Краткий обзор винтажной ручки. Просто показываю красивое. Данную ручку вы можете найти на различных барахолках и аукционах, цена в зависимости от состояния и жадности продавца может колебаться в очень широких пределах, ну или можете поискать у дедушек/бабушек на чердаке.
Если вас интересует ручечно-канцелярская тематика, прошу под кат.
Введение
Истории компании Günter Wagner/Pelikan и харьковского завода Авторучка, как и теорий о том каким образом были позаимствован пеликановский дизайн, здесь не будет.
И чтобы долго ходить вокруг да около, сразу представлю героя обзора, модель АР-3000:
Отмечу только что в 50-х годах на данном заводе применялась четырехзначная система нумерации моделей вида АР-xxxx, которая позднее была заменена на двузначную применявшуюся на других предприятиях(например, АР-74, АР-96 и т.д.). Существовало несколько популярных моделей авторучек харьковского завода, которые целиком или частично копировали модели от Pelikan.
- АР-1900 — первая половина 50-х, корпус из эбонита/оргстекла или эбонита/целлулоида, пипеточная система заправки(аэрометрик), доступ к пипетке под колпачком на торце ручки(так называемый blind cap)
- АР-2400 — первая половина 50-х, копирует Pelikan 100N, система заправки поршневая, по корпусу в целом похожа на целлулоидную модель АР-1900
- АР-2800 — середина 50-х? закрытое перо в стиле Parker 51, пластиковый корпус, поршневая система заправки
- АР-3000 — вторая половина 50-х, в целом копирует модель 2400, но имеет уродливое пластиковое навершие, а также клип как у Pelikan 120 (а также более поздних 400-700)
Также существовали рапидографы в аналогичных эбонито-целлулоидных корпусах с поршневой системой заправки.
Материалы и конструкция
Ручка сделана в основном из эбонита, оргстекла и целлулоида, за исключением стального пера и пластикового навершия. Ручка в разобранном виде.
Выпускалась в различных цветах(бывают и другие варианты).
Колпачок на резьбе, открытие-закрытие за три оборота, сделан из эбонита, за исключением пластикового навершия. В моём случае оно белое, но бывает и других цветов(синий, красный), смотрится инородно. Такое ощущение что эту деталь они взяли от другой, пластиковой ручки. В более ранних моделях ручки начала 50-х годов навершие было точной копией с Pelikan 100 из эбонита.
На колпачке имеется импринт с месяцем/годом изготовления(в моем случае 11/59).
Клип типичный «пеликановский» как в модели Pelikan 120 с птичьими глазками и клювом, сделан из стали.
Перо и фидер
Я не уверен с оригинальным ли пером попала ко мне ручка, изначально было установлено перо размера 5.0 с надписью АР5, еще в одной купленной на запчасти стояло ярославское перо 5.5. Судя по форумам, большиство данных ручек комплектовались перьями размера 5.5. Заменил на близкое к нему новое перо типа «ложечка» размера 5.0 производства 60-х годов, на котором кроме модели выштампована цена — 2 копейки. Как сказал выше, также подходят перья 5.5, которые я тоже пробовал ставить, однако входят с некоторым усилием.
Фидер эбонитовый, с продольными ребрами на обратной стороне. Извлечь его из секции пока не удалось, но пока что особо и не заморачивался.
Система заправки
Ручка имеет классическую пеликановская поршневую систему заправки, изобретенную и запатентованная в 1925 венгром Теодором Ковачем и позже проданную компании Pelikan. Первые ручки с данной системой были выпущены в 1929.
Размеры
Длина в закрытом состоянии — 12.5см, в открытом — 12см, с надетым колпачком — 15.5 см, толщина корпуса — около 11 мм. Вес с колпачком — 13.9 грамм, без колпачка — 9.2 грамма.
Для понимания габаритов сравним с парой других ручек. Сверху вниз — АР-3000, Jinhao 82, Muji Aluminum, Mijia Sign Pen.
И в открытом состоянии:
Как видно ручка толстенькая и короткая. По размерам очень близка к Jinhao 82.
Образцы письма
Подача чернил очень обильная, на неподходящей для чернил бумаге можно наблюдать так называемые эффекты физеринга (feathering, эффект «ёлочки») и блидинга (bleeding, пробитие чернил через бумагу). Примеры письма в блокнотах Moleskine Studio (100gsm) и Pen+Gear (80gsm)
На этом и закончим. Выводы нужна ли вам данная ручка и как к этому всему относиться делайте сами, мне она очень нравится и хотелось иметь её в коллекции ;)
Дополнение
На днях мне удалось купить более раннюю версию «харьковского пеликана» — модель АР-2400, которая является практически полной копией Pelikan 100N. Посмотрим на отличия с АР-3000.
Ручки рядом с надетыми колпачками. Слева направа — Uni Kuru Toga Elite, Muji Aluminum, АР-2400, АР-3000.
«Пеликаны» со снятыми колпачками.
Как можем видеть, за исключением колпачков, ручки практически идентичные. У АР-2400 буквально на пару миллиметров короче ручка поршня, также на определенных версиях(не на всех) была небольшая ступенька между секцией и баррелем.
Также отличается фидер. У АР-2400 он более точно копирует пеликановский с тремя продольными ребрами, на АР-3000 их уже четыре, а также менее выражены выемки по бокам.
Фидеры сзади, слева направо — АР-2400, АР-3000.
Фидеры спереди, слева направо — АР-2400, АР-3000.
Всем удачи!
Добавить в избранное
Понравилось
+36
+41
Простой недорогой инструмент, вполне подходящий для школьников.
«сравнения с современными Jinhao „
Тогда “Jinhao и прочими за пару долларов» не было.
Кстати, хорошие китайские ручки тоже были недешёвыми, это сегодня «пару долларов» — недорого.
Были хорошая советская (перьевые дорогие, давать их школьнику — зачем ?, шариковые были не очень) и импортная (кто мог позволить, а ещё раньше — и кто вообще мог достать) канцелярия.
Недорогие школьные ручки — это НЕ инструмент для фанатов и каллиграфии.
Советские школьные ручки были весьма неплохими как утилитарный инструмент для письма, надёжный и без проблем заменяемый, когда шаловливые детские ручки теряли или ломали очередную авторучку.
Другое дело, что ценились получше-покрасивее.
И шариковыми массово писали, в 90е ценились уже разноцветные гелевые.
Первую шариковую ручку я увидел году этак в 1970, она была большая и трехгранная, как штык от трехлинейки. тут же ее обменял на автомат (детский), но не впечатлила.
Я перьями для чернильниц разве что игрался, да ещё в паспорте расписывался, было такое правило.
на фото выше ручки 1970-80х гг., про них и речь.
", кто обозревает чернильные ручки, а почерк… "
ну, что ж поделаешь 8~)
Чернильная ручка не сделает ваш почерк красивым только потому, что там есть перо и чернила. Над почерком надо работать, долго и муторно.
Или евро эМки. А вот японские EF так не работают. Видать у них другая магия )
Вспоминаю слова отца: ручка должна ложиться в ямку между большим и указательным пальцем… При таком удержании буковки ровнее и круглее.
ЗА это, наверное, и люблю перо.
Да и сам красивый почерк ставится не на перьевой авторучке, а либо на макалке, либо на мокрой лапше.
Что же до сути претензии, то скажу так — если бы обзорами письменных принадлежностей занимались только люди с каллиграфическим почерком, то обзоров было бы чуть менее чем нисколько. Так что — потерпим. Нам интересен сам продукт, а вовсе не мелкая моторика автора.
Что части механизмов, что по дизайну, у большинства это уровень семидесятилетней(а у некоторых и столетней) давности, только с новыми материалами, и то не всегда. На секундочку, Pilot Vanishing Point — это 1963, Lamy 2k — 1966. Поршень — разработка 30-х годов, картриджи — 50-х.
«Не появилось в ручках никаких принципиально новых технологий»
Радикально изменился сам процесс производства и с ним радикально изменилось как качество так и ценник, который за это качество приходится платить. В описываемые вами 30-50 года повально распространенная в наши времена твердосплавная напайка была лютейшим хайтеком, доступным только для производителя «представительского уровня». Сейчас подобные перья стоят копейки. То же и с уплотнениями, то же и с полимерами, с чистовой обработкой, литьём и вот этим вот всем. Нынешний ширпотреб по качеству письма вполне сопоставим со старшими брендами и отличается только «мажорностью» материалов. Например АБС-пластик вместо «драгоценной смолы».
Поэтому сравнивать школьный ширпотреб полувековой давности с нынешним, это да — чистейший абсурд.
Насчет копеечного ширпотреба согласен. Но при этом в среднем сегменте цены выросли, качество не выросло — простейшие новые ручки с золотыми перьями стартуют грубо говоря с $150-200 — хотя тут конечно и спрос в разы ниже чем раньше и маркетинговое разделение, но все равно за то же качество нужно платить больше.
На стальные перья изначально массово напайки не делали, да. Но они в том числе и ржавели от древних чернил и были расходником. На золотых перьях иридиевую напайку делали с 19 века, в 1920-х она стала стандартом. И по ценам это было не сказать чтобы неподьемные деньги. Взять для примера какой-нибудь Parker Duofold — в 1920 году это была топовая, дорогая ручка(золотое перо с напайкой с гарантией 25 лет, новейший пластик) и она стоила $7, пишут что на современные это около $115. И это дешевле чем сейчас стоят простейшие sailor pro gear или pilot custom 74 с золотыми перьями.
Рекламная статья из NY Times 1862 года — из интересного — описывают механизацию, штамповку, припаивание иридиевого шарика, распиливание и т.д.:
www.nytimes.com/1862/09/27/archives/penography-nobody-can-afford-to-use-a-bad-pen-nobody-can-afford-to.html
Мануал паркера из 1920, с ценами на запчасти, где пишут что регулировка пера и перепайка иридиевого шарика стоила 50 центов.
ia902202.us.archive.org/0/items/ParkerPenServiceManuals/Parker%20Service%20Manual%201920.pdf
Ну и видео(на немецком, но неважно) — показывает относительно современную технологию производства пеликанов, в частности перьев.
www.youtube.com/watch?v=EWhEytzwVmA
А я где-то писал что твердосплава не было? Я писал о том, что до второй половины 20-го века это было прерогативой перьев представительского класса, с соответствующим ценником.
А вы обратите внимание, сколько стоит новое золотое перо с напайкой. Ценник начинается от $1,25. Как говорится, почувствуйте соотношение цены.
Очень лень сейчас гуглить каталоги с ценами на прямые аналоги по каждому примеру, к тому же у меня нет цели никого убедить или переспорить, но допустим берем топовые советские монбланоподобные ручки, вот эти типа «ноготок», «хвост акулы» из 70-80х — они стоили около 17-20 руб, зарплаты учителей грубо говоря 100-150 руб., то есть примерно пятая-десятая часть зарплаты.
Берем какой-нибудь Parker Duofold (не прямой аналог, но вроде чуть повыше классом) — перевыпущенный в 1989 он стоил $300, гуглим зарплату американских учителей — и это в среднем 30к в год, 2.5к в месяц — то-есть опять же примерно десятая часть зарплаты.
Тот же дуофолд в момент выпуска в 1920 — стоил $7 (на современные около 100), гуглим книжку The Salary Schedule and Classification of Schools, [1922], там целая система — белые/черные отдельно, выслуга, сертификации — но в среднем 100 в месяц. Даже меньше десятой части зарплаты.
На соотношение цен на напайку и само перо обратил ;) Там еще есть такой фактор что до 70-х золото было в десять раз дешевле, но этот факт пока отбросим.
Так что представительский класс или не представительский, в целом это было доступно, на западе — чуть более доступно.
А уж открывать накопительные счета на ребенка, типа десять тысяч на свадьбу — это для них вообще феномен.
Так что десять процентов от зарплаты для советского человека и американца это совершенно разные деньги. Это кстати косвенно заметно и по рынку «винтажа». Огромное количество ручек бережно хранилось, в том числе до наших дней. Удовольствие то не дешевое. В отличии от советского гражданина, который без заморочек мог дать свою «Фили» сыну поиграться. С прогнозируемыми последствиями…
«Фили» — это вроде как набор, сама ручка — как я понимаю АР-602 или что-то типа того — это тоже относительно дешевая ручка, чуть дороже тех школьных.
По рынку винтажа (и всяким элитпенам) заметно что была очень слабо развита культура коллекционирования в этом направлении. Если с филателией/бонистикой в союзе было чуть получше — издавались какие-то книги и каталоги, то с ручками/табличками и прочим там все глухо. У китайцев тоже, кстати, заводов и брендов ручек были были буквально сотни — вменяемых каталогов, классификации и прочего не найти. Есть какое-то количество энтузиастов, но это не тот уровень, что в штатах или японии.
В общем, я сливаюсь из этой дискуссии, вас не переспоришь :)
Я это к тому, что дерьмо случается. На каждую такую АР-17, дожившую до наших дней благодаря неисправному перу, были десятки тысяч вполне себе нормальных ручек, которые были исписаны в хлам и просто развалились от износа.
И этот человек критикует кого-то за максимализм ) Очень много, это конкретно сколько? Стопицот? )
И именно поэтому они заполнили всю страну металлургическими, станочными, авиационными и тракторными заводами. Сотнями заводов ежегодно. Именно потому что делать своё не умели и не хотели.
Как говорится «на воре и шапка горит». Вы лично утверждали, что американцы построили заводы, а русские ничего не умели и не хотели. А теперь незаметно сползаете в сторону — ну типа не построили, а чертежи дали. А потом выясняется что типа не дали, а продали. А чуть попозже выяснится, что буквально спустя 10 лет мы и сами вышли на мировой уровень, экспортируя готовую продукцию на пол мира. Но передергиваю конечно я )
Проект, чертежи, руководство строительством, инженеры и т.д. были со стороны американцев, европейцев и т.д., но естественно, что были инженеры со стороны союза и разнорабочих, наверняка не везли из-за границы. Ну и это было не безвозмездно.
Готовая продукция в экспортном варианте всегда была намного лучше того, что продавалось внутри. Да и основой экспорта ссср были ресурсы и с.г.продукция. Во многом из-за этого он и загнулся, когда в 80-х цена на нефть упала.
Да и при нынешнем верховном лидоре ничего не изменилось — нефть, газ и т.д.
Угу. ДнепроГЭС — купили проект у фирмы Купера, наняли инженеров Сименса, турбины купили в Ньпорт НС, генераторы купили в Генерал Электрик. А потом несколько десятков тысяч советских людей, собрали всё это в одно гидротехническое сооружение.Так кто сделал эту ГЭС? По вашей логике это США? Или Германия? Или Англия? Любой здравомыслящий человек даже вопросом таким задаваться не станет, потому что очевидно что ГЭС построил СССР, который являлся инициатором работ, заказчиком проекта, источником финансирования и самое главное — координатором всего этого строительства.
Нет, не из-за этого.
Ну давайте просто по верхам из того, что помню:
советские ортодинамические наушники — копия Ямахи,
Процессор KP580ВМ80А — слизан с 8080А
Электрогитара Тоника скопирована с итальянской Eco (если правильно помню)
Вот только Жигуль копейка своя разработка и завод сами построили, как и ГАЗ :)
Вы утверждаете что у озвученных 35АС-015 или у Ил-86 было низкое качество?
И что? А разве «западные партнеры» не занимались тем же самым?
А самолет к потребительским товарам как относится? 35АС-015 наверняка были не так уж и плохи, но это верхний потребительский сегмент, что как бы не отменяет общий довольно низкий уровень потребительских товаров в ссср. Да и достать все это было проблематично.
Промышленный шпионаж в военке — наверняка. Но вряд ли американцы привозили фен «Машенька» или приемник «Маяк», чтобы понять как оно работает.
Общий уровень электроники и микроэлектроники, как был дно, так и сейчас на том же уровне. Максимальный техпроцесс 150нм и то на французском оборудовании и 250нм на своем, Процессоры, «Эльбрус» и «Байкал» — это даже не смешно, там отставание в 20--30 лет, да еще и производятся под заказ, поскольку даже техпроцесс 20-ти летней давности недоступен. Машины — не научились. Гражданская авиация — тоже нет. Есть прототипы, но в серию не пошло. Только и есть, что анало говнеты для военки и те во многом собраны на импортных комплектующих.
А что, в США стерео-система была доступна любому подростку? В 70-80 годы в чужом районе за неё могли голову проломить.
Хотите поговорить за качество продуктов питания?
В одной только Англии за год продавалось по 25-30 тыс советских автомобилей. Так на минутку.
Это примерно в 30 тыс раз больше, чем поставляется сейчас.
Да, точно. Не было ни автомобилестроения, ни самолетов. Подумаешь — пол глобуса на советских самолетах летало. Надо сильно зажмуриться и поверить )
Ну давайте расскажите о повально распространенных в те времена ЧПУ станках и технологии литья ABS-пластика.
Посоветуйте, пожалуйста, блокнот, в котором чернила не будут просвечивать через бумагу.
Чернила Кохинор, черные — упоминались здесь в одном из обзоров, заказал в Лабиринте. Попробовал два обычных ежедневника, промокает бумага насквозь. На обычной бумаге А4 такого эффекта нет. А поскольку писать приходится много, приходится выбирать: либо в блокноте, но гелевой — либо на А4 и пером. Все бы устраивало, но иногда приходится брать с собой свои заметки и словно амбарную книгу с собой тащишь…
Ватман 160гр имеет реальную плотность в разы ниже чем обычный тетрадный лист.
Здесь в основном werter1245 делал обзоры блокнотов — можете полистать его обзоры, даже недавно были какие-то Clairefountaine, Esselte и еще что-то.
Из того что обычно советуют — из европейских брендов — Rhodia, Clairefountaine, Leuchtturm1917 или из японских разные Tomoe River, Midori. Но это не особо бюджетные варианты, если вы их пачками исписываете, то может не подойти.
Еженедельники- Leuchtturm1917 до 500 руб на Озоне постоянно а5 формата, Сделано на Тайване
BRUNNEN от 350 до 3000 за алюминиевую версию, Сделано в Германии
Oxford с оптик бумагой у нас продавались тетради. Вот у них рекламная фишка была что даже любые чернила не пробивают нашу бумагу насквозь. Производили в Германии и Польше
— Из отечественного эко блокноты Falafel и скетчбуки Brauberg (производство материковый Китай) с собаками, кошками на обложке- плотность бумаги 120-160
— Rodia, больше маркетинговый бренд и Clairefountaine (все равно одно и тоже, почти) дешевле продукция. Франция, Алжир, Таиланд
разбавленныечернила недостаточной концентрации! Торговая марка и название модели на банке гарантируют это!Когда мне нужен очередной черновой блокнот, я обычно беру на ощупь. Даже в Фикспрайсе есть очень годные материалы, которые стоят раз так в сто дешевле именитых брендов. Листы должны быть абсолютно гладкими, как чековая лента и непросвечивать, если их направить на лампу. Обычно этого достаточно чтобы получилась «четверка с плюсом».
А Hamelin это
с выточенной из алюминия смотрится приличнее…
на фото крайняя справа
Раньше не делал такую мелочевку, так что это больше proof of concept, чем конечный продукт. Если бы напечатать в ABS и сгладить шапку ацетоном, то наверное еще лучше было бы.
полез смотреть и как всегда нашел очередное «интересное» на барахолке, теперь вот с жабой договариваться на сто баксов :)
перо 585 14k с напылением что бы скрыть золото :) в стиле паркера 65 серии.
редкая в наших краях ручка, но смущают жалобы на низкое качество пластика, который трескается со временем на две части около резьбы… С другой стороны ей 40-50 лет в среднем :)