Маленький обзор повышающего зарядного модуля на FM4256. 2S от USB.

  1. Цена: 108 рублей.
  2. Перейти в магазин

Буквально вчера я разместил обзор повышающего модуля на FM5324. В нём повышающая функция была для выходного напряжения, то есть модуль брал от USB 5В, понижал напряжение до 4,2В и заряжал li-ion аккумулятор, после чего вновь повышал напряжение до 5В и подавал его на выход. Сегодняшний модуль повышает напряжение с другой целью. Он берёт от USB 5В и делает из них 8,4В для зарядки 2S li-ion батареи. И всё это на плате размерами 28 на 17 мм.

Как можно догадаться, приезжает модуль в простом антистатическом пакетике. Существуют версии с micro-usb и type-c разъёмами. Плата версии с type-c разъёмом примерно на 1,5мм длиннее. Других отличий между ними нет. Сразу для нуждающихся, плата белого красивого цвета, знаю, это для вас самое важное, поэтому предлагаю дальше не читать и сразу отправиться в комментарии.
Модуль построен на затёртой микросхеме FM4256, про которую мало что можно найти. В русскоязычном сегменте есть вообще только пара обзоров. Поэтому, для тех, кто их не нашел, пишу свой, так как модуль очень интересный и заслуживает популярности.
На задней стороне платы нет абсолютно ничего. Она служит теплоотводом, которого вполне достаточно для данного модуля, греется он не особо сильно, мысли снабдить его теплоотводом не возникло.
Основа данного модуля высокоэффективный преобразователь FM4256, даташит обещает кпд более 94 процентов, что недалеко от истины, особо точно не замерял, но 90 процентов местами было, тут ещё всё зависит от степени разряда батареи и качества входного напряжения.
Максимально заявляемый для микросхемы ток заряда 1,2А, задаётся резистором со второй ноги на землю и рассчитывается по формуле 6000/резистор. На плате как раз установлен smd-резистор 68B, что соответствует номиналу 4,99кОм, на максимально заявленный ток. Так же микросхема умеет делать предзаряд током в 10 процентов от номинального. Предзаряд идёт до 5,6В на батарее, после чего до 5,95В ток растет до номинального и начинается режим CC вплоть до 8,2В, после чего идет уже режим CV до полного заряда в 8,4В. Балансира в модуле нет и он крайне желателен, так как озвученные напряжения хоть и в рамках допустимых, но по мне бы их стоило немного подкорректировать.
Максимально допустимое напряжение по входу всего 6,2В и это только микросхемы. На входе модуля установлен танталовый конденсатор 220мкФ 6В, что для него не очень хорошо, хотелось бы иметь запас по напряжению, так как в данном случае из-за своих особенностей он работает на пределе. Даташит требует всего 10мкФ. По входу так же вместо 1Ом даташиту стоит резистор 4,99Ом, предположительно выполняющий функцию предохранителя btr836g7iq в комментариях верно подсказал, что совместно с конденсатором это фильтр по питанию микросхемы. И третьим отличием от дашашита является диод SS24 (честная, кстати, маркировка для этого корпуса), который схемой вообще не предусмотрен.
Индикация работы реализована на двух светодиодах, красного и синего свечения. На фото красный слева, синий справа. И логика их работы мне не нравится. Красный горит всегда, кроме случая когда батарея полностью заряжена, тогда загорается синий. То есть непонятно в процессе заряжается ли батарея или нет. Кстати, существуют две версии микросхемы, S21 и S22. Различаются они как раз режимами индикации. S21 при неподключенной батарее помимо постоянно горящего красного, помаргивает синим светодиодом с частотой в 0,5Гц. Мне пришёл модуль с S22.
На этом наверное всё. Пожалуй стоит только добавить, что одну ячейку зарядить этим модулем не получится. А от заряженной батареи модуль кушает где-то 70 мкА. Учитывая цену и размеры, это отличное решение для поделок и прочего рукодельства.
Планирую купить +19 Добавить в избранное +63 +76
+
avatar
  • vlo
  • 01 декабря 2023, 13:45
+3
есть небольшой прикол сочетания данного модуля с bms. после того как bms отключилась от переразряда, всю эту конструкцию надо чем-то дополнительно пинать. ибо bms требует подачи напряжения снаружи для включения, а данный зарядник не видя напряжения на батарее его не подает (точнее там что-то слишком низкое, ~4В чтоли).
+
avatar
  • 2Dem
  • 01 декабря 2023, 13:54
0
Я так понял этот модуль нужно напрямую к батарее цеплять, а bms только от переразряда со стороны нагрузки использовать.
+
avatar
  • vlo
  • 01 декабря 2023, 14:56
+3
а кто тогда поэлементную защиту от перезаряда реализует?
upd. а еще далеко не все bms от подачи напряжения на входе выходят из защиты. так что подключать до может не иметь смысла — результат будет тот же.
+
avatar
  • 2Dem
  • 01 декабря 2023, 15:04
0
Это уже интересный вопрос. Я над ним думал, когда взял этот модуль, а потом концепция его применения изменилась и вопрос отпал. Возможно ответ есть в даташите, но хотя бы английской версии я не нашел.
+
avatar
  • vlo
  • 01 декабря 2023, 15:12
0
я в итоге ключи bms каким-то сравнительно большим резистором зашунтировал и забил. конечно тупая нагрузка высадить через него сможет, но не очень быстро, да и у меня таковая не планировалась.
+
avatar
  • mchel
  • 02 декабря 2023, 18:40
0
Многие BMS при переразряде в принципе не позволяют заряжать, иногда запоминая факт переразряда в энергонезависимой памяти, а раньше ещё были такие что пережигали одноразовый управляемый предохранитель.
+
avatar
  • vlo
  • 02 декабря 2023, 18:49
+4
это во всяких готовых излишне брендовых аккумах типа ноутбучных, платки для самосбора таким никто в здравом уме не снабжает.
+
avatar
  • vovoshka
  • 01 декабря 2023, 13:46
+3
Существуют версии с mini-usb и type-c разъёмами.
МикроЮСБ на фото…
+
avatar
  • 2Dem
  • 01 декабря 2023, 13:51
+1
Блин((( Поправлю позже. Переклинило с этими микро-макро.
+
avatar
+7
> макро

Не подсказывай ребятам из комитета по стандартизации ЮСБ!
Еще нам макро-ЮСБ не хватало :-D
+
avatar
  • dark256
  • 01 декабря 2023, 18:59
+1
Главное чтоб не некро :)
+
avatar
+1
А это у нас есть
Например Type-B 3
+
avatar
  • jek_007
  • 01 декабря 2023, 13:47
+1
особо точно не замерял, но 90 процентов местами было
Это в каких местах? Уж если пишете, то замерьте поточнее.
+
avatar
  • 2Dem
  • 01 декабря 2023, 14:00
0
Как вам сказать. Любой подобный модуль не всегда выдает ровный кпд даже в течении одного цикла заряда. 90% это тот максимум, который я заметил. Может быть в какой-то момент, когда я не мониторил, кпд был и выше. Но мне такая точность не нужна, у меня нет на нее времени. Если вам так нужно, вы можете сделать это самостоятельно, благо цена модуля это позволяет.
+
avatar
+1
стоит резистор 4,99Ом, предположительно выполняющий функцию предохранителя.
Это обычный RC-фильтр от помех. Всё потребление идёт через катушку.
+
avatar
  • 2Dem
  • 01 декабря 2023, 14:34
+2
Да, вы правы, спасибо.
+
avatar
  • kzndenis
  • 01 декабря 2023, 14:37
-4
Супер. Влепил жирного плюсца)
+
avatar
  • yoog84
  • 01 декабря 2023, 15:06
0
Привет всем, а может кто подскажет есть ли в природе такой зверь(типа бесперебойника но специфический). В общем история: в туалете размещен пучок датчиков (протечки (вифи) /геркон /детектор движения) и если бы не вифи, они бы все так и остались батарейными. В общем сначала я посадил их на БП 3v, потом выяснилась особенность, что даже при секундном моргании света, протечка отваливается от роутера и без нажатия кнопки спаривания не подключается, далее я объединил их одним батарейным отсеком, но все равно каждые 3 недели нужно менять аккумуляторы и я устал. Теперь я ищу бесперебойник с фукцие заряда (ищу именно плату, что бы не как крыло от боинга) с такими ТТХ: Uвх=5в, Uвых=3в, U на аккум 4.2в (что бы просто одну банку цеплять) ну и соответственно с бесперебойными функциями. ПС Как я понял по поиску только из нескольких модулей собирать нужно.
+
avatar
  • vilen
  • 01 декабря 2023, 15:12
0
Есть не дорогие платы «бесперебойника» для подключения роутера, на 9 и 12 Вольт. Стоимость около 200 руб, ток до 2-х Ампер. На выход ставите «понижайку» и всё работает от аккумулятора.
+
avatar
  • Hegy
  • 01 декабря 2023, 15:22
+1
+
avatar
  • yoog84
  • 01 декабря 2023, 15:29
+1
Спасибо большое, похожий с первой ссылки у меня был, в нем 3 минуса: 1. аккумулятор перегревался (до 60 градусов иногда доходил и мне ссыкотновато его одного дома оставлять), 2. бесперебойник включался спустя 2-3 сек после отключения Uвх, 3 минус самый жирный, в итоге он спалил тестовый датчик, то ли скачок напряжения был, то ли колхоз с подключением нагрузки через диод, датчик не впечатлил…
+
avatar
  • vilen
  • 01 декабря 2023, 15:32
+5
Лично у меня на роутере стоит вот такая плата — постоянные отключения/ скачки электроэнергии, плата нормально отрабатывает...
+
avatar
  • yoog84
  • 01 декабря 2023, 15:37
0
а можно ссылку попросить? и пара вопросов: чем определяется вых напряжен (если допустим на входе 12 вольт, а аккум на 3.7) и как с зарядкой аккумулятора?(заряжает норм, не перегревает?)
+
avatar
  • Cremator
  • 01 декабря 2023, 15:43
0
По-вашему, зарядные платы греют акб? О чём ваш вопрос…
Если акб греются при зарядке, то это плохой акб (если, конечно, заряд не идет большим током, что в зарядках-бустерах нонсенс, из-за низкого КПД).
+
avatar
  • vilen
  • 01 декабря 2023, 15:47
0
Да, попадались в моей практике платы которые на зарядку аккумулятора 5 Вольт выдавали — аккумулятору от этого «хорошо» не было…
+
avatar
  • Cremator
  • 01 декабря 2023, 15:53
0
В таком случае, это не зарядка. К тому же, плата защиты на АКБ обязательна.
И как итог, это не пкрегрев, а нерабочая плата убивает АКБ. С рабочей платой заряда перегрева не будет, если сам АКБ исправен.
+
avatar
  • yoog84
  • 01 декабря 2023, 15:53
0
«По-вашему, зарядные платы греют акб?»
1. Греют, но чуть по разному, нормальные мощные зарядники могут и до 60 (имея термопару на контроле батареи, ну и да, не очень полезно но быстро) — против них ничего не имею
2. Когда это бесперебойник, который греет аккумулятор 24х7 до 60 градусов и при этом никак не контролирует его температуру, это уже повод для сомнений, что мне нужно больше (не сгоревшая квартира или автоматическое включение света над унитазом)
Надеюсь я ответил на ваш вопрос и надеюсь при этом не обидел вас. (ПС банки изначально снятые со старого бука и нормально заряжаются литокаловской зарядкой ППС, вопрос скорее не об обогреве аккумулятора, а про конкретные модели плат, тот кто ими пользуется, знает наверняка, доволен он ими или нет и я спрашивал именно мнения, а не объяснения почему оно греется)
+
avatar
  • vlo
  • 01 декабря 2023, 15:57
-1
если батарея греется от подачи напряжения в пределах 4.2В — это говорит о ее неисправности.
+
avatar
  • vilen
  • 01 декабря 2023, 15:45
0
Ссылку дать не могу (покупал в местном магазине) — поищите по фото. Напряжения на зарядку батареи идёт постоянное — 4,2 Вольт, не зависимо от входного напряжения (у меня два аккумулятора параллельно стоят). Заряжает нормально, в работе 2 или 3 года. Напряжение на выходе (9 или 12 Вольт) выбирается перемычкой на плате
+
avatar
0
Ссылку дать не могу
Оно?
+
avatar
  • vilen
  • 01 декабря 2023, 17:10
+1
Оно. Во фронтовой зоне живу — связь со внешним миром «тяжёлая»…
+
avatar
  • mooni73
  • 01 декабря 2023, 15:50
0
Много лет использую аккум, параллельно которому запаян б/п на 4.0 вольта. Причем, если схема позволяет, то можно вместо аккума использовать батарейки.
+
avatar
  • vilen
  • 01 декабря 2023, 15:09
+16
Пусть автор статьи на меня не обижается, Но: в технической статье выражения типа — «предположительно, особо точно не замерял, я так понял»… не тянут на «Обзор электронного устройства».
+
avatar
  • Cremator
  • 01 декабря 2023, 15:40
+2
Предположитедьно, возможно, вы правы)
+
avatar
  • HD239001
  • 02 декабря 2023, 06:34
0
Но это не особо точно
+
avatar
  • 2Dem
  • 01 декабря 2023, 15:41
-1
Я рассказывал о модуле ровно в той степени, в какой ознакомился с ним сам. И проведя те замеры и с той погрешностью, которая оказалась мне достаточна. У меня не стояло цели сделать больше, чем мне нужно. Если вы хорошо знакомы с иероглифами, то будьте добры, переведите, пожалуйста, даташит. Тогда об этом модуле можно будет написать более точно.
+
avatar
  • Heinrich
  • 02 декабря 2023, 01:27
+4
Если вы хорошо знакомы с иероглифами, то будьте добры, переведите, пожалуйста, даташит.
Это вот вы серьёзно? Уже давно не надо изучать иероглифы, да и вообще языки. Есть куча переводчиков текстов онлайн, есть плагины для браузеров, даже встроенные (браузер Вивальди), есть приложения для телефона от Гугла и Яндекса, которые распознают картинку с камеры и дают перевод текста в реальном режиме.
+
avatar
  • SanekK
  • 02 декабря 2023, 17:50
+2
Использую такой модуль для зарядки литиевой кроны
+
avatar
  • Z2K
  • 03 декабря 2023, 07:30
0
Ссылка на даташит не работает. От какого минимального входного напряжения IN может работать?
+
avatar
  • katran
  • 04 декабря 2023, 03:29
+1
работает
+
avatar
0