить. Хотя, как вариант, можно предположить, что слушали минусовку, а тут вдруг другой вариант любимой записи подвернулся, и оказалось, что там ещё и поют и всё, шаблон сломан. И напрасно прожитые годы. :)И инструменты действительно могут теряться на фоне других звуков при 128 кбпс и при плохом усилителе.
Пример для оркестра — треугольники, например, легко можно не услышать.
А на потоке 192 и нормальной акустике с усилком сцена не смешивается в кашу и его детально будет слышно.
я вот тоже слушаю музыку на бюджетных устройствах, но знаю, что за хорошие деньги можно получить гораздо большее, но на данный момент это далеко не первый приоритет и всё устраивает.
Реально звук на порядок лучше чем со смартфона с правильными наушниками (например AKG EO-955) или это нужно слух иметь?
Звук между приличными плеерами отличается слабо — для обычного смертного (не аудиофила) разницы не будет.
Ну или она крохотная, но не уровня «хуже и лучше», а уровня «оно немного разное, но где лучше не понятно».
А может это просто психосоматика и разные записи…
Раз уж Вы в теме, то не посоветуете ли плеер в ценовом диапазоне до 150 долл который потянет полноразмерные низкоомные (11 Ом) изодинамические наушники и будет без сенсорного экрана? Сейчас пользуюсь xDuooX3II — не тянет. Или таки нужно брать усилитель?
В портативе, мощность резко ограничена необходимостью сберечь батарейку «на подольше», во всю применяются енергоэффективные усилители класса Д, Г и вот такие как в обзоре фильтры (фвч), отсекающие низшие частоты и тем самым обеспечивая автономность в ущерб звуку
… а «тенет» портатив низкоомны, лишь из-за высокой их чувствительности при малой номинальной мощности.
Есть небольшой шанс «раскрыть» такие наушники от портатива при «баллансном» включении или с радикально большей мощностью усилителя, но это уже будут устройства в другом ценнике.
А вы полностью уверены, что наушники способны на большее?
слушали их от стационарного, наушникового усилителя?
Наверно придется брать какой-то портативный усилитель или цапоусь.
Ярко выраженная аудиофилия в запущенной стадии. Хотя, автор не совсем безнадежен, потому что использовал инструментальную ересь — осциллограф и измерение АЧХ.
Вывод сделал такой:
Кто в таких вот машинах ездит — тот эти штуки и юзает.
Остальные без таких вот машин слушают обычные смартфоны.
… или вторая?)
Здесь же возникает вопрос о целесообразности оцифровок с частотой выборок 192 кГц. Другое дело, что в таких форматах как правило не оцифровывают старые магнитофонные записи. Возможно это их единственное преимущество.
Современный смартфон воспроизведет, не вопрос, но выдаст на свой аналоговый выход примерные 16\48, вместо 24\192.
Хотя для меня вопрос об уместности 192 кГц все равно остается дискуссионным. Если бы удалось сравнить на слух в студийных условиях две одновременно записанных оцифровки на 44 и 192 кГц…
Пока в реальной жизни все, что записано на 24-192 или 32-192 для меня звучало идеально, но попадались оцифровки 16-44 тоже с очень достойным звучанием, на мой субъективный слух не хуже HiRes.
Хотелось хорошего звука по проводу (хороший ЦАП), bluetooth (знаю-знаю, bluetooth это совсем не кошерно, но я себя меломаном не называю иногда например хочется те-же записи в машине на магнитоле по bluetooth послушать).
Начитался всяко-разных отзывов — купил N3.
Был он у меня наверно 3 месяца — впечатление составить успел.
Ну что сказать — для начала звучание. Плеер имеет довольно слабую мощность. Вылилось это для меня в то, что купленные под него 4-х драйверные китайские затычки BGVP DM5 при их 32 ом звучали просто отвратно! Вот не расскачивал он их и все! Да блин, они в плеере без хваленого «полупрофессионального» усилка (sansa clip plus) звучали лучше! пришлось искать наушники с совсем малым сопротивлением. С однодрайверными whizzer a15 (16 ом) стало как то лучше, но осадочек остался. Это именно особенность этого плеера, не наушников. С другими источниками звука DM5 мне очень нравятся.
Второе — эргономика. Не знаю, может это для настоящих меломанов это не главное (вот всякие уродливые zishan покупают ради супер звука), но мне нужно было в том числе удобное устройство! Наэкранные кнопки на этом плеере это жутко неудобно(автором не упомянуто, что они еще и очень маленькие), но боковые кнопки оставили у меня еще более плохое впечатление. Хочешь сделать звук погромче/потише — нажимаются кнопки переключения треков(кнопки эти друг напротив друга).
Боковые кнопки работают при выключенном экране — соответственно в тесном кармане джинс часто могут нажиматься произвольно. Кстати в той прошивке, которая у меня тогда была, управление с пульта на проводе наушников реализовано не было (автор этого обзора упоминает про то, что оно есть).
Батарея у него тоже по моему скромному мнению довольно слабовата — мне ее на день прослушивания не хватало при подключенных проводных наушниках. ЦАП довольно прожорливый.
Ну и качество — у меня он вдруг стал себя странно вести. Cтали вдруг нажиматься наэкранные кнопочки при малейшем прикосновении к разьему в который был вставлен провод наушника.
Нет — не звук пропадал — а именно кнопочки нажимались:) Все остальное работало, как работало. Ну в общем сдал я его благополучно обратно в магазин и даже деньги взад вернуть смог.
Может конечно это мне так не повезло (особенно в истории с наушниками, да и с самопроизвольно нажимаемыми наэкранными кнопками...), но я бы не рекомендовал это плеер никому.
С примерно теми же характеристиками(ЦАП,bluetooth, hiby os) есть другие плееры, лучше на них посмотреть.
У меня сейчас Xduoo X3 II. Он тоже не идеальный, считается что он проще каина но по мне он реально лучше!
Но «увы и ах», в аудиоиндустрии так не работает и вроде-бы замена кварца, резистора или контроллера сенсора на более дешевый, но выполняющий ту же функцию или смена поставщика АКБ может сиграть с покупателем довольно злую шутку. Вот тут и появляются новые ревизии плат, двукратное снижение цены на устроцство, а потом и неожиданно вышедшие из строя батарейки у новых пользователей (при том что релизные образцы и по сей день исправно работают), пояляются проблемы с сенсорами, «потусторнним» переключением треков, начинают греметь клавиши и т. д.
Всё это обусловлено лишь одним — стремлением производителя сэкономить. Применяются дешевые решения там, где их небыло в инженерных и предрелизных образцах, разосланных обзорщикам и журналистам. Это похоже на паранойю, но лично сам с этим сталкиваюсь уже не первый год и немного лично знаком с процессами. происходящими на подобных производствах.
судя по сайту производителя он уже не выпускается но все еще кое-где продается.
по деньгам он дешевле
hidizs ap80 — тоже стоит глянуть
Xduoo X3 II тоже вовсю продается, хотя модель далеко не новая