Все мы сейчас живем в век цифровых технологий. Казалось бы, цифра везде, в телевизоре, в компьютере, даже бытовые приборы работают с цифровым управлением. Но все равно находятся задачи, когда необходимо работать с аналоговыми сигналами, об этом и пойдет речь в сегодняшнем обзоре.
К задачам работы с аналоговым сигналом относятся например оцифровка старых видеозаписей, работа с аналоговыми видеокамерами и тому подобное. Для таких задач часто используют специальные карты видеозахвата, но иногда они излишни и дороги, особенно для эпизодической работы.
Для одной из таких задач попросил меня товарищ купить ему USB устройство видеозахвата. Задача была подключить аналоговую камеры к ноутбуку, камера уже была и надо было решить проблему очень бюджетно. Выбор пал на довольно известное устройство видеозахвата, цена небольшая, возможности достаточны.
В общем товар выбран, заказан, получен и пока устройство находится у меня, я решил набросать небольшой обзор, тем более, что мне и самому было любопытно. А интерес мой заключался в том, что мне также иногда приходится работать с аналоговым видео, раньше я использовал ТВ тюнер, но после переезда на новый компьютер пришлось от этого тюнера отказаться.
Получил устройство я в обычном тонком конверте, внутри в обычном полиэтиленовом пакете лежало само устройство и то, что идет к нему в комплекте, никаких коробок, блистеров и подобного.
В комплект входит:
1. Устройство видеозахвата
2. USB удлинитель
3. Инструкция
4. Диск с ПО
Инструкция на английском, и если честно, то никакой пользы не несет. По крайней мере я для себя ничего интересного не нашел, кроме указания разрешения для стандарта NTSC, хотя к этому я еще вернусь.
На диске были записаны программы для работы с устройством. Одна совсем простая, она идет в комплекте с разным USB камерам, эндоскопам и прочему. Вторая посложнее, но явно ломаная, так как серийник идет отдельно в текстовом файле.
Удлинитель USB имеет длину около 40см, так что удлинит он не очень сильно.
А вот собственно предмет обзора, относительно небольшое устройство с несколькими проводами для подключения к источнику сигнала.
Размер в сравнении со спичечным коробком. Внешне похоже на большую флешку. Корпус имеет покрытие софттач и на ощупь кажется мягким.
С одной стороны, под защитной крышкой, находится USB штекер, что еще больше увеличивает сходство с флешкой.
На противоположной стороне «хвост» из нескольких проводов.
Устройство позволяет записывать стереозвук, для этого присутствуют разъемы красного и белого цвета. Запись видео можно производить с S-video либо композитного (ПЦТС) входа. Все разъемы помечены соответствующими подписями.
Здесь я хотел бы сделать некоторое общеобразовательное отступление по поводу различий систем передачи аналогового видеосигнала. Я такое объяснение уже проводил, но думаю что в данном случае повторение не будет лишним.
О разных стандартах передачи аналогового видео
Если вернуться во времена аналогового ТВ, а ведь все эти интерфейсы идут именно с тех пор, то для передачи сигнала от источника к потребителю можно использовать как минимум 5 типов сигнала. Перечислять я их буду в порядке улучшения.
Первым идет
радиочастотный. Сюда он попал косвенно, но так как использовался во всяких Денди и пр., то почему бы и нет. До прихода DVB-T (T2) был самым плохим вариантом подключения.
Второй способ гораздо лучше,
композитный сигнал. Почему-то часто его называют RCA, что весьма некорректно так как RCA это тип разъема используемого для его передачи. А если уж быть совсем корректными, то RCA это вообще название компании (Radio Corporation of America). Но на самом деле этот тип разъема используется и для передачи других сигналов.
Формально этот тип сигнала называется «Полный цветной телевизионный сигнал» (ПЦТС), т.е. в одной линии передачи есть вся необходимая информация.
Разъем желтого цвета, не путайте с таким же одиночным разъемом оранжевого цвета, оранжевый это S/PDIF.
Третий также многие встречали, называется он
S-video. В отличии от композитного сигнала здесь уже два провода. Формально данный сигнал называется компонентным, но данное название не прижилось и чаще так и говорят — S-video. Здесь уже два сигнала, синхронизация (для этого используется ПЦТС) + яркость и информация о цвете. Качество такого подключения лучше чем у ПЦТС.
Слева штекер, справа гнездо.
1, 2 общий провод
3. Сигнал яркости и синхронизации
4. Сигнал цветности.
Бывает продают переходники из композитного сигнала в S-video. Схема его предельно проста, правда по понятным причинам качество в любом случае будет соответствовать композитному сигналу.
Четвертый тип уже значительно лучше и имеет название YPbPr, но в обиходе его чаще называют компонентным.
Здесь подключение производится тремя кабелями, соответственно:
Y — сигнал яркости и синхронизации.
Pb — Цветоразностной от синего цвета
Pr — Цветоразностной от красного цвета
Подключается он при помощи разъемов трех цветов, красный, синий и зеленый, но не стоит путать его с RGB, это немного другое.
Такой тип подключения уже без проблем может передавать сигнал формата 576р, что является практически максимумом для кинескопных ТВ.
Пятый тип сигнала, нет, не Scart, а RGB. Но разъем этого типа попал сюда не случайно. Просто при подключении RGB редко используют разъемы типа RCA (тюльпан), так как здесь уже надо четыре линии. А если учесть, что во всех случаях (кроме радиочастотного) надо еще и пара разъемов для звука, то вообще выходит шесть кабелей.
На самом деле разъем Scart содержит еще как минимум аудио вход и выход, сигнал управления (например я делал автоматическое включение усилителя при включении DVD) и другие сигналы. Через этот разъем может передаваться как RGB, так и композитный, S-video и YPbPr сигналы.
RGB подключение содержит:
1. R — красный
2. G — зеленый
3. B — синий
4. Сигнал синхронизации, обычно его роль выполняет композитный (ПЦТС) сигнал.
Выше я перечислил четыре основных варианта сигнала, но на самом деле есть как минимум еще один, который является ответвлением от RGB. Ответвлением потому, что RGB это «чистый» сигнал, т.е. не подверженный каким либо преобразованиям, остальные требуют наличие декодера который уже выделяет из них RGB сигнал. Собственно потому RGB и считается наиболее качественным. Собственно потому этот вариант подключения «перекочевал» в мир персональных компьютеров, правда уже под названием VGA подключение. Здесь также не стоит путать, есть VGA тип подключения, а есть VGA разрешение изображения (640х480).
VGA соединение выполняется в виде D-sub 15 разъема, думаю многие его видели.
А таблица разрешений изображения выглядит так, здесь же и видно что VGA имеет 640х480 точек. Но так как «запас» у такого типа подключения оказался довольно большим, то его использовали и при больших разрешениях, правда название немного менялось.
Так, что-то я отвлекся. Собственно почему я заговорил насчет VGA. Дело в том, что профессиональные мониторы имели подключение при помощи пяти отдельных проводов:
1. R — красный
2. G — зеленый
3. B — синий
4. Сигнал горизонтальной синхронизации
5. Сигнал вертикальной синхронизации.
Т.е. фактически тот же RGB, но сигнал синхронизации разделен, да и тип разъемов уже не RCA, а более правильные для ВЧ сигналов BNC.
Вообще запомнить очень просто:
1. Композитный (ПЦТС) — один сигнал
2. S-video — два сигнала
3. YPbPr — три сигнала
4. RGB — четыре сигнала
5. VGA — пять сигналов
Обозреваемое устройство умеет работать с первым и вторым типом, т.е. композит и S-video.
Как всегда перед тестами я полез внутрь, тем более что разбирается устройство очень просто. Корпус действительно изготовлен из довольно мягкой пластмассы, похожей на очень твердую резину. Половинки соединяются посредством штифтов и для вскрытия надо просто при помощи чего-то острого разъединить половинки.
Выходной кабель подключен при помощи разъема, аккуратно и удобно.
Качество изготовления печатной платы довольно неплохое, особо претензий не возникло.
По сути принцип работы устройства довольно прост, сначала аналоговый сигнал поступает на микросхему АЦП, которая преобразует аналоговый сигнал в цифровой, здесь применена AMT630A. Такая микросхема часто встречается в небольших мониторах. Рядом находится чип EEPROM, в котором хранится прошивка для микросхемы АЦП.
Ближе к разъему USB установлен чип V399, на него поступает цифровой сигнал, который потом сжимается и передается в компьютер. Сжатие необходимо для того, чтобы уместить большой поток данных в относительно узкую пропускную способность USB. Рядом находится еще одна микросхема EEPROM, но теперь уже предназначенная для этого V399.
Обратная сторона платы не содержит никаких компонентов.
Переходим к тестам. Как я говорил, на комплектном диске находятся две программы. Простая и более сложная. Простую я демонстрировал немного в обзоре микроскопа, а более сложную покажу здесь.
Кстати, драйверы на диске отсутствовали, а само устройство определилось автоматически при подключении, у меня установлена Windows 7 x64.
Программа явно не предназначена для этой платы, она мне очень напомнила программы для работы с ТВ тюнерами, также есть выбор канала и прочие особенности подобного ПО.
Слева есть выбор источника сигнала, кнопки записи, скриншота и регулировки громкости. Кнопочки маленькие и неудобные.
Есть некоторое количество настроек, но как показала практика, смысла в них нет, так как даже если выбрать запись в 720х576, писать оно все равно будет в 640х480. Из-за этого будут нарушены пропорции изображения, так как в первом случае соотношение сторон 1.25, а во втором 1.33.
Но и просто с записью видео при помощи комплектной программы были сложности, при попытке сделать это, выдается уведомление с ошибкой. Как отключить режим регулировки звука (шкала накладывается на изображение), я так и не понял.
Более простая программа пишет видео без проблем, но опять же, только в 640х480, соответственно с тем же нарушением пропорций.
Для теста я сначала подключил к устройству DVB-T2 тюнер и нашел тестовую табличку. С цветами проблем нет.
Какой-то кадр из ТВ программы.
Еще один кадр.
После этого я просто ради интереса подключил аналоговую камеры видеонаблюдения и сделал пару «фото» моей тестовой таблички.
В принципе особо претензий и нет, кроме отсутствие вывода в родном для аналогового сигнала разрешении 720х576 или 768х576, вместо которого выводится 640х480. Разница небольшая, но из-за нее ухудшается и так небольшое разрешение, а также могут быть некоторые проблемы из-за преобразования из одного разрешения в другое. На мой взгляд это самая большая проблема. В остальном работает довольно неплохо, не греется.
Кстати, обнаружилась еще одна проблема, при резких изменениях положения камеры (в кадре меняется вся картинка), возможно кратковременное «подвисание» видео.
Небольшое лирическое отступление. Много лет назад я иногда перегонял видео с видеомагнитофона в цифровой вид. И со старыми записями были некоторые сложности, проявлялись они в эпизодическом срыве синхронизации. Для улучшения стабильности работы я в то время собрал плату, которая восстанавливала сигнал синхронизации и соответственно улучшала качество результата.
Собрана она была на базе микросхемы LM1881. Конкретно схему моего варианта вряд ли найду, хотя трассировка осталась, но можно при желании поискать в интернете, там часто видел упоминания.
Даташит на эту микросхему.
На этом наверное все. Если коротко, то устройство работоспособное, но не без недостатков. Впрочем цена устройства весьма невысокая, потому для всяких мелких и не очень ответственных работы вполне хватит.
В процессе экспериментов выяснилось, что устройство, вполне нормально работавшее у меня, у товарища работать не хочет. Я пробовал под Вин 7 х64, при этом драйверы не устанавливал, но система скорее всего подхватила драйверы от USB микроскопа. У товарища Вин 10 и в итоге работать отказывается.
что происходит с полями — деинтерлейсит сам или?
и что на входе — secam не понимает?
Насколько я увидел — сам, но утверждать не буду.
У одной программы мне выгрузило целый список стандартов, только переключение ничего не меняло. Но Секам мне и взять-то негде для теста.
Ей очень много чего можно сделать.
Но паяли даже в УНЧ.
Ты следил за напряжением в БП,
И сам питался от ИП.
Ты работал в ГВЧ и ГНЧ,
Тебя сажали даже в УПЧ.
Ты хороший генератор,
Усилитель, коммутатор.
Ты стоишь копейки,
Но пришли на смену тебе микросхемки.
На Win7 устанавливал дрова вручную, на 10-ке же вроде как автоматически встали. Оцифровывал старые кассеты с мероприятиями вроде утренников. Сейчас через него к ноутбуку подключена аналоговая наружная камера.
В качестве софта был iuVCR+ASFWriter от одного автора, сейчас это вроде бы всё-в-одном под названием iuVCS. Программы платные, но найти лекарство не проблема.
Процесс был: VHS-магнитофон -> TV-Tuner (на базе NXP-чипа) -> iuVCR + ASFWriter + Huffyuv.
На выходе получался файл с расширением ASF с идеальной синхронизацией. А уже после этого можно было взять любой нужный кодек (MPEG2\Xvid\h.264\h.265) и перегнать видео в него (чтобы меньше занимало места) и в популярный контейнер, типа MKV.
Долго, муторно, но результат был отличным.
Вот чтобы не было битых кадров, а точнее, чтобы их было меньше, я и использовал плату которая в конце обзора.
Битые кадры (при захвате с кассет) возникают на стыках записей. У VHS там белый шум на изображении, в такой момент перестаёт справляться кодек и процессор. Максимальная загрузка процессора (в те времена на P4), FPS падает с 25 до 1-2. При захвате эфира аналогичный эффект при неустойчивом ТВ-сигнале.
, Но железо старое. А в новых аналогового входа не найти- одни hdmi.
USB предполагает сжатие и посему картинка 640*480 и пожата.
Для нормального захвата только PCI.
Так там помимо захвата HDMI есть аналоговый порт
И она уже в h264 кодирует
Но цена такого решения — не бюджетная так точно. Стоимость начинается от пары сотен долларов
Matrox MXO2 mini намного лучше.
Но так и не понял из обзора — оно аппаратно не поддерживает разрешение 720х576, или автор нужную программу не нашел.
Также интересно следующее: вроде такие «флешки» сделаны на нескольких типах микрух и одни работают лучше, другие хуже…
Так и есть.
Значит не буду терять время на возню с данным девайсом.
При чем NTSC к 640х480?
для планшетов на атоме easycap stk1160
в настоящий момент устройство включено в компутер и контролирует дверной глазок :) с программой ispy
у меня заработало только на Asus FE170CG, из двух десятков девайсов на mtk, rockchip, allwinner и прочего всякого.
Только несколько дороже — 15-20 баксов.
И программу родную даже не ставил, брал iuVCR, и вроде нормально получилось, ну, с учетом, что я в видеобработке не копенгаген, цвета не вытянул, шумов тоже много осталось…
А от недорогих я сразу отказался, брал вроде 3.1 — там чип получше…
P — это progressive. Разрешение не бывает прогрессивным, это развертка прогрессивная и ее надо указывать не рядом с разрешением (как сейчас многие делают), а рядом с кол-вом кадров в секунду, например 1280х720@25p, 1280х720@50i.
У вас оба варианта вытянутые по вертикали
Да, корректнее было указать, что разрешение 720х576, исправлю.
В данном случае это скорее уже была проблема тюнера, видимо он широкоформатное видео растянул. Но суть не меняется, 640х480 это компьютерный формат, а 720х576 — телевизионный и у них разное соотношение сторон.
Ну да, надо было слово компьютерный в кавычки взять, но Ваш комментарий просто мегаинформативен.
Просто как-то так уж сложилось, что компьютерные форматы были 640х480, 800х600, 1024х768, 1280х960 (да, вот здесь был затык, так как использовали 1280х1024), 1600х1200.
Все эти форматы имеют соотношение сторон 1:1.33.
ТВ сигнал (стандартный PAL, SECAM) имеет разрешение 720х576, соотношение сторон 1:1.25 и в компьютерной технике никогда не использовался.
Есть конечно еще NTSC, но опять сложность, там 720х480 и соотношение сторон еще хуже, 1:1.5.
В обзоре даже табличка есть.
Нет, точнее не так, как Вы впихнете в 576i в 640х480?
Обычно все просто, беру ТВ тюнер и делаю захват полного ТВ кадра в файл с разрешением 720х576. Здесь на выходе мы имеем 640х480, меньше разрешение, да еще и с нарушением пропорций кадра.
Все нравились такие комментаторы, Вы по человечески можете объяснить что к чему, если знаете лучше?
Сейчас только обратил внимание, что у Вас треть комментариев (не считая тех, которые выпилили) относятся к моим обзорам :)
Нужно использовать разрешение 768х576, чтобы не иметь проблем с AR. Естественно, железо и софт должны его поддерживать.
Захват при большом желании можно вообще производить в любом разрешении, а потом привести к требуемому, но я считаю, что лучше это сразу делать корректно.
Я последний раз именно видеозахватом занимался лет так 10 назад наверное, если не больше, потому многих вещей банально не помню.
Да, я упустил момент, что PAL действительно 768х576, можно было сразу нормально указать на ошибку, а не отнимать время ни у меня, ни у себя.
Т.е. моя ошибка была не в букве р, а в слове — разрешения.
Но основное отличие PAL/SECAM/NTSC, это разный стандарт цветности.
А если порытся в стандартах разложения, то там вообще тьма вариантов и запутаться весьма легко.
Лет 8 покупал подобную приблуду, только на 8/8 видео/аудио входов, картинка нормальная, но звук ужасный был
тут собрал список. На Авито можно купить за копейки.
как раз для «сквожения» ну и на DV сразу тоже можно хватать
однако
не всем нужна такая штука для захвата старых кассет
есть автономные устройства
www.ixbt.com/divideo/canopus.shtml
Зайдите на мой форум там полно инфо по аналог захвату
Хотя лучше образ диска — можно драйвера глянуть.
я одно время игрался с 1160, делал переключение входов
но можно эти ID и в и винде посмотреть
Что за фильм, кстати? Там Мэрил Стрип в центре?
кодировалось honestech vhs to dvd 5.0.
каким простым способом без потери качества его пофиксить, чтобы ютуб корректно понимал?
свойства типичного видеофайла MPG: