Вакуумный кулер для охлаждения ноутбука JM MaxPro V8 + сравнение со старым maxpro


Всем добрый день! Очередной раз хочу поделиться с вами своей интересной покупкой, речь пойдёт о вакуумном кулере для охлаждения ноутбука. А так же сравним со старым вентилятором, который я приобрёл в прошлом году. Всех интересующих приглашаю под кат.

Владельцы имеющие ноутбуки, часто сталкиваются с проблемой перегрева, даже порой это не всегда связано с термопастой. Любой, даже новый ноутбук может нагреваться под нагрузкой всяких программ и игр. Не в каждых новых ноутбуках усовершенствована система охлаждения за исключением дорогих моделей, поэтому люди часто придумывают разные способы как не перегреть свой агрегат. Приподнимают их чтобы лучше шёл воздух снизу, покупают охлаждающие подставки, даже делают самоделки. Но все эти способы не всегда работают. Подставки неудобные, плохо охлаждают, приподнимать делая новые ножки тоже никакого смысла нет, поэтому самый эффективный способ, это купить вакуумный кулер.

Покупался девайс по проcьбе своего друга. Посмотрев на мой старый вентилятор он тоже захотел себе такой. Но так как я его уже тестировал, я решил прошвырнуться по магазинам и купить что-нибудь наподобие, всё таки покупать одно и тоже неинтересно, решил взять эту модель.



В комплект поставки входит: кулер охлаждения, крепление с присосками, кусочек клейки, силиконовые насадки, шнур usb-usb, и англо-китайская инструкция.

Дизайн этого вентилятора не очень красивый, но и не страшный. Первое что мне понравилось, так это синенький регулятор, который включается щелчком по часовой стрелке, им можно по всякому регулировать обороты. В старой модели такого нет, вместо этого там стоит кнопка с двумя функциями мин/макс. Так же мне понравилась подсветка верхней части, в сравнении со старым там нарисован синий паучок. Но и что мне не очень понравилось, так это высота, слишком высокая «подошва», что-то напоминает мне древний утюг. USB выход не самое лучшее решение для питания данного устройства, не очень то красиво смотрится торчащий за километр usb штекер. Придётся лечить уголком, или тоненьким проводком как в дешёвых веб-камерах. Так что в дизайне есть так достоинства, так и недостатки. В сравнении фотография обеих устройств:



Вот так выглядит usb вход, как я написал выше, не очень удобное расположение, да и вообще вариант неудачный, в старом dc 5v смотрится куда лучше, штекер сильно не торчит и не выпирает:



А так смотрится верхняя часть с подсветкой в темноте. Очень красиво, напоминает крышку двигателя суперкара. Наверно поэтому и назвали эту модель V8.



Тестирование

Наконец-то дошли до самого главного, до теста температур! В тестировании буду сравнивать показатели обеих устройств, и выясним какой кулер охлаждает лучше. Замеры буду проводить программой speedFan. Поскольку у данных устройств разная регулировка оборотов, все тесты будут проходить на максимальных оборотах.

Тест №1. На ноутбуке запущены базовые программы, плюс антивирус, браузер, скайп и музыка.

Без охлаждения


Старый кулер


Этот девайс


Тест №2. Запущены те же приложения + euro truck simulator 2 и скачивание файлов с торрента

Без охлаждения


Старый кулер


Этот девайс


Результаты тестов показали, что новый кулер охлаждает немного лучше старого maxpro, приблизительно на +2 градуса. Замеры температур каждого устройства проводилось по 10-15минут, то есть все тесты были не тяп-ляп быстро сфотографированы, а долго наблюдая за температурой скриншотил самый близкий средний показатель. Конечный результат — новый ваккумник охлаждает на 12-14с, а старый 10-12с.

Достоинства и недостатки

К достоинствам могу отнести конечно же эффективность охлаждения, но оно будет ещё эффективней если правильно выбрать насадку. Удобный регулятор, с которым можно по любому настраивать обороты, правда не до конца понял зачем это нужно… Так же главным достоинством могу назвать тихую работу вентилятора, разработчики поставили хороший мотор, а это значит, что он не гудит как фен.

Недостатки данного кулера заключается в его дизайне, он хороший, но не до конца совершенный, во первых его высота, так называемая прозрачная подошва, во вторых нижняя подсветка плохо распределена, сквозь прозрачный пластик можно заметить торчащие светодиоды. Сверху смотрится конечно здорово, но снизу не очень красиво, может быть я наговариваю, ибо это круто, не знаю… Так же неудачным решением было поставить usb выход, провод и так позорный, да ещё выпирает прилично, поэтому считаю это тоже недостатком. А ещё зря они убрали датчик температуры, с ним он смотрелся бы красивее.

Расчленёнка


Итог

Кулер очень хороший, тихий, охлаждает лучше своего собрата, но дизайн — вопрос спорный, он и хороший, и не очень. Надеюсь, что в следующей модели возьмут всё самое лучшее с этих устройств и сделают по настоящему хороший, красивый вакуумник. К покупке годна.

Планирую купить +18 Добавить в избранное +15 +36
+
avatar
  • Kartus
  • 08 августа 2015, 20:15
+1
Компакт-параболики 2)))
+
avatar
  • Kid_Alex
  • 08 августа 2015, 20:16
+34
На что только не идут люди, лишь бы систему охлаждения не чистить. Не видел ещё ни одного бука, который перегревался бы при чистом радиаторе, исправном кулере и нормальной термопасте. А от этой фиговины только шум лишний.
+
avatar
+1
От неё шума меньше чем от старой, да и термопасту на следующей недели буду менять, мне планочку оперативы на 4 гига подарили, всё никак время не найду чтобы вставить, за одно и почищу его от бяки. Я не говорил что мне не хочется её чистить, это в качестве аксессуара для красоты, за одно и лучше циркуляция воздуха будет, у моего бука ножки крошечные

п.с да и моя та приблуда только на столе, а так я его таскаю без этой штуки
+
avatar
  • Vipeg
  • 08 августа 2015, 21:23
+6
Вот пары читат Вашего комента и Вашего же обзора:
да и термопасту на следующей недели буду менять
не всегда связано с термопастой
Далее, из раздела «Мыши кололись и плакали, но продолжали жрать кактус»:
у моего бука ножки крошечные
… Люди приподнимают их чтобы лучше шёл воздух снизу… приподнимать делая новые ножки тоже никакого смысла нет
Видимо, есть смысл покупать вундервафли, которые, внимание,
я его таскаю без этой штуки
Еще порадовало:
Очень красиво, напоминает крышку двигателя суперкара
Недостатки данного кулера заключается в его дизайне...
и далее,
он хороший, но не до конца совершенный
Вообще мозг сломал, пытаясь понять:
Покупался сие девайс по прозьбе своего друга
Чьего друга? По чему?
+
avatar
+2
Даа, бывает иногда меня не понять))) вы серьёзный критик однако!
Да, дизайн немножко плоховат, да некоторые мелочи красивы, но всё равно если есть + и — то это недостаток. А вы на все мелочи обращаете внимание, в прочем, на вкус и цвет товарища нет, все люди по разному воспринимают те или иные вещи, так что я ожидал такого комментария. Спасибо что прочитали мой обзор и выделили мои ошибки))
+
avatar
+5
Так что бы вставить новую планку оперативки в большинстве лаптопов нужно только одну крышку открутить, а что бы почистить куллер нужно либо на 80% разобрать ноут, либо на 95%, мне попадались ноуты, в которых что бы добраться до куллера нужно было даже монитор откручивать и полностью отсоединять, не очень приятное занятие всё это обратно собирать! Разобрать и собрать лаптоп это по времени выходит от 20 до 60 минут + прочистка куллера. Некоторые производители «запаивают» куллеры намертво, из за чего куллер можно очистить только на 70-80% либо снимать заводское крепление крышки куллера (что очень не рекомендую), либо отсоединять систему охлаждения с заменой термопасты.
+
avatar
+2
Леновы так просто не раскрутишь, там сначала все винтики открути, потом клаву вынимаешь и дисковод. Заковыристо однако, а вот нетбук у меня эйсеровский, открутил два болта, снял крышку и весь твой.
+
avatar
0
Lenovo разные бывают. На моем — глобальный люк на 7 винтах, дающий доступ ко всему — процессор, ОЗУ, радио, вентиляция включая вентилятор, жёсткий диск. Просто с хрустом сдернуть один люк и вся важная и сменная начинка у тебя под руками. Кстати, в этом ноуте замена винчестера или памяти не анулировала гарантию, за исключением случаев выхода из строя по вине замененых деталей. Вот такая щедрость. Хочется — меняй железо, хочется — ставь чистую ось с диска из комплекта или бекап, который можно тут же сваять. Жаль что сейчас погоня за дизайном макбуков и соревнование в толщине, а не плюшках. Интересно когда наступит время, когда нет или ноут — буком можно нарезать ветчину что видно matka boska?
+
avatar
+4
Hp ProBook 4710S@ anno 2009 шумел кулером всегда так, словно стратегический бомбер. Огромная 17ти дюймовая не разборная дура с кишками от 13ти дюймовой модели не могла охладить сама себя, постоянно страдая асфексией от дыхания через клавиатуру крошечным бловером. По сравнению с ней корявая и толстая Lenovo z565 anno 2010 князь тишины — если слышно кулер, значит пора чистить. А ведь пробук от перегрева не то что в тротлиннг уходил, он уходил в кому, сиречь отрубался от перегрева. И да, бловер имел две скорости — 0, когда ноут отключен и 100% когда он включён. Вот зараза. Зато сумка хорошая, даже отличная шла в комплекте.
+
avatar
  • Kid_Alex
  • 08 августа 2015, 21:07
-1
Три варианта на выбор:
— забитый радиатор;
— неплотное прилегание радиатора к одному из чипов (скорее всего видео);
— бук после криворукого ремонта на радиорынке\в переходе
+
avatar
  • Vipeg
  • 08 августа 2015, 21:26
+8
Есть еще четвертый вариант:
— ноутбук производства HP.
Вроде подходит.
+
avatar
  • cofein
  • 08 августа 2015, 21:47
0
есть такое (
+
avatar
  • Herts
  • 08 августа 2015, 22:39
+1
я бы им гвозди в голову забивал, чертям тупым этим. порой смотришь и недоумеваешь, с чего вообще охлаждение должно работаьть, если притока воздуха извне нету
+
avatar
+5
Это HP и на то что этой моделью плавили мифрилл и топили горн, в котором отливали кольцо всевластия, а старушки с 9го этажа звали ментов поскольку тут у них соседи ракетные двигатели испытывают в час ночи, хотя ты живёшь на первом и металл слушал в наушниках, не писал только ленивый. Модель шумела и слепила диодом с момента покупки в Ф-центе в Медведково (то есть это было в заводском скотче, после чего проверено и никаких подвалов) промозглой осенью 2009го. А ещё это прогнулось на 1 см по центру спустя пару лет. Гнутый дугой ноутбук! Просто от стояния на столе и редких походов в сумке. Больше в моей жизни никаких HP.
+
avatar
+2
Ещё хуже, когда корпус дешёвый глянцевый пластик который царапается, лапается и замусоливается потными руками, а когда первый раз разберёшь, фиг соберёшь, будет как погремушка греметь, как что отвалилось, треснуло, болты не закручиваются и прочая лабудень
+
avatar
0
А ещё бывает более 32х винтов 4х видов и что бы заменить термопасту, нужно разбрать ноутбук до основания и. желательно снять материнку. А что бы снять материнку надо снять все, включая монитор. Сервисгайд может приснится в кошмаром сне как представишь все это.
+
avatar
+2
Знакомая тема… а ещё до хрена проблем всё это обратно собрать и ничего не потерять. Вспомнил анекдот: прошу ваш билетик, она открывает кошолку, достаёт сумочку из кошолки, открывает сумочку, достаёт кошелёк, открывает кошелёк, вынимает билетик и предъевляет кондуктору, и обратно, билетик в кошелёк, кошелёк в сумочку и бла бла бла…
+
avatar
0
если честно проблем разобрать и собрать нет, нужно лишь запомнить что что где и как.
+
avatar
+1
Люто плюсую. Больше в моей жизни никаких ноутбуков HP и вдобавок никаких принтеров HP.
+
avatar
  • btg
  • 10 августа 2015, 08:42
0
Ну не знаю, у меня уже 4 года HP pavilion g7, спустя 3 года почистили кулер заменили термопасту и усё. Сам естественно не разбирал- доверился спецам. Ничего не прогнулось. И кстати МФУ у меня тоже HP. За всё время использования один раз промыли один из каналов (краска засохла) но это по моей вине — слишком долго не использовал.
+
avatar
  • nedobog
  • 10 августа 2015, 13:31
0
от модели к модели, и у других производителей бывают неудачные модели или линейки, но у HP не знаю как сейчас, в прошлом практически все были неудачные, но с хорошим дизайном и рекламными компаниями :)
+
avatar
0
здесь с вами не соглашусь в частности принтеров, лазерные принтеры HP самые дешевые в обслуживании и перезаправки катриджей меньше гимора чем у других производителей. да ноуты у них не удачные, то что конструкция не продумана или просто напросто забитая на пользователя с большой колокольни.
+
avatar
0
Принтеры HP самые дешевые в обслуживании за счет того, что механику и оптику для них делает Canon,
Все, что HP делает сам отдал на аутсорс индусам, сделано отвратительно: кривые драйверы, кривая русификация менюшек, отваливающийся USB.
+
avatar
0
меня не интересует какие комплектующие они используют какого бренда ( к примеру для многих зеркалок изготавливают матрицы Sony) зачем им самим производить если им легче купить это касается все техники любого бренда, факт на лицо как я вам написал да и в сервисах все мастера такого мнения. про ноутбуки я вам ничего не написал. на работе стоят мфу 1005 проблем никогда нет ни с usb ни с дровами
+
avatar
0
На работе стоят порядка 20 принтеров P1102. Дня не проходит, чтобы хоть один не перестал видеться по USB. Лечится только перевтыканием в соседний свободный порт.
А вообще беспредметный спор. Я написал, что лично я никогда не куплю HP. Вам нравятся — покупайте на здоровье. Раз HP до сих пор не обанкротился, вы не одиноки.
+
avatar
0
ищите проблему в компьютерах и дров ваших портов usb, пробуйте менять дрова см. какая винда стоит. в плане железа проблем нет. в отзывах к вашей модели нет плохих отзывах об отваливании usb ищите проблему в другом. если бы это было массово то это было бы в каждом отзыве а этого нет.
+
avatar
0
Компьютеры разные, Win XP и Win 7, на разном железе, USB отваливается на всех, нечасто, но регулярно. Гугление по словам «hp p1102 перестает печатать» показало, что я не одинок.
+
avatar
0
по вашим словам гугл ничего не находит про отваливание портов! есть проблемы другие но но не ваша. думаю можно закрыть дискуссию
+
avatar
0
Хотите закрыть дискуссию — просто не отвечайте. А для меня проблема остается открытой. Если это не особенности принтера, значит особенности USB-кабеля. О повышенной нелюбви младших HP к тонким USB-кабелям надеюсь все слышали.
+
avatar
0
у меня canon уже лет 5 стоит, печатает отлично, краски купил ocp, сколько печатал и ч/б и цветные, ещё половина всех флаконов осталось
+
avatar
  • vanenzo
  • 08 августа 2015, 21:04
+2
Приезжайте посмотрите на мой Dell XPS studio 13 — горячий от рождения, всегда, на пузо положить можно только в выключенном состоянии, чищу постоянно, ибо без чистки начинает тупить даже при топовом проце.
мне б такая штука подошла, но ноут явно пора менять
+
avatar
0
Подобные кипятильники у двоих знакомых уже валяются с мертвыми северными мостами. И что характерно, оба со злости купили новые ноуты с 7-ваттным Pentium N3530. Кулер в них вообще не включается даже под нагрузкой.
+
avatar
  • vanenzo
  • 09 августа 2015, 11:45
0
Мой был в сервисе, практически с самого начала, с тех пор вроде живэ.
+
avatar
  • shpokel
  • 09 августа 2015, 12:52
0
моя история)) только до этого был асер на турионе. под нагрузкой до 100 градусов на охлаждающей подставке пр чистой системе охлаждения. в итоге сначала выкрошилась решетка, прикрывающая радиатор, затем выломалась левая петля — все это от пересыхания пластика из-за высокой температуры. затем умер северный мост, а затем я купил ноут на семиваттном 3530:) у него вентилятора нет совсем.
+
avatar
+1
80% ноутбуков перегреваются с 4 ядрами, кроме Asus g751, MSI GT72 и прочих аналогов
+
avatar
0
Скажем так, мой горячий и 4х ядерный с дискретным видео. Температура процессора держится минимум около 60..65 градусов и среднем — до 75..80 уже градусов планка. Не вижу причин для паники. Ах да, AMD N930 в составе AMD vision ultimate @ '10.
www.notebook-center.ru/processor_368.html

Летом было под 40 градусов и реально худо было винчестеру — он грелся до 50 градусов. У меня чек валялся под ноутом и он запекся до черноты.
+
avatar
0
Как только такие температуры появляются, я ставлю кружку с крышкой и кипячу себе чай. А ещё меня этот кулер от холода в колледже спасал. Окна деревянные, на улице -40, а в кабинете холодно! Поставил бук, включил фильмец, поставил вентилятор, и тёёплый воздух пошёл
+
avatar
+1
до 80, не под стресс загрузкой, а тем более линпаком тоже очень не слабо

дошло уже до того что некоторые производители принудительно отключают турбобуст
+
avatar
0
Это реально загруженный чем то процессор по самое небалуйся.

А по второму — я хз как надо рассчитывать охлаждение что оно не рассчитано на длительную работу при 100% и железо уходит в тротлиннг
+
avatar
  • kopa
  • 09 августа 2015, 01:47
0
думаю что это все штатно, так и должно быть.

у меня на ноуте только после 85 градусов вентилятор начинает вращаться на полную мощность, и это нормальная температура.

первый i7 720qm, более 5 лет в таком режиме
+
avatar
0
и что у меня тоже 4 ядерник и температура держится в среднем 52-60 градусов это нормально но вот 75-80 уже нет явно что то где то не так. у меня ноут Lenovo z580 там стоял Core i3-2370M был заменен на Intel® Core™ i7-3612QM \исходя из слота и мощности в ваттах. что бы не перегревался и штатная система охлаждения с ним справилась. так вот он был куплен и кулер изрядно уже шумел и что я только с ним не делал а в охлаждении он не прибавил, шумность пропала и все. купил я новый вентилятор на ибэй и о чудо вентилятор стал шуметь меньше и температура стала ниже. так что хочу сказать у любого вентилятора есть ресурс если он зашумел значит ему кранты и хоть что ты с ним не делай лучше работать он не будет это только отсрочка неизбежного а конкретно замены его на новый.
+
avatar
0
не согласен
+
avatar
  • li4nost
  • 08 августа 2015, 22:27
+2
Старые на amd-процах) 4 ядра и температура за 70… и это норма))) зимой реально греться можно
+
avatar
0
у нас сейчас на улице +35. сразу видно не чищенные компы и ноуты. пачками выходят из строя мосты, особенно AMD 2001/4007.
на чистку в очередь выстраиваются :)
а кто мешал раньше?
лень-матушка и жаба-душитель :)
+
avatar
  • Andrey13
  • 09 августа 2015, 00:16
0
я видел, самсунг rv520 — после профилактики — 90 гр видео и проц в нагрузке) ему ничего уже не поможет)
+
avatar
0
мясо будет жарить, прикинь, шашлык на ноутбуке, мечта))))
и уголь тратить не надо
+
avatar
  • Lamantin
  • 10 августа 2015, 05:00
0
Тут вы не совсем правы. Достаточно прочесть местные обзоры замены процессоров на более мощные, чтобы понять, что температура может вырастать не только из-за грязной системы охлаждения и старой термопасты )))))
+
avatar
+15
поэтому люди часто придумывают разные способы как не перегреть свой агрегат
+
avatar
-2
+
avatar
  • Ezheg
  • 08 августа 2015, 21:37
+2
«вакуумном кулере для охлаждения»
Я понимаю, если бы автор написал > рассмотрим кулер названный производителем — «вакуумным».
Вакуум — теплоизолятор, при чём распрекрасный. Кулер не создаёт вакуума, не смотря на то что он создаёт разницу давлений. В открытом пространстве создать вакуум по определению — невозможно.

А про вычитку, прежде нажатия кнопки — опубликовать и без меня выше сказали.

Аффтар — садись, два!
+
avatar
  • chill
  • 08 августа 2015, 22:58
0
Вот уж действительно улыбнула вакуумность :) Маркетологи такие маркетологи %)
+
avatar
0
Я виноват что так написано в магазине? И ежу понятно что там вакуума никакого нет
+
avatar
0
В магазине написано английское слово, Вы виноваты в том, что неправильно его перевели.
+
avatar
0
каюсь
+
avatar
  • Ezheg
  • 10 августа 2015, 15:37
0
И ежу понятно что там вакуума никакого нет
Так я потому и пишу?! :D
+
avatar
  • cofein
  • 08 августа 2015, 21:49
-1
я голосую за подставку.
но спасибо за обзор, теперь я знаю что «чего только не придумают».

интересно, подставка из алюминия будет эффективней пластиковой или нет?
+
avatar
+2
Будет, при замене штатной системы охлаждения на большое алюминиевое корыто с 85мм вентиляторами и плотным прилеганием к чипам. :)
+
avatar
-3
Никакие подставки не будут эффективными. Алюминий нагреется и будет так же без изменений, если ты конечно не будешь каждый час подставку холодной водой обливать. Про пластик вообще говорить не стоит, при 55 градусах он выделяет фенол, который для человека смертельно опасен. Так что запасайся азотом)
+
avatar
  • shpokel
  • 09 августа 2015, 13:00
0
хорошая подставка будет эффективной, поделка с 80мм вентилятором, расположение которого не совпадает с заборной решеткой ноутбука — нет.
по поводу фенола забавно. ноутбук же пластиковый, все в укрытие!))
+
avatar
0
будет но не намного все подставки это тот же маркетинг толку мало а шума от них много
+
avatar
+2
Ад адский, у меня комп работает бесшумно. А вот Lenovo T410 иногда бесит своим завыванием. Если бы с таким шумом работал комп или ноут, я бы уже разбил и то, и другое. Это же просто ппц какой-то.
+
avatar
  • li4nost
  • 08 августа 2015, 22:28
0
было бы здорово сравнить этот девайс с охлаждающей подставкой
+
avatar
  • chill
  • 08 августа 2015, 23:01
+2
А смысл? Лучше вовремя проводить ТО системы охлаждения, чем городить лес вентиляторов вокруг. Ну на крайний случай надо иметь подставку, которая просто обеспечивает доступ воздуха для вентилятора, который забирает его с днища ноута (а я уже не один ноут повидал, где забор воздуха идет, о божечки, со стороны клавы)
+
avatar
0
в НР Probook такая система забора воздуха. через клаву :)
+
avatar
0
почему ещё не придумали ноут с прозрачным корпусом, можно было бы везде где можно сделать дырки и вентиляторами напихать
+
avatar
  • chill
  • 08 августа 2015, 23:33
0
Мне кажется вы путаете лаптопы с десктопами %)
+
avatar
0
согласен
+
avatar
0
уже проводил, 3 максимум 5-6 градусов, но она неудобная, потому что высоко над поверхностью стоит, руки поднимать устанешь
+
avatar
-1
К чему руки поджимать? Очередной трололо, который использует ноут как десктоп?
+
avatar
0
поднимать*
словами пожалуйста не бросайтесь, настольник когда дома, мобилен когда работа, отдых, выезд
+
avatar
+1
Настольникам не нужны пылесосы чтобы не сдохнуть.
+
avatar
  • since88
  • 09 августа 2015, 08:21
+1
А какая температура считается для проца высокая? Проц А10-4600М
+
avatar
  • cybertim
  • 09 августа 2015, 08:57
+4
Вакуумный кулер, вакуумные наушники, вакуумный очиститель — кажется, создать вакуум на этой планете ничего не стоит.
+
avatar
  • Kartus
  • 09 августа 2015, 11:55
0
И он решит все проблемы)))
+
avatar
0
А ещё на моей старой работе есть вакуумный выключатель с красивым именем «Волжанка» и камерами Siemens. Но там действительно вакуум — разорвать контакт на воздухе, по которому течёт 6000 вольт и 10 миллионов ватт ну невозможно никак. Я все хочу узнать, у кого вакуумные наушники, они как музыку слышат и как работает у них перепонки :)
+
avatar
  • Fover
  • 09 августа 2015, 15:52
+2
+
avatar
0
было
+
avatar
  • sybersky
  • 12 августа 2015, 10:05
0
Если на радиаторе «шуба» в 1-2 мм. Никоим образом этот девайс не спасёт. «Шубу» нужно удалять. Да и разница в 2-3 градуса это скорее «успокаивающее» для себя а не польза для железа.